Научная статья на тему 'Административный процесс и судопроизводство: современное состояние и перспективы развития»: обзор мероприятия от 21.12.2022'

Административный процесс и судопроизводство: современное состояние и перспективы развития»: обзор мероприятия от 21.12.2022 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
382
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
правовая политика / государство / право / законодательство / модернизация правовой системы / административный процесс / административное судопроизводство / legal policy / state / law / legislation / modernization of the legal system / administrative process / administrative proceedings

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов А. Ю., Астахова Е. А.

21 декабря 2022 г. Саратовским филиалом Института государства и права Российской академии наук совместно с Саратовской государственной юридической академией в рамках II Саратовского юридического форума организована и проведена научно-дискуссионная площадка «Административный процесс и судопроизводство: современное состояние и перспективы развития», в работе которой приняли участие ведущие ученые-административисты. В статье представлен краткий обзор выступлений участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соколов А. Ю., Астахова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Administrative process and legal proceedings: current state and development prospects": review of the event on 21 .12 .2022

on December 21, 2022, the Saratov branch of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, together with the Saratov State Law Academy, organized and held a scientific discussion platform “Administrative process and Legal Proceedings: current state and prospects of development” within the framework of the II Saratov Legal Forum, which was attended by leading administrative scientists. The article provides a brief overview of the participants’ speeches.

Текст научной работы на тему «Административный процесс и судопроизводство: современное состояние и перспективы развития»: обзор мероприятия от 21.12.2022»

А.Ю. Соколов,

доктор юридических наук, профессор, директор Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук

A.Yu. Sokolov,

Doctor of Law, Professor, Director of the Saratov branch of the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences aysockolov@mail.ru

Е.А. Астахова, E.A. Astakhova,

младший научный сотрудник Junior researcher of the Saratov branch

Саратовского филиала of the Institute of State and Law

Института государства и права of the Russian Academy of Sciences

Российской академии наук orhideya-katerina@mail.ru

DOI: f

i

«АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС |

И СУДОПРОИЗВОДСТВО: s §

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ | |

РАЗВИТИЯ»: ОБЗОР МЕРОПРИЯТИЯ К f

ОТ 21.12.2022 83

р 8

Аннотация: 21 декабря 2022 г. Саратовским филиалом Института государ- g 1 ства и права Российской академии наук совместно с Саратовской государственной 8 f

if

5 о

: §

производство: современное состояние и перспективы развития», в работе которой g g

приняли участие ведущие ученые-административисты. ! "

В статье представлен краткий обзор выступлений участников. р ?!

Ключевые слова: правовая политика, государство, право, законодательство, р §

модернизация правовой системы, административный процесс, административное § f

судопроизводство. ! g

f з

.1

"ADMINISTRATIVE PROCESS Й i

AND LEGAL PROCEEDINGS: CURRENT STATE AND Й |

DEVELOPMENT PROSPECTS":

REVIEW OF THE EVENT ON 21.12.2022 289

юридической академией в рамках II Саратовского юридического форума организована я я и проведена научно-дискуссионная площадка «Административный процесс и судо-

Abstract: on December 21, 2022, the Saratov branch of the Institute of State and Law ofthe Russian Academy of Sciences, together with the Saratov State Law Academy, organized and held a scientific discussion platform "Administrative process and Legal Proceedings: current state and prospects of development" within the framework of the II Saratov Legal S | Forum, which was attended by leading administrative scientists.

The article provides a brief overview of the participants' speeches.

Keywords: legal policy, state, law, legislation, modernization of the legal system, administrative process, administrative proceedings.

21 декабря 2022 г. в рамках II Саратовского юридического форума «Судебная система современной России: сохраняя прошлое, создавая будущее» была проведена научно-дискуссионная площадка Административный процесс и судопроизводство: современное состояние и перспективы развития, организаторами которой выступили Саратовский филиал Института государства и права РАН и Саратовская государственная юридическая академия. Мероприятие проходило в очно-заочной форме.

Открыл работу площадки директор Саратовского филиала Института государства и права РАН, заведующий кафедрой административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии доктор юридических наук, профессор А.Ю. Соколов. С приветственным словом к участникам обратились врио первого заместителя директора Института государства и права .а РАН доктор юридических наук, профессор Е.В. Виноградова и заведующий сектором теории и отраслевых проблем правовой политики Саратовского филиала Института государства и права РАН, заведую-а щий кафедрой арбитражного процесса Саратовской государственной § юридической академии доктор юридических наук, профессор, судья § в отставке С.Ф. Афанасьев.

2 Е.В. Виноградова посвятила свое выступление универсаль-^ ным принципам правосудия. Отметив, что эффективность раз— вития судебной системы не может осуществляться вне стандартов, § обусловливающих деятельность суда, т.е. вне принципов право-5 судия, Елена Валерьевна выделила ряд минимальных стандартов § правосудия - базовых (универсальных) принципов судопроизводства ^ (принципы законности, справедливости, гласности судопроизводства, состязательности и равноправия сторон и другие), присущих всем о видам судопроизводства, и подчеркнула, что данные универсальные ^ принципы правосудия как фундаментальные основы судопроизводства С обусловливают внутреннее единство всех элементов этой системы, тождественность подходов к последовательности и содержанию ста-290 дий судопроизводства, рассмотрению дел и вынесению решений. Она ^ предложила закрепить базовые принципы правосудия федеральным (V конституционным законом, при этом специфика их отраслевого примеру нения должна устанавливаться соответствующими процессуальными ^ кодексами, а содержание принципов правосудия и порядок их применения судами представляется возможным раскрыть в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. .№ 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».

B.Н. Плигин - ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, в докладе Административный процесс: перспективы развития рассмотрел вопросы кодификации процессуального законодательства, осуществляемого в рамках проекта Процессуального кодекса об административных правонарушения (далее - ПКоАП). Обозначив ключевые задачи подготовки проекта, Владимир Николаевич выделил новеллы ПКоАП, среди которых: 1) расширение, уточнение и конкретизация прав участников осуществляемого органами административной юрисдикции производства по делам об административных правонарушениях на всех его стадиях; 2) подроб- « ная регламентация правил возбуждения, рассмотрения и пересмотра ^ постановлений по делам об административных правонарушениях, | осуществляемых должностными лицами и органами исполнительной д

г щ

власти, и отдельно рассмотрение дел об административном правонару- 8 3

шении и обжалование вынесенных решений по делам об администра- д |

тивных правонарушениях в судебном порядке; 3) выделение стадий | д

судебного процесса: первая инстанция, апелляция, кассация, надзор, 1 -с

а также пересмотр по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. г |

Представляется, что названные и иные новеллы процессуальной части 3

законодательства об административных правонарушениях будут спо- | д

собствовать повышению процессуальных гарантий прав участников « | производства по делам об административных правонарушениях и

обеспечению справедливого и объективного рассмотрения таких дел. 3

В завершение выступления Владимир Николаевич подчеркнул, § 4

что в настоящее время продолжается обсуждение положений проекта I |

ПКоАП, в связи с чем они могут претерпеть изменения, а сам про- | |

ект кодекса, несомненно, станет предметом системного обсуждения о |

в научном сообществе. 5 §

C.Ф. Афанасьев рассказал о существующей сегодня проблеме £ 3 внедрения и использования искусственного интеллекта (далее 8 I - ИИ) в правосудии по гражданским и административным делам, основываясь на двух основных существующих в юридической 291 литературе точках зрения. Согласно первой, исходящей из антро- ^ ь поморфности ИИ, такой интеллект способен полностью заменить ¡5 собой человека при отправлении правосудия, в том числе на стадии " °

-I—г ^ Я

вынесения итогового правоприменительного акта. Представители | §

второй точки зрения полагают, что, поскольку на современном этапе в -ю ИИ не может полностью имитировать когнитивную деятельность человека и по своей сути является компьютерной программой, его использование должно ограничиваться различными вспомога-

тельными функциями (например, технической, прогностической, аналитической).

Сергей Федорович отметил, что приведенные позиции по большому счету не противоречат друг другу. В ближайшей перспективе, по утверждению специалистов в области искусственных интеллектуальных систем, ИИ будет способен «замещать» собой человека, воспроизводя его рациональную и эмоциональную составляющие. Как следствие, предвидя такое развитие ситуации, ученые и практики должны подумать о будущем, а именно о том, каким образом ИИ будет интегрирован в цивилистическую процессуальную форму с ее сложно структурированным набором гарантий справедливого судебного разбирательства по гражданским и административным делам. Пока такой интеграции в полной мере не наблюдается.

Профессор кафедры гражданского процесса юридического „о факультета Московского государственного университета имени го М.В. Ломоносова доктор юридических наук, профессор А.Ф. Воронов обозначил ряд вопросов, связанных с переходом к рассмотрению а дела по правилам другого процессуального кодекса (ГПК РФ и КАС о5 РФ). Каким образом учитывать рассмотрение дела до перехода? § (Хотя кодексы родственные, схожие, между ними есть различия). 2 Рассматривать правильное применение положения «предыдущего» ^ кодекса как ошибку или нет? (Например, считать ли пропущенным — срок обращения в кассационный суд, если по КАС РФ он еще не истек, § а по ГПК РФ истек?) Как применять сроки исковой давности и иные 5 сроки обращения в суд за защитой прав? По КАС РФ установлены § «собственные» сроки обращения в суд, которые во многих случаях ^ значительно короче сроков исковой давности по ГК РФ, и, главное, суды должны их применять по собственной инициативе, без заявления о сторон. Возможен ли переход несколько раз, и как это учитывать? ^ Александр Федорович подчеркнул, что на эти вопросы юридической С общественности Верховному Суду РФ следует обратить особое внимание и по возможности выработать общие рекомендации.

Ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса Института государства и права РАН сч доктор юридических наук, профессор А.А. Гришковец представил ® доклад Рассмотрение судами общей юрисдикции дел об админи-^ стративных правонарушениях - не правосудие, в котором разграничил термины «судебная власть» и «правосудие», отметив, что понятие «судебная власть» заметно шире, чем понятие «правосудие». Последнее в соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ осуществляется только судом в ходе реализации судебной власти и является одной

292

о

из форм, причем далеко не единственной, ее реализации. Так, в соответствии со ст. 165 «Судебный порядок получения разрешения на проведение следственных действий» УПК РФ судья, рассмотрев единолично указанное ходатайство следователя или дознавателя, выносит постановление о разрешении следственного действия либо об отказе в его производстве с указанием мотивов отказа. Очевидно, что судья в данном случае реализует судебную власть, но правосудие не осуществляет.

Алексей Алексеевич обратил внимание, что понятия «административное дело» и «дело об административном правонарушении»

в законодательстве не отождествляются. Таким образом, сам законо- «

датель недвусмысленно говорит: административное судопроизводство ^

(рассмотрение административных дел судом по нормам КАС РФ) |

и административная юрисдикция (рассмотрение судом и другими д

органами (должностными лицами) дел об административных право- | 3

нарушениях, отнесенных законом к их компетенции по нормам КоАП д |

РФ и законов субъектов РФ) различны, смешивать их недопустимо. | д

Рассмотрение дел об административных правонарушениях - самосто- | I

ятельный, отличный от правосудия вид государственной деятельности 2 |

суда. Административная юрисдикция имеет полицейскую природу, 3 ^

и соответствующие отношения являются административно-принуди- | д

тельными. Подытожив выступление, Алексей Алексеевич сделал осно- « | вополагающий вывод: суды общей юрисдикции, рассматривая дела об

административных правонарушениях, правосудие не осуществляют. 3

В докладе ведущего научного сотрудника сектора администра- § 4

тивного права и административного процесса Института государства | -I

и права РАН доктора юридических наук, профессора В.М. Редкоуса | |

Некоторые вопросы законодательного обеспечения администра- § |

тивного судопроизводства в государствах - участниках СНГ был 5 §

представлен анализ опыта государств - участников СНГ в области 5 §

подготовки законодательных актов об административных процеду- ® |

тт 1ЧЭ ф

рах и об административном судопроизводстве. Докладчик отметил,

что в ряде государств СНГ приняты и действуют законодательные 293

акты, объединяющие в себе и основы осуществления администра- ^ ь

тивных процедур, и основы осуществления административного ^ 5

судопроизводства, что является реальным воплощением вывода об 2 §

й §

интегративности административного процесса, сделанного в целом 3 §

ряде работ современных ученых-административистов (А.И. Стахов, щ -ю П.И. Кононов, А.Б. Зеленцов и др.). Так, в Республике Казахстан действует Кодекс Республики Казахстан от 29 июня 2020 г. .№ 350-У1 «Административный процедурно-процессуальный кодекс Республики

Казахстан», в Республике Молдова - Административный кодекс Республики Молдова от 19 июля 2018 г. № 116.

Владимир Михайлович полагает, что объединение в рамках одного законодательного акта достаточно разноплановых видов административно-процессуальной деятельности является достаточно смелым правовым экспериментом, позволяющим судить о единых началах административно-процессуальной деятельности, общих принципах, стадиях и т.п. Однако отсутствие объективной и доступной для научного анализа практики применения данных актов затрудняет выработку единой позиции ученых об их эффективности, тем не менее сам факт их принятия и реального действия в рамках национальных правовых систем говорит о возможности закрепления в едином законодательном акте положений, позволяющих осуществлять на единых административно-правовых началах и административно-процедурную „о деятельность, и административное судопроизводство. го С докладом Определение понятия «организация, наделенная ^ отдельными государственными или иными публичными полно-№ мочиями» в КАС РФ выступила Ю.В. Соболева - профессор ка-§ федры административного и муниципального права Саратовской § государственной юридической академии, доктор юридических наук, 2 доцент. Она рассказала об отсутствии в законодательстве единства ^ терминологии, обозначающей особенности такого вида негосудар-— ственных организаций, как организации, наделенные публичными § полномочиями, и предложила унифицировать их формулировку ^ во всех нормативных актах следующим образом: § 1) это организации, в том числе негосударственные, реализую-

щие полномочия, которые выходят за рамки отношений внутри них, т.е. относятся к другим субъектам, не являющимся их членами или о участниками;

^ 2) организации осуществляют данные полномочия в случаях, С установленных соответствующими законами;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) деятельность организации на соответствие законодательству 294 в части реализации публичных полномочий проверяется в процессе ^ государственного контроля (надзора).

(V Юлия Викторовна подчеркнула, что закрепление данного понятия ® необходимо с целью его единообразного понимания при применении ^ соответствующего законодательства.

С.Н. Зайкова - докторант кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии, кандидат юридических наук, доцент, освещая тему Административные процедуры обеспечения авиационной без-

опасности, остановилась подробно на двух видах досмотров, применяемых на воздушном транспорте: предполетном и досмотре, предусмотренном законодательством о транспортной безопасности. Принимая во внимание схожесть ведомственных правил по целям, объектам и мероприятиям досмотровых процедур, докладчиком отмечена возможность интеграции правовых норм и выстраивания общих подходов к проведению указанных видов досмотра на воздушном транспорте, а также необходимость строгой правовой регламентации ежедневного взаимодействия служб авиационной безопасности субъектов транспортной инфраструктуры, служб авиационной безопасности эксплуатантов воздушных судов, групп быстрого реагирования « и правоохранительных органов, работающих в штатном режиме на ^ территориях аэропортов, для исключения дублирования функций | и оперативного обмена информацией. д

Д.В. Абакумов - доцент кафедры административного и муници- | 3

пального права Саратовской государственной юридической академии, | |

кандидат юридических наук, представил доклад Процессуальные | д

принципы государственной службы. Выступление Дениса 1 -с

Васильевича связано с выявлением и обоснованием процессуальных 2 |

принципов на государственной службе РФ. Особенностью данного Й

вида принципов является то, что их принято рассматривать прежде | д

всего в рамках гражданского, арбитражного, уголовного процессов * |

и административного судопроизводства. В то же время в рамках ^ |

широкого понимания административного процесса процедурные Ц 3

вопросы на государственной службе РФ встречаются неоднократно. § 4

При этом особого освещения процессуальные принципы при иссле- I |

дованиях государственной службы не получили. Докладчик привел | |

классификацию процессуальных принципов государственной служ- о |

бы, подразделяя их в зависимости от подвидов административного 5 §

процесса. 5 §

„ „ ма

Старший научный сотрудник сектора административного права ® |

№ ф

и административного процесса Института государства и права РАН

кандидат юридических наук, доцент С.А. Агамагомедова в докладе 295

Субъективные публичные права: современные тенденции судебной ^ ^

защиты в качестве направлений развития механизма обжалования * ¡5

выделила: смещение акцентов с судебного на административный 3 5

порядок обжалования; цифровизацию процедур обжалования; учет | §

в судебной практике правовых позиций Суда Евразийского экономи- щ -ю ческого союза; формирование в судебной практике определенного соотношения вопросов обременительности государственного контроля и обеспечения безопасности.

И.Н. Дехтярь - доцент кафедры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии, кандидат юридических наук, в докладе Пресечение антиконкурентных практик цифровых платформ: проблемы «пятого антимонопольного пакета» рассказал о происходящем в настоящее время масштабном изменении экономики под влиянием цифровых технологий и подробно остановился на «пятом антимонопольном пакете», под которым понимается проект поправок в Федеральный закон от 26 июля 2006 г. .№ 135-Ф3 «О защите конкуренции». 10 ноября 2022 г. данный законопроект был принят в первом чтении Государственной Думой РФ. Иван Николаевич отметил, что остается открытым вопрос, какие действия (бездействие) цифровых платформ следует рассматривать в качестве установления или поддержания монопольно высокой или монопольно низкой цены товара в случае, если цифровые платфор-„о мы не устанавливают цены, а оказывают на них косвенное влияние го посредством определения стоимости размещения объявлений или размера транзакционных комиссий. При этом докладчик обратил № внимание, что в рамках предлагаемого нормативного регулирования § происходит отождествление товарных рынков, на которых действуют § пользователи платформы, и инфраструктурного рынка, в пределах 2 которого платформа предоставляет пользователям доступ к своему ^ функционалу. Эта и ряд других озвученных докладчиком проблем — говорят о необходимости доработки представленного законопроекта. § О примирении в административном судопроизводстве как спо-5 собеупрощения процессуальной формы рассказала М.Н. Зарубина § - доцент кафедры гражданского процессуального права Северо-^ Западного филиала Российского государственного университета правосудия, кандидат юридических наук Мария Николаевна отдельно о осветила вопросы, касающиеся разъяснения порядка проведения

со

^ процедуры примирения между сторонами административного судо-С

производства, подчеркнув, что соответствующий регламент позволит последовательно с соблюдением норм закона расставить основные 296 приоритеты в урегулировании такого спора. Прежде всего, требуется ^ установить запрет на примирение в случае выявления неоднократ-(V ности нарушения прав человека государственным (муниципальным) ® ведомством, учитывать характер нарушения, о чем могут свидетель-^ ствовать его последствия и степень распространения на другие сферы правоотношений (например, очевидна связь дела об оспаривании определения кадастровой стоимости на налоговые правоотношения).

В докладе Пределы дифференциации цивилистического процесса доцент кафедры арбитражного процесса Саратовской государ-

ственной юридической академии кандидат юридических наук, доцент Е.Г. Потапенко отметил, что дифференциация цивилистического процесса является необходимым процессом его развития, который приближает порядок рассмотрения правовых споров и иных дел к материальным правоотношениям, позволяет учитывать специфику спорного материального правоотношения, прежде всего специфику его субъектного состава. Однако дифференциация цивилистического процесса должна быть ограничена возможными негативными последствиями. В качестве одного из негативных последствий докладчик выделил конкуренцию порядков рассмотрения правовых

споров и иных дел и назвал причины возникновения конкуренции, «

которые могут иметь как субъективные (отсутствие четкого критерия ^

разграничения категорий дел, рассматриваемых в соответствующих |

порядках), так и объективные основания (сложность материальных д

правоотношений). В каждом случае установления определенных | |

^ го

критериев разграничения категорий дел на практике возникают так ' |

называемые смежные споры и дела, отнесение которых к одному | д'

порядку рассмотрения является затруднительным. Исходя из этого, | 1

по мнению докладчика, при осуществлении дифференциации за- 2 |

конодатель должен предвидеть возможную конкуренцию порядков Й

и предусматривать эффективные способы ее устранения. | '

Доцент кафедры гражданского права и процесса Поволжского ин- * |

ститута управления имени П.А. Столыпина - филиала РАНХиГС при ^ |

Президенте РФ кандидат юридических наук, доцент А.П. Яковлева 3

в своем выступлении на тему Место КАСРФ в системе цивилисти- § 4

ческого законодательства рассказала о существующей полемике |1

относительно принадлежности КАС РФ к цивилистике или адми- | | нистративной юстиции и отметила, что в рядах исследователей нет § | единства и общей концепции относительно того, что представляет 55 §

собой административная юстиция, равно как и нет юридических 5 §

N5 а

определений основных понятий «административный процесс», «ад- ® |

N5 ф

министративная юстиция», «административное судопроизводство».

Докладчик полагает, что административная юстиция не может сво- 297

диться только к обжалованию действий публично-властных субъектов, ^ ^

у нее более широкий спектр, в который входят и деятельность органов * 5

юстиции, и несудебное обжалование этой деятельности, и привлечение 2 §

о> §

к административной ответственности, т.е. наложение администра- 3 §

тивного наказания, в чем реализуется государственный, публичный щ -ю интерес, такой как защита общественного порядка, общественной безопасности, защита общества и государства от административных правонарушений.

К вопросу об обязанностях по доказыванию по отдельным категориям административных дел обратилась в своем выступлении докторант кафедры арбитражного процесса Саратовской государственной юридической академии Е.А. Нахова. Она подчеркнула, что принцип раскрытия доказательств нуждается в законодательном закреплении. То, что суд имеет право собирать доказательства, не нивелирует обязанность лиц, участвующих в деле, раскрыть доказательства, это способствует процессуальной экономии и дисциплине, сокращает сроки рассмотрения дел и т.д.

Значительный интерес у аудитории и активные обсуждения затронутых проблем вызвали и другие выступления.

Д.С. Илюшников - преподаватель кафедры гражданского и административного судопроизводства Северо-Кавказского филиала Российского государственного университета правосудия, в высту-.а плении на тему Медиация в административном судопроизводстве го рассказал о проведении процедуры медиации в области налогообложения, отметив большой потенциал данного правового института а в сфере налоговых споров.

§ Т.А Смагина - доцент кафедры административного и муници-§ пального права Саратовской государственной юридической академии, 2 кандидат юридических наук, доцент, представила доклад на тему ^ Административно-процессуальный статус несовершеннолетнего — в актуальном правовом регулировании, в котором пришла к выводу, § что административно-процессуальный статус несовершеннолетних, не ^ подлежащих уголовной ответственности, получив кодифицированное § закрепление, обеспечен максимальным уровнем судебного контроля ^ за соблюдением их прав и законных интересов.

В рамках доклада Государственно-частное партнерство (далее о - ГЧП) в аспекте административного процесса доцент кафедры ^ административного и муниципального права кандидат юридических С наук К.А. Тихонов уделил внимание делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и, подчеркнув примерами 298 из практики тесную взаимосвязь института ГЧП с административным ^ процессом, отметил необходимость более четкого урегулирования СЧ и упрощения данного взаимодействия на законодательном уровне. ® С.М. Рукавишников - старший преподаватель, соискатель кафе-^ дры административного и муниципального права Саратовской государственной юридической академии, в докладе Заключение антимонопольным органом мировых соглашений при рассмотрении дел в арбитражных судах высказал идею о возможности использования опыта применения института мирового соглашения антимонополь-

ным органом при рассмотрении судебных споров другими органами публичной власти.

Преподаватель кафедры арбитражного процесса Саратовской государственной юридической академии А.В. Кружалова в докладе Информационные технологии как доказательство вины по спорам с участием ФС РАР поделилась результатами проведенного анализа судебной практики арбитражных судов, из которого следует, что ст. 14.19 КоАП РФ ставит в зависимость вину организации по совершенному правонарушению от работоспособности технических средств, в том числе от возможности корректной передачи данных через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет. «

Соискатель кафедры арбитражного процесса Саратовской государ- ^ ственной юридической академии А.П. Мазурова уделила внимание | процессуальным особенностям рассмотрения арбитражными ' судами дел по установлению фактов, имеющих юридическое 8 Й значение. ' |

О практике применения упрощенного порядка рассмотрения | ' и разрешения дел в цивилистическом процессе рассказал аспирант | | кафедры арбитражного процесса Саратовской государственной юри- 2 | дической академии М.С. Береговский.

Ш 4

Й Й и§

В заключение участники мероприятия выразили удовлетворение | ' по поводу проведенной научной дискуссии, высказали слова благо- Ф | дарности организаторам мероприятия. |

* 3

з в ' *

1 3

299

5 5

*5 § §

§ §

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.