Научная статья на тему 'Адресные фармацевтические услуги при профессиональных заболеваниях'

Адресные фармацевтические услуги при профессиональных заболеваниях Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
152
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / СЕГМЕНТЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / PROFESSIONAL DISEASES / SEGMENTS OF THE CONSUMERS / PHARMACEUTICAL FACILITIES

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Карабинцева Наталия Олеговна, Мошкова Людмила Васильевна, Бойко Марина Павловна

Представлены исследования по формированию адресного перечня фармацевтических услуг в области профпатологии для каждого целевого сегмента потребителей: индивидуальных (здоровых работников предприятий и имеющих диагноз профессионального заболевания, пенсионеров и инвалидов по профзаболеванию), промышленных предприятий, лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Карабинцева Наталия Олеговна, Мошкова Людмила Васильевна, Бойко Марина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The addressed list of the pharmaceutical services in occupational diseases

The researches on forming the address list of the pharmaceutical services in the field of occupational diseases for each target segment of the consumers: the individual (the sound workers of enterprises and those, having diagnosis of the professional disease, pensioners and invalids on occupational diseases), industrial enterprises, medical-preventive and resort institutions have been presented.

Текст научной работы на тему «Адресные фармацевтические услуги при профессиональных заболеваниях»

© КАРАБИНЦЕВА Н.О., МОШКОВА Л.В., БОЙКО М.П. - 2010

АДРЕСНЫЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ

Н.О. Карабинцева1, Л.В. Мошкова2, М.П. Бойко1 ('Новосибирский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.О. Маринкин, кафедра фармацевтической технологии и биотехнологии, зав. - к.б.н., доц. Н.О. Карабинцева; ^Российский университет дружбы народов, ректор - д.ф.-м.н., проф. В.М. Филиппов, кафедра управления и экономики фармации факультета повышения квалификации медицинских работников, зав. - д.ф.н., проф. Л.В. Мошкова)

Резюме. Представлены исследования по формированию адресного перечня фармацевтических услуг в области профпатологии для каждого целевого сегмента потребителей: индивидуальных (здоровых работников предприятий и имеющих диагноз профессионального заболевания, пенсионеров и инвалидов по профзаболеванию), промышленных предприятий, лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений.

Ключевые слова: профессиональные заболевания, сегменты потребителей, фармацевтические услуги.

THE ADDRESSED LIST OF THE PHARMACEUTICAL SERVICES IN OCCUPATIONAL DISEASES

N.O. Karabintseva1, L.V. Moshkova2, M.P. Boyko1 ('Novosibirsk State Medical University, 2Peoples, Freiendship Universiity of Russia)

Summary. The researches on forming the address list of the pharmaceutical services in the field of occupational diseases for each target segment of the consumers: the individual (the sound workers of enterprises and those, having diagnosis of the professional disease, pensioners and invalids on occupational diseases), industrial enterprises, medical-preventive and resort institutions have been presented.

Key words: professional diseases, segments of the consumers, pharmaceutical facilities.

Оказание эффективной и востребованной фармацевтической помощи возможно посредством адресных фармацевтических услуг. Фармацевтические услуги представляют собой результат взаимодействия фармацевтических работников и непосредственных потребителей этих услуг, в качестве которых могут выступать как пациенты, так и врачи [1,4,5,6].

Характер и перечень фармацевтических услуг могут изменяться в зависимости от нозологии, особенностей контингента потребителей фармацевтических услуг. Так, в области медицины труда и про-фпатологии фармацевтическими услугами является деятельность специалистов с фармацевтическим образованием, направленная на взаимодействие врачей, обслуживающих работников предприятий и лиц, имеющих профессиональные заболевания, пациентов (здоровых трудящихся и больных), работодателей, в процессе лекарственного обеспечения и непосредственно фармакотерапии, фармакопрофилактики и реабилитации, а также самолечения [3].

В связи с этим целью настоящего исследования явилось формирование адресного перечня фармацевтических услуг в области ряда профессиональных заболеваний.

Материалы и методы

Для формирования адресного перечня фармацевтических услуг нами был предложен методический подход (рис. 1). На первом этапе исследований проводили изучение потребителей лекарственных средств (ЛС) для выявления базовых и целевых сегментов потребителей ЛС и фармацевтических услуг. Далее осуществляли формирование перспективного перечня фармацевтических услуг, а затем выявление потребности в фармацевтических услугах для каждой группы потребителей и возможно-

сти оказания услуг в разрезе факторов макро- и микросреды; сопоставление результатов и формирование адресного перечня фармацевтических услуг.

В работе использовалась статическая информация по профессиональным заболеваниям, оказанию медицинских услуг в области профпатологии. В качестве методов применялся контент-анализ, логический, метод экспертных оце-

1. Исследование потребителей ЛС и фармацевтических услуг

_____________________5___________________

Выявление базовых сегментов потребителей

Выявление целевых сегментов потребителей

2. Исследование фармацевтических услуг

Контент-анализ г\ Составление перспективного перечня

литературы Ч

Экспертные п Оценка перечня фармацевтических услуг

оценки ч

Факторы внешней и внутренней среды Ц Возможности оказания фармацевтических услуг

3. Формирование адресного перечня фармацевтических

услуг

Рис. 1. Методический подход к формированию адресного перечня фармацевтических

услуг.

нок, статистическая обработка результатов.

Оценку влияния факторов внешней и внутренней среды на фармацевтические услуги проводили методом экспертных оценок. Эксперты в матрице выставляли оценки в баллах от

0 до 5 в зависимости от степени влияния фактора на возможность оказания услуги: 0 - фактор не оказывает влияние на услугу, 1-2 - фактор оказывает влияние на услугу крайне редко и редко, 3 - фактор оказывает влияние на услугу , 4

- фактор оказывает постоянное влияние на услугу, 5 - фактор оказывает значительное влияние. Далее рассчитывали суммарный балл по каждой услуге для каждого сегмента, которые затем вносились в итоговую таблицу и проводили статистическую обработку. О возможности предоставления каждой услуги в каждом сегменте судили по средней величине, значению дисперсии и коэффициенту согласованности мнений экспертов [2].

Результаты и обсуждение

В целях изучения мотивации потребителей ЛС и разработки портфеля сопровождающих их фармацевтических услуг при проведении сегментирования потребителей ЛС в области профессиональных заболеваний было установлено, что базовыми являются три сегмента: индивидуальные потребители, лечебно-профилактические и санаторнокурортные учреждения, а также промышленные и сельскохозяйственные предприятия.

Для выявления целевых сегментов индивидуальных потребителей на основании анализа статистических данных по профессиональной заболеваемости и регистра профессиональных больных были установлены следующие критерии сегментирования: географический, социальнодемографический, медицинский. В результате выявили, что целевыми сегментами являются работники производств, не имеющие, а также имеющие профессиональное заболевание; неработающие пенсионеры и инвалиды.

Сегментирование предприятий как потребителей ЛС и фармацевтических услуг проводили среди предприятий-производителей товаров и услуг, а также среди учреждений, оказывающих медико-профилактическую помощь трудящимся, работающим во вредных и опасных условиях производства, а также больным профессиональными заболеваниями. Сегментационным признаком явилась отрасль производства, что позволило выявить наибольшее количество лиц, занятых во вредных опасных условиях труда и нуждающихся в фармацевтической помощи; характер производства; содержание медико-социальных программ на предприятиях по профилактике и реабилитации профессиональных заболеваний. В результате выделены следующие целевые сегменты в области потребления ЛС и фармацевтических услуг: крупные промышленные предприятия, предприятия транспорта, связи и строительства, осуществляющие те или иные медико-социальные мероприятия по профилактике и реабилитации профессиональных заболеваний.

В качестве сегментационных признаков лечебных учреждений, оказывающих медицинскую помощь при профессиональных заболеваниях и являющихся потребителями ЛС и фармацевтических услуг, использовали наличие специализированных (профпатологических коек) и дополнительную квалификацию персонала по профпатологии. В результате исследования учреждений здравоохранения Новосибирской области на предмет соответствия этим критериям нами установлено, что к таким учреждениям относятся клиники научно-исследовательских институтов, муниципальные учреждения здравоохранения, санатории и санатории-профилактории, имеющие реабилитационные программы для больных профессиональными заболеваниями, медикосанитарные части предприятий и ведомств.

На основании выявленных групп потребителей (целевых сегментов) фармацевтических услуг в области профпатоло-гии далее нами был сформирован перечень фармацевтических услуг для каждой группы потребителей.

Исследование фармацевтических услуг в области медицины труда проводили в несколько этапов. На первом этапе нами был проведен контент-анализ литературных данных по фармацевтическим услугам. На основании чего фармацевтические услуги, которые могут быть оказаны в рамках фармацевтической помощи при профессиональных заболеваниях,

были нами классифицированы, и составлен перспективный перечень услуг. Далее последовательно выявляли востребованные услуги в разрезе групп потребителей (сегментов), возможность их оказания, оптимальную структуру предоставляемых услуг на основе анализа возможностей и потребностей. В результате чего была сформирована структура фармацевтических услуг, оказываемых в рамках фармацевтической помощи при профессиональных заболеваниях.

В результате контент-анализа литературных данных и выявленных потребителей фармацевтических услуг нами был составлен перспективный перечень фармацевтических услуг, которые могут быть оказаны их потребителям в области профпатологии (табл. 1).

Таким образом, нами выделены услуги по реализации ЛС, маркетинговые, фармакоэкономические, информационноконсультационные услуги, санитарно-просветительские и образовательно-просветительские, валеологические услуги, профилактические услуги.

Особый интерес с точки зрения специалистов и потребителей услуг представляют собой услуги фармацевтической опеки, которые могут быть предоставлены как на этапах лечения и реабилитации, так и профилактики профессиональных заболеваний. Эти услуги включают в себя фармацевтические консультации, контроль за применением ЛС, индивидуальное дозирование ЛС, надзор за аллергическими и побочными реакциями, контроль за взаимодействием ЛС с другими ЛС, пищей, алкоголем и т.д., контроль за самолечением, ведение индивидуальных карт пациентов.

В аптеках, обслуживающих работников предприятий, неработающих пенсионеров, имеющих диагноз профессиональных заболеваний, инвалидов, возможно оказание первичных медицинских услуг: измерение артериального давления, температуры, массы тела, уровня сахара в крови, оказание первой доврачебной помощи, а также консультации врачом-специалистом.

Оказание всех этих видов фармацевтических услуг невозможно без организационной деятельности, которая определена нами как организационная услуга.

Далее нами с помощью экспертных оценок были выявлены наиболее значимые фармацевтические услуги для каждой группы потребителей в разрезе сегментов рынка. В качестве экспертов выступали врачи-профпатологи, сотрудники предприятий, в том числе и административного аппарата, фармацевтические специалисты (26 человек). Эксперты выставляли в матрицах мнений оценки в баллах, которые затем суммировались, и определялся общий балл.

По результатам экспертной оценки фармацевтических услуг оказалось, что для промышленных предприятий не востребованными являются маркетинговые услуги. Из фар-макоэкономических услуг интерес представляют только услуги аудита, фармакоэкономической оценки схем терапии и моделирование затрат, что очевидно связано с затратами предприятия на лечение и профилактику профессиональных заболеваний. Не востребованы предприятиями услуги фармацевтической опеки, кроме фармацевтических консультаций. Все остальные услуги признаны экспертами, востребованными для промышленных предприятий.

Для лечебно-профилактических учреждений не актуальными являются услуги реализации средств защиты от производственных факторов, маркетинговые услуги. Среди информационно-консультационных услуг эксперты посчитали нецелесообразными услуги «справочной информации». Актуальной формой санитарно-просветительских образовательных услуг признан выпуск методических рекомендаций, а валеологических услуг - пропаганда здорового образа жизни. Профилактические услуги оказались полностью востребованными. Фармацевтическая опека может быть оказана в рамках ЛПУ в виде фармацевтических консультаций, контроля за применением ЛС и контроля за самолечением. Услуги по организации оказания всех видов услуг в условиях ЛПУ признаны целесообразными.

Для индивидуальных потребителей - работников предприятий эксперты посчитали востребованными все виды фармацевтических услуг, кроме услуг маркетингового и фар-макоэкономического характера.

Для неработающих индивидуальных потребителей (пенсионеров и инвалидов) не востребованы услуги по реализации средств защиты, маркетинговые и фармакоэкономические,

Сибирский медицинский журнал. 2010. № 8 Таблица 1

Перспективный перечень фармацевтических услуг в рамках профпатологии всем группам потребителей

Услуга Содержание

Услуги по реализации Реализация ЛС, ИМН, парафармацевтической продукции

Закуп ЛС

Хранение ЛС

Реализация средств защиты

Маркетинговые Анализ товарной и фирменной структуры рынка, анализ конкуренции

Анализ тенденций развития рынка и прогнозирование объемов сбыта продукции, в том числе в целевых сегментах рынка и в ассортиментном разрезе

Анализ покупателей

Анализ работы медицинских представителей

Определение эластичности спроса и оптимальной цены на продукцию

Анализ сбытовой структуры рынка и выбор оптимальной структуры каналов распределения и товародвижения

Анализ внешней и внутренней среды маркетинга предприятия, оценка его конкурентоспособности

Фармакоэкономические Фармакоэкономический аудит ЛПУ

Фармакоэкономический анализ схем лечения

Моделирование оптимального соотношения между затратами на лекарственное обеспечение и достигаемым терапевтическим эффектом

Создание перечней лекарственных средств

Разработка методических подходов к дополнению и исключению из перечня лекарственных средств

Оптимизация работы формулярной комиссии

Информационно-консультационные Информация о ЛС (фармакологическая, фармацевтическая)

Информация о новых ЛС

Справочная информация

Санитарно-, образовательнопросветительские Выпуск методических рекомендаций

Выпуск санитарных бюллетеней

Участие в школах здоровья

Участие в оздоровительных мероприятиях

Популяризация знаний производственной санитарии и гигиены

Валеологические Пропаганда здорового образа жизни

Формирование перечней фармаковалеологических средств

Программа «Антитабак»

Программа «Антиалкоголь»

Профилактические Фармакопрофилактика

Информация о ЛС, БАД, применяемых для профилактики ПЗ

Выпуск наглядной информации (Например, бюллетеней здоровья и пр.)

Фармацевтическая опека Фармацевтические консультации

Контроль за применением ЛС

Индивидуальное дозирование ЛС

Надзор за аллергическими и побочными реакциями

Контроль за взаимодействием ЛС с ЛС, пищей, алкоголем т.д.

Контроль за самолечением

Первичные медицинские услуги Оказание первой доврачебной помощи Измерение артериального давления, температуры, массы тела, уровня сахара

Организационные Организация оказания всех видов фармацевтических услуг

санитарно-образовательные и просветительные, профилактические услуги. Среди информационно-консультационных услуг эксперты посчитали нецелесообразными услуги информации о новых ЛС. Востребованными являются для этой группы потребителей услуги фармацевтической опеки, оказания первичной медицинской помощи и организаторские услуги.

Таким образом, нами была определена потребность в фармацевтических услугах для каждой группы потребителей. В результате чего нами был получен перечень наиболее значимых фармацевтических услуг, на основании которого составили матрицу, для выявления возможности оказания фармацевтических услуг группам потребителей. Для этого эксперты оценивали возможность оказания услуги в разрезе факторов макро- и микросреды. К факторам макросреды отнесли: социально-экономическую стабильность в обществе, политико-правовые (законодательство РФ о предотвращении производственного травматизма и профессиональных заболеваний, о лекарственной помощи), месторасположение предприятия, развитие новых производственных технологий, диктующих новые подходы к лечению и профилактике профессиональных заболеваний. Факторы внутренней среды представлены видом потребительской группой, наличием организации, оказывающей фармацевтические услуги, наличием специалистов с фармацевтическим образованием и дополнительной специализацией в области профпатологии, на-

личием оборудования и качеством фармацевтических услуг.

В результате установили, что для промышленных предприятий не могут быть оказаны услуги фармакоэкономи-ческие, информационно-консультационные по ЛС и услуги фармацевтической опеки за исключением индивидуальных фармацевтических консультаций.

Для лечебно-профилактических учреждений эксперты отметили, что не могут быть оказаны услуги по реализации средств защиты и контроля за самолечением. Работникам производств могут быть оказаны, по мнению экспертов, услуги предоставления информации о новых ЛС, выпуск методических рекомендаций о здоровом образе жизни, формирование перечней фармаковалеологических средств; для неработающих инвалидов и пенсионеров - услуги по пропаганде здорового образа жизни.

Далее нами были сопоставлены результаты предыдущих этапов исследования - определения потребностей в услугах и возможностей оказания услуги на основании влияния на них факторов макро- и микросреды. Для этого в таблицу объединялись результаты, полученные на первых двух этапах. Для обозначения потребностей и возможностей использовали обозначения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 - услуга не может быть предоставлена или не востребована потребителем;

1 - услуга может быть предоставлена и востребована;

«-» - услуга не существует.

В числителе проставляли возможность предоставления услуги, в знаменателе - ее востребованность.

После заполнения итоговой матрицы фармацевтических услуг, оказываемых в рамках фармацевтической помощи при профессиональных заболеваниях, установили, что существует 3 варианта состояния фармацевтических услуг и потребности для каждого сегмента потребителей:

0; 0 - услуга не может быть предоставлена и не востребована;

0; 1 - услуга не может быть предоставлена, но востребована;

1; 1 - услуга может быть предоставлена и востребована.

В результате анализа установили, что для промышленных предприятий востребованы и возможны услуги: реализации ЛС и средств защиты; санитарно-, образовательнопросветительские услуги; валеологические; профилактические; услуги индивидуальных фармацевтических консультаций; оказания первичной медицинской помощи и организаторские услуги.

Для лечебно-профилактических учреждений (профилактории, клиники, санатории и центры реабилитации) необходимы и возможны услуги закупа, хранения и реализации ЛС; фармакоэкономические; информационноконсультационные, за исключением справочных; пропаганда здорового образа жизни; услуги по профилактике профессиональных заболеваний; фармацевтическая опека в виде индивидуальных фармацевтических консультаций и контроля за применением ЛС; организационные услуги.

Работникам предприятий необходимы и могут быть оказаны услуги реализации ЛС; информационноконсультационные; санитарно-просветительские; валеоло-гические; профилактические; фармацевтической опеки; первичной медицинской помощи и организационные.

ЛИТЕРАТУРА

1. Геллер Л.Н. Теоретические и организационноэкономические основы стратегического управления системой фармацевтической помощи на уровне субъекта РФ: Автореф. дис. ... докт. фарм. наук - М., 2007. - 47 с.

2. Зайцев В.М., Лифляндский В.Г., Маринкин В.И. Прикладная медицинская статистика. - СПб.: Фолиант, 2003.

- 432 с.

3. Карабинцева Н.О., Мошкова Л.В. Актуальность разработки основ фармацевтической помощи в области профессиональных заболеваний на примере Новосибирской области // Медицина в Кузбассе: научно-практический медицинский

Для неработающих инвалидов по профессиональным заболеваниям и пенсионеров актуальны услуги реализации ЛС; информационно-консультационные; пропаганда здорового образа жизни; фармацевтической опеки; первичной медицинской помощи и организационные.

Таким образом, нами была определена оптимальная структура фармацевтических услуг, оказываемых для каждой группы потребителей в области профпатологии.

В результате маркетинговых исследований установлены:

- базовые сегменты потребителей ЛС и фармацевтических услуг: индивидуальные потребители, промышленные предприятия, лечебно-профилактические и санаторнокурортные учреждения;

- целевые сегменты индивидуальных потребителей ЛС и фармацевтических услуг - работники производств, не имеющие профессионального заболевания; лица, имеющие диагноз профессионального заболевания, в том числе и работники предприятий, неработающие пенсионеры, инвалиды;

- целевые сегменты предприятий - потребителей ЛС и фармацевтических услуг в области профпатологии - крупные промышленные предприятия, осуществляющие те или иные медико-социальные мероприятия по профилактике и реабилитации профессиональных заболеваний,

- целевые сегменты учреждений здравоохранения -учреждения, имеющие профпатологические койки и персонал с дополнительной специализацией по профпатологии.

Сформированы адресные перечни фармацевтических услуг для каждой целевой группы потребителей, в которые вошли услуги реализации ЛС, маркетинговые, фар-макоэкономические, информационно-консультационные, санитарно-образовательные, просветительские, валелологи-ческие, профилактические, услуги первой медицинской помощи и организационные.

журнал. - Кемерово, 2009. - №7. - С.88-89.

4. Кныш О.И., Задираченко Л.Н., Васнецова О.А. Методические аспекты разработки системы обеспечения служб планирования семьи и пациентов различными средствами контрацепции // Фармация. - 1998. - №1. - С.29-32.

5. Кононова С.В. Управление региональным фармацевтическим комплексом как система обеспечения качества фармацевтических услуг: Автореф. дис. .докт. фарм. наук.

- Пермь, 2002. - 40 с.

6. Федина Е.А. Провизор-консультант: функциональные обязанности и должностная инструкция // Новая Аптека. -2006. - №2. - С.41-50.

Информация об авторах: 630075, г.Новосибирск, ул.Народная, 8/1-50, тел. (8617) 2250713 (доп.702), e-mail: [email protected], Карабинцева Наталия Олеговна - заведующая кафедрой, доцент, к.б.н.; 117198, Москва, ул.Миклухо-Маклая 8/1, кафедра УЭФ ФПК МР, Мошкова Людмила Васильевна - заведующая кафедрой, профессор, д.ф.н.;

Бойко Марина Павловна - преподаватель.

© МАКСИКОВА Т.М., ГУБИН Д.Г., КАЛЯГИН А.Н., АГАПИТОВ А.Е. - 2010

ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЦЕНТРАХ ЗДОРОВЬЯ

Т.М. Максикова12, Д.Г. Губин1, А.Н. Калягин2, А.Е. Агапитов3 ('Областной врачебно-физкультурный диспансер «Здоровье», гл. врач - д.м.н., проф. Г.И. Губин; 2Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов; 3Иркутский государственный институт усовершенствования врачей, ректор - д.м.н., проф. В.В. Шпрах)

Резюме. Авторами создана и апробирована методика контроля качества медицинской помощи в центрах здоровья на территории Иркутской области. Создание данной методики базируется на ранее разработанных стандартах оказания медицинской помощи. Полученные результаты способствует повышению качества и эффективности медицинской помощи в центрах здоровья.

Ключевые слова: контроль качества медицинской помощи, центры здоровья.

MAINTENANCE OF QUALITY ASSURANCE OF MEDICAL AID IN THE HEALTH CENTERS

T.M. Maksikova1,2, D.G. Gubin1, A.N. Kalyagin2, A.E. Agapitov3 ('Irkutsk Regional a medical-sports clinic “Health”; 2Irkutsk State Medical University; 3Irkutsk State Institute of

Improvement of Doctors)

Summary. Authors create and approve a technique of quality assurance of medical aid in the health centers in territory of the Irkutsk Region. Creation of the given technique is based on earlier developed standards of rendering of medical aid. The received results

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.