УДК 94:323.3(47+57)«18»
ВЗГЛЯДЫ АДМИРАЛА А.С. ШИШКОВА НА СОСЛОВНЫЙ ВОПРОС В РОССИИ
© Александр Евгеньевич ГРЕБЕНЩИКОВ
Воронежский государственный университет, г. Воронеж, Российская Федерация, аспирант, кафедра истории России, e-mail: [email protected]
Рассматриваются взгляды адмирала А.С. Шишкова на сословный вопрос в России в конце XVIII -первой четверти XIX в. Он был русским дворянином и выступал за сохранение сословного строя. В ходе своей публицистической и государственной деятельности адмирал хотел реализовать идею национального единства русского народа в условиях сословного неравенства. Его консерватизм в сословном вопросе во многом определялся идеей социальной стабильности и неприятием революционных потрясений. Защищая в России сословные порядки, А.С. Шишков надеялся избежать повторения в ней кровавого опыта Великой французской революции. Поддержание устойчивости социальной иерархии в России А.С. Шишков возлагал на самодержавную власть. Самодержавие, с его точки зрения, выполняло роль своеобразного регулятора сословных отношений. Националистический пафос публицистики адмирала определялся противопоставлением простого народа как носителя православных традиций и вестернизированного дворянства, которое усвоило эмансипационные идеи западного Просвещения. В своей государственной деятельности А.С. Шишков выступал противником либеральных реформ Александра I, направленных на ликвидацию сословного строя в России.
Ключевые слова: А.С. Шишков; сословия; социальная иерархия; социальная стабильность; дворянство; крестьянство; простой народ; самодержавие; консерватизм; национализм.
DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-12(152)-111-116
Проблема сословного неравенства является ключевой в отечественной истории. На протяжении многих веков правовое положение российских подданных отличалось принадлежностью к тому или иному сословию: духовенству, дворянству, купечеству, мещанству и крестьянству. В царствование императора Александра I (1801-1825) под влиянием идей Просвещения высказывались мнения о необходимости уравнять всех подданных в правовом положении. Однако противники либеральных преобразований стояли на позиции сохранения сословного строя. К их числу относился адмирал Александр Семенович Шишков (1754-1841).
А.С. Шишков был видным представителем российской интеллектуальной элиты конца XVIII - первой четверти XIX в. В Отечественной истории он известен как писатель-русофил, антизападник, патриот, с чьим именем связывались события войны 1812 г. и строгость цензурной политики начала николаевского царствования. Обширный опыт общественной и политической деятельности А.С. Шишкова делает его идеи, мнения и литературные труды ценным предметом для исследования сословного вопроса в России.
Непримиримость адмирала к изменению социальной системы отразил в своих мемуарах Д.Н. Свербеев. Будучи молодым и вольнолюбивым человеком, он имел дерзость заявить «дедушке Шишкову», что в России только два «состояния» - «деспоты и рабы» [1, с. 165]. И этим его обескуражил: «Как бы не соло похлебавши, отскочил от меня Шишков и значительно взглянул на Кикина» [1, с. 165].
В дореволюционной и советской историографии адмирал изображался как выразитель своекорыстных интересов знати, помещиков, эксплуататоров, упорно цеплявшихся за крепостное право и дворянские привилегии. Подобные подходы были характерны для работ А.Н. Пыпина [2; 3], П.К. Щебаль-ского [4], А.В. Предтеченского [5]. Современный исследователь А.Ю. Минаков полагал, что присущий А.С. Шишкову национализм не мог не противоречить принципу сословности [6, с. 15].
Адмирал принадлежал к среднему слою русского дворянства. После раздела отцовского имения в Кашинском уезде Тверской губернии между четырьмя братьями А.С. Шишкову досталось 15 душ крепостных крестьян мужского пола [7, с. 24]. В возрасте сорока
двух лет он получил от Павла I еще 250 душ. До этого его доходы состояли в «одном только весьма небольшом жаловании» [8, с. 24]. По замечаниям С.Т. Аксакова, в первое десятилетие XIX в. семья адмирала вела небогатую по столичным меркам жизнь, и небольшой оброк, собираемый с крестьян, «употреблялся на их же собственные нужды» [9, с. 209].
Небогатый, но родовитый А.С. Шишков (его старинный род брал начало в XV в.) обладал обширными семейными связями внутри правящего сословия. Он приходился троюродным братом екатерининского генерал-аншефа А.И. Бибикова, а также свойственником двух генерал-фельдмаршалов: светлейшего князя М.И. Голенищева-Куту-зова и президента Государственной адмиралтейской коллегии И.Л. Голенищева-Куту-зова. Не без родственных протекций он окончил Морской кадетский корпус, где президентствовал И.Л. Кутузов, а в царствование Павла I стал влиятельнейшим членом Адмиралтейской коллегии, вице-адмиралом и членом Российской Академии. Вероятно, корпоративные дворянские связи, способствовавшие его карьерному росту, предопределили в нем сторонника сословного строя.
В первой литературной драме А.С. Шишкова «Невольничество» (1780) был представлен идеализированный образ социальной жизни России, как страны, где «процветает» «спокойствие» [10, с. 12]. Что, безусловно, расходилось с тогдашними реалиями государства, пережившего пугачевский бунт.
Кровавый опыт Великой французской революции вызвал в А.С. Шишкове ярого защитника российских порядков. В «Оде на покорение Польши» (1793) стабильная Россия противопоставлялась тонущей в волнах революционного террора Франции. Там же А.С. Шишков определил источник угрозы сословному строю - идею «вольности», воспеваемую философами-просветителями [11, с. 152]. Он, пожалуй, впервые заявил о «пагубности» для России перемен [11, с. 144].
Задачу поддержания устойчивости сословной иерархии адмирал возлагал на самодержавную власть. В упомянутой «Оде» он называл императрицу Екатерину II «пастырем», а вверенный ей Богом народ - «стадами тельцов и агнцов» [11, с. 144]. Впоследствии своеобразную роль арбитра в сословных
отношениях А.С. Шишков пытался возложить на либерально-мыслящего Александра I: «Будь прямо Русский Царь, надеющийся на своих верноподданных. Возвысь дворян, ограду Твоего престола. Будь отец народу, но не давай возмущать его преждевременными внушениями о вольности, вовлекающими его в своевольство. Да посеется между сими двумя состояниями тишина и мир, а не вражда и злоба. Тогда Ты один, посреди своего народа, сильнее будешь всех царей» [12, с. 235].
В публицистике адмирала сословная проблематика рассматривалась в контексте конструируемой им консервативно-националистической доктрины неприятия идей западного Просвещения, породивших революционное насилие. В ней носителем русского самосознания, православных традиций и «благих нравов» выступал простой народ. По словам Т.В. Полежаевой, простой народ для А.С. Шишкова был одним из элементов конструируемой национальной традиции [13, с. 98]. Низшим сословиям адмирал противопоставлял европеизированное дворянство, которое «больше всего превозносило вольность, которая <...> в том состоит, чтоб не считать ничего священным, не повиноваться ни чему, кроме страстей своих» [14, с. 245].
Критика адмиралом западничества российского дворянства сделала его предшественником славянофильского течения общественной мысли. А.С. Шишков считал, что правящее сословие «не знало русского народа», считало его «тупым» от природы, предпочитало ему иностранцев, пренебрегало его талантами и имело против него «предубеждение» [14, с. 254-255].
Преодоление ментальной пропасти между верхами и низами общества адмиралу виделось в своеобразной «русификации» дворянства, т. е. отказе от французского языка, иностранного воспитания, а также «вредных» книг и идей. «Благовоспитанным» дворянином А.С. Шишков считал того, кто «остался при добрых правилах, почитает веру, наблюдает закон, любит свое Отечество, способен быть полезным сыном оного, женился, имеет детей» [14, с. 247].
На правящее сословие адмирал возлагал надежду кристаллизации русской нации. Но для этого оно должно было повернуться лицом к народу: «Обратитесь к нему (к народу. - А. Г.), согрейте его лучами вашего вни-
мания, не требуйте, чтоб он вдруг и во мгновение ока представил взорам вашим рощи Африканских и Американских древес. Потерпите <.. .> вы увидите, что он со временем раскинется и будет великолепен. Народ то же, что сад. Не отвращай взора от его произведений. Полюби, сперва, несовершенство их. <...> Посели в него честолюбие, возроди ревность, возбуди в нем уважение к самому себе.» [14, с. 245].
Если дворянству, чтобы остаться «русскими», с точки зрения А.С. Шишкова, нужно было отказаться от иностранного воспитания, то простому народу - от грамоты вообще. Ибо главное, чтобы «земледелец умел пахать, судья судить, купец торговать, сапожник шить сапоги» [14, с. 245]. Впоследствии, на посту Министра народного просвещения (1824-1826), он говорил об опасности, исходящей от образованного народа: «Обучать грамоте весь народ или несоразмерное числу оного количества людей принесло бы более вреда, нежели пользы. Наставлять земледельческого сына в риторике было бы приуготовлять его быть худым и бесполезным или еще вредным гражданином» [15, с. 466].
Вторжение Наполеона в Россию в 1812 г. вызвало слухи о «пугачевщине» и возможности государственного переворота [16, с. 172]. А.С. Шишков в должности Государственного секретаря Александра I стремился примирить и сплотить воедино отечественные сословия перед лицом врага: «Да встретит он (неприятель. - А. Г.) в каждом дворянине Пожарского, в каждом духовном Палицына, в каждом гражданине Минина, - говорилось в написанном им от имени императора манифесте «О созыве земского ополчения» от 6 июля 1812 г. - Благородное дворянское сословие! Ты во все времена было спасителем Отечества; Святейший Синод и духовенство! Вы всегда теплыми молитвами своими призывали благодать на главу России; народ Русской! Храброе потомство храбрых Славян! Ты неоднократно сокрушал зубы устремлявшихся на тебя львов и тигров; соединитесь все: с крестом в сердце и оружием в руках, никакие силы человеческие вас не одолеют» [17, с. 131].
Патриотический призыв адмирала к национальному единству в первую очередь встретил поддержку среди провинциального
дворянства и купечества. Смоленские помещики обещали ему вооружить своих крепостных крестьян и с ними пойти на войну [18, с. 481]. Купцы, слушавшие А.С. Шишкова 15 июля 1812 г. в Слободском дворце, возгорели ненавистью к врагу: «Когда А.С. Шишков произнес слова, что неприятель с лестью на устах несет в руках оковы, тогда негодование вырвалось в сильнейшей степени: ударяли себя в голову, рвали на себе волосы, ломали руки, видны были слезы гнева» [19, с. 156]. Однако московское дворяне встретили его речь «сдержанным молчанием» [19, с. 156]. Что, впрочем, неудивительно, если принять во внимание известную неприязнь адмирала к европеизированному дворянству, в значительной степени сосредоточенному в столицах. Биограф А.С. Шишкова В.Я. Стоюнин отмечал, что впоследствии адмирал считал дворян, воспитанных французами, говорящих по-французски и следующих французским модам, чуть ли не изменниками Отечеству, которые призвали в Россию Наполеона и предали ему Москву на сожжение [19, с. 184].
Тот же автор резонно замечал: «Обвиняя образованное общество в бедствии России и возвышая невежественный народ за его наполовину мнимые добродетели, он не подозревал, что дает невежеству силу, вызывая в нем ненависть к образованию и прикрывая ее слепым патриотизмом» [19, с. 184]. Подтверждением мысли В.Я. Стоюнина о поощрении А.С. Шишковым «слепого патриотизма» в низах общества может служить случай, приведенный дореволюционным исследователем Н.А. Палицыным [18, с. 485]. Суть его была такова: прихожане одной из церквей приняли российского чиновника, смотревшего в образы святых через лорнет, за француза. Они схватили его и потащили на съезжую. А.С. Шишкову пришлось писать объявление от Управы благочиния, по которому все задержания подозрительных лиц могли осуществляться только полицией.
По мере завершения боевых действий во взглядах адмирала возобладал сословный эгоизм. В манифесте от 30 июня 1814 г., исходя из вклада сословий в победу над Наполеоном, он выстроил несложную иерархическую схему: духовенство, дворянство, воинство, купечество, мещанство и крестьянство. Поставив дворянство выше воинства, А.С. Шишков вызвал гнев императора Александра I и после
спора был вынужден поменять их местами. В том же манифесте адмирал предал забвению характерные для его публицистики негативные выпады в адрес дворян, «зараженных» идеями Просвещения и пристрастием ко всему французскому. Он писал: «Дворянство - верная и крепкая ограда престола, ум и душа народа, издревле благочестивое, издревле храброе, издревле многократными опытами доказавшее ничем ненарушимую преданность и любовь к Царю и Отечеству» [20, с. 168]. Кроме того, документ закреплял право помещиков владеть крепостными крестьянами [21, с. 256].
В 1818 г. А.С. Шишков выступил в Государственном совете против проекта «Гражданского Уложения», которое, с его точки зрения, разрушало сословный строй. Ибо политические права, в разной мере принадлежавшие каждому сословию страны, «смешивались» с гражданскими правами, общими для всех российских подданных [12, с. 59]. Все это, по его мнению, противоречило дворянской «Жалованной грамоте» [12, с. 62]. И очень напоминало французское буржуазное законодательство - «так называемый Кодекс Наполеона» [12, с. 54]. Возмущало патриота А.С. Шишкова и то, что дворянству без «дозволения правительства» запрещалось вступать в иностранную службу под страхом исключения из российского подданства [12, с. 62].
В 1820 г. А.С. Шишков выступил в Государственном совете защитником помещичьего права продавать крестьян с разделением семей и без земли. Он критиковал Петра I за сравнение в одном из его указов продажи крестьян с продажей скота, а также парировал аргументы либералов, называвших русских крестьян рабами. По его словам, законы запрещали помещикам убивать крепостных, разрешали жаловаться на господ, наказывать их, вплоть до лишения имений [12, с. 122]. Власть землевладельцев, с его точки зрения, была «ни беспредельной, ни насильственной» [12, с. 123]. А.С. Шишков рисовал идиллическую картину почти родственной связи помещиков и крепостных крестьян. В ней землевладельцы заботились о крепостных как о собственных детях, поддерживали их «благосостояние, порядок и устройство» [12, с. 123]. Случаи произвола были редки и совершались лишь «неблагоразумными помещиками» [1 2, с. 121].
В конечном счете сословный строй во взглядах адмирала являлся «государственным благом» [12, с. 123]. Ибо обеспечивал «повиновение» и «обузданность» народа [12, с. 128]. Худшим вариантом развития политической ситуации в России он считал события, когда народ, «почувствовав силу свою, возложит иго на сильного, и в неистовстве своем сам себе нанесет вред и погибель» [1 2, с. 128]. Однако произвол верхов российского общества над низами для него также был неприемлем. Законы, по его словам, должны были «воспящать сильному угнетать бессильных» [12, с. 128].
Подводя итоги, можно отметить, что взгляды А.С. Шишкова на сословный вопрос определялись двумя компонентами: националистической и консервативной. Первая состояла в необходимости сближения высшего и низшего сословий и формирования ментальной общности русского народа. Вторая закрепляла правовое неравенство российских сословий.
1. Свербеев Д.Н. Первая и последняя моя встреча с А.С. Шишковым // Русский архив. 1871. Вып. 1. С. 162-182.
2. Пыпин А.Н. Российское Библейское общество, 1812-1826 // Вестник Европы. 1868. № 11. № 12.
3. Пыпин А.Н. Общественное движение в России при Александре I. СПб., 2001.
4. Щебальский П.К. А.С. Шишков, его союзники и противники // Русский вестник. 1870. № 11. С. 193-254.
5. Предтеченский А.В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX в. Москва; Ленинград, 1957.
6. Минаков А.Ю. Возникновение русского консервативного национализма в первой четверти XIX века в России // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2009. Вып. 12.
7. Альтшуллер М.Г. Беседа любителей русского слова: У истоков русского славянофильства. М., 2007.
8. Шишков А.С. Записки, мнения и переписка адмирала: в 2 т. Берлин, 1870. Т. 1.
9. Аксаков С.Т. Воспоминания об Александре Семеновиче Шишкове: в 3 т. // Аксаков С.Т. Собрание сочинений. М., 1909. Т. 2. С. 178227.
10. Шишков А.С. Невольничество. Драма в одном действии // Собрание сочинений и переводов адмирала Шишкова Российской импе-
раторской академии президента и разных ученых обществ члена: в 16 ч. Ч. 12. Спб., 1828. С. 1-32.
11. Шишков А.С. Ода на покорение Польши // Собрание сочинений и переводов адмирала Шишкова Российской императорской академии президента и разных ученых обществ члена: в 16 ч. Ч. 14. Спб., 1831. С. 143-154.
12. Шишков А.С. Записки, мнения и переписка адмирала: в 2 т. Берлин, 1870. Т. 2.
13. Полежаева Т.В. Язык как фактор национального единства (на материале полемики архаистов и карамзинистов начала первой четверти XIX в.) // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 376.
14. Шишков А.С. Ответ на письмо господину Луке Говорову, напечатанное в Вестнике Европы апреля 1807 г. № 8, под заглавием: Письмо из города N.N. в столицу // Собрание сочинений и переводов адмирала Шишкова Российской императорской академии президента и разных ученых обществ члена: в 16 ч. Ч. 12. Спб., 1828. С. 245.
15. СмирновА.В. Александр Семенович Шишков. 1824 г. // Русская старина. 1889. № 5.
16. Жаринов Д.А. Впечатления от пожара и мнения современников // Отечественная война и русское общество, 1812-1912 гг. М., 1912. Т. 3. С. 170-180.
17. Шишков А.С. Краткие записки, веденные во время пребывания при блаженной памяти государя императора Александра Первого в бывшую с французами в 1812 и последующих годах войну. Спб., 1831.
18. Палицын Н.А. Манифесты, написанные Шишковым в Отечественную войну, и патриотическое их значение // Русская старина. 1912. Июнь. С. 477-491.
19. Стоюнин В.Я. А.С. Шишков. Историческое сочинение. Спб., 1889.
20. Шишков А.С. Законы и постановления. Собрание Высочайших Манифестов, Грамот, Указов, Рескриптов, приказов войскам и разных извещений, последовавших в течение 1812, 1813, 1814, 1815 и 1816 гг. Спб., 1816.
21. Шильдер Н.К. Император Александр Первый. Его жизнь и царствование: в 4 т. Спб., 1905. Т. 3.
1. Sverbeev D.N. Pervaya i poslednyaya moya vstrecha s A.S. Shishkovym // Russkiy arkhiv. 1871. Vyp. 1. S. 162-182.
2. Pypin A.N. Rossiyskoe Bibleyskoe obshchestvo, 1812-1826 // Vestnik Evropy. 1868. № 11. № 12.
3. Pypin A.N. Obshchestvennoe dvizhenie v Rossii pri Aleksandre I. SPb., 2001.
4. Shchebal'skiy P.K. A.S. Shishkov, ego soyuzniki i protivniki // Russkiy vestnik. 1870. № 11. S. 193-254.
5. Predtechenskiy A.V. Ocherki obshchestvenno-politicheskoy istorii Rossii v pervoy chet-verti KhIKh v. Moskva; Leningrad, 1957.
6. Minakov A.Yu. Vozniknovenie russkogo konservativnogo natsionalizma v pervoy chetverti XIX veka v Rossii // Vestnik Rossiyskogo gosudarstvennogo universiteta im. I. Kanta. 2009. Vyp. 12.
7. Al'tshuller M.G. Beseda lyubiteley russkogo slova: U istokov russkogo slavyanofil'stva. M., 2007.
8. Shishkov A.S. Zapiski, mneniya i perepiska admirala: v 2 t. Berlin, 1870. T. 1.
9. Aksakov S.T. Vospominaniya ob Aleksandre Semenoviche Shishkove: v 3 t. // Aksakov S.T. Sobranie sochineniy. M., 1909. T. 2. S. 178-227.
10. Shishkov A.S. Nevol'nichestvo. Drama v odnom deystvii // Sobranie sochineniy i perevodov admirala Shishkova Rossiyskoy imperatorskoy akademii prezidenta i raznykh uchenykh obshchestv chlena: v 16 ch. Ch. 12. Spb., 1828. S. 1-32.
11. Shishkov A.S. Oda na pokorenie Pol'shi // Sobranie sochineniy i perevodov admirala Shishkova Rossiyskoy imperatorskoy akademii prezidenta i raznykh uchenykh obshchestv chlena: v 16 ch. Ch. 14. Spb., 1831. S. 143-154.
12. Shishkov A.S. Zapiski, mneniya i perepiska admirala: v 2 t. Berlin, 1870. T. 2.
13. Polezhaeva T.V. Yazyk kak faktor natsional'nogo edinstva (na materiale polemiki arkhaistov i karamzinistov nachala pervoy chetverti XIX v.) // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013. № 376.
14. Shishkov A.S. Otvet na pis'mo gospodinu Luke Govorovu, napechatannoe v Vestnike Evropy aprelya 1807 g. № 8, pod zaglaviem: Pis'mo iz goroda N.N. v stolitsu // Sobranie sochineniy i perevodov admirala Shishkova Rossiyskoy imperatorskoy akademii prezidenta i raznykh uchenykh obshchestv chlena: v 16 ch. Ch. 12. Spb., 1828. S. 245.
15. Smirnov A.V. Aleksandr Semenovich Shishkov. 1824 g. // Russkaya starina. 1889. № 5.
16. Zharinov D.A. Vpechatleniya ot pozhara i mneniya sovremennikov // Otechestvennaya voyna i russkoe obshchestvo, 1812-1912 gg. M., 1912. T. 3. S. 170-180.
17. Shishkov A.S. Kratkie zapiski, vedennye vo vremya prebyvaniya pri blazhennoy pamyati gosudarya imperatora Aleksandra Pervogo v byvshuyu s frantsuzami v 1812 i posleduyu-shchikh godakh voynu. Spb., 1831.
18. Palitsyn N.A. Manifesty, napisannye Shishkovym v Otechestvennuyu voynu, i
patrioticheskoe ikh znachenie // Russkaya starina. 1912. Iyun'. S. 477-491.
19. Stoyunin V.Ya. A.S. Shishkov. Istoricheskoe sochinenie. Spb., 1889.
20. Shishkov A.S. Zakony i postanovleniya. Sobranie Vysochayshikh Manifestov, Gramot, Ukazov, Reskriptov, prikazov voyskam i raznykh
izveshcheniy, posledovavshikh v techenie 1812, 1813, 1814, 1815 i 1816 gg. Spb., 1816. 21. Shil'der N.K. Imperator Aleksandr Pervyy. Ego zhizn' i tsarstvovanie: v 4 t. Spb., 1905. T. 3.
Поступила в редакцию 2.12.2015 г.
UDC 94:323.3(47+57)«18»
THE VIEWS OF ADMIRAL A.S. SHISHKOV ON THE ESTATES QUESTION IN RUSSIA
Aleksander Evgenyevich GREBENSCHIKOV, Voronezh State University, Voronezh, Russian Federation, Postgraduate Student, Russian History Department, e-mail: [email protected]
The views of admiral A.S. Shishkov on the estates question in Russia at the end of XVIII - the first quarter of the XIX century are examined. He was a Russian nobleman and advocated the preservation of caste system. Admiral wanted to realize the idea of national unity of the Russian people in a class inequality. His conservatism in the Estates matter, largely, determined by the idea of social stability and rejection of revolutionary upheavals. Defending Russia's caste order, hoping to avoid a repeat of A.S. Shishkov in her bloody experience of the French Revolution. Maintaining the stability of the social hierarchy in Russia A.S. Shishkov laid on autocratic power. Autocracy, in his view, fulfilled the role of a regulator of class relations. Nationalistic pathos journalism Admiral determined opposition of the common people as the bearer of the Orthodox tradition and Westernized gentry, who has internalized Western emancipatory ideas of the Enlightenment. In his public activity A.S. Shishkov acted as oppositional to liberal reforms of Alexander I, for the elimination of caste system in Russia.
Key words: A.S. Shishkov; class; social hierarchy; social stability; the nobility; the peasantry; the common people; the autocracy; conservatism; nationalism.
DOI: 10.20310/1810-0201-2015-20-12(152)-111-116