ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК. 2018. Т. 19. № 4. С. 164-179
I СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ
АФРИКАНСКИЕ СТУДЕНТЫ В РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ПРИНИМАЮЩИМ ОБЩЕСТВОМ
И. Камара, В. Н. Ракачев
Камара Ишака, Университет литературы и гуманитарных наук Бамако, Республика Мали, Бамако, ВР E2528.
Эл. почта: [email protected]. ORCID 0000-0003-4040-8775
Ракачев Вадим Николаевич, Кубанский государственный университет, ул.
Ставропольская 149, Краснодар, 350040, Россия.
Эл. почта: [email protected]. ORCID 0000-0002-6505-4208
Аннотация. Статья посвящена важной проблеме — адаптации иностранных учащихся в условиях новой социокультурной среды страны обучения. Актуальность вопроса определяется реалиями современного глобального общества, активным развитием международных образовательных связей, ростом числа образовательных мигрантов в мире в целом и в России в частности. Для стран, предлагающих обучение гражданам других государств, иностранные студенты не только источник экономической прибыли, но и прежде всего важный ресурс международного влияния, фактор «мягкой силы» (soft power). В статье представлены результаты проведенного в 2014-2015 гг. комплексного социально-психологического исследования, направленного на выявление особенностей социокультурной адаптации и взаимоотношения с принимающим обществом африканских студентов, обучающихся и завершивших обучение в вузах России и СССР. По итогам проведенного исследования выявлены и проанализированы факторы, определяющие степень успешности адаптации, основные барьеры, затрудняющие включение африканских студентов в новое социокультурное пространство, специфика их взаимодействия с принимающим обществом. Делается вывод о том, что социокультурная адаптация африканских учащихся, обучающихся в России, является сложным многофакторным процессом, в ходе которого они пытаются достичь социально-психологической совместимости с новой для них культурной средой. Анализ процессов адаптации студентов из стран Африки позволил определить эффективные механизмы, способные оптимизировать эти процессы, использовать данный опыт при создании благоприятных условий для иностранных студентов. По итогам исследования сформулированы рекомендации, которые могут способствовать облегчению адаптационного процесса иностранных учащихся из стран Африки в России.
Ключевые слова: иностранные студенты, образовательная миграция, студенты из стран Африки, российские вузы, международное образование, социокультурная адаптация
Введение
После Второй мировой войны наступил новый период в международных отношениях, связанный с расширением сотрудничества государств в области образования, науки и культуры. В рамках ООН 16 ноября 1945 г. создается специализированное учреждение по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) основная задача которой: «содействовать укреплению мира и безопасности путем расширения сотрудничества народов в области образования, науки и культуры в интересах обеспечения всеобщего уважения справедливости, законности и прав человека, а также основных свобод, провозглашенных в Уставе ООН, для всех народов без различия расы, пола, языка или религии» (Красовицкая Т. Ю., 2013).
Начало активного привлечения иностранных студентов в Советский Союз начинается несколько позже, с 1954 г.— времени вступления СССР в ЮНЕСКО. Это период изменения модели международного сотрудничества СССР, осознания
важности и значимости расширения советского образовательного пространства как фактора политического влияния. Вопрос о необходимости расширения вузов и привлечения в них иностранных специалистов и студентов рассматривался в рамках государственных мероприятий, в том числе на XX съезде КПСС.
За период 1960-1990-х гг. была создана эффективная система социальной адаптации иностранных студентов, заметно сказавшаяся на качестве образования, расширении географии и количества иностранных студентов, обучающихся в советских учебных заведениях что, в свою очередь, являлось важным элементом распространения советского влияния в мире.
Распад СССР существенным образом отразился как на процессах привлечения иностранных студентов в Россию, так и на условиях социальной адаптации. Вместе с тем роль и ценность российского образования остается и сегодня довольно значительной. По словам Президента России В. В. Путина, «... не империя, а культурное продвижение; не пушки, не импорт политических режимов, а экспорт образования и культуры помогут создать благоприятные условия для российских товаров, услуг и идей. Мы должны в несколько раз усилить образовательное и культурное присутствие в мире — и на порядок увеличить его в странах, где часть населения говорит на русском или понимает русский» (Путин В. В., 2012).
В этой связи подготовка в вузах России специалистов — представителей стран Африки выступает своеобразным средством укрепления международного авторитета её образования, науки и культуры. Кроме того, привлечение образовательных мигрантов в страну стимулирует культурный обмен, способствует привлечению экономической прибыли в российский бюджет, а также обеспечивает её активное влияние на формирование будущей политической, экономической, культурной элиты в странах, отправляющих своих граждан на обучение, в том числе и в странах Африки. К тому же иностранные учащиеся, которые остаются в России после окончания учёбы, также являются иностранными выпускниками российских вузов, получившими образование, владеющими языком, понимающими местную культуру, адаптированными к национальному рынку труда. В этой связи они могут рассматриваться как ценный потенциальный ресурс пополнения человеческого капитала для нужд экономики России.
Подготовка иностранных студентов в стране выступает инструментом так называемой «мягкой силы» (soft power), обеспечивая распространение российского влияния в мире, поддержку и развитие долговременных связей с зарубежными странами (Торкунов А. В., 2012).
Всё это актуализирует вопрос адаптации иностранных учащихся в стране обучения, от успешности которой зависит результат образования и профессиональная социализация.
Проблема приобретает особую актуальность в условиях роста числа иностранных учащихся в мире. Если в 2007-2008 гг. по данным различных источников число иностранных студентов, обучавшихся за границей, варьировалось от 2,7 до 3 млн. чел., то согласно данным, представленным в докладе ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) «Education at a Glance» в 2012 г. эта цифра достигла 4,1 млн. чел. По данным ЮНЕСКО в настоящее время образовательные услуги иностранным гражданам предоставляют 129 государств мира. До 1991 г. СССР занимал второе место в мире по количеству иностранных студентов, в 1990-е гг. произошло резкое сокращение контингента иностранных учащихся,
однако затем ситуация стала меняться в лучшую сторону. В настоящее время Россия занимает 8-е место по численности обучающихся иностранных граждан. В 2017 г. в стране обучалось 220 тыс. иностранных граждан, а к 2025 г. их число планируется увеличить до 760 тыс. (Ивойлова И., 2017).
За десятилетия обучения иностранных студентов в России накоплен богатый опыт организации учебного процесса для иностранцев, созданы структуры, обеспечивающие разработку и реализацию соответствующих программ и методик, направленных на оптимизацию процессов адаптации иностранных учащихся. Однако совершенствование данных методик невозможно без соответствующей эмпирической и теоретической базы, что также указывает на необходимость и актуальность проведения различного рода исследований, позволяющих выявить особенности процессов адаптации иностранных учащихся.
Степень изученности вопроса
Проблемы социальной адаптации изучаются различными социальными и гуманитарными науками на регулярной основе и достаточно длительное время. За это время создана широкая теоретическая база, позволяющая рассматривать и анализировать данные процессы. Кроме того, проведено немало прикладных исследований, создавших серьезную эмпирическую основу для теоретических выводов и построений.
В рамках социологической науки отдельные аспекты, связанные с процессами адаптации, представлены в работах классических авторов: Г. Спенсера, Э. Дюрк-гейма, М. Вебера, Т. Парсонса, Р. Мертона, понимающих адаптацию как усвоение индивидом условий социальной среды.
Бихевиористы и необихевиористы (Р. Фэрчайлд, Э. Холландер, Г. Айзенк и др.) рассматривают адаптацию как процесс социального научения. В рамках психоанализа адаптация как процесс и адаптированность как результат направлены на установление гомеостатического равновесия между адаптантом и инокультурной средой. В феноменологической традиции (А. Щюц, П. Бергер, Т. Лукман) адаптация есть субъективный поведенческий акт, осмысливаемый и интерпретируемый личностью в рамках общества.
С позиций качественно-количественного подхода к оценке результатов адаптации этот процесс интерпретируют Ч. Морис, А. Н. Леонтьев, М. В. Ромм, А. Л. Венгер и др., выделяя уровни адаптации.
Важную роль в осмыслении процессов социокультурной адаптации сыграла теория «культурного шока», представленная в работах К. Оберга, С. Бокнера, З. И. Левина, Дж. Т. Гуллахорна, Дж. Е. Гуллахорна и др., отмечавших, что даже при самых благоприятных условиях взаимодействия вхождение человека в иную культуру сопровождается как объективными, так и субъективными трудностями.
Эмпирический анализ проблем иностранных студентов в стране обучения, особенностей и трудностей социокультурной адаптации этой категории мигрантов рассмотрен в работах зарубежных ученых (Кэри А. Т., 1956, Тэджфел Г., Доусон Дж., 1982; Клинеберг О., 1972; Камара И., 2014, Бустос Р., Гэйрин Дж., 2017; Дервин Ф., 2015) и др. Активно разрабатывалась эта тематика и российскими учеными (Письменная Е. Е., 2009; Шереги Ф. Е., Дмитриев Н. М., Арефьев А. Л., 2002; Крылова Н. Л., 2006; Мазитова Л. Т., 2002; Ромео А. Н., 2009; Петров В. Н., Ракачев В. Н., Ракачева Я. В., Ващенко А. В., 2009; Красовицкая, 2013; Звягольский А. Ю., 2010 и др).
В целом анализ состояния изученности проблемы показывает, что в зарубежной и российской социологической науке накоплен значительный эмпирический и теоретический материал по проблемам социокультурной адаптации образовательных мигрантов. Вместе с тем существует потребность в дальнейшей разработке вопросов, посвященных социокультурному аспекту адаптации иностранных учащихся, в том числе и из стран Африки, с учетом меняющихся общественно-политических реалий.
Становление и развитие личности в процессе социализации неизбежно связывают с необходимостью её адаптации к условиям внешней среды, как природной, так и социальной. Этот процесс, с одной стороны, проявляется в привыкании, приспособлении личности к общественным нормам и ролям, с другой — выступает как средство развития самой личности, раскрытия её внутреннего потенциала и достижения особого равновесия между адаптантом и окружающей его новой социокультурной средой. Под адаптацией личности следует понимать многоуровневый процесс взаимодействия представителей разных культур и групп в различных сферах общественной жизни, в ходе которого формируется новая социальная идентичность, соответствующая условиям новой среды. Адаптированность в свою очередь понимается как состояние благополучного взаимодействия личности с новой социальной средой, в котором она удовлетворяет большинство своих духовных и материальных потребностей, адекватно выполняет требования, которые ей предъявляет данная среда.
Методология и задачи исследования
С целью изучения особенностей процессов социокультурной адаптации иностранных учащихся из стран Африки, обучающихся и прошедших обучение в российских/советских вузах и факторов их определяющих, нами было проведено в 2014-2015 гг. комплексное социально-психологическое исследование с использованием количественных и качественных методов сбора информации: анкетного опроса и интервью.
Объектом исследования выступили африканские учащиеся, обучающиеся или прошедшие обучение в российских и советских вузах. В ходе исследования были поставлены задачи: определить уровень адаптации африканских студентов в условиях новой социокультурной среды на основе объективных и субъективных критериев; выявить основные факторы, влияющие на адаптацию, условия, облегчающие или затрудняющие этот процесс; выявить основные адаптационные стратегии, реализуемые африканскими студентами в условиях страны обучения; определить характер и формы взаимодействия африканских студентов и принимающего общества и его последствия. В исследовании приняли участие 88 иностранных студентов из стран Африки, обучающихся и обучавшихся в российских и советских вузах.
Учет временного фактора крайне важен для нас при анализе этапов и результатов адаптации, поскольку образовательная миграция — процесс, ограниченный по времени. Результаты нашего исследования показывают, что из опрошенных 29% учащихся живёт и учится в России/СССР один год; 22% — два года; 14% — три года; 13% — четыре года; 11% — пять и шесть лет, 11% — шесть лет и более. Можно говорить, что чуть более половины респондентов — африканских учащихся живёт и учится в России один-два года. Чуть менее половины опрошенных проживает в стране три и более лет.
Результаты социально-психологического исследования
Исследование выявило, что на социокультурную адаптацию оказывают влияние территориальный, географический, климатический факторы. Значимую роль играет физиологическая адаптация, которая начинается с привыкания африканских учащихся к климатическим условиям страны обучения. Они болезненно приспособляются к суровой «русской зиме». Часть учащихся указали на необходимость приспосабливаться к недостатку жизненного пространства в условиях зимы. Данная трудность объясняется тем, что на родине встречи с друзьями или свободное времяпрепровождение проходят на улице вне помещений. В России же зимой они вынуждены оставаться в общежитии.
Социально-бытовая адаптация
Учащиеся из стран Африки в целом сталкиваются с новым для них бытом и проходят процесс социально-бытовой адаптации. Данный аспект адаптация носит социокультурный характер, она обеспечивает интеграцию иностранного учащегося в бытовую сферу университета и принимающего общества в целом. Быт — есть вне-производственная сфера жизни человека, связанная с удовлетворением его материальных и духовных потребностей (Гусейнов О. М., 1976). Под социально-бытовой адаптацией мы понимаем приспособление приезжего к режиму сна, бодрствования, питания, жилищу, пище, одежде, досугу, практикам поддержания здоровья и пр.
В этой связи значимо место проживания и соответственно связанные с ним бытовые условия. Ответы африканцев свидетельствуют о том, что большинство — 89% из них живёт в общежитиях, а 11% — снимает квартиру, иногда одну на несколько человек. Последнюю группу составляют в основном материально обеспеченные студенты из Анголы, Камеруна, Марокко, Нигерии. Проживание в общежитии при вузе имеет такие преимущества, как компактное проживание, близость к вузу, безопасность, низкая плата за жильё. Компактное проживание в общежитии совместно с другими студентами играет двойственную роль в процессе адаптации. С одной стороны, проживая вместе с другими африканцами и иностранными студентами, африканские учащиеся имеют более комфортные психологические условия, но при этом зачастую хозяйственно-бытовые условия общежития не достаточно хороши, и им приходится испытывать определенные неудобства. Проживание на квартире расширяет круг социальных контактов с представителями принимающего общества (хозяева, соседи и т.д.), но при этом увеличивает вероятность конфликтных ситуаций, снижает уровень безопасности и повышает стоимость проживания.
Социально-культурные факторы
Другим фактором, определяющим социокультурную адаптацию иностранцев, является традиционный характер африканского общества. В нашем случае учащиеся из стран Африки являются представителями так называемых традиционных обществ. Данные общества характеризуются стабильной социальной структурой, иерархией, основанной не на личностных достижениях, а на предписанных статусах и характеристиках. В результате чего в партнерские отношения в таких обществах выступают члены семьи, рода, общины, но не индивиды.
Советское, а позже российское общество представляют «современные общества» и характеризуются высокой социальной мобильностью, развитой системой профессиональной стратификации, основанной на достигнутых статусах. В этой связи африканские учащиеся прежде всего испытывают затруднение в восприятии
ценностей, норм и стереотипов поведения, лежащих в основе культуры российского общества.
Понимая традицию как непрерывную передачу культурного наследия от поколения к поколению на протяжении всей истории существования общества, как нематериальное наследие, коллективное сознание, особую символическую практику и при этом как идентичность человеческого сообщества (MaImasse G., 2010), мы можем предположить, что африканские учащиеся оценивают новую для себя культуру российского общества с помощью усвоенных ценностей на родине в процессе первичной социализации (Воск РЬК., 1970). В данном случае стереотипы или образцы поведения, которые иностранные учащиеся усваивают в родной культуре, не всегда приемлемы или иногда оказываются неэффективны в условиях страны обучения. В результате у большинства из них появляются психологические и психосоматические симптомы «культурного шока».
Социально-психологические факторы
Не менее важным условием социокультурной адаптации учащихся из стран Африки, обучающихся в вузах России и СССР, являются личностные социально-психологические характеристики (пол, возраст, образование и т.д.) В силу возраста (18-19 лет, т.е. обычно в этом возрасте, африканские учащиеся заканчивают обучение в лицее и получают среднее образование) у многих из них ещё не завершен процесс социализации на родине. Приехав на учёбу в Россию/СССР, они попадали в новые социокультурные условия. У них нет развитого опыта преодоления адаптационных сложностей, на который они могут ориентироваться, поскольку до приезда в Россию они не проживали сколько-нибудь длительное время вне пределов родной страны. Кроме того, у многих народов Африки традиционно предпочтительно рождение мальчиков, которым родители стремятся в первую очередь дать образование, тем самым подавляя в этой сфере активность девушек, что формирует у них стеснительность и замкнутость. Данная традиция ярко проявляет себя на примере учащихся из стран Африки, в числе которых преобладают юноши. Девушки представлены незначительным меньшинством и традиционная установка на то, что образование в первую очередь привилегия мужчин осложняет их адаптацию в принимающем обществе.
Причины выбора страны обучения
Важным фактором, определяющим успешность адаптации, выступает причина выбора страны обучения. Так, 17% опрошенных поступило в российские вузы по государственной программе (в основном это представители таких стран, как Нигерия, Экваториальная Гвинея, Мали, Ангола, Конго, Чад, Судан, Мозамбик, Эритрея), 27% учащихся — по советам знакомых, друзей, которые раньше учились в России/ СССР; 20% — по советам родителей; 25% — по причине невысокой стоимости обучения; 11% — по собственной инициативе (интересно побывать в России). Это подтверждают и данные других социологических исследований, где отмечается, что выбор нынешних африканских студентов России в качестве страны обучения во многом обусловлен сохранившимся позитивным образом страны у тех, кто учился здесь ранее (Н-Диае М.М., Ракачев В. Н., 2003).
Языковой барьер
Исследование выявило, что процесс социокультурной адаптации представителей стран Африки в России/СССР затруднен языковым барьером. На языковые
трудности указали 52,6% опрошенных. Сложности в общении с россиянами как представителями другой культуры выделили 17,5%, проблемы с учёбой — 14%, с жильем — 11%. Далее с большим отрывом следуют такие проблемы как непривычная пища — 1,8%, расизм — 1,2%, непривычный климат — 0,6%, недостаток времени и материальные трудности — по 0,6%. Причем для представителей стран с преобладанием традиционных обществ, таких как Мали, Нигер, Чад, Экваториальная Гвинея, и прежде всего девушек характерны проблемы в общении с россиянами как представителями другой культуры, а для представителей арабоговорящих стран Северной Африки (Марокко, Судана), как для юношей, так и для девушек, наибольшую проблему представляют языковые трудности. Как правило, представители Мали, Экваториальной Гвинеи, Камеруна, Центральноафриканской Республики испытывают материальные трудности. Молодые мужчины-студенты менее болезненно справляются с перечисленными трудностями, чем африканцы старшей возрастной группы и женщины.
Социальное происхождение, этничность, конфессия
Одним из важных факторов, влияющих на социокультурную адаптацию, являются социальное происхождение, состав и тип семьи. В данном случае большая семья влияет на адаптационный процесс в силу того, что она играет в жизни каждого из её членов особую роль. Действительно, подавляющее большинство африканцев, обучающихся в России и СССР, принадлежат к многодетным семьям, где отцы в основном заняты либо в первичном, либо в третичном секторе экономики. Гораздо реже главы семей занимают более высокое положение в обществе, являясь бизнесменами, дипломатами. В редких случаях, в семьях могут занимать высокие посты в обществе матери, работая врачами, секретарями, воспитателями. В любом случае семьи сталкиваются со значительными расходами, связанными с необходимостью обеспечить детей, отправляющихся на учёбу питанием, одеждой, или сталкиваются с необходимостью платы за обучение, медицинское страхование, досуг. Однако в связи с многодетностью семьи вынуждены в первую очередь содержать и обеспечивать младших детей. Тогда как старшие дети, отправляющиеся на учёбу за границу, вынуждены справляться с финансовыми трудностями самостоятельно. Данная ситуация во многом объясняет необходимость трудовой занятости части африканцев из малообеспеченных семей, что негативно сказывается на учёбе.
Этническая принадлежность, моно/поликультурная среда также играет определенную роль в процессе социокультурной адаптации учащихся из стран Африки, обучавшихся в вузах России/СССР. В нашем случае процесс коммуникативной адаптации затруднён тем, что в некоторых этнических группах детей учат общаться только внутри собственных групп. В результате соблюдения данных традиционных требований членам этих групп свойственен консерватизм и застенчивость, у них нет достаточного опыта в общении с людьми других этнических групп, что создает трудности в процессе адаптации. Привыкание иностранных учащихся к новому языку осуществляется и реализуется посредством установления дружеских контактов с представителями принимающего общества (Андреева Г. М., 1998), в ходе которых передается и усваивается социальный опыт, происходит изменение взаимодействующих субъектов, формируются новые личностные качества (Птицына И. Ф., 2008; Садохин А. П., 2007; Вугат М., 2000).
Исследование показывает, что существенное влияние на процессы социокультурной адаптации африканских учащихся, обучающихся в вузах России/СССР, оказывает конфессиональная принадлежность. Это необходимость соблюдать религиозные традиции в светском учебном заведении, а также находить точки соприкосновения с представителями других конфессий, с которыми существуют конфликты на родине. Однако, если межконфессиональная толерантность российского общества благоприятно сказывается на социокультурной адаптации части иностранцев, то возможности соблюдения религиозных практик для части африканцев-мусульман затруднены, особенно в тех регионах и городах, где большинство населения — христиане.
Успешность адаптации
Большая часть учащихся из стран Африки в России/СССР все же адаптируется к роли студента и к новым условиям. Это подтверждается и ответами на вопрос: «Преодолели ли учащиеся возникнувшие трудности в процессе жизни и учёбы в России/СССР, в том числе и учебные?». Около 43,4% респондентов отметили, что большинство трудностей им удалось преодолеть; 22,2% пока не преодолели эти проблемы, но надеются преодолеть их в скором будущем; 12,2% — затруднились с ответом. Лишь 7,9% респондентов отметило, что им не под силу исправляться с основными трудностями.
В числе условий, которые помогли большинству африканских учащихся успешно адаптироваться и преодолеть возникшие трудности, важную роль играют положительные ценностные ориентации и личностные нравственные качества. Они активно участвуют в самостоятельной деятельности по социальной адаптации: самостоятельно мыслят, стремятся достигнуть цели, используют индивидуальные возможности и способности. Это проявляется в том, что многие из них участвуют в олимпиадах по русскому языку, выступают на научных конференциях с докладами, принимают участие в культурных мероприятиях (концертах, выставках национальных культур) в вузах.
Можно говорить, что африканские учащиеся в большинстве своём обладают достаточно высокими адаптивными способностями, позволяющими им преодолеть основные трудности, возникающие в процессе жизни и учебы.
Следует отметить, что в группу, испытывающую больший «культурный шок» входили студенты не только первого курса, но и всех остальных курсов, а также аспиранты. Повышенный уровень стресса чаще встречается у представителей старшей возрастной группы, что связано с большей консервативностью, наличием семейных связей, устоявшейся модели взаимодействия. Наименьший стресс испытывают студенты младшей возрастной группы, уже прожившие несколько лет в России. В нашем исследовании это были учащиеся второго и третьего года обучения. В связи с этим одним из важных вопросов в нашем исследовании являлся вопрос о том, какой год был наиболее трудным в плане адаптации. Подавляющее большинство респондентов 59,9% отмечали, что это был первый год после приезда в Россию. Все время испытывают трудности 12,6% опрошенных респондентов, это в основном первокурсники. 19,5% от общего числа респондентов отмечали второй год проживания как самый трудный (испытывали стресс) и 8% затруднились с ответом.
При наличии знания, хоть и неполного, в любом случае социокультурная адаптация легче, чем при его полном отсутствии. Однако в то же время несоответствие
реальности ожиданиям может только усилить стресс от новой культурной среды. Об этом свидетельствуют ответы учащихся. Особую трудность испытывают молодые студенты, а также африканки в силу того, что они имеют завышенные ожидания.
За годы учёбы в вузах России/СССР 73,9% учащихся из стран Африки изменили отношение к стране обучения, местным жителям. Не изменили свое отношение 20,6% учащихся, 5,5% студентов затруднялось ответить.
Ответы на открытый вопрос о том, что удивило африканских студентов в России, показывают, что наибольшее позитивное удивление вызвали высокий уровень и качество образования, профессионализм преподавателей, самостоятельность и независимость женщин, доброта и отзывчивость местных жителей. В негативном плане удивило недоброжелательное отношение части местных жителей к иностранцам, бюрократические сложности и пр.
Особым условием социокультурной адаптации учащихся из стран Африки, обучающихся в вузах России/СССР, являются отношения с принимающим обществом, характер контактов. О достаточно хорошем уровне адаптации может говорить степень контактов мигрантов и местных жителей. Этот показатель у африканских учащихся достаточно высок. Отвечая на вопрос «Поддерживают ли учащиеся отношения с русскими/россиянами?», 55,3% учащихся отмечают, что они не просто вынужденно контактируют в процессе учёбы и в жизненно важных ситуациях, но и что у них есть много друзей и знакомых среди российских студентов и не только в студенческой среде. Около 17,5% опрошенных общаются с однокурсниками и преподавателями только по необходимости. При этом 7,9% общается только с африканскими студентами, у 1,8% нет ни знакомых, ни друзей среди местных жителей и 17,5% затруднились ответить. В числе тех, кто не контактируют с местными жителями, прежде всего студенты-первокурсники, которые, кроме всего, имеют и серьезный языковой барьер, а также девушки-африканки. Однако это характерно не для всех африканских девушек-студенток, степень их контактов зачастую связана со страной выхода, степенью ее традиционности.
В отдельных случаях иностранные учащиеся до отъезда на учёбу еще дома немного изучали русский язык, в отдельных школах работали русские преподаватели, представители более молодого поколения получали информацию из СМИ и от лиц, учившихся в России или СССР. Поэтому по прибытии эта часть студентов легче ориентируется в принимающем обществе, она активнее общается не только со студентами и преподавателями, но и с людьми за пределами университета.
Значительная часть иностранных учащихся испытывает трудности в формировании речевых умений и навыков, а также мышления на русском языке, обладая минимальными базовыми знаниями и не зная норм общения и взаимодействия с россиянами в общественных местах. Важную роль здесь играют уроки русского языка, особенно на подготовительных факультетах многих вузов, где преподаватели использовали учебно-методические материалы, насыщенные страноведческой информацией, речевыми моделями, которые помогали учащимся сформировать представление о поведенческих образцах. Постепенно у них формируются навыки диалоговой речи и легче идет адаптация.
Почти все африканские учащиеся испытывают дискомфорт с изменением системы питания. В вузах России, как и в СССР, отсутствует специальная организация питания иностранцев. Поэтому чаще всего африканские студенты, как показывают результаты исследования, самостоятельно готовят блюда национальной кухни и редко питаются в студенческих столовых.
О противоречивости и неоднозначности процесса адаптации свидетельствуют и ответы на вопрос анкеты о том, ощущают ли когда-нибудь себя учащиеся из стран Африки в России как дома. Две трети учащихся-африканцев никогда не чувствует себя в России как дома или испытывает это чувство крайне редко. В то же время почти треть иногда испытывает такое ощущение, т.е. чувствует себя здесь как дома. Наибольший процент не чувствующих себя в России как дома составляют студентки из Мали, Камеруна, Нигера, Экваториальной Гвинеи, Чада, а также студенты старшей возрастной группы (аспиранты), состоящие в браке и имеющие высокий уровень жизни на родине. Данное положение можно объяснить тем, что круг общения девушек-африканок уже и социальные контакты реже, чем у мужчин. В отношении же аспирантов причина несколько иная — это в основном уже состоявшиеся на родине люди, зачастую имеющие семьи и острее ощущающие свой временный учебный статус.
Образовательные планы как показатель адаптации
Подавляющее большинство опрошенных иностранных студентов — 76,3% планируют после учёбы вернуться домой, 12,7% хотели бы продолжить учиться в аспирантуре в России, и 1,2% отмечают, что, если бы представилась возможность найти в России хорошую работу, они бы остались. Небольшой процент опрошенных (0,6%), хотят побыть в России до тех пор, пока не появится возможность уехать в Европу, и 9,2% затруднились ответить. Мотивы выбора: в первом случае — желание использовать полученные знания на пользу своей родине, для тех, кто готов остаться в России — стремление избежать нестабильной политической и экономической ситуации на родине, а также перспектива углубления знаний и накопление опыта в России, подработки на профессиональном рынке или возможность позже переехать в Европу.
Однако 60,6% африканских учащихся не хотели бы больше возвращаться в Россию после окончания учёбы, и 62,8% респондентов не выберут Россию в качестве страны обучения, если придётся это делать снова; соответственно 25,4% вернулись бы в Россию и 34,3% выбрали бы ее снова, а 14% и 2,9% затруднились ответить. Это связано, скорее всего, как с негативным социальным опытом, полученным во время учебы, так и со сложностью признания в некоторых странах российского образования и диплома.
При этом впечатления в целом о России положительные у 36,5% респондентов, отрицательные — у 30,2% респондентов, у ещё 30,2% респондентов — в равной степени как положительные, так и отрицательные.
В основном африканские студенты, как показал опрос, удовлетворены тем опытом и знаниями, которые получают в России. Это обусловлено большой эффективной работой российских вузов по подготовке иностранцев и общетеоретической направленностью данной подготовки. Около 41,3% опрошенных отметили, что полностью удовлетворены полученными в ходе обучения знаниями и самим процессом обучения, 49,2% респондентов удовлетворено не полностью, совсем не удовлетворены 2,4% респондентов и 7,1% не дали ответа на вопрос. В интервью африканцы отмечают хорошую работу иностранных отделов вузов, качество образования, мастерство и высокий профессионализм, исключительную доброжелательность преподавателей, их стремление помочь в трудных ситуациях, не считаясь со временем.
Анализ данных, полученных в ходе исследования, позволил выделить среди африканских учащихся две группы, испытавшие социокультурный шок при адаптации в России: первую — в большей и вторую — в меньшей степени. Вторая группа
студентов была готова к преодолению различных трудностей, возникающих в процессе адаптации. Представители первой группы — испытавшие социокультурный шок, в большинстве своем руководствовались негативными стереотипами о принимающем обществе, занимали отстраненную позицию наблюдателя, проявляли нежелание общаться на русском языке, меньшую открытость, концентрировались на собственных переживаниях, в целом были нацелены на изоляцию.
По результатам исследования можно делать вывод, что стресс гораздо чаще возникает у девушек, которым труднее найти общий язык с местным населением, в частности с мужчинами, и которые оказываются в изоляции. Также можно говорить, что чем более успешна первичная социализация иностранного студента была на родине, тем медленнее и сложнее происходит социальная адаптация в другой стране. Также выявлена связь между материальным положением учащихся на родине и уровнем адаптации: чем более состоятельна в финансовом плане семья африканца, чем она более современна и интеллектуальна, тем быстрее и проще происходит адаптация. Однако эти положения требуют дополнительной эмпирической проверки.
В процессе жизни и учёбы в России африканцы в своём большинстве продолжают соблюдать свои привычки в пище и одежде. Они приспосабливаются к культуре принимающего общества путем осуществления необходимых сознательных изменений в способах поведения в стандартных ситуациях, но при этом остаются внутренне отчужденными от данной среды, в которой они вынуждены жить и учиться на протяжении всего срока обучения.
Выводы и рекомендации. Можно говорить о достаточно высокой степени адаптации учащихся из стран Африки в России. Однако здесь следует учесть соотношение времени пребывания в стране и степени преодоления трудностей. Значительная часть тех, кто уже не испытывает трудности или практически их преодолел, — это старшекурсники.
В целом можно отметить, что адаптационный потенциал африканских студентов достаточно высок. Поэтому, не удивительно, что большинству из них удалось преодолеть трудности, которые возникали в процессе адаптации, обучения в частности, что и определило последующую эффективную профессиональную социализацию на родине.
Тем не менее в процессе социокультурной адаптации иностранные студенты сталкиваются с рядом проблем, существенно затрудняющих и, более того, делающих практически невозможным для некоторых из них достижение состояния адаптированности. К их числу можно отнести ограниченное время пребывания в стране обучения, неблагоприятное материальное положение семьи, непривычный климат, коммуникативные барьеры, недостаток опыта общения и преодоления адаптационных сложностей, негативные стереотипы, недоброжелательное отношение, языковой барьер.
Вместе с тем обучение в России позволяет многим учащимся из стран Африки приобрести новые знания, раскрыть потенциал и в некоторых случаях преодолеть барьеры в общении с людьми. Здесь они знакомятся, налаживают новые контакты с местными жителями. Давление на них традиционной семьи постепенно уменьшается, они становятся все более самостоятельными и независимыми в принятии решений, в своём поведении, что ведёт к повышению индивидуальной способности и желания адаптироваться в новой культуре.
Исследование позволило выявить основные причины, по которым иностранные учащиеся из африканских стран выбирают Россию в качестве страны обучения. Во-первых, поступление в российские вузы для некоторых абитуриентов из стран Африки происходит по направлению, т.е. по государственной программе студенческих обменов. Во-вторых, оформление документов и получение визы на обучение в Россию и ранее в СССР гораздо проще и легче, чем в других странах. В-третьих, часть российских вузов не требует от иностранных учащихся (в том числе коммерческих) предварительного документального подтверждения источников финансирования, покрывающих расходы на обучение, проживание, транспорт, полис и пр., что позволяет иностранцу не зачисляться в конкретное учебное заведение на полное время обучения, использовать учебную визу для трудовой деятельности. Также поступление в российские вузы для некоторых абитуриентов из стран Африки происходит по рекомендации родственников, обучавшихся здесь, дающих положительную оценку образованию в России. Наконец, привлекает в Россию по-лиэтничный состав населения и сочетание различных традиций, культурных норм и ценностей, которые африканцы рассматривают как положительный фактор их адаптации.
В заключении необходимо подчеркнуть, что социокультурная адаптация африканских учащихся, обучающихся в России, является сложным многофакторным процессом, в ходе которого они пытаются достичь социально-психологической совместимости с новой для них культурной средой. Успешная адаптация происходит благодаря ряду объективных и субъективных факторов. Объективными факторами, влияющими на процесс адаптации африканских учащихся в процессе обучения в российских вузах, являются: социальное происхождение, тип родительской семьи; наличие собственной семьи, этническая принадлежность; этническая моно/поликультурная среда первичной социализации и принимающего общества; конфессиональная принадлежность и степень религиозности; территориальный, географический и климатический факторы, место рождения и степень традиционности общества в стране выхода. Субъективные факторы, влияющие на данный процесс: личностные социально-психологические характеристики (пол, возраст, образование), стереотипы и коммуникативные установки и навыки, глубина контактов с принимающим обществом, характер этих контактов. Любой из этих факторов может благоприятно или негативно влиять на адаптацию.
С целью оптимизации и повышения эффективности социокультурной адаптации учащихся из стран Африки необходимо в рамках образовательной политики сочетать мероприятия и программы, основанные на учете и управлении как объективными, так и субъективными условиями.
По итогам исследования можно сформулировать рекомендации, которые будут способствовать облегчению адаптационного процесса иностранных учащихся из стран Африки в России. Среди них наиболее эффективными, на наш взгляд, являются: активное установление контактов с местным населением, овладение русским языком, осведомленность до приезда в Россию о традициях, обычаях поведения, стиля одежды и привычках питания, формирование установок на интеграцию в новую среду. Также к их числу можно отнести: содействие выпускникам в приобретении постоянной работы в государственных учреждениях, предоставление возможности применять полученные знания и опыт к условиям профессиональной среды.
Библиографический список
Андреева, Г. М. (1998). Социальная психология. Москва: Аспект Пресс.
Витковская, М. И., Троцук, И. В. (2004). Адаптация иностранных студентов к условиям жизни и учебы в России (на примере РУДН). Вестник РУДН. Серия «Социология», 6-7, 267-284.
Гусейнов, О. М. (1976). Место и роль быта в формировании нравственного сознания людей. Вестник МГУ. Сер. «Философия», 1, 50-57.
Звягольский, А. Ю. (2010). Государственное сотрудничество с зарубежными странами и совершенствование правового статуса иностранных студентов в СССР (1945-1953 гг.). Общество и право, 1, 13-18.
Ивойлова, И. (2017, Ноябрь 13). Число иностранных студентов в России вырастет в три раза. Российская газета. Режим доступа https://rg.ru/2017/11/13/chislo-inostrannyh-studentov-v-rossii-vyrastet-vtroe.html
Камара, И. (2014) Влияние социокультурных различий на процессы адаптации иностранных учащихся в СССР/РФ. Вестник Северо-Кавказского федерального университета, 4 (43), 275-278.
Камара, И. (2014) Иностранные студенты в российском вузе: социокультурные особенности адаптации и профессиональной социализации. Краснодар: Кубанский гос. ун-т.
Красовицкая, Т. Ю. (2013). «Возвратить друзьями СССР.»: Обучение иностранцев в Советском Союзе. 1956-1965. Москва: МФД.
Крылова, Н. Л. (2006). Афро-россияне: брак, семья, судьба. Москва: РОССПЭН.
Мазитова, Л. Т. (2002). Социальная адаптация иностранных студентов (на примере вузов Башкортостана). (Канд. диссертация). Уфа.
Н-Диае, М. М., Ракачев, В. Н. (2003). «Свою старость я хотел бы встретить в России.»: результаты социологического исследования африканцев-выпускников советских вузов. Москва: ИЭА РАН.
Петров, В. Н., Ракачев, В. Н., Ракачева, Я. В., Ващенко, А. В. (2009). Особенности адаптации иностранных студентов. Социологические исследования, 2, 117-121.
Письменная, Е. Е. (2010). Актуальные вопросы адаптации иностранных студентов в России. В Демографические перспективы России и задачи демографической политики: Материалы научно-практической конференции (с. 124-128). Москва: Экон-Информ.
Птицына, И. Ф. (2008). Педагогические условия формирования межкультурной компетенции вторичной языковой личности студентов (на материале изучения японского языка и культуры). (Автореферат канд. диссертации). Якутск.
Путин, В. В. (2012, Февраль 27). Россия и меняющийся мир. Российская газета. Режим доступа https://rg.ru/2012/02/27/putin-politika.html
Ромео, А. Н. (2009). Иностранные студенты в российских вузах: проблемы межэтнического взаимодействия. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 8, 79-84.
Садохин, А. П. (2007). Межкультурная компетентность: понятие, структура, пути формирования. Журнал социологии и социальной антропологии, 1 (38), 125-139.
Торкунов, А. В. (2012). Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России. Вестник МГИМО-Университета, 4, 85-93.
Шереги, Ф. Е., Дмитриев, Н. М., Арефьев, А. Л. (2002). Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов. Москва: Центр социального прогнозирования.
Bock, Ph. K. (1970). Culture Shock: a reader in modern cultural Anthropology. New York: Publisher Alfred A. Knopf.
Bustos, R. & Gairin, J. (2017). Student academic adaptation of migrants in border contexts. Calidad en la educación, 46, 193-220. DOI: http://dx.doi.org/10.4067/S0718-45652017000100193.
Byram, M. (2000). Assessing Intercultural Competence in Language Teaching. Sprogforum, 18 (6), 8-13.
Carey, A. T. (1956). Colonial Students. London: Secker and Warburg.
Dervin, F. (Ed.) (2015). Chinese Educational Migration and Student-Teacher Mobilities: Experiencing
Otherness. Palgrave Macmillan UK. Hansen, A-S. & Th0gersen, S. (2015). The Anthropology of Chinese Transnational Educational
Migration. Journal of Current Chinese Affairs, 44 (3), 3-14. Klineberg, O. (1972). Étudiants du Tiers-monde en Europe. Problèmes d'adaptation, une étude effectuée
en Autriche, en France, aux Pays-Bas et en Yougoslavie (with Jeanne Ben Brika). Paris: Mouton. Marmasse, G. (Ed.) (2010). L'histoire. Paris: Vrin.
Riaño, Y., Van Mol, C. & Raghuram, P. (2018). New directions in studying policies of international student mobility and migration. Globalisation, Societies and Education, 16, 283-294. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/14767724.2018.1478721. Tajfel, H. & Dawson, J. L. (1965). Disappointed Guests. London: Oxford University Press.
Статья поступила в редакцию 26.06.2018 Статья принята к публикации 10.10.2018
Для цитирования: Камара И, Ракачев В. Н. Африканские студенты в России: особенности социальной адаптации и взаимоотношения с принимающим обществом. — Южно-российский журнал социальных наук. 2018. Т. 19. № 4. С. 164-179.
AFRICAN STUDENTS IN RUSSIA: PECULIARITIES OF SOCIAL ADAPTATION AND RELATIONSHIP WITH THE RECEIVING COMMUNITY I. Camara, V. N. Rakachev
Ichaka Camara, University of Letters and Human Sciences of Bamako, Mali, Bamako, PO Box: E2528.
E-mail: [email protected]. ORCID 0000-0003-4040-8775
Vadim N. Rakachev, Kuban State University, Stavropolskaya Str., 149, Krasnodar, 350040, Russia,
E-mail: [email protected]. ORCID 0000-0002-6505-4208
Abstract. The paper is devoted to an important problem — the adaptation of foreign students to the new socio-cultural environment in the country of instruction. The relevance of the issue is determined by the realities of modern global society, the active development of international educational ties, and the growing number of educational migrants in the world on the whole and in Russia in particular. For countries offering training to citizens of other states, foreign students are not only a source of economic profit, but, above all, an important resource of international influence, a factor of "soft power". The paper presents the results of the survey conducted in 2014-2015 a complex socio-psychological research aimed at identifying the features of socio-cultural adaptation and the relationships between the host society and the African students who either study or have completed their studies at universities in Russia and the USSR. The research has made it possible to identify and analyze the factors determining the degree of success in adaptation, the main barriers that hamper the inclusion of African students into the new socio-cultural space, as well as the specificity of their interaction with the host society. The socio-cultural adaptation of African students who study in Russia is a complex multifactor process during which they attempt to achieve socio-psychological compatibility with the cultural environment new to them. As a result, the analysis of the adaptation process for students from African countries has enabled the authors to single out and determine effective mechanisms that can optimize it. Apart from this, the research contains recommendations that can facilitate the process.
Keywords: foreign students, educational migration, students from African countries, Russian universities, international education, socio-cultural adaptation DOI: 10.31429/26190567-19-4-164-179
References
Andreeva, G. M. (1998). Social'naya psihologiya [Social Phsychology]. Moscow: Aspekt Press.
Mazitova, L. T. (2002). Social'naya adaptaciya inostrannyh studentov (na primere vuzov Bashkortos-tana) [Foreign Students' Social Adaptation (as Exemplified by Bashkortostan Higher Educational Institutions)]. (Cand. Dissertation). Ufa.
N-Diae, M. M., Rakachev, V. N. (2003). "Svoju starost' ya hotel by vstretit' v Rossii.": rezul'taty sociologiceskogo issledovaniya afrikancev-vypusknikov sovetskih vuzov ["Wish I Could See Myself Grow Old in Russia...": Results of the Sociological Research of the African Students-Graduates from Soviet Higher Educational Institutions]. Moscow: 1ЁА RAN.
Petrov, V. N., Rakahev, V. N., Rakacheva, Ya. V., Vashchenko, A. V. (2009). Osobennosti adaptacii inostrannyh studentov [Foreign Students' Characteristic Features of Adaptation]. Sociologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], 2, 117-121.
Pis'mennaya, E. E. (2010) Aktual'nye voprosy adaptacii inostrannyh studentov v Rossii [Topical Problems of Foreign Students' Adaptation in Russia]. In Demograficheskie perspektivy Rossii i za-dachi demograficeskoj politiki [Demographic Perspectives of and Pivotal Tasks in Demographic Policy] (pp. 124-128). Moscow: Ekon-Inform.
Ptitsyna, I. F. (2008). Pedagogicheskie usloviya formirovaniya mezhkul'turnoj kompetencii vtorichnoj yazykovoj lichnosti studentov (na materiale izucheniya yaponskogo yazyka i kul'tury) [Academic Conditions of Creating Intercultural Competence of Secondary Language Personality (as exemplified in the Study of Japanese language and Culture)]. (Abstract of the Cand. Dissertation). Yakutsk.
Putin, V. V. (2012, February 27). Rossiya i menyayushchijsya mir [Russia in the Changing World]. Rossijskayagazeta [Russian Newspaper]. Retrieved from https://rg.ru/2012/02/27/putin-politika.html
Romeo, A. N. (2009). Inostrannye studenty v rossijskih vuzah: problemy mezhetnicheskogo vzaimodejstviya [Foreign Students in Russian Higher Educational Institutions: Problems of Inter-Ethnical Cooperation.]. Izvestiya Volgogradskogogosudarstvennogo pedagogicheskogo uni-versiteta [News of the Volgograd State Pedagogical University], 8, 79-84.
Sadokhin, A. P. (2007). Mezhkul'turnaya kompetentnost': ponyatie, struktura, puti formirovaniya [Inter-cultural Competence: Concept, Structure, Ways of Formation]. Zhurnalsociologii i social'noj antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], 1 (38), 125-139.
Torkunov, A. V. (2012). Obrazovanie kak instrument "myagkoj sily" vo vneshnej politike Rossii [Education as an Instrument of "Soft Power" in Russia's Foreign Policy]. Vestnik MGIMO-Uni-versiteta ["MGIMO Review of International Relations], 4, 85-93.
Sheregi, F. E., Dmitriev, N. M., Aref'ev, A. L. (2002). Nauchno-pedagogicheskij potencial i eksport obrazovatel'nyh uslug rossijskih vuzov [Scientific and Educational Potential and the Export of Educational Services at Russian Educational Institutions]. Moscow: Centr social'nogo progno-zirovaniya.
Vitkovskaya, M. I., Trocuk, I. V. (2004). Adaptaciya inostrannyh studentov k usloviyam zjizni i ucheby v Rossii (na primere RUDN) [Foreign Students' Adaptation to Life and Instruction in Russia (as Exemplified by RUDN Experience)]. Vestnik RUDN. Seriya "Sociologiya" [RUDN Journal of Sociology], 6-7, 267-284.
Gusejnov, O. M. (1976). Mesto i rol' byta v formirovanii nravstvennogo soznaniya ludej [The Place and the Role of the Way of Life in the formation of moral principles]. VestnikMGU. Ser. "Filosofiya" [Moscow University Bulletin. Ser. Philosophy]. 1. 50-57.
Zvyagol'skij, A. Yu. (2010). Gosudarstvennoe sotrudnichestvo s zarubezhnymi stranami i sover-shenstvovanie pravovogo statusa inostrannyh studentov v SSSR (1945-1953 gg.) [Cooperation with the Foreign Countries on the State Level and the Improvement of Legal Status of Foreign Students in the USSR (1945-1953)]. Obshestvo i pravo [Society and Law], 1, 13-18.
Ivojlova, I. (2017, November 13). Chislo inostrannyh studentov v Rossii vyrastet v tri raza [The Triple Growth of Foreign Students in Russia]. Rossijskaya gazeta [Russian Newspaper]. Retrieved from https://rg.ru/2017/11/13/chislo-inostrannyh-studentov-v-rossii-vyrastet-vtroe.html
Kamara, I. (2014). Vliyanie sociokul'turnyh razlichij na processy adaptacii inostrannyh uchashihsya v SSSR/RF [Influence of Socio-cultural Differences upon Adaptation of Foreign Students in the USSR / Russia]. Vestnik Severo-Kavkazskogo federal'nogo universiteta [Newsletter of North-Caucasus Federal University], 4 (43), 275-278.
Kamara, I. (2014). Inostrannye studenty v rossijskom vuze: sociokul'turnye osobennosti adaptacii i professional'noj socializacii [Foreign Students at Russian Institutions of Higher Education: Socio-cultural Features of Adaptation and Professional Socialization]. Krasnodar: Kubanskij gos. un-t.
Krasovitskaya, T. Yu. (2013). "Vozvratit' druz'âmi SSSR...": Obucenie inostrancev v Sovetskom Soyuze. 1956-1965 ["To Return Foreign Students as USSR Friends...": Educating Foreign Students in the USSR.1956-1965]. 1956-1965. Moscow: MFD.
Krylova, N. L. (2006). Âfro-rossiâne: brak, sem'ya, sud'ba [The Afro-Russians: Marriage, Family, and Fate]. Moscow: ROSSPÈN.
Bock, Ph. K. (1970). Culture Shock: a reader in modern cultural Anthropology. New York: Publisher Alfred A. Knopf.
Bustos, R. & Gairin, J. (2017). Student academic adaptation of migrants in border contexts. Calidad en la educación, 46, 193-220. DOI: http://dx.doi.org/10.4067/S0718-45652017000100193.
Byram, M. (2000). Assessing Intercultural Competence in Language Teaching. Sprogforum, 18 (6), 8-13.
Carey, A. T. (1956). Colonial Students. London: Secker and Warburg.
Dervin, F. (Ed.) (2015). Chinese Educational Migration and Student-Teacher Mobilities: Experiencing Otherness. Palgrave Macmillan UK.
Hansen, A-S. & Th0gersen, S. (2015). The Anthropology of Chinese Transnational Educational Migration. Journal of Current Chinese Affairs, 44 (3), 3-14.
Klineberg, O. (1972). Étudiants du Tiers-monde en Europe. Problèmes d'adaptation, une étude effectuée en Autriche, en France, aux Pays-Bas et en Yougoslavie (with Jeanne Ben Brika). Paris: Mouton.
Marmasse, G. (Ed.) (2010). L'histoire. Paris: Vrin.
Riaño, Y., Van Mol, C. & Raghuram, P. (2018). New directions in studying policies of international student mobility and migration. Globalisation, Societies and Education, 16, 283-294. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/14767724.2018.1478721.
Tajfel, H. & Dawson, J. L. (1965). Disappointed Guests. London: Oxford University Press.
Received 26.06.2018 Accepted 10.10.2018
For citation: Camara I, Rakachev V. N. African Students in Russia: Peculiarities of Social Adaptation and Relationship with the Receiving Community. — South-Russian Journal of Social Sciences.
2018. Vol. 19. No. 4. Pp. 164-179.
© 2018 by the author(s). This article is an open access article distributed under the terms and conditions of the Creative Commons Attribution (CC BY) license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).