МУЗЕИ, ГАЛЕРЕИ, КОЛЛЕКЦИИ |
EDN: SECCCJ УДК 7.036(470.54)
ADDRESSES OF UNDERGROUND: RESEARCH EXHIBITION OF SVERDLOVSK UNOFFICIAL ART IN THE YEKATERINBURG MUSEUM OF FINE ARTS
Natalya I. Ponomareva
Yekaterinburg Museum of Fine Arts Yekaterinburg, Russian Federation
Abstract: The article contains an overview of the exhibition project “Addresses of underground”, which was held in the Yekaterinburg Museum of Fine Arts from the 10th of June to the 17th of September of2023. The exhibition was dedicated to Sverdlovsk unofficial art of 1960-1980's, and assembled artworks from museums, galleries, and private collections as well as archival materials. The project played a role of a report on the museum’s work in acquisition, analysis, and systematization of Sverdlovsk underground art collection.
Keywords: Yekaterinburg Museum of Fine Arts; art exhibition; Sverdlovsk underground art; alternative art practices.
Citation: Ponomareva, N. I. (2023). ADDRESSES OF UNDERGROUND: RESEARCH EXHIBITION OF SVERDLOVSK UNOFFICIAL ART IN THE YEKATERINBURG MUSEUM OF FINE ARTS. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri i DaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, Ne 4 (17), pp. 168-175.
H. И. Пономарева
Екатеринбургский музей изобразительных искусств Екатеринбург, Российская Федерация
АДРЕСА АНДЕГРАУНДА: НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ВЫСТАВКА НЕОФИЦИАЛЬНОГО ИСКУССТВА СВЕРДЛОВСКА В ЕКАТЕРИНБУРГСКОМ МУЗЕЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ
В статье представлен обзор масштабного выставочного проекта «Адреса андеграунда», который проходил в Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ЕМИИ) с 10 июня по 17 сентября 2023 г. Выставка, посвященная неофициальному искусству Свердловска 1960-1980-х гг., объединила произведения из музейных и галерейных собраний, частных коллекций, а также многочисленные архивные материалы. Она стала своеобразным отчетом о комплектовании коллекции художественного андеграунда в ЕМИИ, результатом ее анализа и систематизации.
Ключевые слова: Екатеринбургский музей изобразительных искусств; художественная выставка; свердловское неофициальное искусство; альтернативные художественные практики.
Свердловское неофициальное искусство имеет насыщенную историю, которая, к сожалению, недостаточно известна за пределами Урала. Как самостоятельное явление оно зародилось в середине 1960-х гг. в изостудии именитого свердловского мастера Николая Гавриловича Чеснокова - месте, куда молодые ищущие себя художники приходили, чтобы свободно обсуждать волновавшие их проблемы искусства, вместе создавать что-то новое, выходящее за рамки официально принятого метода социалистического реализма. Вскоре ученики Чеснокова (Анна Таршис, Валерий Дьяченко, Евгений Арбенев, Валерий Гаврилов, Валерий Павлов, Виктор Гончаров), бескомпромиссно следовавшие своим творческим задачам, вошли в число главных персонажей альтернативной художественной сцены Свердловска.
В 1970-е гг. уже сформировавшиеся художники расходятся по своим домам-мастерским, и почти одновременно с этим в центре города появляется сеть «очагов неповиновения», каждый из которых следовал своему новаторскому направлению - от концептуализма «Уктусской школы» до сюрреализма «Вороньей слободки» и перформативного искусства «Скворечника» [8]. Несмотря на различия в творческих интересах, среди представителей этих образований не было серьезных противоречий - все они общались между собой и буквально работали бок о бок; это и отличает свердловское неофициальное искусство от столичного. Стоит отметить, что эти «очаги» были, скорее, местами встреч, а не школами. Художники, работая в атмосфере дружеского сотворчества, сохраняли свою стилистическую индивидуальность, заимствуя друг у друга лишь некоторые художественные формы.
Первый групповой публичный выход неофициальных художников Свердловска состоялся в рамках выставки 1987 г., получившей в народе название «Сурикова, 31». С этого времени начинается постепенный процесс легитимизации ранее запрещенного, практически неизвестного местной публике искусства. Так, свердловские неформалы проходят путь от поиска единомышленников и создания творческих работ, нацеленных на узкий «круг своих» в период застоя, к определению способов преодоления этой изоляции от широкой аудитории с началом перестройки. В этом смысле выставка «Сурикова, 31» стала переломным событием в истории свердловского андеграунда [3].
В начале 1990-х гг. профессиональное сообщество обращается к изучению этого культурного пласта. В 1990 г. прошла научная конференция «Авангардные направления в советском изобразительном искусстве» [1], значительный вклад в исследование свердловского неофициального искусства внесли преподаватели Уральского федерального университета С. В. Голынец, Г. В. Го-лынец, Т. П. Жумати, Т. А. Галеева, Е. П. Алексеев, В. В. Авдеева [4]. Здесь же, в университете, в 2008 г. открылся Музей Б. У Кашкина; его деятельность направлена на сохранение, изучение и популяризацию различных форм современной культуры. Еще один музей, посвященный неофициальной культуре советского периода, - Музей андеграунда - был открыт в 2022 г. екатеринбургским коллекционером П. В. Негановым.
До настоящего времени свердловское неофициальное искусство было представлено на всех крупных выставочных площадках города (Галерея современного искусства, Галерея «Синара Арт», Уральский филиал ГЦСИ, Арт-галерея Ельцин Центра, Музей архитектуры и дизайна УрГАХУ и др.). Неоднократно работы, выполненные в этом направлении, выставлялись и в Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ЕМИИ). В 1988 г. там состоялась выставка объединения «Сурикова, 31», получившая скандальную известность в связи с демонстра-
цией работы Николая Фе-дореева «Коммунист Ельцин Б. Н.» (1988); в 1992-1993 гг. прошла уже персональная выставка этого автора; в 2000 г. был реализован проект «Сохранение и реставрация наследия Валерия и Зинаиды Гавриловых»; в 2007 г. работала выставка «Вентеннале Сурикова, 31», посвященная 20-летию легендарного события. Однако в то время ЕМИИ еще не обладал собственной репрезентативной коллекцией неофициального искусства, комплектование которой началось в 2021 г. [6]. Существенную часть этой новой коллекции, в какой-то мере восполняющей лакуну в музейном собрании отечественного искусства советского периода, позволил представить проект «Адреса андеграунда. Неофициальное искусство Свердловска из музейных и частных коллекций». Выставка стала важным событием для ЕМИИ, так как обозначила заинтересованность музея в собирании, исследовании и популяризации свердловского неофициального искусства. Осуществляемые в процессе подготовки выставки изучение литературы и непосредственное общение с представителями этого направления позволили закрыть некоторые пробелы в истории становления андеграундного пласта искусства Екатеринбурга. Были зафиксированы точные адреса самых ярких «культурных центров», дополнены биографические данные художников, составлена обширная библиография и др. Результатом этой исследовательской работы стала публикация иллюстрированного научного издания [7]. Кроме того, в рамках проекта была организована сопроводительная программа, включающая в себя кураторские экскурсии, мастер-классы, лекции Т. Чаплюка (культуролог, музыковед), А. Шабурова (художник, участник группы «Синие носы», преподаватель Высшей школы экономики и Школы мультимедийных искусств им. А. Родченко), К. Светлякова (куратор, кандидат искусствоведения, главный специалист в области современного искусства отдела руководства Государственной Третьяковской галереи).
Выставка проходила с 10 июня по 17 сентября 2023 г. в Большом выставочном зале Центра «Эрмитаж-Урал» Екатеринбургского музея изобразительных искусств и представила 190 произведений 24 художников, а также многочисленные архивные материалы. Помимо работ из новой коллекции ЕМИИ, на выставке можно было ознакомиться с произведениями из собраний Галереи «Синара Арт», Музея Б. У. Кашкина, Ирбитского государственного музея изобразительных искусств, Музея андеграунда, Красноуфимского краеведческого музея, из частных коллекций.
Основой выставочного проекта «Адреса андеграунда» послужила попытка создать своеобразную энциклопедию свердловского неофициального искусства, наиболее наглядно и структурированно представить для зрителя «карту местности» и познакомить его с многообразием творческих практик, появившихся тогда в региональном городе. С этой целью пространство Большого выставочного зала было поделено на десять разделов, каждый из которых был посвящен конкретному адресу - «культурному центру», оказавшему значительное влияние на развитие свердловского неофициального искусства. Хронологически первый и второй раздел связаны с периодом 1960-х гг. и началом свердловского андеграунда во время оттепели, тре-тий-седьмой разделы - 1970-х гг., когда в центре города появилась сеть «очагов неповиновения», домов-мастерских неофициальных художников. Восьмой и девятый разделы связаны с поздним, перестроечным периодом свердловского андеграунда второй половины 1970-х - 1980-х гг. и посвящен деятельности художников, чье творчество было неразрывно связано с работой в оформительской сфере. Десятый - финальный -раздел рассказывал о знаменитой выставке 1987 г. «Сурикова, 31».
Повествование начиналось с небольшого раздела об изостудии Н. Е Чеснокова (сейчас - Народная студия изобразительного искусства им. Ю. К. Киселева) во Дворце культуры железнодорожников, поскольку именно там в середине 1960-х гг. познакомились будущие представители свердловского андеграунда [10]. Так как ученические работы этих художников того периода не сохранились в фонде ДКЖ, можно было ознакомиться с пейзажной живописью Николая Еаврило-вича из собрания ЕМИИ, каталогами отчетных выставок изостудии, а также увидеть фотографии с пленэров из архива ДКЖ.
Второй раздел выставки посвящен «Уктусской школе» - первому неофициальному художественному объединению Свердловска, созданному в 1965 г. учениками Чеснокова Анной Таршис (Ры Никоновой, 1942-2014) и Валерием Дьяченко (Д’я, род. 1939) [5]. Члены группы (Анна Таршис, Валерий Дьяченко, Сергей Сигов (1947-2014), Евгений Арбенев (род. 1942) и Александр Галамага (1948-1969)) заново открывали достижения русских авангардистов, поэтов-футуристов и со временем на их основе разработали собственные выразительные приемы, сумели перейти к концептуальным практикам, которые использовали в поэзии, станковой графике, книге художника, самиздатовских журналах.
В третьем разделе была освещена деятельность художников-конструкторов, которые в конце 1960-х гг. под предводительством Валерия Дьяченко уволились из Уральского филиала Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики (ВНИИТЭ) и перешли в Художественный фонд, организовав при нем «Дизайн-центр» - неофициальную группу художников, совместно выполнявших оформительские заказы. Они шли по стопам знаменитой московской студии дизайна «Сенеж», выступавшей как альтернатива ВНИИТЭ. Валерий Дьяченко был лично знаком с ее руководителем Евгением Розен-блюмом, а члены «Дизайн-центра» неоднократно получали приглашения на семинары. В свободное от выполнения заказов время молодые художни-
ки уделяли поиску своего голоса: Валерий Дьяченко приходит к гиперреализму, Виктор Гончаров изучает теорию цвета и начинает работать в направлении поп-арт. В отличие от «уктуссцев», работавших преимущественно в графике, эти авторы создавали масштабные живописные полотна, отличающиеся декоративностью, ярким насыщенным колоритом. Царившая в мастерской «Дизайн-центра» атмосфера свободного творчества притягивала ищущих художников: здесь были Валерий Гаврилов (1948-1982), Евгений Малахин (1938-2005), Алексей Скворцов (1947-2012 (?)) и др. Почти каждый день в мастерскую приходил фотокорреспондент Александр Лысяков (род. 1946), который начал создавать неопримитивистские произведения под впечатлением от общения с другими художниками, а также мелкую деревянную - пластику.
Четвертый раздел выставки «Адреса андеграунда» полностью посвящен деятельности Евгения Малахина, получившего широкую известность в городе и за его пределами под псевдонимом «Старик Б. У Катпкин» в конце 1980-х -2000-е гг. [2]. На выставке был представлен ранний период творчества художника: в 1970-е гг. он стал одним из первых экспериментальных фотографов, а также создавал самиздатовские сборники собственной поэзии. Творчество художника 1980-х гг. было представлено «иконопластикой» - деревянными резными иконами, на создание которых Малахина подтолкнули работы Александра Лысяков а.
Раздел «Скворечник» рассказывал о творчестве Алексея Скворцова - пионера процессуальных практик в Свердловске. В начале 1970-х гг. художник часто проводил время в мастерской «Дизайн-центра», а в 1972 г. принял участие в семинаре Сенежской студии дизайна. Там он познакомился со Львом Нусбергом (род. 1937) - лидером московской группы художников-кинетистов «Движение» (1964-1976). После возвращения в Свердловск Скворцов занялся активным продвижением перфомативного искусства в кругу своих друзей и знакомых. Вместе они организовывали костюмированные импровизации, темы которых нередко перекликались с акциями группы «Движение». На выставке «Адреса андеграунда» деятельность Алексея Скворцова была представлена с помощью фотодокументации «хэппенингов» из архива В. В. Павлова.
Шестой раздел выставки связан с самым легендарным «очагом», известным под названием
«Воронья слободка». Здесь, в доме на ул. Горького, 22, в 1970-е гг. жили представитель мистической линии свердловского андеграунда Валерий Гаврилов (1948-1982) и его супруга, поэтесса Зинаида Гаврилова (1943-1993) [9]. В 1960-е гг. Валерий познакомился с запрещенной в СССР теорией психоанализа 3. Фрейда, открыл для себя работу с бессознательным, что стало основным предметом его творческих экспериментов в 1970-1980-е гг. Большую роль в формировании самобытной манеры Гаврилова сыграла живописная техника, к которой художник обратился в начале 1970-х гг. В это время в его арсенале появился аэрограф, позволивший ему быстро создавать большие полотна, соответствовавшие масштабу его задумок и творческого видения. Несколько работ автора было представлено на выставке.
Следующий раздел - «Салон Павловых» - посвящен творчеству Валерия Павлова (род. 1949), который во второй половине 1960-х - 1970-е гг. близко дружил с Валерием Гавриловым и разделял его художественные интересы. Представленная на выставке живопись и графика автора демонстрируют его стремление к всестороннему познанию мира, себя и природы человечества в целом. Этап становления художественного языка Павлова ознаменован активным совместным творчеством с Гавриловым: в то время они имели схожее мировоззрение, эстетические предпочтения, творческие задачи, оба использовали искусство как способ самопознания через раскрепощение бессознательного.
Восьмой раздел экспозиции знакомит с одним из самых поздних «очагов» свердловского андеграунда. Он сложился в начале 1980-х гг., когда в специализированное управление «Уралотдел-строй» устроился работать Николай Федореев (1943-1996) [11]. В отличие от многих художников, относящихся к «оформиловке» только как к способу заработать, для Федореева работа и творчество были неразрывно связаны. Так, в перерывах между крупными проектами он создавал станковые произведения, в которых использовал строительный мусор: обрезки деревянных реек, металлических листов, пленки, пенопласт. Эти нехудожественные материалы в его руках превращались в ассамбляжи и «пространственные конструкции» (арт-объекты), которые впоследствии нередко становились частью оформительских проектов и украшали заводы, пионерские лагери и другие общественные пространства. Помимо произведений Федореева, в этом разделе также были представлены работы его ученика - художника Игоря Шурова (род. 1952).
Особый раздел экспозиции был отдан творчеству Владимира Жукова (1941-2023), работавшего художником-форматором при Худфонде. Несмотря на то, что Владимир не считал себя представителем неофициального искусства и говорил, что «зомбирован соцреализмом», именно он стал одним из первых художников в Свердловске, кто начал создавать объемные объекты в середине 1970-х гг. Так, на выставке были представлены его ассамбляжи из серий «Металлопластика» (1976) и «Пространственная графика» (1982). Стоит отметить, что четыре его работы попали в коллекцию ЕМИИ в 1988 г. из Областного управления культуры и долгое время были единственными примерами неофициального искусства в собрании музея. Помимо работ Жукова, в этом разделе также экспонировались два ассамбляжа Евгения Ма-лахина из серии «Попыты над просранством» из коллекции Музея Б. У. Кашкина. Эти работы были представлены на одноименной неофициальной выставке, которая прошла в мастерской Жукова в 1980 г.
Финальный раздел экспозиции посвящен одному из самых громких событий Свердловска 1987 г. «Экспериментальная художественная выставка», известная как «Сурикова, 31», по месту своего проведения представила своеобразный срез художественной жизни города. Согласно задумке организаторов, отбор произведений
принципиально не проводился, а экспонентом мог стать любой художник, не состоящий в СХ. Благодаря этому широкая аудитория впервые смогла познакомиться с многообразием направлений и новаторскими видами изобразительного искусства, развивавшихся в городе в 1960-1980-е гг. На выставке экспонировались работы сюрреалистов Валерия Гаврилова и Валерия Павлова, графика членов «Уктусской школы», ассамбля-жи Николая Федореева, Игоря Шурова и Владимира Жукова, а также произведения художников, чья творческая деятельность развивалась самостоятельно, вне сложившихся в Свердловске неофициальных групп - живопись Виктора Трифонова (1949-1998) и абстрактная графика Алексея Лебедева (1938-2016). В экспозиции «Адреса андеграунда» художественные произведения были дополнены архивными материалами: афишей, каталогом выставки, значком участника, газетными вырезками, фотографиями и др.
Завершение выставки «Сурикова, 31» ознаменовало новый этап в развитии культурной жизни Свердловска. В городе начинают появляться новые творческие объединения, открываются художественные галереи, регулярно проводятся выставки. Этот этап, охвативший конец 1980-х - 2000-е гг., в будущем станет предметом пристального рассмотрения и изучения, результатом чего станет выставка-продолжение проекта «Адреса андеграунда».
Примечания
1. Название «Дизайн-центр» не использовалось членами группы. Оно было позже введено в искусствоведческий дискурс Т. П. Жумати.
Литература
1. Авангардные направления в советском изобразительном искусстве : история и современность: Сб. статей / УрГУ; Свердл. отд. российского фонда культуры. - Екатеринбург : [б. и.], 1993. - 101 с.
2. Б. У Кашкин (1938-2005) : Жизнь и творчество уральского панк-скомороха / сост. А. Е. Шабуров. - Екатеринбург : Уральский филиал Государственного центра современного искусства, 2015. - 625 с.
3. Галеева, Т. А. Скандал на улице Сурикова, 31. Свердловские неформалы в 1987 году // Вестник уральского отделения РАН. - 2012. - № 1 (39). - С. 135-148.
4. Жумати, Т. П. Судьбы «второго авангарда» в провинции : практика и наследие свердловских художников-неформалов 1960-1980-х в оценках профессионального «экспертного сообщества» // Искусство Евразии. - 2022. - № 3. - С. 120-127.
5. Жумати, Т. П. «Уктусская школа» (1965-1974). К истории уральского андеграунда // Известия Уральского гуманитарного университета. - 1999. - № 13. -С. 125-127.
6. Пономарева, Н. И. Адреса андеграунда : научное издание к выставке в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. - Екатеринбург : ЕМИИ, 2023. - 48 с.
7. Пономарева, Н. И. Свердловский художественный андеграунд 1960-1980-х годов в Екатеринбургском музее изобразительных искусств : анализ коллекции и перспективы ее развития //Искусство Евразии. - 2022.-№ 1 (24).-С. 124-133.
8. Самиздат. Свердловск 70е 80е 90е. Часть 1 / сост. В. В. Павлов, И. О. Шуров. - Екатеринбург : [б. и.], 2017. -310 с.
9. Тхоржевский, В. В. Гавриловы. Метафизические мемуары // Урал. - 2007. - № 4. - С. 78-107.
10. Чесноков, Н. Г. Претворенная в жизнь мечта. -Екатеринбург : Издательство Уральского государственного университета, 2000. - 316 с.
11. Шуров, И. О. Самиздат. Николай Федореев. Пространство композиция смысл : альбом. - Екатеринбург : [б. и.], 2017.-117 с.
References
1. Avangardnye napravleniya v sovetskom izobrazitel'nom iskusstve: istoriya i sovremennost': Sb. statej [Avant-garde trends in Soviet fine art: history and modernity: collection of articles]. Ural State University; Sverdlovsk branch of the Russian Fund of Culture. Yekaterinburg, 1993,101 p.
2. B. U. Kashkin (1938-2005): zhizn' i tvorchestvo ural'skogo pank-skomoroha [B. U. Kashkin (1938-2005): life and work of the Ural punk-buffoon]. Compiler A. E. Shaburov. Yekaterinburg, Ural branch of the State Center for Contemporary Art, 2015,625 p.
3. Galeeva, T. A. Skandal na ulice Surikova, 31. Sverdlovskie neformaly v 1987 godu [Scandal on Surikov Street, 31. Sverdlovsk informals in 1987]. Bulletin of the Ural branch of the Russian Academy of Sciences, 2012,no. 1 (39),pp. 135-148.
4. Zhumati, T. P. Sud'by «vtorogo avangarda» v provincii: praktika i nasledie sverdlovskih hudozhnikov-neformalov 1960-1980-h v ocenkah professional'nogo «ekspertnogo soobshchestva» [The fate of the “second avant-garde” in the provinces: the practice and legacy of Sverdlovsk informal artists of the 1960-1980s in the assessments of the professional “expert community”]. Iskusstvo Evrazii, 2022, no. 3, pp. 120-127.
5. Zhumati, T. P. «Uktusskaya shkola» (1965-1974). Kistorii
ural'skogo andegraunda [TJktus school” (1965-1974). On the history of the Ural underground]. Izvestiya Ural'skogo gumanitarnogo universiteta, 1999, no. 13, pp. 125-127.
6. Ponomareva, N. I. Adresa andegraunda: nauchnoe izdanie к vystavke v Ekaterinburgskom muzee izobrazitel'nyh iskusstv [Addresses of the underground: scientific publication for the exhibition at the Yekaterinburg Museum of Fine Arts]. Yekaterinburg, Yekaterinburg Museum of Fine Arts, 2023,48 p.
7. Ponomareva, N. I. Sverdlovskij hudozhestvennyj andegraund 1960-1980-h godov v Ekaterinburgskom muzee izobrazitel'nyh iskusstv: analiz kollekcii i perspektivy ее razvitiya [Sverdlovsk artistic underground of the 1960s-1980s at the Yekaterinburg Museum of Fine Arts: analysis of the collection and prospects for its development]. Iskusstvo Evrazii, 2022, no. 1 (24), pp. 124-133.
8. Samizdat. Sverdlovsk70e 80e 90e. Chast' 1 [Samizdat. Sverdlovsk 70s, 80s, 90s. Part 1]. Compilers V. V. Pavlov, I. O. Shurov. Yekaterinburg, 2017, 310 p.
9. Thorzhevsky, V. V. Gavrilovy. Metafizicheskie memuary [Gavrilovs. Metaphysical memoirs]. Ural, 2007, no. 4, pp. 78-107.
10. Chesnokov, N. G. Pretvorennaya v zhizn' mechta [A dream come true]. Yekaterinburg, Ural State University Publishing Elouse, 2000, 316 p.
11. Shurov, I. O. Samizdat. Nikolaj Fedoreev. Prostranstvo kompoziciya smysl: al'bom [Samizdat. Nikolay Fedoreev. Space, composition, meaning: an album]. Yekaterinburg, 2017,117 р.
Об авторе
Пономарева Е1аталья Игоревна - заведующая сектором отечественного искусства XX-XXI вв. отдела отечественного и зарубежного искусства, Екатеринбургский музей изобразительных искусств E-mail: [email protected]
Ponomareva Natalya Igorevna
Head of the Sector of the Russian art of the 20th - 21st centuries of the Department of Russian and foreign art of the Yekaterinburg Museum of Fine Arts