Научная статья на тему 'Администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду'

Администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
953
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — Маликова Т. Ш., Агадуллина А. Х., Туктарова И. О., Карачурина Р. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду»

УДК 503.54+351

Т. Ш. Маликова,

кандидат химических наук,

А. Х. Агадуллина,

кандидат технических наук,

И. О. Туктарова,

кандидат технических наук,

Р. Ф. Карачурина,

кандидат экономических наук, Уфимский государственный нефтяной технический университет, Россия

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ПЛАТЫ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ

НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Плата за загрязнение окружающей природной среды связана с возникновением экстерналий или внешних эффектов хозяйственной деятельности. По отношению к окружающей природной среде подавляющее число воздействий связано с отрицательными внешними эффектами: различного рода загрязнениями, отходами, разрушением природных объектов и т.д., которые положительно или отрицательно воздействуют на окружающую природную среду. В России принцип «загрязнитель платит» реализуется в виде платы за негативное воздействие на окружающую среду, впервые закрепленной в правовом плане Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» в 1991 г., который призван выполнять две функции:

- стимулировать природопользователей к сокращению негативного воздействия;

- платежи являются источником последующего аккумулирования денежных средств для ликвидации негативных экологических последствий природопользования.

Управление природопользованием и охраной окружающей природной среды - это механизм организации и система деятельности органов государственной исполнительной власти и местного самоуправления в сфере публичных экологических отношений, возникающих в связи с природопользованием, воспроизводством природных ресурсов, охраной окружающей среды, обеспечением экологической безопасности [1].

Законодательство, регулирующее сферу негативного воздействия на окружающую среду, в настоящее время находится в стадии реформирования. Во второй половине 2014 г. в Российской Федерации принято несколько Законов, внесших изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие сферу негативного воздействия на окружающую среду. Данные поправки, несомненно, оказали влияние на исполнение предприятиями обязанностей по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду установлена федеральным законом «Об охране окружающей среды» взимается за следующие его виды:

- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;

- сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты;

- размещение отходов производства и потребления.

Обязанность платы за негативное воздействие на окружающую среду возникает независимо от видов осуществляемой деятельности в случае оказания негативного воздействия [2].

Перечень загрязняющих веществ, за которые взимается плата, установлен на основании Перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 г. № 1316-р с учетом наименований загрязняющих веществ согласно Постановлению №344.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов. Для нашей республики предусмотрены коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территории Уральского экономического района Российской Федерации: состояние атмосферного воздуха - 2 и почвы - 1,7; состояние водных объектов: по бассейнам реки Волга - 1,12, реки Урал -1,14.

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные

природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия определяется путем умножения соответствующих ставок платы на величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произ-

ведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная [3].

Платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

В результате переходы на новый механизм платы с отменой ряда повышающих коэффициентов, а также за счет применения различных льгот, предоставляемых предприятиям и организациям, в 2017 г. и в последующие годы размер платы может снизиться по сравнению с уровнем 2014-2015 гг. в 1,5-2 раза и даже более [4].

Динамика поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2011 -2015 гг. представлена на рис. 1.

2011 2012 2013 2014 2015 Годы

Рис. 1. Поступление в консолидированный бюджет Российской Федерации от платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2011-2015 гг., млрд руб.

Ожидается, что наметившаяся в последние годы тенденция к уменьшению бюджетных поступлений от платы не только сохраниться, но и усилится.

Согласно действующему законодательству администрирование платежей за НВОС является полномочием Росприроднадзора и не предусматривает делегирование полномочий субъектам Российской Федерации или органам местного самоуправления.

Управление Росприроднадзора по Республике Башкортостан осуществляет в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислений, учета, взыскания и принятия решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет и штрафов по ним в отношении доходов, формируемых от платы за негативное воздействие на окружающую среду.

До 2016 . распределение бюджетных средств было следующее:

20% - федеральный бюджет; 55 % - местные бюджеты.

40% - бюджет субъектов РФ; Согласно приказу Федеральной службы по над-

40% - местные бюджеты. зору в сфере природопользования от 09.09.2013 г.

С 2016 г. распределение бюджетных средств № 563 поступление в бюджет платы за негативное следующее: воздействие на окружающую среду в 2015 г. (по со-

5% - федеральный бюджет; стоянию на 31.12.2015 г.) представлено в таблице.

40% - бюджет субъектов РФ;

Таблица

Поступление платы за НВОС в бюджет за 2015 г., тыс. руб.

Наименование Поступление в бюджет

федеральный (20 %) субъект РФ (40%) местный (40%) всего

Плата за выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами 11 684,3 23 368,6 23 368,6 58 421,5

Плата за выбросы загрязняющих веществ передвижными объектами 1 320,9 2 641,9 2 641,9 6 604,9

Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты 9 963, 8 19 927,6 19 927,6 49 819,0

Плата за размещение отходов производства и потребления 69 806, 9 139 613,7 139 613,7 349 034,3

Плата за выбросы загрязняющих веществ при сжигании ПНГ 8 155,7 16 311,3 16 311,3 40 778,2

Всего 100 931,6 201 863,1 201 863,1 504 657,9

В 2015 г. Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан отмечено снижение поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на сумму 41 965,8 тыс. руб. ( в 2014 г. -546 млн руб.).

Анализ показал, что основной причиной снижения общей суммы платы за НВОС является сокращение количества плательщиков в 2015 г. по сравнению с 2014 г., снижение объемов производства.

Важно отметить, что до 2014 г. активно развивалась судоприменительная практика по возврату ранее уплаченной суммы, которая связана с неоднозначной позицией судов, определяющих в качестве плательщика платы за размещение отходов исключительно специализированные организации. Ряд предприятий, не являющихся специализированными организациями, отказались вносить плату за размещение отходов. Были направлены иски о возврате уже внесенной платы за последние три года. Только по Республике Башкортостан Национальным банком России было отозвано более 1 млн руб. Аналогичную практику стали применять и более мелкие плательщики.

Снижение платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты на 13473,6 тыс. руб. связано с зачетом сумм, затраченных на природоохранные мероприятия, и модернизацией очистных сооружений крупнейших водоканалов. Управлением Росприроднадзора по Республике Башкортостан в период 2014-2015 гг. при осуществлении кон-

трольно-надзорной деятельности проведена проверка расчетов платы, корректировка платежей МУП «Уфаводоканал», ООО «Промводоканал» в части правомерного применения льгот.

Общее поступление платы за НВОС в бюджет по средам в 2015 г. рассмотрено на рис. 2.

Из диаграммы видно, что наибольшее поступление в бюджет по плате за размещение отходов производства и потребления - 69%, на втором месте платежи за выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами - 12%, на третьем - плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты -10%, на четвертом плата за выбросы загрязняющих веществ при сжигании попутного нефтяного газа-7%.

С 2016 г., в связи с изменениями в законодательстве ожидается дальнейшее снижение платы за негативное воздействие на окружающую среду -оценочно на общую сумму до 80 млн руб. от уровня 2015 г. (на 16%).

Необходимо в качестве дополнительного инструмента государственного регулирования поступления платы за негативное воздействие на окружающую среду внедрить специализированное программное обеспечение по нормированию в области негативного техногенного воздействия на окружающую среду и администрированию платы, которое полностью позволит компенсировать прогнозируемое снижение платы за негативное воздействие на окружающую среду и возможно увеличить ее поступление.

В Плата за выбросы загрязняющих веществ стационарными объектами

Н Плата за выбросы загрязняющих веществ передвижными объектами

Н Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты

□Плата за размещение отходов производства и потребления

□ Плата за выбросы загрязняющих веществ при сжигании ПНГ

40 778,2 58 421,5

Рис. 2. Поступление платы за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет по средам в 2015 г., тыс. руб.

Литература 1. Маликова Т.Ш. Экономика природопользования: учеб. пособие / Т. Ш. Маликова, С. В. Николаева, И. О. Туктарова. - Уфа: Уфимск. гос. академия экономики и сервиса, 2008. - 20 с. 2. Губанова С.В. Плата за негативное воздействие на окружающую среду / С.В. Губанова // Экология производства, - 2014. - № 12. - С. 72-78. 3. Назыров А.Д.

Развитие инструментария определения платежей за негативное воздействие на окружающую среду / А.Д. Назыров, Т.Ш. Маликова., И.О. Туктарова, А.Х. Агадуллина, Э.Р. Сальманова // Управление экономическими системами. 2015 - №12 (84). -С. 42. 4. Фильченкова О.А. Новые ставки экологических платежей / О. АФильченкова // Экология производства. - 2016. - №10. - С. 13-21.

Стаття надшшла до редакцл 21.12.2016

Прийнято до друку 22.03.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.