Научная статья на тему '«Черкесское наездничество» - «Зек1уэ» в традиционном образе жизни адыгской знати (на материале преданий)'

«Черкесское наездничество» - «Зек1уэ» в традиционном образе жизни адыгской знати (на материале преданий) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1172
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДЫГСКИЕ ПРЕДАНИЯ / НАЕЗДНИЧЕСТВО / ФЕОДАЛЬНАЯ ЗНАТЬ / РЫЦАРСТВО / НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ / ИСПЫТАНИЕ / ADYGHE LEGENDS / FEUDAL NOBILITY / CHIVALRY / HORSEMANSHIP / MORAL AND ETHICAL ATTITUDES / TEST

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хагожеева Л. С.

Статья отображает картину образа жизни высших сословий адыгского феодального общества. В частности, один из важнейших институтов традиционной адыгской культуры наездничества зекIуэ, считавшимся единственным занятием, достойным человека знатного происхождения. Для исследования и анализа привлекается материал адыгских преданий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«CIRCASSIAN HORSEMANSHIP» - «ZEKIUE» IN TRADITIONAL LIFESTYLE OF ADYG NOBILITY (ON LEGENDS MATERIAL)

The article shows a picture lifestyle of the upper classes Adyghe feudal society. In particular, one of the most important institutions of the traditional culture of the Adyghe horsemanship zeklue, is considered the only occupation worthy man of noble birth. To study and analyze the material involved adygskih legends.

Текст научной работы на тему ««Черкесское наездничество» - «Зек1уэ» в традиционном образе жизни адыгской знати (на материале преданий)»

Филологические науки

83

УДК 395(=352.3)

«ЧЕРКЕССКОЕ НАЕЗДНИЧЕСТВО» -«ЗЕК1УЭ» В ТРАДИЦИОННОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ АДЫГСКОЙ ЗНАТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРЕДАНИЙ)

Хагожеева Л. С., старший лаборант сектора адыгского фольклора, ФГБУН «Институт гуманитарных исследований КБНЦ РАН», г. Нальчик E-mail: [email protected]

Статья отображает картину образа жизни высших сословий адыгского феодального общества. В частности, один из важнейших институтов традиционной адыгской культуры - наездничества - зек1уэ, считавшимся единственным занятием, достойным человека знатного происхождения. Для исследования и анализа привлекается материал адыгских преданий.

Ключевые слова: адыгские предания, наездничество, феодальная знать, рыцарство, нравственно-этические установки, испытание.

«CIRCASSIAN HORSEMANSHIP» - «ZEKIUE» IN TRADITIONAL LIFESTYLE OF ADYG NOBILITY (ON LEGENDS MATERIAL)

Khagozheva L. C., senior laboratory assistant of sector of the Adyghe folklore,

FSBEI "Institute for Humanities research Kabardino-Balkar scientific centre of the RAS",

city of Nalchik

The article shows a picture lifestyle of the upper classes Adyghe feudal society. In particular, one of the most important institutions of the traditional culture of the Adyghe - horsemanship - zeklue, is considered the only occupation worthy man of noble birth. To study and analyze the material involved adygskih legends. Key words: adyghe legends, feudal nobility, chivalry, horsemanship, moral and ethical attitudes, test.

Национальная специфика традиционной культуры (форма общения, образ жизни, идеология) проявляется в принципах и нормах поведения, в правилах и принципах идеальных форм поведения, в целом, образе жизни. Вместе с тем образ жизни адыгской феодальной знати не может быть до конца понят без представления об одном из важнейших институтов традиционной адыгской культуры - наездничества - зек1уэ. Институт зек1уэ достаточно хорошо изучен в отечественной науке благодаря трудам Б. Х. Бгажнокова, А. С. Мирзоева [5, 8]. Однако анализ и исследование под соответствующим углом зрения адыгской народной прозы, в частности преданий, поможет пролить свет на некоторые отдельные его элементы, правила и принципы, отражающие идеологию и психологию адыгского рыцарства.

Как отмечают исследователи, образ жизни

и нравственно-этические установки адыгской феодальной верхушки - князей и уорков-дворян были связаны с наездничеством - зек1уэ, считавшимся единственным занятием, достойным человека знатного происхождения.

«Зек1уэ» - термин, в основе которого лежит глагол «зек1уэн» - «ходить», включающий в себя несколько смысловых нагрузок: это, прежде всего -поход, с целью захвата добычи, и в более широком смысле - рыцарское странствие в поисках познания, новых знакомств, новых впечатлений, освоения новых территорий, имеющих целью испытания своих сил и возможностей, проявления отваги, воспитанности, благородства, и, в конечном итоге, приобретения рыцарской славы. Анализ произведений адыгской народной прозы также позволяет предположить, что понятие «зек1уэ» включает в себя более широкий смысл -«путешествие» в поисках новых впечатлений,

исследования ранее неизвестных земель, испытание личных качеств героя.

Принадлежность к княжескому и дворянскому сословию на всех его уровнях определяла права и привилегии, а также особые сословные воззрения, этические нормы, традиции и культурные ценности. Идеология и этические принципы представителей феодальной верхушки предполагала отказ от любых форм хозяйственной деятельности. Недостойными для адыгского воина-наездника считались занятия сельским хозяйством, животноводством, торговлей. Главным их занятием были рыцарские походы, странствия и войны - «зек1уэрэ зауэрэ». Князья и владельцы, уорки - владели табунами скота, лошадей, крестьяне обеспечивали их потребности в сельскохозяйственной продукции. Сами же представители знатных сословий проводили время в наездах, охоте, застольях. «Черкесский дворянин, - отмечал Ф. Ф. Торнау, - проводит жизнь на лошадях в воровских набегах, в делах с неприятелем или разъездах по гостям» [17, с. 60]. «Пасэрейм, - говорится в одном из преданий об Андемиркане, - шу ерухэу, зек1уэ к1уэхэу, къахь-къашэхэу, нэхъыбэ шыпщэрыхьк1э псэ-ухэу, мэкъумэш щ1эным пымылъхэу щытащ» -«В старину были могучие всадники, в набеги ходили, [добычу] приносили-привозили, добычей жили, сельским хозяйством не занимались» (Андемыркъан щ1алэ ц1ык1уу зек1уэ зэрашам и хъыбар) [3, с. 63].

«Наезднические формы воровства, разбоя, грабежа, - отмечает Б.Х. Бгажноков, - ассоциировались .. .с удалью, с поступками, заслуживающими одобрения и подражания. Это была модель идеального образа жизни мужчины-рыцаря, всячески приукрашенная господствующим классом Черкесии» [5, с. 81]. Анализ произведений адыгской народной прозы - сказок, преданий -выявляет также почти полное отсутствие сугубо религиозных мотивировок действий и поступков, что, отчасти, было обусловлено преобладанием этико-эстетических ценностей и мотиваций.

Образ жизни, при котором отсутствуют ежедневные хозяйственные заботы и единственным занятием является защита границ своего владения вместе с его жителями в случае нападения врагов, а также добыча скота и прочих материаль-

ных благ для себя и своих подданных порождает специфическую идеологию, согласно которой поход, наезд и сражение воспринимаются как своего рода игра, в которой наградой является личная слава [5, с. 82]. Адыгский воин-наездник, как отмечал А. Г. Кешев, «постоянно жаждал приключений, опасностей, отыскивал их всюду, где только рассчитывал натолкнуться на них. Он не любил засиживаться дома, в своем околотке. Дым родной сакли, жена, дети, родные - все это, по его понятиям, было создано нарочно для искушения его железного духа коварными обольщениями, для того, чтобы опутать слабое сердце заманчивыми узами любви, нежности и ласки» [7, с. 18].

Соперничество в доблести, набеги и сражения составляли основной смысл существования представителей знатных сословий. Начиная с раннего детства мальчиков, обучали умениям, связанным с военным делом: верховой езде, владению всеми видами оружия: стрельбе из ружья и лука, искусному владению шашкой, мечом и кинжалом, копьем, борьбе и различным спортивным состязаниям. Меньше внимания уделялось умению читать и писать, занятиям музыкой - они были необязательными. Хотя существуют произведения народной прозы, в которых умение юношей читать, играть на различных музыкальных инструментах предстают настолько же важными, как и воинские качества и умения. Каждый юноша должен был в тонкостях знать этикет (адыгэ хабзэ), историю своего рода до седьмого колена, быть осведомлен в родословной всех знатных княжеских и уоркских родов. Юноша должен был обладать навыками публичных выступлений, уметь выразить публично свои мысли, произнести уместный случаю хох - здравицу [5, с. 19]. Значимость подобных качеств отмечал Э. Спенсер: «Ни возраст, ни ранг, ни богатство не имеют какого-либо значения в выборе старейшины; сила, добродетель и дар красноречия -единственное необходимое условие» [16, с. 103]. Одним из примеров подобного обучения и воспитания мальчиков содержится в предании «Борэжьрэ Хьэт1охъущокъуэ Гуащэхужьрэ» [1, с. 63-68].

Сына Боры отдают на воспитание (каном) князю Крымшокалову (Кърымщокъал). Мальчиков обучают умениям, которые пригодятся им

«ЧЕРКЕССКОЕ НАЕЗДНИЧЕСТВО» - «ЗЕК1УЭ» В ТРАДИЦИОННОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ АДЫГСКОЙ ЗНАТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРЕДАНИЙ)

как воинам-наездникам: «Гъатхэ щыхъук1э Борэ ящ1ыгъуу, пщы1эм деш. Игъэсэн, л1ыгъэ къэригъ-эщтэн папщ1э, 1эджи ярегъащ1э. Танэхъу ц1ык1уит1 гум щ!ырегъащ!э. Нэбгъэфхэм я сокухэр ящ, я к1э ц!ык!ухэр паупщ!. Я сокум къытращык!ар шык!э аркъэну ягъэщ. К!эпсэшхуэ ящ!, дамыгъэ традзэ. Шыхэри танэхэри ягущхъуэ. Мо щ!алэ ц!ык!уит!ым яф!эхьэлэмэту нэбгъэфхэр къытралъафэри, нэхъутэ тралъхьэ, лъахъэ тралъхьэ. ...Фочк!э уэуэ егъасэ, шабзэк!э уэуэ егъасэ» - «Весной вместе с Борой они выезжают на пастбища. Чтобы научить их, сделать мужественными он дает им разную работу. .Стричь гривы коней, подрезать хвост, делать из конских волос арканы.

Делают длинные веревки, таврят коней____Учит

их стрелять из ружья и из лука» [1, с. 64]. Так он обучает и воспитывает мальчиков, пока им не исполняется пятнадцать лет, а затем привозит к отцу - Боре Могучему. Однако тот считает воспитание не законченным, поскольку мальчики не знают языков - русского и арабского и возвращает их к аталыку. Только после того, как они овладели русским и арабским языками, чтению Корана, их воспитание сочтено законченным. «Кърымщокъалым илъэсищк!э щ!алэ ц!ык!ит!ым къур!энри урысыбзэри яригъэджащ, Борэ жи!э псалъэр щхьэк!уэ щыхъуат» [1, с. 64].

Основу многих сюжетов преданий, как и нарт-ского эпоса, составляют военные походы, сопровождающиеся захватом добычи, путешествия в поисках славы, мотивы кровной мести, а также мотив поисков невесты.

В наездах - зек!уэ герои проявляют качества, которые согласно представлениям об идеальном рыцаре должны обладать герои-рыцари: они способны стойко переносить тяготы и лишения походной жизни. Наездники-рыцари в долгих странствиях и походах в поисках славы и подвигов прирастают к седлам своих коней [2, с. 383].

В адыгских преданиях и сказках наряду с общефольклорным мотивом «поисков невесты», преобладает мотив отправление в наезд - зек!уэ или же просто в путешествие уже после вступления в брак. Этот мотив согласуется с обычаем, отмеченным Хан-Гиреем и заключавшийся в том, что «молодой супруг высшего класса после первых суток супружества. отправлялся в дальние

поиски или наезды, как бы для ознаменования супружеской жизни подвигом отважности» [10, с. 334].

Целью зек!уэ или путешествия является испытание героя с целью подтверждения его статуса мужчины-рыцаря, а также приобретение личной славы. Помимо прочего, целью наезда было также доказательство умения добыть материальные блага, которые, согласно сказкам и преданиям, разделялись между жителями селения, поскольку щедрость и бескорыстие - одно из важных качеств, которыми должен был обладать адыгский рыцарь-наездник. Например, в предании «Шыгъушэ» герой, по возвращении из набега, проявляя в соответствии с идеалами рыцарского поведения щедрость, отдает своим спутникам всю добычу: «Хэк!уапщ!эр фэфейщи, фи хьэлэлщ, ныкъуэныкъуэу вгуэшыж» [1, с. 140]. «И добычу деля, нартов был он щедрее» поется в песне об Андемиркане [3, с. 322].

О щедрости, как одном из определяющих качеств адыгских воинов-наездников свидетельствуют Дж. Интериано, Тэбу де Мариньи, Лонгворт Дж., Ш.Б. Ногмов, Хан-Гирей [12; 14; 13; 9; 10]. «Щедрость и отвага, - отмечал Хан-Гирей, -лучшее у черкесов средство приобрести известность» [11, с. 296].

Готовность отправиться в поход, наезд, избегая расспросов о цели участвовать в любых действиях, - один из маркеров отличающих идеального героя. Подобная готовность следовать за позвавшим тебя, обусловлена целым комплексом причин и мотивировок, особым представлением о мужестве: готовностью прийти на помощь, ведь если тебя позвали участвовать в каком-то деле - значит в тебе нуждаются, на тебя рассчитывают как на надежного товарища. Еще одна коннотация - испытание твоей готовности к любым опасностям и испытаниям. Не задавая вопросов о цели поездки, герой проявляет свое бесстрашие и мужество.

Одним из принципов, характеризующих образ жизни адыгской феодальной знати, проясняющий психологические особенности их мировоззрения, нравственно-этические установки является правило, нашедшее отражение в поговорке «Уэркъ здашэ щ!эупщ!эркъым» - «Уорк не спрашивает, куда его ведут» и, как его вариант - «Л!ыр здашэ

щ1эупщ1эркъым» - «Мужчина не спрашивает, куда его ведут».

Правило «Уэркъ здашэ щ1эупщ1эркъым» -«Уорк не спрашивает, куда его ведут» («Л1ыр здашэ щ1эупщ1эркъым» - «Мужчина не спрашивает, куда его ведут»), содержит ряд коннотаций, прояснить которые поможет рассмотрение его в контексте произведений адыгской народной прозы. Подтекст выражения «Уорк (л1ыр)...» позволит прояснить психологические механизмы адыгской рыцарства.

Внешне кажущаяся безрассудность такого слепого подчинения, готовность следовать за позвавшим или пригласившим тебя для участия в каком-либо мероприятии без вопросов и рассуждений, принять любые «правила игры» обусловлена особым представлением о мужестве и готовности мужчины-воина к любым испытаниям. Призыв без объяснения цели - это своего рода вызов для мужчины, проверка его качеств воина и наездника - «Къоджэм к1уэ, уиук1ынуми» - «Если зовут - иди, даже если тебя убьют [хотят убить]». В соответствии с эти правилом поступает Анде-миркан. В одном из вариантов предания о нем («Андемыркъан и хъыбар»), Андемиркан, зная, что с приглашением к нему прислали убийц, говорит себе: «Деджати, шынэри, къэк1уакъым, жа1энщ», - жи1эри, занщ1эу и шы-уанэ зэтрилъхэри къадежьащ» - «Позвали, а он испугался, поэтому не приехал, скажут», - сказал, сразу оседлал коня и поехал с ними» [3, с. 62].

В предании «Пщы и пшыж Къетыкъуэ и к1уэдыжык1ар» князь хочет добыть необыкновенный табун лошадей, чтобы прослыть самым богатым и прославленным наездником Кабарды и стать верховным ее князем - пщы уалий. По совету колдуньи он приглашает к себе прославленного наездника Албеча Храброго - Албэч хахуэ. Колдунья так характеризует Албеча Храброго: «Ар езыр л1ыгъэщ1ап1эм пэплъэ л1ыщи сыт щыгъуэ зэмани хьэзырщ, хъыбар егъащ1и, къэсынщ» -Он из тех мужчин, которые ждут случая проявить свое мужество и всегда в готовности, позови его и он придет. <...> Князь посылает за Албечем: «Албэч хахуэр къаигъэм хуэхьэзыр шут. Маф1э зэщ1эгъэнам хуэдэу къэсащ. - Албеч Храбрый -всадник всегда готовый к сражению. Как воспламенившийся огонь явился».

Князь Къетыкъуэ не сразу раскрывает ему цели своего приглашения, призыва, а Албеч, в соответствии с кодексом адыгэ хабзэ, не спрашивает князя о причине, по которой он приглашен: Ауэ зэрыхабзэти, Албэчыр пщым еупщ1къым, сыт ухуей? - жи1эу. Езы пщыми зыри жимы1урэ махуэ зыт1ущк1э зырегъэгъэпсэху Албэчыр зыщ1эгъури дощэсык1хэр - Согласно обычаю, Албеч не спрашивает князя, «что тебе нужно?» - говоря. А князь, сам не говоря ничего, два-три дня дает гостю отдохнуть, затем вместе с ним отправляется из дома [4, с. 16].

Молчание, то есть отсутствие объяснений со стороны князя - это своего рода испытание, проверка готовности своего будущего спутника на верность и готовность к любому повороту событий. Молчание и отсутствие расспросов о цели приглашения со стороны Албеча - демонстрация верности князю, как сюзерену и товарищу по будущему предприятию, а также демонстрация мужества и готовности к любым опасностям.

Аналогичные мотивы содержатся и в других произведениях народной прозы - преданиях и сказках. В предании «Къанж и къуэ Щауей» -«Щауей сын Канжа» незнакомый спутник гостит у Щауея полгода, затем приглашает его оседлать коня и следовать за ним. Щауей, не спрашивая ни о чем, отправляется со своим гостем в дорогу.

В предании «Андемыркъанырэ Къамылапщэ Гъук1эмрэ» незнакомый всадник, старик, зовет его у ворот и назначает встречу на вершине холма. Не спрашивая ни о чем, в назначенное время Андемиркан седлает коня и отправляется на встречу с незнакомцем. Старик расстилает бурку и предлагает бороться. Поединок на бурке -Щ1ак1уэ к1апэ - традиционная форма поединка, согласно правилам которого соперники не должны выходить за пределы расстеленной бурки [6, с. 13-249]. Герои борются на расстеленной бурке целый день, и ни один не может победить другого. Далее старик предлагает ему отправиться с ним в путь и вновь Андемиркан, не спрашивая о цели, отправляется с ним в дорогу. Вместе они совершают ряд подвигов. Испытав мужество Ан-демиркана, старик исчезает, так и не назвав себя, это служит мотивировкой дальнейшего развития сюжета: Андемиркан должен найти своего спутника, чтобы узнать его имя. Узнавание имени героя,

«ЧЕРКЕССКОЕ НАЕЗДНИЧЕСТВО» - «ЗЕК1УЭ» В ТРАДИЦИОННОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ АДЫГСКОЙ ЗНАТИ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРЕДАНИЙ)

с которым вместе совершали подвиги, один из традиционных мотивов адыгской народной прозы. Мотивировка подобного стремления к сохранению в тайне своего имени, вероятно, лежит в мифологических пластах сознания, однако в более позднее время, в период существования адыгской рыцарственности с присущим мировоззрением - это скорее свидетельство скромности героя. Согласно неписанному кодексу адыгского рыцарства скромность - одно из идеальных качеств, которым должен обладать воин-наездник. «Скромность, - свидетельствует Хан-Гирей, - почиталась в старину первым украшением человека» [11, с. 129, 130].

Вместе с тем подвиг ради подвига, деяние ради личной славы и чести - основная мотивация деятельности адыгских рыцарей-наездников. Хан-Гирей отмечал, что «.черкесы, это все делают из жажды к славе храброго воина и боясь названия труса, а не из жадности к добыче, которую им, конечно, не принесет смерть» [10, с. 288]. Аналогичные сведения приводит В. А. Потто: «Страсть к набегам была у черкесов повсеместная, но желание добычи стояло при этом далеко не на первом плане; чаще увлекала их жажда известности, желание прославить свое имя каким-либо подвигом» [15, с. 333].

Отражение подобной установки кодекса адыгского рыцарства содержится в знаменитой песне об Андемиркане «Бахъшысэрей зек!уэм и уэрэд» - «Песня о набеге на Бахчисарай»: «.. .зы сэбэп къыхэмык!ынуми мэжджыт хужьыжьым саф!ек!ул!энущ - жи!ащ Андемыркъан» - «[даже если] не будет никакой пользы, к белой мечети прорвусь» [3, с. 258].

В более позднем предании (вероятно, начало Х!Х в., накануне Русско-Кавказской войны) «Шод-жэн Шумахуэрэ Хъырцыжьымрэ ящ!а телъыджэ» -

«Удивительное, которое совершили Шоген Шу-махо и Хырцыжь» Шоген Шумахо отправляется к Хырцыжу и предлагает совершить какой-нибудь неслыханный подвиг, то, чего никто не совершал. Хырцыжь без колебаний соглашается, не спрашивая, что именно предполагает сделать его товарищ: «Пщ!энур л!о?» жимы!эу шэсыр аби к!уа» - «Что ты хочешь сделать?» не спрашивая, сел на коня и поехал [с ним] [1, с. 92]. Наездники прорываются в станицу, где располагается гарнизон русских войск, похищают дочь генерала и привозят ее к себе домой. Девушка становится их каном - воспитанницей, ее холят и лелеют, одевают в лучшие адыгские женские наряды, ей дарят дорогие, инкрустированные золотом и серебром пояс и нагрудник, угощают лучшими блюдами и, прошествии года (или двух «кто считал», - говорит информант), торжественно привозят назад в станицу и передают ее отцу. Девушка восхищена рыцарским отношением к ней и просит отца не наказывать своих похитителей. Генерал потрясен благородством и храбростью рыцарей-наездников: он предлагает им вознаграждение, но друзья отказываются от наград и просят считать их родственниками. С той поры генерал, Шоген Шумахо и Хырцыжь породнились. «И с тех пор, - заканчивает рассказ информант, -русские и адыги начали общаться, дружить» -«Абдежра, жи, къыщаублар зэхыхьэу, адыгэмрэ урысымрэ зэхыхьэу зыщаублар» [1, с. 93].

Таким образом, рассмотрение материала адыгских преданий позволяет выявить этическую и нравственную мотивировку одного из важнейших принципов адыгского рыцарского кодекса поведения, нашедшего выражение в пословице «Уоркъ (л!ы) здашэ щ!эупщ!ркъым -Дворянин (мужчина) не спрашивает куда его ведут».

ЛИТЕРАТУРА

1. Адыгэ хъыбархэр / Сост., предисл. и коммент. М. Мижаева. Черкесск, 1986.

2. Адыгэ !уэры!уатэхэр: В 2 т. / Сост. З. П. Кардангушев. Т. 2.

3. Андемыркъан. Адыгэ л!ыхъужь эпос / Сост. З. П. Кардангушев. Налшык: Эльбрус, 2002.

4. Архив КБНИИ, папка 6, паспорт 3, с. 16.

5. Бгажноков Б. Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик: Эльбрус, 1983.

6. Дубровин Н. Черкесы (адыге)// Материалы для истории черкесского народа. Нальчик, 1991.

7. Кешев А. Г. Избранные произведения. Нальчик, 1976.

8. Мирзоев А. С. Черкесское наездничество «зек1уэ» (Из истории военного быта черкесов в XIII - первой половине XIX в.). 2-е изд. Нальчик, 2004.

9. Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. Нальчик, 1994.

10. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Нальчик: Эльбрус, 1992.

11. Хан-Гирей. Избранные произведения. Нальчик, 1974.

12. ИнтерианоДж. Быт и страна зихов, именуемых черкесами // АБКИЕА. Нальчик, 1974. С. 48-52.

13. ЛонгвортДж. Год среди черкесов // АБКИЕА. Нальчик, 1974. С. 531-584.

14.ДеМариньи Т. Путешествие в Черкесию // АБКИЕА. Нальчик, 1974. С. 291-327.

15. Потто В. А. Кавказская война. Ставрополь, 1994. Т. 1-5; Т. 2.

16. СпенсерЭ. Путешествия в Черкесию. Майкоп, 1994.

17. Торнау Ф. Ф. Воспоминания кавказского офицера // Адыге. Культурно-исторический журнал. Нальчик, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.