Научная статья на тему '\афиша \'

\афиша \ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
119
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\афиша \»

ЧЕЛО КАПИТА

92

событие

Светлана Медведева ■ о восстановлении храма-памятника русским морякам — Морского собора в Кронштадте

ОЛЕГ ВЛАСОВ

VO CU

:

CD CN

4, 7,10,13, 16, 20, 22, 25, 27, 29 декабря

Париж. Гранд Опера. Зал «Бастилия»

Премьера оперы в четырех действиях «Кармен» на сцене театра

Музыка Жоржа Бизе на либретто Анри Мельяка и Лудовико Галеви, основанное на одноименной новелле Проспера Мериме.

Мировая премьера: Париж, «Опера Комик» (Théâtre national de l'Opéra-Comique, 1875).

Испания. Начало XIX века. Кармен, работницу сигарной фабрики, участвующую в драке на ножах с другой женщиной, арестовывают, но она бежит из-под стражи, вскружив голову молодому и очень серьезному деревенскому парню, служащему в армии капралу дону Хозе. Солдат ради любви цыганки оставляет службу и вступает вместе с ней в банду контрабандистов. Однако страсть Кармен недолговечна - она вновь склонна отдать предпочтение знаменитому тореадору Эскамильо - и Хозе убивает неверную возлюбленную. Содержание новеллы претерпело в опере существенные изменения. Опытные литераторы Мельяк и Галеви разработали собственное либретто, углубили эмоциональные контрасты,создали яркие образы действующих лиц, во многом отличные от их литературных прототипов. Хозе, изображенный писателем как мрачный, гордый и суровый разбойник, в опере приобрел иные черты; крестьянский парень, ставший драгуном, показан простым, честным, но вспыльчивым и слабохарактерным человеком. Образ волевого, мужественного тореадора Эскамильо, едва намеченный в новелле, получил в опере яркую и сочную характеристику. Еще более изменен по сравне-

нию с литературным прототипом характер невесты Хозе Микаэлы - нежной юной селянки, облик которой контрастирует с необузданным и пылким нравом цыганки. Существенно подкорректирован и образ главной героини. Кармен в опере - воплощение женской красоты и обаяния, свободолюбия и смелости. Бизе облагородил характер своей героини, подчеркнув в нем прямоту чувств и независимость поступков. И наконец, раздвинув рамки повествования, авторы оперы ввели в действие колоритные народные сцены, которые придали трагическому сюжету оптимистическое звучание.

Дирижер - Филипп Джордан. Режиссер -Ив Бонесне. В ролях: Кармен - Анна Катерина Антоначи (4-16.12) / Карин Дешаз, Хозе - Николай Щуков / Хачатур Бадалян (10.12), Эскамильо - Людовик Тезир.

8, 12, 16, 20 декабря

Венская государственная опера

Опера в двух действиях «Сомнамбула»

Музыка Винченцо Беллини на либретто Феличе Романи.

Главная героиня оперы - приемная дочка деревенской мельничихи Амина -больна лунатизмом, сомнамбула. Из-за своего недуга девушка чуть не лишилась любимого жениха, богатого крестьянина Эльвино, приревновавшего ее к хозяину здешних мест графу Родольфу. Амина, ходящая во сне, попала в номер деревенской гостиницы, где остановился граф, в столь компрометирующей обстановке ее и застали односельчане. Все же драма приходит к счастливому финалу: крестьяне и жених, убедившись во время очередного приступа, что девушка не в себе, оправдывают Амину. В июле 1830 года миланский Театр Каркано (Teatro Carcano) объявил о своем намерении поставить в сле-

дующем карнавальном сезоне зимой 1830-1831 годов две новые оперы Винченцо Беллини и Гаэтано Доницетти, рассчитанные на лучших итальянских певцов, приглашенных в труппу. Так этот небольшой театр надеялся превзойти знаменитый Ла Скала; их соперничество волновало весь Милан. Либреттистом Беллини выступил Феличе Романи, работавший с самыми крупными итальянскими композиторами того времени - Россини, Доницетти, позже -с молодым Верди. Авторы остановились на непритязательной комедии из сельской жизни, основанной на сюжете водевиля Жермена Делавиня «Сомнамбула» (1821), а также либретто Эжена Скриба к балету-пантомиме «Сомнамбула, или Приезд нового сеньора» (поставленного на музыку Луи Герольда в Гранд Опера). Уже во время репетиций оперы стало ясно, что талант двух самых знаменитых певцов - сопрано Джудитты Пасты и тенора Джованни Рубини - раскрылся с совершенно новой стороны. Ранее Рубини снискал славу в роли неистового пирата в одноименной опере Беллини, а Паста только что создала трагический образ Анны Болейн в опере Доницетти. Теперь же им предстояло сыграть наивных, простодушных, любящих и ревнующих юных крестьян. Памятуя о соперничестве с Доницетти, Беллини требовал от либреттиста все новых стихов для заключительной сцены: «Мне нужно нечто такое, что вознесло бы Пасту на седьмое небо». Только на генеральной репетиции певица убедила его перестать мучить себя - он написал великолепную музыку. Это подтвердилось на премьере «Сомнамбулы» в Театре Каркано 6 марта 1831 года. Одна из газет писала: «Мало можно найти примеров, когда публика аплодировала бы столь бурно. Даже трудно сказать, сколько раз вызывали композитора и певцов - 12, 15 или 20». Неповторимой в своей цельности казалась современникам кантилена

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 12 (128) 2012

\АФИША \

90

96

живая Россия

Всероссийский батюшка — святой праведный Иоанн

Кронштадтский

102

104 102

благотворительность событие

Возрождается родина отца Иоанна Кронштадтского — село Сура Архангельской области

200 лет назад русские пришли в Калифорнию и основали крепость Форт-Росс

благотворительность

Благотворительный фонд «Предание.ру» и добровольческое молодежное движение «Даниловцы» помогают бездомным и ремонтируют жилье малоимущих

110 112

проза жизни

В путешествиях

возможны

неожиданные

встречи,

и французская

герцогиня

может оказаться

выпускницей

МГУ

поздравляем именинников

(напевность) последней арии Амины «Ах, как поблек ты скоро, цветочек». Много лет спустя эта фраза была высечена на надгробном памятнике Беллини в его родном городе Катания. Дирижер - Эвелино Пидо. Режиссер -Марко Артуро Марелли. В ролях: Граф Рудолф - Мишель Петруси, Амина -Альбина Шагимуратова, Эльвино -Цельсо Альбело.

13-16 декабря

Санкт-Петербург. Михайловский театр

Премьера балета в двух актах «Ромео и Джульетта»

с участием Натальи Осиповой, Ивана Васильева на сцене театра

Музыка Сергея Прокофьева на либретто автора, а также Сергея Радлова, Адриана Пиотровского, Леонида Лавровского, основанного на одноименной трагедии Уильяма Шекспира.

Мировая премьера: Брно, Чехия (1938). Особую силу и пронзительность трагический сюжет Шекспира о гибели двух юных влюбленных из-за непримиримости родовых кланов, к которым они принадлежали, получил в балете; благодаря гениальной музыке Сергея Прокофьева уже почти 75 лет его ставят на лучших сценах всего мира. Произведение Прокофьева продолжило классические традиции русского балета. Это выразилось в большой этической значимости избранной темы, в отражении глубоких человеческих чувств, в развитой симфонической драматургии балетного спектакля. И вместе с тем балетная партитура «Ромео и Джульетты» была такой необычной, что потребовалось время для «вживания» в нее. Возникла даже ироническая поговорка: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете».

Лучшее определение «Ромео и Джульетты» дал музыковед Гиви Орджоникидзе: «Ромео и Джульетта» Прокофьева - произведение реформаторское. Его можно назвать симфонией-балетом, ибо хотя в нем и нет формообразующих элементов сонатного цикла в их, так сказать, «чистом виде», весь он пронизан чисто симфоническим дыханием... Самые экспрессивные средства, крайности музыкального языка применены здесь своевременно и внутренне оправданы. Балет Прокофьева отличается глубоким своеобразием музыки. Оно проявляется прежде всего в характерной для балетного стиля Прокофьева индивидуальности танцевального начала. Для классического балета этот принцип не типичен, и обычно он проявляется лишь в моментах душевного подъема - в лирических адажио. Прокофьев же названную драматургическую роль адажио распространяет на всю лирическую драму». Хореограф - Начо Дуато. Музыкальный руководитель постановки и дирижер -Михаил Татарников.

16, 22 декабря

Мюнхен. Баварская государственная опера

Опера в трех действиях «Гензель и Гретель»

Музыка Энгельберта Хампердинка (на русской сцене шла под названием «Ваня и Маша») на либретто (по-немецки) Адельгейды Ветте, основанное на сказке Якоба и Вильгельма Гримм. Первое исполнение: Веймар, Германия (1893).

Первая опера для детей. Многие годы существует традиция исполнять эту оперу на Рождество как развлечение для малышей, хотя не совсем ясно, почему сказка, действие которой происходит летом, считается такой уж подходящей для зимнего праздника. Трудно представить себе,

что малыши в состоянии оценить или полюбить искусную, но все же довольно тяжеловесную оркестровку этой оперы, сделанную в вагнеровском духе, как, впрочем, и многие другие сложности оперы. Однако привычка ставить и слушать ее существует достаточно долго, и много поколений взрослых прожило жизнь с уверенностью, что они любили эту оперу еще будучи детьми. Тем не менее «Гензель и Гретель» -это замечательная партитура. Использование в ней подлинных народных детских песен в первом действии, музыка «Молитвы», как она звучит во втором действии, «Скачка ведьмы» и несколько других музыкальных эпизодов - все это вполне заслуженно стало достоянием мировой культуры. Под угрозой голода часто выпивающий отец Гензеля и Гретель поддается уговорам второй жены избавиться от детей и заводит их в лес. Заблудившись в чаще, брат и сестра попадаются в ловушку (дом из хлеба с крышей из пряников и окнами из сахара) ведьмы, которая ест детей. Гретель под угрозами колдуньи в течение четырех недель откармливает брата на съедение злой старухе. Не в силах более терпеть, злодейка хочет живьем зажарить девочку, но та, проявив находчивость, убивает ведьму, заперев ее в печи. Дети пытаются добраться до дома отца. Переплыть широкую реку им помогает уточка, а дальше они узнают дорогу по лесным приметам. За время их отсутствия мачеха умерла. А принесенных из дома ведьмы драгоценностей хватает на дальнейшую жизнь в достатке.

Дирижер - Казуши Оно. В ролях: Петр -Левенте Мольнар, Гертруда - Ирмгард Вильсмаер, Гензель - Окка фон дер Дамерау, Гретель - Лаура Татулеску.

При написании использованы данные,

предоставленные компанией ТОПБИЛЕТ (www.topbilet.ru) - организатором туров на спектакли ведущих театров мира.

ГО

С!) О)

о\

"О сг

\АФИША \

ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 12 (128) 2012

91

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.