В настоящее время в связи с канонизаци- ефной памятной доски в Сарове, посвящен-
ей адмирала и открытием Кафедрального со- ной памяти великого русского флотоводца,
бора святого праведного воина Ф. Ф. Ушако- Это событие было приурочено к пятилетию
ва интерес к его личности возрос. Вслед- со дня его канонизации. В этом же году в
ствие этого в городах, история которых связа- Саранске рядом со зданием кафедрального
на с именем адмирала, открываются памятники, мемориальные доски, скульптуры. Например, в 2002 г. на острове Корфу (Керкире) воздвигли памятный мемориал адмиралу Ушакову. Как известно, в 1799 г. адмирал освободил остров Корфу от французской Директории и даровал населению демократическую конституцию, прекратив тем самым ссоры и столкновения сословий, поэтому греки Ионических | островов особо чтут имя адмирала по сей | день [1, с. 480].
| В 2006 г. состоялось торжественное от-] крытие и последующее освящение барель-
собора был установлен памятник полководцу, выполненный скульптором Н. М. Филатовым.
Ф. Ф. Ушаков сыграл огромную роль в истории России конца XVIII — начала XIX в., внес в летопись подвигов русского флота много ярких страниц. Подобно другим ярким историческим личностям, образ Ушакова не мог не привлечь внимание представителей творческой интеллигенции, воплотивших его образ в скульптурах, портретах, картинах, иконах, литературных произведениях, фильмах.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Ганичев В. Святой праведный Феодор Ушаков. М. : Молодая гвардия, 2006. 558 с
2. Семенов К. Адмирал Ушаков. М. : Искусство, 1954. 78 с.
3. Штейн А. Флаг адмирала. М. : Военмор. изд-во, 1950. 136 с.
Поступила 10.06.08.
А. Ф. ЛОСЕВ О МУЗЫКЕ
£. В. Смирнова
Труды А. Ф. Лосева по философии музыки появились именно тогда, когда своеобразная черта русского стиля мысли выявилась в культуре с большой полнотой и самобытностью.
А. Ф. Лосев, вслушиваясь в музыку своего времени как музыкант и как философ, услышал в музыкальной форме истинное содер-
зерцания Скрябина с его трагически прекрасной идеей мистерии. В анализах музыкальных явлений Лосев сочетает профессиональное знание формы и стиля композитора с тонким философским анализом, типичным для мыслителя начала века. Своеобразная гипертрофия личностного начала характеризуют Лосева как философа музыки с самых
жание эпохи, предчувствовал грядущие про- первых работ. Говоря о музыке, он демонст-рывы в состояния, которые не испытывали рирует возможность нетрадиционного отно-многие, но моделируемые в духовной перс- шения к философским истинам. Для Лосева пективе. В музыке его века («конец века») Лосев слышал великое пророчество грядущих катастроф, возвещаемое вагнеровским «Кольцом нибелунга», и ласково-нежный славянский мелос Римского-Корсакова, сумевшего, как никто, воплотить идею гармонии духа
музыкальное переживание возникает от отношения к истине как к смысловой данности, переживаемой им глубоко личностно. В философствованиях о музыке Лосев воплощает характерные особенности русского стиля мышления об абсолюте, о жизненных
и природы, и могущественную силу, звукосо- ценностях, о призвании человека.
Серия «Гуманитарные науки»
9
анским историзмом». Личность Скрябина |
соединяет редкостные оппозиции: индивиду- ;
алистический анархизм и языческий кос- |
мизм, исступленность, экстаз и растворен- \
ность в мировом Духе. В Скрябине Лосева I
увлекала его пламенная вера в истинное \
миссионерство искусства, в истинное при- |
звание музыки, доходящая до гигантомании |
собственного «я». Мир Скрябина — это мир |
высшего напряжения мысли, мир, где царит | подлинный музыкальный энтузиазм.
Деятельность Лосева принесла плоды на |
философском и теоретическом освоении |
важнейшей духовной сфере человеческого |
существования — искусства музыки. Его |
труды проникнуты одной заботой — чтобы |
»
вечно продолжилась эта уникальная способ- |
«
ность человека — творить и воспринимать | удивительный мир музыки. Без этого немые- I
лимо преображение мира и человека, утверж- |
1
дение в нашей земной действительности ;
I
триединства Истины, Добра и Красоты.
9
I
►
I
1 I
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
\ г
1. Лосев А. Ф. Мировоззрение Скрябина / / Лосев А. Ф. Страсть к диалектике. М. : Сов. писатель, !
1990. I
л
Поступила 10.06.08.
\
ф «
1 >
\ : 1
I
I
I
* *
а
1
«
%
«
I »
I
3
1
4 4
1
t 4
*
)
I »
г
г
с *
* »
9
а »
9
и
9
\
Л ■
: >
! ♦
«
Лосевская философия музыки вычленяет «мироощущение» как категорию, выражающую предметную и психологическую специфику музыки. Лосев видит все психологические и социальные проблемы музыки сквозь призму мироощущения-конструкции, более адекватной эмоциональной природе музыкального искусства. Это и итальянский мелос с его субъективной направленностью на человеческие чувства и страсти — и иной род мелоса, который слышится Лосеву в русской, шире — славянской песенности с ее светом и лаской, символический и мистический тип мироощущения — «Всепоглощающая мировая бездна», «Космос с его богами», «земной мир с его героями» и надежда на Преображение мира.
Существенные идеи философско-музы-кального характера были подняты Лосевым в его труде «Мировоззрение Скрябина». Он характеризовал Скрябина так: «это причудливая смесь языческого космизма с христи-
ВЕСТНИК Мордовского университета | 2008 | № 3