УДК 316.47, 316.42 Камара Ишака
аспирант кафедры социологии Кубанского государственного университета [email protected]
ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
Camara Ichaka
PhD student of the Social Science Department, Kuban State University [email protected]
FOREIGN STUDENTS IN RUSSIA: PROBLEMS OF SOCIAL ADAPTATION
Аннотация:
В статье определено понятие и основные этапы развития процесса адаптации африканских учащихся, выявлены его составляющие. Определены основные виды социального взаимодействия и влияние его на процесс адаптации представителей из стран Африки в Краснодаре.
Ключевые слова:
социальная адаптация, процесс гармонизации отношений, взаимодействие, иностранные учащиеся, визитеры.
Summary:
The article defines a concept of adaptation, its main stages and constituents regarding foreign students from Africa. The author recounts principle types of social interaction, and its influence on the process of African students’ adaptation in Krasnodar.
Keywords:
social adaptation, harmonization of relations, interaction, foreign students.
В настоящий момент проблема социальной адаптации личности является своеобразным научным полем, в русле которого за рубежом активно сотрудничают социологи и психологи, философы и культурологи, социальные работники и педагоги, ученые и управленцы различных стран и континентов. Но проблема адаптации иностранцев изучалась не многими авторами.
Одной из актуальных проблем, на наш взгляд, в данной области является изучение такой категории мигрантов как «визитеры», т. е. лица, временно пребывающие в чужой стране.
По нашему мнению, именно данная группа испытывает наибольшие трудности в процессе социально-психологической адаптации из-за временных ограничений, по причине которых «визитеры» не успевают приобщиться к нормам и ценностям принимающей культуры. В эту категорию попадают также студенты, выезжающие на обучение в другие страны. Степень их интеграции в новой культурной среде зависит от национальных и религиозных различий, географических различий, а также индивидуальных особенностей.
В Россию ежегодно приезжает значительное количество студентов из различных стран Африки. Для многих из них процесс адаптации в российском обществе проходит со сложностями. На основе обобщения некоторых исследовательских работ выяснилось, что у 79,8 % возникает проблема культурного и языкового барьера при общении с местными жителями, у 64,2 % -проблема с непривычным климатом и питанием, у 54,7 % - проблема неадекватности имеющихся привычек в стиле одежды и поведения в публичных местах. В этой связи существует необходимость более глубокого изучения этой проблемы, особенно на примере представителей африканской культуры: культурная дистанция между ними и местным населением значительна, в результате чего они испытывают гораздо больше проблем в отличие от представителей других культур.
Отношения между любыми этническими группами, в том числе между африканцами и принимающим обществом - это отношения между генетически разными социальными образованиями. Так что община как целое вынуждена искать способ существования в иноэтническом социальном окружении. Этот процесс не сводится к индивидуальной адаптации приезжих. Взаимодействие групп иностранных студентов и принимающего общества лежит в основе формирования менталитета студентов, во многом определяющего их поведение.
Обычно принимающее общество - это хорошо структурированный социум, в котором каждая социальная группа выполняет свою, необходимую для него функцию. Этот социум обладает только ему присущим общественным сознанием и устойчив к внешним воздействиям. Африканские студенты со своими традициями, своим образом мыслей и мировосприятием являются чужеродным для российского общества образованием, и при всех обстоятельствах их присутствие нарушает естественное для него течение жизни.
Для нас первостепенный интерес представляет социокультурный аспект взаимодействия иностранных (африканских) студентов и принимающего общества, так как адаптация означает процесс социокультурной трансформации приезжего в совершенно иной культурной среде.
Изучением данной проблемы в России занимались такие авторы, как Е.Е. Письменная, Ф.Э. Шереги, Н.М. Дмитриев, А.Л. Арефьев. В их трудах представлены современные тенденции и социальные эффекты учебной миграции, а также политика в сфере привлечения иностранных студентов в Россию. Не остаются без внимания и такие вопросы, как изучение научно педагогического потенциала и экспорта образовательных услуг российских вузов [1; 2; 3].
Социальная адаптация как процесс приспособления человека к новой социокультурной среде условно может быть разделена на активную и пассивную. Показателем успешной социальной адаптации является высокий социальный статус индивида в данной среде, а также его удовлетворенность этой средой в целом. Показателем неуспешности социальной адаптации, напротив, перемещение индивида в иную социальную среду либо отклоняющееся поведение. Социальная адаптация имеет объективную сторону, такую как климатические, географические, политические, экономические условия жизни в определенной стране пребывания. И субъективную сторону - ценностные ориентации и индивидуальные особенности личности.
Иностранный студент - это «визитер», то есть лицо, прибывающее на обучение в чужую страну на определенное время [4, с. 72], рамки которого фиксированы целью и сроком обучения. Он обучается в вузе, усваивает программный материал и после этого возвращается к себе на родину и использует накопленный опыт и знания. В процессе обучения иностранного студента и нахождения его в стране пребывания складываются многообразные социальные связи, происходит взаимодействие с местным сообществом. Характер этих связей и взаимодействий определяет, на наш взгляд, успешность или неуспешность процессов адаптации и в конечном счете сказывается на эффективности и уровне тех знаний и умений, которые приобретает иностранный учащийся.
Исследование взаимодействий индивидов лежит в области социологии и социальной психологии. В вопросе о сути социального взаимодействия мы склонны придерживаться позиции Эдмонда Марка и Доминика Пикары, которые определяют его как обмен информацией, аффектом или энергией между более чем двумя субъектами социальной группы или общества [5]. Взаимодействие есть обмен, взаимное общение, требующее наличия двух или более субъектов для того, чтобы обмен состоялся. Этим достигается определенный эффект и не исключается возможность реакции. Взаимодействие является основой не только межличностных отношений, но и социального взаимодействия. В данном случае адаптация африканских студентов находится в рамках явления.
Взаимодействие иностранных студентов с местными жителями складываются в области социальных, психологических, экономических, политических и духовных отношений. Следует отметить, что преимущественно такие отношения носят позитивный характер и основаны главным образом на сотрудничестве, кооперации, адаптации, интеграции. Вместе с тем возможны случаи негативных отношений, таких как конфликт, нападение, конкуренция, сегрегация, дискриминация [6, с. 29-36]. И, наконец, взаимодействия между иностранными студентами и местным населением могут иметь амбивалентную форму, проявляясь через соревнование, конкуренцию [7, с. 50-76].
В общении между иностранными студентами и принимающей социальной средой существуют как внутригрупповые отношения, так и межгрупповые. В процессе внутригруппового общения иностранные студенты, как правило, общаются и взаимодействуют между собой в основном на основе земляческих либо языковых предпочтений. Межгрупповое общение и взаимодействие выходит за эти рамки. Студенты общаются с однокурсниками, преподавателями, друзьями, знакомыми и т. д. В этом взаимодействии они узнают о себе и открывают себя для других. Именно благодаря общению иностранные студенты устанавливают, поддерживают, прекращают и потом восстанавливают отношения с местными жителями. Именно через этот тип взаимодействия активнее и эффективнее идут процессы адаптации в новом для иностранцев социокультурном и физическо-географическом пространстве.
Процессы взаимодействия между иностранными студентами и местными жителями имеют различную форму, происходят на вербальном и поведенческом уровне. В дальнейшем происходит все более тесное взаимодействие, достигается компромисс, местные жители могут менять свое отношение к иностранным студентам. Важным дополнением к индивидуальным особенностям и способностям иностранных учащихся, определяющим характер этих отношений, выступают как объективные факторы: нормальные, достойные условия обучения, проживания, досуга, так и позитивное отношение со стороны местного населения в целом (их симпатия) и уважение. Осложняются процессы взаимодействия негативными установками и стереотипами части мест-
ных жителей, вследствие чего они становятся жертвами презрения, оскорбления или физического насилия. Кроме этого, сами иностранные студенты могут нарушать законы и обычаи страны пребывания, не всегда идут на контакт с местными жителями, не выражают желания научиться говорить на их родном языке, что также порождает конфликтную ситуацию.
С целью изучить особенности и проблемы процессов социальной адаптации иностранных студентов в России (на примере студентов-африканцев, обучающихся в вузах г. Краснодара), факторов, их определяющих, нами было проведено пилотажное социально-психологическое исследование.
Выборка включала две группы респондентов. Первая - студенты африканцы, обучающиеся в вузах г. Краснодара, - 63 чел. (44 чел. - мужского пола, 19 чел. - женского). Вторая группа -местные жители. В силу того, что иностранные студенты имеют достаточно узкий круг общения среди местного населения, как правило, это студенты-однокурсники, соседи по общежитию, преподаватели, соответственно именно представители этих групп были отобраны для участия в исследовании. Выборка жителей Краснодара включала 351 российского студента и 36 преподавателей (132 чел. - мужского пола, 219 чел. - женского) в возрасте от 16 до 77 лет.
Для выявления особенностей взаимодействия между студентами-африканцами мы обратились к методике, разработанной в 1925 году американским психологом и социологом Богардусом, так называемой шкале социальной дистанции [8; с. 453-467]. Данная методика позволяет измерить степень близости представителей разных культур либо социальных групп, их готовности к социальным контактам.
В результате проведенного исследования двух испытуемых групп респондентов: студен-тов-африканцев и местных жителей Краснодара по шкале социальной дистанции мы получили следующие результаты.
На вопрос шкалы социальной дистанции: «В каком случае хотели бы вы иметь отношение с африканцами?» жители Краснодара отвечали следующим образом. Большинство респондентов (40,8 %) ответило, что приняло бы африканцев как личных друзей, 21 % согласились бы их принять как коллег по работе или однокурсников. 14,6 % респондентов приняли бы африканцев как граждан своей страны, 8,74 % - как туристов, 6,06 % - как своих соседей, 7,3 % - как близких родственников посредством брака. И лишь 1,5 % опрошенных заявили, что не хотели бы вообще видеть африканцев в России.
Следует заметить, что ответы по шкале социальной дистанции у российских студентов различались в зависимости от пола, в частности среди студентов, согласившихся принять африканцев как близких родственников посредством брака. Среди выбравших этот вариант ответа 3,88 % составляют студенты мужского пола и лишь 0,88 % - женского пола. Зато среди тех, кто готов принять африканцев как личных друзей, девушек заметно больше (26,9 % по сравнению с 13,8 % парней). Из тех респондентов, кто заявил, что вообще не хотел бы видеть африканцев в России, абсолютное большинство - парни (1,32 %), и лишь 0,22 % - девушки.
Что касается африканских студентов, их ответы по шкале социальной дистанции несколько отличны от ответов российских студентов. 40,5 % африканцев ответили, что готовы принять местных жителей (россиян) как личных друзей, 21,9 % готовы принять их как близких родственников посредством брака, 11,1 % - только как туристов в своей стране, 9,1 % - как своих соседей. 7,3 % африканцев приняли бы русских как коллег по работе или однокурсников, 6,7 % предпочли бы вообще не видеть русских в своей стране. И еще 3,3 % опрашиваемых готовы принять русских как граждан своей страны.
Девушки-африканки относятся к местным жителям с большей неприязнью, чем парни. Например, 19,2 % из тех, кто ответил, что готов принять россиян посредством брака, - мужского пола, и лишь 5 % - девушки. Однако среди тех, кто не хотел бы видеть русских в своей стране, больше парней - 5,86 %, когда как среди девушек таких лишь 1,14 %.
Ответы респондентов, по результатам как российской, так и африканской выборок, различались также в зависимости от возраста опрашиваемого. Респонденты старшего возраста в целом более толерантны, чем молодые испытуемые, их отношение к африканцам более дружелюбное. В частности, среди тех, кто отметил, что не хотел бы видеть представителя другой страны у себя на родине, нет ни одного респондента старше 28 лет. Наиболее молодые из респондентов характеризуются некоторым этноцентризмом. Особенно он отмечается у девушек-африканок. Скорее всего, это связано с культурными особенностями страны - девушки чаще проводят свободное время дома, они более стеснительны, их приезжает в Россию намного меньше, чем парней-африканцев, поэтому они нередко привлекают внимание прохожих, им труднее чувствовать себя в безопасности. Таким образом, отношение местных жителей к африканцам в целом более положительное, хотя они готовы вступать в родственные связи с африканцами реже, чем к этому готовы африканские студенты.
В процессе изучении вопроса адаптации африканцев в Краснодаре нами было выявлено, что социальное взаимодействие представителей данных двух разных культур зависит от целого ряда факторов. К их числу относятся взаимные симпатии-антипатии, характер социальных, психологических, политических, духовных отношений принимающего общества и индивидуальных особенностей приезжающих. Также, оказывает влияние и характер социального взаимоотношения, целый блок факторов, включающий социальные представления, стереотипы, установки, отношения или просто недостаток опыта общения. Однако сложность проблемы адаптации африканских студентов и процессов их взаимодействия с принимающим обществом требует дальнейшего изучения и детализации. Данные, полученные с помощью подобных исследований, позволят разрабатывать адаптационные программы для африканских студентов, приезжающих в Россию, которые будут способствовать их успешной адаптации и гармонизации взаимоотношений с местным населением.
Ссылки:
1. Письменная Е.Е. Учебная миграция в Россию: современные тенденции М., 2008.
2. Ее же. Социальные эффекты и политика в сфере привлечения иностранных студентов в Российскую Федерацию. М., 2009.
3. Шереги Ф.Е., Дмитриев, Н.М., Арефьев А.Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов. М., 2002. 252 с.
4. Huntington Samuel, Le choc des civilisations. Paris, 2007.
5. Edmond M. et Dominique P. Interaction. Dictionnaire de la psychologie sociale. Paris, 2006.
6. Письменная Е.Е. Социальные эффекты и политика...
7. Ее же. Учебная миграция в Россию.
8. Beauchesne A., Limoges J. et Denise P. La distance sociale inter-ethnique dans le milieu scolaire // Revue des sciences de l'education. 1983. Vol. 9. № 3. P. 453-467.
References (transliterated):
1. Pis'mennaya E.E. Uchebnaya migratsiya v Rossiyu: sovremennye tendentsii M., 2008.
2. Eadem. Sotsial'nye effekty i politika v sfere privlecheniya inostrannykh studentov v Rossiyskuyu Federatsiyu. M., 2009.
3. Sheregi F.E., Dmitriev, N.M., Aref'ev A.L. Nauchno-pedagogicheskiy potentsial i eksport obrazovatel'nykh uslug rossiyskikh vuzov. M., 2002. 252 p.
4. Huntington Samuel, Le choc des civilisations. Paris, 2007.
5. Edmond M. et Dominique P. Interaction. Dictionnaire de la psychologie sociale. Paris, 2006.
6. Pis'mennaya E.E. Sotsial'nye effekty i politika.
7. Eadem. Uchebnaya migratsiya v Rossiyu.
8. Beauchesne A., Limoges J. et Denise P. La distance sociale inter-ethnique dans le milieu scolaire // Revue des sciences de Education. 1983. Vol. 9. № 3. P. 453-467.