Factors of adaptation of African students in Russia Ekundayo K. (Russian Federation) Факторы адаптации африканских студентов в России Екундайо К. А. (Российская Федерация)
Екундайо Кехинде Аболанле /Ekundayo Kehinde - аспирант, кафедра социологии, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Аннотация: в статье рассматриваются факторы, влияющие на процесс адаптации африканских студентов к жизни в России - индивидуальные черты и способности иностранных студентов, необычные для них условия для обучения, быта, досуга, разнообразные по характеру взаимодействия с местным населением. Abstract: the article describes the factors influencing process of adaptation of African students into life in Russia - individual characteristics and abilities of foreign students, the unusual to them conditions of learning, life and leisure, varied according to the nature of the interaction with the local population.
Ключевые слова: высшее образование, субъективные и объективные факторы социокультурной адаптации, взаимодействия в иноэтнической среде. Keywords: higher education, subjective and objective factors of socio-cultural adaptation and interaction in ethnically different environment.
Для любого мигранта, в том числе студента, проблема социальной адаптации личности в новой среде - одна из главных проблем, без успешного решения которой невозможно добиться успехов. В настоящее время проблемой социальной адаптации активно занимаются ученые в разных странах мира, рассматривающие эту проблему в аспектах социологии, психологии, философии, культурологии, социальной работы, педагогики, управления и т.д. Специфика адаптации иностранцев изучена не достаточно полно. Актуально изучение такой категории иностранцев как мигрантов, т. е. лиц, временно пребывающих в чужой стране. По нашим наблюдениям, представители данной группы сталкиваются с наибольшими трудностями в процессе социально-психологической адаптации именно из-за ограничений во времени, по причине которых иностранцы не успевают приспособиться к нормам и ценностям принимающей культуры. К этой категории относятся также студенты, выезжающие на обучение за рубеж. Уровень (глубина) их интеграции в новой культурной среде находится в непосредственной зависимости от степени национально-культурных, этнопсихологических, религиозных, географических различий, а также от индивидуальных особенностей. В Россию, как известно, ежегодно приезжает на обучение значительное количество студентов из стран Африки. Вполне естественно, что всех их процесс адаптации в российском обществе проходит со сложностями. Данной темой интересовались российские ученые - Е. Е. Письменная, Ф. Э. Шереги, Н. М. Дмитриев, А. Л. Арефьев. Приблизительно у 80% возникает острая проблема преодоления культурного и языкового барьера при общении с местными жителями, у 60% - проблема с жизнью в непривычном климате и с употреблением другой пищи и воды, у 55% - проблема неадекватности имеющихся привычек в стиле одежды и поведения в публичных местах. Эти данные свидетельствуют о том, что существует необходимость более глубокого изучения механизма адаптации к новой среде, особенно представителей африканских стран: культурная дистанция между ними и местным населением весьма значительна, в отличие от представителей других культур они испытывают гораздо больше проблем в процессе инкультурации.
Как известно, взаимоотношения между любыми этническими группами, в том числе между африканцами и принимающим обществом - это, по сути, отношения между разными по генезису социальными образованиями. Таким образом, община, или землячество, иностранных студентов должна находить способы выживания в иноэтническом социальном окружении. Важно отметить, что процесс этот не ограничивается персональной адаптацией приезжих. Как правило, взаимодействие не одной личности, а целых групп иностранных учащихся и принимающего социума, служит основой формирования социального самочувствия студентов, во многом влияющего на их поведение. Обычно принимающее общество - это уже сложившийся социум с четкой иерархической структурой, где каждая социальная группа (слой) выполняет свойственные ей функции. Этот социум характеризуется только ему присущим общественным менталитетом и устойчив к воздействиям извне.
Африканские студенты со своими разнообразными национальными традициями, образом мыслей и мироощущением - инородный феномен для российского общества, и так, их присутствие заметно отличается от привычного окружения. В связи с этим значительный интерес представляет социокультурная сторона освоения иностранных (африканских) студентов в России, так как адаптация означает, прежде всего, социокультурную трансформацию личности в совершенно иной культурной среде.
В трудах российских исследователей выявлены современные тенденции и социальные эффекты образовательной миграции и характеризуется политика университетов, направленная на привлечение иностранных студентов в российские вузы. В связи с этим анализируются научно-методический потенциал и объемы экспорта образовательных услуг в России [1; 2; 3].
Под социальной адаптацией понимают приспособление человека к новой социокультурной среде, выделяя при этом активную и пассивную адаптацию. Индикатором успешности социальной адаптации может служить высокий социальный статус личности в данной среде, а также ее удовлетворенность своим пребыванием в этой среде. О неудаче социальной адаптации свидетельствует перемещение индивида в иную социальную среду или девиантное поведение. Социальная адаптация включает объективные аспекты - это географо-климатические и политико-экономические условия жизни в определенной стране. Субъективную сторону адаптации составляют культурно-ценностные ориентации и индивидуально-психологические особенности личности. Иностранный студент прибывает на обучение в чужую страну на определенный срок [4, с. 72], рамки которого зафиксированы целью и формой обучения. Он получает образование и после этого возвращается на родину, где может применить накопленный опыт и знания. В процессе учебы иностранного студента и жизни его в стране пребывания у него формируются многообразные социальные связи, происходит взаимодействие с местным обществом. Характер этих связей и взаимодействий влияет на успех или неудачу адаптации, и от того или иного результата зависит эффективность обучения и уровень знаний и умений, которые приобретает иностранный учащийся.
Взаимодействие иностранных студентов с местными жителями складывается из социально-групповых, экономических, политических, психологических, культурных отношений. Как правило, эти отношения имеют преимущественно позитивный характер и основаны главным образом на сотрудничестве, кооперации, адаптации, интеграции. Вместе с тем возможны случаи негативных отношений, таких как конфликт, нападение, конкуренция, сегрегация, дискриминация. Кроме того, взаимодействия между иностранными студентами и местным населением могут иметь амбивалентную форму, проявляясь через соревнование, конкуренцию[1, с. 29-36] .
В коммуникации иностранных студентов и принимающей социальной среды выделяются внутригрупповые и межгрупповые отношения. Внутри группы иностранные студенты, как правило, общаются и взаимодействуют друг с другом на основе земляческих и языковых преференций. При межгрупповом общении и
255
взаимодействии национальные и языковые границы расширяются. Студенты-иностранцы общаются со студентами своего вуза, преподавателями, приобретают друзей и знакомых. Взаимодействуя с разными людьми, они узнают, как к ним относятся другие, и проявляют свою культурную специфику. В новых для себя условиях иностранные студенты многократно вступают в контакты с местными жителями. При этом взаимодействии более активно и продуктивно проходят процессы адаптации в новом социокультурном и природно-географическом пространстве. Взаимодействие может происходить в разных формах и быть вербальным и или невербальным.
В дальнейшем отношения становятся более многообразными, достигаются необходимые компромиссы, местные жители и иностранные студенты могут менять свои оценки друг друга. Есть и ряд важных условий, влияющих на характер этих отношений: это не только индивидуальные черты и способности иностранных студентов, но и объективные факторы: достойные условия для обучения, быта, досуга, в целом положительное отношение (симпатия) со стороны местного населения и уважение к представителям иной культуры.
Однако процессы взаимодействия могут осложняться предубеждениями и негативными стереотипами части местных жителей, вследствие чего иностранцы становятся жертвами презрительно, оскорбительного отношения и даже преследования и физического насилия. Отрицательно сказывается на этом взаимодействии и то, что некоторые студенты-иностранцы могут не соблюдать законы и обычаи страны пребывания, плохо контактируют с местным населением, не стремятся хорошо выучить язык, что, безусловно, создает конфликты.
И. Камара [5] исследовал специфику и проблемы социальной адаптации иностранных студентов в России на примере студентов-африканцев, обучающихся в вузах г. Краснодара, с позиции социальной психологии по шкале социальной дистанции Э. Богардуса. Данная методика позволяет измерить степень близости представителей разных культур либо социальных групп, их готовности к социальным контактам[6; с. 453-467].. При проведении экспериментального исследования И. Камара опросил две группы респондентов - студентов африканцев и местных жителей (студентов-однокурсников, соседей по общежитию, преподавателей). На вопрос шкалы социальной дистанции: «В каком случае хотели бы вы иметь отношение с африканцами?» жители Краснодара отвечали следующим образом. Большинство респондентов (40,8 %) ответило, что приняло бы африканцев как личных друзей, 21% согласились бы их принять как коллег по работе или однокурсников. 14,6 % респондентов приняли бы африканцев как граждан своей страны, 8,74 % - как туристов, 6,06 % - как своих соседей, 7,3 % - как близких родственников посредством брака. Ответы африканских студентов по шкале социальной дистанции дают несколько иную статистику. 40,5 % африканцев ответили, что готовы принять местных жителей (россиян) как личных друзей, 21,9% готовы принять их как близких родственников посредством брака, 11,1% - только как туристов в своей стране, 9,1% - как своих соседей. 7,3% африканцев приняли бы русских как коллег по работе или однокурсников, 6,7% предпочли бы вообще не видеть русских в своей стране. И еще 3,3% опрашиваемых готовы принять русских, как граждан своей страны [6].
Автор пришел к выводу, что люди старшего возраста в целом более толерантны, чем молодежь, и более дружелюбны по отношению к африканцам. Таким образом, в целом отношение местных жителей в регионе к африканцам, скорее, положительное, хотя выяснилось, что они менее готовы вступать в семейные связи с африканцами, чем африканские студенты с россиянами.
Итак, адаптация африканцев, обучающихся в вузах г. Краснодара, происходит путем социального взаимодействия представителей разных культур и зависит от множества факторов. Эти факторы могут быть субъективными и объективными и
256
включают взаимные симпатии-антипатии, личные особенности людей, специфику социокультурных, психологических, политико-экономических, религиозных отношений в принимающем обществе. Недостаточная изученность и сложный характер проблемы адаптации африканских студентов в России в процессе их взаимодействия с принимающим обществом делает актуальными исследования этой социологической области. Цель подобных исследований - разработка эффективных адаптационных программ инкультурации африканских студентов, приезжающих на обучение в российские вузы.
Литература
1. Письменная Е. Е. Учебная миграция в Россию: современные тенденции. - М., 2008.
2. Письменная Е. Е. Социальные эффекты и политика в сфере привлечения иностранных студентов в Российскую Федерацию. - М., 2009.
3. Шереги Ф. Е., Дмитриев Н. М., Арефьев А. Л. Научно-педагогический потенциал и экспорт образовательных услуг российских вузов. - М., 2002. 252 с. 4. Huntington Samuel, Le choc des civilisations. - Paris, 2007.
4. Edmond M. et Dominique P. Interaction. Dictionnaire de la psychologie sociale. - Paris, 2006.
5. Камара И. Иностранные студенты в Российском вузе: Социокультурные особенности адаптация и профессиональной социализации: монография. -Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2014.С. 30.
6. Beauchesne A., Limoges J. et Denise P. La distance sociale inter-ethnique dans le milieu scolaire // Revue des sciences de l'éducation. - 1983. - Vol. 9. - № 3. - P. 453-467.