Научная статья на тему 'Отображение образа Ф. Ф. Ушакова в разных видах искусства'

Отображение образа Ф. Ф. Ушакова в разных видах искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1063
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отображение образа Ф. Ф. Ушакова в разных видах искусства»

2, Das Nibelungenlied nach der Handschrift С [Electronic resource]. Hg. v.U. Hennig, Tübingen, (Altdeutsche Textbibliothek), 1977. http://www.blb-karlsruhe/ Die Nibelungen-Handschrift С digital. Aventiuren.htm

3. Das Nibelungenlied (Mittelhochdeutsch/Neuhochdeutsch) [Text] / Nach dem Text von Karl Bartsch und Helmut de Boor ins Neuhochdeutsche übersetzt und kommentiert von Siegfried Grosse. Stuttgart : Philipp Reclam, 2005. 1045 S.

Поступила 10.06.08.

ОТОБРАЖЕНИЕ ОБРАЗА Ф. Ф. УШАКОВА В РАЗНЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА

Е. Н. Рябова

f

Память великого-'флотоводца Ф. Ф. Уша- жащей подзорную трубу, эфесом шпаги, ор-

кова в наши дни окружена уважением и почетом, которые он заслужил. Страстная любовь к Родине, отвага, чуткость и человеч-

л «

ность по отношению к матросам, прямота и независимость характера — все эти черты делают облик Ушакова близким и дорогим русскому человеку. Его жизнь дает богатейший материал для 'писателей, художников и скульпторов, обращающихся к темам прошло-

V

го нашей страны.

Учитывая тот факт, что в период жизни Ушакова фотографий не было, художники запечатлевали образы знаменитых людей в рисунках, живописи, гравюрах на металле. Но, к сожалению, при жизни адмирала современники не Создали его портрет для потомков. Это

, I

можно объяснить скромностью и нежеланием флотоводца создавать шумиху вокруг своего имени.

Только в середине XIX в. в библиографическом очерке Р. Скаловского «Жизнь адмирала Ушакова» был помещен портрет адмирала, отпечатанный с гравюры, сделанной якобы при его жизни. Но историки подвергают сомнению правдоподобность этого портрета, так как известно, что в XVIII—XIX вв. художники, создающие портреты знаменитых людей, были склонны придавать неко-

4

торую красивость и парадность, не соответствующую оригиналу.

Более позднее изображение адмирала (автор — художник И. Я. Павлинов) появилось в книге В. Л. Снегирева «Адмирал Ушаков» (1943).

Названные работы различаются между собой незначительно: положением руки, дер-

денской лентой и задним фоном. Чем-то неуловимым портреты Ушакова похожи на пор-

треты многих знаменитых людей того времени: полный вельможа с правильным лицом,

*

с продолговатым овалом и тонкими чертами типичного аристократа. Трудно поверить, что этот человек прослужил 44 года на флоте, провел на море 40 кампаний, участвовал в трех войнах, в двух последних командовал Черноморским флотом и при этом не знал

U

поражении.

В Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга есть две акварели гардемарина Афанасия Декальде на тему боевой деятельности Ф. Ф. Ушакова: «Начало сражения в Керченском проливе б июля 1790 г.» и «Сражение у мыса Калиакрия 31 июля 1791 г.». Этот известный эпизод изображен и художником А. Блиновым на картине «Бой у

острова Тендра 29 августа 1790 г.». Образ на-

1 ' >

шего земляка привлек внимание и заслуженного деятеля искусств Республики Мордовия художника В. Д. Илюхина. Темой большого полотна он избрал встречу Ушакова с Суворовым на берегу Черного моря. В настоящее время эта работа хранится в Темниковском краеведческом музее.

К образу Ф. ф. Ушакова обращались и

ф

скульпторы. В Центральном военно-морском музее Санкт-Петербурга хранится погрудный портрет Ушакова, выполненный скульптором

4

Н. Дадыкиным. В Херсоне перед зданием Су-домеханического техникума им. Ушакова установлена скульптура П. Кравченко и

I

А. Е. Чубина, отлитая из органического стек-

ла. В 1970 г. скульптура подверглась реставрации — ее отлили повторно, на этот раз из бронзы. Но и скульптура Н. Дадыкина, и установленная в Херсоне являются плодом воображения скульпторов.

В 1943 г. правительство СССР решило учредить высшие морские награды: ордена и медали Ушакова и Нахимова. С внешностью Нахимова затруднений не было: сохранились его прижизненные изображения. Для воссоздания подлинного образа адмирала Ушакова И. Сталин приказал создать специальную комиссию во главе со скульптором М. М. Герасимовым, который разработал методику восстановления прижизненного облика человека по его черепу. Благодаря М. Герасимову потомки смогли увидеть лица Ярослава Мудрого, Ивана Грозного, Фридриха Шиллера и многих других.

Пользуясь методом восстановления облика человека по черепу, М. Герасимов создал скульптурный портрет адмирала. О работе над ним мастер рассказал в книге «Основы восстановления лица по черепу». Ныне гипсовый бюст Ушакова находится в Мордовском краеведческом музее.

Не обошли вниманием образ Ушакова и представители театрального искусства. Писатель А. Штейн написал историческую драму «Флаг адмирала». Эта пьеса с успехом шла в Херсонском музыкально-драматическом театре в переводе на украинский язык Н. Хору-женко [3, с. 135].

По сценариям А. Штейна режиссером М. Роммом в 1953 г. поставлены два фильма: «Адмирал Ушаков» и «Корабли штурмуют бастионы», получившие успех у зрителей? Режиссер М. Ромм к моменту создания фильмов об Ушакове был известен русскому зрителю по картинам «Ленин в Октябре», «Русский вопрос», «Секретная миссия». Режиссер интересовался эпохой великих походов Суворова, поэтому с радостью взялся за создание фильма «о морском Суворове» — флотоводце суворовского времени и суворовского духа [2, с. 23].

Замысел создания сценария о флотоводце Ф. Ф. Ушакове у драматурга А. П. Штейна возник еще в 1941 г. в осажденном Кронштадте. Читая в «Кронштадтском вестнике» мемуары флотского офицера Данилова, спутника и сподвижника Ушакова, драма-

тург увидел в них материал для создания исторической драмы. Автора заинтересовала в первую очередь личность Ушакова, по- | скольку в нем сочетались необычайная | страстность и целеустремленность, умение ! владеть собой в любых обстоятельствах, ред- | кое самообладание и выдержка, ум, простота \

в отношениях с матросами, исключительная |

»

прямота и честность. |

Роль Ушакова в обоих фильмах сыграл из- |

вестный киноактер Иван Переверзев. Ему |

удалось достаточно точно передать такие ка- |

чества, как сдержанность адмирала, умение |

владеть собой, выдержку [2, с. 56]. Другие роли |

в фильме исполняли Б. Ливанов, В. Дружни- | ков, В. Этуш, С. Бондарчук, М. Пуговкин.

В наше время адмирала называют небес-

ным покровителем российских военных моря- !

ков. Известно немало воинов, святость кото- |

рых признана Церковью, имена которых в Рос- |

сии горячо почитаемы, например, святые кня- | зья Александр Невский и Дмитрий Донской.

Однако впервые за долгое время святым был |

признан человек, живший в сравнительно не- !

давнем прошлом. Впервые среди имен угод- 1 ников Божиих появилось имя великого флотоводца. Как следствие, образ адмирала нашел отражение в иконах с ликом святого праведного воина Феодора Ушакова.

Один из первых образов адмирала Федора |

Ушакова был написан мурманским иконопис- |

цем иереем С. Мищенко. Сегодня икона свя- ;

л

того выставлена для поклонения в Свято-Ни- !

1 ф

кольском кафедральном соборе Мурманска. В |

год 260-летия со дня рождения адмирала ико- ;

на святого праведного воина Федора Ушакова I

была передана в дар Варницкой епархии Бол- \

гарии. Федор Ушаков особо почитаем в Бол- I

гарии, так как он сражался за свободу этой ;

страны. Флот под командованием адмирала в :

1791 г. разбил турков у мыса Калиакра на ;

Черном море. Образ Федора Ушакова создан •

и нашим современником — иконописцем ;

Алексеем Гудковым из Тутаева. |

___ ___ «

В штабе Командования Черноморского | флота хранится икона с изображением Федора Ушакова на фоне Севастопольских бухт, написанная известным крымским художником Ю. Пифтанковым. Эта икона

была передана командующему ЧФ России |

адмиралу В. Комоедову митрополитом Ки- ;

О

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2008 | № 3

В настоящее время в связи с канонизаци- ефной памятной доски в Сарове, посвящен-

ей адмирала и открытием Кафедрального со- ной памяти великого русского флотоводца,

бора святого праведного воина Ф. Ф. Ушако- Это событие было приурочено к пятилетию

ва интерес к его личности возрос. Вслед- со дня его канонизации. В этом же году в

ствие этого в городах, история которых связа- Саранске рядом со зданием кафедрального

на с именем адмирала, открываются памятники, мемориальные доски, скульптуры. Например, в 2002 г. на острове Корфу (Керкире) воздвигли памятный мемориал адмиралу Ушакову. Как известно, в 1799 г. адмирал освободил остров Корфу от французской Директории и даровал населению демократическую конституцию, прекратив тем самым ссоры и столкновения сословий, поэтому греки Ионических | островов особо чтут имя адмирала по сей | день [1, с. 480].

| В 2006 г. состоялось торжественное от-] крытие и последующее освящение барель-

собора был установлен памятник полководцу, выполненный скульптором Н. М. Филатовым.

Ф. Ф. Ушаков сыграл огромную роль в истории России конца XVIII — начала XIX в., внес в летопись подвигов русского флота много ярких страниц. Подобно другим ярким историческим личностям, образ Ушакова не мог не привлечь внимание представителей творческой интеллигенции, воплотивших его образ в скульптурах, портретах, картинах, иконах, литературных произведениях, фильмах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ганичев В. Святой праведный Феодор Ушаков. М. : Молодая гвардия, 2006. 558 с

2. Семенов К. Адмирал Ушаков. М. : Искусство, 1954. 78 с.

3. Штейн А. Флаг адмирала. М. : Военмор. изд-во, 1950. 136 с.

Поступила 10.06.08.

А. Ф. ЛОСЕВ О МУЗЫКЕ

£. В. Смирнова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Труды А. Ф. Лосева по философии музыки появились именно тогда, когда своеобразная черта русского стиля мысли выявилась в культуре с большой полнотой и самобытностью.

А. Ф. Лосев, вслушиваясь в музыку своего времени как музыкант и как философ, услышал в музыкальной форме истинное содер-

зерцания Скрябина с его трагически прекрасной идеей мистерии. В анализах музыкальных явлений Лосев сочетает профессиональное знание формы и стиля композитора с тонким философским анализом, типичным для мыслителя начала века. Своеобразная гипертрофия личностного начала характеризуют Лосева как философа музыки с самых

жание эпохи, предчувствовал грядущие про- первых работ. Говоря о музыке, он демонст-рывы в состояния, которые не испытывали рирует возможность нетрадиционного отно-многие, но моделируемые в духовной перс- шения к философским истинам. Для Лосева пективе. В музыке его века («конец века») Лосев слышал великое пророчество грядущих катастроф, возвещаемое вагнеровским «Кольцом нибелунга», и ласково-нежный славянский мелос Римского-Корсакова, сумевшего, как никто, воплотить идею гармонии духа

музыкальное переживание возникает от отношения к истине как к смысловой данности, переживаемой им глубоко личностно. В философствованиях о музыке Лосев воплощает характерные особенности русского стиля мышления об абсолюте, о жизненных

и природы, и могущественную силу, звукосо- ценностях, о призвании человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.