■tXi^f — J«id»»j rni'i ч
-w-Nx^Xi'flr^i^rr»«,,,. ■ pilrd HP rpirj||
ориоци p riuajijs pp o4|J
:3Ulp»| 1^14 luuisii SUI-IJI
— KMI«*Mdu PKJUP ) » '
— 801JX1 rb«tn||
Рыночная площадь — центр Граифсыльда .lap началм*" roll«« (ЯЯ
■ 1713 (ОДУ crop«, и 6о1Л Oct »молена ■ cjp-n и» уж« :
НЫИИ чг
С Ш-
EDN: UKCYFE УДК 7.036
FROM THE HISTORY OF SVERDLOVSK UNOFFICIAL ART IN THE 1980s-1990s: MAIL ART IN THE WORKS OF THE "UKTUS SCHOOL" ARTISTS
Vlada I. Lapteva
Yekaterinburg Museum of Fine Arts Yekaterinburg, Russian Federation
Abstract: The article focuses on the activities of members of the Sverdlovsk informal group "Uktus school" (1964-1974), who had been working in the field of mail art, which became one of the city's unofficial art phenomena in the 1980s-1990s. A special emphasis is placed on the creative tandem of two members of the group - Anna Tarshis/Rea Nikonova (1942-2014) and Sergey Sigov/Segay (1947-2014), who initiated the first mail art exhibition in Russia in 1989. Their departure in 1974 from Sverdlovsk to Yeysk became a kind of incentive for the artistic communications development between the group members in the format of mail art, involving other participants in it (V. Dyachenko, E. Arbeneva).
Keywords: mail art; Uktus School; Sergey Segay; Rea Nikonova; Sverdlovsk underground
art.
Citation: Lapteva, V.I. (2023). FROM THE HISTORY ОТ UNOFFICIAL ART OF SVERDLOVSK IN THE 1980s-1990s: MAIL ART IN THE WORKS OF THE "UKTUS SCHOOL" ARTISTS. IzobraziteVnoe iskusstvo Urala, Sibiri iDaVnego Vostoka. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, № 1 (14), pp. 112-119.
В. И. Лаптева
Екатеринбургский музей изобразительных искусств Екатеринбург, Российская Федерация
ИЗ ИСТОРИИ
НЕОФИЦИАЛЬНОГО ИСКУССТВА СВЕРДЛОВСКА 1980-1990-Х ГОДОВ: МЕЙЛ-АРТ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ «УКТУССКОЙ ШКОЛЫ»
Журнал «Дубль». 1991. №2
Частная коллекция
Journal "Double". 1991. No. 2
Private collection
В центре внимания статьи - деятельность членов свердловской неформальной группы «Уктусская школа» (1964-1974) в области мейл-арта, ставшего одним из неофициальных художественных явлений города 1980-1990-х годов. Особый акцент сделан на творческом тандеме двух участников группы - Анны Таршис / Ры Никоно-вой (1942-2014) и Сергея Сигова / Сигея (1947-2014), которые были инициаторами первой в России выставки мейл-арта в 1989 году. Их отъезд в 1974 году из Свердловска в Ейск стал своеобразным стимулом для развития художественных коммуникаций между членами группы в формате мейл-арта, вовлечения в них и других участников (В. Дьяченко, Е. Арбенева).
Ключевые слова: мейл-арт; Уктусская школа; Сергей Сигей; Ры Никонова; Свердловский художественный андеграунд.
Мейл-арт (почтовое искусство) - художественное движение, основанное на принципе взаимообмена между авторами сравнительно небольшими предметами графического искусства через почтовые службы, которые становятся участниками создания конечного объекта. В первую очередь, это именно система коммуникаций, носящая художественный характер. Мейл-арт может принимать любую форму, но, как правило, обязательным условием для него являются габариты, которые позволяют объектам стать почтовыми отправлениями, а также сам факт прохождения через почтовую службу. Движение зародилось в конце 1950-х годов в ответ на массовую коммерциализацию искусства, подобно тому, как реакцией на этот процесс стали перформативные практики (акционизм, хеппенинг, перформанс и т. д.). Его участники противопоставляли свою деятельность коммерческому искусству, стремились к преодолению границ между искусством и жизнью, к взаимодействию между художниками на принципах равенства и доверия. К 1980-м годам, когда к созданию объектов мейл-арта обратились уральские художники, движение успело пережить волну популярности, кратковременный период застоя и вновь продолжить свое развитие [8].
Среди последователей мейл-арта на Урале в эти годы оказались, в частности, члены неформального объединения «Уктусская школа», сложившегося в Свердловске еще в 1964 году. В ядро группы входили Анна Таршис, Сергей Сигов, Валерий Дьяченко, Александр Галамага, Виктор Кикин и Евгений Арбенев. Их личные встречи зачастую проходили в городе в районе горы Уктус (отсюда название), а творчество было связано с традициями русского футуризма. Мейл-арт, наряду с другими видами деятельности членов группы, способствовал формированию в их визуальных произведениях идей концептуализма.
Валерий Дьяченко (р. 1939) вспоминает, как в начале 1970-х годов, заинтересовавшись статьей Евы Корелюки «БЬхзиз», он начал отправлять по почте «флючки» своим единомышленникам из «Уктусской школы»1. А Сергей Сигей (Сигов) датирует начало своей «флакс-переписки» 1973 годом, когда ему пришли первые подобные отправления от В. Дьяченко и В. Кикина [5]. Переписка велась на почтовых карточках, демонстрировала своеобразные визуально-по-
этические эксперименты. Объектами отправления были единичные открытки со стихами, придуманными на ходу, или несколько открыток, содержавших отдельные фразы (например: «Здравствуй. Сережа. Ты. Там?»), которые складывались в общей цепочке «флючек» в последовательный текст. Особенно активно поддерживали «флакс-переписку» друг с другом В. Дьяченко и С. Сигов, что, вероятно, способствовало дальнейшему развитию интереса в этом направлении.
Мейл-арт в своей условно классической форме появился на Урале немного позже - во второй половине 1980-х годов, когда члены группы уже разъехались и оказались в разных локациях. В интервью с Руудом Янсеном - художником, писателем, издателем и основателем ШОМА (Международного союза мейл-арт-ху-дожников) - Анна Таршис связывает именно с этим периодом их совместное с Сергеем Сигеем серьезное увлечение почтовым искусством [6]. Это стимулировалось, среди прочего, их участием в международной выставке экспериментального искусства, организованной Клубом молодых художников Будапешта 21 октября - 21 ноября 1985 года, в печатном каталоге которой их фамилии и адреса приводятся на страницах
Журнал «Дубль». 1991. №2
Частная коллекция
Journal "Double". 1991. No. 2
Private collection
165-166. После этой экспозиции российских художников пригласили еще в несколько международных проектов.
Именно с выставки 1985 года началось активное приобщение Анны Таршис к международной мейл-арт-сети: первые знакомства с ее участниками, рассылка объектов почтового искусства по России и за границу [6]. Это подтверждают и другие участники и сообщества мейл-арта. Так, Евгений Арбенев (р. 1942) вспоминает, что уже после переезда А. Таршис с С. Сиговым в Ейск он начал регулярно делать свои почтовые отправления. Таким образом, художники «Ук-тусской школы» были знакомы с мейл-артом с начала 1970-х годов, времени существования их группы в Свердловске: вели «флакс-переписку», были знакомы с зарубежными Бкшдз-проекта-ми, что подтверждается упоминанием мейл-ар-та на страницах журнала «Транспонанс» в 1980 году (№ 7).
В мейл-арте художники переносят свою уже сложившуюся индивидуальную стилистику в своеобразные графические объекты, в которых интегрируются разные виды визуального и вербального искусства. Из станковых форм творчества в мейл-арт-объекты членов группы, разделенных расстояниями, приходят при-
емы работы со структурами текста, шрифтами, отдельные графические образы (глазастые человечки), формы работы с книгой и другие индивидуальные творческие особенности. Несомненно, в их мейл-арт-произведениях существенна связь с традициями авангарда и в визуальном языке, и в текстовой работе с «заумью», идеи которой ранее развивали В. Хлебников, В. Гнедов, А. Крученых. Однако в своем творчестве «уктуссцы» были уже постмодернистами и подходили к использованию «зауми» с большей иронией. В частности, Сергей Сигей подчеркивал, что мейл-арт-художники «любят поиграть со словом» [2].
Эта особенность в целом характерна для российских мейл-арт-художников, чей стиль сложился во второй половине XX века. Вероятно, именно особая связь с русским авангардом и визуальной поэзией выделяет их среди представителей мейл-арта в Европе и Америке, где корни современных практик лежали больше в области неодадаизма и движения Б1ихш (идеи антиискусства, антикоммерциализма и антихудожественности, эстетика «сделай сам», специфический юмор).
Вместе с тем и российских, и зарубежных представителей мейл-арта многое сближает:
Журнал «Дубль». 1991. №2
Частная коллекция
Journal "Double". 1991. No. 2
Private collection
формальные приемы работы с арт-штампами, сканографией, коллажем, ксерокопиями; а также идейные основы - ощущение свободы, децентрализация структуры, отсутствие иерархии и демократические правила внутри всего международного сообщества мейл-артистов, идеи антихудожественности, специфическое чувство юмора и иронии и др.
В 1989 году А. Таршис и С. Сигей организовали «Первую выставку мейл-арта в России» из пришедших к ним по почте объектов: участвовали 105 художников из 25 стран. Сначала она экспонировалась в Ейске в Историко-краевед-ческом музее (январь), затем в Свердловске в Доме культуры «Автомобилист» (июнь-июль) и, наконец, в Перми. В тексте афиши свердловской выставки сообщалось, что «в мейл-арте работают представители "крайних" направлений, не признающих диктата моды, не подвластных искусствоведам. Мейл-арт - веселая игра в искусство, не знающая границ» [2].
В этих словах отмечена одна из важных черт этого вида искусства, в котором целью творчества становится не произведение искусства, а сам процесс коммуникации между людьми. Конечный объект отходит на второй план, и многие художники мейл-арта считают, что они не занимаются созданием произведения искусства, а лишь коммуницируют с другими членами сети при помощи художественных средств. Выставка проходила в перестроечное время, вероятно, отсюда в ее анонсе сделан акцент на «представителях крайних направлений».
Благодаря сохранившимся в частных архивах3 и опубликованным в периодике фотографиям очевидно, что на выставке были представлены коллажи, оригинальная и печатная графика. Из газетной заметки Б. Баделина «Впервые в Ейске, впервые в стране»4 известно, что помимо зарубежных художников в экспозиции участвовали не только сами А. Таршис и С. Сигей (Ейск), но и Е. Арбенев (Свердловск), Б. Констриктор (Ленинград), А. Жигалов (Москва).
Из личной переписки С. Сигея и Е. Арбенева известны организационные подробности этой выставки: трудности с возвратом работ в Ейск после экспонирования (пропажи); способ получения художниками (в частности Е. Арбене-вым) приглашения к участию в международных мейл-арт-проектах (внутрь конвертов помещались небольшие бумажные распечатки с обозначением темы и почтового адреса, по которому
принимались работы)5'3. Такой способ распространения информации о мейл-арт-проектах применяется и в настоящее время.
Стоит отметить, что в этом же 1989 году был осуществлен еще один мейл-арт-проект, о котором часто забывают, - Scare-Crow (курировала А. Таршис). В нем приняли участие 95 художников из 23 стран, а выставка состоялась в Историко-краеведческом музее Ейска. В книге американского исследователя и художника Чака Уэлча (Chuck Welch) опубликована архивная фотография с выставки с инсталляцией художницы, предположительно располагавшейся в начале залов [7]. Более подробно говорить об этом проекте пока не представляется возможным из-за неизвестности местонахождения работ и отсутствия доступа к архиву фотографий, созданных С. Сигеем.
В связи с выставкой 1989 года Сигей издал мини-сборник и первую в России статью о мейл-арте [2]. В разгар гласности редакторы российского журнала «Искусство» предложили свои страницы авангардистам: в десятом номе-
Журнал «Дубль». 1993. №5
Частная коллекция
Journal "Double". 1993. No. 5
Private collection
Конверт
для сообщения
Р. Никоновой
и С. Сигея
к Д. Хэлду (США).
1991
The envelope for the message by R. Nikonova and S. Segay to J. Held (USA). 1991
ре специализированного искусствоведческого издания за 1989 год появились статьи Сергея Сигея и Анны Таршис, сопровождаемые репродукциями от западных коллег [4; 3]. После выхода статьи, как отмечала Таршис, мейл-артом заинтересовались многие советские художники. Летом 1990 года были запланированы две следующие важные выставки: показ коллекции артимарок Джона Хелда-младшего (США) и международная экспозиция, связанная с визуальной поэзией и мейл-артом. Однако обе они не состоялись из-за слишком пристального внимания властей, как и две другие запланированные выставки мейл-арта в Ленинграде и Свердловске. Зато успешно прошли две масштабные экспозиции мейл-арта в Литве, организованные Йонасом Некрасиусом [7].
Едва ли не самым крупным мейл-арт-проек-том Анны Таршис и Сергея Сигея стал международный журнал-зин «Дубль» (Double), выходивший тиражом в 50 экземпляров (8 выпусков) и собиравшийся из работ художников разных стран. У издателей был уже опыт работы с самиздатом в 1970-1980-е годы: выпуск журналов «Номер» (1965-1974) и «Транспонанс» (19791987).
Е 8SEBAY
"" Ш Ж
Визуальная форма журнала, состоящая из прямоугольника и треугольника (в некоторых случаях из двух треугольников), вписанных друг в друга, была уже привычной для самиздата А. Таршис и С. Сигея. Ее можно встретить и в других изданиях художников («Транспонанс», «Book mask», «Chineese Cheese» и др.). В каждом выпуске-номере журнала присутствуют также общие приемы работы художников мейл-арта: использование найденных объектов - готовых бланков, старых обоев, журнальных страниц, распечаток и другой готовой полиграфической продукции, ксерокопий, фотографий; создание коллажей, авторских штампов с изображениями и образами визуальной и вакуумной поэзии, лозунгами, именами (или псевдонимами) художников. Им свойственны также тяготение к эффекту незавершенности, иронические интерпретации, что «дает художнику шанс свободы в заведомо не свободных условиях» [1, с. 29].
В ряде выпусков немало внимания уделено текстам, в том числе штампам с лозунгами. Различные авторские штампы в мейл-арте представляют особый интерес, являясь не только проводником идей, но и личной подписью. У большинства художников мейл-арта был це-
лый набор личных штампов, которые служили дополнением/подписью к созданному предмету (так, у А. Таршис и С. Сигея, наряду с именными, были и такие штампы: «ZAUM mail», «GLASNOST? ZAUMNOST!», «Brain cell, NO ISM!» и др.) либо были самостоятельными.
К примеру, в 1989 году был создан штамп «Soviet Mail Art Dragon», авторами которого были Д. Джарвис, А. Таршис и С. Сигов. В нем тело дракона разбито на множество секторов, которые включают в себя имена важных для них поэтов/художников (например, ILiazd - И.М. Зданевич, Б. Констриктор), политических фигур (Ленин, Сталин, Гитлер и др.), художников мейл-арта (FaGaGa, The Cracker Jack Kid и др.), а ногами являются сами Р. Никонова и С. Сигей.
Подобные работы имели большую популярность в сообществе мейл-артистов. Они берут свое начало в издании Informazione Гульельмо Акилле Кавеллини (1914-1990). В 1970-х годах он создал первую подобную наклейку, на ней была изображена корова с линиями, обозначающими части мясной вырезки, и представляла собой своеобразную ироничную критику многочисленных попыток схематизировать историю искусства, а также отношение к развивающимся арт-рынкам - автор буквально представил наследие художников в виде куска мяса на витрине. Свои наклейки Кавеллини активно распространял среди мейл-арт-художников, и идея настолько была созвучна этому сообществу, что начали появляться многочисленные интерпретации в других странах. Российский штамп с драконом также является одним из таких переосмыслений.
Возвращаясь к «Дублю», необходимо отметить пути распространения этого издания. Конечный вариант самиздатовского журнала рассылался с помощью почтовой службы. Художники сети вспоминают, что много номеров было утеряно почтой, они не доходили. Это в целом было проблемой А. Таршис и С. Сигея как художников из Советского Союза. К их отправкам за границу было пристальное внимание, часто письма не доходили. В интервью с Чаком Уэлчем А. Таршис также вспоминает, что нередко конверты приходили вскрытыми, а после заклеенными стакером «Повреждено» [7]. Несомненно, в СССР активная переписка с людьми из других стран вызывала внимание со стороны властей, поэтому подобные инциденты были неизбежны.
Трудно сказать, сколько точно сохранилось экземпляров этого журнала-зина, так как в подавляющем большинстве они находятся в частных коллекциях и в зарубежных архивах (Бремен, Восточно-Европейский архив; Вашингтон, Смитсоновский институт и др.), что создает сложности в их изучении. Однако открытость преимущественно зарубежных коллекционеров позволяет работать хотя бы с оцифрованными изображениями страниц «Дубля». Схожая проблема и с изучением мейл-арта других ук-туссцев, закрытость личных архивов которых не дает пока возможности провести анализ их работ и вписать в историю развития мейл-арта в России.
Мейл-арт оказался важен для замкнутых художественных систем, он позволял закрытым российским городам, подобным Свердловску, находить международные контакты для обмена опытом и информацией. Отчасти благодаря мейл-арт-проектам свердловский андеграунд вводился постепенно в международный контекст, художники становились известными за пределами СССР.
В данной публикации только намечены направления более детального изучения свердловского мейл-арта. Импульс, формально пришедший с Запада, был воспринят А. Таршис, С. Сигеем, Е. Арбеневым, В. Дьяченко и наполнен их собственными художественными поисками, смыслами, исключая бездумное подражание и копирование уже найденных приемов и идей в международной мейл-арт-среде.
Примечания
1. Интервью В.Д. Дьяченко с Л. Макаренко от 15 февраля 2019. Аудиозапись. Личный архив Л. Макаренко (Екатеринбург). Не опубликовано.
2. Интервью Е.В. Арбенева с В.И. Лаптевой от 11 мая 2019. Екатеринбург. Аудиозапись. Личный архив В. И. Лаптевой. Не опубликовано.
3. Личный архив художника «Уктусской школы» Е.В. Арбенева (Екатеринбург). Не опубликован.
4. Вырезка из неизвестной газеты 1989 года. Личный архив художника «Уктусской школы» Е.В. Арбенева (Екатеринбург).
5. Личный архив художника «Уктусской школы» Е.В. Арбенева (Екатеринбург). Не опубликован
Литература
1. Авангардные направления в советском изобразительном искусстве: история и современность : сб. статей / УрГУ ; Свердл. отд. Российского фонда культуры. - Екатеринбург, 1993. - 101 с.
2. Мейл-арт. К выставке в Ейском музее. - Ейск : Ейская головная тип. Ейского ППО, 1989. - С. 2-15.
3. Никонова, Ры (Таршис). Выставка мейл-арта //
Искусство. - 1989. - № 10. - С. 9-10.
4. Сигей, С. Где собака зарыта // Искусство. - 1989.
- № 10. - С. 4-9.
5. Сигей, С., Никонова, Р. и др. Транспонанс [Transponans], - 1980. - № 7. - С. 56-61.
6. Janssen, R. The mail-interview with Rea Nikonova, 1995 // IUOMA blog. - 2015, June 17. - URL: http://iuoma.org/blog_new_2015/2015/06/17/mail-interview-with-rea-nikonova-russia/ (дата обращения 14.03.2023).
7. Nikonova, R. Mail Art in the the U.S.S.R. // Eternal Network. A Mail Art Anthology / ed. by Chuck Welch. -Calgary : University of Calgary Press, 1995. - P. 95-99.
8. Roder, K. Topology and Functionality of the Mail Art Network and its specific significance for Eastern Europe between 1960 and 1989 // Schriftenreihe fur Kiinstlerpublikationen. - Cologne : Salon Verlag, 2008.
- Vol. 5.
References
1. Avangardnye napravleniya v sovetskom izobrazitel'nom iskusstve: istoriya i sovremennost' : sb. statej [The avant-garde movements in the Soviet fine art: history and modernity: a collection of articles]. Ural State University; Sverdlovsk brunch of the Russian Culture Foundation. Yekaterinburg, 1993,101 p.
2. Mejl-art. К vystavke v Ejskom muzee [Mail art. To the exhibition at the Yeysk Museum]. Yeysk, Ejskaya golovnaya tipografiia Ejskogo PPO, 1989, pp. 2-15.
3. Nikonova, Rea (Tarshis). Vystavka mejl-arta [Mail art exhibition]. Iskusstvo, 1989, no. 10, pp. 9-10.
4. Segay, S. Gde sobaka zaryta [Where the shoe pinches]. Iskusstvo, 1989, no. 10, pp. 4-9.
5. Segay, S., Nikonova, R. and others. Transponans, 1980, no. 7, pp. 56-61.
6. Janssen, R. The mail-interview with Rea Nikonova, 1995. IUOMA blog, 2015, June 17, available at: http:// iuoma.org/blog_new_2015/2015/06/17/mail-interview-with-rea-nikonova-russia/ (accessed 14.03.2023).
7. Nikonova, R. Mail Art in the the U.S.S.R. / Eternal Network. A Mail Art Anthology. Ed. by Chuck Welch. Calgary, University of Calgary Press, 1995, pp. 95-99.
8. Roder, K. Topology and Functionality of the Mail Art Network and its specific significance for Eastern Europe between 1960 and 1989. / Schriftenreihe fur Kiinstlerpublikationen. Cologne, Salon Verlag, 2008, Vol. 5.
Об авторе
Лаптева Влада Игоревна - научный сотрудник сектора зарубежного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств (Екатеринбург) E-mail: [email protected]
Lapteva Vlada Igorevna
Researcher at the Sector of Foreign Art, Yekaterinburg Museum of Fine Arts, Yekaterinburg
мЭ* IA — APT
к выставке в Ейском музее
июш—август 1989 г.
Руджеро Маджи. Без названия. Графика. Италия. Обложка брошюры: Мейл-арт. К выставке в Ейском музее. - Ейск: Ейская головная тип. Ейского ППО, 1989. - С. 1.
Ruggero Maggi. Without a name. Graphics.
Italy. Brochure cover: Mail art. For the exhibition at the Yeisk Museum. -Yeisk : Yeisk head type. Yeisk PPO, 1989. -p.l.