DOI: 10.31862/2309-1428-2023-11-3-44-61
АФОРИЗМЫ
В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАНТА-ПЕДАГОГА
Е. В. Николаева,
Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Москва, Российская Федерация, 119435
Аннотация. В статье рассматриваются дефиниции терминов «афоризм» и производных от него слов в России, от включения в русскоязычные словари в 60-х годах XIX столетия и до их трактовки в ХХ столетии. Отмечается всё возрастающий интерес к афоризмам в настоящее время. Приводятся аргументы, свидетельствующие о перспективности изучения музыкантами-педагогами афоризмов, содержащих воззрения не только композиторов, исполнителей, музыковедов, музыкантов-педагогов, но и философов, культурологов, учёных в сфере естественных и гуманитарных наук. На основе анализа представленности афоризмов в исследованиях музыкантов-педагогов делается вывод о преимущественном обращении к ним в качестве эпиграфов с целью подкрепления своей точки зрения авторитетными суждениями. Раскрывается значение внутритекстовых цитат, которые в своей содержательной направленности могут как быть солидарны с авторской системой воззрений, так и отражать противоположные или частично расходящиеся позиции по отношению к ним. Специальное внимание уделяется обоснованию комплекса задач, решение которых 44 стоит при отборе и анализе афоризмов в качестве историко-педагогических источни-
ков. Подчёркивается необходимость характеристики афористических высказываний выдающихся мыслителей в двух временных координатах: в контексте того времени, к которому они относятся, и с позиции современности.
Ключевые слова: музыкант-педагог, историко-педагогическая исследовательская деятельность, афоризм, авторские афоризмы как историко-педагогические источники.
Благодарность. Выражаю глубокую благодарность преподавателям кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования имени Э. Б. Абдуллина за ценные советы и пожелания, которые способствуют развитию авторской научной школы «История музыкального образования как наука и как учебный предмет».
© Николаева Е. В., 2023
ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License К^^НЗ^Н The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
Для цитирования: Николаева Е. В. Афоризмы в исследовательской деятельности музыканта-педагога // Музыкальное искусство и образование / Musical Ait and Education. 2023. Т. 11. № 3. С. 44-61. DOI: 10.31862/2309-1428-2023-11-344-61.
DOI: 10.31862/2309-1428-2023-11-3-44-61
APHORISMS IN THE RESEARCH ACTIVITY OF A MUSICIAN-TEACHER
Elena V. Nikolaeva,
Moscow Pedagogical State University (MPGU), Moscow, Russian Federation, 119435
Abstract. The article examines the definition of the term "aphorism" and words derived from it in Russia, starting with the inclusion in Russian-language dictionaries in the 60s of the XIX century and up to their interpretation in the XX century. There is an increasing interest in aphorisms at the present time. The arguments are presented, testifying to the prospects of studying by musicians-teachers not only aphorisms containing the views of composers, performers, musicologists, musicians-teachers, but also philosophers, culturologists, scientists in the field of natural sciences and humanities. Based on the analysis of the representation of aphorisms in the studies of musicians-teachers, it is concluded that they are primarily used as epigraphs in order to support their point of view with authoritative judgments. The meaning of intra-text quotations is revealed, which in their content orientation can be both in solidarity with the author's system of views, and reflect opposite or partially divergent positions in relation to them. Special attention is paid to the substantiation 45 of a set of tasks, the solution of which is important in the selection and analysis of aphorisms as historical and pedagogical sources. The need to characterize the aphoristic utterances of outstanding thinkers in two time coordinates is emphasized: in the context of the time to which they relate, and from the perspective of modernity.
Keywords: musician-teacher, historical and pedagogical research activity, aphorism, author's aphorisms as historical and pedagogical sources.
Acknowledgements. I express my deep gratitude to the teachers of the Department of Methodology and Technology of Pedagogy of Music Education named after E. B. Abdullin for valuable advice and suggestions that contribute to the development of the author's scientific school "History of music education as a science and as an academic subject".
For citation: Nikolaeva E. V. Aphorisms in the Research Activity of a Musician-Teacher. Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Musical Art and Education. 2023, vol. 11, no. 3, pp. 44-61 (in Russian). DOI: 10.31862/2309-1428-2023-11-3-44-61.
Введение
Особенностью живого ума является то, что ему нужно лишь немного увидеть и услышать для того, чтобы он мог потом долго размышлять и многое понять.
Джордано Бруно [1, с. 66]
Именно такой притягательной силой обладают афоризмы, которые при максимально лаконичной форме изложения содержат глубочайшие мысли и призывают к размышлениям. Они не могут оставить равнодушными тех, кто испытывает жажду соотнести сложившиеся у них представления о волнующих их проблемах с афористическими воззрениями, которые в наше время бытуют в общественном сознании. Многие из них хорошо известны каждому, так как часто употребляются не только в научных публикациях, художественной литературе, но и в обиходе.
Перед тем как перейти к обзору афоризмов в музыкально-педагогическом историческом ракурсе, представляется целесообразным обратиться к трактовке в русскоязычных словарях содержательно-46 го наполнения термина «афоризм» и производных от него слов.
В толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля, выпущенного обществом любителей российской словесности при Императорском московском университете в 1863-1866 годах, приводятся значения лексических единиц, использовавшихся в России как в устной, так и в письменной речи XIX века. В их числе есть комментарии относительно термина «афоризм», который, в соответствии с принятым в те времена начертанием, значится как «афорисмъ»: «короткое и ясное изречете, правило, основанное на опытЬ и разсужденш; отрывочное, но полное по себЬ положеше» [2, с. 30]. Дана также следующая характеристика
слов «афористическш» - «къ таким правилам относящшся; изложенный въ отрывочных положенiяхь; отрывчатый, без-связный», и «афорист м. - тка ж», которым называют тех, «кто пишет или говоритъ афорисмами, коротко, сухо, отрывисто и положительно» [Там же].
Из приведённых толкований видно, что в них выделены, главным образом, такие присущие афоризмам черты, как краткость, ясность, сухость, отрывочность и даже «безсвязность» изложения, но в то же время позитивность и внутренняя целостность. При этом указывается на лежащий в их основе практический опыт и теоретические рассуждения.
В энциклопедическом словаре Ф. А Брокгауза и И. А. Ефрона, изданном в России в 1890-1907 годах, при характеристике термина «афоризмы» составители почти дословно предлагают его перевод с немецкого языка [3]. При перечислении основных атрибутивных свойств данного понятия отмечается, что это «краткие, отрывистые фразы, заключающие в сжатой, удобной для запоминания, форме какую-нибудь определённую мысль, сентенцию, обобщение и т.п.» [Там же]. В приводимых далее исторических свидетельствах об обращении к данному термину есть и существенное дополнение: «Афоризмы, или краткие поучительные изречения, особенно были любимы в повествовательной литературе эпохи Возрождения и вместе с заимствованными сочинениями они распространились и в России» [Там же, курсив - Е. Н.]. Тем самым подчёркивается их дидактическая, нравственная направленность, а следовательно, целесообразность применения в педагогических целях.
В энциклопедическом словаре Ф. Пав-ленкова, первые три издания которого вышли в 1899-1909 годах, «афоризмъ» характеризуется как «мысль, выраженная вь краткой отрывочной формЬ» [4, с. 159].
В плане представленной в данном словаре лексики примечательно пояснение автора: «При подборЬ словъ для "Энцикло-педическаго Словаря" я, конечно, не гнался за его полнотой, а напротивъ имЬлъ въ виду главнымъ образомъ практическя требовашя обыденной жизни и вносилъ въ издаваемый мною словарь только то, что считалъ необходи-мымъ для средняго интеллигентнаго читателя; потому въ немъ общее всегда предпочиталось спещальному, а изъ спещальнаго брались только ташя частности, которые болЬе или менЬе поступили уже, так сказатъ, въ обиходъ общей печати» [Там же, из предисловия в первому изданию]. Данное пояснение к выбору слов для включения в энциклопедический словарь примечательно тем, что афоризм, судя по наблюдениям автора, оказывается на рубеже XIX и ХХ столетий не только практически востребованным в обыденной жизни, но и необходимым для «среднего интеллигентного читателя».
В более поздних русскоязычных изданиях в толковании данного термина заметно всё более явно выраженное смещение акцента на его содержательное наполнение. К примеру, в неоднократно переиздававшемся словаре С. И. Ожегова, первое издание которого датируется 1949 годом, афоризм трактуется как «краткое выразительное изречение, содержащее обобщающее умозаключение» [5, курсив - Е. Н.].
В настоящее время при характеристике афоризмов подчёркиваются непреходящая ценность и проницательность лаконичных по форме изречений, при этом в некоторых дефинициях обращается внимание не только непосредственно на содержание данного понятия, но, что весьма важно в историческом плане, и на тот контекст, «в котором мысль воспринимается окружающими слушателями или читателями» [6].
О чрезвычайно высоком интересе к афоризмам в наши дни свидетельствуют клубы любителей афористики (так называемого «четвёртого жанра литературы», наряду с эпосом, драмой и лирикой). Они действуют в Москве, Петербурге, некоторых других городах [7, с. 26] и объединяют «совершенно разных людей, у которых есть только одно общее - умение коротко и ярко излагать свои личные мысли на общезначимые темы» [8].
Как свидетельствуют исследования лингвистов, чрезвычайно возросшая потребность в обращении к афоризмам объясняется тем, что они «как нельзя лучше соответствуют духу нашего времени, требующему особой краткости выражения мысли. Элементы афористического мышления позволяют выделить в море информации нечто весьма существенное для познания, найти и определить свою личностную позицию. Выступая в той или иной ипостаси, афористическое выражение обобщает и типизирует многообразные проявления личной и общественной жизни и прочно бытует в общении как его органическая часть, как ёмкая и концентрированная форма художественного отра- 47 жения действительности и выражения отношения языка к ней» [9, с. 59].
Правомерность данного суждения подтверждает большая популярность у россиян собраний афоризмов в печатных изданиях [1; 10; 11; 12 и др.] или включённых в соответствующие подборки в интернет-ресурсах [13; 14; 15; 16; 17; 18; 19 и др.]. По отношению к таким собраниям справедливым видится высказывание авторов трёхтомного издания «Великие мысли великих людей», согласно которому они являются «попыткой пропустить сквозь призму современного сознания мудрость веков» [10, с. 5 курсив - Е. Н.].
Для музыкантов-педагогов ценно также то, что в афоризмах каждое слово кроме
передаваемого им смысла имеет особую чувственно воспринимаемую форму, которая проявляется в образности и красочности афористического высказывания. При этом в речи, как замечал в I веке до н.э. древнеримский поэт Публилий Сир, раскрывается «образ души» [10, с. 368, курсив - Е. Н.]. Такое видение отвечает природе музыкально-педагогической деятельности и позволяет включать афоризмы в их исконной форме выражения непосредственно в содержание уроков музыки и музыкальных занятий в системе дополнительного музыкального образования, а также в учебные дисциплины, осваиваемые будущими профессиональными музыкантами. В данной статье их применение будет ограничено историко-педаго-гической исследовательской деятельностью.
Перед тем как перейти к характеристике афоризмов в контексте обозначенного ракурса, необходимо отметить, что их общепринятой классификации вплоть до настоящего времени нет. Одни исследователи считают необходимым ограничить их жанровые границы исключительно авторски-48 ми высказываниями, в то время как другие расширяют их посредством отнесения к ним пословиц и поговорок [6].
С точки зрения обращения к афоризмам в исследовательской деятельности музыкантов-педагогов вторая позиция видится более правомерной, поскольку при отличиях в источнике рождения каждая из двух выделенных категорий обладает определённым педагогическим потенциалом. Данное утверждение основано на признании того, что в любом мудром речении, будь то авторское высказывание или народная мудрость, сокрыта мысль, которая отражает особенности воззрений на изучаемый музыкально-педагогический феномен, которая оформилась в определённом историческом вре-
мени и пространстве. Она может стать стимулом для её многогранного анализа в контексте исследования актуальных для педагогики музыкального образования проблем.
С учётом понимания масштабности столь сложной задачи, решение которой возможно только коллективными усилиями творческого коллектива музыкантов-педагогов, в данной статье её рассмотрение сосредоточено исключительно на афористических высказываниях выдающихся мыслителей прошлого и настоящего времени как историко-педагогических источниках, при этом намечены возможные подходы к их анализу и интерпретации. В качестве примеров рассматриваются афоризмы, не только непосредственно относящиеся к музыкальному искусству и образованию, но и раскрывающие философские, культурологические, исторические воззрения, в контексте которых происходило их формирование. Такой выбор обусловлен стремлением направить внимание исследователей на характеристику изучаемого историко-педагогического феномена посредством обращения к афористическим высказываниям на всех трёх уровнях методологического анализа.
Авторские афористические высказывания выдающихся мыслителей
как историко-педагогические источники для музыкантов-педагогов
Издревле есть у людей мудрые и прекрасные изречения; от них следует нам поучаться.
Геродот [10, с. 150]
Это высказывание Геродота, годы жизни которого установлены лишь примерно (490 и 480 - около 435 гг. до н.э.), свидетельствует о большой значимости, которая придавалась в Древней Греции
мудрым изречениям. Как известно, именно Геродота считают «отцом истории», имея в виду развитие исторической науки в контексте европейской культуры. Стало быть, уже в столь отдалённые от нас времена в число приоритетных задач в процессе обращения к изучению исторических источников входило выявление такого рода высказываний и постижение сокрытой в них мудрости. При этом сила речи, как подчёркивал Плутарх, «состоит в умении выразить многое в немногих словах» [10, с. 218]. Иными словами, свойственная афоризмам лаконичность способствует максимальной концентрации высказываемой мысли.
Подобное отношение к афоризмам прослеживается на протяжении всего последующего развития всемирного исто-рико-педагогического процесса. Если обратиться к педагогике как науке, показательным является известный постулат чешского мыслителя, педагога, основоположника дидактики Яна Амоса Коменского (1592-1670): «Извлечение из классиков принесёт прекрасную пользу, причём всегда встретится что-нибудь, что крепко засядет в голове, перейдёт в плоть и кровь» [1, с. 277].
Наличие в наши дни большого количества печатных изданий и интернет-ресурсов, содержащих обширные собрания афоризмов, представляет для исследователей тот исходный материал, на основе анализа которого возможно выявление мудрых изречений, которые могут обогатить педагогический инструментарий музыкантов-педагогов. Не меньшее значение они имеют в плане осуществления сравнительного анализа воззрений на один и тот же историко-педагогиче-ский феномен в разных временных и пространственных координатах.
Тем самым первостепенными задачами в работе музыкантов-педагогов - ис-
следователей с авторскими афористическими высказываниями являются:
• изучение имеющихся в настоящее время коллекций, направленное на выявление афоризмов, побуждающих к размышлениям над актуальными для педагогики музыкального образования проблем и потенциально значимых в историко-педагогическом ракурсе;
• последующий отбор тех из них, к которым целесообразно апеллировать в конкретном исследовании.
Поиск и выбор таких афоризмов нередко бывает затруднён тем, что некоторые собрания афористических высказываний выстроены в алфавитном порядке с ориентацией или на их авторство [12 и др.], или на начальные буквы приводимого изречения [13 и др.]. При этом только изредка они начинаются с интересующего исследователя музыкального и/или педагогического термина. Как правило он оказывается внутри текста, поэтому отсутствуют какие-либо содержательные ориентиры, которые облегчали бы нахождение мудрых изречений, родственных рассматриваемой в исследовании проблеме. Аналогичная ситуация складывается 49 при их выстраивании в историческом ракурсе [1; 10; 11 и др.]. Наиболее ценными с этой точки зрения являются подборки, в которых афоризмы систематизированы в тематическом отношении [14; 15 и др.], особенно если в них представлены высказывания музыкантов [16; 17; 18 и др.]. Это делает значительно более простым выявление изречений, которые в содержательном отношении близки к исследуемой проблематике и могут способствовать более глубокому её раскрытию.
Нельзя не упомянуть о том, что в подавляющем большинстве бытующих ныне собраний мудрых высказываний, из которых могут быть почерпнуты важные для исследователя афоризмы, указываются,
к сожалению, лишь авторы. Таким образом, афористические изречения зачастую оказываются вырванными из того жизненного контекста, без которого обращение к ним как к историко-педагогическим источникам не представляется возможным. Для музыканта-педагога - исследователя они становятся той вершиной айсберга, вслед за которой необходимо установить возможно более точные пространственно-временные характеристики жизненного, профессионального, художественного контекста, в недрах которого эти высказывания появились и получили общественное признание.
Только в некоторых фундаментальных трудах, специально ориентированных на сбор и публикацию афоризмов, можно найти отдельные, относительно подробные сведения. Как правило, это установленные или примерные годы жизни авторов. Значительно реже - максимально сжатая информация о сфере их деятельности. И лишь в единичных образцах, как, например, в небольшом по объёму собрании Ю. Я. Лихачёва, адресованном преподавателям музыкаль-50 ных школ, указываются произведения, из которых были извлечены рекомендуемые им афористические изречения для применения в музыкально-педагогической деятельности [17].
Принятая в большинстве коллекций афоризмов установка на минимальные сведения об авторах приводимых в них примеров объясняется стремлением составителей сосредоточить внимание читателей непосредственно на самом изречении с присущей ему предельной концентрацией мысли. Так, в предисловии к одному из самых масштабных собраний афористических высказываний приводится следующее обоснование подобного ограничения: «Мы не считали нужным приводить произведение, главу,
страницу, откуда цитируем, ввиду того что это меньше всего удерживается в памяти, да и вряд ли было бы полезно при множестве различных изданий, особенно классических писателей» [14, с. 2].
Уточнение данной позиции находит выражение в следующем утверждении: «Известно, как утомляют, нередко подавляют читателя многочисленные цитаты, даже при расположении их по отделам, -ибо мысль скользит по разнообразному материалу, память же не в состоянии удержать и части его. Поэтому придание тексту словарного порядка, делая возможными желательные справки, в то же время не исключает и сплошного чтения наиболее разработанных тем» [Там же]. В качестве пояснения надо заметить, что в этом собрании за основу принято сочетание словарного и алфавитного порядка расположения, а в приложении дан «Перечень философов, учёных, писателей, государственных деятелей и др., наи-чаще цитируемых в настоящей книге, с указанием их эпохи и главнейших их произведений» [Там же, с. 104-111].
По отношению к читателям, стремящимся пополнить свой запас афоризмов, дабы применять их в повседневной жизни, подобный подход, безусловно, обоснован. Но работать с таким исходным материалом в историко-педагогическом ракурсе крайне затруднительно, поскольку предполагается выбор одного из двух вариантов:
1) прочитать все афоризмы, чтобы отобрать нужные в содержательном отношении и после этого обратиться к списку авторов в конце данного собрания с целью получить те сведения о них, которые сочли необходимыми составители;
2) начать с выбора авторов, афоризмы которых приведены в данном собрании, и только после этого установить, нет ли среди их изречений тех, которые могут
рассматриваться в качестве исторических источников для музыкантов-педагогов.
Как в том, так и в другом вариантах к изучению представленных в собрании афоризмов исследователь получает лишь изначальную информацию об авторе и том временном диапазоне, в котором могло быть сформулировано получившее общественное признание его высказывание. Поэтому следующая задача, решение которой стоит при анализе отобранных афоризмов как историко-педагогических источников, заключается в установлении точных либо относительно очерченных временных и пространственных координат с целью определения того контекста, который послужил основанием авторской позиции.
При сравнительном анализе различных авторских афоризмов появляется возможность выявления общего и особенного в воззрениях на анализируемый феномен в процессе его исторического развития и/или в менталитете разных народов.
Подтверждением сказанному может служить сравнение нескольких приводимых далее различных по тематической направленности афоризмов выдающихся философов, деятелей науки и других видов искусства, которые в содержательном отношении помогают рассмотрению музыкально-педагогических проблем на философском и общенаучном уровнях. Для исследователей они становятся импульсом к размышлению об отношении к педагогике, к музыке и музицированию с позиции различных в философском отношении воззрений, родственных или далёких от музыкального образования научных сообществ, а также взаимосвязей музыки с другими видами искусства.
Так, например, одной из вечных тем, которые волнуют человечество во все исторические времена развития цивили-
зации, является отношение к образованию. Данный термин принят ныне как обобщающий, включающий и воспитание, и обучение. Это даёт основание считать допустимым сравнение нескольких афоризмов об образовании, воспитании и обучении, оформившихся в различных временных и пространственных координатах с учётом разницы в их терминологии.
«Воспитание - дело трудное, и улучшение его условий - одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних»
(Сократ (ок. 470 - 399 гг. до н.э.) -древнегреческий философ, один из родоначальников диалектики [10, с. 226]).
«Что может быть честнее и благороднее, как научить других тому, что сам наилучшим образом знаешь?»
(Квинтилиан Марк Фабий (ок. 35 - ок. 96 гг.) - древнеримский теоретик ораторского искусства [10, с. 295]).
«...образовать публику в музыкаль- 51 ном отношении необходимо; это - долг всякого знающего музыку, как долг всякого знающего грамоту научить ей неграмотного»
(Владимир Фёдорович Одоевский (1804-1869) - исатель, философ, один из основоположников в России педагогики музыкального образования как науки [20, с. 521]).
Во всех трёх изречениях отчётливо видна единая целевая направленность на признание значимости воспитания/образования для каждого человека и побуждение к передаче своих знаний другим. Вместе с тем степень её выраженности существенно отличается. С особой остротой она заявляет о себе в высказывании
В. Ф. Одоевского, в словах которого звучит уже не только призыв, или священная обязанность, способствовать улучшению условий воспитания и необходимости самовоспитания, а долг каждого знающего грамоту научить ей неграмотного, а знающего музыку - образовать публику в музыкальном отношении.
Если проанализировать эти высказывания с точки зрения того, когда, где и кому адресовано каждое из них, можно с достаточной долей вероятности охарактеризовать тот историко-педагогический контекст, который послужил основанием для появления данных утверждений. Тем самым установить пространственно-временные координаты, которые необходимы для прослеживания эволюции близких в содержательном отношении воззрений и их обусловленности конкретными историческими реалиями.
При такой направленности сравнительного анализа появляется возможность выявить устойчивые «лейтмотивы», которые можно обнаружить на протяжении многовекового развития культуры и образования. Ещё одним при-52 мером такого рода изречений является воззвание учиться на протяжении всей жизни. В той или иной свойственной автору и зависящей от области его профессиональных интересов форме оно находит выражение в афористических высказываниях представителей разных стран мира и в ХХ веке становится одной из магистральных линий в развитии образования.
«В учении нельзя останавливаться» (Сюнь-Цзы (ок. 313 - ок. 238 гг. до н.э.) -древнекитайский философ [10, с. 65]).
«Учиться никогда не поздно»
(Квинтилиан Марк Фабий (ок. 35 -ок. 96 гг.) - древнеримский оратор [10, с. 299]).
«Лучше весь век учиться, нежели пребыть незнающим»
(Екатерина II Алексеевна (1729-1796) -российская императрица [1, с. 235]).
«Ученью нет конца»
(Роберт Шуман (1810-1856) -немецкий композитор и педагог [21, с. 13]).
«Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»
(Хаббард Элберт Грин (1856-1915) -американский писатель [11, с. 663]).
«Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать своё образование незаконченным» (Симонов Константин (Кирилл) Михайлович (1915-1979) - русский писатель, общественный деятель [11, с. 561]).
Следует, однако, иметь в виду и существование частично или кардинально отличающихся в авторских афористических высказываниях оценочных суждений, как, например, в отношении влияния музыки на человека.
«Музыка - источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и легко изменяет нравы и обычаи»
(Сюнь-Цзы (ок. 313 - ок. 238 гг. до н.э.) -древнекитайский философ [10, с. 70]).
«Музыка способна оказывать известное воздействие на этическую сторону души; и раз музыка обладает такими свойствами, то, очевидно, она должна быть включена в число предметов воспитания молодёжи»
(Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - древнегреческий философ и учёный [10, с. 135]).
«Излишнее развитие музыкальности притупляет умственную деятельность, разнеживает чувства, оно убивает людей и постепенно увлекает их в рабство»
(Шерр Иоганесс (1817-1886) -немецкий историк, писатель [14, с. 260]).
«.одна из величайших возможностей, которую предоставляет музыка: взаимопонимание через музыкальное переживание»
(Иегуди Менухин (1916-1999) -американский скрипач и дирижёр [22, с. 404]).
«.музыка - это единственное доказательство существования потусторонних миров и важнейший способ объяснения таинства человеческой жизни»
(Родион Константинович Щедрин (р. 1932) -композитор, пианист, общественный деятель [22, с. 303]).
В плане ориентации музыкантов-педагогов в огромном массиве афоризмов следует выделить их выборку в приложении к фундаментальному труду Г. М. Цы-пина «Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля)» [23, с. 315-333]. Автор вводит афористические высказывания в перечень рекомендуемых для начинающих исследователей воззрений вместе с более развёрнутыми изречениями и мнениями, относящимися к широкому кругу педагогических проблем. Показательно, что из 120 приведённых примеров, подавляющее большинство принадлежит философам, историкам, писателям. Лишь некоторые из них почерпнуты из высказываний профессиональных музыкантов, причём именно они представлены в весьма развёрнутой форме.
Выбранный Г. М. Цыпиным состав предлагаемых для анализа мудрых изрече-
ний обусловлен его адресной направленностью на музыкантов, которые делают только первые шаги в исследовательской деятельности в сфере педагогики музыкального образования. Поэтому главным становится привлечение внимания к исто-рико-педагогическим источникам, способствующим формированию их методологической культуры.
Вместе с тем и для умудрённых опытом исследовательской деятельности учёных собрания афоризмов, извлечённых из трудов философов и представителей других близких педагогике образования наук, имеют не меньшее значение. Они помогают рассмотрению изучаемой проблемы в широком историко-культурном контексте, выявлению общего и особенного в высказываниях выдающихся мыслителей прошлого и настоящего с разными мировозренческими воззрениями, а также с позиции разных наук и других искусств.
Авторские афоризмы как элементы научного текста
В научном тексте авторские афориз- 53 мы могут выполнять одну из двух основных функций - эпиграфа или внутритекстовых цитат.
В качестве эпиграфа они предваряют рассуждения исследователя и в концентрированном виде характеризуют целевую направленность последующего структурного раздела научного текста. В этом случае их введение за редким исключением обусловлено стремлением автора в художественно заострённой форме представить свою позицию, которая будет им далее аргументирована. Музыкантов-педагогов подобное обращение к мудрым изречениям привлекает образностью, максимально сжатым способом выражения своей позиции, подкрепления её
мнениями признанных авторитетов, высказывания которых стали афоризмами, что свидетельствует об их значимости как историко-педагогических источников.
Хотелось бы обратить внимание на то, что авторами афоризмов, которые включаются в текст в качестве эпиграфов, могут быть не только выдающиеся мыслители, изречения которых оказались созвучными позиции учёного, но и сами авторы исследования. Такая задача может быть вполне выполнимой, поскольку музыкантам в их исполнительской и преподавательской деятельности свойственно преимущественно ассоциативное, художественно-образное мышление, а при обращении к научной деятельности для них становится органичным взаимосопряжение искусства и науки. Показательно, к примеру, в этом отношении то, что при анализе литературы по изучаемой проблеме музыканты-педагоги в первую очередь выделяют изречения, которые смогли воспламенить их творческое воображение и побудили по-новому посмотреть на те или иные её грани. Тем самым создаются благоприятные условия 54 для оформления исследовательской мысли в виде афористического высказывания.
При обращении к авторским афоризмам в качестве внутритекстовых цитат исследователь вступает в диалог с высказанными в них умозаключениями. Поэтому особенности оперирования ими зависят от того, с кем он счёл целесообразным выстроить диалогические отношения -с единомышленниками или с оппонентами. Соответственно, рассматриваются ли они в качестве аргументов, свидетельствующих о солидарности с его позицией и обогащающих её отдельными уточняющими деталями, или он обращается к ним, чтобы подчеркнуть своё несогласие с ними. В последнем случае необходимы контраргументы, которые могут либо «вы-
светить» некоторые положения, вызывающие сомнение, либо полностью опровергнуть представленную в афористическом высказывании точку зрения.
Как свидетельствуют результаты анализа научных публикаций, чаще всего в историко-педагогических исследованиях авторские афоризмы выступают в качестве цитат. Они вводятся учёным для подтверждения правомерности своих умозаключений относительно характеристики рассматриваемой проблемы в данном историческом контексте. Такое выборочное обращение, безусловно, весьма плодотворно, но не менее важно включение афоризмов, в которых высказаны противоположные или частично расходящиеся с позицией исследователя взгляды. Как заметил ещё в V веке до н.э. Геродот: «Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбирать наилучшее» [10, с. 150]. Вот почему столь необходим в научном тексте сравнительный анализ различных точек зрения на изучаемый музыкально-педагогический феномен, в данном случае получивших воплощение в авторских афористических изречениях.
Взять хотя бы, к примеру, высказывание французского писателя Люка де Клапье Вовенарга (1715-1747), который утверждал: «Если афоризм нуждается в пояснениях, значит, он неудачен» [1, с. 103]. Лично у меня возникает сомнение относительно его правомерности. Что значит «неудачен»? Ведь если он был принят и бытует в общественном сознании, значит, никак нельзя охарактеризовать его как «неудачный». А если он не получил такого признания, то вряд ли его можно считать афоризмом. Скорее, подобное оценочное суждение характеризует того, кто, обратившись к конкретному афористическому изречению, оказался неготовым к проникновению в его суть. Причиной тому могло стать расхождение
в мировоззрении, в профессиональном ракурсе рассмотрения, в принадлежности к иной незнакомой национальной культуре, в недостаточном понимании смысла слов и многое другое. Вместе с тем высказывание Люка де Клапье Вовенарга в чём-то перекликается с позицией французского философа, моралиста и писателя Ж. Л. Д'Аламбера (1717-1783), который считал, что неясность иногда «происходит от многословия, а иногда -от чрезмерной краткости» [23, с. 318, курсив - Е. Н.]. Однако если исследователь будет анализировать афоризм в породившем его контексте, то понимание им смыслового наполнения будет зависеть от глубины его погружения в него, и постепенно он сможет всё более приблизиться к постижению его сущности.
Ещё один аспект, который не всегда принимается во внимание исследователями при обращении к афоризмам и включении их в текст историко-педагогического исследования, - это рассмотрение анализируемых образцов в двух временных координатах: в контексте того времени, к которому они относятся, и с позиции современности. При таком сопоставлении становится очевидной их большая или меньшая степень обусловленности конкретными историческими реалиями.
С этой точки зрения можно отметить, что в процессе исторического развития авторских афористических высказываний, которые в смысловом отношении отражают фундаментальные основания, определяющие отношение общества к музыкальной культуре и образованию, главным образом меняются глоссарий, форма, а также образность авторского выражения.
Более явно выражена обусловленность конкретно историческим временем авторских афоризмов, в которых при всей отточенности высказанной мысли, прису-
ща излишняя категоричность, иногда перерастающая в безапелляционность. Имеются в виду такие утверждения, которые либо приобретают глобальный характер и считаются применимыми по отношению ко всем пластам музыкальной культуры и направлениям музыкального образования, либо не учитывают эволюционные преобразования в их развитии.
Таковы, к примеру, высказывания о музыке как универсальном языке, который понятен всем. В наши дни многие из них воспринимаются как свидетельство уникальности музыки, её общественной значимости, поэтому музыканты-педагоги - исследователи включают их без каких-либо уточнений в свой инструментарий. Приведу некоторые из них:
«Музыка - единый язык мира»
(Мартин Лютер (1483-1546) -немецкий христианский богослов, идеолог протестантизма [18, № 117]).
«Музыка - истинная всеобщая человеческая речь»
(Карл Юлиус Вебер (1767-1832) -немецкий писатель [18, № 118]). 55
«Музыка - единственный всемирный язык, его не надо переводить, на нём душа говорит с душой»
(Бертольд Авербах (1812-1882) -немецкий писатель и поэт [18, № 116]).
«Музыка не имеет отечества, отечество её вся Вселенная»
(Фредерик Шопен (1810-1849), польский композитор и пианист [18, № 196]).
«Музыка - универсальный язык человечества»
(Генри Лонгфелло (1807-1882) -американский писатель и переводчик [18, № 134]).
«Музыка одна является мировым языком и не нуждается в переводе, ибо говорит душе»
(Бертольд Авербах (1812-1882) -немецкий писатель и поэт [18, № 204]).
Не правда ли, красивые, образные, легко запоминающиеся изречения? Но возникает сомнение: нет ли в них преувеличения? Вспоминаются в связи с этим слова Иоганна Вольфганга фон Гёте (17491832): «Каждый слышит только то, что он понимает» [19].
Недостаточная убедительность приведённых авторских афоризмов стала очевидной уже в XIX столетии, когда Владимир Фёдорович Одоевский выступил с утверждением: «Не верьте тому, что человек может понять музыку сразу. Это невозможно. К ней надо сначала привыкнуть» [18, № 248]. Как бы в развитие данной позиции Николай Андреевич Римский-Корсаков обозначил одну из причин, по которой говорить об универсальности музыки как едином языке мира нет до статочных о снований: «Музыки вне национальности не существует, и в сущности, всякая музыка, которую 56 принято считать за общечеловеческую, всё-таки национальная» [18, № 236]. А немецкий философ, культурный критик, филолог Фридрих Ницше (1844-1900), приняв во внимание кардинальные преобразования в музыкальной культуре, заметил: «Нужны новые уши для новой музыки» [18, № 263]. Прозорливость данного тезиса подтверждает всё последующее развитие музыки в ХХ и в первых десятилетиях XXI века.
Примечательно в этом отношении утверждение российского музыковеда, культуролога Т. В. Чередниченко, высказанное в 90-е годы XX столетия, согласно которому общее понятие «музыка» парадоксально. На большом количестве примеров автор показывает, что в нём суммированы «совершенно несоединимые реалии», по-
этому само это понятие «представляет собой своего рода миф» [24, с. 107-108]. Конкретизируя данное утверждение, автор обращает внимание на то, что корни такого представления лежат «в древних космологически-религиозных учениях», выдвигающих образ музыки как «эквивалент универсальных законов мироздания». В последующем развитии музыкальной культуры, по наблюдениям Т. В. Чередниченко, миф о «"музыке вообще" варьировался», но она неизменно «оказывалась знаком всеобщего миропорядка. При этом все имели в виду некоторую вполне определённую музыку (средневековые теологи -ту, что звучала в церкви в средние века; романтики - чаще всего классические сочинения Моцарта или Бетховена), которая, будучи приравнена бытию в целом, и сама делалась музыкой-в-целом» (термин Т. В. Чередниченко) [24, с. 108, курсив -Е. Н.]. Следовательно, если вводить в текст приведённые афоризмы в качестве истори-ко-педагогических источников, необходимо не только установление возможно более точных временных границ, когда они могли быть сказаны, но и как можно более полное представление о той музыке, которую имели в виду авторы.
Заключение
Обращение музыкантов-педагогов в исследовательской деятельности к поиску, нахождению и многоаспектному анализу авторских афористических высказываний выдающихся мыслителей прошлого и настоящего создаёт базу для рассмотрения изучаемых музыкально-педагогических проблем с опорой на данный вид историко-педагогических источников; позволяет вступить в мысленный диалог с разными точками зрения, высказанными выдающимися представителями отечественной и зарубежной культуры; помога-
ет найти подтверждение своим размышлениям или, наоборот, по-новому посмотреть на них и открыть для себя те новые грани, которые ранее не оказывались в центре внимания музыкантов-педагогов.
В плане обоснования значимости афоризмов для современного человека показательны слова Валентина Михайловича Борисова - востоковеда, афориста, профессора, в 1970-х годах - председателя Московского Клуба любителей афористи-ки: «Хотя идеи и не записываются в реестр наследства, они важнейшая его часть. Это подтверждается, прежде всего, тем, что человечество собрало, хотя и не без потерь, во всемирную копилку мудрости мысли великих своих сынов и каждодневно пользуется этой сокровищницей» [7, с. 24]. И далее: «Разум рождает слова, слова же укрепляют разум. Кем бы ни был человек, ему надо проникнуться магией слова. Стремление к накоплению мудрости должно стать необратимым у тех, кто посвятил себя науке. <.> Сегодняшнее внимание к мудрым высказываниям связано со всем ходом развития современного общества, со стремлением людей к точному и ясному выражению мыслей в век информационного взрыва, научно-технической революции и невиданного убыстрения темпа жизни, ибо афоризм предельно лаконичен» [Там же, с. 25].
В дополнение к сказанному логичным видится пожелание всем музыкантам-педагогам, которые солидарны с признанием большого педагогического потенциала, сокрытого в авторских афоризмах, создания собственных авторских коллекций. Работа в этом направлении требует больших временных затрат, но её результат сторицей оправдывает затраченные усилия, поскольку способствует развитию профессионально ориентированного исто-рико-педагогического мышления, обогащению исследовательского инструментария и возможности реализации его применительно к изучаемым музыкально-педагогическим проблемам.
Образцом для создания и выстраивания собственного комплекта может служить уникальное собрание афоризмов, а также достаточно объёмных цитат, суждений и мнений, касающихся проблем музыкального исполнительства и преподавания музыки Г. М. Цыпина [25]. Особую ценность представляют комментарии, в которых приводятся данные об источниках и авторские пояснения относительно того, на что целесообразно обратить внимание. Тем самым создаются оптималь- 57 ные условия для их анализа как историко-педагогических источников и обращения к ним как в исследовательской деятельности, так и в педагогической практике.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Великие мысли великих людей: Антология афоризма. В 3 томах. Том II. От Средневековья до Просвещения / сост. И. И. Комарова, А. П. Кондрашов. М.: РИПОЛ классик, 2006. 704 с.
2. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4 т. Т. 4. Р-V. М.: Рус. яз. 1989. 683 с.
3. Афоризмы // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. URL: https://dic. academic.ru/contents.nsf/brokgauz_efron (дата обращения: 17.11.2022).
4. Павленковъ Ф. Энциклопедическш словаръ. 3-е издате со стереотипа 2-го изданш. С.-Петербургъ: Типографш Ю. Н. Эрлихъ, 1909. 3053 стлб.
5. Толковый словарь С. И. Ожегова. URL: https://slovarozhegova.ru/word.php?wordid=855 (дата обращения: 17.11.2022).
6. Понятие и определение афоризма. URL: https://studbooks.net/2101651/literatura/ponyatie_ opredelenie_aforizma#42 (дата обращения: 03.12.2022).
7. Борисов В. М. Радуга мыслей (О поэзии афористики) // Что такое афористика; Московский Клуб Афористики (Альманах 2006 года, подготовил к публикации Артур Васильев). URL: http://mka.msk.ru/что-такое-афористика/ (дата обращения: 17.08.2023).
8. Московский Клуб Афористики. Избранное за 30 лет / сост. Стас Янковский. URL: https:// Московский клуб афористики (psihdocs.ru) (дата обращения: 20.08.2023).
9. Багапов Д. Ф., Гашева Л. П. Научные подходы отечественных и зарубежных лингвистов к пониманию и определению афоризма. URL: http://www.meteor-city.top/#!1-16-bogapov-gasheva/oeabp (дата обращения: 23.08.2023).
10. Великие мысли великих людей: Антология афоризма. В 3 томах. Том I. Древний мир / сост. И. И. Комарова, А. П. Кондрашов. М.: РИПОЛ классик, 2006. 480 с.
11. Великие мысли великих людей: Антология афоризма. В 3 томах. Том III. XIX-XX века / сост. И. И. Комарова, А. П. Кондрашов. М.: РИПОЛ классик, 2006. 736 с.
12. Слово о науке: Афоризмы. Изречения. Литературные цитаты. Кн. Вторая / сост., автор предисловия к главам Е. С. Лихтенштейн. 2-е изд., испр. и доп. М.: Знание, 1986. 288 с.
13. Сводная энциклопедия афоризмов. URL: Сводная энциклопедия афоризмов (academic. ru) (дата обращения: 06.08.2023).
14. Энциклопедия мысли / сост. авт. предисл. и коммент. Н. Я. Хоромин. 2-е изд. М.: Русская книга; Известия, 2004. 576 с. Хоромин Н. Я. Энциклопедия мудрости: URL: https:// litlife.club/books/198420/read?page=5 (дата обращения: 22.02.2022).
15. Лучшие афоризмы мира. URL: Лучшие афоризмы мира. От времен Конфуция до Путина (aforisimo.ru) (дата обращения: 30.02.2022).
16. Цитаты великих композиторов о музыке. URL: https://thecellist.ru/citaty-velikih-kompozitorov-o-muzyke/ (дата обращения: 30.02.2022).
17. Цитаты музыкантов и педагогов о музыкальном обучении. Авторская школа Ю. Лихачёва. URL: http://www.vvaschool.spb.ru/quotations.html (дата обращения: 30.02.2022).
58 18. Короткие фразы, цитаты, выражения со смыслом о музыке // 350 фраз о музыке. URL: — https://wikiphile.ru/350-fraz-o-muzyke/ (дата обращения: 30.02.2022).
19. Гёте Иоганн Вольфганг фон. Афоризмы. URL: https://aphoristic-world.ru/aphoristic-world/ authors/468-gete-iogann-volfgang.html (дата обращения: 04.09.2023).
20. Одоевский В. Ф. Музыкально-литературное наследие / общ. ред., вступ. статья и примеч. Г. Б. Бернандта. М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. 723 с.
21. Шуман Р. Жизненные правила для музыкантов / пер. с нем. А. Г. Габричевского и Л. С. Товалевой // Истинные правила для тех, кто стремится быть основательным музыкантом или наставление любителям и особенно знатокам для пользы в учении и во услаждение души / сост. и послесловие Михаила Мищенко. СПб.: Северный Олень, 1996. С. 3-15.
22. Барбан Е. Контакты: Собрание интервью. СПб.: Композитор, 2006. 472 с.
23. Цыпин Г. М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики (проблемы содержания, формы, языка и стиля). Тамбов, Тамбовский гос. муз-пед. институт имени С. В. Рахманинова, 2005. 337 с.
24. Чередниченко Т. В. Музыка в истории культуры. Курс лекций для студентов - немузыкантов, а также для всех, кто интересуется музыкальным искусством. Вып. I. Долгопрудный: Аллегро-пресс; М.: Мособлупрполиграфиздат, 1994. 215 с.
25. Музыкально-исполнительское искусство и педагогика: афоризмы, цитаты, изречения: учебное пособие / сост. Г. М. Цыпин; Белгородский гос. ин-т культуры и искусств. Белгород:
Белгородская областная типография, 2007. 412 с.
Поступила 04.09.2023 принята к публикации 25.09.2023.
Об авторе:
Николаева Елена Владимировна, профессор кафедры методологии и технологий педагогики музыкального образования имени Э. Б. Абдуллина Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета (МПГУ) (улица Малая Пироговская, 1, строение 1, Москва, Российская Федерация, 119435), доктор педагогических наук, профессор, [email protected]
Автором прочитан и одобрен окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Velikie mysli velikikh fyudej: Antologiya aforizma. V 3 tomakh. Tom II. Ot Srednevekov'ya do Prosveshheniya [Great Thoughts of Great People: An Anthology of Aphorism. In 3 volumes. Volume II. From the Middle Ages to Enlightenment]. Comp. I. I. Komarova, A. P. Kondrashov. Moscow: Publishing House "RIPOL classic", 2006. 704 p. (in Russian).
2. Dal V. I. Tolkovyj slovar'zhivogo velikorusskogo yazy'ka v 4 t. T. 4. R—V [Explanatory Dictionary of the Living Great Russian Language in 4 vols. 4. R-V]. Moscow: Publishing House "Russian language", 1989. 683 p. (in Russian).
3. Aforizmy [Aphorisms]. Enciklopedicheskij slovar' F. A. Brokgauza i I. A. Efrona [Encyclopedic Dictionary of F. A. Brockhaus and I. A. Efron]. Available at: https://dic.academic.ru/contents.nsf/ brokgauz_efron (accessed: 17.11.2022) (in Russian). 59
4. Pavlenkov F. Enciklopedicheskij slovar' [Encyclopedic Dictionary]. 3rd edition from the stereotype -
of the 2nd edition. St. Petersburg: Printing House of Yu. N. Erlich, 1909. 3053 stolbtsovo
(in Russian).
5. Tolkovyj slovar' S. I. Ozhegova [Explanatory Dictionary of S. I. Ozhegov]. Available at: https:// slovarozhegova.ru/word.php?wordid=855 (accessed: 17.11.2022) (in Russian).
6. Ponyatie i opredelenie aforizma [The Concept and Definition of an Aphorism]. Available at: https://studbooks.net/2101651/literatura/ponyatie_opredelenie_aforizma#42 (accessed: 03.12.2022) (in Russian).
7. Borisov V. M. Raduga my'slej (O poezii aforistiki) [Rainbow of Thoughts (On the Poetry of Aphoristics)]. Chto takoe aforistika [What is Aphorism]; Moskovskij Klub Aforistiki [Moscow Aphoristic Club] (Almanac 2006, prepared for publication by Artur Vasiliev). Available at: http:// mka.msk.ru/что-такое-афористика (accessed: 17.08.2023) (in Russian).
8. Moskovskij Klub Aforistiki. Izbrannoe za 30 let [Moscow Aphorism Club. Favorites for 30 years]. Comp. Stas Yankovsky. Available at: https:// Московский клуб афористики (psihdocs.ru) (accessed: 20.08.2023) (in Russian).
9. Bagapov D. F., Gasheva L. P. Nauchnye podkhody otechestvennykh i zarubezhnykh lingvistov k ponimaniyu i opredeleniyu aforizma [Scientific Approaches of Domestic and Foreign Linguists to
the Understanding and Definition of Aphorism]. Available at: http://www.meteor-city.top /#!1-16-bogapov-gasheva/oeabp (accessed: 08.23.2023) (in Russian).
10. Velikie mysli velikikh lyudej: Antologiya aforizma. V3 tomakh. Tom I. Drevnij mir [Great Thoughts of Great People: An Anthology of Aphorism. In 3 volumes. Volume I. The Ancient World]. Comp. I. I. Komarova, A. P. Kondrashov. Moscow: Publishing House "RIPOL classic", 2006. 480 p. (in Russian).
11. Velikie mysli velikikh lyudej: Antologiya aforizma. V 3 tomakh. Tom III. XIX-XX veka [Great Thoughts of Great People: An Anthology of Aphorism. In 3 volumes. Volume III. XIX-XX centuries]. Comp. I. I. Komarova, A. P. Kondrashov. Moscow: Publishing House "RIPOL classic", 2006. 736 p. (in Russian).
12. Slovo o nauke: Aforizmy. Izrecheniya. Literaturnye citaty. Kn. Vtoraya [Word about Science: Aphorisms. Sayings. Literary Quotes. Book Two]. Comp., author of the Preface to the chapters E. S. Lichtenstein. 2nd ed., corrected and supplemented. Moscow: Publishing House "Znanie", 1986. 288 p. (in Russian).
13. Svodnaya enciklopediya aforizmov [The Consolidated Encyclopedia of Aphorisms]. Available at: Consolidated Encyclopedia of Aphorisms (academic.ru) (Сводная энциклопедия афоризмов (academic.ru)) (accessed: 06.08.2023) (in Russian).
14. Enciklopediya mysli [Encyclopedia of Thought]. Author's preface and a comment by N. Y. Khoromin. 2nd ed. Moscow: Russian Book, Izvestia, 2004. 576 p. Khoromin N. Ya. Encyclopedia of wisdom: Available at: https://litlife.club/books/198420/read?page=5 (accessed: 02.22.2022) (in Russian).
15. Luchshie aforizmy mira [The Best Aphorisms of the World]. Available at: The Best Aphorisms of the World. From the Time of Confucius to Putin (Лучшие афоризмы мира. От времен Конфуция до Путина (aforisimo.ru)) (accessed: 30.02.2022) (in Russian).
16. Citaty velikikh kompozitorov o muzyke [Quotes of Great Composers about Music]. Available at: https://thecellist.ru/citaty-velikih-kompozitorov-o-muzyke / (accessed: 30.02.2022) (in Russian).
17. Citaty muzykantov i pedagogov o muzykal'nom obuchenii. Avtorskaya shkola Yu. Likhacheva 6Q [Quotes from Musicians and Teachers about Music Education. The author's school
- of Yu. Likhachev]. Available at: http://www.vvaschool.spb.ru/quotations.html (accessed:
30.02.2022) (in Russian).
18. Korotkie frazy, citaty, vyrazheniya so smyslom o muzyke [Short Phrases, Quotes, Expressions with Meaning about Music]. 350 fraz o muzyke [350 phrases about music]. Available at: https:// wikiphile.ru/350-fraz-o-muzyke / (accessed: 30.02.2022) (in Russian).
19. Goethe Iogann Vol'fgang fon. Aforizmy [Johann Wolfgang von Goethe. Aphorisms]. Available at: https://aphoristic-world.ru/aphoristic-world/authors/468-gete-iogann-volfgang.html (accessed:
04.09.2023) (in Russian).
20. Odoevsky V. F. Muzykal'no-literaturnoe nasledie [Musical and Literary Heritage]. Comp. ed., vol. articles and notes by G. B. Bernand. Moscow: State Music Publishing House, 1956. 723 p. (in Russian).
21. Schumann R. Zhiznennye pravila dlya muzykantov [Life Rules for Musicians]. Istinnye pravila dlya tekh, kto stremitsya byt' osnovatel'nym muzykantom, ili nastavlenie lyubitelyam i osobenno znatokam dlya pol'zy v uchenii i vo uslazhdenie dushi [The True Rules for Those Who Aspire to Be the Main Musicians, or the Instruction of Amateurs and Especially Experts for the Benefit of Study and for the Good of the Soul]. Comp. and an afterword by Mikhail Mishchenko. St. Petersburg: Publishing House "Severnyj olen", 1996. Pp. 3-15 (in Russian).
22. Barban E. Kontakty: Sobranie interv'yu [Contacts: Collection of Interviews]. Saint Petersburg: Publishing House "Compozitor", 2006. 472 p. (in Russian).
23. Tsypin G. M. Dissertacionnoe issledovanie v oblasti muzykal'noj kultury i pedagogiki (problemy soderzhaniya, formy, yazyka i stilya) [Dissertation Research in the Field of Musical Culture and Pedagogy (Problems of Content, Form, Language and Style)]. Tambov: Tambov State University of Music named after S. V. Rachmaninov, 2005. 337 p. (in Russian).
24. Cherednichenko T. V. Muzyka v istorii kul'tury'. Kurs lekcij dlya studentov - nemuzykantov, a takzhe dlya vsekh, kto interesuetsya muzykal'nym iskusstvom [Music in the History of Culture. A Course of Lectures for Music Students, as Well as for Anyone Interested in the Art of Music]. Issue I. Dolgoprudny: Publishing House "Allegro-press"; Moscow: Publishing House "Mosoblpoligrafizdat", 1994. 215 p. (in Russian).
25. Muzykal'no-ispolnitel'skoe iskusstvo ipedagogika: aforizmy, citaty, izrecheniya: uchebnoeposobie [Musical and Performing Arts and Pedagogy: Aphorisms, Quotations, Sayings: Textbook]. Comp. G. M. Tsypin; Belgorod State University of Arts and Culture. Belgorod: Belgorod Regional Printing House, 2007. 412 p. (in Russian).
Submitted 04.09.2023; revised 25.09.2023.
About the author:
Elena V. Nikolaeva, Professor at the Department of Methodology and Technology of Music Education named after E. B. Abdullin of Art Institute of Moscow Pedagogical State University (MPGU) (Malaya Pirogovskaya Street, 1/1, Moscow, Russian Federation, 119435), Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, [email protected]
The author has read and approved the final manuscript.
61