Научная статья на тему 'АФГАНИСТАН ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

АФГАНИСТАН ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
383
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЗБЕКИСТАН / АФГАНИСТАН / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИКА / ИНИЦИАТИВЫ / СТРАТЕГИЯ / ПОЛИТИКА / БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Мирзоев С.Т.

Вызовы и угрозы со стороны Афганистана о стаются актуальны на современном этапе развития государств Центральной Азии. Однако на сегодняшней день кризис в Афганистане не потерял своей напряжённости и остроты. Расширение деятельности террористических, экстремистских организаций, незаконный оборот наркотических средств и других организованных трансграничных преступлений все больше осложняет ситуацию в Афганистане. Данная сложившая ситуация является одним источников угроз и вызов безопасности всего центрально-азиатского региона. Несмотря на сложную ситуацию, многолетний системный кризис в Афганистане, внешнеполитическая инициатива Узбекистана призывает страны региона рассматривать Афганистан как дружественного партнёра и соседа. Автор статьи, анализируя приоритетных направления внешней политики Республики Узбекистан, которые преследуют разные цели, приходит к выводу, что данное государство предпринимает все меры для урегулирования афганского конфликта, а именно политическим и экономическими мерами. Внешнеполитическая стратегия Узбекистана способна обеспечивать достаточно эффективное участие в процессах урегулирования афганского конфликта, как на региональном уровне, так и в рамках двусторонних отношений. Несмотря на сценарий дальнейшего развития ситуации в стране, Узбекистан остается заинтересованным в минимизации негативного влияния Афганистана на страны региона и продолжает играть важную роль в решении афганского военно-политического кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AFGHANISTAN IN THE FOREIGN POLICY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Тhe challenges and threats from Afghanistan remain relevant at the present stage of development of the Central Asian states. However, to date, the crisis in Afghanistan has not lost its tension and sharpness. The expansion of the activities of terrorist, extremist organizations, illicit trafficking in narcotic drugs and other organized cross-border crimes increasingly complicates the situation in Afghanistan. This current situation is one of the sources of threats and a challenge to the security of the entire Central Asian region. Despite the difficult situation, the long-term systemic crisis in Afghanistan, the foreign policy initiative of Uzbekistan calls on the countries of the region to consider Afghanistan as a friendly partner and neighbor. The author of the article, analyzing the priority directions of the foreign policy of the Republic of Uzbekistan, which pursue different goals, comes to the conclusion that this state is taking all measures to resolve the Afghan conflict, namely political and economic measures. Uzbekistan’s foreign policy strategy is capable of ensuring a fairly effective participation in the processes of settling the Afghan conflict, both at the regional level and within the framework of bilateral relations. Despite the scenario of further development of the situation in the country, Uzbekistan remains interested in minimizing the negative impact of Afghanistan on the countries of the region and continues to play an important role in resolving the Afghan military-political crisis.

Текст научной работы на тему «АФГАНИСТАН ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

сущность их воззрений сегодняшним и будущим поколениям. С этой точки зрения, исследования, анализы и сравнение исследовательских работ показывают, что джадидизм является продолжением просветительства, цель джадидов заключается в развитии общества, избавлении народа от суеверия и фанатизма. Поэтому, джадидия имеет просветительское свойство и является пропагандистом передовых идей и формирующим национального самопознания.

Ключевые слова: джадидия, независимость, национальное самопознание, социально-политическая жизнь, реформа, профессия, школа, просвешение, свободолюбие, гуманизм.

IDEOLOGICAL INFLUENCE OF JADIDIZM IN THE PROCESS OF THE DEVELOPMENT OF SOCIAL AND CULTURAL LIFE AND THE FORMATION OF THE NATIONAL IDENTITY IN THE INDEPENDENT TAJIKISTAN

A Study of attitudes about the study of jadidism in contemporary social science suggests that jadidism had the tendency to conservatism on the contrary, From the very beginning its sole purpose was to teach literacy and the obtaining of specialty of populationBecause jadids after introducing with the scientific and technological achievements of developed countries concluded that their achievement they managed it for thanks to the correct implementation of the learning process in schools and madrasa.

Therefore although before independence the majority of orientalists and researchers misjudged of jadidism, its considered within the framework ofSoviet ideology as a bourgeois nationalists and reactionary movement.

However the independence and strengthening of national self-awareness broke thisfrom and have prepared favorable conditions for literary scholars and objectively the historical events and presented the essence of their views of today s andfuture generations.

From this point of view research analysis and comparison of research works show that jadidism is educational property and was an advocate ideas and shaping national self-awareness.

Keword:jadidism, independence, national, self awareness the socio political, life reforfm, profession, school education, freedom humanism.

Сведения об авторе:

Джураев Комрон- соискателю кафедры философии Таджикского государственного педагогического университет им. САйни, соискатель кафедры филасофии. Тел.: (+992) 985.741289 E-mail: коmron90@mail.ru Адрес: Республика Таджикистан, г.Душанбе , ул.С.Майяковски, 69. /1

About the author:

Juraev Komron - doktoranti PhD kafedrai falsafa pedagogical University hamed after Sadriddin Aini. Tel.: (+992) 985741289E-mail:komron90@mail.ru 16, street S.mai, Duchanbe city, Republic of Tajikistan,

АФГАНИСТАН ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Мирзоев С. Т.

Института изучения проблем стран Азии и Европы

Республика Узбекистан, в географическом отношении, единственная страна в регионе, которая граничит со всеми государствами Центральной Азии, то есть замыкает на себе важнейшие узлы для планирования возможной региональной интеграции. В условиях актуализации поиска новых стратегий развития страны, Узбекистан демонстрировал готовность к изменению действующей модели системы внешней политики. В связи с этим Узбекистан принял в феврале 2017 г. новую Стратегию развития страны на 2017-2021 гг., которая ориентирует внешнеполитическую деятельность республики на создание вокруг страны пояса безопасности, стабильности и добрососедства. Она определяет будущие цели и задачи внешней политики страны, по достижению, которых Узбекистан займет приемлемое своим национальным интересам место на региональной и международной арене.

Следует отметить, что сегодня наблюдается реальный прорыв во внешней политике Республики Узбекистан по снижению уровня противоречий между странами региона и страны вне региона. Ряд инициатив с узбекской стороны, являются наглядным свидетельством заметной активизации внешней политики Узбекистана в афганском направлении, который конкретными действиями подтверждает свою приверженность исходящих из основных принципов, закрепленных во внешнеполитической стратегии страны. Поэтому в ней Афганистан занимает особое место.

Фундаментальной основой в данном контексте является Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, где он подчеркнул, что «.. .Узбекистан будет оказывать всестороннее содействие в урегулировании афганской проблемы. Для нас главным остается конечный результат -начало мирных переговоров и достижение национального примирения». [13] Проводимая Узбекистаном открытая, конструктивная, взаимовыгодная внешняя политика с Афганистаном, имеет важное значение

для региона. Приоритетные направления опираются на ясное и четкое видение по определению выстраивания конструктивных и взаимовыгодных отношений.

Следует отметить, что дипломатические отношения между странами были установлены 13 октября 1992 года [15]. Протяженность границ Узбекистана с Афганистаном - 143 км. [18] Узбеки в этой стране являются четвертой по численности этнической группой. Они составляют по разным данным более 3-х миллионов человек. Узбекский язык наряду с фарси и пушту является государственным языком Афганистана. [1] Этнические узбеки Афганистана говорят на различных диалектах, они занимают среднюю часть Северных провинций Афганистана, в частности районы Меймене, Мазари-Шерифа, Шибиргана, Балха, Ханабада, Ташкургана и Кундуза.

Историческая связь узбеков Узбекистана с узбеками Афганистана выявляется в общих названиях племен: каттаган в Кундузе и Ташкургане; сарай - в Мазари-Шерифе и Балхе; минг - в Мазари-Шерифе, Балхе, Меймене, Ташкургане; кунграт - в Кундузе и Мазари-Шерифе; дурмен - в Хазрети-имам-Сахибе; тюрк, могол, барлас, карлук - в Каттагане и Бадахшане.

Узбеки левобережья верховьев Аму-Дарьи, как и узбеки правобережья, неоднородны по своему происхождению, что находит до сих пор свое отражение в различиях, имеющихся как в материальной, так и духовной культуре отдельных групп узбеков. [19] В этой связи, Узбекистан наладил продуктивную связь и взаимоотношения с диаспорами этнических узбеков в Афганистане, в том числе с теми, которые имеют достаточно серьезные позиции в северных провинциях Афганистана.

Сегодня внешнеполитическая стратегия Узбекистана нацелена на практическую реализацию следующих жизненно важных для Афганистана инициатив (стратегические проекты) в сфере транспорта, энергетики, торговли и образования. Особо следует отметить, например:

4- строительство железнодорожного коридора «Мазари-Шариф-Герат». Реализация данного проекта обеспечит работой 30 тысяч афганцев, позволит Кабулу ежегодно получать прибыль от транзита в размере 400-500 млн. долл. В проект также входит строительство дороги от Мазари-Шарифа через Кабул до Пешавара. Данный проект сегодня поддерживается Европейским Союзом;

4- строительство линии электропередач Сурхан-Пули-Хумри. ЛЭП позволит увеличить поставки электроэнергии из Узбекистана в Афганистан на 70% - до 6 миллиардов квт. ч в год. ЛЭП подключит Кабул к единой энергетической системе Центральной Азии. Более того, ЛЭП Сурхан-Пули-Хумри может стать составной частью проекта CASA-1000;

4- сфера связи (в частности, прокладка оптоволоконных линий связи компаниями «Узбектелеком» и Afgan Telecom Corp.);

4- подготовка афганских специалистов, в Узбекистане. В г. Термезе успешно функционирует Образовательный центр по обучению афганских граждан, в котором обучаются 130 афганских студентов, юношей и девушек. В перспективе планируется увеличить число учащихся до 250 студентов;

4- стимулирование торговли с Афганистаном. По инициативе Президента Узбекистана в г. Термезе создан международный логистический центр с таможенным терминалом «Термез-Карго-центр», призванный содействовать увеличению экспортно-импортных и транзитных грузопотоков. На базе Свободной экономической зоны «Термез» планируется открытие промышленных производств по выпуску готовой продукции, необходимой для проектов и программ, реализуемых в Афганистане.

Узбекистан также регулярно поставляет Афганистану гуманитарную помощь. Безвозмездно было передано более 3 тысяч тонн зерна, продуктов питания и одежды. Кроме того, от имени Президента Узбекистана, в дар афганскому народу были переданы 25 автобусов и сельскохозяйственная техника. Достигнуты договоренности по ежегодной поставке до 300 тысяч тонн минеральных удобрений, 2 тысяч единиц сельскохозяйственной техники, до 250 тысяч тонн продовольственной пшеницы и другой востребованной на афганском рынке продукции, а также стройматериалов, продовольственных товаров, бытовой техники, автотранспортных средств.

Товарооборот между Узбекистаном и Афганистаном за 2018 г. вырос на 25% и составил более 600 млн. долл. США. При этом в самое ближайшее время планируется довести двустороннюю торговлю до 1 млрд. долл. США. [10]

Анализ стратегии внешней политики Республики Узбекистан относительно Афганистана показывает, что она формировалось не сегодня, а с момента обретения страной независимости. Однако она изменяется коренным образом с учетом трансформации новых подходов к региональным приоритетам.

Руководители Республики Узбекистан с трибун различных авторитетных международных организаций неустанно обращают внимание мирового сообщества на необходимость решения афганского кризиса. В частности, на 48-ой [8], 50-ой, и 72-ой сессий Генеральной Ассамблеи ООН в 1993, 1995 [8] и 2017 гг., Узбекистан считает, что важным условием обеспечения не только региональной, но и глобальной безопасности является стабилизация обстановки в Афганистане. Единственный путь к миру в этой стране - это прямой диалог, без предварительных условий, между центральным правительством и основными внутриполитическими силами.

Однако на сегодняшней день кризис в Афганистане не потерял своей напряжённости и остроты. Расширение деятельности террористических, экстремистских организаций, незаконный оборот наркотических средств и других организованных трансграничных преступлений все больше осложняет ситуацию в соседнем Афганистане. Данная сложившая ситуация является одним источников угроз и вызов безопасности всего центрально-азиатского региона. Несмотря на сложную ситуацию, многолетний системный кризис в Афганистане, внешнеполитическая инициатива Узбекистана призывает страны региона рассматривать Афганистан как дружественного партнёра и соседа.

Анализ внешнеполитической стратегии Узбекистана в Афганистане свидетельствует о том, что она включает в себя два приоритетных направления, которые преследуют разные цели.

Первое направление - это политическое сотрудничество и политическое урегулирование афганского конфликта. Для решения афганского кризиса Узбекистан выступил с рядом инициатив. Например, организовать прямой диалог, без предварительных условий, между центральным правительством и основными силами вооруженной оппозиции, прежде всего движением «Талибан». Содействовать урегулированию афганского кризиса на политико-дипломатическом уровне. Создать Контактную группу «6+2», в 1997 году в состав которой входили соседние с Афганистаном страны Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Пакистан, Китай, Иран, России и США, представители Северного Альянса и движения «Талибан». Благодаря ей 21 июля 1999 года была подписана «Ташкентская декларация об основополагающих принципах мирного разрешения конфликта в Афганистане». [8] В ходе 50-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1995 г., была выдвинута инициатива о введении эмбарго на поставку вооружения. В 2001году инициатива о демилитаризации страны. В 2008 году была выдвинута инициатива о формировании Контактной группы «6+3», предложив дополнить ее представителем НАТО, но под эгидой ООН.

В 2018 году по инициативе Узбекистана проведена Ташкентская конференция высокого уровня по Афганистану, которая стала самым масштабным международным мероприятием. По итогам конференции была принята Ташкентская декларация по установлению мира в Афганистане. Поскольку Афганистан стал источником серьезных угроз для Узбекистана и всего региона.

Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев на международной конференции по Афганистану «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие» сказал: «Безопасность Афганистана - это безопасность Узбекистана, залог стабильности и процветания всего обширного региона Центральной и Южной Азии». [6] Ташкент активизируют скорее собственные национальные интересы. Судя по всему, Узбекистан взял на себя роль международного координатора усилий по решению афганского кризиса. Известно, что решение афганского кризиса по сей день остается открытым. Для этого необходимо формировать международно-политическую структуру, способную стать международной переговорной платформой.

Начиная с 2002 года, Ташкент играет одну из ключевых ролей в оказании поддержки действиям Международных сил содействия безопасности в Афганистане. Узбекистан предоставил свое воздушное пространство и территорию для транзита невоенных грузов для коалиционных сил альянса в Афганистане. Он также разрешил военным самолетам Германии использовать аэродром в городе Термезе, а США - аэродром в Ханабаде. [11]

Второе направление - это проведение собственной геоэкономической политики, особенно ориентированной преимущественно на северных регионах Афганистана, ввиду проживания там этнических узбеков, а также стремление стабилизировать ситуацию на приграничных территориях. Именно эффективная и прагматичная реализация данной стратегии способствовала укреплению позиции Узбекистана в северных регионах Афганистана, контролировать ситуацию на узбеко-афганской границе, а также на определённом уровне созданию буферной зоны против угрозы с юга.

Торгово-экономическое сотрудничество. Анализ экономической стратегии Ташкента по отношению к Афганистану показывает, что реализуемые геоэкономические проекты имеют стратегическую значимость для Узбекистана. Масштабы афгано-узбекских торгово-экономических связей определяются, главным образом, характером международной финансовой помощи Афганистану. Именно за счет ее Афганистан на протяжении последних лет закупает в Узбекистане промышленные и потребительские товары. Торгово-экономическое сотрудничество между Узбекистаном и Афганистаном затрагивает совместную реализацию крупных проектов в сферах транспорта и логистики, энергетики, торговли и образования.

Первым шагом в реализации данной стратегии был двухсторонний договор о совместном ремонте, содержании и эксплуатации железнодорожно-автомобильного моста «Хайратон» на погранпереходе Галаба (Узбекистан) - Хайратон (Афганистан) протяжённостью 816 метров, являющимся единственной артерией, связывающей две страны.

С узбекской стороны находится Сурхандарьинская область, г. Термез, областной центр с населением 143 000 человек [16], где имеется хорошо развитая транспортная инфраструктура, с единственным в Центральной Азии речным портом, который находится в г. Термезе на берегу реки Амударьи. По другую сторону границы находится Балхская область, столицей которой является Мазари-

Шариф. Мазари-Шариф второй по величине город в Афганистане после Кабула с населением около 1 млн. чел. [9]

Усилием международных доноров Узбекистан реализовал порядка 10 проектов по строительству автодорожных мостов в основном, по восстановлению трассы Мазари-Шариф - Кабул. Узбекские специалисты участвовали в ремонте и помогли восстановить 11 мостов.

В 2010 году началось строительство железнодорожной линии между узбекским городом Термез и афганским городом Мазари-Шариф. Идею её строительства ещё в конце 2008 года предложила Германия. [4] Грант в сумме 165 миллионов долларов США выделил Афганистану Азиатский банк развития (АБР) и США для строительства железнодорожной линии от станции Хайратон до терминала в Гуре Маре в районе аэропорта г. Мазари-Шариф. По предложению президента АБР, без проведения международного тендера, ГАЖК «Узбекистан темир йуллари» был выбран в качестве генерального подрядчика, а ОАО «Боштранслоиха» в качестве генерального проектировщика. Общая протяженность железной дороги «Хайратон-Мазари-Шариф» составляет 75 километров. Линия оборудована устройствами сигнализации, телекоммуникаций и электроснабжения в соответствии с техническими стандартами и требованиями, применяемыми в Узбекистане. В рамках проекта было предусмотрено строительство двух станций и двух разъездов, контейнерного двора на станции Мазари-Шариф, а также осуществление модернизации действующей станции Хайратон. [12; 7] Строительство дороги было завершено в ноябре 2010 года, однако первый поезд по ней прошёл только 21 декабря 2011 года. Дорога передана во временное управление компании «Узбекистан темир йуллари». [12]

Наблюдается развитие сотрудничества двух стран в сфере транспорта и перевозки грузов. Сегодня транспортировку грузов с назначением в Афганистан по «северному коридору» можно осуществить в двух вариантах. Первый - железной дорогой через ж/д станцию Галаба-ЭКСП на ж/д станцию Хайратон и до ж/д станции Мазари-Шариф (Наиб Абад). Второй - смешанная перевозка через Термезский речной порт до речного порта Хайратон и обратно - по реке Амударья на баржах. При этом транспортировка некоторых видов грузов осуществляется или через речной порт Термез баржами или через ж/д ст. Галаба, что заранее согласуется с экспедиторами ГАЖК «Узбекистан темир йуллари» и агентами речного порта Термез в соответствии с существующими технологическими правилами на данном участке.

В декабре 2017 года Правительство Узбекистана и Афганистана в Ташкенте подписали соглашение о строительстве железной дороги «Термез - Мазари-Шариф - Шибарган - Герат - Кандагар», протяженность её афганской части от Термеза до границы с Пакистаном составляет около 1700 км. Прокладка через территорию Афганистана современных автомагистралей и железных дорог означает, прежде всего, получение самого короткого выхода к морским портам Ирана Бандар-Аббас и Чахбахар, а также Пакистана - Гвадар и Карачи на побережье Индийского океана. В результате реализации данного стратегического проекта появится возможность значительно расширить потенциал внешней торговли и интегрироваться в мировую хозяйственную систему. Планировалось, что этот проект, ориентировочная стоимость которого составит порядка 210 млн. долларов США, будет осваиваться Узбекистаном на финансовые средства американских компаний «Weidlinger Associates» и «Central Asian Partners». Этот проект все еще находится на стадии поиска финансирования, Узбекистан готов вложить в него 500 млн. долларов собственных средств. ГАЖК «Узбекистан темир йуллари», АО «Узавтотранс», АО «УртаОсие Транс», АО «Узтрейд» и АО «Узсаноатэкспорт» будут участвовать в реализации названного проекта. [3]

В 2016 г. в городе Термез Сурхандарьинской области Республики Узбекистан, в непосредственной близости от Афганистана был открыт логистический центр «Термез Карго Центр». Центр оснащён всеми необходимыми условиями и оборудованием для оказания широкого спектра услуг. В частности, таможенное оформление/очистку товаров, складирование/перегрузку/долгосрочное хранение грузов (включая скоропортящиеся), стоянку для автотранспортных средств (300 ед.), автозаправочный и сервисный центр для автотранспортных средств, гостинично-рекреационный комплекс. Логистический центр не имеет аналогов в регионе и создан для максимального удобства клиентов - транспортно-логистических компаний, занимающихся перевозками в направлении Афганистана. [14]

В 2019 г. «Узтекстильпром» и ассоциация госпредприятий и корпораций Афганистана заключили меморандум о сотрудничестве по возобновлению деятельности предприятий по производству афганской текстильной продукции. Узбекская сторона окажет содействие в разработке проектной документации по проекту восстановления афганских текстильных предприятий. Кроме того, специалисты текстильной отрасли Афганистана пройдут курсы обучения в Ташкентском институте текстильной и легкой промышленности и повышения квалификации на отечественных предприятиях отрасли, добавили в «Узтекстильпроме».

По данным афганской ассоциации, в стране ежегодно собирают около 60 тысяч тонн хлопка, но все текстильные производства закрыты. [17]

Сегодня в Узбекистане успешно функционируют 122 предприятий с участием афганского капитала. Из них 39 - со 100% иностранным капиталом. В то же время в Афганистане создано 8 предприятий c участием резидентов Республики Узбекистан. В Кабуле открыт торговый дом АО «Узпромэкспорт», в

котором предусматривается создание постоянно действующей выставки продукции узбекских производителей «Сделано в Узбекистане». В 2010г. в гМазари-Шариф открыт дистрибьютерский центр ЗАО «Дженерал Моторс Узбекистан» в сотрудничестве с афганской компанией «Азия трейдинг». [18]

Сотрудничество в области электроэнергетики. Республика Узбекистан согласно двухстороннему договору поставляет электроэнергию в северную часть Афганистана с 2002 года (Кабул, Мазори-Шариф, Хайратон) с учетом потребности афганской стороны. На сегодняшний день объемы поставок электроэнергии в Афганистан увеличились в 30 раз. При этом, с января 2018 г. Узбекистан снизил цену на электроэнергию, поставляемую в Афганистан на 35%: с 7,6 до 5 центов за киловатт. Объем поставок увеличился с 62 миллионов квт. ч до 1,8 миллиарда квт. ч по итогам 2017 года. В 2018 году поставки электроэнергии доведены до 2 миллиардов квт. ч. на сумму 153 миллиона долларов США. С учетом потребности Афганистана Правительства двух стран подписали новое соглашение о строительстве ЛЭП «Сурхон - Пули-Хумри» в декабре 2017 года. Новая ЛЭП мощностью 500 кв, протяжённостью 260 км. позволит увеличить поставки электроэнергии из Узбекистана в Афганистан на 70%. Стоимость проекта составляет 150 милл. долл. США, из них $32 миллиона будут финансировать Узбекистан, 118 миллионов долларов финансирование обеспечит Азиатский банк развития. Следует отметить, что пропускная способность новой ЛЭП оценивается в 1000 МВт, что позволит экспортировать в сутки 24 миллиона квт. ч, а в год - порядка 8 миллиардов квт. ч.

Акционерная компания «Узбектелеком» - крупнейший оператор телекоммуникаций, который охватывает своей сетью всю территорию Узбекистана, реализовал проекты по строительству международных линий связи в направлении «Термез-Хайратон» (Афганистан). «Узбектелеком» и национальный оператор связи Афганистана «Afgan Telecom Corp» подписали межоператорское соглашение, которое предусматривает сотрудничество между операторами в сфере взаимного предоставления международных телекоммуникационных услуг по волоконно-оптической линии связи /ВОЛС/, которая соединит два государства. Пропускная способность магистрали заложена на основе цифрового оборудования SDH уровня STM-16 /2,5 Гбит/с/, что обеспечит возможность организации прямой связи между Афганистаном и Узбекистаном для предоставления услуг международной телефонной связи и доступа к сетям Интернет, а также обеспечит выход Афганистана через телекоммуникационные сети Узбекистана на телекоммуникационные сети стран СНГ и Европы.

В марте 2008 г. Afgan Telecom приступила к строительству ВОЛС протяженностью 3,2 тыс. км, которая должна подключить Афганистан через страны Центральной Азии, Пакистана и Ирана к международной системе передачи данных, в частности, стать частью Трансазиатско-европейской оптико-волоконной магистрали /ТАЕ ВОЛС/. [2]

Сотрудничество в сфере образования, здравоохранения и культуры. В 2017 г. Термезском районе Сурхандарьи открылся образовательный центр по обучению афганских граждан при Министерстве высшего и среднего специального образования Республики Узбекистан. Первые 100 студентов образовательного центра приняты по направлению узбекского языка и литературы. Они пройдут двухлетний курс обучения.

Юноши и девушки из Афганистана будут обучаться здесь по двух- четырех- и шестилетней форме очного обучения на основе принятых в образовательной системе Узбекистана норм в соответствии с учебными планами и программами, утвержденными Министерством высшего и среднего специального образования. Студентам, успешно освоившим программу по своей специальности, будет вручен соответствующий документ государственного образца.

Разработаны модули учебных планов по 17 направлениям высшего и 16 направлениям среднего специального, профессионального образования. К процессу обучения в центре привлечены квалифицированные профессора и преподаватели отечественных вузов. Кроме того, создана возможность доступа к «Системе электронного образования» через корпоративную сеть, благодаря чему ведущие ученые и специалисты любого высшего учебного заведения страны смогут проводить дистанционные занятия посредством видеоконференцсвязи.

В комплекс входят многоэтажный учебный корпус, общежитие на 110 мест, информационно-ресурсный центр, спортивный зал и спортивные площадки, столовая. Здесь также имеются лингафонные кабинеты, химическая и физическая лаборатории, а также лаборатория для изучения предметов, связанных с железнодорожным транспортом. Есть и пункты оказания бытовых, торговых и других услуг. Информационно-ресурсный центр укомплектован всеми необходимыми учебниками и учебными пособиями, художественной и общественно-политической литературой, снятыми в Узбекистане более чем 50 художественными и документальными фильмами, аудиосборниками. В электронной библиотеке размещено более 700 электронных книг на латинице. Установлены два инфокиоска, разработано программное обеспечение, состоящее из таких разделов, как государственные символы, культурное наследие, деятели Узбекистана, фотогалерея.

В будущем планируется расширить центр, построить летнюю столовую, пекарню, прачечную, дополнительное общежитие на 300 мест. Будет реконструирована учебно-производственная мастерская. [5] На севере Афганистана построены школы за счет средств Узбекистана. Например, в городе Мазари-

Шариф провинции Балх, такая школа была построена в 2014 году компанией «So'g'diyona Trans» при АО «Узбекистан темир йуллари». Несмотря на то, что письменность отличается, и нет возможности использования печатной продукции среди афганских узбеков, местные узбекские каналы и программы радио и телевидения Узбекистана свободно транслируются в этом регионе. Постоянные визиты делегаций научных, культурных, политических и коммерческих кругов афганских узбеков и их знакомства с достижениями Узбекистана также является одним из важных пунктов в афганском направлении.

На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что внешнеполитическая стратегия Узбекистана способна обеспечивать достаточно эффективное участие в процессах урегулирования афганского конфликта, как на региональном уровне, так и в рамках двусторонних отношений. Несмотря на сценарий дальнейшего развития ситуации в стране, Узбекистан остается заинтересованным в минимизации негативного влияния Афганистана на страны региона и продолжает играть важную роль в решении афганского военно-политического кризиса. В силу географических, геополитических и геоэкономических факторов Узбекистан является одним из ключевых игроков среди стран-соседей Афганистана в процессе урегулирования его конфликта. Международные проекты афганского урегулирования не могут быть реализованы в полной мере без учета роли данного фактора. Исходя из этого, Узбекистан за последнее время выработал основные приоритетные направления политических и экономических инициатив по разрешению афганского кризиса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Encyclopedia Britannica. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.britannica.com/.

2. «Узбектелеком» и Afgan Telecom подписали межоператорское соглашение. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://Ub.tssonline.ru

3. Афганистан остался на центральном месте во внешней политике Узбекистана в 2019 году. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://central.asia-news.com/.

4. В Афганистане началась эпоха железных дорог. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://afghanistan.ru/.

5. В Сурхандарье открылся учебный Центр для афганских граждан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://darakchi.uz/.

6. Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на международной конференции по Афганистану: «Мирный процесс, сотрудничество в сфере безопасности и региональное взаимодействие» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sovminrk.gov.uz/.

7. Железнодорожный транспорт в Афганистане [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org

8. Инициатива Президента Узбекистана И. А. Каримова о создании зоны, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии, воплотилась в реальность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mfa.uz/.

9. Клубок шелка: безграничные базары и приграничная торговля в Центральной Азии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://refdb.ru/look/2410840-p6.html

10. Международная конференция по Афганистану, 28 ноября 2018 года в г. Женеве, Швейцария. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mfa.uz/.

11. НАТО и Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://нато.рф/.

12. О сотрудничестве Узбекистана и АБР в строительстве железной дороги «Хайратон — Мазари-Шариф» Архивная копия от 15 апреля 2012 на Wayback Machine // Посольство Республики Узбекистан в Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/.

13. Послание Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Олий Мажлису. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.president.uz/.

14. Республика Узбекистан. Логистический центр «Термез Карго Центр». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://airto-kr.com/.

15. Страны, с которыми Узбекистан установил дипломатические отношения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mfa.uz/ru/

16. Сурхандарьинская область. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/.

17. Узбекистан поможет Афганистану восстановить текстильную отрасль. http://muslim.uz/.

18. Узбекистан. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mfa.uz/.

19. Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://Ub7.com/.

АФГАНИСТАН ВО ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Вызовы и угрозы со стороны Афганистана о стаются актуальны на современном этапе развития государств Центральной Азии. Однако на сегодняшней день кризис в Афганистане не потерял своей напряжённости и остроты. Расширение деятельности террористических, экстремистских организаций, незаконный оборот наркотических средств и других организованных трансграничных преступлений все больше осложняет ситуацию в Афганистане. Данная сложившая ситуация является одним источников угроз и вызов безопасности всего центрально-азиатского региона. Несмотря на

сложную ситуацию, многолетний системный кризис в Афганистане, внешнеполитическая инициатива Узбекистана призывает страны региона рассматривать Афганистан как дружественного партнёра и соседа. Автор статьи, анализируя приоритетных направления внешней политики Республики Узбекистан, которые преследуют разные цели, приходит к выводу, что данное государство предпринимает все меры для урегулирования афганского конфликта, а именно политическим и экономическими мерами. Внешнеполитическая стратегия Узбекистана способна обеспечивать достаточно эффективное участие в процессах урегулирования афганского конфликта, как на региональном уровне, так и в рамках двусторонних отношений. Несмотря на сценарий дальнейшего развития ситуации в стране, Узбекистан остается заинтересованным в минимизации негативного влияния Афганистана на страны региона и продолжает играть важную роль в решении афганского военно-политического кризиса.

Ключевые слова: Узбекистан, Афганистан, внешняя политика, экономика, инициативы, стратегия, политика, безопасности.

AFGHANISTAN IN THE FOREIGN POLICY OF THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The challenges and threats from Afghanistan remain relevant at the present stage of development of the Central Asian states. However, to date, the crisis in Afghanistan has not lost its tension and sharpness. The expansion of the activities of terrorist, extremist organizations, illicit trafficking in narcotic drugs and other organized cross-border crimes increasingly complicates the situation in Afghanistan. This current situation is one of the sources of threats and a challenge to the security of the entire Central Asian region. Despite the difficult situation, the long-term systemic crisis in Afghanistan, the foreign policy initiative of Uzbekistan calls on the countries of the region to consider Afghanistan as a friendly partner and neighbor. The author of the article, analyzing the priority directions of the foreign policy of the Republic of Uzbekistan, which pursue different goals, comes to the conclusion that this state is taking all measures to resolve the Afghan conflict, namely political and economic measures. Uzbekistan's foreign policy strategy is capable of ensuring a fairly effective participation in the processes of settling the Afghan conflict, both at the regional level and within the framework of bilateral relations. Despite the scenario of further development of the situation in the country, Uzbekistan remains interested in minimizing the negative impact of Afghanistan on the countries of the region and continues to play an important role in resolving the Afghan military-political crisis.

Keywords: Uzbekistan, Afghanistan, foreign policy, economy, initiatives, strategy, politics, security.

Сведение об авторе:

Мирзоев С.Т. - Ведущий научный сотрудник Института изучения проблем стран Азии и Европы Академия наук Республики Таджикистан пр. Рудаки 40, 734025 Душанбе, Республика Таджикистан E-mail:stmirzoev@mail.ru

About the autor:

Mrzoyev S. T. - Leading researcher ofInstitute ofstudying ofproblems of the countries of Asia and Europe Academy of Sciences Respubliki Tadzhikistan Rudaki Ave. 40, 734025 Dushanbe, Republic of Tajikistan

УДК: 9(575.31)

«РУЗНОМАИ САФАРИ ИСКАНДАРКУЛ» - И АБДУРА^МОНИ МУСТА^ИР - ^АМЧУН САРЧАШМАИ ОМУЗИШИ ТАЪРИХИ БОЛООБИ ЗАРАФШОН ДАР НИМАИ ДУВУМИ АСРИ XIX

Одинаев А.Н.

Донишгоуи давлатии омузгории Тоцикистон ба номи С. Айнй

Дар асрхои ХУП-ХУШ Русияи подшохй накшаи забти Осиёи Миёнаро тарх карда ва дар нимаи дувуми асри XIX барои тасарруфи он фурсат ва вакти муносибе пайдо намуд. Солхои шастуми асри нуздахро давраи мустамликагардонии Осиёи Миёна аз тарафи Русияи подшохй метавон унвон кард. Дар ин макола бораи тайёрии харбй, накшахо ва тарзи омодагй ба забти Осиёи Миёна аз тарафи артиши рус чизе намегуем.

Аморати Бухоро, ки аз сарзамини пахноваре махрум шуда буд, амалан мустамликаи Русия гардид. Амир ва амалдорони у бо садакаву закоти амалдорону сарлашкарон ва артиши подшохон каноат карда, тавки гуломиро дар гардани худ мархамати олй шумурда, бо истилогарон дар истисмори халк хамдастй мекарданд. Вале халки мехнаткаш ба ачнабихо сар нафароварда, тез-тез бар зидди «тартиботи» чорй намудаи онхо киёму исёнхо мебардошт. Чунончи дар солхои 1868, 1870, 1875, 1908 ахолии кишлоки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.