Cü
5 марта
Москва. Концертный зал им. П. И. Чайковского.
Денис Мацуев (фортепиано) и Академический симфонический оркестр Московской филармонии.
Дирижер - Юрий Симонов. В программе: Рихард Вагнер. Вступление к опере «Парсифаль». Эдвард Григ. Концерт для фортепиано с оркестром. Людвиг Ван Бетховен. Симфония №5. После выступления Дениса Мацуева с сольной программой в Карнеги-холл в Нью-Йорке в ноябре 2007 года New-York Times написала: «Поэтическая натура, Мацуев тонко чувствовал деликатные моменты, сопровождая их трелью настолько завораживающей, что эта чарующая небесная музыка казалась лучшим, что человек может когда-либо услышать».
23 марта
Москва. Большой зал Консерватории.
Концерт Анны Нетребко.
Партия фортепиано - Елена Башкирова. Впервые звезда Мариинского театра будет выступать в Москве с программой, состоящей из романсов русских композиторов - Петра Ильича Чайковского и Николая Андреевича Римского-Корсакова.
Великолепные выступления Анны Нетребко в ведущих оперных театрах и со знаменитейшими симфоническими оркестрами всего мира продолжают пользоваться всеобщим успехом. Дебют Нетребко в Bayerische Staatsoper побудил одного критика написать: «Нет прекраснее певицы, которая бы пела более захватывающе,
и нет более очаровательной актрисы, которая бы вызывала столько аплодисментов, восхищения и восклицаний в свой адрес как о «новой Каллас».
5, 11, 13, 18, 23 марта
Нью-Йорк. Метрополитен Опера (Metropolitan Opera).
Премьера оперы «Нос».
По одноименной повести Николая Гоголя. Композитор - Дмитрий Шостакович. Либретто Евгения Замятина, Георгия Ионина, Александра Прейса. Это первая опера Дмитрия Шостаковича (1928). В Советском Союзе произведение было поставлено лишь дважды. Сначала в Ленинграде в 1930 году в Малом оперном театре (режиссер - Николай Смолич). Год спустя она была снята с репертуара по политическим мотивам. Затем в Москве в 1974 году на сцене Камерного театра Борисом Покровским. В 2004 году состоялась премьера «Носа» в Мариинском театре под управлением Валерия Гергиева, в постановке Юрия Александрова.
Обратившись к одному из самых причудливых произведений русской литературы, Шостакович, по его собственным словам, «симфонизировал гоголевский текст», подчеркнул его драматизм и глубину. Авторы либретто - молодые тогда литераторы Ионин и Прейс и маститый Замятин (автор романа-антиутопии «Мы») - сохранили большую часть текста повести, но кое-где вмонтировали в него фрагменты из других произведений Гоголя, а также отрывок из «Братьев Карамазовых» Федора Достоевского. В результате на сцене, конечно, нельзя увидеть разъезжающий в карете Нос, «одетый в мундир и замшевые панталоны». Но Шостакович выстроил свою гениальную партитуру так, что и без всяких картинок в его музыке проявляются злострадания гоголевских персонажей. Здесь и эксцентричный майор Ковалев, возбужденно ощупываю-
щий безносую промежность между щек, и лакей его Иван, пускающийся в пляс под балалайку, и визжащий высоким тенором квартальный надзиратель, вымогающий взятку за найденный нос, и дочь Подточиной, мелодраматически гадающая на бубнового короля. Двадцатидвухлетний Шостакович как следует покуражился здесь над персонажами и характерами, вывернув наизнанку традиционный оперный язык с его незыблемыми ариями. Он заставил певцов петь в предельных по высоте тесситурах, визжать, храпеть, сморкаться, ухать. Но как еще можно было изобразить абсурд, где отвалившийся нос, «из которого течет», спокойно присвоил себе звание статского советника, и никто, кроме Ковалева, не признал его частью тела. Шостакович нагрузил оркестр свистящими звуками, громкими ударными, балалайками, взвинченными темпами, польками, и, что особенно эффектно, симфоническими антрактами, один из которых претендует на полноценную ударную импровизацию современного джаз-банда.
На сцене Метрополитен Опера «Нос» поставил южноафриканский режиссер и художник Уильям Кентридж, признанный мастер анимационного кинематографа. Выражаясь словами персонажа Гоголя Хозрева-Мирзы, «удывитылный слючай, господа».
Дирижер - Валерий Гергиев. В главных ролях - Гордон Гетц и Паоло Цот. Опера исполняется на русском языке.
17, 20, 24, 27, 30 марта
Милан. «Ла Скала» (Ьа Бса!а).
Премьера оперы «Тангейзер».
Музыка и либретто Рихарда Вагнера по саге XIII века. Герой пьесы - историческая личность, рыцарь-миннезингер, живший в Германии, вероятно, между 1220 и 1270 годами. Он много странствовал, принимал участие в междо-
94
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 3 (95) 2010
\АФИША \
96
культурное событие
Исполнилось 150 лет со дня рождения Антона Чехова. Сегодня он самый востребованный в мире писатель
102
Т
благотворительность
В Краснодарском крае больным и обездоленным детям помогает общественная организация «Вторая мама»
104
живая россия
Начинается эксперимент по преподаванию основ религиозной культуры в школе. Интервью с протоиереем Валерианом (Кречетовым)
110
проза жизни
Если вы нанимаете для ремонта квартиры гастарбайтеров, будьте бдительны
112
поздравляем именинников
усобной борьбе немецких князей против римского папы, воспевал любовь, вино, женщин и горько каялся в своих грехах (сохранилась музыка его «Песни покаяния»). После смерти Тангейзер стал героем народной песни, широко известной в Германии. В либретто Вагнер мастерски сочетал три легенды. С легендой о «Венериной горе» (так первоначально называлась опера) композитор объединил сказание о состязании певцов в Вартбурге, близ Эйзенаха - в замке ландграфа Тюрингского, страстного любителя поэзии и покровителя миннезингеров. Это сказание также было очень популярным в Германии. Ему посвятил одну из своих фантастических новелл Эрнст Теодор Амадей Гофман.
В качестве соперника Тангейзера композитор показал в опере Вольфрама фон Эшенбаха - одного из крупнейших немецких поэтов средневековья (1170-1220), автора поэмы о Лоэнгрине. Третья легенда, использованная в опере, послужила источником для образа героини - Елизаветы, которую Вагнер сделал племянницей ландграфа Тюрингского. Это - также исторический персонаж: венгерская принцесса, с детства предназначенная в жены сыну ландграфа, грубому и жестокому воину, погибшему впоследствии в крестовом походе. Елизавета кротко сносила притеснения мужа, а затем свекрови, и после смерти была объявлена католической святой. «Тангейзер» - типично романтическая опера с характерными для нее противопоставлением фантастики и реальности, торжественными шествиями, танцевальными сценами, обширными хорами и ансамблями. Обилие действующих лиц придает опере пышность и монументальность. Большое место занимают красочные зарисовки природы и быта, образующие живописный фон лирической драмы.
Мировая премьера оперы состоялась в Дрездене в 1845 году.
Премьерой в «Ла Скала» дирижирует Зубин Мета. В роли Тангейзера -Роберт Дин Смит. Исполняется на немецком языке.
31 марта
Санкт-Петербург. Мариинский театр. Концертный зал.
Сольный концерт Джонатана Бисса
(фортепиано).
Шестой концерт 15-го абонемента. В программе произведения Йозефа Гайдна, Арнольда Шёнберга, Феликса Мендельсона, Людвига ван Бетховена. В последнее время крупнейшие студии звукозаписи делают ставку на молодых и симпатичных исполнителей: поначалу кажется, что модный сейчас в Европе и США пианист Джонатан Бисс из их числа. Однако, послушав его игру, меняешь свое мнение: тонкий, вдумчивый Шуман и волевой, энергичный Бетховен выдают изысканный вкус интеллектуала, для которого мельтешение пальцев по клавишам и эффектные всполохи рук не подменяют музыкального содержания.
2, 5, 7 марта
Вена. Венская государственная опера (Wiener Staatsoper).
Опера
«Симон Бокканегра».
Музыка Джузеппе Верди, либретто Франческо Мария Пьяве, Джузеппе Монтанелли и Арриго Бойто по одноименной драме Антонио Гутьерреса. Первоначально, опасаясь австрийской цензуры, Пьяве и Монтанелли пытались замаскировать политическую подоплеку событий. А из литературной первоосновы извлекли лишь любовную интригу, затемнив все остальное. Из-за неизбежных сокращений текста многое в развитии действия оказалось непонятным.
Бойто переделал либретто, прояснил его драматургическое построение, отчетливее показал политические мотивы. Целые сцены были написаны заново. «Симон Бокканегра» - одно из значительных созданий Верди. Проникновенный лиризм сочетается в нем с высоким драматизмом, трагическим величием, энергией. Действие происходит в Генуе в 13391363 годах. Долгое время длится связь бывшего корсара Симона Бокканегры с Марией, дочерью знатного генуэзца Фьеско. Надменный аристократ отвергает даже мысль о браке дочери с «плебеем». Он требует, чтобы Симон отдал ему ребенка, рожденного Марией. Но девочка похищена. В ужасе Бокканегра узнает, что Мария умерла. Народ избирает его своим дожем, что обостряет ненависть враждебных ему сил. Много лет спустя Симон находит дочь, воспитанную под именем Амелия его врагами и полюбившую одного из них. Против дожа готовится заговор, в котором участвует Фьеско под видом падре Андреа. Дочери удается спасти отца от удара кинжала, но она бессильна предотвратить попытку отравить его. Умирая, Бокканегра успевает примириться с Фьеско, благословить союз дочери с любимым ею человеком и назначить его своим преемником. Первые постановки оперы, состоявшиеся в 1857 году в Венеции, в театре «Ла Фениче», а затем в Неаполе и Милане, не имели успеха. Новая редакция, показанная в 1881 году, то есть после «Аиды», встретила совершенно другой прием - к тому времени завоевания драматургии зрелого Верди сделались привычными для публики. Дирижер - Паоло Кариньяни. В ролях: Симон Бокканегра - Лео Нуччи, Амелия - Ольга Гурякова (Московский театр им. Станиславского).
При написании использованы данные, предоставленные компанией ТОПБИЛЕТ (www.topbilet.ru) - организатором туров на спектакли ведущих театров мира.
Q) "О
\АФИША \
ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / № 3 (95) 2010
95