Научная статья на тему 'АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НДС КАК ИНДИКАТОРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА'

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НДС КАК ИНДИКАТОРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
39
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / ОБЩАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / СУБЪЕКТЫ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА / ОПТИМИЗАЦИЯ НАЛОГОВ / VALUE ADDED TAX / GENERAL TAXATION SYSTEM / SMALL BUSINESSES / TAX BURDEN / TAX OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Демироглу Нияра Бекмухамедовна

В статье подчеркивается самостоятельный выбор системы налогообложения субъектами малого предпринимательства. Обобщены преимущества применения общей системы налогообложения. Сделан акцент на необходимости начисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Проведен сравнительный анализ поступлений НДС за последние годы. Сделаны выводы о сложности администрирования НДС как индикатора экономической активности субъектов малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VAT administration as an indicator of economic activity of small businesses

The article emphasizes the independent choice of the taxation system by small businesses. The advantages of applying the General system of taxation are summarized. Emphasis is placed on the need to calculate and pay value added tax. A comparative analysis of VAT revenues in recent years. Conclusions are drawn about the complexity of VAT administration as an indicator of economic activity of small businesses.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НДС КАК ИНДИКАТОРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»

водства, заготовок, строительства и всех остальных видов деятельности.

На наш взгляд, оно является универсальным условием безубыточной деятельности предприятия (на микроуровне).

Литература:

1. ДавыдянцД.Е., Бичоева Д.С., ГаркавенкоЯ.В. Конкурентоспособность и эффективность хозяйствующего субъекта // KANT. - 2014. - №1 (10). - С. 28-31.

2. Колчина Н. В. Финансы предприятий/ под ред. Н. В. Колчиной. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 447 с.

3. Раицкий К. А. Экономика предприятия. - М. : Дашков и Ко, 2002. - 1012 с.

4. Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф. Финансовый анализ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 479 с.

5. Сергеев И. В. Экономика предприятия. - М. : Финансы и статистика, 2002. - 304 с.

6. Экономика и организация деятельности торгового предприятия / под общ. ред. А. Н. Солома-тина. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 295 с.

7. Экономика предприятия / под ред. В. Я. Хрипа-ча.-Минск, 1997. -448 с.

VA ТА DMINISTRA TION AS AN INDICA TOR OF ECONOMIC ACTIVITY OF SMALL BUSINESSES

Demiroglu Niiara Bekmuhamedovna, PhD of Economics, Associate Professor, Department of Accounting, Analysis and Audit, Crimean Engineering and Pedagogical University named after Fevzi Yakubov, Simferopol, Republic of Crimea

The article emphasizes the independent choice of the taxation system by small businesses. The advantages of applying the General system of taxation are summarized. Emphasis is placed on the need to calculate and pay value added tax. A comparative analysis of VAT revenues in recent years. Conclusions are drawn about the complexity of VAT administration as an indicator of economic activity of small businesses.

Keywords: value added tax; General taxation system; small businesses; tax burden; tax optimization.

АДМИНИСТРИРОВАНИЕ НДС КАК ИНДИКАТОРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМА ТЕЛЬСТВА

В статье подчеркивается самостоятельный выбор системы налогообложения субъектами малого предпринимательства. Обобщены преимущества применения общей системы налогообложения. Сделан акцент на необходимости начисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Проведен сравнительный анализ поступлений НДС за последние годы. Сделаны выводы о сложности администрирования НДС как индикатора экономической активности субъектов малого предпринимательства.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость; общая система налогообложения; субъекты малого предпринимательства; налоговая нагрузка; оптимизация налогов.

УДК 336.221.4 ВАК РФ 08.00.10

©ДемироглуН.Б., 2019

ДЕМИРОГЛУ Нияра Бекмухамедовна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры Бухгалтерского учета, анализа и аудита, Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, Симферополь, Республика Крым

Уровень демократизации страны и степень экономической открытости во многом зависят от степени развития малого бизнеса и активности предпринимателей, поскольку предпринимательство является конструктивной единицей и гарантией существования развитых стран с рыночной экономикой, особенно в современных условиях экономического кризиса. Роль государства на данном этапе экономического развития заключается в поддержке малого бизнеса посредством различных антикризисных мер и программ. Важнейшая роль таких национальных мер поддержки заключается в оптимизации налогообложения. Из этого вытекает необходимость анализа налоговой нагрузки субъектов малого предпринимательства.

Вопросам налогообложения уделено достаточное внимание как отечественными авторами, так и зарубежными исследователями [1 -3]. Е.А. Смородина, A.A. Соклаков, Н.В. Гупанова рассматривают методы и способы налогового регулирования, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства в России [7-8]. Вопросу обобщения зарубежного опыта налогообложения СМП посвящена статья коллектива экономистов-исследователей [4]. В.Г.

Пансков подчеркивает важность кардинальных перемен в методике налогообложения малых форм хозяйствования [6]. Сравнительную оценку налоговой нагрузки при применении патентной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход проводит A.B. Петровская [5]. Однако рассмотрение вопросов налогового регулирования субъектов малого предпринимательства позволяет отметить о необходимости решения проблемных ситуаций с учетом проведенного анализа результатов деятельности применяемых налоговых режимов.

Цель исследования - проведение анализа особенностей исчисления НДС как одного из основных налогов при применении общей системы налогообложения субъектами малого предпринимательства. Результаты исследований. Малые предприятия при осуществлении предпринимательской деятельности могут использовать общую или специальную налоговую систему. Первое, что должно интересовать руководителей при выборе налоговой системы, -это уровень налоговой нагрузки. Анализируя этот показатель в различных налоговых системах, можно выбрать конкретную налоговую систему.

Общая система налогообложения (ОСН) является налоговой системой "по умолчанию" - она применяется ко всем юридическим и индивидуальным предпринимателям, которые не облагаются единым налогом на вмененный доход (ЕНВД), а также не представившие в налоговый орган заявление о намерении использовать специальный налоговый режим-упрощенную систему налогообложения (УСН) или налоговую систему для сельхозпроизводителей - единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

Нет никаких ограничений в применении ОСН по направлению деятельности, количества людей или размера дохода организации, также независимо от того, являетесь ли вы индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.

Преимущества применения общей системы налогообложения:

- заинтересованность СМП во "входном" НДС, поскольку большая часть контрагентов находится на OCHO;

- при импорте товаров на территорию РФ (уплачиваемый при ввозе товаров НДС можно заявить к вычету);

- основная часть деятельности связана с оптовой торговлей.

В таблице 1 обобщены налоги, которые необходимо платить на OCHO.

Таблица 1 - Основная характеристика налогов, уплачиваемых субъектами малого предпринимательства на общей системе налогообложения

Вид налога Налоговая ставка Срок уплаты налога Плательщик налога

Налог на прибыль организаций 20% Авансовые платежи (для организаций, отвечающих признакам п. 3 ст. 286 НК РФ) -в течение 28 дней с момента окончания отчетного периода (квартала) Ежемесячные авансовые платежи - до 28 числа каждого месяца Налог по итогам года - до 28 марта года, следующего за отчетным СМП - юридические лица

Налог на доходы физических лиц 13%, 30% До 15 июля года, следующего за отчетным СМП - физические лица, индивидуальные предприниматели

Налог на добавленную стоимость 0%, 10%, 20% Не позднее 25 числа каждого месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом) по 1/3 суммы каждый месяц или единой суммой до 25 числа месяца, следующего за прошедшим кварталом СМП - юридические и физические лица

Налог на имущество организаций не > 2,2% (устанавли ваются на региональн ом уровне) Налог и авансовые платежи уплачиваются согласно срокам, устанавливаемым нормативными актами субъектов РФ СМП - юридические лица

Налог на имущество физических лиц от 0,1% до 2% (устанавли ваются на региональн ом уровне) Налог за год подлежит уплате до 1 декабря года, следующего за отчетным периодом СМП - физические лица, индивидуальные предприниматели

ОЭ

1-Н

о си

-О Q-

LQ <

СО

со =г

г

Налог на добавленную стоимость (НДС) -один из наиболее сложных налогов в аспекте администрирования и прогнозирования налоговых поступлений, поскольку он охватывает результаты всей финансово-хозяйственной деятельности компаний. Поэтому следует более детально остановиться на особенностях исчисления данного вида налога.

Ключевая особенность НДС состоит в том, что налогом облагаются цепочки вновь создаваемой добавленной стоимости. Это следует из заложенного в конструкцию налога принципа "зеркальности", который подразумевает, что начисленный с реализации НДС принима-

ется к вычету на каждой последующей стадии реализации.

Налог на добавленную стоимость - один из ключевых бюджетообразующих на логов, доля которого в консолиди рованном бюджете РФ составляет порядка 20%, в федеральном бюд жете - более 30%. Более того, отно сительно объема ВВП сумма по ступления НДС находится нг уровне 3%уже на протяжении пос леднихлет.

Фундаментально базой для исчисления налога на макроуровне выступает объем конечного по требления на внутреннем рынке, за вычетом соответствующих льгот и освобождений.

Так, например, в международной практике широко распространен показатель с-еШаепсу, который рассчитывается как отношение поступившего НДС к объему конечного потребления по данным системы национальных счетов, помноженного на среднюю ставку налога. Что по сути, является показателем, отражающим качество налогового администрирования.

Кроме того, показатель конечного потребления на внутреннем рынке не учитывает важный временной фактор - поступления налога на стадиях промежуточного потребления, участвующих в формировании добавленной стоимости продукции, в последующем направляемой на экспорт.

Здесь важно отметить, что в России объемы экспортных операций облагаются по ставке 0% и на макроуровне оказывают нейтральное влияние на поступление налога, поскольку в идеальной модели администрирования вычет, предъявляемый к возмещению экспортером, зеркально должен соответствовать начисленному налогу у контрагента экспортера.

Аналогично экспортным операциям, объемы импорта также не оказывают влияния на поступления, поскольку в общем случае импортер уплатит "ввозной" НДС таможенным органам, который затем будет принят к вычету при дальнейшем "движении" товаров на внутреннем рынке.

Как видно на рисунке 1, поступления НДС за последние 5 лет значительно опережали ключевые индикаторы макроэкономической активности на внутреннем рынке. Прежде всего, индикаторами конечного потребления здесь выступают непосредственно расходы на конечное потребление, оборот розничной

торговли и объем платных услуг (в текущих ценах - с учетом инфляции для сопоставимости данных).

Рисунок 1 - Динамика поступлений НДС*

* Составлено на основании данных Федеральной налоговой службы России [9].

Так, средний темп роста поступлений НДС за рассматриваемый период составил 113,9%. В свою очередь объем оказываемых платных услуг вырос на 106,3%, что меньше среднего темпа роста поступлений на 7,6 процентных пункта, не сильно от него отличается средний темп оборота розничной торговли (106,2%, на 7,7 п.п.), объем конечного потребления при этом продемонстрировал средний темп роста 105,8% (8,1 п.п.).

В 2018 году разрыв увеличился - по итогам года оборот розничной торговли, объем конечного потребления и объем платных услуг выросли в среднем на 106,7%, при этом динамика поступлений НДС составила максимальные за этот период 117,6%, или на 10,9 процентных пункта больше. Особенно наглядно такое опережение видно на фоне накопленных темпов роста в реальном выражении. Так, поступления НДС в реальном выражении за 5 лет выросли на 40,8%, а оборот розничной торговли в текущих ценах - снизился на 8,4%. Таким образом, превышение накопленных темпов роста поступлений НДС над темпами оборота розничной торговли составило 49,2 процентных пункта.

Существенная разница в динамике объясняется фактором налогового администрирования, который наглядно проявляется через показательуровня налоговых вычетов. Снижение вычетов в общей мобилизации НДС является одним из ключевых драйверов роста поступлений НДС.

По данным Федеральной налоговой службы, с 2014 по 2018 годы удельный вес вычетов в начисленной сумме снизился на 2,1 процент-

ного пункта. Если исключить группу вычетов по экспортным и импортным операциям, которые зависят от внешней конъюнктуры, то показатель снижения удельного веса вычетов также существенен - 3 процентных пункта. При этом снижение удельного веса вычетов происходило на фоне восстановления инвестиций и повышательного тренда запасов в розничной торговле. Так, инвестиции в основной капитал выросли с темпа 98,5% в 2014 году до 104,3% в 2018 году, запасы в розничной торговле, при этом, в течение всего периода находились в диапазоне от 102,1 до 105,3% [9]. То есть макроэкономические факторы не создавали дополнительного давления на уровень материальных затрат, облагаемых НДС. В свою очередь, сдержанная динамика макроэкономических факторов находит свое отражение в динамике сумм НДС, начисленных с налоговой базы, облагаемой налогом - оборота реализации на внутреннем рынке. В классической модели именно начисленная с налоговой базы сумма НДС должна выступать драйвером поступлений.

Однако анализ динамики поступления налога с 2014 по 2018 годы демонстрирует противоположную картину: динамика поступлений НДС в несколько раз превышает динамику начислений с базы (рис. 2).

Рисунок 2 - Динамика темпов роста поступлений и начислений НДС за 2014-2018 гг.*

* Составлен на основании данных Федеральной налоговой службы России [9].

Так, в 2017 году темпы поступления были выше темпов начислений в 6 раз (114,4% против 102,4%), в 2018 году - в 2,8 раза (117,6% -106,4%). Одновременно темпы роста объемов НДС, начисленных с налоговой базы, повторяют траекторию темпов роста макропоказателей, характеризующих уровень потребления на внутреннем рынке, и находятся в коридоре 102,4 - 110,7%, что сопоставимо с оборотом розничной торговли 102,9-111,3%. Отдельное внимание в структуре начислений обращают на себя начисления по ставке 10%, по которой

облагаются социально значимые товары: продукты питания, лекарства и т.д.

Анализ динамики начислений по данной группе товаров отмечается крайне слабая, переходящая в отрицательную, динамику. Так, если в 2014 и 2015 годах темп роста начислений составлял 112,9% и 122,3%, соответственно, то к 2018 году темп снизился до 97,1 %. Это сопоставимо с показателями реальных располагаемых доходов населения, которые в рассматриваемых периодах также находились преимущественно в зоне отрицательного роста (от 99,3% в 2014 году до 98,4% в 2017 году и 100,1% в 2018 году.

В заключение, проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы:

1. Субъекты малого предпринимательства имеют право выбора системы налогообложения. При этомруководствомучитываются преимущества и недостатки различных режимов, налогообложения с одновременным анализом" налоговой нагрузки за последние годы.

2. Одним из налогов, уплачиваемых СМП, является налог на добавленную стоимость, который со стороны администрирования и прогнозирования налоговых поступлений является одним из наиболее сложных налогов,так как охватывает результаты всей финансово-хозяйственной деятельности компаний.

3. Высокая динамика поступлений НДС идет в разрез с макроэкономическими трендами и обусловлена фактором налогового администрирования, что находит выражение в снижении удельного веса налоговых вычетов.

4. В дальнейшем динамика поступлений НДС будет зависеть от тенденции изменения макроэкономических показателей, что связано с объективной ограниченностью дальнейшего повышения эффективности налогового администрирования.

Примечания:

1. Hettich W., Winer S.L. Analyzing the interdependence of regulation and taxation // Public Finance Review. 2006. Vol. 34, No. 4. P. 355-380.

2. Zhiyong An Preference difference, generalized social marginal welfare weights, and the two approaches for optimal tax theory [электронный ресурс] / An Zhiyong. - 2018. - режим доступа: https://ntanet.org/wp-content/uploads/2019/03/ session 1219_paperl 324_fullpaper_l .pdf.

3. Зозуля B.B. Теоретические вопросы налогового регулирования инвестиционной деятельности/ В.В. Зозуля, А.Ю. Сергеева // Международный бухгалтерский учет. - 201 б. - № 18. - С. 33-42.

ОЭ

1-Н

О си

-0 Q-

LQ <

СО СО

г

сдмт С

S

57

4. Ордынская М.Е. Европейский опыт налогового стимулирования малого и среднего предпринимательства / М.Е. Ордынская, Т.А. Силина, С.В. Карпенко, Л.Э. Дивина // Вестник Адыгейского государственного университета.-Серия 5. Экономика. - 201 б. - № 3 (185). - С. 207-217.

5. Пансков В.Г. Налогообложение малого предпринимательства: нужны кардинальные перемены / В.Г. Пансков // Экономика. Налоги. Право. -2018.-№ I.Tom 11.-С. 112-119.

6. Петровская A.B. Сравнительная оценка налоговой нагрузки при применении патентной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход / A.B. Петровская // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. -№3-2.-С. 143-149.

7. Смородина Е.А. Влияние методов налогового регулирования на развитие малого и среднего бизнеса в России / Е.А. Смородина // ВестникУрФУ. Серия экономика и управление. - 2018. - Т. 17, №2.-С. 329 355.

8. Соклаков A.A. Налоговые методы регулирования субъектов малого предпринимательства (на примере Курской области) / A.A. Соклаков, Н.В. Гу-панова // Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах: сб. научных трудов 8-й Международной научно-практической конференции. - Курск,-2019. - С. 131-135.

9. Сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https:// www.nalog.ru/rn91/.

5Y5TEMATIZATION OF THE PROBLEMS OF ORGANIZING MORTGAGE LENDING IN RUSSIAN PRACTICE Doronin Boris Alekseevich, DSc ofEconomics, Professor Glotova irina ivanovna, PhD of Economics, Associate Professor Tomilina Elena Petrovna, PhD of Economics, Associate Professor

Department of Finance, Credit and insurance, Stavropol State Agrarian University, Stavropol

The article discusses a list of problems that impede the development of the national market for housing mortgage lending. Among the most pressing problems, such as the difficulty of attracting long-term financial resources, the relatively low level of development of the mechanism for refinancing mortgage loans by commercial banks and the low solvent demand of the population for mortgage loans are highlighted. Systematization of the problems inherent in the housing mortgage lending market made it possible to determine the most significant proposals for improving mortgage lending.

Keywords: mortgage lending; market; affordabiiity; financialresources; gross domestic product; refinancing; mortgage loans; household income.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 336.71 ВАК РФ 08.00.10

©Доронин Б.А., 2019 © Глотова ИМ, 2019 © Томилина Е.П., 2019

ДОРОНИН Борис Алексеевич, доктор экономических наук, профессор

ГЛОТОВА Ирина Ивановна,

кандидат экономических наук, доцент

ТОМИЛИНА Елена Петровна, кандидат экономических наук, доцент

кафедра Финансов, кредита и страхового дела, Ставропольский государственный аграрный университет, Ставрополь

СИСТЕМА ТИЗАЦИЯПРОБЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ ИПОТЕЧНОГО КРЕДИТОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ПРАКТИКЕ

В статье рассматривается перечень проблем, препятствующих развитию национального рынка ипотечного жилищного кредитования. Среди наиболее актуальных проблем, выделяются такие как сложность привлечения долгосрочных финансовых ресурсов, относительно низкий уровень развития механизма рефинансирования ипотечных кредитов коммерческими банками и низкий платежеспособный спрос населения на ипотечные кредиты. Систематизация проблем, присущих рынку ипотечного жилищного кредитования, позволила определить наиболее значимые предложения по совершенствованию ипотечного кредитования.

Ключевые слова: ипотечное кредитование; рынок; доступность; финансовые ресурсы; валовой внутренний продукт;рефинансирование; ипотечные займы; доходы населения.

I

В условиях нестабильной экономической и политической обстановки в России особую актуальность приобретают проблемы, присущие реализации социальной политике государства. Стоит отметить, что ипотечное кредитование является одним из важнейших аспектов социальной политики, а также выступает фактором стимулирования спроса среди населения. На сегодняшний день проблемы, присущие рынку ипотечного кредитования, признаны одними из крайне значимых социально-экономических проблем в РФ. В связи с этим своевременное их выявление и исследование представляется наиболее актуальным механизмом предотвращения этих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.