Научная статья на тему '«ОТРАЖЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗА АДМИРАЛА ФЕДОРА УШАКОВА В ИКОНАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ»'

«ОТРАЖЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗА АДМИРАЛА ФЕДОРА УШАКОВА В ИКОНАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОНЫ КАНОНИЧЕСКОГО СТИЛЯ ИКОНОПИСИ / КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ОБРАЗА / ПРОТОТИП

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сафонов Антон Викторович

Исследование посвящено отражению в иконах духовно-нравственного начала святого праведного воина Федора Ушакова. Иконы находятся в храмах Алтайского края. Автор выявляет, что иконописцы этих икон следуют строгим правилам иконографии. Автор приводит беседу с иконописцем об особенностях понимания образа, а также говорит о наличии прототипа для написания исследуемых икон. Автор отмечает уникальность факта канонизации флотоводца, что и приводит к особенности написания этого образа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REFLECTION OF THE SPIRITUAL AND MORAL IMAGE OF ADMIRAL FEODOR USHAKOV IN THE ICONS OF THE ALTAI REGION

The study is devoted to the reflection of the spiritual and moral principle of the holy righteous warrior Feodor Ushakov in the icons of the Altai region's temples. The author reveals that the icon painters follow strict rules of iconography. The author leads a conversation with the iconographer about the peculiarities of understanding the image, and also talks about the presence of a prototype for writing the icons of Admiral Ushakov. The author notes the uniqueness of the fact of the naval commander's canonization which leads to the peculiarities of writing this image

Текст научной работы на тему ««ОТРАЖЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗА АДМИРАЛА ФЕДОРА УШАКОВА В ИКОНАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ»»

fiSSTHHIl

№ 1 (12), 2022

УДК 86.372.24-57

ОТРАЖЕНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБРАЗА АДМИРАЛА ФЕДОРА УШАКОВА В ИКОНАХ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

Сафонов Антон Викторович,

студент Барнаульской Духовной Семинарии

Аннотация. Исследование посвящено отражению в иконах духовно-нравственного начала святого праведного воина Федора Ушакова. Иконы находятся в храмах Алтайского края. Автор выявляет, что иконописцы этих икон следуют строгим правилам иконографии. Автор приводит беседу с иконописцем об особенностях понимания образа, а также говорит о наличии прототипа для написания исследуемых икон. Автор отмечает уникальность факта канонизации флотоводца, что и приводит к особенности написания этого образа.

Ключевые слова: законы канонического стиля иконописи, колористическое решение образа, прототип.

REFLECTION OF THE SPIRITUAL AND MORAL IMAGE OF ADMIRAL FEODOR USHAKOV IN THE ICONS OF THE ALTAI REGION

SafonovAnton Viktorovich,

student of the Barnaul Theological Seminary

Abstract. The study is devoted to the reflection of the spiritual and moral principle of the holy righteous warrior Feodor Ushakov in the icons of the Altai region's temples. The author reveals that the icon painters follow strict rules of iconography. The author leads a conversation with the iconographer about the peculiarities of understanding the image, and also talks about the presence of a prototype for writing the icons of Admiral Ushakov. The author notes the uniqueness of the fact of the naval commander's canonization which leads to the peculiarities of writing this image

Keywords: the laws of the canonical style of icon painting, coloristic solution of image, prototype.

Федор Ушаков - выдающийся русский адмирал, прославившийся в истории русского флота тем, что за всего годы его безупречной службы на флоте он, выиграв 43 военные кампании, не потерял ни одного судна, не допустил пленения ни одного русского моряка как из командного состава, так и простых моряков.

Одним из интересных и, на наш взгляд, продуктивных научных аспектов при рассмотрении вопросов, востребованных в российских регионах, в том числе в Алтайском крае и его городском центре, является исследование памятников иконописи. При этом важным является отражение в иконах, духовно-нравственного начала изображаемого святого. Такой проблеме и посвящено исследование, материалом которого послужили иконы святого праведного воина Федора Ушакова в храмах городов Барнаула и Заринска.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Сафонов Антон Викторович

«Отражение духовно-нравственного образа адмирала Феодора Ушакова в иконах Алтайского края»

Имя выдающегося русского флотоводца Федора Федоровича Ушакова относится к числу русских святых воинов и защитников, великих сынов России. Своими способностям гениального русского военачальника и флотоводца, мудрого хозяина, он как благочестивый христианин всем своим существом был предан Богу и Отечеству, тем самым являя собой истинный образец для подражания.

«Впервые среди имен угодников Божиих появилось имя великого флотоводца. Как следствие, образ адмирала нашел отражение в иконах с ликом святого праведного воина Феодора Ушакова» [1].

Сегодня иконы святого праведного воина Федора Ушакова находятся во многих городах России. Поклониться образу можно в Саранске, Волгодонске, Волгограде, Москве, Сочи, Санкт-Петербурге, в том числе и в Алтайском крае.

Одной из икон, получивших самое широкое распространение в Алтайском крае, является поясное изображение святого праведного воина Феодора Ушакова в адмиральской форме. Данная икона находится в храме Вознесения Господня города Заринска, Алтайского края.

Эта икона написана в соответствии со строгими законами канонического стиля, с соблюдением вековых традиций иконописания.

Для своей работы иконописец использует чистую и естественную природную палитру цветов, которая дала возможность добиться умеренной насыщенности в изображении, что в определённой степени передаёт, на наш взгляд, строгость и сдержанность лика святого. «Иконописному изображению свойственно состояние вневременного покоя» [2, с.29].

Создатель этого образа показывает отрешенность святого от мира, его сосредоточенность в служении Господу. Вспоминается следование прославленного адмирала Первой Заповеди Божией: «Я Господь, Бог твой (...); да не будет у тебя других богов перед лицем Моим» (Втор. 5: 6-7).

Еще один образ адмирала Федора Ушакова представлен на иконе в храме святого апостола Андрея Первозванного города Барнаула, Алтайского края. Икона написана жителем города Барнаула Игорем Николаевичем Углевым, который неоднократно подчеркивал именно духовно-нравственное начало в характере флотоводца.

На наш вопрос об особенностях характера святого иконописец ответил: «В глазах его доброта». При этом художник отмечает и твёрдую веру прославленного флотоводца: «Без веры, - говорит иконописец, - невозможно быть святым». Кроме того, важным при написании иконы явилось понимание автором мужества в вере святого праведного Федора Ушакова. Особенно значимым, полагает художник, является также чистота убеждений, которая ведёт и к чистоте телесной.

Святость русского адмирала (а именно в адмиральском мундире Федор Ушаков представлен на всех своих иконах) заключалась в безвозмездном служении Родине, в милосердии и величии его души.

«Икона изначально мыслилась как сакральный текст. И, как всякий текст, она требует определенного навыка прочтения» [3, с. 15].

Обе иконы святого праведного воина Федора Ушакова имеют общий прототип, но отличаются в деталях. Икона, которая находится в храме святого апостола Андрея Первозванного города Барнаула с частицей мощей, имеет ковчег, и нимб по традиции выходит на его поле, символизируя излияние благодати на грешный мир. В иконах

№ 1 (12), 2022

с ковчегом надпись обычно размещается на полях, но в данном случае скопирована схема надписи с иконы без полей. Различия можно увидеть и в колористическом решении образов, а также в способе декорирования изображения. Так, икона с частицей мощей имеет менее контрастное цветовое решение, нимб обозначен только контуром, фон одноцветный. Есть также особенности в способе изображения лика. В иконе с частицей мощей черты лика сглажены, оттенки максимально близки друг другу и фону иконы. В другом образе бросается в глаза ярко выраженный цветовой контраст, цвета мундира, погон и нашивок, наградных элементов максимально приближены к реальным. Нимб декорирован лучами. На иконе с частицей мощей фигура святого более аскетична. Образ имеет характерную с древних времен особенность изображения святых воинов - широкий корпус святого, особенно плечи. Это указывает на его род деятельности, так как воинская служба - дело сильных. Изображать же вытянутый, а не округлый лик святого - скорее дань традиции представлять святых аскетами. Одежды соответствуют принятой на русском флоте форме адмирала (например, точно изображены погоны, шитье на обшлагах и вороте). «В сущности, внутренняя динамика культурной жизни всегда определяется взаимодействием таких установок и устремлений» [4, с. 15].

«Благодарная память об адмирале Феодоре Ушакове живет до сего дня, не только среди народа и Российского воинства, но и у других православных народов.» [5, с. 304].

«Особую любовь проявлял адмирал к близким, сослуживцам, морякам» [6, с. 441].

Изображены награды святого. Причем, только русские, а он был награжден и турецкой, и неаполитанской, и греческой наградами. Остановимся на них подробнее.

Лента красного цвета через левое плечо у святого - это принадлежность ордена Александра Невского. Верхняя звезда слева - тоже знак этого ордена с алмазами. Орден имел девиз: «За труды и Отечество» и был одним из трех самых статусных орденов Российской империи. Награждали им в основном за военные заслуги. На шее святого орден Георгия Победоносца 2-й степени и слева в середине звезда ордена ромбовидной формы. Образ святого Георгия Победоносца хорошо виден на изображении. Очевидно, это помогает объединить доблести святого Федора Ушакова и с духовными победами святого Георгия Победоносца. Решение о награждении 2-й степенью принимал лично император, для этого надо было выиграть как минимум одно сражение. Девиз ордена: «За службу и храбрость». Красный крест на шее святого - орден Владимира 2-й степени и слева нижняя звезда - святого Владимира. Он установлен в качестве награды как светским, так и военным чинам, в воздаяние их трудов и подвигов.

Крест святого Иоанна Иерусалимского, или Командорский крест, или Мальтийский крест, также изображен на иконе. На короткое время при Павле стал высшей наградой Российской империи, потеснив даже орден св. Андрея Первозванного.

Характерно, что все изображения на знаках ордена на груди святого закрыты его рукой, сжимающей шпагу. Кресты же на шее и изображение св. Георгия Победоносца хорошо видны. Возможно, это связано с тем, что знаки на груди только дополняют ордена на лентах на шее, как бы дублируют их.

Шпагу святой держит не за эфес, но за ножны, что может указывать на нежелание использовать шпагу по назначению.

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Сафонов Антон Викторович

«Отражение духовно-нравственного образа адмирала Феодора Ушакова в иконах Алтайского края»

Свиток на иконах символизирует учительство, назидание, пророчество. В данном случае подходят все значения. Написанный на свитке текст: «Не отчаивайтесь! Сии грозные бури обратятся к славе России», - сказан адмиралом по поводу нашествия Наполеона. И мы знаем, что пророчество сбылось. Но текст имеет и более общий характер и может касаться и вопросов невоенных, но духовных. Своим примером святой предостерегает от отчаяния.

Мощи святого находятся в Санаксарском мужском монастыре.

Канонизация этого выдающегося русского флотоводца стала уникальным явлением в истории Русской Православной Церкви: впервые за всю историю христианства был прославлен флотоводец, и этим флотоводцем оказался русский адмирал Федор Федорович Ушаков.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛИТЕРАТУРЫ

1. Ганичев В.Н. Святой праведный воин Феодор Ушаков. - М.: Молодая гвардия, 2006. - 560 с. - серия ЖЗЛ.

2. Овчинников В.Д. Святой праведный адмирал Фёдор Ушаков. - М.: МГФ «Ветеран Москвы», 2001. - 376 с.

3. Рябова Е.Н. Отображение образа Ф.Ф. Ушакова в разных видах искусства [Электронный ресурс] //Источник: Шр$://суЬег!ешпка.ги/аг1:1с!е/п/о1:оЬга2Ьеп1е-оЬгага-М-изЬакоуа-у-гагпуЬ-уИаЫзкизз^а (дата обращения: 20.04.2021).

4. Святой праведный Фёдор Ушаков, адмирал флота Российского. [Текст] / Научный редактор и сост. В.А. Юрчёнков - Саранск: НИИ гуманитарных наук при Правительстве РМ, 2006. - 392с.

5. Флоровский Г. прот. Пути русского богословия. [Текст] Вильнюс, 1991. - Языкова И.К. Богословие иконы: Учебное пособие. [Текст]/ И.К. Языкова. - М.: изд-во Общедоступного Православного Университета, 2005. - 212 с.

6. Шеко Е.Д. Основы иконописного рисунка [Текст] / Е.Д. Шеко, М.И. Сухарев. -М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2010.

7. Языкова И.К. Богословие иконы: Учебное пособие. [Текст]/ И.К. Языкова. - М.: изд-во Общедоступного Православного Университета, 2005. - 212 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.