Научная статья на тему 'Оценка эффективности платежей за негативное воздействие на окружающую среду в России'

Оценка эффективности платежей за негативное воздействие на окружающую среду в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
823
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПЛАТЕЖИ / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОСИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Безгубов В.А.

В данной статье рассматривается проблема оценки эффективности платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду, как инструмента регулирования природопользования и стимулирования экологизации производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка эффективности платежей за негативное воздействие на окружающую среду в России»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_

УДК 504.062.2

В.А. Безгубов

НФИ КемГУ

г. Новокузнецк, Российская Федерация

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЛАТЕЖЕЙ ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА

ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РОССИИ

Аннотация

В данной статье рассматривается проблема оценки эффективности платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду, как инструмента регулирования природопользования и стимулирования экологизации производства.

Ключевые слова

Экономика природопользования, рациональное природопользование, экологические платежи, экология, экосистема.

В современных условиях технологического прогресса и промышленного развития загрязнения окружающей среды является актуальной. Для защиты природы в большинстве стран мира реализуется принцип платности природопользования. В данной работе рассматривается эффективность системы платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Для достижения цели необходимо сравнить и проанализировать как минимум два показателя: объем поступлений платежей за негативное воздействие на окружающую среду в бюджет Российской Федерации и объемы выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду [4, c.560]. Необходимо уточнить, что статья, касающаяся платежа за НВОС, стала учитываться в бюджете РФ только с 2005 года [5, с.260]. Она подразумевает учет следующих платежей: за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами, за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, за размещение отходов производства и потребления и за иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Однако объем платежей с представлением вышеуказанных показателей включен только в отчеты об исполнении бюджета за 2012 и 2013 годы. В целях однородности будем использовать только общую сумму поступлений. Представляется необходимым представить платежи в сопоставимых ценах. Динамика поступлений денежных средств в бюджет является возрастающей (положительный наклон тренда) [1].

Принцип платности природопользования и, в частности, система платежей за негативное воздействие на окружающую среду предполагают постепенное снижение предприятиями объемов своих выбросов при использовании современных технологий очистки и фильтрации.

Для отражения взаимосвязи между объемами платежей и объемами загрязнения используем коэффициент корреляции. Результаты следующие:

• КК между платежами за НВОС и выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными и передвижными объектами составил -0,3 (слабая обратная связь);

• КК между платежами за НВОС и сбросами загрязняющих веществ в водные объекты составил -0,49 (умеренная обратная связь);

• КК между платежами за НВОС и размещением отходов производства и потребления составил 0,83 (высокая прямая связь).

Указанные коэффициенты корреляции характеризуют реальную ситуацию нечетко, так как рассчитывалась связь между объемами загрязнения по видам и общей суммой платежей. Для более точного корреляционного анализа необходимы данные о структуре платежей за НВОС.

По рассчитанным показателям представляется возможным сделать некоторые выводы. Во-первых, рост суммарных платежей за НВОС (положительный тренд) при одновременном сокращении выбросов и сбросов загрязняющих веществ в атмосферу и водные источники (отрицательный тренд) и росте образования

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_

отходов потребления и производства (положительный тренд) подтверждает высокий КК между платежами за НВОС и размещением отходов производства и потребления. Очевидна неэффективность работы системы платежей за НВОС по данному направлению. Во-вторых, снижает эффективность системы отсутствие расширенного учета региональных аспектов, специфики деятельности предприятия-загрязнителя, а также жесткой системы стимулирования, при которой предприятию выгоднее устанавливать очистное оборудование, нежели просто оплачивать платежи за НВОС. Возникает вопрос, действительно ли платежи недостаточно высоки для стимулирования производителя к движению на пути к экологизации. При этом необходимо учитывать, что по аналогии с кривой Лаффера, чрезмерно высокие платежи спровоцируют сворачивание производства, либо частичное перемещение в сторону «теневого рынка». Определить однозначно, является ли нынешний размер платежей существенным для природопользователя, представляется маловероятным из-за значительной неоднородности предприятий-загрязнителей (различия в сфере производства, размерах предприятия и прочее) [3, с.312]. Практика показывает, что во многих случаях предприятию выгоднее сделать платеж за НВОС, чем использовать фильтры или очистные сооружения [8, с.269].

Представляется необходимым исследовать взаимосвязь объемов загрязнения и объемов государственных затрат на охрану окружающей среды. Из диаграммы [2] видно, что затраты на охрану окружающей среды в десятки раз превышают поступления от платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Подобные цифры могут говорить о несоответствии размера платежа за НВОС и реального ущерба окружающей среде, на ликвидацию которого тратится больше средств. Точные выводы могут быть даны только при наличии структуры платежей за НВОС и структуры затрат на охрану окружающей среды, после их сопоставления. Между загрязнением атмосферы и загрязнением сточных вод и затратами на защиту окружающей среды по данным направлениям присутствует сильная обратная связь, что является положительным моментом. В то же время, между образованием отходов производства и потребления и затратами на обращение с расходами наблюдается сильная прямая связь, то есть, несмотря на увеличение затрат по этому направлению, образование отходов наращивает масштабы. В данном случае размер платежа не является достаточным, иначе динамика была бы обратной.

Подводя итог, отметим, что главным критерием эффективности реализации принципа платности природопользования, и, в частности, системы платежей за негативное воздействие на окружающую среду является снижение нагрузки на окружающую среду именно за счет экологизации процесса производства предприятия-загрязнителя, без ущерба экономическому росту и сокращения деловой активности. Учитывая все вышеперечисленное, реализация принципа платности природопользования через систему платежей за негативное воздействие на окружающую среду в РФ представляется недостаточно эффективной. Решением данной проблемы могут послужить различные способы, в том числе и совершенствование метода учета региональных аспектов при расчете платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №15-32-01264: «Разработка подхода к экономической оценке экологической емкости территории и ее применение для регулирования экономики региона».

Список использованной литературы:

1. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2005-2015 гг. [Электронный ресурс] / Министерство финансов Российской Федерации. - Режим доступа: http://old.minfin.ru/ru/budget/federal_budget/ (Дата обращения: 27.11.2016)

2. Затраты на охрану окружающей среды [Электронный ресурс] / Федеральная служба государственной статистики. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/oxrana/tab-graf.htm (Дата обращения: 27.10.2016).

3. Безгубов В.А., Часовников С.Н. Обзор существующей системы экономических инструментов охраны окружающей природной среды в РФ//В сборнике: Наука и образование Белово, 2015. С. 312.

4. Вержицкий Д.Г., Безгубов В.А., Старченко Е.Н., Часовников С.Н. перспективы развития экологических рынков в регионах Сибирского Федерального Округа // Фундаментальные исследования. 2015. № 6 -3. С. 560.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070

5. Старченко Е.Н., Часовников С.Н. Разработка рыночных механизмов устойчивого экологического развития промышленно - развитых регионов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 3 -3 (59). С. 260.

6. Старченко Е.Н., Часовников С.Н. Опыт работы научной школы по направлению «Разработка рыночных механизмов устойчивого экологического развития промышленно -развитых регионов»//Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 3 -2 (55). С. 151.

7. Степанов Ю.А. Оценка экологической ситуации в Кемеровской области при воздействии техногенных массивов / Степанов Ю.А., Часовников С.Н., Корчагина Т.В.// Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2008. № 2. С. 53.

8. Часовников С.Н., Старченко Е.Н., Вержицкий Д.Г. Формирование рыночных механизмов экологического рынка промышленно - развитых регионов (на примере Кемеровской области)//Вестник Кемеровского государственного университета. 2014. № 3 -3 (59). С. 269.

9. Часовников С.Н. Перспективы экологизации экономического развития Кемеровской области: монография/С.Н. Часовников, Е.Н. Старченко. -Саарбрюккен, 2013. С.123 с.

10.Часовников С.Н. Разработка регионального экономического механизма охраны окружающей среды от загрязнения промышленными предприятиями: на примере Кемеровской области: дисс. ... к.э.н. -Кемерово, 2007. С. 71.

© Безгубов В.А., 2016

УДК 332.14

А.И. Безуглова

Магистрант 1 курса Института экономики и управления Направление Экономика, профиль «Региональная экономика» ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»

г. Ставрополь, Российская Федерация

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация

В статье рассматриваются условия внедрения инноваций на предприятиях, актуальность развития инновационного потенциала хозяйствующих субъектов. Изучены составляющие инновационного потенциала предприятия.

Ключевые слова

Инновационный потенциал, инновации, конкурентоспособность, инновационная экономика.

На современном этапе развития, переход к инновационной экономике является одной из основных целей государственной политики России в области формирования инновационного и научно-технического потенциалов.

В условиях рыночной экономики и усиления конкурентной борьбы между товаропроизводителями, предприятия сталкиваются с жесткими условиями выживаемости. Одним из главных факторов успеха и эффективности деятельности в такой период выступает развитие инновационного потенциала предприятия. В связи с этим, субъекты хозяйственной деятельности, которые стремятся поддержать и повысить свою конкурентоспособность на рынке должны самостоятельно формировать и осуществлять инновационную политику, а также эффективно использовать научно-технические достижения в ходе осуществления рыночных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.