Научная статья на тему 'Афганистан. Пакистанская заноза'

Афганистан. Пакистанская заноза Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
99
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Афганистан. Пакистанская заноза»

являясь положительным и отвечая в целом интересам обоих государств, заключает в себе и ряд проблем: во-первых, страдает экономическая сфера сотрудничества, оказываясь не просто «перекрытой» политическим фактором, но ив значительной степени осложненной им; во-вторых, пессимистичное восприятие Индией ситуации в Таджикистане подрывает авторитет РТ на мировой арене. Как показывает анализ высказываний представителей Таджикистана, цитируемых в работах индийских исследователей, последние обращают внимание в основном на упоминания о трудностях и проблемах Душанбе; в-третьих, это восприятие отчасти проецируется на всю ЦА, что может быть негативно воспринято региональными соседями Таджикистана.

В связи с этим представляется, что РТ должна несколько скорректировать «перекос» в сторону политики. Кроме того, Нью-Дели и Душанбе должны продолжить поиск путей для активизации сотрудничества в различных отраслях экономики и в сфере охраны окружающей среды, что на нынешнем этапе не менее важно, чем работа над сугубо политическими проблемами.

«Центральная Азия и Кавказ», Лулео (Швеция), 2009 г. № 2, с. 151-164.

В. Сергеев,

востоковед

АФГАНИСТАН. ПАКИСТАНСКАЯ ЗАНОЗА

Один из главных внешнеполитических приоритетов администрации Б. Обамы - перелом ухудшающейся ситуации в Афганистане - главном рассаднике международного терроризма. В конце марта 2009 г. американский президент озвучил новую стратегию США в Афганистане, главными пунктами которой стали ужесточение борьбы против «Аль-Каиды» и более тесное сотрудничество с Пакистаном для достижения хотя бы относительной стабильности в регионе. По словам Б. Обамы, «Аль-Каида» и ее союзники «представляют собой раковую опухоль, способную разрушить Пакистан изнутри». Осознавая трудности, с которыми сталкивается правительство Пакистана, пытаясь подчинить мятежные территории центральной власти, Вашингтон в качестве помощи пообещал выделить Исламабаду 7,5 млрд. долл. в течение ближайших пяти лет. Важным решением американской администрации является

также готовность сотрудничать с самым широким кругом международных участников, для которых «обеспечение безопасности в регионе является вызовом. Это наши союзники по НАТО, а также государства Центральной Азии, монархии Персидского залива и Иран, Россия, Индия и Китай». Таким образом, над решением афганской проблемы будет думать все мировое сообщество.

Антитеррористическая операция коалиционных сил в Афганистане длится уже восьмой год, но ее результаты малоутешительны: афганское правительство слабо и уязвимо, боевые действия в основном ведутся в сельской местности, на территории соседнего Пакистана находят укрытие боевики, наркобизнес процветает. Сложная горная система, перемежающаяся пустынями и редкими плодородными долинами, существенно затрудняет не только ведение боевых действий обычными средствами, но и снабжение войск. Этим пользуются талибы, которые в 2008 г. резко увеличили количество нападений на Хайберский перевал, по которому осуществляется большая часть транспортных связей Афганистана и Пакистана. К осени 2008 г. впервые с начала афганской кампании среднее число нападений боевиков в день превысило аналогичный показатель в Ираке. Почти половина нападений была направлена против Международных сил содействия безопасности (МССБ), а остальные - против Афганской национальной армии (AHA) и гражданских лиц. За прошедший 2008 г. там было убито 286 солдат НАТО - самый высокий показатель за все семь лет ведения боевых действий. Еще во время избирательной кампании Б. Обама объявил Афганистан главным фронтом борьбы против мирового терроризма. 9 февраля 2009 г. председатель Объединенного комитета начальников штабов адмирал М. Муллен заявил, что, хотя США все еще не выполнили до конца свою миссию в Ираке, фокус войны в настоящее время смещается в сторону Афганистана. По поводу Ирака он отметил: «Два года назад ситуация выглядела так, будто мы побеждаем. Теперь удалось добиться этого в действительности». Самый высокопоставленный американский военачальник далее подчеркнул: «Хотя боевики "Аль-Каиды" все еще находятся в Ираке, они больше не представляют существенной опасности». Он также выразил надежду на скорое возвращение из Ирака значительного количества солдат. Но вынужден был признать, что военнослужащие понадобятся в Афганистане в связи с ухудшением обстановки.

Едва ли не впервые представители новой вашингтонской администрации признали и то, что если в этой воине международной коалицией будет одержана победа, она наступит нескоро и, возможно, даже не в ближайшие годы. К началу 2009 г. на афганском театре военных действий находилось 36 тыс. военнослужащих НАТО. В марте 2009 г. Обама объявил о дополнительном военном контингенте в 17 тыс. военнослужащих, которые будут оправлены в Афганистан. Особо следует отметить, что впервые за долгое время американцы подтвердили, что достижение победы невозможно одними лишь военными средствами. Афганистану необходимо экономическое восстановление, снижение коррупции в государственном аппарате. Тем не менее роль военной составляющей остается еще очень существенной. Еще одним важным постулатом новой афганской стратегии Б. Обамы явилось стремление переложить как можно большую часть ответственности на Национальные вооруженные силы Афганистана. В соответствии с нынешними планами Пентагона, в ближайшие 4-5 лет афганские вооруженные силы должны быть увеличены до 134 тыс. военнослужащих, на что Вашингтон и его союзники планируют израсходовать не менее 17 млрд. долл. В связи с тем, что новый американский президент решил уделить Афганистану особое внимание в свете борьбы против международного терроризма, есть вероятность, что численность контингента будет еще выше. Уже решено, что американские и афганские военнослужащие в текущем году должны проводить больше совместных войсковых операций для качественного обучения афганских военных. Одна из главных помех - отсутствие у США в Афганистане контроля над фактически неподконтрольной Северо-Западной приграничной провинцией (СЗПП) и Зоной племен (ЗП) в прилегающем Пакистане. По неподтвержденным данным, госсекретарь США Х. Клинтон во время президентской избирательной кампании даже предлагала совершить прямое военное вторжение в Пакистан, дабы навести там порядок. Хотя такого рода угрозы нацелены исключительно на внутреннюю аудиторию, они свидетельствуют о степени обеспокоенности американцев ситуацией на афгано-пакистанской границе.

Проблема «умиротворения» мятежных северо-западных территорий Пакистана неразрывно связана с политикой США в Афганистане. После прихода к власти Обамы пост командующего силами США в Афганистане сохранил генерал Д. Маккирнен. Его

подход состоит в том, чтобы создать вертикальную структуру среди племенных старейшин, религиозных деятелей и прочих влиятельных лиц. Предполагается, что они должны образовать местные советы, которым будут даны полномочия и средства для помощи в обеспечении безопасности. Американские официальные лица уже длительное время пытаются заручиться поддержкой этой идеи у президента Афганистана Х. Карзая, после чего, возможно, помимо афганской национальной армии и полиции, возникнет еще и нерегулярная вооруженная милиция, которая будет оказывать им помощь и содействие. Еще один важный вопрос, обсуждение которого ведется уже довольно длительное время и на который представители новой американской администрации пока так и не дали окончательного ответа, - стоит ли вести переговоры с движением «Талибан» (ДТ) и поощрять его сторонников сложить оружие? Преобладающее мнение среди военных экспертов состоит в том, что эти усилия вряд ли способны принести желаемый результат до тех пор, пока американцы не одержат крупных военных побед. Многие боевики не расположены мириться с официальными афганскими властями, рассчитывая одержать в этой войне победу. Сейчас главари ДТ отказываются вступать в переговоры как с американцами, так и с Карзаем.

Начиная с 2005 г. американцы осознали степень проблемы: вооруженные боевики из ДТ, «Аль-Каиды», восстановив подорванные в 2001-2002 гг. силы, начали все чаще переходить афгано-пакистанскую границу в обоих направлениях для ведения боевых действий и совершения терактов. Вначале американцы пытались действовать на своего союзника - пакистанского президента - уговорами, дабы тот усмирил повстанцев на своей территории. Убедившись, что Исламабад сделать это не в состоянии, Вашингтон перешел к более решительным действиям. Летом 2007 г. американцы организовали так называемую афгано-пакистанскую джиргу мира - собрание старейшин племен и мулл, формальной целью которой стало утверждение стратегии развития для Зоны племен и принятие декларации об отказе от помощи талибам. Достигнутые в ходе заседаний договоренности свидетельствовали о повороте стратегии США в сторону усилий для постепенной изоляции талибов и «Аль-Каиды». Проведение джирги следует признать определенным успехом правительств Афганистана, Пакистана и США, которые сыграли центральную координирующую роль в подготовке мероприятия. В нем приняли участие до 700 делегатов, и хотя

часть старейшин бойкотировали мероприятие, оно сыграло пропагандистскую роль. 50 старейшин племен в заключительном документе постановили «продолжать диалог с целью восстановления мира и примирения с несогласными». Целью этого мероприятия было привлечение на сторону официальных властей независимых пуштунских племен, которые не проявляли открытых симпатий к ДТ. Американская администрация в регионе пыталась отсечь умеренных вооруженных ополченцев от радикалов. Возможно, идея была здравой, но положительный результат достигнут не был. Одновременно американские власти вынашивали план создания крупного военизированного подразделения из пуштунов, живущих к северу от «Линии Дюранда». Предполагалось, что численность формирования составит около 85 тыс. человек, а на его финансирование планировалось выделить 350 млн. долл. Этот амбициозный план тоже оказался невыполненным.

Накалу в американо-пакистанских отношениях и, как следствие, резким выпадам США в сторону своего союзника способствовали очевидные неудачи Международных сил содействия безопасности в Афганистане, дальнейшее ухудшение ситуации с безопасностью, о которой незадолго до визита в Вашингтон в августе 2007 г. напрямую заявил президент Х. Карзай. Озабоченность Карзая, который практически никогда не выступал с подобными заявлениями, говорила о серьезности положения. В самом конце 2007 г. Вашингтон обратился к Исламабаду с предложением атаковать позиции талибов на его территории. Данный ход стал следствием долгих поисков причин осложнения ситуации с безопасностью в Афганистане, а также недовольства позицией Исламабада, проявившего нежелание или неспособность противодействовать экстремистам на афгано-пакистанской границе. К этому действительно были основания - пуштунские экстремисты почти беспрепятственно пересекали общую границу длиной 2600 км, нападали на подразделения НАТО на юге Афганистана, а также дестабилизировали обстановку по всей стране. Слабость пакистанских властей демонстрировало и то обстоятельство, что талибы все чаще вступали в столкновения и с пакистанской армией, которая пыталась навести порядок в СЗПП. Кроме того, на подконтрольных им территориях экстремисты устанавливали собственные порядки и не подчинялись ни Кабулу, ни Исламабаду. Обнаружив, что Пакистан не в состоянии обеспечить порядок на границе, Пентагон неофициально предложил Исламабаду проводить на его тер-

ритории войсковые операции исключительно американскими силами.

6 января 2008 г. президент Буш заявил о возможном применении силы в Пакистане. Очевидно, целью заявления была проверка реакции пакистанского руководства. Но пресс-секретарь Министерства обороны Пакистана генерал-майор В. Аршад заявил, что «не американская администрация, а пакистанское правительство несет ответственность за эту страну». Приблизительно с лета 2008 г. американцы и без согласия пакистанского руководства приступили к систематическим налетам на северо-западные районы Пакистана посредством беспилотных летательных аппаратов. После ухода в отставку генерала П. Мушаррафа с поста президента Пакистана в сентябре 2008 г. командование Вооруженных сил США усилило планомерную интенсивную бомбардировку приграничной пакистанской территории. По словам американских представителей, удары наносились исключительно точечные и по заранее разведанным целям. Однако практически каждый раз погибали и десятки мирных граждан. 19 ноября 2008 г. правительство Пакистана впервые за долгое время выразило по этому поводу протест. Уход с поста Мушаррафа не случайно совпал с активизацией на границе военных США. Дело здесь не только в увеличении количества вылазок боевиков. Причина в том, что новый президент А. А. Зардари своим приходом на высший государственный пост отчасти был обязан Вашингтону. Действительно, за несколько месяцев до вынужденной отставки Мушаррафа Вашингтон почти полностью отказал в поддержке своему союзнику, раз за разом давая понять генералу, что его дни во власти сочтены и что ему не следует слишком усердно держаться за свое место. Причиной такого отношения, очевидно, следует считать как раз то, что Белый дом посчитал А. А. Зардари или, возможно, другого пакистанского политического деятеля Н. Шарифа более подходящей кандидатурой для управления Пакистаном. Однако и Зардари вынужден реагировать на общественное мнение страны и предпринимать некоторые действия против нападений американцев на Пакистан.

Всего за осень 2008 г. беспилотные летательные аппараты США нанесли более 20 ударов по территории Пакистана. Большинство из них - по Северному Вазиристану. После этого посол США А. Паттерсон была вызвана в МИД, где ей был заявлен решительный протест. С осуждением действий американской стороны выступил также премьер-министр Ю.Р. Гилани. Чтобы у всего

мира не создавалось впечатление, что Вашингтон попросту игнорирует претензии Исламабада, Государственный департамент США 30 сентября 2008 г. заявил, что всецело поддерживает нерушимость границ Пакистана. Несколько позднее оба государства начали проводить совместные войсковые операции против боевиков. Одна из них началась 19 ноября 2008 г. уже при новом пакистанском руководстве. Операция получила высокопарное название «Львиное сердце». Ее целью стали поиск и уничтожение скрывающихся в приграничье незаконных вооруженных формирований, а самое главное - блокирование горных дорог, ведущих в Афганистан. Именно их используют боевики при пересечении границы двух государств. В результате этих совместных войсковых операций лидеры боевиков пообещали отомстить силам международной коалиции. Руководитель ДТ мулла Омар призвал западные страны как можно скорее вывести свои войска, «иначе вы (натовцы. - В.С) столкнетесь с сотнями нападений наших бойцов и погибнут тысячи из вас». В декабре 2008 г. пакистанские талибы дважды нападали на склады с припасами для сил НАТО в Афганистане. В обоих случаях были атакованы терминалы в окрестностях Пешавара - вначале были сожжены приготовленные к отправке 100 грузовиков, а затем - 50 груженых контейнеров. Эти нападения стали крупнейшими в своем роде за все время ведения войны Североатлантическим альянсом в Афганистане. В нападении участвовали до 200 боевиков. Ими руководил один из ближайших сподвижников лидера талибов в Пакистане Б. Мехсуда - Хаки-мулла Мехсуд. Хотя военные США заявили по этому поводу, что «ущерб минимальный», был нанесен не только существенный материальный урон, под вопросом оказалась вся система тылового обеспечения коалиционных сил в Афганистане по южному маршруту (через Пакистан).

Боевики ДТ избрали довольно эффективную тактику - они решили отрезать американское командование от пути снабжения, через которое проходит около 70% военного имущества, продовольствия, топлива, предназначенных для его войск в Афганистане. Этот путь начинается от крупнейшего пакистанского порта Карачи, далее на грузовиках до Пешавара и до единственного удобного пути сообщения с Афганистаном - Хайберского перевала. Нанесение ракетных ударов США по территории Пакистана ради обеспечения собственных интересов может быть квалифицировано как акт агрессии. Однако заявления протестов со стороны

Исламабада на фоне регулярных бомбардировок выглядят довольно робко. У президента Асифа Али Зардари вовсе нет намерения ссориться с Вашингтоном, даже если тот нарушает суверенитет Пакистана. Насколько действенными являются удары военно-воздушных и сухопутных сил США по пакистанской территории? В ходе нескольких десятков точечных бомбардировок до настоящего времени уничтожено несколько десятков боевиков, а число убитых таким образом их лидеров можно пересчитать по пальцам. Значительно больше погибло мирных жителей, пострадали и объекты гражданской инфраструктуры. Но самое важное, что население, особенно жители Северо-Западной приграничной провинции, воспринимают подобные нападения резко отрицательно.

Частично под давлением своего американского союзника, частично самостоятельно пакистанские власти пытались навести порядки на мятежных землях. Вялотекущие военные операции на границе продолжались не один год - время от времени звучали заявления о достигнутых успехах, однако в целом положительный результат так и не был достигнут. А 15 февраля 2009 г. представитель пакистанского правительства сделал заявление, согласно которому в одном из районов СЗПП Свате устанавливалась система права на основе шариата. Согласие центральных властей с подобным решением противоречило требованиям Вашингтона усилить борьбу с исламскими экстремистами. Кроме того, с точки зрения американцев, создавался весьма опасный прецедент по умиротворению противников. Действительно, перемирие центральной власти с оппозиционерами фактически означало удовлетворение главного требования местных экстремистов - введение бескомпромиссного шариата. В то же время экстремисты дали согласие не нападать на располагающиеся здесь армейские части Пакистана и транспортные конвои МССБ, направляющиеся в Афганистан. Заключению перемирия предшествовала многомесячная войсковая операция пакистанской армии, начавшаяся летом 2008 г. В ней участвовали 12 тыс. военнослужащих, против которых выступили 3 тыс. местных ополченцев. Экстремисты установили в этих местах обстановку страха и террора: они убивали представителей власти, полицейских и наказывали местных жителей, которые, по их мнению, нарушали каноны ислама: смотрели телевизор, танцевали или сбривали бороды. Карали разными способами - от ударов палками до обезглавливания. О наказаниях регулярно сообщают местные радиостанции, подконтрольные боевикам. Пока прави-

тельственные войска преследовали отдельные отряды ополченцев, те сумели овладеть инициативой во всем районе и в конечном итоге одержали верх.

Нынешнее положение американских войск в афгано-пакистанском приграничье незавидно. Бомбардировки способствуют появлению новых боевиков, настроенных еще более антиамерикански, чем прежде. Вряд ли подобные удары с воздуха как-то существенно ограничат перемещение экстремистов через границу или скуют их действия. Разве что боевики станут несколько более осторожными. Передвижение боевиков «Талибана» и «Аль-Каиды» из Афганистана в Пакистан и обратно продолжается. В апреле-мае 2009 г. пакистанские силы безопасности под нажимом США провели крупную боевую операцию против талибов в СЗПП и долине р. Сват. Американцы опасаются, что продвижение талибов к Исламабаду приведет к тому, что Пакистан окончательно скатится к хаосу, а ДТ получит доступ к ядерному оружию. Как заявила госсекретарь США Х. Клинтон, «мы не можем даже думать об этом. Мы не можем... позволить, чтобы это так продолжалось. Вот почему мы так жестко подталкиваем пакистанцев к тому, чтобы они объединились вокруг стратегии, которая даст возможность вернуть контроль над страной». Однако решение проблемы проникновения афганских экстремистов с территории Пакистана остается задачей со многими неизвестными.

«Азия и Африка сегодня», М., 2009, №6, с. 21-24

В. Михин,

кандидат исторических наук ИРАК: ЧТО ДАЛЬШЕ?

Решение президента США Б. Обамы о поэтапном выводе американских войск из Ирака к концу 2011 г. существенно повышает роль внутриполитических факторов развития страны. Очевидно, важнейшую, если не решающую, роль в дальнейшей судьбе Ирака могут сыграть национально-религиозный состав иракского общества в его историческом преломлении, цели и задачи различных национально-религиозных групп в борьбе за власть в новом государстве. Как известно, администрация Дж. Буша-сына для вторжения в Ирак выдвинула следующие предлоги: разработка ядерного и наличие химического оружия, сотрудничество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.