СПЕЦИАЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ: МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ УДК 37-03 (034)
Фалка Ф.П.
член Военно-Научного Общества Черноморского Флота РФ, Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище им. П.С. Нахимова (г. Севастополь)
АДМИРАЛ А. С. ШИШКОВ (1754-1841) ОБ ОСНОВАХ ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОЙ И СОЗИДАТЕЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ В РОССИИ
Статья посвящена, в краткой форме, общим теоретическим основам по формированию человеческой личности в обществе, и, вопросу формирования здоровой, созидательной личности в подрастающем поколении России на практическом примере педагогической и просветительской деятельности и взглядов А.С. Шишкова. Александр Семёнович Шишков — военный, научный, общественный и государственный деятель Российской Империи, Адмирал, академик, министр, просветитель, воспитатель, педагог, писатель (1754-1841). Ответственные и созидательные идеи и взгляды Адмирала и академика А.С. Шишкова всегда находили понимание в созидательно мыслящей части Российского общества при изучении проблемы деградации общества, её причин и путей её преодоления, также, как и в вопросе поисков верных алгоритмов формирования благородной, чистой, светлой, совестливой, ответственной и созидательной личности в подрастающем молодом поколении России, которое, обладая естественным стремлением к новому и лучшему, будет благодарно и бережно хранить традиционное созидательное наследие и опыт предыдущих поколений. Актуальна эта проблема деградации современного общества и путей её преодоления и в XXI столетии. Направления решений по уяснению причин прогрессирующей деградации общества, его моральных устоев и оценок, направления решений по преодолению проблемы современной деградации Российского общества, которые предлагал мудрый российский старец — Адмирал, академик и министр Александр Семёнович Шишков в своём богатом словесном наследии ведут к укреплению здоровых устоев Российского общества, и в целом, к укреплению национальной безопасности современной России в условиях субъективно-личностных т.н. «вызовов современности».
Ключевые слова: развитие личности, адмирал А.С. Шишков, российская система образования, служение Отечеству, созидающая общество личность, образовательный опыт.
Введение. Общественные и политические процессы в Российском обществе конца ХХ-го начала XXI-го столетий, изменения, которые обусловили перестройку всех уровней образования в соответствии с требованиями европейского образовательного пространства, закономерно сопровождались принципиальным и скорым обновлением всей системы Российского образования. В условиях развития этих процессов и изменений в настоящее время особого значения приобретают возникающие проблемы изменения облика и содержания всех уровней образования и проблема прогрессирующей духовной деградации Российского общества и его нравственности. В этом контексте одной из стратегических задач является наилучшее соединение классического Российского созидательного образовательного и педагогического (в том числе, православного) наследия и современных образовательных здоровых достижений мировой научной мысли, использование накопленных положительных достижений отечественного российского и мирового педагогического и образовательного опыта.
Формулировка цели статьи и задач. Исходя из этого является насущной потребность объективно изучить, проанализировать и синтезировать, то есть выявить и обобщить, познать и осознать положительный поликультурный опыт минувших Российских
поколений по вопросам формирования созидающей общество личности, по вопросам педагогики, образования и воспитания подрастающего поколения Российского общества на традиционных Российских фундаментальных (в том числе, православных) началах, на фундаментальных традиционных началах совести, ответственности и созидания, взаимопомощи и взаимоподдержки, уважения созидательного общего и созидательного частного. Совершено очевидно, надо брать в расчёт, учитывать и анализировать факторы влияния всё возрастающего реального духовного контекста (возрастания в обществе интенсивности энергий духа эгоизма, гордости и себялюбия, злобы или безразличия к окружающему мирозданию, безответственности, нигилизма и апатии) в обезценивании и деградации человеческой личности в современном западном рыночном обществе, и, брать в нелицемерный расчёт далеко не простые, невидимые глазу реально деструктивные духовные процессы и прогнозируемые деструктивные последствия современных рыночных перемен в Российском обществе. И, также, брать в нелицемерный расчёт далеко немалочисленную субъективно-личностную составляющую, которая всё более деградирует в сторону безответственного псевдовысокопарного («высоконаучного»?!), невразумительного и малопонятного наукообразного «новояза» и словоблудия, и, по сути, в сторону завуалированной фактической лжи, как в мировом, так и в российском педагогическом и образовательном пространстве.
В рамках настоящей статьи, в краткой общей форме в части 1-й, вниманию читателя предложено рассмотрение некоторых из понятий в системе фундаментальных категорий социальной философии: «дух», «личность», «основы личности», «духовная жизнь общества», «общественное сознание», «духовная культура», «духовный мир людей», духовные составляющие процессов созидания или разрушения общества и человека как образа и подобия Божия, также, затрагиваются вопросы взаимодействия человека как творения со своим Творцом, затрагиваются вопросы человеческого творчества и вопросы о человеке как носителе духовных энергий разрушения, через призму воздействия которых на человеческое общество отражаются основные общественные явления в целом и раскрываются взаимоотношения между ними.
В целом, статья посвящена общему обзору просветительской, воспитательной и педагогической деятельности и взглядов Адмирала, академика и министра А.С. Шишкова (1754-1841), в том числе, среди прочего, и созидательным взглядам его многочисленных единомышленников в Российском образованном обществе первой половины XIX столетия. В части 2-й настоящей статьи осуществлен самый краткий обзор результатов жизненного и творческого пути Александра Семёновича Шишкова — видного военного, научного, общественного и государственного деятеля Российской Империи, Адмирала, академика, министра, просветителя, педагога, воспитателя, писателя, поэта. Предложены вниманию читателя настоящей статьи некоторые краткие чеканные мысли из его некоторых основных произведений словесности. Ответственные и созидательные идеи Адмирала и академика А.С. Шишкова могут найти хорошее понимание в мыслящей части современного Российского общества при изучении проблемы современной деградации общества и путей её преодоления, в вопросе поисков алгоритмов формирования благородной, совестливой, чистой, ответственной и созидательной личности, в подрастающем молодом поколении, которое естественно стремясь к новому созиданию, будет благодарно и бережно хранить традиционные созидательный опыт и наследие предыдущих поколений. Направления решений по уяснению причин прогрессирующей деградации общества, по преодолению проблемы современной деградации общества, которые — для своего времени — предложил Адмирал и академик А.С. Шишков в своём богатом словесном наследии, если их по максимальной возможности непредвзято, т.е. объективно, изучить, уяснить, осознать и, с Божией помощью, умело применить в современной практической образовательной и воспитательной деятельности, приведут к формированию в Российском обществе Боголюбивых, совестливых, ответственных и созидательных личностей, к формированию в Российском обществе духовно здоровых семей, духовно здорового настоящего и
последующих поколений, приведут к духовному выздоровлению многих человеческих родов, и, в целом, приведут к укреплению национальной безопасности современной и грядущей России.
Здоровый, незамутнённый родной язык, благочестие, Отечество, совесть и простота, чистота, патриотизм, благородство, честь, долг, верность, взаимопомощь и взаимоподдержка друг друга, ответственность и созидание тесно и гармонично взаимосвязаны. На наш взгляд, именно они есть верные ориентиры на пути к выздоровлению всех желающих того личностей, семей, коллективов во всё более поражаемом духом эгоизма Российском обществе. На наш взгляд, в современном Российском обществе труды Адмирала и академика А.С. Шишкова, в своей мере, помогут это хорошо понять и осознать всем тем, кто этого захочет в своей руководящей деятельности.
Познание и осознание личностью истории Отечества, своего места и роли в его судьбе находится в основе жизнедеятельности и подлинной державности России.
Утверждение созидания и ответственности, других здоровых ценностей в каждой личности, семье, роде и коллективе — путь к жизнеспособности и державности России.
Понятие личности и её основы. Духовная составляющая человеческой личности
Понятие личности. Основы человеческой личности
Развитие человеческого общества невозможно без наличия в нём ответственных и созидательных личностей, оно невозможно без ведущих и творческих личностей. Человеческая история включает в себя огромное разнообразие примеров деятельности человеческих индивидов, которые преследуют свои цели. Эти цели могут быть как созидающими, так и разрушающими, и, в целом, вести как к созиданию человеческого общества, всех его составляющих и самого человека, так и к обратному, к разрушению окружающего человека мироздания и к разрушению самого этого носителя человеческого образа. Из ответственных и созидающих или из эгоистичных (безответственных) и разрушительных поступков, деяний или бездействия человеческих личностей и сплетается фактическая ткань человеческой истории.
В переломные времена в развитии человеческой истории всегда возрастает интерес мыслителей (как духовно здоровых, так и в различной степени уклонившихся от здорового мировосприятия) к феномену человека как непосредственного творца своего настоящего и, своего будущего через настоящее. Как общественного, так и индивидуального.
На протяжении последних десятилетий нового времени и в новейшее время, то есть с конца XVIII столетия по настоящее время, но особенно в ХХ столетии к вопросам развития человеческой личности, к вопросам развития индивида, к духовно-нравственной целостности и целомудрию человека и общества, к вопросам ответственности и созидания было приковано пристальное внимание общественных мыслителей (философов, деятелей науки, писателей, поэтов). Это было и поныне связано с обострением глобальных проблем среды человеческого проживания, так же, как и с угрозами существованию человеческого общества в целом, в результате эгоистичной, безответственной человеческой деятельности, как духовной, так и материальной. Общественные мыслители стремились поставить и обсудить проблемы выбора между добром и злом, ответственности и безответственности (эгоизма), вины человеческой личности за содеянное разрушение ближних и окружающего мира, проблемы личных, персональных прав и общественных обязанностей личности в процессе созидания окружающего человека мироздания, в целом, в процессе существования человеческого социума.
Тему человеческой индивидуальности и личности рассматривают в настоящее время не столько в плане роли выдающихся личностей в человеческой истории, хотя это и остаётся всегда очень важным, ключевым моментом в человеческой истории, сколько в общем контексте изучения всей проблематики человека, к которому подключаются своими усилиями специалисты различных научных дисциплин: историки и философы, педагоги и воспитатели, социологи и психологи, медики и юристы и другие.
Понятия индивидуальности и личности различаются, хотя и ставят на первый план в их рассмотрении самоустроение, по причине которого данный конкретный человек
становится активным субъектом общественной жизни. Очень часто термины «индивидуальность» и «личность» употребляют как синонимы, как разные слова обозначающие одно и то же самое, как однозначные и взаимозаменяемые. Это не оправданное взаимозаменение. В понятиях индивидуальности и личности существуют различные составляющие того феномена, который мы именуем как общественно значимые качества человека. С индивидуальностью сопряжена самобытность, известно, что человек есть индивидуальность в силу наличия у него особенных, единичных, неповторимых свойств. Понятие индивидуальность включает в себя и своеобразие и неповторимость, естественность и непринуждённость, многогранность и гармоничность. Человек постольку есть личность, поскольку у человека есть своё неповторимое лицо, которое он не теряет в различных жизненных трудностях. Понятие же личность прежде всего ассоциируется с наличием в ней сознательного, волевого начала. Тот или иной индивид тогда может называться личностью, когда ясно и чётко, творчески и ответственно осознаёт и оценивает, контролирует мотивы своего собственного созидательного поведения в интересах поступательной, созидательной стратегии в человеческом обществе.
«ЛИЧНОСТЬ — человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений. ...ЛИЧНОСТЬ — это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности. .В конкретно-исторических обстоятельствах Л. выступает как целостность, которая задана определённой социальной системой. Л. — это действительность индивида как социального феномена и субъекта, реализующего себя в различных видах социального общения и действия. Социальные качества Л. проявляются в её действиях, поступках, в её отношении к другим людям. По этим проявляющимся вовне поступкам можно в известной степени судить о внутреннем мире человека, его духовных и нравственных качествах (как положительных, так и отрицательных). .Внутреннее содержание Л., её субъективный мир — это не результат механического внедрения в её сознание многообразных внешних воздействий, а итог той внутренней работы самой Л., в процессе которой внешнее, пройдя через субъективность Л., перерабатывается, осваивается и применяется ею в практической деятельности. Сложившаяся таким образом система воспитанных и самостоятельно выработанных индивидом социальных качеств проявляется в субъективной форме (идеи, ценности, интересы, направленность и т.д.), отражающей взаимодействие Л. с окружающим объективным окружающим миром. В зависимости от характера общественных отношений, уровня знаний и силы воли индивид обретает возможность оказывать большее или меньшее влияние на факторы его развития. Понятие Л. характеризует человека как активного субъекта социальных отношений. .Характер мировоззрения Л. формируемого социальным окружением, воспитанием и самовоспитанием, является одним из важнейших её качеств, её «стержнем». Мировоззрение Л. в значительной мере предопределяет направленность и особенности всех социально значимых её решений и поступков. ...», — такое определение человеческой личности даёт «Философский словарь» [2, с. 238-239].
В каждой личности интересны её поступки, деяния, подвиги, свершения, достижения. Личность всегда выступает инициатором некоторой последовательности жизненных и исторических событий. А её достоинство в человеческом обществе прежде всего оценивают тем, сколько тот или иной человек как личность создал, взял под свою ответственность, защитил, сохранил и преумножил.
Совсем не просто быть личностью. Это относится не только к деятелям человеческой истории, но и ко всякой личности вообще. Поскольку самая незаметная на первый взгляд, самая скромная роль, если она выбрана осознанно, то есть ответственно, выдвигает перед человеком свои ежедневные обязанности. Перед собой, перед членами своей семьи, перед своим родом, перед средой своего общения, перед своим народом. Ведь бытие личности есть
постоянное усилие и самоконтроль над собой, постоянное принятие самостоятельного решения и последствий от его воплощения.
В повседневной структуре общественных взаимоотношений уклонение индивида от самостоятельного решения и ответственности за него равнозначно констатации своей личностной неразвитости и фактическому согласию на существование в качестве безгласного подопечного, фактически, раба безответственности. За недостаток сознательно-волевого начала в своей индивидуальной структуре человеку приходится всегда платить наличием всё более возрастающей лени, безразличия или мечтательности, мнительности, завистливости, мстительности, и, прочих многочисленных бед со всякими невзгодами. В итоге же столь бездумно растраченной жизни — жалкая картина, когда мучительно и безысходно больно за безцельно прожитые годы на Земле... В своё время известный советский писатель Николай Островский сказал об этом. О том, что жизнь даётся человеку один раз и прожить её надо так, чтобы не было потом мучительно больно за безцельно прожитые годы на Земле.
К основам ответственной человеческой личности можно отнести «способность быть господином самому себе», «нравственность» или «мораль», «самодисциплину», «самообладание», «умение властвовать собой», «автономию» (И. Кант) в смысле не «самозаконности», а в смысле самодостаточности, ответственной независимости по отношению к чему-либо.
Нравственность, или Мораль (лат. mores — нравы) как это определяет «Философский словарь» есть: «одна из форм общественного сознания, социальный институт, выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. .М. отличается способом обоснования и осуществления своих требований. В М. общественная необходимость, потребности, интересы общества. выражаются в виде сформировавшихся и общепризнанных предписаний и оценок, подкреплённых силой массового примера, привычки, обычая, общественного мнения. Поэтому требования М. принимают форму безличного долженствования, равно обращённого ко всем, но ни от кого не исходящего повеления. Эти требования имеют относительно устойчивый характер. Они отличаются от простого обычая или традиции, поддерживаемых силой устоявшегося порядка, тем, что получают идейное обоснование в виде представлений о том, как подобает человеку жить и поступать. .исполнение требований М. санкционируется лишь формами духовного воздействия (общественная оценка, одобрение или осуждение совершенных поступков).
.Наряду с общественным сознанием в М. не меньшую роль играет индивидуальное сознание. Опираясь на выработанные обществом нравственные представления, усваивая их в процессе воспитания, индивид может в значительной мере самостоятельно регулировать своё поведение и судить о моральном значении всего происходящего вокруг него. Благодаря этому в М. он выступает не только как объект социального контроля, но и как его сознательный субъект, то есть как нравственная личность. Будучи сложным общественным образованием, М. включает моральную деятельность с точки зрения её содержания и мотивации (то, как принято поступать в том или ином обществе, образцы поведения множества людей, нравы); моральные отношения, регулирующие эту деятельность, проявляющиеся в различных формах долженствования, требований к человеку (Норма моральная, Долг, Ответственность, Совесть); моральное сознание, отражающее эти отношения в виде соответствующих представлений (нормы, принципы, общественный и моральный идеалы, понятия добра и зла, справедливости и несправедливости). Все эти формы морального сознания объединены в логически упорядоченную систему, позволяющую не только предписывать, но и определённым образом мотивировать и оценивать моральные действия.» [2, с.292-293].
Человек разумный и нравственный определяется таковым, по причине того, что именно здравому человеческому разуму свойственно искать своё место в окружающем его
мироздании так же, как свойственно искать причины событий, явлений и процессов в окружающем его мироздании. По этой причине эти поиски можно оценить и как процесс морально-практической ориентации человеческой личности в окружающем его мироздании.
Начало исходит с простых нравственных альтернатив, то есть, выбора человека что и где можно делать и, чего нельзя делать ни под каким обоснованием, то есть категорически. После добровольного возложения на себя определённых общественных и личных обязанностей, человеческая личность становится убеждённым исполнителем той или иной социальной роли. Эта роль не единична. Точно так же поступают и другие люди со своими мотивациями и индивидуальными устремлениями.
Таким образом, человек находясь в упорядоченном, ответственном и созидательном обществе, проявляет осознанный интерес к общественным отношениям и закономерностям человеческого бытия в окружающем его упорядоченном, гармоничном мироздании. То есть человек осознанно интересуется глобальным и частным, принципами их взаимодействия, интересуется общими перспективами развития человечества. Этот интерес в самом деле живой, не досужий, нравственно выстраданный. Исходя из всего этого перед духовно здоровым человеком, перед здравой личностью возникает вопрос о со-трудничестве, о сотворчестве с Творцом всего сущего, в окружающем его и подконтрольном ему пространстве.
И этот вопрос нормальный человек стремится положительно решить, понимая и осознавая гармонию окружающего его Божиего мироздания. Таким образом его личная здоровая биографическая нить вплетается в общественную ткань развития своего народа, а здоровая энергийная (духовная) струйка вливается в невидимый глазу энергийный (духовный) поток жизни своего родного народа, стремящийся к Созидающему Духу, к своему Творцу.
Место и роль духовной составляющей человеческой личности в общественных явлениях и процессах
В жизни каждого человека, семьи, рода, коллектива, народа, общества всегда присутствует та или иная духовность. Добрая или злая, созидательная или разрушительная. Духовность всегда несёт свой определённый знак. В окружающем каждого из нас Божием мироздании (духовном) вообще нет духа «ни положительного, ни отрицательного» (какого-то безадресного, без определённого места жизни), то есть отстранённого и безразличного ко всему окружающему. Та или иная временная, отдыхающая «нейтральность» или мнимая т.н. «толерантность» всегда, так или иначе, проявляет себя в последующем движении в созидательном или в деструктивном направлении.
Реальный духовный мир человеческой личности (созидательный или деструктивный) всегда определяет особую, неповторимую форму существования, проявления, функционирования реальной духовной жизни всего человеческого общества.
Поскольку согласно Священному Писанию, данного Творцом Своему творению — человеку, Бог есть Дух — и это есть аксиома для всякой созидательно мыслящей человеческой личности, — постольку каждого из нас окружает прежде всего мир невидимый, сотворённый вначале, окружает мир духовный, а затем мир видимый и все его многообразные душевные проявления в видимых воплощениях на Земле. Мир энергии и мир воплощения энергии. Это совершенно очевидно.
Поскольку же человеку, сотворённому по образу и по подобию Божию, дана Творцом способность творения, воплощения своих мыслей, идей, представлений как в духовную, так и в материальную реальность (а это и есть для человека «образ и подобие Божие»!), постольку и окружающий нас мир прежде всего следует оценивать с духовной точки зрения, потом — всё остальное.
Человек как личность либо осознанно созидает себя, своих близких и своё окружающее настоящее и грядущую Жизнь, либо сознательно как злодей, или по общему
навязанному невежественному предрассудку, как самонадеянный невежда и глупец, разрушает себя, своих близких и своё окружающее настоящее, губит самого себя и окружающее его человеческое общество. С чьей-то лукавой духовной помощью сам губит своё же будущее. Давно ведь сказано о том, кто имеет разум тому дастся и преумножится, а тот, кто не имеет разума у того отнимется и то, что он почему-то думает иметь. Именно второй момент очень хорошо подмечен в басне соратника Адмирала А.С. Шишкова русского писателя, академика И.А. Крылова «Свинья под дубом» [14].
Вот как определяет «Философский словарь» это понятие: «ДУХ (лат. spiritus — буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) — в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию, в отличие от материального начала; в узком смысле однозначно с понятием мышления. .Античная философия рассматривала Д. как теоретическую деятельность (напр., для Аристотеля высшей формой деятельности Д. является мышление о мышлении, наслаждение теорией). Однако Д. понимался и как сверхразумное начало, познаваемое непосредственно, интуитивно (Плотин). Такая точка зрения внешне близка к религиозной идеологии, согласно которой Д. — Бог, сверхестественная Сущность, могущая быть лишь предметом веры. .Духовная жизнь общества — общественное сознание — выступает как отражение общественного бытия. В то же самое время она активно воздействует на общественное бытие, на практическую деятельность человечества.» [2, с.136-137].
Духовность в жизни здорового человека проявляется в его ответственности и созидании, в свободе выбора, в творческой активности, в стремлении к созиданию Жизни на Земле в окружающих нас близких и в обществе и в окружающем нас мироздании.
Вопросы духовного развития человеческой личности, стремления к Жизни, глубоко рассматривались ветхозаветными пророками народа Израилева, глубоко рассматривались в святоотеческом Византийском и в Русском традиционном православном предании. Рассматривались — в той или иной степени чистоты и глубины интерпретации — на основе личного восприятия, понимания и проникновения (не обязательно здраво!) в духовную область различными философами и учёными различных времён.
Для того чтобы познать и осознать место и роль духовного фактора в окружающих нас общественных явлениях и процессах необходимо правильно оценить, познать и осознать фундаментальные закономерности мироздания и окружающей нас общественной жизни.
Именно духовные факторы всегда играют решающую роль в том или ином — добром или злом, понятнее, созидающем или деградирующем — бытии человека и общества. Духовный мир людей всегда определяет их настоящее, и, будущее, закладываемое ими, или кем-то, в настоящем.
Здоровый или нездоровый (больной) духовный мир людей всегда определяет здоровое или нездоровое состояние сознания и бытия человеческого общества, его здоровье или же его болезнь. Совершенно очевидно, что болезнь есть уклонение от данных Творцом норм здравого ответственного бытия в окружающем нас мироздании. Хорошо известно, что болезнь может быть исцелена при условии неукоснительного выполнения и следования определённым лечебным процедурам по выздоровлению, по возвращению к нормам здравого бытия. Либо болезнь, как запущенный в своём направлении механизм, отвергающий и презирающий очевидные здравые меры по исцелению, может привести — в конечном итоге — к смерти одержимый ею организм. Как человека, так и общественный организм в целом. Совершенно очевидно, при внимательном детальном анализе, что все ранее бывшие в истории человеческие сообщества и цивилизации, великие империи, однажды почему-то заболев низкими мыслями, и, почему-то не осознавая этого, и, потому, не проводя совершенно очевидных здравых санационных действий и мероприятий неизбежно катились — всё ускоряясь — к вырождению, к жалкому существованию, и, рано или поздно, погибали, обременённые низкими мыслями, под грузом дегенеративного общественного и личного «багажа». По причине индуцированного извне в руководящей прослойке своего рода
личного и общественного помешательства эгоизмом, что проявлялось в личной и в общественной насмешке, в искажении здравых норм, установок, и, в культивировании равнодушия и безразличия к соблюдению норм общего и личного здравого бытия по отношению человека к самому себе, к супругу (супруге), к детям, к родителям, в семье, к власти, в окружающем обществе и в мироздании. По причине прогрессирования невидимых обычному глазу духовных болезней, стержнем которых всегда являлся разрушающий дух эгоизма и принижающий образ мышления. В медицинском плане характеристика этого явления и чёткий прогноз даны в советской Большой Медицинской Энциклопедии (3-е издание, в 30-ти томах) в статье «Индуцированное помешательство» (т. 9).
Названные ранее понятия и фундаментальные категории изучает социальная философия для уяснения основных явлений в человеческом обществе в целом, и взаимоотношений между ними. Кроме того представители различных общественных и естественных дисциплин и наук исследуют исторический и природный процесс развития человека как в целом, так и в отдельных его проявлениях.
Для характеристики духовной составляющей в общественных явлениях и процессах используются философские категории «духовная жизнь общества», «духовное производство», «общественное сознание», «духовная культура». Названные категории хотя и сходны по внутреннему содержанию, однако между ними существуют отличия.
Здесь следует сказать, что в очень немногих (из доступных нам) работ достаточно глубоко рассматриваются вопросы духовной здравой составляющей — основы здравой человеческой жизни. Очень часто в современном общественном мнении и в общественном сознании наблюдается то, что духовное — намеренно или по непониманию — подменяется душевным, а душевное неверно или сознательно выдаётся за духовное. И на этом шатком и неверном основании безответственно (т.е. эгоистически), фактически без Духа Созидания, выстраиваются целые «научные» системы взглядов, некие не подлежащие оценке и табуированные «парадигмы», создаются «научные школы», которые отвлекают сознание мыслящих людей и формируют и направляют вектор сознания и бытия индивида, личности и общества — в большинстве случаев намеренно(!) — в «места безводные и безплодные», в «этот безумный, безумный, безумный мир», к духовной и, как следствие этого, к физической деградации, направляют к разрушению и к смерти, к отвержению от созидающего мира Творца, во мрак, в тотально деструктивную среду, именуемую религиозными мыслителями «ад»...
«Духовная жизнь общества» — представления, устои, традиции, явления, события, процессы, которые так или иначе проистекают из области духовной жизнедеятельности людей, из целой совокупности человеческих знаний, ощущений, представлений, взглядов, чувств, равно как и процессов продуцирования индивидуальных и общественных идей и их доведения и восприятия. Духовная жизнь человеческого общества состоит не только из идеальных явлений, но и из её субъектов, которые сохраняют, производят, распределяют духовные ценности (в виде научных, культурных, учебных, религиозных и общественных заведений и организаций).
«Духовное производство» — его сущностью является создание духовного продукта для удовлетворения духовных потребностей людей. Современные учёные относят к этому процессу формирование общественного сознания, в котором сконцентрированы основные понятия духовной жизни людей.
«Общественное сознание» — сердцевина, ядро духовной жизни. Общественное сознание включает в себя целую взаимосвязь образов идеального (духовного) мира: мнения, взгляды, идеи, понятия, настроения, переживания, чувства которые возникают в процессе соприкосновения человека с окружающим его мирозданием. А поскольку в обществе существуют различные социальные группы, постольку общественное сознание отражает, включает в себя понимание окружающей действительности этими социальными группами на каждом данном этапе развития человеческого общества.
Общественное сознание влияет на общественное бытие. В свою очередь общественное бытие, либо омрачает, либо просветляет общественное сознание. Таким образом, они выступают в совокупности базой для формирования идеологии в человеческом обществе.
Фактически, идеология формируется в духовном производстве определёнными группами людей целенаправленно, отражая заинтересованные системы взглядов этих групп на мироздание, принципы восприятия, теории и идеи. Идеология всегда нацелена либо на определённое упорядочивание и здравую иерархичность общественных отношений, либо на возмущение и деструкцию всяких сложившихся и упорядоченных, иерархичных общественных отношений.
Духовный мир людей имеет личностно-неповторимую форму. Тем не менее, общественное и индивидуальное человеческое сознание опосредованно взаимодействуют друг с другом. Индивидуальное человеческое сознание развивается через восприятие духовного наследия предыдущих поколений и достижений современности, В свою очередь духовный мир людей (общества) составляется из духовных озарений, духовных достижений и открытий отдельных личностей.
«Духовная культура» — ключевая составляющая общественного развития. Состояние морального (нравственного), интеллектуального развития человеческого общества всегда определяет тот или иной уровень духовной культуры. С момента своего рождения каждый человек поступает под влияние определённой культуры и семейной культурной среды со своими ценностями и антиценностями. Здоровое, ответственное научение, воспитание, образование человека сконцентрировано в приобщении подрастающего поколения к культуре, которая базируется на здоровых ценностях совести, ответственности и созидания, чистоты, верности, благородства, долга, чести.
Оценка (характеристика) состояния педагогики, воспитания и образования на конкретном этапе развития человеческого общества даёт понимание, показывает уровень культуры того или иного общества и перспектив его духовного развития. Либо стремления к Ответственности, к Свету и Созиданию, либо к движению общества в сторону всё более лютеющего и наглеющего духа эгоизма — от Света во тьму — к растянутой во времени, прогрессирующей деградации и к многоплановой дезинтеграции (разобщению)всех элементов общества. К фактической смерти человеческой личности и к сформированному деструктивной духовностью безличностному человеческому обществу. Со всеми теми нестроениями, возмущениями, конфликтами и ужасами для общества и для каждой отдельной личности или индивида как в настоящем, так и в последующем. Впрочем, это уже и не человеческое общество как таковое, а нечто качественно иное. Поскольку там вообще нет Духа Божия и Его светлых и чистых, созидающих энергий. Присутствует духовность только деструктивная, чёрная, эгоистичная, грязная и, ничтожащая и унижающая всё, всех и вся в среде своего нахождения. Та духовность, которая отвергнула сама себя от Высшей Божественной Гармонии мироздания. Впрочем ей, её адептам и рабам — безликим невеждам и глупцам уготован в Божием мироздании закономерный грозный финал...
Таким образом, исходя из вышеизложенного, духовная составляющая, духовная жизнь человеческого общества является важнейшим, ключевым элементом либо в созидающей жизнедеятельности, либо в деградации, ничтожащей как отдельного человека, так и человеческое общество в целом.
С какими бы то ни было внешне благими материальными или культурными, т.е. душевными намерениями мыслители, деятели и реформаторы не подходили бы к определению путей настоящего и грядущего развития человеческого общества, без учёта духовной составляющей созидания и ответственности в развитии отдельной человеческой личности, в общественных явлениях и процессах, невозможно созидательное развитие человеческого общества.
Да и благими, т.е. душевными намерениями, без здорового личностного духовного самоконтоля, без контроля созидающей Духовности (Ответственности), всем очень хорошо известно то страшное и мрачное направление, куда вымощена дорога как для нездорового человека, так и в целом, для индуцированного эгоизмом и суетливым самопрославлением нездорового человеческого общества.
Именно поэтому в истории России здоровые и весьма ответственные (как правило, православные) выдающиеся государственные и общественные личности, осенённые Духом Созидания и Ответственности всегда предлагали вниманию подрастающих поколений, вниманию как своих современников, так и потомков, верное и здравое обоснование пути от духовной и физической смерти к Жизни, предлагали здравое обоснование Ответственности и Созидания Жизни во дне настоящем для дней грядущих.
Об основах формирования ответственной и созидательной личности на примере педагогического и просветительского наследия адмирала А.С. Шишкова
Среди выдающихся личностей — мыслителей, просветителей, педагогов, воспитателей и учителей подрастающего поколения Российского общества, деятельность и творческое наследие которых требует глубокого и благодарного всестороннего изучения, является яркая многогранная личность Александра Семёновича Шишкова (1754-1841 гг.) Военно-Морского Флота Российской Империи Адмирала, видного Российского военного, научного, государственного и общественного деятеля при четырёх Российских Императорах.
Педагог, воспитатель, просветитель, блистательная многогранная и авторитетная военно-морская личность, фактически первый научный систематизатор груд документов по истории Российского Императорского Военно-Морского Флота XVIII столетия, первый официальный историограф деяний Российского Императорского Военно-Морского Флота, член Морского Учёного Комитета, один из главных основателей и вдохновителей «Чтений и Бесед любителей русского слова» (1807-1816) в столичном Санкт-Петербурге, Государственный секретарь Российской Империи (1812-1814), главный идеолог, автор манифестов и рескриптов Его Императорского Величества Александра 1-го накануне и во времена Отечественной войны 1812 года, Президент Российской Академии (1813-1841), министр народного просвещения и исповеданий Российской Империи (1824-1828).
Это хорошо видно из всего словесного наследия Адмирала, академика, министра, писатетеля и поэта А.С. Шишкова. Это богатейшее и высокое по своему ответственному содержанию, по своему созидательному потенциалу словесное наследие мудрого русского старца — Адмирала А.С. Шишкова нынешнему современному российскому подрастающему поколению — детям, девицам и юношам, да и взрослым людям, по настоящему даже не знакомо до сей поры, по ряду причин. Потому, совсем не изучается ими Это наследие пока не оценено в полной мере нашими современниками по высокому и благородному своему достоинству и потенциалу, и, не используется в своей будничной жизни теми, кому оно завещано для стяжания в повседневной жизни благодатных Даров Духа для грядущей Жизни.
В современном Российском общественном сознании (где это есть!) в основном продолжают преобладать, по причине косности, инерции и перегруженности человеческого мышления мимолётными, приземлёнными, примитивными и ничтожными современными западными рыночными фантомами, оценки личности и деяний Адмирала и академика А.С. Шишкова, по-прежнему, как и в XIX столетии, почему-то намеренно далёкие от правды.
Впрочем, давно и хорошо известно, что низких мыслей праздное движенье рождает непотребные дела... Можно воскликнуть и ныне, как в своё время из народа Израилева воскликнул премудрый пророк Божий, сын Сирахов: «О, злая мысль, откуда вторглась ты, чтобы покрыть землю коварством!» (Сир. 37, 3) [1], а ещё ранее прозвучало древнее Божие предостережение человеку: «Берегись, чтобы не вошла в сердце твоё беззаконная мысль.» (Втор. 15, 9) [1].
Ответственная государственная общественная деятельность и деятельность на ниве Российской словесности Адмирала и академика А.С. Шишкова были всегда направлены на поддержку всякой взрослой созидательно мыслящей (и желающей того!) человеческой личности, а труды его были всегда направлены на верную ориентацию в жизненном пространстве желающих того детских, юношеских и взрослых человеческих душ. На ориентацию их к цельности и к духовному здравию, к повседневному созидательному мышлению и деянию на Земле, на ориентацию к Жизни, к «дум высокому стремленью» от губящего человеческие души будничного воинственного хаоса постоянно озлобленнях, дробящихся, «вступающих в блоки» и яростно грызущихся между собою эгоистичных, чёрных, подлых, низких, грязных и деструктивных мыслей и деяний. На ориентацию к светлым, благородным, высоким и добрым мыслям и деяниям сохранения и преумножения Жизни, на сохранение жизнеспособности Отечества нашего в здоровом подрастающем поколении, в наших детях, на ответственность и созидание доброй действительности в окружающем нас Божием мире, который каждое мгновение есть вокруг, рядом и внутри каждого из нас.
В духовном мире, в котором мы сами, фактически, в подавляющем своём большинстве духовно невооружены, по сути, слепцы и невежды, отвращаемся ежедневно, по той или иной причине, от совершенно очевидных Божиих истин окружающего нас мироздания. Отвращаемся, будучи духовно изранены, обезсилены, обездвижены воздействиями совершенно реального вокруг нас, но невидимого нам, не осознаваемого нами деструктивного духовного мира. Или же отвращаемся от здравомыслия, будучи духовно мертвы. Поэтому, почему-то возомнили себя богами, знающими добро и зло, тогда, когда были поражены разрушительным духом эгоизма (Быт. 3, 1-15) [1] и всеми от него производными духовными составляющими, метастазами с ответвлениями — «добрым злом», «злым добром» и тому подобным весьма многочисленным чуждым, лжемудрым, лукавым и грязным багажом.
Духовное здоровье, благородство, чистоту, совесть, добро, ответственность, соподчинение (гармонию) с Богом и созидание в себе и вокруг себя утеряли, не признаём свою ежесекундную зависимость в Божием мироздании от Творца, дерзко и глупо отрицаем и попираем ответственность за ежедневно содеянное перед ближними и перед Ним, ненавидим, убиваем, калечим, насмехаемся, презираем или равнодушны к Богу, Отцу Небесному, к Слову, к ближним своим, к окружающему нас мирозданию.
Что получили то, поверив лукавой лжи, польстившись на посулы «стать как боги, знающие добро и зло» от духа эгоизма — врага душ человеческих?
Получили от него взамен добра зло, взамен правды ложь, взамен жизни смерть для высшего духовного мира (вот оно где «человекоубийство от начала!» (Иоан. 8, 44) [1]), взамен Любви эгоизм, взамен упорядоченности и созидания анархию и произвол, взамен чистоты грязь, взамен благородства подлость, взамен духовного здоровья и покоя получили постоянно прогрессирующие безпокойство, духовные болезни, страх, лукавство, ненависть, зависть, грязь, злобу, безответственность (эгоизм), развивающуюся забесовленность, суету, яростную борьбу личных эгоизмов всех против всех и против всего. Получили хаос, апатию, тоску, безсмысленность и разрушение. Своими мелкими ничтожными эгоизмами, агрессивным невежеством, равнодушием и мыльной пузыристой напыщенностью губим своих же детей, губим детей ближних своих — «создаём» больное подрастающее поколение, создаём вокруг себя рыночный, эгоистичный бедлам — «этот безумный, безумный, безумный мир».
Потому эгоистично мним о себе и о своих земных преходящих, ничтожных и суетливых деяниях нечто возвышенное, автономное и великое, будучи по сути своей ничтожные и от всего зависимые тоненькие билинки в Божием мироздании. Очевидно то, что мы есть всего лишь кратковременные пришельцы и странники, которые не знаем, что случится с нами всего лишь через малое мгновение, через полчаса, или, тем более, завтра,
живы ли будем, и, кому достанется всё то, что мы насобирали из мнимо ценного, из мнимо возвышенного, из тленного, земного праха. «вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий», — сказал некогда народу Израилеву, впрочем, как и всем живущим разумным людям, Иаков апостол Христов в Иерусалиме (Иак. 4, 14) [1].
Очень хорошо — в поэтической форме — обо всём этом говорит мудрый российский старец — Адмирал и академик А.С. Шишков, обращаясь к юному подрастающему поколению Российского общества в книге «Беседа мудрого старца с девицей юной о чувствах и словах. Собрание рассказов и стихов для детей» в главе «Любящих Бог любит» в стихотворении «Чем воздам Тебе, Владыко?», беседуя с девицей юной о чувствах и словах.
«.Чем воздам Тебе, Владыко, За Твою ко мне любовь? Ты мне око дал, да вижу; Ты мне ухо дал, да слышу; Солнце и луна — Твой дар.
Но надолго ль? Вянет роза,
Исчезает свет и день; Всё, что красно и любезно, Жизнь и радость, всё преходит, Всё минует, протечёт!
Нежный на щеках румянец, Младость, живость, белизна, Пестрота полей, лугов, Зелень трав — исчезнуть могут, Завтра, днесь, в единый миг.
Но невинность, добродетель, Мудрость, правда, кротость, честь, Чувство дружбы, благодарность, Дух любви и состраданья -Нет, не могут умереть!
Если правый путь оставя, Я порокам вслед пойду; Если зависть, гнев, гордыня, Праздность, ложь, лукавство, злоба Поселятся в грудь мою: Что в моей тогда мне жизни? .Как былинка, пропаду» [3, с.88-90].
Александр Семёнович Шишков хорошо понимал то, что человеческая душа не делается вдруг злою и безбожною, что она становится таковою малу-помалу, от примеров, от соблазнов, от обшего и долговременно развивающегося яда безверия и развращения. Он многократно говорил об этом и доводил эту мысль до мыслящей российской общественности.
Вот несколько примеров его ясных и чеканных мыслей о нравственном состоянии Российского общества, о вере и о воспитании очередного подрастающего поколения Российского общества, которые столь же актуальны ныне, в XXI столетии, как и тогда, в XIX столетии:
- «Кто в законе, в гражданских делах, в любви, в дружбе управляет людьми нынешнего времени? Корысть, навык, подличанье, жеманство, самолюбие под тысячами личин. Мы называем это просвещением. Но скоро можно приметить, что под сею корою льда кипят зловреднейшие страсти, подобные некоторым покрытым снегом горам, внутри которых дышит свирепый пламень» [4];
- «Общество истощило все свои семена, подобно пустопорожним полям, которые в первые времена были весьма плодоносны, а теперь не производят ничего, кроме худой травы и безсочных плодов: так и род человеческий, обработал все тучные и плодовитые нивы ума, приближается теперь к растущему на глине просвещению. Приходится ему худощаветь в этой засухе до тех пор, пока лжеумствуя и разрушая учёным образом естественный порядок, не наткнётся на одно из тех коловращений, в которых никто, кроме Бога, помочь не сможет.» [4];
- «Человек без веры есть корабль без компаса. Страсть кидает его, как буря; и даже когда буря пройдёт, он не может войти в пристанище: останется погибать» [4];
- «В наши дни между врагами веры возгорелось ужасное соревнование; они, кажется, будто спорят о чести, кто нанесёт ей больше язвительных и тяжких ударов. Ежели не преследуют её с оружием в руках, то жадничают гнусной славы погасить её в умах народных» [4];
- «Всё делается для тела, но что же делается для души? Сия нравственная чума, заражающая умы, истребляющая жизненные соки общества; распускание ядовитых писателей, злочестивых книг не только не пугает нас, но находит почти равнодушными, и мы не боимся, что общественное тело, напитанное ядами, по истощении в судорогах оставшейся силы своей, истлеет и, сгнившее, падёт» [4];
- «Отцы и матери, трепещите своей безпечности, трепещите сделаться сообщниками злочестия! Вы, конечно, вырвали бы из детских рук ядовитую чашу — и оставляете пред их очами книги, могущие развратить разум и сердце, тщательно сохраняете в домах нечестивые сочинения, наследственную отраву, переходящую из рода в род» [4];
- «Неблагоразумны и дерзки те, кто позволяют себе читать опровергающие веру книги, под предлогом своей в ней твёрдости. Мы вместе слабые и гордые, безпечные и любопытные, должны остерегаться тайных расположений своего сердца. Наша леность охотно свергает с себя иго поучений» [4];
- «Утончённые вымыслы ослепят ложным блеском, нападут на ваш разум, затмят его. Бойтесь, чтоб вкуся от запрещённого плода, не были вы ещё строже наказаны за ваше любопытство, и, чтоб начав отсутствием ума, не кончили вы отступлением от веры. Но, положим, она и не погаснет в вас, однако, лишится жара и будет только блёклый свет» [4];
- «Силу души составляет уверенность. Человек сомневающийся не способен ни к чему; когда он колеблется, то до половины уже побеждён, и поступки его столь же слабы, как и мысли, дела столь же вялы, как и вера. И если древо не засохло в корне, по крайней мере, потеряло оно свою плодовитость» [4];
- «Христианство любит ясный свет: оно не стыдится ни начала своего, ни распространения, ни поучений, ни побед своих; пороки многих последователей не очерняют его, равно как испарения земные не очерняют солнечных лучей» [4];
- «Ни в какое время не было столько развращённых молодых людей, как в наши дни; но не было и столько между юношами благомыслящих и великодушных христиан. Из давнего времени возрастала сильная распря между правдою и ложью, между христианством и безверием, между властью и непокорством. Добро и зло предстоят друг другу; зло с крайней яростью, добро с мужеством: кто победит? Не сомневайтесь: Христос и его верные последователи. Нет, не погибнет вера. Она восторжествует над прошедшими и нынешними оскорбителями своими, над пером лжеумствователей и железом палачей» [4];
- «В нашем народе никогда не было иных книг, кроме насаждающих благонравие, иных нравов, кроме благочестивых, уважающих гостеприимство, родство, целомудрие, кротость и все христианские добродетели.
Ныне в нравах наших примечается порча или отступление от коренных правил честности. Зараза сия пришла к нам из Франции, от обманчивого народа, нечистая и гнилая внутренность которого прикрыта блестящей наружностью.
Зараза сделалась весьма сильной и общей. Когда мы наружностью своей столь стараемся быть на них похожими, то может ли внутренность наша остаться неповреждённою?» [4, с. 93-96]
- «Народ приобретает всеобщее к себе уважение, когда оружием и мужеством хранит свои пределы, когда мудрыми поучениями и законами соблюдает доброту нравов, когда любовь ко всему отечественному составляет в нём народную гордость, когда плодоносными ума своего изобретениями не только сам изобилует и украшается, но и другим избытки свои сообщает. О таком народе можно говорить, что он просвещён.
Но что такое просвещение, и на чём имеет оно главное своё основание? Без сомнения, на природном своём языке. На нём производится богослужение, насаждающее семена добродетели и нравственности; на нём пишутся законы, ограждающие безопасность каждого; на нём преподаются науки, от звездословия до земледелия. Художества черпают из него жизнь и силу. Может ли слава оружия греметь в роды и роды, могут ли законы и науки процветать без языка и словесности? Нет! Без них все знаменитые подвиги тонут в пучине времени; без них молчит нравоучение, безгласен закон, косноязычен суд, младенчествует ум.
Французское, с латинского языка взятое, название литература не имеет для русского ума силы нашего — словесность, потому что происходит от имени litterae (письмена или буквы), а не от имени слово. На что нам чужое, когда у нас есть своё?» [4, с.390]
- «Хочешь погубить народ, истреби его язык. . Привычка и господствующее мнение так сильны, в такую берут человека неволю, что он против убеждений разума своего, насильно, как бы магнитом, втягивается в вихрь общего предрассудка. .
Возникнет ли там писатель, где тщательных и долголетних трудов никто не читает? Нет! Там ни в ком не родится мысль предпринять нечто твёрдое, важное. Там не найдём мы трудолюбивых людей, которые прежде, чем работу свою окончат, тысячу других о том писателей прочитают, лучшее из них почерпнут, и собственный искус свой с их рассуждениями согласят. Будут только показываться временные охотники писать, мелкие сочинения которых не требуют ни упражнений в науках, ни знаний в языке. О них можно стихом Сумарокова сказать, что они Когда рождаются, тогда и умирают.
При таких обстоятельствах язык наш всё более будет погребаться в забвении, словесность портиться и упадать. Но без языка и словесности могут ли распространяться науки? Может ли быть просвещение? Могут ли процветать даже художества и рукоделия? Нет! Без языка науки невнятны, законы мрачны, художества нелепы, рукоделия грубы, и одним словом: всё без вида, без образа, без души. .
Свой язык упадает, потому что предпочитается ему чужой. С падением языка родного молчит изобретение, не растут ни в каких родах искусства.
Сто лет тому назад начали мы учиться у иностранцев. Что ж, велики ли наши успехи? Какие плоды от них собрали? Может быть скажут: расширение земель, победы, завоевания! Но этому не они нас обучили. Без природной храбрости и любви к Отечеству нам бы не одержать Полтавскую победу. Нет! Это не их наставления плоды. В этом они скорее разучить, нежели научить нас хотели, если б могли. Я думаю, дорого бы дали они, чтоб у солдат наших была не православная душа, не русское сердце, не медная грудь. .
Разве природа одарила иноземцев превосходнейшим умом и способностями? Разве она им мать, а нам мачеха? Кто это подумает! Тот разве, кто не знает русского народа, смекалистого, на всё способного.
Где чужой язык употребляется предпочтительнее своего, где чужие книги читаются более, нежели свои, там при безмолвии словесности всё вянет и не процветает.
Когда мы на один из двух садов устремим своё внимание, тогда и ум, и слух, и зрение, и вкус прилепляются к нему, от чего другой будет претерпевать. Потерпите, не преставайте насаждать, подчищать, разводить, умножать хорошее, истреблять худое: вы увидите, что он со временем раскинется и будет великолепен.
Народ то же, что сад. Не отвращай взора от его произведений; полюби сперва несовершенство их, предпочти своё чужому, посели в него честолюбие, возроди ревность, возроди в нём уважение к самому себе. Тогда природное дарование найдёт себе пищу, начнёт расти, возвышаться, делаться искуснее и, наконец, достигнет совершенства. .
Свергнув иго чуждого языка и воспитания, нужно сказать им: «Как? Мы, варвары, век свой славимся нравами и оружием; а вы, не варвары, ужасами революции своей отняли славу у самого ада. Как? Мы, рабы, повинуемся Богом избранной верховной власти; а вы, не рабы, после адской вольности, воздвигшей убийственные руки ваши на стариков и младенцев, наконец ползаете, когда палкой принудили вас повиноваться! Как? Мы, непросвещённые, почитаем веру, единственный источник добродетелей, единственную узду страстей, а вы, просвещённые, попрали её и самое бытие Бога, не по чудесам созданного им мира, но по определениям Робеспьеровым! Как? Мы, имея коренной, древний, богатый язык, станем предпочитать ему ваше скудное, из разных языков составленное наречие!»
Так должно отвечать, а не думать: «Где нам за вами гоняться! ...» [4, с.26-31]
А.С. Шишков помимо прекрасного владения своим родным, русским языком, столь же хорошо владел французским, немецким, английским языками.
В 1783-1785 гг., будучи военно-морским воспитателем гардемарин и преподавателем Морского кадетского корпуса в Санкт-Петербурге, А.С. Шишков сделал перевод с немецкого языка на русский язык двух томов нравоучительной «Детской библиотеки» Йоханнеса-Хайнриха (Иоганна-Генриха) Кампе, которая была очень популярна в Пруссии, в других немецких княжествах, а также в немецкоговорящей среде столичных Санкт-Петербурга и Москвы. Переведённые А.С. Шишковым несколько книг из «Детской библиотеки» также стали очень популярны и в Российской образованной среде. Российская «Детская библиотека» А.С. Шишкова включала в себя кроме переводов немецких авторов, нравоучительные стихи и рассказы самого А.С. Шишкова.
Многие басни, стихотворения, рассказы А.С. Шишкова прочитывались и заучивались наизусть в образованном российском обществе, переписывались даже без указания имени А.С. Шишкова, стали безымянными, а потому народными. По причине большой и неослабевающей популярности в среде образованного Российского общества, в дворянской среде к «Детской библиотеке» в составлении А.С. Шишкова, она переиздавалась более 50-ти лет вплоть до середины 1830-х годов. Российские дворяне ещё много лет обучали своих детей грамоте и основам нравственного воспитания по этому весьма ответственному труду А.С. Шишкова.
Александр Семёнович Шишков — военно-морской воспитатель, наставник и педагог Морского кадетского корпуса, умелый, сметливый, храбрый командир боевых кораблей Военно-Морского Флота Её Императорского Величества Екатерины П-й (35-пушечный фрегат «Ярославец», 38-пушечный фрегат «Святой Николай», 64-пушечный фрегат «Ретвизан»), участвовал в военно-морских боевых сражениях на Балтийском море. В послужном списке последовательно прошёл офицерские ступени от мичмана до капитана 1 -го ранга, был награждён Её Императорским Величеством Екатериной П-й орденами, золотой саблей с надписью «За храбрость» и золотой, осыпанной бриллиантами табакеркой с пятьюстами золотыми червонцами. В 1796 году принял к исполнению должность правителя канцелярии начальника Черноморского флота и портов князя П.А. Зубова (примерная аналогия с деятельностью Начальника штаба Черноморского флота).
Александр Семёнович Шишков — талантливый военно-морской учёный и писатель. В 1793 году была издана А.С. Шишковым, в переводе с французского языка на русский язык, книга Ш. Ромма «Морское искусство, или Главные начала и правила научающие искусству строения, вооружения, правления и вождения кораблей». Книга была поднесена Высочайшему вниманию Наследника Цесаревича Павла Петровича, Генерал-Адмирала Российского Императорского Военно-Морского Флота. Книга была принята с изъявлением Высочайшей благодарности автору.
В 1795 году был издан составленный А.С. Шишковым о специальной морской терминологии «Треязычный МОРСКОЙ СЛОВАРЬ на Англинскомъ, Францускомъ и Российскомъ языкахъ въ трехъ частяхъ. Собралъ и объяснилъ Флота Капитанъ Александръ Шишковъ» (Печатано въ Типографш Морскаго шляхетнаго Кадетскаго Корпуса, 1795 г.) с предисловием самого же А.С. Шишкова.
По причине переводов, написания и опубликования ранее трудов по истории Российского военно-морского искусства, 18 (29) февраля 1799 года контр-адмирал А.С. Шишков был по Высочайшему изволению назначен историографом Военно-Морского Флота Его Императорского Величества Государя Императора Павла Ьго, Генерал-Адмирала Военно-Морского Флота Российской Империи.
9 (20) мая 1799 года А.С. Шишков был Высочайше пожалован Его Императорским Величеством Павлом Ьм очередным чином вице-адмирала.
Именно вице-адмиралу А.С. Шишкову принадлежит авторство и начало воплощения в 1800 году разумной идеи, которая, по независящим от него причинам, продолжила воплощаться только с 1848 года. По настоящее время. Речь идёт о «Морском Сборнике» — знаменитом журнале теоретических и практических деяний Императорского, советского и современного Российского Военно-Морского Флота. Предтечей известного ныне «Морского Сборника» стали — практически не известные нашим современникам — изданные Адмиралом А.С.Шишковым «МОРСКШ ЗАПИСКИ или СОБРАНШ всякаго рода касающихся вообще до мореплавашя сочшенш и переводовъ издаваемыхъ учрежденнымъ при Государственной Адмиралтейской Коллегш Комитетомъ Въ Санктъпетербурге, 1800 года. Печатано въ Императорской Типографш.» Экземпляр которых ныне хранится в Российском Государственном Архиве Военно-Морского Флота Российской Федерации в г. Санкт-Петербурге.
Как ответственный и заботливый военно-морской отец-командир, наставник, воспитатель и учёный А.С. Шишков в 30-ые годы XIX столетия подготовил и опубликовал для военных моряков Российской Империи:
- «Морской словарь, содержащий объяснение всех названий употребляемых в морском искусстве. Словарь по кораблестроению»;
- «Морской словарь, содержащий объяснение всех названий употребляемых в морском искусстве. Словарь по наукам до мореплавання относящимся»;
- «Морской словарь, содержащий объяснение всех названий употребляемых в морском искусстве. Словарь по артиллерии».
В 1805 г. вице-адмирал А.С. Шишков по Высочайшему повелению Его Императорского Величества Александра Ьго был назначен директором Адмиралтейского департамента Морского министерства, членом Морского учёного комитета.
В 1807 году А.С. Шишков оставил службу по Морскому ведомству по причине неприятия многих идей не столько развития, сколько зяблого существования Военно-Морского Флота Российской Империи, которые высказывались и проводились Морским министром (с 1802 г.) адмиралом П.В. Чичаговым.
8 (20) февраля 1824 г. Его Императорским Величеством Александром Ьм А.С. Шишков, по совокупности всех его Российской общественности полезных и созидательных трудов, был Высочайше пожалован чином полного Адмирала Российского Военно-Морского Флота Его Императорского Величества Александра !-го.
Александр Семёнович Шишков — заметный филолог, академик, переводчик, писатель и поэт. Его труды сыграли яркую, очень важную роль в становлении русского литературного языка, в укреплении Российского патриотизма, в созидании душ подрастающего поколения Российской Империи.
В 90-х годах XVIII столетия А.С. Шишков сыграл значительную роль в составлении и в редактировании первого издания «Словаря Академии Российской». Столь же велик его вклад в подготовку второго издания этого «Словаря.», которое было осуществлено начиная с 1813 года.
В 1800 г. Российская Академия, по инициативе вице-адмирала, академика А.С. Шишкова, издала древнюю русскую поэму-летопись «Слово о полку Игореве» в его переложении текста с древнерусского языка на современный Российский язык конца XVIII столетия. Издание включало и обширный анализ древнерусской отеческой словесности XI-XII столетий с анализом идей знаменитого памятника русской культуры XII столетия.
В 1803 году вице-адмирал и академик А.С. Шишков издаёт «Разсуждение о старом и новом слоге Российского языка». Это сочинение вице-адмирала было поднесено через министра народного просвещения Его Императорскому Величеству Александру I-му и получило Его Высочайшее одобрение.
В этом сочинении вице-адмирал и академик А.С. Шишков подмечает и даёт совершенно точную оценку фактически нездорового духовного состояния большой части современного ему Российского общества:
«Какое знание можем мы иметь в природном языке своём, когда дети знатнейших бояр и дворян наших от самых юных ногтей своих находятся на руках у французов, прилепляются к их нравам, научаются презирать свои обычаи, нечувственно получают весь образ мыслей их и понятий, говорят языком их свободнее, нежели своим, и даже до того заражаются к ним пристрастием, что не токмо в языке своём никогда не упражняются, не токмо не стыдятся не знать оного, но ещё многие из них с им постыднейшим из всех невежеством, как бы некоторым украшающим их достоинством хвастают и величаются.
Будучи таким образом воспитываемы, едва силой необходимой наслышки научаются они объясняться тем всенародным языком, который в общих разговорах употребителен; но каким образом могут они почерпнуть искусство и сведение в книжном или учёном языке, столь далеко отстоящем от сего простого мыслей своих сообщения? Для познания богатства, обилия, силы и красоты языка своего нужно читать изданные на оном книги, а наипаче превосходными писателями сочинённые» [5].
Вице-адмирал и академик А.С. Шишков отмечает то, что взращиваемое в Российском обществе поколение молодых писателей, фактически целиком переносит в русский язык заимствованные иностранные (французские) слова, изобретает сомнительные словесные новообразования и изречения на манер иностранных (французских), подменяет, искажает, засоряет и калечит исконное значение устоявшихся веками слов Русского языка словесными новоязычными инвалидами, «современными», «модными» объиностраненными значениями якобы «безнадёжно устаревшего» традиционного Русского языка.
«Между тем, как мы занимаемся сим юродивым переводом и выдумкой слов и речей, ни мало нам не свойственных, многие коренные и весьма знаменательные российские слова иные пришли совсем в забвение; другие, невзирая на богатство смысла своего, сделались для непривыкших к ним ушей странны и дики; третьи переменили совсем ознаменование и употребляются не в тех смыслах, в каких сначала употреблялись. Итак, с одной стороны в язык наш вводятся нелепые новости, а с другой — истребляются и забываются издревле принятые и многими веками утверждённые понятия: таким то образом процветает словесность наша и образуется приятность слога, называемая французами elegance!» [5].
В 1807 году вице-адмирал и академик А.С. Шишков фактически полагает начало собраниям российских литераторов под названием «Чтения и Беседы любителей русского
слова». Эти «Беседы.» к 1810 году вышли на уровень публичных и общественно значимых собраний в Российской Империи.
Целями у этих собраний представителей мыслящей Российской общественности и видных представителей Российской словесности были укрепление в современном Российском обществе мыслей, идей, взглядов, представлений, чувств патриотизма, ответственности и созидания подрастающего поколения и всего Российского общества в целом, при помощи русской словесности и могучих средств русского языка, очищенного от грязи «новояза», от сора и отягощающего балласта неоправданных иностранных заимствований.
Для того, чтобы мыслящая Российская общественность имела полное представление о всех рассуждениях, о всех мыслях, которые могут быть высказаны в «Чтениях и Беседах любителей русского слова» одновременно было начато издание содержания «Чтений в Беседе любителей русского слова».
Много заинтересованного внимания уделялось этим, не оставлявшими равнодушными никого из участников, «Беседам.» и «Чтениям.», наряду с адмиралом А.С. Шишковым, со стороны сенатора Г.Р. Державина, сенатора И.С. Захарова, писателя И.А. Крылова, военного писателя, генерал-лейтенанта А.А. Писарева, А.С. Хвостова, князя Шаховского, князя Ширинского-Шихматова С.А., князя Ширинского-Шихматова П.А., позднее Н.И. Гнедича, А.С. Грибоедова, П.А Катенина, академика Д.И. Языкова и многих других.
В 1811 году вниманию Российского мыслящего общества в «Чтениях в Беседе любителей русского слова» А.С. Шишковым было предложено «Разсуждение о любви к Отечеству», в котором А.С. Шишков резонно утверждает:
«Воспитание должно быть отечественное, а не чужеземное. Учёный чужестранец может преподать нам, когда нужно, некоторые знания свои в науках, но не может вложить в душу нашу огня народной гордости, огня любви к Отечеству, точно так же, как я не могу вложить в него чувствований моих к моей матери.
Народное воспитание есть весьма важное дело, требующее великой прозорливости и предусмотрения. Оно не действует в настоящее время, но приготовляет счастие или несчастие предбудущих времён, и призывает на главу нашу или благословление, или клятву потомков» [6]
Это «Разсуждение.» с верным пониманием и ярким изложением было хорошо принято созидательной частью мыслящего Российского общества того времени. На него было неоднократно обращено Высочайшее внимание Его Императорского Величества Александра Ьго. Мысли высказанные вице-адмиралом и академиком А.С. Шишковым оказались насущно востребованными в Российском обществе.
В 1813 году по Высочайшему изволению Его Императорского Величества Александра Ьго вице-адмирал АС. Шишков был назначен президентом Российской Академии. Возглавлял он её вплоть до своего успения в 1841 году.
В 1824-1828 годах Адмирал и академик А.С. Шишков по Высочайшему изволению Их Императорских Величеств Александра Ьго и Николая Ьго был министром народного просвещения и исповеданий Российской Империи.
В этом своём очередном, весьма ответственном служении Отечеству Адмирал и академик А.С. Шишков руководствовался насущной задачей эффективного противодействия упадку общественной и народной нравственности и противодействия разгулу безответственного «свободомыслия», разрушающего человеческие личности и навсегда губящего для Жизни как детские незрелые, так и мнимо взрослые человеческие души.
Адмирал А.С. Шишков был очень серьёзно озабочен поиском и реализацией мер эффективного противодействия душепагубным антиправославным измышлениям, душевредным эгоистичным фантомам и химерам в мыслящем Российском обществе, и, по-сути своей, глубоко деструктивным, антиобщественным «ветрам перемен».
Именно адмиралу А.С. Шишкову принадлежат яркие прозорливые слова о том, что «кажется, как будто все училища превратились в школы развратов, и, кто оттуда ни выдет, тотчас покажет, что он совращён с истинного пути и голова у него набита пустотою, а сердце самолюбием, первым врагом благоразумию» [8, с.34].
Адмирал, академик, министр А.С. Шишков считал, что главной задачей воспитания подрастающего поколения Российской Империи должно быть возгорание в душе юного поколения «огня любви к Отечеству», «огня народной гордости», что могло обеспечить, по его мнению, только воспитание национальное, которое развивает познание окружающего Божиего мироздания на родной почве, на языке своей родной словесности.
Адмирал, академик и министр А.С. Шишков считал что подлинное просвещение, воспитание и образование в Российской Империи должно быть национальным, строится на принципах ответственности и созидания, бережного отношения к юным человеческим душам, которые завтра могут составить мощь и благоденствие всего Российского общества, и, передать своим потомкам здоровые традиционные ценности, неизвращённые безответственностью и эгоистичным лживым и лукавым суемудрием.
Адмирал, академик и министр А.С. Шишков считал, что «Воспитание народное во всей империи нашей, несмотря на разность вер, ниже языков должно быть русское. Все науки должны быть очищены от всяких не принадлежащих к ним и вредных умствований. Излишнее множество и великое разнообразие учебных предметов должно быть благоразумно ограничено.» [7].
Яркой иллюстрацией отношения созидательно мыслящей части Российского общества к т.н. «свободомыслию» является басня «Сочинитель и разбойник» известного русского писателя И.А. Крылова [14], который придерживался созидательного направления в своём творчестве, и поддерживал все созидательные усилия и ответственную общественную позицию адмирала А.С. Шишкова.
Эта, на наш взгляд, полезная для дела созидания нынешнего подрастающего поколения басня академика И.А. Крылова, соратника адмирала и академика А.С. Шишкова, почему-то мало известна (возможно и знаем то о ней вскользь, но не читали, и, тем более, не осознаём!) мыслящей части современного Российского общества, и, вовсе, или почти, не употребляема в публикациях, в воспитательной и образовательной работе современных Российских педагогов и воспитателей. Нет рекомендаций для использования её в семейной педагогике. Хотя, из её прочтения мы получаем для себя и своих детей, для своего ответственного размышления хорошую, здоровую духовную пищу, состоящую из весьма полезных мыслей и мудрых назидательных ориентировок. И, кроме того, таким образом, получаем верное представление об образе мышления созидательно мыслящей части Российского общества первой половины XIX столетия, так же, как и о круге единомышленников и соратников адмирала и академика А.С. Шишкова, о здравом мышлении и созидательном кругозоре их.
Поэтому, приведём полностью басню И.А. Крылова «Сочинитель и разбойник». Это того стоит! В рамках лучшего раскрытия темы настоящей статьи об Адмирале и академике А.С. Шишкове, и, для получения представления о круге его единомышленников и соратников и о здравом мышлении и созидательном кругозоре их.
«В жилище мрачное теней На суд предстали пред судей В один и тот же час: Грабитель (Он по большим дорогам разбивал И в петлю наконец попал);
Другой был славою покрытый Сочинитель: Он тонкий разливал своих твореньях яд, Вселял безверие, укоренял разврат, Был, как Сирена, сладкогласен
И, как Сирена, был опасен. В аду обряд судебный скор; Нет проволочек безполезных: В минуту сделан приговор. На страшных двух цепях железных Повешены больших чугунных два котла: В них виноватых рассадили, Дров под Разбойника большой костёр взвалили; Сама Мегера их зажгла И развела такой ужасный пламень, Что трескаться стал в сводах адский камень. Суд к Сочинителю, казалось, был не строг: Под ним сперва чуть тлелся огонёк; Но там, чем далее, тем боле разгорался. Вот веки протекли, огонь не унимался. Уж под Разбойником давно костёр погас; Под Сочинителем он злей с часу на час. Не видя облегченья, Писатель, наконец, кричит среди мученья, Что справедливости в богах нимало нет; Что славой он наполнил свет, И ежели писал немножко вольно, То слишком уж за то наказан больно; Что он не думал быть Разбойника грешней. Тут перед ним, во всей красе своей, С шипящими между волос змеями,
С кровавыми в руках бичами, Из адских трёх сестёр явилася одна. «Несчастный! — говорит она, -Ты ль Провидению пеняешь? И ты ль с Разбойником себя равняешь? Перед твоей ничто его вина. По лютости своей и злости, Он вреден был, Пока лишь жил; А ты. уже твои давно истлели кости,
А солнце разу не взойдёт, Чтоб новых от тебя не осветило бед. Твоих творений яд не только не слабеет,
Но, разливаяся, век от веку лютеет. Смотри (тут свет ему узреть она дала), Смотри на злые все дела И на несчастия, которых ты виною! Вон, дети, стыд своих семей, -Отчаянье отцов и матерей: Кем ум и сердце в них отравлено? — тобою. Кто, осмеяв, как детские мечты, Супружество, начальства, власти Им причитал в вину людские все напасти И связи общества рвался расторгнуть? — ты. Не ты ли величал безверье просвещеньем?
Не ты ль в приманчивый, в прелестный вид облёк И страсти и порок? И вон, опоена твоим ученьем, Там целая страна Полна
Убийствами и грабежами, Раздорами и мятежами И до погибели доведена тобой! В ней каждой капли слёз и крови — ты виной.
И смел ты на богов хулой вооружиться? А сколько впредь ещё родится От книг твоих на свете зол! Терпи ж: здесь по делам тебе и казни мера!» -
Сказала гневная Мегера И крышкою захлопнула котёл». [16, с.144-145]
Адмирал А.С. Шишков, имея почти 20-летний опыт практического преподавания и работы воспитателем в Морском кадетском корпусе Российской Империи, твёрдо считал, что в Российских столичных, губернских гимназиях и в народных уездных и приходских училищах основное внимание должно быть уделено прежде всего ответственному подбору созидательных кадров законоучителей, учителей, воспитателей и весьма ответственному преподаванию ими Русского языка, преподаванию богатейшего наследия русской созидающей словесности, преподаванию богатейшего наследия отечественной истории, преподаванию права.
На самом первом заседании Главного правления училищ народного просвещения адмирал А.С. Шишков чётко и лаконично обозначил главную задачу по Высочайшему повелению возглавленного им министерства народного просвещения, сказал о том, что министерство должно прежде всего сохранять и оберегать юношество от заразы «лжемудрыми умствованиями, ветротленными мечтаниями, пухлой гордостию и пагубным самолюбием, вовлекающим человека в опасное заблуждение думать, что он в юности старик, и через то делающей его в старости юношею» [7].
Адмиралу, академику и министру А.С. Шишкову принадлежат и такие мудрые слова: «Науки, изощряющие ум, не составят без веры и без нравственности благоденствия народного. Сверх того, науки полезны только тогда, когда, как соль употребляются и преподаются в меру, смотря по состоянию людей и по надобности, какую всякое звание в них имеет. Излишество их, равно как и недостаток, противны истинному просвещению» [7].
Заключение. Таким образом, тщательное изучение истории педагогической, воспитательной и просветительской деятельности выдающихся Российских личностей, и, прежде всего, Адмирала и академика А.С. Шишкова поможет избежать общих ошибок в процессе решения образовательных и воспитательных задач, стоящих перед современным мыслящим Российским обществом в поисках здоровых путей развития человеческого общества. Оно поможет сформулировать верные алгоритмы на фундаменте основных созидательных и ответственных идей и представлений Адмирала, академика А.С. Шишкова для практического использования в процессе составления перспективних программ и учебных пособий просвещения, воспитания и образования подрастающего поколения современного Российского общества.
Родной язык, благочестие, Отечество, патриотизм, совесть, благородство, чистота, честь, долг, верность, ответственность и созидание тесно и гармонично взаимосвязаны. На наш взгляд, именно они есть верные ориентиры на пути к выздоровлению глубоко поражённого духом эгоизма Российского общества. На наш взгляд, в современном Российском обществе труды Адмирала и академика А.С. Шишкова, в своей мере, помогут —
тем кто возжелает этого в своей теоретической и практической деятельности — это хорошо понять и осознать.
Познание и осознание личностью истории Отечества, своего места и роли в его судьбе находится в основе жизнедеятельности и подлинной державности России.
Утверждение созидания и ответственности, других здоровых ценностей в каждой личности, семье, роде и коллективе — путь к жизнеспособности и державности России.
Важно сейчас приблизиться к пониманию и осознанию духовного смысла и сути мировоззренческих идей, представлений и взглядов многогранной созидательной личности Адмирала, академика А.С. Шишкова, который, будучи Боголюбив, потому был духовно жив и деятелен. И, поэтому, был отмечен всеми дарами Духа Созидания, далеко опередил своих современников (и очень многих наших современников!) в понимании происходящего в Российском обществе, и, в понимании пути излечения глубоко больного духом эгоизма человеческого общества. Острый созидательный ум, ясность мышления, благородство, совесть, доброта, созидательная деятельность, премудрость, прозорливость, храбрость и чистота — вот то, что помогло ему приблизиться к Божественной Истине и к пониманию происходящего в России.
Выводы: 1) Словесное, воспитательное и педагогическое наследие А.С. Шишкова занимает особое место в процессе воспитания подрастающего поколения Российского общества на началах благородства, совести, чистоты, долга, верности, чести, ответственности и созидания.
2) Современные проблемы в отраслях обучения, воспитания и образования подобны тем, которые решали воспитатели и педагоги, Российская общественность в XIX столетии в целом, и, в частности, Адмирал, академик и министр А.С. Шишков. В новых современных условиях, когда перед педагогами и воспитателями выдвигаются задачи относительно системы образования в XXI столетии по воспитанию в России активных, ответственных и созидательных личностей, ведущие идеи и наработки Адмирала, академика и министра А.С. Шишкова заслуживают самого пристального внимания, изучения и ответственного использования.
3) Направления решений по преодолению проблемы современной деградации общества, которые предложил Адмирал, академик А,С. Шишков в своём богатом словесном наследии ведут к укреплению национальной безопасности современной России.
Именно потому глубокое изучение, познание и осознание педагогического, воспитательного, просветительского наследия Адмирала, академика и министра А.С. Шишкова будет содействовать целостному системному процессу ответственного формирования и подготовки кадров, созидательного развития национального воспитания и образования в России в интересах национальной безопасности России.
Литература
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — М.: Издание Московской Патриархии, 1992. — 1372 с. (По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси АЛЕКСИЯ II).
2. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. — 5-е издание. — М.: Политиздат, 1987. — 590 с.
3. Шишков А.С. Беседа мудрого старца с девицей юной о чувствах и словах. Собрание рассказов и стихов для детей. — СПб.: Изд. Л.С. Яковлева, Русская Симфония, Общество памяти игумении Таисии, 2010. — 128 с. — ББК 86.372.
4. Шишков А.С. Славянорусский КОРНЕСЛОВ. — СПб. // Фонд славянской письменности и культуры. Издание третье, дополненное. 2007. — 414 с.
5. Шишков А. С. Рассуждение о старом и новом слоге российского языка. — СПб., 2-е изд.: СПб., 1817.
6. Шишков А. С. Разсуждеше о любви къ Отечеству — "Чтеше въ Беседе любителей Русскаго слова". Книга пятая. СПб., 1812. //
lib.russportal.ru/index.php?id=authors.shishkov.shishkov1812_05_0001.
7. Шишков А. С. Записки, мнения и переписка адмирала Шишкова. / Изд. Н. Киселева и Ю. Самарина. В 2-х т. — Берлин; Прага, 1870.
8. «12 собственноручныхъ писемъ Адмирала Александра Семёновича Шишкова.» Печатано Санктъ-Петербургъ, въ типографш министерства внутреннихъ делъ, 1841.
9. Аксаков С. T. Воспоминание об Александре Семеновиче Шишкове // Аксаков С.Т. Собр. соч.: В 4 т. — М., 1955. — Т. 2. С. 266-313.
10. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление.— М.: Мысль, 1998.— 253 с.
11. Бессонов Б.Н. Гражданское общество и духовное развитие личности. — Омск, ОГУ, 2002. — 296 с.
12. Бобылев Б.Г. О любви к отечеству и родному языку: уроки адмирала А.С. Шишкова — www.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=107
13. БотвиноваА.В. Духовная деятельность и формирование личности. — М.: Научная книга, 2003. — 235 с.
14. Карпец В. И. Муж отечестволюбивый. — М., 1987.
15. Крылов И. А. Сочинения: В 2-х томах. — М.: Художественная литература, 1969.
16. Сто басен И. Крылова / Составление и послесловие Е.Н. Лебедева; Художник Н.Е. Попов, М.А. Аникст. — М.: Современник, 1990. — 199 с.: ил. ISBN 5-270-00151-9.
17. «Русские писатели». Биобиблиографический словарь. [ В 2 ч.] Часть 2-я. М-Я./ Редкол.: Б.Ф. Егоров и др.; Под редакцией П. А. Николаева. — М., «Просвещение», 1990. — 448 с., 4 л. ил. — ISBN 5-09-001172-9