Научная статья на тему 'Смыслы подвигов праведного воина Федора Ушакова для современной молодежи'

Смыслы подвигов праведного воина Федора Ушакова для современной молодежи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
315
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мужество / благоразумие / правда / праведный воин / победы / Федор Ушаков / ислам. / courage / prudence / truth / victories / saint warrior / Fyodor Ushakov / islam.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ефимов А. Б.

Чтобы решать основную задачу современной России воспитание молодого поколения, молодежи необходимо дать примеры и образы героев, на которых можно и должно ровняться. Таким примером и героем был праведный воин Ушаков. Феодор Феодорович Ушаков явил пример мужества и благоразумия, веры и правды в организации и подготовке создания Русского флота, в морских сражениях, в отношениях с побежденными, в отношениях с освобожденным от турецкого и французского ига населением. В его служении Богу, царю и Отечеству раскрылась удивительная русская душа, укорененная в православной вере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The meanings of the exploits of the righteous warrior Fyodor Ushakov for modern youth

In order to solve the main task of modern Russia the education of the younger generation, young people need to be given examples and images of heroes on which they can and should be equal. Such an example and hero was the righteous warrior Ushakov. Feodor Ushakov set an example of courage and prudence, faith and truth in organizing and preparing the creation of the Russian Fleet, in naval battles, in relations with the defeated, in relations with the population liberated from the Turkish and French yoke. In his service to God, the tsar and the Fatherland, an amazing Russian soul, rooted in the Orthodox faith, was revealed.

Текст научной работы на тему «Смыслы подвигов праведного воина Федора Ушакова для современной молодежи»

DOI: 10.24412/2226-0773-2021-10-9-1354-1363

Смыслы подвигов праведного воина Федора Ушакова для современной молодежи

А.Б. Ефимов

Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

127051, г. Москва, Лихов пер. 6, стр. 1

Orthodox St. Tikhon humanitarian University

Likhov side street, 6, build. 1, Moscow 127051 Russian

e-mail: [email protected]

Ключевые слова: мужество, благоразумие, правда, праведный воин, победы, Федор Ушаков, ислам.

Key words: courage, prudence, truth, victories, saint warrior, Fyodor Ushakov, islam.

Резюме: Чтобы решать основную задачу современной России - воспитание молодого поколения, молодежи необходимо дать примеры и образы героев, на которых можно и должно ровняться. Таким примером и героем был праведный воин Ушаков. Феодор Феодорович Ушаков явил пример мужества и благоразумия, веры и правды в организации и подготовке создания Русского флота, в морских сражениях, в отношениях с побежденными, в отношениях с освобожденным от турецкого и французского ига населением. В его служении Богу, царю и Отечеству раскрылась удивительная русская душа, укорененная в православной вере.

Abstract: In order to solve the main task of modern Russia - the education of the younger generation, young people need to be given examples and images of heroes on which they can and should be equal. Such an example and hero was the righteous warrior Ushakov. Feodor Ushakov set an example of courage and prudence, faith and truth in organizing and preparing the creation of the Russian Fleet, in naval battles, in relations with the defeated, in relations with the population liberated from the Turkish and French yoke. In his service to God, the tsar and the Fatherland, an amazing Russian soul, rooted in the Orthodox faith, was revealed.

[Efimov A.B. The meanings of the exploits of the righteous warrior Fyodor Ushakov for modern youth]

«Человек - самое возвышенное и прекрасное существо, если он укрощен должным воспитанием. Если его не воспитывать или давать ему недолжное воспитание, он станет самым страшным животным, какого еще не видела Земля». Так учил в Древней Греции Платон. Весь XX век был веком подмен, в том числе в воспитании детей и юношества. В результате поколения коммунистически устроенных граждан и. соответственно, национал-социалисты. А сегодня мы видим воспитание граждан потребительского общества со многими вытекающими последствиями.

Наш народ не хочет больше экспериментов в воспитании, хочет устойчивой, разумной, безопасной жизни. Мы за традиционное воспитание молодежи на основе традиционной христианской веры и великой русской культуры. И передача следующим поколениям нашей веры и нашей культуры - главная задача всего нашего народа и залог устойчивой, разумной и безопасной жизни наших детей и внуков. Опыт должного воспитания и образования у нас огромный и разнообразный, как и опыт преодоления различных подмен.

В основе воспитания вера и культура. До сих пор атеистическая наука говорит нам, что вера есть часть культуры. Мы категорически это отвергаем и считаем, что, образно, вера - это корни и ствол, а культура - это ветви, листья, плоды, цветы - все, что вырастает на корнях той или иной веры. Любая культура имеет те или иные религиозные корни, и если мы отрываем культуру от корней веры, то это уже не та культура. Отсюда все многообразие подмен сегодня.

Кого мы хотим воспитать? Человека, личность: верующую, культурную, образованную, государственно мыслящую, волевую, способную служить людям и Богу. Личность - это образ Бога в нас, - она любит и свободно отдаст себя на служение людям, Богу, Родине.

В должном воспитании Личности основополагающим всегда был, есть и будет пример. Образ примера и героя дает нам прежде всего наша история и наша культура. Среди множества великих христианских образов, самых различных и послуживших на разных поприщах в разные времена мы видим образ праведного православного воина Феодора Ушакова.

Федор Федорович Ушаков родился и вырос в Ярославской губернии в благочестивой дворянской семье, обучался грамоте в школе при Острожском Богоявленском монастыре. С юности отличался скромностью и мужеством, благоразумием и бесстрашием - по преданию ходил со старостой деревни на медведя. С шестнадцати лет обучался в Морском кадетском корпусе в Санкт-Петербурге, а через пять лет был приведен к присяге и направлен мичманом на Балтийский флот. В августе 1783 года он прибыл в Херсон, где в то время строился Черноморский флот.

В декабре 1783 года Крым был присоединен к России, и в августе 1785 года в строящийся город и порт Севастополь прибыл на корабле «Святой Павел» молодой капитан первого ранга Федор Ушаков. Через два года в августе 1787 года Турция объявила войну России. Летом следующего года произошло первое морское сражение и первая победа малочисленного русского флота над превосходящим противником. В донесении Федора Ушакова говорилось в частности: «Все находящиеся в команде вверенного мне корабля «Святого Павла» господа обер-офицеры и нижних чинов служители каждый по своему званию определенные от меня им должности исполняли с таким отменным старанием и храбрым духом, что за необходимый долг почитаю отнесть им всякую за то достойную похвалу…» (Блинский, 2007). Оттоманская порта пришла в чрезвычайный страх. Федор Ушаков получил чин контр-адмирала и был назначен командующим Черноморским флотом. В инструкции генерал-фельдмаршала Г.А. Потемкина-Таврического Ушакову говорилось: «Требуйте от всякого, чтоб дрались мужественно или, лучше скажу, по-черноморски; чтоб были внимательны к исполнению повелений и не упускали полезных случаев…. Бог с вами! Возлагайте твердую на Него надежду. Ополчась Верою, конечно, победим. Молю Создателя и поручаю вас ходатайству Господа нашего Иисуса Христа!» (Овчинников, 2003: 161).

В июле 1790 года произошло морское сражение в районе Керченского пролива и разгром турецкого флота. Князь Потемкин докладывал: «…бой был жесток и для нас славен тем паче, что жарко и порядочно контр-адмирал Ушаков атаковал неприятеля вдвое себя сильнее… разбил сильно и гнал до самой ночи… Контр-адмирал Ушаков отличных достоинств. Я уверен, что из него выйдет великий морской предводитель…» (Овчинников, 2003: 148). В августе того же года произошло решающее сражение в районе о. Тендра, закончившееся разгромом турецкого флота. «Люди неприятельского корабля, - докладывал впоследствии Ушаков, - выбежав все наверх, на бак и на борта, и поднимая руки кверху, кричали на мой корабль и просили пощады и своего спасения. Заметя оное, данным сигналом приказал я бой прекратить и послать вооруженные шлюпки для спасения командира и служителей, ибо во время бою храбрость и отчаянность турецкого адмирала трехбунчужного паши Саид-бея были столь безпредельны, что он не сдавал своего корабля до тех пор, пока не был весь разбит до крайности» (Официальный сайт Саранской епархии). Когда русские моряки с объятого пламенем судна «Капудания» сняли капитана, его офицеров и самого Саид-бея, корабль взлетел на воздух вместе с оставшимся экипажем и казной турецкого флота. Взрыв огромного флагманского корабля на глазах у всего флота произвел на турок сильнейшее впечатление и довершил победу, добытую Ушаковым при Тендре. «Наши, благодаря Бога, такого перцу задали, что любо. Спасибо Федору Федоровичу», - отозвался на эту победу князь Потемкин (Овчинников, 2003: 156). Cам же Феодор Федорович ясно понимал: победы нашему воинству дарует Господь, и без помощи Божией все умение человеческое «ничтоже есть». Знал он, что в России, на берегу реки Мокши, в Санаксарской святой обители возносит молитвы о нем старец Феодор, в этот год приблизившийся к концу своей земной жизни. В июле 1791 год произошло сражение у мыса Калиакрия закончившееся бегством турецкого флота. Турецкому султану доложили: «Великий! Твоего флота больше нет» (Замостьянов А.А.). Морское сражение у болгарских берегов при мысе Калиакрия решило исход Русско-турецкой войны 1787-1791 годов. В декабре 1791 года был подписан в Яссах мирный договор.

Федор Ушаков принял начальство над портом и городом Севастополем. Он строил дороги, колодцы, снабжал город водой, строил казармы, госпиталь, храмы. Так прошло 5 лет. На престол в 1796 году взошел Павел I. Революционная Франция начала завоевывать Юг Европы. Турецкий Султан Селим III пошел на союз с Россией против Франции. В начале августа 1798 года, находясь вблизи Севастопольского рейда с вверенной ему эскадрой, Феодор Ушаков получил высочайшее повеление «тотчас следовать и содействовать с турецким флотом противу зловредных намерений Франции, яко буйнаго народа, истребившего в пределах своих веру и Богом установленное правительство и законы...».

Турция встречала русские суда дружелюбно. Поразила турок опрятность, строгий порядок на русских судах. Один из влиятельных вельмож на встрече у визиря заметил, что «двенадцать кораблей российских менее шуму делают, нежели одна турецкая лодка; а матросы столь кротки, что не причиняют жителям никаких по улицам обид». И облик, и весь дух русских моряков были удивительны туркам. Российская эскадра пробыла в Константинополе две недели; 8 сентября, «дав туркам опыт неслыханного порядка и дисциплины», она снялась с якоря и при благополучном ветре направила свой путь к Дарданеллам, к месту соединения с турецким флотом. Командующим объединенными силами назначен был вице-адмирал Ушаков (Блинский, 2007).

Первой задачей эскадры было взятие Ионических островов, расположенных вдоль юго-западного побережья Греции, главный из которых - Корфу, имея и без того мощнейшие в Европе бастионы, был еще значительно укреплен французами и считался неприступным. Коренные жители занятых французами островов были православными греками, а на Корфу находилась (пребывающая там и доныне) великая христианская святыня - мощи святителя Спиридона Тримифунтского. Феодор Ушаков прежде всего, обратился с письменным воззванием к жителям островов, призывая их содействовать в «низвержении несносного ига безбожников-французов». Ответом была повсеместная вооруженная помощь населения, воодушевленного прибытием русской православной эскадры. Как ни сопротивлялись французы, наш десант решительными действиями освободил остров Цериго, затем Занте.

Когда французский гарнизон на острове Занте сдался, то на другой день главнокомандующий вице-адмирал Ушаков, вместе с капитанами и офицерами эскадры, съехал на берег для слушания благодарственного молебна в церкви св. чудотворца Дионисия. «Звоном колоколов и ружейной пальбой приветствованы были шлюпки, когда приближались к берегу; все улицы украсились выставленными в окнах русскими флагами - белыми с синим андреевским крестом, и почти все жители имели такие же флаги в руках, безпрестанно восклицая: «Да здравствует государь наш Павел Петрович! Да здравствует избавитель и восстановитель православной веры в нашем Отечестве!» На пристани вице-адмирал принят был духовенством и старейшинами; он последовал в соборную церковь и жители повсюду встречали его с особенными почестями и радостными криками; по следам его бросали цветы; матери, в слезах радости, выносили детей, заставляя их целовать руки наших офицеров и герб российский на солдатских сумках. Женщины, а особливо старые, протягивали из окон руки, крестились и плакали», - так записывал очевидец (монастырь Рождество-Богородичный Санаксарский).

То же было и при острове Кефалония: «...жители везде поднимали русские флаги и способствовали десантным войскам отыскивать французов, скрывшихся в горах и ущельях; а когда остров был взят, местный архиерей и духовенство с крестами, все дворянство и жители, при колокольном звоне и пальбе из пушек и ружей, встретили начальника русского отряда и командиров судов, когда они съехали на берег» (Блинский, 2007).

Феодору Феодоровичу приходилось непросто, и он проявил много рассудительности, терпения, политического такта, чтобы соблюсти союзные договоренности и удержать турок от присущих им безобразий - главным образом, «от необузданного варварства и жестокости. Особенно не нравилось туркам милостивое обращение русских с пленными французами. Когда Феодор Ушаков принял первых пленных на острове Цериго, турецкий адмирал Кадыр-бей просил его о позволении употребить против них военную хитрость. «Какую?» - спросил Ушаков. Кадыр-бей отвечал: «По обещанию Вашему, французы надеются отправиться в отечество и лежат теперь спокойно в нашем лагере. Позвольте мне подойти к ним ночью тихо и всех вырезать». Но особенно много хлопот доставлял Ушакову хитрый и коварный Али-паша, командовавший сухопутными турецкими войсками и привыкший безнаказанно безчинствовать на греческом и албанском побережьях.

Наконец пришло время брать неприступную крепость - Корфу. ««Наши служители, - писал в донесении Ушаков, - от ревности своей и желая угодить мне, оказывали на батареях необыкновенную деятельность» (Официальный сайт Саранской епархии). Сам Адмирал, поддерживая дух своих моряков, подавал пример неутомимой деятельности. «День и ночь пребывал он на корабле своем в трудах, обучая матросов к высадке, к стрельбе и ко всем действиям сухопутного воина», - писал участник тех событий капитан-лейтенант Егор Метакса. Наконец, все было готово для штурма. Войскам дана была боевая инструкция, которую вице-адмирал Феодор Ушаков закончил словами: «...поступать с храбростию, благоразумно и сообразно с законами. Прошу благословения Всевышняго и надеюсь на ревность и усердие господ командующих». Остров усеян был нашими ядрами, сильною канонадою все почти батареи его истреблены и обращены в прах. Начался десант русских и турецких войск. «…Турки, входившие в состав десанта, озлобленные упорным сопротивлением французов, принялись резать головы всем пленным, попавшимся в их руки. Происходили жестокие сцены, подобные следующей, описанной очевидцем: «Наши офицеры и матросы кинулись вслед за турками, и так как мусульманам за каждую голову выдавалось по червонцу, то наши, видя все свои убеждения не действительными, начали собственными деньгами выкупать пленных. Заметив, что несколько турок окружили молодого француза, один из наших офицеров поспешил к нему в то самое время, когда несчастный развязывал уже галстух,. Узнав, что за выкуп требовалось несколько червонцев, но не имея столько при себе, наш офицер отдает туркам свои часы - и голова француза осталась на плечах...» (Блинский, 2007). Увещания и угрозы не могли привести турок к послушанию; тогда командир русских десантников составил каре из людей своего отряда, чтобы в середине его укрывать пленных, и тем спасена была жизнь весьма многих. Впоследствии Егор Метакса писал: «Русские и здесь доказали, что истинная храбрость сопряжена всегда с человеколюбием, что победа венчается великодушием, а не жестокостью, и что звание воина и христианина должны быть неразлучны» (Блинский, 2007). Крепость была взята. На другой день после сдачи крепости, когда главнокомандующему привезены были на корабль «Святой Павел» французские флаги, ключи и знамя гарнизона, он сошел на берег, «торжественно встреченный народом, не знавшим границ своей радости и восторга, и отправился в церковь для принесения Господу Богу благодарственного молебствия...Радость греков была неописуема и непритворна. Русские зашли как будто на свою Родину. Все казались братьями, многие дети, влекомые матерями на встречу войск наших, целовали руки наших солдат, как бы отцовские. Сии, не зная греческого языка, довольствовались кланяться во все стороны и повторяли: «Здравствуйте, православные!», на что греки отвечали громким «ура!» Тут всякий мог удостовериться, что ничто так не сближает два народа, как вера, и что ни отдаленность, ни время, ни обстоятельства не расторгнут никогда братских уз, существующих между русскими и единоверцами их…» (Официальный сайт Саранской епархии).

Требовалось образовать на освобожденных островах новую государственность, и адмирал Ушаков, как полномочный представитель России сумел создать на Ионических островах такую форму правления, которая обеспечила всему народу «мир, тишину и спокойствие». «Люди всех сословий и наций, - обращался он к жителям островов, - чтите властное предназначение человечности. Да прекратятся раздоры, да умолкнет дух вендетты, да воцарится мир, добрый порядок и общее согласие!..» (Блинский, 2007). Так образовалась Республика Семи Соединенных Островов - первое греческое национальное государство Нового времени. Федор Ушаков, показавший здесь себя великим сыном России, говорил впоследствии, что «имел счастие освобождать оные острова от неприятелей, установлять правительства и содержать в них мир, согласие, тишину и спокойствие...» (Русских, 2014).

«Войска заставили население обожать их... Вы могли бы их видеть осыпанными ласками и благословениями посреди тысяч жителей, которые назвали их своими благодетелями и братьями... Конечно, не было другого примера подобного события: одни лишь русские войска могли совершить такое чудо. Какая храбрость! Какая дисциплина! Какие кроткие, любезные нравы! Здесь боготворят их, и память о русских останется в нашем отечестве на вечные времена» (Русский навигатор).

В октябре 1800 года эскадра возвратилась в Севастополь, а 11 марта 1801 года Павел I был убит, и вскоре Федор Ушаков был переведен в Санкт-Петербург. В 1804 году Ушаков составил записку о своем служении, где говорилось: ««Благодарение Богу, при всех означенных боях с неприятелем и во всю бытность онаго флота под моим начальством на море, сохранением Всевысочайшей Благости ни одно судно из онаго не потеряно и пленными ни один человек из наших служителей неприятелю не достался». В декабре 1806 года он подал прошение об отставке: «Душевные чувства и скорбь моя, истощившие крепость сил, здоровья, Богу известны - да будет воля Его святая. Все случившееся со мною приемлю с глубочайшим благоговением...» (Овчинников, 2003: 349). И переехал на жительство в тихую деревню Алексеевку, вблизи Санаксарского Богородице-Рождественского монастыря, где уже покоился его родной и любимый дядя преподобный Феодор, возможно самый духовно близкий ему человек на земле. Настоятель монастыря иеромонах Нафанаил о нем писал: «В Великий пост живал в монастыре, в келлии, для своего пощения и приготовления к Св. Тайнам по целой седмице и всякую продолжительную службу с братией в церкви выстаивал неопустительно и слушал благоговейно; по временам жертвовал от усердия своего обители значительные благотворения; также бедным и нищим творил всегдашние милостивые подаяния и вспоможения» (Токарева, Шорохов, 2009).

«Остаток дней своих (по словам того же иеромонаха Нафанаила), адмирал провел «крайне воздержанно и окончил жизнь свою как следует истинному христианину и верному сыну Святой Церкви 1817 года октября 2-го дня и погребен по желанию его в монастыре подле сродника его из дворян, первоначальника обители сия иеромонаха Феодора по фамилии Ушакова же» (Праведный Феодор Ушаков, воин).

Можно глубже раскрыть особенности служения воина Феодора Богу, царю и Отечеству. И подробнее говорить о великой русской культуре, об удивительном русском характере, в православной вере, которая была, есть и будет ядром и корнями русской души. Сияющий Славой Божией, светлый образ праведного мужественного воина Феодора сам говорит за себя. В светлом воине Феодоре Ушакове мы видим самые главные качества или добродетели христианина: мужество, благоразумие, целомудрие и правду (по святому Антонию Великому) и склоняемся перед его светозарным образом.

ЛИТЕРАТУРА

Блинский А.В. 2007. Святой флотоводец России: Жизнь и деяния святого праведного воина Феодора Ушакова, адмирала непобедимого. Сост. и отв. ред. А.В. Блинский. СПб.: Сатисъ; Держава. 384 с.

Житие Адмирала Российского флота, благоверного боярина Федора Ушакова [Электронный ресурс]. - Официальный сайт Саранской епархии. - URL: http://www.sarep.ru/prav.-voin-feodor-ushakov.html.

Замостьянов А.А. Победа у Доброго мыса [Электронный ресурс]. - Историк: журнал об актуальном прошлом. - URL: https://xn--h1aagokeh.xn--p1ai/journal/19/pobeda-u-dobrogo-myisa-54.html

монастырь Рождество-Богородичный Санаксарский. 2001. Житие Святого Праведного Феодора Ушакова. Рождество-Богородичный Снаксарский монастырь.

Овчинников В.Д. 2003. Святой адмирал Ушаков (1745-1817). Историческое повествование о земном пути святого праведного воина. М.: ОЛМА-ПРЕСС. 511 с.

Праведный Феодор Ушаков, воин [Электронный ресурс]. - Азбука веры. - URL: https://azbyka.ru/days/sv-feodor-ushakov-voin

Русский навигатор [Электронный ресурс]. - Православие.ru. - URL: http://www.pravoslavie.ru/56152.html

Русских В.Г. 2014. Основатель черноморской школы русских моряков [Электронный ресурс]. - Военно-исторический журнал. - URL: http://history.milportal.ru/osnovatel-chernomorskoj-shkoly-russkix-moryakov/

Токарева Л.Б., Шорохов А.А. 2009. Феодор Ушаков, святой земли Мордовской [Электронный ресурс]. - Русская история. 5. - URL: https://rus-istoria.ru/component/k2/item/998-feodor-ushakov-svyatoy-zemli-mordovskoy

Поступила / Received: 18.11.2021

Принята / Accepted: 25.11.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.