Научная статья на тему 'Адмирал Федор Ушаков: жизнь – служение'

Адмирал Федор Ушаков: жизнь – служение Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Адмирал Федор Федорович Ушаков / российский военно-морской флот / Черноморский флот / русско-турецкие войны / служение / военная элита / духовная элита / Средиземноморский поход Российского флота 1798-1800 / святость / воцерковление / Admiral Fedor Fedorovich Ushakov / Russian Navy / Black Sea Fleet / Russian-Turkish wars / serving / military elite / spiritual elite / Mediterranean campaign of the Russian fleet 1798-1800 / holiness / churching

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Глазков Александр Петрович

В рамках данной статьи предпринимается попытка рассмотреть с точки зрения концепции служения жизнь и деятельность Ф.Ф. Ушакова, одного из выдающихся представителей российской элиты. Флотоводец Федор Федорович Ушаков является необычным представителем военной элиты Нового времени в России. В 1799 году он становится адмиралом флота – фактически самый высший чин в российском военном флоте. В то же время знаменитого флотоводца можно отнести и к духовной элите российского общества. В 2004 году Русская православная церковь прославила Федора Ушакова в лике праведных, и он был причислен к общецерковным святым. В этой связи в центре внимания оказывается проблема связующего звена этих двух сторон проявления элитности. Цель статьи заключается в том, чтобы, опираясь на концепцию служения, решить проблему определения связующего момента двух планов элитности – военной и духовной. Жизнь как служение составляет духовный аспект насыщенной военными подвигами и организаторской деятельностью Ф.Ф. Ушакова. Это яркий пример служения одновременно и Отчизне, и Богу. Такое служение может состояться только благодаря воцерковленности его личности. Именно это воцерковленное служение сделало прославленного флотоводца представителем военной элиты России не только по формальным признакам высокого чина и звания, но и по духовному существу элитности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Admiral Fyodor Ushakov: Life is a Service

Within the framework of this article, an attempt is made to consider the life and work of F.F. Ushakov, one of the outstanding representatives of the Russian elite, from the point of view of the concept of service. Naval commander Fyodor Ushakov is an unusual representative of the military elite of Modern times in Russia. In 1799, he became Admiral of the fleet – in fact, the highest rank in the Russian navy. At the same time, the famous naval commander can also be attributed to the spiritual elite of Russian society. In 2004, the Russian Orthodox Church glorified Fyodor Ushakov among the righteous, and he was numbered among the general church saints. In this regard, the focus is on the problem of the link between these two sides of the manifestation of elitism. The purpose of the article is to, based on the concept of service, solve the problem of determining the link between two planes of elitism – military and spiritual. Life as service constitutes the spiritual aspect of Ushakov’s rich military exploits and organizational activities. This is a vivid example of serving both the Fatherland and God at the same time. Such a service can take place only thanks to the churching of his personality. It was this ecclesiastical ministry that made the famous naval commander a representative of the military elite of Russia, not only in terms of the formal signs of high rank and title, but also according to the spiritual essence of elitism.

Текст научной работы на тему «Адмирал Федор Ушаков: жизнь – служение»

Historical Elite Studies | doi: 10.46539/elit.v5i2.195

Issues in Elitology. 2024. No 2 | ISSN: 2712-8415

Admiral Fyodor Ushakov: Life is a Service

Alexander P. Glazkov

Astrakhan State University named after V.N.Tatishchev, Astrakhan, Russia E-mail: alpglazkov[at]yandex.ru

Abstract

Within the framework of this article, an attempt is made to consider the life and work of F.F. Ushakov, one of the outstanding representatives of the Russian elite, from the point of view of the concept of service. Naval commander Fyodor Ushakov is an unusual representative of the military elite of Modern times in Russia. In 1799, he became Admiral of the fleet - in fact, the highest rank in the Russian navy. At the same time, the famous naval commander can also be attributed to the spiritual elite of Russian society. In 2004, the Russian Orthodox Church glorified Fyodor Ushakov among the righteous, and he was numbered among the general church saints. In this regard, the focus is on the problem of the link between these two sides of the manifestation of elitism. The purpose of the article is to, based on the concept of service, solve the problem of determining the link between two planes of elitism - military and spiritual. Life as service constitutes the spiritual aspect of Ushakov's rich military exploits and organizational activities. This is a vivid example of serving both the Fatherland and God at the same time. Such a service can take place only thanks to the churching of his personality. It was this ecclesiastical ministry that made the famous naval commander a representative of the military elite of Russia, not only in terms of the formal signs of high rank and title, but also according to the spiritual essence of elitism.

Keywords

Admiral Fedor Fedorovich Ushakov; Russian Navy; Black Sea Fleet; Russian-Turkish wars; serving; military elite; spiritual elite; Mediterranean campaign of the Russian fleet 1798-1800; holiness; churching.

icensed under a Creative Commons «Attribution» 4.0 International License

Адмирал Федор Ушаков: жизнь - служение

Глазков Александр Петрович

Астраханский Государственный Университет им. В.Н. Татищева, Астрахань, Россия E-mail: alpglazkov[at]yandex.ru

Аннотация

В рамках данной статьи предпринимается попытка рассмотреть с точки зрения концепции служения жизнь и деятельность Ф.Ф. Ушакова, одного из выдающихся представителей российской элиты. Флотоводец Федор Федорович Ушаков является необычным представителем военной элиты Нового времени в России. В 1799 году он становится адмиралом флота - фактически самый высший чин в российском военном флоте. В то же время знаменитого флотоводца можно отнести и к духовной элите российского общества. В 2004 году Русская православная церковь прославила Федора Ушакова в лике праведных, и он был причислен к общецерковным святым. В этой связи в центре внимания оказывается проблема связующего звена этих двух сторон проявления элитности. Цель статьи заключается в том, чтобы, опираясь на концепцию служения, решить проблему определения связующего момента двух планов элитности -военной и духовной. Жизнь как служение составляет духовный аспект насыщенной военными подвигами и организаторской деятельностью Ф.Ф. Ушакова. Это яркий пример служения одновременно и Отчизне, и Богу. Такое служение может состояться только благодаря воцерковленности его личности. Именно это воцерковленное служение сделало прославленного флотоводца представителем военной элиты России не только по формальным признакам высокого чина и звания, но и по духовному существу элитности.

Ключевые слова

Адмирал Федор Федорович Ушаков; российский военно-морской флот; Черноморский флот; русско-турецкие войны; служение; военная элита; духовная элита; Средиземноморский поход Российского флота 1798-1800; святость; воцерковление.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution » («Атрибуция») 4.0 Всемирная

Issues in Elitology. 2024. No 2 | ISSN: 2712-8415 Historical Elite Studies | doi: 10.46539/elit.v5i2.195

Федор Федорович Ушаков посвятил всю свою жизнь военно-морскому флоту России и является видным представителем российской военной элиты. Он был не только умелым и талантливым флотоводцем и военачальником, который достиг благодаря своему военному таланту, личным качествам и заслугам высшего военно-морского звания адмирала флота, но также и строителем этого военно-морского флота. Благодаря его усилиям Россия получила мощный военный флот на Черном море и обустроенную военно-морскую базу - Севастополь. Федор Ушаков заслуженно имеет славу непобедимого флотоводца. Как известно, он провел 43 сражения и не в одном из них не проиграл. Как писал сам знаменитый адмирал: «Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность онаго флота под моим начальством на море, сохранением Всевысочайшей Благости ни одно судно из онаго не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался» (Ефимов, 2021, с. 1362). Пример жизни Ф.Ф. Ушакова очень полезен не только тем, кто служит на военном флоте, не только с точки зрения патриотического воспитания, хотя это все очень важно, но это пример для каждого человека, кто ищет смысл жизни, кто пытается понять, как правильно устроить свою жизнь. Жизненный путь Федора Ушакова привел его, выходца из семьи обедневших дворян, к высшим служебным достижениям. Полученное им звание адмирала относится к чину 2 класса табеля о рангах Российской империи - для того времени это являлось вершиной служебной карьеры. В тоже время это был путь к заслуженной общенародной славе и святости. Такое сочетание достижений Ф. Ф. Ушакова является очень редким для нашей отечественной истории и требует своего осмысления. Святых мирян, которые достигли своей жизнью святости в списках русских святых, всего лишь 86 человек, (если из этого списка исключить святых благоверных князей (51 человек) и юродивых (15 человек), то из них святых праведных останется только 20 человек (Никулина, 2008, с. 240). При этом среди русских военачальников, причисленных к лику праведных, Федор Ушаков является единственным. Об адмирале Ушакове написано достаточно много книг и статей, научных и популярных. Однако хотелось бы остановиться на, в общем-то, философской проблеме выяснения того сущностного момента, который, соединяя два плана элитности - военной и духовной, дает такое уникальное элитное своеобразие. Определяющим методологическим ориентиром мы берем такое понятие отечественной философской литературы, как «служение», которое позволяет подступиться к этому феномену элитности, найти ему объяснение.

Формирование личности Ф. Ф. Ушакова

В начале отметим некоторые особенности становления личности Федора Федоровича Ушакова. Он получил простое домашнее семейное воспитание. Как теперь установлено, он родился 13 февраля 1745 года в деревне Бурнаково Романовского уезда Ярославской провинции в семье родовитого, но обедневшего мелкопоместного дворянина Федора Игнатьевича Ушакова и детство провел в деревне своего отца в большой дворянской семье. Никаких иностранных гувернеров и специально нанимаемых воспитателей, как это уже стало принятым в XVIII веке в дворянской среде, у него не было (Скаловский, 1856, с. 6). До 16 лет Ушаков жил в деревне. Он рос в простой обстановке и проводил свое время вместе с деревенскими ребятами. Первоначальное образование Федор Ушаков получил, скорей всего при храме Богоявления-на-Острову и Богоявленском островском монастыре, который находился в 3 верстах от Бурнакова (Овчинников, 2019, с. 74).

Как отмечает исследователь жизни и деятельности известного флотоводца В. Д. Овчинников, большое значение для воспитания Федора Ушакова имело семейное воспитание, которое было религиозным. В одном доме помимо родителей проживали также его дед и бабушка, родной дядя Сила Игнатьевич, а также его родные и двоюродные братья и сестры (Овчинников, 2019, стр. 75-76). Особое благотворное влияние на формирование мировоззрения Ф. Ф. Ушакова, на его воспитание оказал его дядя Иван Игнатьевич Ушаков, который тоже родился и вырос в деревне Бурнаково. Иван Игнатьевич Ушаков пережил духовное преображение, переосмыслил свою жизнь, ушел из гвардии, где перед ним открывалась многообещающая карьера, и принял в 1748 году в Александро-Невском монастыре монашеский постриг с именем Феодор. По тем сведениям, которыми мы располагаем, Феодор Ушаков 45 лет жил аскетической духовной жизнью, был настоящим подвижником, стал иеромонахом, встречался со святым Тихоном Задонским. Одно время он был настоятелем Санаксарского монастыря, который вывел из запустения и устроил к духовному процветанию. Конечно, пример жизни родного дяди, беседы о его жизни влияли на мировоззрение Федора Ушакова, на его взгляды, на смысл собственной жизни. Отметим, что преподобный Феодор Санаксарский в 1999 году был прославлен как преподобный в лике местночтимых святых Саранской епархии, а в 2004 году был прославлен для общецерковного почитания. Много людей обращались к преподобному Феодору Санаксарскому за наставлением и поучением. Некоторые из этих поучений были записаны и к настоящему времени изданы. Думается, те из них, которые обращены к мирским людям, были известны и Федору Ушакову. В этих поучениях содержалось правило жизни, для тех, кто хочет сохранить свою душевную чистоту и обрести Царствие Небесное. Одно из этих поучений, очень точно соотносится с жизнью Федора Ушакова, и соблюдение данного поучения привело Ф. Ушакова

Issues in Elitology. 2024. No 2 | ISSN: 2712-8415 Historical Elite Studies | doi: 10.46539/elit.v5i2.195

к праведной жизни, которую он прожил, не нарушая этого правила ни в юности, ни в зрелости, ни в старости. Вот это поучение:

«Желающему милость Божию получить надобно сохранять заповеди Господни: а заповеди Божии повелевают творить добродетели и отстать от злых дел. Чтобы благоугодить Богу, необходимо молиться Ему сокрушенным сердцем, да отпустит нам согрешения наши, милостиво устроит жизнь нашу (во спасение) и благодарить за все Его к нам милости: в праздники Господни ходить в церковь Божию, во всем слушать, что повелевает святая Церковь, а в прочие дни трудиться без лености, кто какое дело имеет, и от всяких трудов давать милостыню убогим и в церковь Божию приношения: друг другу помогать в нуждах: кто с кем имел вражду, простить ему без гнева; всякие находящие безвинно беды, напасти и другие нужды, терпеть благодушно без печали, с благодарением Богу. Всегда иметь в памяти страх Божий, чтобы избавиться вечного мучения, просить Бога, чтоб сподобил нас быть в царствии небесном. Все сие угодно Богу!» (Феодор Санаксарский, 1994, с. 386-387).

Таким образом, уже в детские годы, во время становления характера, взглядов, убеждений был заложен благотворный фундамент личности будущего адмирала. Благодаря всем этим факторам, Ф. Ф. Ушаков стал глубоко верующим, воцерковленным православным человеком. Это приучило его к православному образу жизни, к соблюдению правил и заповедей, к участию в церковных таинствах. Нахождение его в ограде Церкви сохранило его от соблазнов молодости, оказало влияние на отношение Ушакова к другим людям, и к самой военно-морской службе, к выполнению им воинского долга. Это позволило ему и в морском кадетском корпусе, и потом в отношении с сослуживцами, в отношении с подчиненными, офицерами и матросами сохранить чистоту своей души и оставаться верным своим мировоззренческим принципам.

Быть христианином, постоянно молиться, соблюдать заповеди, участвовать в таинствах, жить христианской жизнью, поступать по вере, - все это касается внутреннего духовного устройства души. Во внешней же жизни, в миру, это накладывает особый отпечаток на то дело, которое выбирает по своей душе человек, при этом неважно, к какому социальному слою он принадлежит. Есть примеры праведной жизни людей самых разных слоев общества, которые, занимаясь своим профессиональным делом, достигали в нем высоких результатов. Они составляют особый тип элиты российского общества, представители которой стремились через духовный подвиг к чистоте сердца, души, являли пример праведной жизни в миру, и в то же время, во многом благодаря такому настрою своей души, они имели достижения в своей служебной деятельности, становились известными людьми, занимали высокие должности. Ф. Ф. Ушаков, относится именно к такому типу элиты. Служа на флоте и занимая высокие посты, он продолжал регулярно посещать службы, молиться (Овчинников, 2019, с. 79).

Служить на флоте - было осознанным выбором Федора Ушакова, продиктованным его внутренним порывом. В 16 лет он объявил об этом своем желании на смотре в герольдмейстерской конторе. 15 февраля 1761 он поступил в Морской шляхетный кадетский корпус. 12 Февраля 1763 года он был произведен в гардемарины. После окончания учебы 1 мая 1766 года он был произведён в морские офицеры и получил звание мичмана. В списке произведенных в офицеры он стоит четвертым, что говорит о его успехах в учебе и нравственности. После плавания в Архангельск и на Балтике Ф. Ф. Ушаков в 1768 году был отправлен служить на юг, возрождать Азовскую флотилию. Назревала война с Османской империей, и требовалось создать флот, способный производить военные операции на Черном море.

Служба на флоте - служение Отечеству

В 1768 Ф. Ф. Ушаков прибыл в Воронеж, который, как и во времена Петра I, являлся центром кораблестроения для Азовской флотилии. В 1769 году снаряженные суда начинают крейсировать небольшими группами по Азовскому морю. На одном из таких судов служит Ушаков, который к этому моменту 30 июля 1769 года уже был произведен в лейтенанты. В 1772 году Ушаков получил командование над палубным ботом «Курьер». Командуя этим судном, он принял участие в первых переходах российского военного флота по Черному морю (Скаловский, 1856, стр. 18-19). В последующих военных действиях Ушаков, командуя ботом «Курьер», участвовал в крейсерстве по Черному морю, обеспечивая успешные боевые действия русской армии. Как предполагает, опираясь на источники, В. Д. Овчинников, бот «Курьер», которым командовал Ушаков, находился в отряде, которым командовал И. Г. Кинсберген. Этот отряд, находясь у черноморского побережья Северного Кавказа, 23 августа 1773 года у Суджук-Кале вступил в бой с превосходящими силами турецкого флота, который шел к крымским берегам для высадки там десанта. Таким образом, можно предположить, что это было первое морское сражение, в котором принял участие Ф.Ф. Ушаков (Овчинников, 2019, с. 98). В сентябре 1773 года он получил командование над кораблем «Морея», потом над кораблем «Модон», крейсировал вдоль берегов Крыма вплоть до окончания войны и подписании Кючук-Кайнарджийского мирного договора в 1774 году.

Участие в русско-турецкой войне в составе Азовской флотилии сыграло большую роль в становлении Ф.Ф. Ушакова как морского военного офицера. По мнению В. Д. Овчинникова, именно у Кинсбергена Федор Ушаков мог воспринять новаторские приемы морского боя, построенные на смелости и расчете, которые вели к успеху. В. Д. Овчинников пишет:

«И. Г. Кинсбергеном были проведены два успешных боя с превосходящими силами турецкой эскадры, живым свидетелем которых был Ф. Ф. Ушаков. Характерными чертами этих боев можно считать решительное сближение с противником и атаку превосходящих сил на ближней дистанции. Они со всей

Issues in Elitology. 2024. No 2 | ISSN: 2712-8415 Historical Elite Studies | doi: 10.46539/elit.v5i2.195

очевидностью показали, что построение боевой линии в сражении с превосходящим противником параллельно его строю не всегда выгодно, и что в таких случаях бывает удобней применить принцип сосредоточения сил на направлении главного удара. Кинсберген был первым, кто использовал этот принцип в российском флоте» (Овчинников, 2019, с. 98).

В 1775 году Ф. Ф. Ушаков был переведен на Балтийский флот и произведен в чин капитан-лейтенанта. В этот период своей службы он участвовал в плавании эскадры специального назначения из Балтийского моря в Средиземное море (1776-1779). Конечная цель этого плавания была в переходе военных кораблей из Балтийского в Черное море (Тарле, 1959, с. 99). Ушаков был назначен на корабль «Северный Орел», и уже в Средиземном море, когда эскадра достигла итальянского порта Ливорно, под его командование был поставлен фрегат «Святой Павел». Командуя этим фрегатом, он совершил целый ряд рейдов по Средиземному морю. Средиземноморский поход продолжался 2 года и 9 месяцев и стал для молодого капитана хорошей школой управления кораблем в дальнем морском походе, что потом пригодится Ушакову. Именно в этих местах произошло, пожалуй, самое яркое событие биографии Ф. Ушакова, участие в войне с Францией во время Второй антифранцузской коалиции.

После завершения похода в 1779 году и возвращения в Кронштадт Федор Ушаков был назначен командиром большого 66-пушечного корабля «Георгий Победоносец». Через несколько месяцев он был отправлен в Рыбинск и Тверь для доставки корабельного леса на петербургские верфи. В августе 1780 года Ушаков был назначен командиром императорской яхты. Через два месяца он получил назначение стать командиром 64-пушечного корабля «Виктор». Этот краткий эпизод с командованием императорской яхтой, которое открывало перед ним блестящие карьерные перспективы, показывает, насколько это было чуждо Федору Ушакову, который стремился к настоящему морскому делу, настоящей службе на пользу Отечеству, которую он рассматривал как служение. В. Л. Снегирев отмечает:

«Действительно, для Ушакова со дня поступления в корпус, смотревшего на службу во флоте как на служение родине, обстановка раззолоченной яхты совсем не подходила. Он, конечно, испытал большое удовлетворение, когда перешел на военный корабль. Здесь Ушаков был в своей сфере, чествовал себя, как рыба в воде: строгий, ничем не нарушаемый распорядок дня, ежедневное обучение команды, беседы с младшими офицерами, которым Ушаков старался передать своей боевой опыт, делали его жизнь осмысленной, целеустремленной» (Снегирев, 1943, с. 38).

На корабле «Виктор» Ушаков участвовал в походе в Средиземное море в 1781-1782 гг. Служба на Балтийском море шла своим чередом. В 1782 году он был произведен в чин капитана 2 ранга. Ушаков приобрел необходимой военно-морскому командиру опыт. В это время шло становление Черноморского военного флота. В 1776 году был основан город Херсон, где была устроена гавань и

адмиралтейство. После присоединения Крыма к России в 1783 году было принято решение о создании военно-морской базы в Севастополе. Создание Черноморского флота проходило под руководством Г. А. Потемкина. В создаваемый флот требовались опытные морские офицеры, и их направили с Балтийского флота. Среди тех, кто в 1783 году прибыл с Балтийского флота на Черноморский флот, был и Ф. Ф. Ушаков. Он был назначен командиром строящегося корабля. Сразу по прибытии Ушаков проявил себя с наилучшей стороны. В это время в Херсоне свирепствовала эпидемия чумы, смертность среди заболевших моряков была высокая. Ушаков проявил свои организаторские качества и сумел навести порядок в своей команде. Он разместил своих подчиненных отдельно, отдельно поставил карантинные палатки и лазарет. Строго соблюдались санитарные нормы, уничтожались вещи заболевших людей. Благодаря предпринятым мерам эпидемия обошла стороной его команду. За свои действия по спасению экипажа от эпидемии чумы Ушаков был награжден орденом св. Владимира 4 степени. 1 января 1784 года Ф. Ушаков был произведен в капитаны 1 ранга. В этом же году он получил в командование 66-пушечный линейный корабль «Святой Павел». В 1785 году Ушакову было поручено устройство Черноморского флота, которое под руководством Потемкина разворачивалось в Севастополе, и обучение его личного состава. В 1787 году летом Екатерина II посетила Севастополь и осталась довольна подготовкой Черноморского флота. Ушаков был произведен в капитаны бригадирского ранга. Это была высокая оценка его трудов за вклад в становление нового флота России.

В августе 1787 году Османская империя объявила войну России. Во время этой русско-турецкой войны военный талант Ф. Ф. Ушакова проявился в полной мере. К этому времени Ушаков был опытным капитаном, прекрасно знающим морское дело. Совокупность всех его нравственных качеств, опыта и заложенного в нем таланта, - все это стало залогом выдающихся успехов всех его побед в военно-морских сражениях. Отметим наиболее значимые победы Ушакова в этой русско-турецкой войне, когда молодой Черноморский флот смог нанести поражение многочисленному османскому флоту.

Первое морское сражение, где проявился военно-морской талант Ушакова, было битвой у острова Фидониси рядом с устьем Дуная 3 июля 1788 года. В этом сражении проявились такие качества Ф. Ушакова, как смелость, решительность, нестандартность мышления, отказ от шаблона и новаторство, нацеленное на решение поставленной боевой задачи. Главным для Ушакова было сосредоточить силы на том месте, которое имело решающее значение для сражения в целом. Благодаря умелым и решительным действиям Ушаков обратил в бегство османский флот, которым командовал Гази Хасан-паша. В сражении у острова Фидониси Ушаков командовал только частью эскадры, но действовал он самостоятельно и решительно, чем и обеспечил успех этого морского сражения. Как пишет В. Л. Снегирев:

«Ушаков, на основании опыта, осудил шаблонные приемы боя и совершенно отказался от них. Все бои Ушакова характеризуются стремлением

Issues in Elitology. 2024. No 2 | ISSN: 2712-8415 Historical Elite Studies | doi: 10.46539/elit.v5i2.195

сосредоточить свои силы в решительном месте и в первые же моменты боевого столкновения. Точно также поступали великие полководцы Суворов и Наполеон. Ушаков, сумевший преодолеть рутину старых приемов, выработал сои тактические приемы. К числу их принадлежал, например, сокрушительный удар по флагманским кораблям противника, что имело особое значение в сражениях с турками: турки держались стойко лишь до тех пор, пока держались их адмиралы» (Снегирев, 1943, с. 58).

Победа в этом морском сражении имела также морально-духовное значение. Было нанесено поражение турецкому флоту, превосходящему российскую эскадру по количеству кораблей, которым командовал знаменитый османский флотоводец Гази Хасан-паша. После этого морского сражения Федор Ушаков был награжден орденом св. Владимира 3-ей степени. В 1790 году Ушаков был произведен в контр-адмиралы и назначен начальником флота, который находился в Севастополе. От Потемкина он получил свободу действий в Черном море, и это позволило проявить Ушакову способности флотоводца в полной мере. Принципы подготовки личного состава, подбора кадров, которые он практиковал у себя на корабле, были распространены на весь флот.

В 1790 году Ушаков совершил успешный рейд по малоазиатскому побережью Османской империи и затем, возвращаясь в Севастополь, разрушил артиллерийским огнем турецкую крепость Анапу. Подготовленный турецкий флот под командованием Кучук-Гусейна вышел в Чёрное море и направился к крымским берегам. Эскадра под командованием Федора Ушакова также вышла в море для противодействия османскому флоту. В морском сражении 8 июля 1790 года у Керченского пролива турецкий флот потерпел поражение и вынужден был уйти, так и не выполнив свою задачу - высадить десант в Крыму.

28-29 августа 1790 года в сражении при Тендре Ушакову удалось навязать морской бой, в котором турецкий флот был разбит. Потери были несопоставимые. Турецкий флот потерял свыше 22 тысячи человек, русский флот - 21 человек убитыми и 25 раненными (Снегирев, 1943, с. 87). В плен был взят и адмирал турецкого флота Саид-бей. Эта победа нейтрализовала турецкий военный флот в Черном море и обеспечила успешные действия русской сухопутной армии. Ушаков за эту победу получил орден Георгия 2-ой степени.

В сражении у мыса Калиакрия 17 июля 1791 года Ушаков нанес новое поражение турецкому флоту, который потерял свыше 2 тыс. человек, при этом общие потери русского военного флота составили 46 человек. Эта победа русского флота ускорила процесс заключения мира. Федор Ушаков за это сражение получил орден Александра Невского.

29 октября 1791 года был заключен Ясский мирный договор на выгодных для России условиях. После мира Ушаков с новой энергией принялся за устройство Севастополя - главной базы Черноморского флота России. В 1793 году он получил чин вице-адмирала.

Ушаков пользовался также полным доверием нового императора Павла, который вступил на престол после смерти Екатерины II. В 1798 году Россия вступила в боевые действия с Францией, присоединившись ко Второй антифранцузской коалиции. Командующим флотом в войне с Францией был назначен уже прославленный к этому времени Федор Ушаков. 13 августа 1798 года русская эскадра вышла из Севастополя и направилась в Стамбул для дальнейшего следования в Средиземное море. В этом боевом морском походе Османская империя выступала как союзник России.

Действия русского флота в Средиземном море против французов еще больше прославили Ушакова. Первым делом он освободил от французской оккупации Ионические острова, на которых поживало греческое население. Большая часть островов с минимальными потерями были освобождены им еще до конца 1798 года. 18 февраля 1799 года, следуя тщательно продуманному Ушаковым плану штурма, русским флотом был освобожден главный остров Ионического архипелага - Корфу. Взятие неприступной крепости на острове Корфу можно назвать чудом военного искусства. Ушаков после этой победы был произведен в чин адмирала. Его внутренний духовный настрой во время нахождения на Ионических островах очень хорошо описал его адъютант Е. П. Метакса. Это описание характеризует Ф. Ф. Ушакова как человека, уверенного в своих силах, в своей правде. Вот что пишет Егор Метакса:

«Адмирал, гордясь усердием своих моряков, доставал им все возможные случаи отличаться. Сам он действовал неусыпно, показывая всегда одинаковое расположение духа: он был всегда весел - в трудах, как в отдыхе, между христианами и среди магометан, на батареях и в каюте своей; везде виден был откровенный, прямой и великодушный воин, хотя и имел дело с искусным неприятелем, с непросвещенными союзниками и с коварными народами того края. Все подвиги его носили печать деятельности, усердия, твердости и правоты». (Метакса, 1915, стр. 180-181).

Во время Средиземноморского похода Ушаков себя проявил и как умелый дипломат, который решал сложные вопросы запутанных интересов разных держав. Удивительно быстро и успешно Ушаков организовал государственно-политическое устройство освобождённых греческих островов. С согласия императора Павла была провозглашена Республика Семи Соединённых Островов, которой Россия оказывала покровительство (формально вместе с Османской империей). Республиканский строй в наибольшей степени оказался подходящим для греческого населения островов, при этом все сословия получили соответствующие права (Станиславская, 1983, с. 130). Многие документы, обустраивающие республику, были написаны самим Федором Ушаковым (Снегирев, 1943, с. 136).

В 1799 году Ф. Ф. Ушаков поддерживал действия нашей русской армии в Италии, которой командовал А. В. Суворов. После приказа Павла о возвращении в Черное море русская эскадра под руководством адмирала Ушакова в июле 1800 года отправилась в Стамбул. Завершив в столице Османской

Issues in Elitology. 2024. No 2 | ISSN: 2712-8415 Historical Elite Studies | doi: 10.46539/elit.v5i2.195

империи переговоры по статусу Ионических островов Ушаков отбыл в Севастополь, куда и прибыл 26 октября 1800 года.

Серьезные перемены в служебной деятельности Федора Ушакова произошли после смерти Павла и воцарения нового императора Александра I. При Александре I в 1802 году Ушаков был вновь переведен на Балтийский флот. Он получил должность главного командира Балтийского гребного флота и с 1804 года по совместительству стал начальником корабельных команд в Санкт-Петербурге.

Это новое назначение Федора Ушакова было показательным. Должность явно была ниже его служебного опыта и предыдущего статуса. Новый император, следуя советам своих доверенных лиц, изменил государственную политику по отношению к военному флоту. Адмирала Ушакова не включили в состав «Комитета образования флота», который должен был заниматься вопросами развития военного флота. Подождав некоторое время и осознав, что его знание флота не востребовано в новой команде молодого императора, он попросился на покой. 21 января 1807 года по его просьбе он был уволен в отставку. Ушаков мог бы остаться в Петербурге, пользоваться своим положением, заслуженной славой и почетом. Однако он предпочел покинуть столицу. Он уехал в Тамбовскую губернию, в небольшую деревню Алексеевку в Темни-ковской округе около Санаксарского монастыря, где в свое время подвизался его дядя Феодор Ушаков.

Во время Отечественной войны 1812 года большинством голосов его избрали начальником ополчения Тамбовской губернии, но по своей немощи он отказался от этого назначения. В тоже время он тратил большие суммы денег на лечение раненных и на другие нужды, вызванные военным временем.

Он не был женат, и у него не было детей. Все свое состояние он фактически раздал. Он обеспечил всех своих родных и много денег тратил на благотворительность. Его жизнь в отставке, как отмечают люди, которые его лично знали в это время, была похоже на монашескую. Вот, что пишет один из этих людей, настоятель Санаксарского монастыря иеромонах Нафанаил:

«Оный Адмирал Ушаков, сосед и знаменитый благотворитель Санаксар-ской обители, по прибытии своем из Санкт-Петербурга около 8-ми лет вел жизнь уединенную в собственном своем доме, в своей деревне Алексеевке расстоянием от монастыря через лес версты три, который по воскресным и праздничным дням приезжал для богомолия в монастырь к службам Божиим во всякое время, а в Великий Пост живал в монастыре в келье для своего пощения и приготовления к приобщению Святых Тайн по целой седмице и всякую продолжительную службу с братиею выстаивал не упустительно и слушал Благоговейно. В послушаниях же монастырских ни в каких не обращался, но по временам жертвовал от усердия своего обители значительным Благотворением, также бедным и нищим творил всегдашния мило-стивыя подаяния и вспоможения. В честь и память Благодетельнаго имяни своего сделал во обитель в соборную церковь дорогия сосуды, важное еван-

гелие и дорогой парчи одежды на престол и на жертвенник. Провождал остании дней жизни своей крайне воздержано, и окончал жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну святыя церкви 1817-го года октября 2-го дня, и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сей иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова ж...» (Ушаков Ф.Ф. и Санаксарский монастырь, 1995, стр. 98-99).

Как писали в «Русском вестнике» за 1817 год: «Уклоняясь от светского шума, Ушаков не удалил сердце от ближних» (Известие о кончине адмирала Ф. Ф. Ушакова,1817, стр. 16). Он помогал всем, кто обращался к нему. Когда 2 октября 1817 года Ушаков скончался, множество людей провожали его и несли гроб с телом усопшего до самого монастыря.

Служение как феномен святости

Жизнь Ф. Ф. Ушакова - это пример беззаветного служения России, который имеет плодотворный характер. Такого рода служение в целом может рассматриваться как деятельность особого нравственного порядка. Как отмечает В. И. Моисеенко: «Служение - это подвиг в длительной временной перспективе. Такие люди являются воплощением морального идеала» (Моисеенко, 2017, стр. 343). Моральный аспект служения предполагает только благое дело, которое не несет в себе зла. С точки зрения религиозного сознания, это, по определению, должно быть богоугодным делом. Как пишет А. В. Клецков: «Служение в таком смысле выступает деятельностной основой религиозной (православной) веры, создавая некий плацдарм для практического воплощения духовности человека, проявления его экзистенциальной сущности» (Клецков, 2019, с. 266). Смысл такого служения - усердно работать во славу Бога. Это христианское понимание деятельности - все делать ради Иисуса Христа, по совести, не уклоняясь от дела, было присуще Федору Ушакову.

Можно привести цитату из Послания св. апостола Павла Колоссянам, которой, с большей долей уверенности, можно сказать руководствовался в своей службе Федор Ушаков:

«И все, что вы делаете, делайте от души, как для Бога, а не для человеков» (Кол. 3:23)

Это не служба за награды или карьеру, хотя за добросовестную и ответственную службу вручают награды, и карьера идет успешно, так как отличившихся выдвигают на более высокую должность, дают чины и звания. Это служба ради более высокой цели, которая имеет религиозный характер. Смысл службы, в том числе и воинской, понимается как служение Богу. Такое понимание службы можно назвать следствием духовного состояния служащего как религиозного, верующего человека. В этом состоянии служба предполагает полную отдачу себя своему делу, внутренний аскетизм. Внутренний аскетизм был присущ личности Ушакова. Он не стремился к роскошной жизни, не создал семьи, жил достаточно скромно. Вот как оценивает свое отношение к

Issues in Elitology. 2024. No 2 | ISSN: 2712-8415 Historical Elite Studies | doi: 10.46539/elit.v5i2.195

службе сам Федор Ушаков: «Душою и всем моим состоянием предан службе и не о чем более не думаю, как об одной лишь пользе государевой» (Скаловский, 1856, стр. 343). В Церкви служат Богу, в армии и флоте служат Отечеству, защищают Родину. Федор Ушаков соединил в себе, в своей жизни это в одно целое. Воинское служение как служение Богу - это особое качество службы, особое ее понимание.

В христианском понимании служение соединяет в себе как бы два плана. Первый план - это служение Богу, стремление духовно быть с Богом, через соблюдение заповедей, через аскетическое содержание себя в духовном единстве с Богом. Второй план - это служение во благо людям. В этой связи можно указать на две заповеди, которые Иисус Христос назвал соотносимыми и равнозначными: возлюбить Бога и возлюбить ближнего своего.

«Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим»; Сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Матф. 22.36-40).

Если можно так выразиться, в соединении этих двух заповедей проходит вся жизнь христианина, его деятельность, которая приносит пользу обществу, государству и одновременно полезна его душе, подготавливает его к Царствию Небесному - цели и смыслу всей его жизни. Любовь к Богу и стремление быть с Богом меняет человека, и его социальная активность пронизана этой любовью, отпечатываясь в этом служении. Любое дело во благо человека и общества, государства и т.д. приобретает религиозный аспект, религиозное измерение. Как пишут С. С. Аванесов и Е. Г. Аванесова:

«Человек, переживший общение с Богом, не может не распространить этот свой опыт на других людей, не может оставаться пассивным в отношении ближних. При этом любое «дело» получает религиозное измерение, оказывается прямым выражением веры. Следовательно, социальное служение неотделимо от религиозного служения и, более того, является неустранимым аспектом веры» (Аванесов, & Аванесова, 2007, стр. 85).

Все дела в мире в таком случае имеют для христианина религиозное осмысление, делаются ради Христа, и, таким образом, они обретают пользу для делающего.

Вера в Иисуса Христа не только не исключает, а даже предполагает определенное действие в обществе, реализовывать промыслительно призвание к разного рода служению, которое идет во благо обществу, способствует доброй жизни в обществе. В своем служении Отечеству Федор Ушаков на деле воплощал этот принцип христианства, отдавая всего себя, свои таланты и способности этому служению. Христианская вера, подкрепленная молитвой, участием в церковных таинствах и богослужениях, придавала уверенность и устойчивость характеру Ушакова. В этой связи отметим значение Церкви и воцерковленности для служения.

В какой-то степени прояснить этот непростой вопрос могут философские размышления русского мыслителя Г. В. Флоровского, который специально рассматривал вопрос служения обществу христианина. Христианство относится к духовному уровню мировоззрения личности, и поэтому через него идет осмысление своей жизни. Как пишет Г. В. Флоровский: «Церковь, прежде всего, озабочена изменением человеческих сердец и умов, а не изменением внешнего порядка» (Флоровский, 2005, с. 599). Деятельность является делом мирским. В христианском понимании соединение духовного и материального в единое целое в рамках служения можно осуществить только в церкви, то есть воцерковляясь. Церковь может рассматриваться как звено, соединяющее духовное и мирское, духовный мир человека и мир социума. Сфера духовно-социального служения - это то пространство работы, в котором соприкасается небесное и земное, духовное и материальное, где зачастую бывает трудно даже установить границы между ними. Церковь - это связующая нить таинственного соприкосновения небесной духовности и земной деятельности. От служения нельзя уклоняться. Есть промысел Божий о каждом человеке. Таланты, наклонность к какому-то полезному для общества делу, есть та работа, которая поручается свыше, от Бога. Взятие на себя этого дела означает ответственность члена Церкви даже не перед кем-то из людей, хотя эта ответственность тоже присутствует неспроста, а перед самим Богом. Это в свою очередь, предполагает определённую аскетическую работу над собой, определенное состояние души, иначе возможны негативные последствия для самого деятеля, для его души и спасения. Аскетический праксис - это необходимая для воцерковлен-ного служения духовная работа над самим собой, над исправлением своих недостатков, дурных наклонностей, которая преображает служащего. Как пишет Г. В. Флоровский: «И это преображение нашего сознания может исполниться только в Церкви, в ее духовной харизматической завершенности» (Флоровский, 2005, с. 484). В этом аскетическом, по сути, преображении «сам разум должен быть трансформирован» (Флоровский, 2005, с. 484). Воцерков-ленный и духовно преображенный религиозным опытом разум способен через дела и поступки влиять на людей и на общество в целом. Такое преображение общества - это та настоящая, а не мнимая польза, которую приносит ему человек. Речь идет не о создании очередной утопии, а о реальном и вполне возможном пути спасительного для людей социального бытия в мире. В этом смысле христианство как религия социальна по своей сути. Как замечает Флоровский: «Христианство по существу своему - религия социальная» (Флоровский, 2005, с. 596). Все это мы можем видеть на примере жизни Ф. Ушакова. Вся его общественно-значимая активность как христианина шла через Церковь. Он устраивал молебны, за свои успехи благодарил Бога, считал, что все его победы идут от Него. Социальная активность, если так можно выразиться, растворяет плоды аскетической работы над самим собой в делах, которые осуществляются в мире во время своего служения. Это служение людям, государю, Отечеству, в конечном итоге, становится и обосновывается

Issues in Elitology. 2024. No 2 | ISSN: 2712-8415 Historical Elite Studies | doi: 10.46539/elit.v5i2.195

служением Богу, которое покрывает его и включает в себя как общее частное. Аскетизм, который, в конечном итоге, ведет к святости, предполагается в этом общественном призвании к службе, включается в мир. Без глубинного пола-гания смысла жизни как службы Богу для спасения души работа для христианина теряет свое конечное значение.

Выводы

Святость - это успешный итог аскетической деятельности, с ее добрыми плодами: как внутренними, так и внешними. Она предполагает скромность, любовь к людям, заботу о них, помощь нуждающимся и милосердие. В то же время святость - это решительная уверенность в победе, обоснованное дерзание и смелость, слом всяческих стереотипов и закостенелых, оторванных от жизни бюрократических правил, что не раз демонстрировал Федор Ушаков. Как замечает Флоровский: «Подлинная вера не смущается и не боится; она полна дерзновения в своем смирении, ибо полна надежды» (Флоровский, 2005, с. 347). Святость в христианском понимании - это жить по заповедям Божиим, служение - это исполнение заповедей во внешней своей деятельности. Это служение, согласно Г. В. Флоровскому, должно быть воцерковленным, тогда оно будет приносить добрые плоды и будет во благо человеку, который несет это служение.

Духовная составляющая личности - это ее основа. Все остальное есть следствие и плоды духовного расположения личности. Иерархия внутренних элитных качеств, то есть всего лучшего, что есть в человеке, идет от характера духовности. По своему существу элита - это, прежде всего, люди, достигшие вершин духовной жизни. В идеале духовная элита - это святые люди. Опыт жизни Федора Ушакова показывает, что аскетически понимаемое служение ведет не только к успеху в порученных делах, но и представляет собой путь к нравственному совершенствованию человека, путь к святости.

Список литературы

Аванесов, С. С., & Аванесова, Е. Г. (2007). Социальный аспект религиозной практики. Вестник Томского государственного университета, (295), 85-86.

Ефимов А.Б. (2021). Смыслы подвигов праведного воина Федора Ушакова для современной молодежи. Гуманитарное пространство, 10 (9), 1354-1363 https://doi.org/10.24412/2226-0773-2021-10-9-1354-1363

Известие о кончине адмирала Ф. Ф. Ушакова. (1817). Русский вестник, (23, 24), 15-19.

Клецков, А. В. (2019). Служение как экзистенциальная сущность человека в богословско-философских идеях И. А. Ильина. Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке, 8(5A), 265-270 https://doi.org/10.34670/AR.2019.44.5.036

Метакса, Е. (1915). Записки флота капитан-лейтенанта Егора Метаксы, заключающие в себе повествование о военных подвигах Российской эскадры, покорившей, под начальством адмирала Федора Федоровича Ушакова, Ионические острова, при содействии Порты

Оттоманской в 1798 и 1799 годах. Петроград: Типография Морского Министерства в Главном Адмиралтействе.

Моисеенко, В. И. (2017). Нравственный феномен служения. Вестник РУДН. Серия: Философия, 21(3), 338-345. https://doi.org/10.22363/2313-2302-2017-21-3-338-345

Никулина, Е. Н. (2008). Агиография. Издательство ПСТГУ.

Овчинников, В. Д. (2019). Личность адмирала Ф. Ф. Ушакова и влияние его деятельности на строительство и применение отечественного флота [Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук]. Саранск.

Сацкий, А. Г. (2002). Федор Федорович Ушаков. Вопросы истории, (3), 51-78.

Скаловский, Р. (1856). Жизнь адмирала Федора Федоровича Ушакова. Типография императорской академии наук.

Снегирев, В. Л. (1943). Адмирал Ушаков. Военно-морское издательство НКВМФ СССР.

Станиславская, А. М. (1983). Политическая деятельность Ф. Ф. Ушакова в Греции, 1798-1800 гг. Наука.

Тарле, Е. В. (1959). Адмирал Ушаков на Средиземном море (1798—1800). В Собрание сочинений в 12-ти т. (Т.10, с. 94-231). Издательство Академии наук.

Ушаков Ф. Ф. и Санакарский монастырь. (1995). Российский архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII-XX вв.: Альманах. (Т.6 с. 97-99). Студия ТРИТЭ: Рос. Архив.

Феодор Санаксарский. (1994). Краткие поучения старца Феодора Санаксарскаго. В Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX вв. Часть вторая (с. 381-394). Издательский отдел Московского Патриархата.

Флоровский, Г. В. (2005). Промысел Святого Духа в Богооткровении. В Христианство и цивилизация (с. 477-494). РХГА.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Флоровский, Г. В. (2005). Социальная проблема в Восточной Православной Церкви. В Христианство и цивилизация (с. 596-607). РХГА.

Флоровский, Г.В. (2005). Оправдание знания. В Христианство и цивилизация (с. 343-349). РХГА.

References

Avanesov, S. S., & Avanesova, E. G. (2007). Social aspect of religious practice. Bulletin of Tomsk State University, (295), 85-86. (in Russian).

Efimov, A. B. (2021). The meanings of the exploits of the righteous warrior Fyodor Ushakov for modern youth. Humanity Space, 10(9), 1354-1363. https://doi.org/10.24412/2226-0773-2021-10-9-1354-1363 (in Russian).

Florovsky, G. V. (2005). Justification of knowledge. In Christianity and Civilization (pp. 343-349). RKHGA. (in Russian).

Florovsky, G. V. (2005). Social problem in the Eastern Orthodox Church. In Christianity and Civilization (pp. 596-607). RHGA. (in Russian).

Florovsky, G. V. (2005). The providence of the Holy Spirit in Revelation. In Christianity and Civilization (pp. 477-494). RHGA. (in Russian).

Issues in Elitology. 2024. No 2 | ISSN: 2712-8415 Historical Elite Studies | doi: 10.46539/elit.v5i2.195

Kletskov, A.V. (2019). Service as the existential essence of a person in the theological and philosophical ideas of I. A. Ilyin. Context and Reflection: philosophy of the world and man, (8,5), 265-270. https: // doi.org/10.34670/AR.2019.44.5.036 (in Russian).

Metaxa, E. (1915). Notes of the fleet of Captain-Lieutenant Yegor Metaksa, which contain a narrative about the military exploits of the Russian squadron that conquered, under the command of Admiral Fyodor Fyodorovich Ushakov, the Ionian Islands, with the assistance of the Ottoman Port in 1798 and 1799. Petrograd: Printing house of the Naval Ministry in the Main Admiralty. (in Russian).

Moiseenko, V. I. (2017). The moral phenomenon of service. RUDN University Bulletin. Series: Philosophy, 21(3), 338-345. https://doi.org/10.22363/2313-2302-2017-21-3-338-345 (in Russian).

News of the death of Admiral F.. F.. Ushakov. (1817). Russian Bulletin, (23,24), 15-19. (in Russian).

Nikulina, E. N. (2008). Hagiography. PSTSU Publishing House. (in Russian).

Ovchinnikov, V. D. (2019). Personality of Admiral F. F. Ushakov and the impact of his activities on the construction and use of the Russian Navy [Dissertation for the degree of Doctor of Historical Sciences, specialty 07.00.02-Domestic history]. Saransk. (in Russian).

Satsky, A. G. (2002). Fyodor Fyodorovich Ushakov. Voprosy istorii, (3), 51-78. (in Russian).

Skalovsky, R. (1856). The life of Admiral Fyodor Fyodorovich Ushakov. Printing house of the Imperial Academy of Sciences. (in Russian).

Snegirev, V. L. (1943). Admiral Ushakov. Naval Publishing House of the NKVMF of the USSR. (in Russian).

Stanislavskaya, A.M. (1983). F. F. Ushakov's political activity in Greece, 1798-1800 Science. (in Russian).

Tarle, E. V. (1959). Admiral Ushakov on the Mediterranean Sea (1798-1800). In Collected Works in 12 volumes. (Vol. 10, pp. 94-231). Publishing House of the Academy of Sciences. (in Russian).

Theodore of Sanaksar. (1994). Brief teachings of Elder Theodore of Sanaksarskago. In the senile councils of some Russian ascetics of piety of the XVIII-XIX centuries. Part Two (pp. 381-394). Publishing Department of the Moscow Patriarchate. (in Russian).

Ushakov F. F. and the Sanakarsky monastery. (1995). Russian Archive: History of the Fatherland in testimonies and documents of the XVIII-XX centuries: Almanac, (Vol.6, pp. 97-99). TRITE Studio: Ros. Archive. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.