ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ
АДМИРАЛ А. В. КОЛЧАК
Татьяна Николаевна ЯСЬКО,
кандидат исторических наук
Адмирал Колчак. Еще недавно это имя пугало читателя, потому что было оно связано исключительно с событиями гражданской войны в Сибири и на Дальнем Востоке России, с установлением жесткой диктатуры «верховного правителя России». Нельзя сказать, что он случайно или по недоразумению попал в стан врагов советской власти. Безусловно, это был убежденный и ярый противник, боровшийся с большевизмом до конца своих дней. Это лишь одна трагическая страница жизни адмирала, но она долго затмевала образ человека — моряка, полярного путешественника и открывателя новых земель, специалиста в области океанографии и гидрологии, знатока минного оружия, блестящего тактика и стратега войны на море, храброго боевого офицера, награжденного за службу Золотым оружием и Орденом Святого Георгия 4-й степени, патриота России.
Александр Васильевич Колчак родился 4 ноября 1874г. в Петербурге. Его отец Василий Иванович Колчак — потомственный дворянин служил в морской артиллерии, затем работал на Обуховском заводе. В отставку он ушел в чине генерал-майора.
Мать, Ольга Ильинична, происходила из дворян Херсонской губернии. Семья, где было трое детей (сын Александр и дочери Екатерина и Любовь), не имела никакого состояния, жила только на заработки отца.
Начальное воспитание дети получили дома, затем брат и сестра учились в классической гимназии. В 1888 г. Александр поступил в Морской кадетский корпус, который окончил в 1894 г. Как лучшего выпускника его удостоили премии адмирала Рикорда. Уже тогда юноша мечтал прославить свое имя в науке — открыть Южный полюс.
Получив чин мичмана, Александр ушел в плавание на корабле 2 ранга «Крейсер». В конце 1898 г. Колчак получил чин лейтенанта. В мае 1899 г. он узнал о готовящейся экспедиции ледокола «Ермак» под командованием вице-адмирала С.О. Макарова. Желая попасть в экспедицию, лейтенант Колчак добился приема у адмирала Макарова, но тот ему отказал, так как времени для оформления и соблюдения всех формальностей уже не оставалось.
В декабре 1899г. Колчак ушел в плавание на броненосце «Петропавловск», который из Кронштадта через Суэцкий канал должен был идти на Дальний Восток.
Но тут в его жизни произошло знаменательное событие: Колчак получил приглашение принять участие в экспедиции известного путешественника, исследователя барона Э.В. Толля, который предложил лейтенанту должность второго помощника командира экспедиционного судна с одновременным исполнением обязанностей гидрографа. Русская полярная экспедиция Академии
А. В. Колчак
наук имела целью наити легендарную Землю Санникова, которую, как уверял Толль, он видел с северо-западного мыса острова Котельный в августе 1886 г. Другой важной задачей экспедиции Толль считал комплексное обследование Таймырского полуострова и других берегов, островов и акваторий Карского и Сибирского морей1.
21 июня 1900 г. шхуна «Заря» вышла из Петербурга. Колчак вел в экспедиции большую работу — нес ходовую вахту, проводил промеры, брал пробы воды, делал магнитные наблюдения, готовил подробные навигационные описания берегов и островов Северного и Ледовитого океанов. Один из островов в Таймырском заливе, Толль назвал именем А.В. Колчака2.
К сожалению, не обошлось без жертв. Э.В. Толль и три его спутника, отправившиеся на остров Беннета для изучения его геологического строения, не вернулись к назначенному сроку. «Заря» пыталась пробиться к острову, чтобы снять группу Толля, но из-за тяжелых льдов не смогла этого сделать.
В декабре 1902 г. экспедиция возвратилась в Петербург. Здесь по предложению А.В. Колчака, было решено снарядить на поиски пропавшей группы специальный отряд.
9 февраля 1903 г. Колчак со своими спутниками выехал из Петербурга в Иркутск. 3 мая экспедиция в составе 17 человек на 12 нартах, запряженных 160 собаками, вышла из поселка Казачьего на поиски группы Толля. Путь предстоял трудный, через торосы, люди помогали собакам тащить нарты. В июне, когда лед отошел от берега, группа во главе с Колчаком вышла в море. Плавание проходило в тяжелейших условиях, при обильных снегопадах, стаскиваниях вельбота с мелей и неизбежных при этом купаниях в ледяной воде. Шли то под парусами, то на веслах, а 4 августа натолкнулись на предметы, оставленные группой Толля. Там были его письмо и отчет об исследованиях. Забрав документы и геологическую коллекцию, группа пошла дальше. 27 августа на о-ве Котельном встретились все члены экспедиции Колчака, исследовавшие ближайшие острова. Надежда найти людей рухнула. А.В. Колчак пришел к выводу, что Толль и его спутники погибли при переходе между островами Беннета и Новой Сибирью.
Так закончилась почти семимесячная поисковая экспедиция с беспримерным 90-дневным санно-шлюпочным переходом отважных моряков. За это рискованное путешествие, исполненное на пределе человеческих возможностей, участники были награждены медалями, а А.В. Колчак удостоен ордена Владимира 4-й степени.
Находясь в экспедиции, Александр Васильевич узнал о начале войны с Японией. Все документы и материалы экспедиции он передал для отправки в Академию наук, а сам поехал в Иркутск, чтобы дальше следовать в Порт-Артур. Здесь Колчак сразу явился к командующему флотом С.О. Макарову, который принял его как старого знакомого и выразил глубокое сожаление о гибели полярного исследователя Э.В. Толля. Адмирал Макаров назначил Колчака, стремившегося принять активное участие в боях, вахтенным начальни-
ком на крейсер «Аскольд», затем он был переведен на минный заградитель «Амур», а вскоре назначен командиром миноносца «Сердитый».
События для России складывались драматично. После неудачной попытки портартурской эскадры прорваться во Владивосток, главные силы флота возвратились в Порт-Артур и по существу оказались запертыми во внутренних водах. Японский флот стал господствовать на море, японцы беспрепятственно перебрасывали свои войска в Маньчжурию. Миноносец «Сердитый» под командованием А.В. Колчака нес сторожевую службу, выходил в море на постановку минных заграждений. Осенью на такой мине при подходе к Порт-Артуру подорвался японский крейсер «Такасаго». За умелые действия против неприятеля А.В. Колчак был награжден орденом Анны 4-й степени с надписью «За храбрость».
Когда война переместилась на сушу, руководство в помощь осажденному гарнизону Порт-Артура послало морские команды с орудиями, снятыми с кораблей. На сухопутный фронт перешел и А.В. Колчак, получив в подчинение батарею 47-и 120-миллиметровых орудий в вооруженном секторе Скалистых Гор на северо-восточном участке обороны. К декабрю 1904 г. обстановка на фронте у Порт-Артура для русских осложнилась. Невосполнимую потерю они понесли в связи с гибелью руководителя обороны, генерала Р.И. Кондратенко. 20 декабря генерал Стессель сдал город неприятелю. Перед этим моряки подорвали и затопили свои корабли.
А.В. Колчак вместе с другими был отправлен вначале в г. Дальний, а затем в лагерь для военнопленных в г. Нагасаки. Позже японские врачи, обследовав русского лейтенанта, признали его больным, освободили из плена и отправили на родину. Необходимо заметить, что у Колчака обострилась болезнь суставов — последствия вынужденных купаний в ледяной воде во время полярных экспедиций.
В результате обследования и лечения в Петербургском военно-морском госпитале медицинская комиссия вынесла заключение о переводе лейтенанта Колчака на временную инвалидность. Приказом он был уволен и отправлен в 6-месячный отпуск для лечения. Четыре месяца А.В. Колчак с женой прожил на южном курорте. Успешный курс лечения, отдых, заботы супруги сделали свое дело. Он вернулся в Петербург здоровым и работоспособным, так что сразу же засел за обработку экспедиционных материалов и подготовку на их основе монографии о морском льде. Одновременно работал над докладом по итогам экспедиции поиска барона Толля.
В декабре 1905 г. лейтенант А.В. Колчак за отличие в боях под Порт-Артуром был награжден золотой саблей с надписью «За храбрость» и орденом Св. Станислава 2-й степени. А через год, 10 января 1906 г., А.В. Колчак выступил с докладом об экспедиции по поиску группы барона Толля на заседании Императорского Русского географического общества. Доклад Колчака в виде статьи был опубликован в Известиях Императорского Русского географического общества3. В этом же году ему была присуждена Большая золотая Кон-стантиновская медаль за участие в экспедиции барона Э.В. Толля. Позднее, в 1909 г. вышла в свет монография А.В. Колчака об итогах полярной экспедиции 1900—1903 гг.4
1 мая 1906 г. Колчак был прикомандирован к Морскому генеральному штабу, а в июне зачислен в постоянный штат по отделению русской статистики и получил чин капитан-лейтенанта. За два года службы в Морском генеральном штабе Колчак разработал ряд важных документов оперативного и организационного характера, участвовал в подготовке судостроительных программ. В 1907 г. написал обстоятельный доклад «Какой нужен России флот» и выступил с ним на заседании Петербургского военно-морского кружка. Он подверг критике три имевшие хождение точки зрения на флот. Одна из них состояла в том, что России не нужны мощные военно-морские силы; другая полагала, что достаточно ограничиться флотом только оборонительного характера, а третья ратовала за создание флота, равного по мощности английскому.
Колчак же считал, что России необходимо иметь такие флоты, которые позволяли бы не только держать прочную оборону своих берегов, но и господствовать на Балтийском, Черном и Японском морях. Особенно мощным, по его мнению, должен быть флот на Балтийском море5.
Доклад А.В. Колчака вызвал большой интерес в широких кругах флотского офицерства. Он выступил с ним в Морской академии, в Обществе ревнителей военных знаний, в Морском корпусе, в Обществе офицеров флота в Кронштадте. Имя Колчака, известное на флоте со времени руководимой им экспедиции 1900—1903 гг., после доклада и статьи «Какой нужен России флот» стало еще более популярным среди морских офицеров. 13 апреля 1908 г. он был произведен в капитаны 2 ранга и вскоре назначен начальником одного из ведущих отделов Морского генштаба — Балтийского театра.
Резко возросшие в конце XIX — начале XX в. потребности экономического развития Сибири и поиски кратчайшей и надежной транспортной связи между Балтийским флотом и Сибирской военной флотилией настойчиво требовали изучения и освоения Северного морского пути из Атлантического океана в Тихий. Было решено исследовать Сибирский путь с помощью двух ледоколов. 28 октября 1909 г. транспорты «Таймыр» и «Вайгач» под командованием Ф.А. Матиссена и А.В. Колчака вышли в море. Из-за незнания ледовой обстановки и навигационно-гидрографических условий в арктических морях перегонять новые ледоколы на Дальний Восток пришлось южным путем, через Суэцкий канал. Но и этот путь оказался нелегким, и во Владивосток, базу экспедиции, «Таймыр» и «Вайгач» прибыли только 3 июля 1910 г., на два месяца позже намеченного срока. Несмотря на трудности длительного похода, экипажи судов проделали на переходе большую научную работу, результатом которой явились солидные тома с записями гидрометеорологических, океанографических, аэрологических, биохимических и других наблюдений.
Ремонт судов во Владивостоке занял полтора месяца. 17 августа 1910 г. экспедиция вышла в море. На нее возлагались задачи описания берегов Северного Ледовитого океана к западу от мыса Дежнева, а также близлежащих островов, гидрометеорологические, магнитные, ледовые наблюдения, измерение морских течений, сбор зоологических, биологических коллекций и материалов для составления лоций, сооружение навигационных знаков и др. Из-за тяжелых погодных условий экспедиция оказалась недолгой, и 20 октября суда вернулись во Владивосток, но результаты ее оценивались высоко, так как знаменовали собой начало изучения Северного морского пути6.
А.В. Колчак как командир судна и гидрограф оправдал надежды командования. Чуть позже он получил приказ сдать командование судном и дела по экспедиции и прибыть в Петербург для продолжения работы в Морском генштабе. Здесь ему предложили должность начальника 1-й оперативной части штаба. С присущей ему ответственностью принялся Александр Васильевич за дело, но вскоре почувствовал тягость от мало кому нужного бумаготворчества, беготни по отделам Морского министерства. Его тянуло на флот.
В апреле 1912 г. капитан 2 ранга Колчак вступил в должность командира эскадренного миноносца «Уссуриец». Став командиром миноносца, он как будто опустился на ступень ниже своей штабной должности. Но он шел на это сознательно, понимая, что карьера делается на флоте. В начале 1914 г. Колчак был переведен на флагманский крейсер «Рюрик» и вступил в должность флаг-капитана, т. е. начальника оперативной части флота. Теперь он стал одним из помощников командующего флотом по разработке морских операций.
Вскоре разразилась первая мировая война. Первые два месяца после ее начала Колчак как флаг-капитан штаба флота занимался разработкой планов морских операций. Конечно, Александр Васильевич и сам рвался участвовать в них. Впервые он принял участие в боевой операции 1 января 1915 г., находясь на борту крейсера «Рюрик». С крейсеров «Россия» и «Рюрик» были поставлены самые удаленные минные заграждения. Следующая операция была проведена уже под командованием Колчака экипажами эскадренных минонос-
цев. Она проходила в чрезвычайно сложных условиях— ночью, в туман, при скоплении плавающих льдов. Тем не менее минные заграждения в Данцигской бухте были поставлены, и эсминцы благополучно вернулись в Ревель.
Операции на море показали Колчака настоящим флагманом, способным решать сложные боевые задачи не только на оперативных картах и схемах, но и на практике в море, где он прослыл человеком решительных действий.
В апреле 1916 г. А.В. Колчака произвели в контр-адмиралы. В конце июня он стал командующим флотом Черного моря с производством в вице-адмира-лы7. В истории русского флота трудно найти прецедент, чтобы контр-адмирал с выслугой два с половиной месяца получил чин вице-адмирала.
Заветной цели — командовать флотом — Колчак добился даже раньше, чем думал. Как было положено по уставу, он представился императору по случаю производства в вице-адмиралы и назначения командующим флотом. Вскоре Александр Васильевич выехал в Севастополь и официально вступил в должность командующего Черноморским флотом.
Наступил 1917 г., и в Севастополь стали поступать вести о крупных беспорядках в Петрограде. 1 марта Колчак получил шифрованную телеграмму, из которой узнал о переходе власти к Временному комитету Государственной Думы. 5 марта все газеты сообщили об отречении Романовых и о новом составе правительства.
В своих донесениях в Петроград командующий флотом докладывал, что никаких столкновений в дни переворота на флоте и в городе не произошло, жители, гарнизон и матросы выражали поддержку Временному правительству.
В первые недели после свержения царского режима матросы, солдаты, рабочие проявляли лояльность по отношению к командующему и беспрекословно выполняли его приказы и распоряжения. Этому способствовал высокий личный авторитет вице-адмирала. В конце марта Колчак увидел первые признаки снижения дисциплины на флоте. Дабы спасти флот от большевистского влияния и поднять воинский дух подчиненных, Колчак решил обратиться ко всем матросам, солдатам, рабочим и офицерам с призывом «Отечество в опасности». Выступление состоялось 25 апреля, в нем он призвал во имя спасения Родины сплотиться вокруг Временного правительства. Выступление командующего было встречено аплодисментами, но звучали и протестующие голоса, а события продолжали обостряться.
В конце мая Колчак расформировал команды линейных кораблей «Си-ноп» и «Три Святителя», направив наиболее революционно настроенных матросов на фронт. Другие корабли с ненадежными командами приказал чаще выводить в море под видом оперативной необходимости. На флоте поднялась волна протестов. Матросы не слушали больше Колчака, который стал казаться им виновником всех острых конфликтов8. 6 июня Севастопольский совет вынес решение разоружить офицеров и отстранить от занимаемых постов адмирала Колчака и начальника штаба флота капитана 1 ранга Смирнова; пришедшие к Колчаку делегаты предложили ему сдать секретные документы и ключи от сейфа.
На следующий день пришла телеграмма от Керенского, он предписывал Колчаку и Смирнову, допустившим бунт, выехать для доклада в Петроград. С отъездом вице-адмирала Колчака из Севастополя в Петроград фактически оборвалась его служба на флоте. В Петрограде, выступив на заседании правительства о политическом положении на Черноморском флоте, он нарисовал мрачную картину, обвинил правительство в распространении демократических свобод на армию и флот, где под видом свободы развернулась работа по подрыву воинской дисциплины и разложению вооруженных сил. В беседах со знакомыми офицерами говорил, что назад не вернется и командование флотом не примет.
В это время в Петрограде находилась американская военная миссия. Адмирал Гленнон предложил Колчаку с разрешения русского правительства командировку в США. Гленнон доверительно сообщил Колчаку, что американс-
кий флот намерен развернуть активные военные действия против турок в районе Дарданелл. А.В. Колчак решил: поскольку в России не находится применения его силам, он будет воевать против немцев и их союзников за границей. 27 июля 1917 г. он уехал из Петрограда.
Первые дни пребывания в Вашингтоне Колчак посвятил визитам. Несмотря на то, что события в России все более разочаровывали Вашингтон, Колчака повсюду принимали приветливо. Американцев очень интересовало минное дело, они были наслышаны о высокой постановке его в России. Колчак осветил общие проблемы минной борьбы с противником. Затем принял участие в маневрах американского флота в Атлантическом океане.
Из России в это время поступали тревожные вести. Балтийский флот вел упорные бои с немцами на море и в Рижском заливе. Скоро стало известно о новой революции в России. А.В. Колчак решил вернуться домой, но не через Атлантику, а через Тихий океан. В ноябре 1917 г. на японском пароходе «Карио-мару» он прибыл в Иокогаму. Здесь узнал об образовании в России нового, советского правительства, о первых декретах советской власти. И здесь в полной мере осознал драматизм своего положения: еще полный сил, энергии, известный военачальник, он вдруг оказался адмиралом без флота, без всяких перспектив в будущем и даже без денег, ранее аккуратно получаемых каждый месяц.
В Иокогаме А.В. Колчак был в курсе событий в России. Учитывая все противостоящие большевикам силы, разруху в стране, развал армии, он считал, что советская власть недолговечна и неминуемо должна пасть. Однако шли дни, недели, революция докатилась до Сибири и Дальнего Востока. Александр Васильевич решил пока не возвращаться на Родину. У него созрел план нанести визит английскому послу в Японии и предложить свои услуги союзникам в борьбе против Германии. 30 декабря 1917 г. Колчак получил вызов из английского посольства, где ему сообщили, что он и еще два офицера приняты на службу. Через неделю адмирал и лейтенанты Безуар и Вуич, имея направление в Бомбей, отплыли на английском пароходе из Иокогамы в Шанхай. Здесь им пришлось задержаться, так как вспыхнула эпидемия чумы, и все пароходы находились на карантине, их не выпускали в море. Через генеральное консульство адмирал имел возможность следить за событиями в России.
Тем временем в Лондоне решили, что Колчак должен остаться на Дальнем Востоке, в Харбине, объединив там все антибольшевистские силы, скопившиеся в Маньчжурии. По сути дела там намечалось формирование белой армии по типу Добровольческой на юге России.
В апреле 1918 г., в Харбине, под видом нового правления Общества КВЖД, было сформировано антибольшевистское правительство под руководством генерала Д.Л. Хорвата. Военное ведомство в нем возглавил А.В. Колчак. Однако первая его попытка выйти на политическую сцену оказалась неудачной. Помешали острые противоречия внутри лагеря контрреволюции. Не поддерживал он и откровенную прояпонскую ориентацию ряда белогвардейских лидеров, считая, что союзники должны предоставить оружие, различное снаряжение, но уничтожить советскую власть предстоит самим русским. Не встретив понимания, Колчак вступил в конфликт с японцами, рассорился с генералом Хорватом и атаманом Семеновым, вышел из правительства и уехал в Токио.
Тем временем в Сибири и на Дальнем Востоке развернулись события, круто изменившие ситуацию в этом регионе. В конце мая 1918 г. началось вооруженное выступление Чехословацкого корпуса, 29—30 июня аналогичные события произошли во Владивостоке, в результате советская власть была свергнута на огромной территории от Волги до Тихого океана. Однако вскоре выяснилось, что этих сил явно недостаточно для победы над большевиками. Власть была в руках различных антибольшевистских правительств, оказавшихся в состоянии острой конфронтации. Раздоры и соперничество мешали
осуществлению надежд на сокрушение советской власти. Союзники пришли к выводу о необходимости установления в Сибири сильной власти. С целью ускорения решения этой проблемы в Россию направился известный специалист по России, британский генерал Нокс. В августе Нокс прибыл в Японию, где встретился с Колчаком. В их беседах выявилась общность взглядов относительно принципов организации власти в Сибири. Нокс предложил адмиралу вместе выехать из Японии. В середине сентября они отправились из Токио во Владивосток, город поразил разноязычной речью, пестротой экипировки солдат, матросов, офицеров. Весть о появлении адмирала Колчака во Владивостоке вскоре облетела русское флотское офицерство, которое оказало адмиралу все знаки внимания и почтения как самому старшему и авторитетному командиру.
В это время во Владивостоке оказался премьер Омского правительства П. Вологодский, правительство которого располагало реальной вооруженной силой, контролировало всю Сибирь и пользовалось поддержкой буржуазных кругов, а также командования Чехословацкого корпуса, англичан и французов.
В сентябре 1918 г. во Владивостоке на совещании союзных представителей был сделан важный шаг к объединению и сплочению всех антибольшевистских сил Сибири и Дальнего Востока и к последующему установлению военной диктатуры Колчака.
В Омск адмирал уехал в поезде чешского генерала Гайды. В Сибирском правительстве ему обещали пост военного министра, но 18 ноября сторонники военной диктатуры совершили в Омске переворот. А.В. Колчак был провозглашен «верховным правителем России»9.
Начался последний, самый трагический период жизни и деятельности адмирала Колчака. События гражданской войны в Сибири широко известны. Существует немало книг, рассказывающих о падении колчаковского режима и гибели самого А.В. Колчака 7 февраля 1920 г.
В чем же состояла трагедия адмирала Колчака? Наверное, в его жизни можно найти немало роковых, непоправимых ошибок, но, как нам представляется, дело не в этом. Его трагедия — это трагедия страны, оказавшейся на краю пропасти, трагедия русского офицерства, на долю которого выпало три войны и три революции. Драма этих людей заключалась в том, что вместо своего долга защищать Отечество они были ввергнуты в пучину братоубийственной войны, стали участниками российской трагедии. Одним из них и был адмирал А.В. Колчак, испивший эту чашу до дна.
1 Толль Э.В. Плавание на яхте «Заря». М., 1959.
2 Богданов К.А. Адмирал Колчак. С.-Петербург, 1993. С.20.
3 Известия Императорского Русского географич. об-ва. Спб. 1906. Т.13. Вып.5. С.3.
4 Научные результаты Русской полярной экспедиции в 1900—1903 годах под начальством барона Толля. СПб. 1909. Вып.1.
5 См.: Мор. сборник. 1908. №6, 7.
6 Богданов К.А. Адмирал Колчак. С.40.
7 ЦГАВМФ. Ф.11. Оп.1. Д.45. Л.29.
8 Колчак А.В. — последние дни. Барнаул. 1991. С.136—137.
9 Колчак и интервенция на Дальнем Востоке: Док. и материалы. Владивосток. 1995. С.28—29.
SUMMARY. The article by Candidate of Historical Sciences Tatyana Yasko «Admiral Kolchak» is about the life of such a non-ordinary person as A.V. Kolchak. The author shows his activity as a polar researcher, a discoverer of new lands, a brave war officer, who was awarded with Gold Cold Steel. In Russia's history Admiral Kolchak remains as a naval commander and one of the leaders of the White movement.