Научная статья на тему 'А. Ф. Лосев о музыке'

А. Ф. Лосев о музыке Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
404
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «А. Ф. Лосев о музыке»

В настоящее время в связи с канонизаци- ефной памятной доски в Сарове, посвящен-

ей адмирала и открытием Кафедрального со- ной памяти великого русского флотоводца,

бора святого праведного воина Ф. Ф. Ушако- Это событие было приурочено к пятилетию

ва интерес к его личности возрос. Вслед- со дня его канонизации. В этом же году в

ствие этого в городах, история которых связа- Саранске рядом со зданием кафедрального

на с именем адмирала, открываются памятники, мемориальные доски, скульптуры. Например, в 2002 г. на острове Корфу (Керкире) воздвигли памятный мемориал адмиралу Ушакову. Как известно, в 1799 г. адмирал освободил остров Корфу от французской Директории и даровал населению демократическую конституцию, прекратив тем самым ссоры и столкновения сословий, поэтому греки Ионических | островов особо чтут имя адмирала по сей | день [1, с. 480].

| В 2006 г. состоялось торжественное от-] крытие и последующее освящение барель-

собора был установлен памятник полководцу, выполненный скульптором Н. М. Филатовым.

Ф. Ф. Ушаков сыграл огромную роль в истории России конца XVIII — начала XIX в., внес в летопись подвигов русского флота много ярких страниц. Подобно другим ярким историческим личностям, образ Ушакова не мог не привлечь внимание представителей творческой интеллигенции, воплотивших его образ в скульптурах, портретах, картинах, иконах, литературных произведениях, фильмах.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Ганичев В. Святой праведный Феодор Ушаков. М. : Молодая гвардия, 2006. 558 с

2. Семенов К. Адмирал Ушаков. М. : Искусство, 1954. 78 с.

3. Штейн А. Флаг адмирала. М. : Военмор. изд-во, 1950. 136 с.

Поступила 10.06.08.

А. Ф. ЛОСЕВ О МУЗЫКЕ

£. В. Смирнова

Труды А. Ф. Лосева по философии музыки появились именно тогда, когда своеобразная черта русского стиля мысли выявилась в культуре с большой полнотой и самобытностью.

А. Ф. Лосев, вслушиваясь в музыку своего времени как музыкант и как философ, услышал в музыкальной форме истинное содер-

зерцания Скрябина с его трагически прекрасной идеей мистерии. В анализах музыкальных явлений Лосев сочетает профессиональное знание формы и стиля композитора с тонким философским анализом, типичным для мыслителя начала века. Своеобразная гипертрофия личностного начала характеризуют Лосева как философа музыки с самых

жание эпохи, предчувствовал грядущие про- первых работ. Говоря о музыке, он демонст-рывы в состояния, которые не испытывали рирует возможность нетрадиционного отно-многие, но моделируемые в духовной перс- шения к философским истинам. Для Лосева пективе. В музыке его века («конец века») Лосев слышал великое пророчество грядущих катастроф, возвещаемое вагнеровским «Кольцом нибелунга», и ласково-нежный славянский мелос Римского-Корсакова, сумевшего, как никто, воплотить идею гармонии духа

музыкальное переживание возникает от отношения к истине как к смысловой данности, переживаемой им глубоко личностно. В философствованиях о музыке Лосев воплощает характерные особенности русского стиля мышления об абсолюте, о жизненных

и природы, и могущественную силу, звукосо- ценностях, о призвании человека.

Серия «Гуманитарные науки»

9

анским историзмом». Личность Скрябина |

соединяет редкостные оппозиции: индивиду- ;

алистический анархизм и языческий кос- |

мизм, исступленность, экстаз и растворен- \

ность в мировом Духе. В Скрябине Лосева I

увлекала его пламенная вера в истинное \

миссионерство искусства, в истинное при- |

звание музыки, доходящая до гигантомании |

собственного «я». Мир Скрябина — это мир |

высшего напряжения мысли, мир, где царит | подлинный музыкальный энтузиазм.

Деятельность Лосева принесла плоды на |

философском и теоретическом освоении |

важнейшей духовной сфере человеческого |

существования — искусства музыки. Его |

труды проникнуты одной заботой — чтобы |

»

вечно продолжилась эта уникальная способ- |

«

ность человека — творить и воспринимать | удивительный мир музыки. Без этого немые- I

лимо преображение мира и человека, утверж- |

1

дение в нашей земной действительности ;

I

триединства Истины, Добра и Красоты.

9

I

I

1 I

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

\ г

1. Лосев А. Ф. Мировоззрение Скрябина / / Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. М. : Сов. писатель, !

1990. I

л

Поступила 10.06.08.

\

ф «

1 >

\ : 1

I

I

I

* *

а

1

«

%

«

I »

I

3

1

4 4

1

t 4

*

)

I »

г

г

с *

* »

9

а »

9

и

9

\

Л ■

: >

! ♦

«

Лосевская философия музыки вычленяет «мироощущение» как категорию, выражающую предметную и психологическую специфику музыки. Лосев видит все психологические и социальные проблемы музыки сквозь призму мироощущения-конструкции, более адекватной эмоциональной природе музыкального искусства. Это и итальянский мелос с его субъективной направленностью на человеческие чувства и страсти — и иной род мелоса, который слышится Лосеву в русской, шире — славянской песенности с ее светом и лаской, символический и мистический тип мироощущения — «Всепоглощающая мировая бездна», «Космос с его богами», «земной мир с его героями» и надежда на Преображение мира.

Существенные идеи философско-музы-кального характера были подняты Лосевым в его труде «Мировоззрение Скрябина». Он характеризовал Скрябина так: «это причудливая смесь языческого космизма с христи-

ВЕСТНИК Мордовского университета | 2008 | № 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.