М 2 (27), 2008
' 'Кул ътурная жизн ь Юга России " ^
В итоге краткого обзора некоторых аспектов влияния деконструктивизма на сферу критики можно отметить, что американское, несомненно, одно из самых влиятельных направлений зарубежной гуманитарной мысли, давшее новый толчок развитию критической мысли. «Изменив парадигму критического мышления современной науки о литературе и внедрив новую практику анализа художественного текста, деконструкти-визм <...> стал переосмысляться как способ нового восприятия мира, как образ мышления и мироощущения новой культурной эпохи, новой стадии развития европейской цивилизации - времени "постмодерна"» (14).
Новаторство и актуальность деконструкти-вистского метода для формирования постмодернистской научной парадигмы проявились в сфере исследования сознания личности, текста, речи, напрямую с ним связанных, в области художественных методов, философско-эстетических проблем. Он создал свой язык - метаязык критики, оказавшийся наиболее продуктивным для описания и анализа нового культурного феномена -постмодернизма.
Литература
Х.Жак Деррида. О грамматологии. М., 2000.
2. Мстьковская Н. Б. Париж со змеями. Введение в эстетику постмодернизма. М., 1997. С. 24.
3. Бодргшяр Ж. Войны в заливе не было // Художественный журнал. 1994. № 3. С. 33.
4. Можейко М. А. Ризома // Новейший философский словарь. М., 1999.
5. De Man P. Blindness and Insight: Essays in the rhetoric of contemporaiy criticism. N. Y., 1971. XIII. P. 125.
6. Мстъковсксш H. Б. Париж со змеями... M., 1997.
7. DeMan P. Blindness and Insight... P. 141.
8. Ильин И. По структурализм. Деконструкти-визм. Постмодернизм: Интрада. М., 1996. С. 187.
9. Там же. С. 33.
10. Miller J. Н. Tradition and difference, rev, of M. H. Abrams' Natural supernatural // Diacritics. Baltimore, 1972. Vol. 2. № 2. P. 9-12.
11. Leitch V. Deconstructive criticism: An advanced introd. L., 1983. P. 262.
12. Дубровский Д. И. В диапазоне гуманитарного знания. Сб. к 80-летию профессора М С. Кагана. Серия «Мыслители». Вып. 4. СПб., 2001.
13. Скоропаноеа И. С. Русская постмодернистская литература: новая философия, новый язык. СПб., 2001. С". 201.
14. Ильин И. По структурализм. Деконструкти-визм. Постмодернизм: Интрада... С. 200.
F. B. BESHUKOVA. DECONSTRUCTIVISM AND FORMATION OF THE POSTMODERNISTS CRITICISM
The problem of language and language activity of mass media in the age of postmodern is examined in the article. A considerable attention is paid to the influence of deconstructive theory of language on the stylisties of new postmodernistic criticism.
Key words: postmodernism, de constructivism, text, interpretation, literary criticism.
Н. М.ЧУЯК0ВА
АДЫГСКОЕ НАРОДНОЕ ОСТРОСЛОВИЕ
В работе выявлены особенности адыгского острословия. Указываются ведущие темы: политическая, социальная, классовая, бытовая. Особое место в адыгском острословии занимают мотивы социального неравенства. Автор обращает внимание на репертуар конкретных носителей острословия.
Ключевые слова: острословие, песнетворец, адыгэ хабзе, господствующие классы, социальные низы, ситуативный текст.
Адыгейский просветитель Султан Крым-Гирей Инатов писал: «Певцы пользуются большим уважением у горцев. Они в одно и то же время играют две роли: и народных историков, и поэтов. В последнем случае певцы становятся опасными врагами недостатков общества и отдельных его членов, преследуя их злой сатирой» (1).
Народ любил своих острословов за то, что они охраняли его интересы, но представители господствующего класса не жаловали их. Однако «почитаемые в народе мудрецы, острословы, ашуги обладали умением загадочно излагать свои мысли и легко выходить из любых положений» (2). Уникальный прием - одной-двумя строчками высмеять себя, а затем других - спасал их не раз.
Образцы острословия обладают специфическими чертами. В них заложены особые сатирико-юмористические принципы. Острословие разнообразно по своей идейно-тематической сущности. Наиболее характерными являются образцы политической, социальной, классовой и бытовой тематики.
В адыгском острословии особое место занимали мотивы социального неравенства. Благодаря острословам слухи о жадности судей, лицемерии некоторых священнослужителей, жестокости князей и дворян распространялись по всей адыгской земле.
Ввиду отсутствия письменности в прошлом адыги не смогли зафиксировать имена всех ост-
"Культурная жизнь Юга России " № 2 (27), 2008
рословов. Многие из них вместе со своим репертуаром ушли в небытие. Больше повезло тем народам, у которых письменность появилась раньше: они смогли на более раннем этапе выявить имена острословов и закрепить их репертуар.
Одним словом, адыги, как и некоторые другие народы, не имевшие письменности в прошлом, многое утратили, но это не значит, что они забыли имена всех своих острословов, совсем не сохранили их интереснейший репертуар. Имена черкесов-ост-рословов С. Мижаева и Ш. Быкова были известны далеко за пределами Карачаево-Черкесии, где они проживали. Адыгейцы с гордостью называют имена Куйнеша Джанчатова, Туа Шарабука, Осмэна Бэчия, Цуга Теучежа и многих других. Имя кабардинца Лашэ Агнокова также было у всех на устах.
Одним из выдающихся острословов среди адыгов был Куйнеш Джанчатов. Никогда он не делал героем своего творчества человека, ищущего легкой славы. Все попытки богачей подкупить, задобрить певца и прославиться в песне заканчивались плохо для лжегероев. Поэт их тут же высмеивал. Джанчатов знал цену слову, очень дорожил им, никогда ничего зря не говорил, и народ любил его за это.
Одно из преданий об острослове Куйнеше гласит, что однажды его пригласил к себе в кунацкую хатажукаевский князь. Сам лично приехал за ним. Желая задобрить певца, подарил ему двух волов. Волов Куйнеш раздал беднякам и сложил песню, в которой высмеял князя, обнародовав его тайное желание. Больше всего острослова возмутила попытка князя купить себе славу и доброе имя, не совершив при этом ничего. Куйнеш пел о том, что слава не покупается и не продается, а добывается в ратном бою, в честном труде, в борьбе за народное дело. «Ум и сердце - сподвижники славы» (3), - говорил острослов.
Одним из ярчайших адыгских острословов был и черкес Сагид Мижаев, который высмеивал всех, кто поступал вопреки добру, справедливости, будь это князь, дворянин, священнослужитель, судья, царский наместник или простой труженик. За его шутками и иронией скрывалось гневное осуждение всех, кто мешал народным массам жить свободно и счастливо. Дружба с представителями господствующего класса не привлекала Мижаева. Особенностью его творчества было сопровождение стихотворно-музыкальных произведений поведенческим текстом, рождавшимся ситуативно. Присмотревшись к отрицательному явлению в обществе или в поведении человека, он тут же сочинял сатирический стих. Сагид смеялся в лицо князьям, дворянам, священнослужителям, судьям, наместникам русского царя. Он доставлял народу радость и величайшее удовольствие не только своим стихо- и песнетворчеством, но и танцами. Сагид
тонко чувствовал такт музыки. «Он играл своим телом. Плыл в танце под такт музыки. Каждая часть его тела подчинялась музыке. Играл плечами, кистями рук, тряс ногами, складывался вдвое. Народ ликовал, любовался им. Глядя на него, на то, как он танцует, народ забывал о своем бедственном положении. Все присутствующие на свадьбе пытались подражать ему» (4).
Следует отметить, что среди острословов были и женщины, решительные, смелые, не уступавшие в репертуаре мужчинам. Народная память сохранила имя Ханифы Казий, поднимавшей воинов на защиту Отечества поэтическими строками. Она воздавала славу и хвалу героям и навеки покрывала позором имена трусов и беглецов с поля боя. Показательна в этом плане «Песня о Ханифе Казий» (5).
Ханифа, молодая девушка, известная своим умом и острым языком, едко высмеивает дворян Дидуха и Хусена, ведущих праздный образ жизни в то время, когда совсем рядом с селением идут бои, наступает враг, гибнут соотечественники. Воины, выходцы из народа, истекают кровью, а дворяне сидят перед Ханифой и злословят. Девушка не может пойти с оружием в руках на врага, но своим острым языком, едкой сатирой заставляет идти на защиту Родины тех, кто уклоняется от войны, трусов, беглецов высмеивает, а героев прославляет.
Таким образом, острословы, отражая социальные конфликты, без утайки проявляли свое отношение к той или иной социальной группе, к тому или иному общественному событию в жизни. Острословы были безжалостны, когда рисовали образ представителя господствующего класса. И это оправдано положением, которое они занимали в обществе: острословы - защита и опора народных масс в их борьбе за свои права и свободу. Адыгская народная пословица гласит: «Орэдус - пщыпсэ1ух» («Песнотворец - убийца князя»). Это наглядный пример того, какую силу имел песнотворец в обществе. Могущественное слово в устах острословов приобретало особую значимость. Оно передавало всю палитру чувств, эмоций, настроений, раскрывало мысли, взгляды, поступки героев и персонажей произведения.
Литература
1. Инатов С. К-Г. Путевые заметки // Шаги к рассвету. Адыгские писатели-просветители XIX века. Краснодар, 1986. С. 376.
2. Авшалумова Н. В зеркале татской народной песни. Махачкала, 1996. С. 10-11.
3. Костанов Д. Г. ЦугТеучеж. Критико-библиогра-фический очерк. Майкоп, 1955. С. 38.
4. Архив Карачаево-Черкесского института гуманитарных исследований. Ф. 4. Оп. 23. Д. 10.
5. Немеркнущие звезды. Майкоп, 1994. С. 293-295.
N. M. CHUYAKOVA. ADYGEI NATIONAL WITTINESS ANNOTATION
In this article the adygei wittiness specialties are revealed. There are the key subjects: political, social, class and moral. Special place in the adygei wittiness occupy social inequality motives. The author pays attention to the repertoire of concrete bearers of wittiness.
Keywords: wittiness, song-creator, adyge-habze, ruling classes, social lower strata, situational text.