98
АФИША
_Q
VO CU
:
CD
4, 7, 9, 13, 16, 20, 22, 25, 27 декабря
Париж. Гранд Опера (Grand Opera, Opera Bastille).
Премьера оперы в трех действиях «Проданная невеста».
Эта комическая опера чешского композитора Бедржиха Сметаны на либретто (по-чешски) Карела Сабины на редкость жизнерадостное произведение, сочетающее подлинно народный юмор с поэтичной, задушевной лирикой. Незамысловатый сюжет позволил композитору нарисовать живые, сочные картины чешского народного быта и окружающей природы, создать галерею ярко национальных характеров. Широко выписанные массовые сцены пронизаны напевностью, огненными ритмами чешских народных танцев. Время и место действия: XIX век, маленькая богемская деревня. Крестьяне Крушина и Катинка хотят выдать замуж красавицу-дочку Марию за сына богача Михи. Однако Мария любит парня с туманным прошлым по имени Ганс. Счастью влюбленных пытается помешать комичный сват Кецал. Он уговаривает Ганса отказаться от Марии («продать невесту») за 300 гульденов, и молодой человек соглашается. Они подписывают контракт, согласно которому Ганс отказывается от девушки, принимая отступные, а сын богача берет Марию в жены. Позже оказывается, что Ганс был уверен, что не потеряет любимую, так как является старшим из двух сыновей богатого Михи (о чем никто из односельчан Марии и не подозревал) и может сам жениться на девушке. Его младший брат (сын Михи от второго брака) и незадачливый соперник Венцель легко утешается, так как влюблен в артистку цирка Эсмеральду. Опера завершается всеобщим радостным хором.
После того как Габсбурги понесли тяжелое поражение (в 1859 году) на равнинах Ломбардии, чехи стали культивировать свои собственные искусства, преднамеренно превознося все национальное. Правление Франца Йозефа было менее жестким, началось строительство национальных театров, и возникла настоятельная необходимость в национальном музыкальном искусстве (у чехов всегда был чудесный фольклор). Сметана, а впоследствии Дворжак - вот самые выдающиеся фигуры чешской национальной профессиональной музыки, и кое-что в их оркестровой музыке очень скоро оказалось воспринятым всем западным миром. Но из чешских опер только «Проданная невеста» вошла в репертуар европейских и американских оперных театров.
Первоначально же она была написана не как опера, а как оперетта. В ней было два действия, 20 музыкальных номеров и разговорные диалоги. Требования иностранных оперных театров вскоре заставили Сметану внести изменения в партитуру и сделать ее более обширной. Через три года после первого исполнения оперы, которое успешно состоялось в Праге в 1866 году, Сметана для постановки ее в парижской «Опера Комик» добавил арию для ведущего сопрано, а также несколько танцев, в том числе знаменитые теперь польку и фуриант. А в следующем году для исполнения в Санкт-Петербурге она была разделена на три действия, разговорные диалоги превратились в речитативы. Именно в этой последней редакции опера теперь идет на сценах театров мира. Постановка оперы в Вене в 1892 году принесла ей международное признание. Многие из ранних зарубежных показов -в Чикаго в 1893 году, в Лондоне в 1895-м и в Нью-Йорке в 1909-м - проходили на немецком языке под названием Die Verkaufte Braut. В 1932 году в Германии опера была экранизирована Максом Офюльсом. К 1953 году только
в Праге «Проданная невеста» выдержала 2000 представлений. Теперь это одна из самых репертуарных опер в Европе. Дирижер - Константин Тринкс. В главных ролях: Олег Брыжак, Изабель Верне, Инва Мула и др.
14-24 декабря
Санкт-Петербург. Санкт-ПетербУргская академическая филармония имени Д. Д. Шостаковича.
XI Международный зимний фестиваль «Площадь искусств».
В сотрудничестве с Русским музеем, Гранд-отелем «Европа», Михайловским театром и Театром оперетты. По традиции, фестивальные концерты состоятся в предновогодние дни. Этим мероприятием завершается в филармонии проект «Год Франции в России и России во Франции», поэтому акцент сделан на французском искусстве. Ярким событием обещает стать концерт художественного руководителя фестиваля маэстро Юрия Темирканова с программой из произведений Мориса Равеля («Моя матушка Гусыня», Концерт для фортепиано с оркестром (для левой руки); музыка из балета «Дафнис и Хлоя», сюита №2; «Вальс», Хореографическая поэма для оркестра), открывающий фестиваль в Большом зале филармонии (БЗФ) 14 декабря (солистка - Элисо Вирсаладзе).
В БЗФ также выступят: выдающиеся французские музыканты «Шоссон трио» (15.12), Бриджит Энгерер (16.12), Тома Блок и Франсуа Вайгель (19 и 20.12); оркестр «Радио Франс» под управлением дирижера Мунг Вун Чунга (17.12: Морис Равель, «Гробница Куперена», Анри Дютийе, «Метаболы», Гектор Берлиоз, «Фантастическая симфония»); камерный оркестр «Кремерата Балтика» (23.12 знаменитый коллектив под руко-
98
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 12 (104) 2010
\АФИША \
100
т
событие
Объявлены победители VII Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел»
В телецентре «Останкино» открылся православный храм. Рассказывает его настоятель протоиерей Владимир Волгин
«Золотая маска» поздравила Сбербанк
109
вы нам писали
110
проза жизни
Рождество в Альпах, или Все, что ни делается, делается к лучшему
112
поздравляем именинников
водством Гидона Кремера исполнит программу из сочинений Астора Пьяццоллы, Леонида Десятникова, Валентина Сильвестрова, Георга Пелециса, Арво Пярта и других современных авторов). Богатство и разнообразие жанров, стилей и образов нынешнего фестиваля читается уже в самих названиях исполняемых сочинений. Это и симфония «Турангалила» Оливье Мессиана (БЗФ, 19.12, Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, дирижер - Николай Алексеев), и, конечно, программа заключительного концерта фестиваля, посвященного русской музыке, где прозвучат «Весна священная» Игоря Стравинского, симфонические картины Анатолия Лядова «Кикимора» и «Волшебное озеро», «Пляски смерти» Модеста Мусоргского (дирижер - Юрий Темирканов).
На этот раз фестиваль представит две оперы в концертном исполнении: лирическую драму «Пеллеас и Мелизанда» Клода Дебюсси на либретто Мориса Метерлинка (20.12, дирижер - Александр Дмитриев, в заглавных партиях сопрано и тенор из Франции: Карен Вурш и Марк Буше) и премьеру оперы Филиппа Фенелона по одноименной пьесе Антона Чехова «Вишневый сад» (22.12., оркестр и солисты Большого театра под управлением Тито Чеккерини, в ролях: Анастасия Москвина, Марат Гали, Александра Кадурина, Ульяна Алексюк, Анна Крайникова, Игорь Головатенко, Ксения Вязникова и др.). Партнеры БЗФ по «Площади искусств» -Михайловский театр и Театр оперетты покажут премьеру оперы «Катя Кабанова» (18.12) на музыку Леоша Яначека по мотивам драмы Николая Островского «Гроза» и оперетту «Летучая мышь» (23.12) Иоганна Штрауса-сына на либретто Карла Хаффнера и Рихарда Жене, на основе фарса немецкого драматурга Юлиуса Родериха Бенедикса «Тюремное заключение» и водевиля французских авторов Анри Мельяка и Людовика Галеви «Часы с боем».
Отдельным событием фестиваля можно назвать исполнение русской хоровой духовной музыки камерным хором Смольного собора под управлением Владимира Беглецова. Концерт состоится в Храме Спаса-на-Крови 21 декабря. Основная сценическая площадка фестиваля - Санкт-Петербургская академическая филармония им. Д. Д. Шостаковича - ведет свою историю с 1882 года, когда по повелению Александра III был создан Придворный музыкантский хор, в 1897 году преобразованный в Придворный оркестр. В 1917 году Придворный оркестр становится Государственным оркестром (ныне Академический симфонический оркестр филармонии). В 1921 году оркестр получает в свое распоряжение зал бывшего Дворянского собрания (ул. Михайловская, 2), открывается первая в стране филармония.
23, 28, 29, 31 декабря
Лондон. Ковент-Гарден (Theatre Royal).
Премьера сказочной оперы в трех картинах «Гензель и Гретель».
Что может быть лучше в рождественский праздник, чем старая добрая сказка?! Ковент-Гарден возвращает на сцену восхитительное произведение «Гензель и Гретель» композитора Энгельберта Хумпердинка (1854-1921), сочиненное на либретто Адельхайд Ветте по сюжету одноименной сказки братьев Гримм. Опера, первоначально написанная как рождественский подарок Хумпердинка племянникам, спустя некоторое время в измененном виде, повзрослевшая и обогащенная новыми симфоническими эпизодами, была передана в дар в день свадьбы невесте композитора. И вскоре большой европейской премьерой продирижировали его великие коллеги Рихард Штраус и Густав Малер.
Этот главный и единственный шедевр Хумпердинка, ученика Рихарда Вагнера, горячо и быстро приняли на всех европейских сценах, в том числе и в России. Опере «Гензель и Гретель» аплодировали не только в Императорских театрах, но и в частной опере. Меценат Савва Мамонтов сам перевел текст либретто на русский язык, а декорации писал Михаил Врубель, влюбившийся на репетициях этой оперы в свою будущую жену, певицу Надежду Забелу. До 1914 года «Гензель и Гретель» триумфально шла на сценах всех ведущих театров мира, радуя зрителей всех возрастов. Но в России в начале Первой мировой войны оперу запретили как произведение вражеского композитора. Во времена СССР опере тоже не повезло - из-за присутствия в ней христианской тематики и множества ангелов в интермедиях. Сюжет этой мистерии таков. Накануне Рождества брата и сестру, Гензеля и Гретель, в качестве наказания за то, что устроили беспорядок в доме, вернувшаяся с тяжелой работы мать отправляет в зимний лес собирать землянику. Заблудившиеся дети встречают много чудесного: наблюдают досрочную смену времен года (им даже удается собрать ягоду зимой - совсем как подснежники в январе в сказке «12 месяцев»), встречаются с добрыми духами леса, видят во сне Ангелов Хранителей. Голодные малыши набредают на пряничный домик, в который заманивает их, желая съесть, злая старая ведьма. Гензелю и Гретель удается, перехитрив коварную старуху, не только спастись самим, но и освободить от злых чар других, попавших туда ранее детишек. В финале все славят Господа, который никогда не покидает людей в беде! Опера исполняется на немецком языке. Дирижер - Рори Макдональд. В главных ролях: Кристиан Райс и Айлиш Тинан.
При написании использованы данные, предоставленные компанией ТОПБИЛЕТ (www.topbilet.ru) - организатором туров на спектакли ведущих театров мира.
CD ^
Q)
о\
"О сг
\АФИША \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 12 (104) 2010
99