Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР КАК ОСНОВА ВТОРИЧНОЙ ПРЕВЕНЦИИ В РОССИИ'

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР КАК ОСНОВА ВТОРИЧНОЙ ПРЕВЕНЦИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИЯ / УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / НАДЗОР / ОСУЖДЕННЫЕ / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Поникаров В.А., Поникарова Т.В.

В статье рассматривается эволюция административного надзора в отечественной пенитенциарной системе. Интеграция различных признаков позволила сформулировать авторское научное определение уголовно-исполнительного надзора, заменяющее термин «административный надзор». Предложены пути реформирования уголовно-исполнительного надзора. Значительная роль принадлежит надзору в проведении профилактических мероприятий. Посредством надзора обеспечивается сбор информации, крайне необходимой для успешной реализации целенаправленной профилактической деятельности. Преобладание индивидуальных криминальных личностных особенностей в детерминации преступного поведения осужденных требует целенаправленного профилактического воздействия. Предупреждение совершения новых преступлений (вторичная превенция) со стороны лиц, отбывших наказание, является результатом суммированного воздействия на поведение осужденных всех элементов карательно-воспитательного процесса. Соблюдение бывшими осужденными дисциплины, создание и поддержание установленного правопорядка в решающей степени зависят от системы организации надзора и соответствующего реагирования на каждое нарушение, общих и специфических особенностей осужденных. Надзор позволяет обеспечить нормальные условия для проведения целенаправленной работы по исправлению бывших осужденных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Поникаров В.А., Поникарова Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SUPERVISION OF CONVICTS IN THE PENITENTIARY SYSTEM OF RUSSIA

The article examines the evolution of administrative supervision in the domestic penitentiary system. The integration of various features made it possible to formulate an author's scientific definition of criminal enforcement supervision, replacing the term "administrative supervision". Ways to reform criminal enforcement supervision have been proposed. A significant role belongs to the supervision of preventive measures. Through supervision, information is collected that is essential for the successful implementation of targeted preventive activities. The predominance of individual criminal personality characteristics in the determination of criminal behavior of convicts requires a targeted preventive effect. The prevention of the commission of new crimes (secondary prevention) by persons who have served their sentences is the result of the combined influence on the behavior of convicts of all elements of the punitive and educational process. The discipline, establishment and maintenance of established law and order by former convicts depends to a decisive extent on the system of organization of supervision and appropriate response to each violation, their general and specific characteristics. Supervision allows for normal conditions for targeted corrective work for former convicts.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР КАК ОСНОВА ВТОРИЧНОЙ ПРЕВЕНЦИИ В РОССИИ»

УДК 343.8

ББК 67.409

doi:10.25724/VAMVD.UCDE

В. А. Поникаров, Т. В. Поникарова

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР

КАК ОСНОВА ВТОРИЧНОЙ ПРЕВЕНЦИИ В РОССИИ

В статье рассматривается эволюция административного надзора в отечественной пенитенциарной системе. Интеграция различных признаков позволила сформулировать авторское научное определение уголовно-исполнительного надзора, заменяющее термин «административный надзор». Предложены пути реформирования уголовно-исполнительного надзора. Значительная роль принадлежит надзору в проведении профилактических мероприятий. Посредством надзора обеспечивается сбор информации, крайне необходимой для успешной реализации целенаправленной профилактической деятельности. Преобладание индивидуальных криминальных личностных особенностей в детерминации преступного поведения осужденных требует целенаправленного профилактического воздействия. Предупреждение совершения новых преступлений (вторичная превенция) со стороны лиц, отбывших наказание, является результатом суммированного воздействия на поведение осужденных всех элементов карательно-воспитательного процесса. Соблюдение бывшими осужденными дисциплины, создание и поддержание установленного правопорядка в решающей степени зависят от системы организации надзора и соответствующего реагирования на каждое нарушение, общих и специфических особенностей осужденных. Надзор позволяет обеспечить нормальные условия для проведения целенаправленной работы по исправлению бывших осужденных.

Ключевые слова: эволюция, уголовно-исполнительная деятельность, надзор, осужденные, пенитенциарная система.

V. A. Ponikarov, T. V. Ponikarova

FEATURES OF SUPERVISION

OF CONVICTS IN THE PENITENTIARY SYSTEM OF RUSSIA

The article examines the evolution of administrative supervision in the domestic penitentiary system. The integration of various features made it possible to formulate an author's scientific definition of criminal enforcement supervision, replacing the term "administrative supervision". Ways to reform criminal enforcement supervision have been proposed. A significant role belongs to the supervision of preventive measures. Through supervision, information is collected that is essential for the successful implementation of targeted preventive activities. The predominance of individual criminal personality characteristics in the determination of criminal behavior of convicts requires a targeted preventive effect. The prevention of the commission of new crimes (secondary prevention) by persons who have served their sentences is the result of the combined influence on the behavior of convicts of all elements of the punitive and educational process. The discipline, establishment and maintenance of established law and order by former convicts depends to a decisive extent on the system of organization of supervision and appropriate response to each violation, their general and specific characteristics. Supervision allows for normal conditions for targeted corrective work for former convicts.

Key words: evolution, penal activity, supervision, convicts, penitentiary system.

Федеральный закон № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» от 6 апреля 2011 г. регулирует вопросы, касающиеся объема правомочий контролирующих органов, которые наблю-

дают за тем, чтобы соответствующие лица придерживались ограничений их прав и свобод, установленных судом, а также выполняли обязанности, предусмотренные законом. Соответственно, данный нормативно-правовой акт регулирует внешнюю

сторону надзора. В силу многих обстоятельств научное сообщество с течением времени пришло к выводу о том, что название Федерального закона № 64-ФЗ требует коррекции в части замены термина «административный» надзор на «уголовно-исполнительный». Это объясняется следующими причинами:

1. Многие аспекты рассматриваемого надзора регламентируются нормами уголовно-исполнительного законодательства.

2. В качестве субъекта такого надзора выступает бывший осужденный. Поэтому надзор необходимо называть уголовно-исполнительным или пенитенциарным.

Данная позиция нам импонирует, поскольку такая трансформация названия исключит двусмысленность его толкования. Тем более что это предложение основано на историческом опыте развития уголовно-исполнительного права.

Так, в СССР существовала четко продуманная система предупреждения совершения преступлений, которая часто становилась предметом исследования различных ученых [1, с. 5]. В реализации превентивных мер были задействованы различные органы, службы, подразделения. Существенная роль в реализации профилактических мероприятий отводилась трудящимся, коллективам, общественным организациям. Проблема предупреждения совершения преступлений бывшими осужденными гражданами после их освобождения из мест лишения свободы (вторичная превенция) также глубоко прорабатывалась различными авторами [2]. Усилия, направленные на приобщение правонарушителя к социально одобряемому образу жизни, при отсутствии постоянного надзора за его поведением не давали желаемого результата. Не обладая привычками к общественно полезной деятельности и не желая изменять свои убеждения, бывшие осужденные обычно стремились уклониться от всякого воздействия на них. В связи с этим надзор за бывшими осужденными выступал в качестве средства, обеспечивающего «срабатывание» мер воспитательного воздействия. Одновременно он оказывал самостоятельное психолого-педагогическое воздействие на бывших осужденных по нейтрализации их криминогенных намерений: побуждал их осознать необходимость вести себя приличествующим образом, в том числе не совершать преступлений. Непрерывный надзор исключал попытки девиаций, ведь он олицетворял правовой порядок отбывания назначенного принуждения, являясь «сердцевиной» карательно-воспитательного процесса.

Сегодня надзор занимает важное место в системе индивидуально-профилактической деятельности. До 68 % всех выявляемых отклонений в поведении бывших осужденных приходится на его долю. В результате его осуществления устанавливаются:

1) каналы поступления к бывшим осужденным запрещенных предметов, в том числе наркотических средств;

2) факты отклоняющегося поведения бывших осужденных и их взаимоотношений, которые могут привести к преступлениям (различные конфликты и т. д.);

3) случаи изготовления колюще-режущих предметов и условия, способствующие их изготовлению.

Значительная роль принадлежит надзору и в проверке результатов проводимых профилактических мероприятий. Посредством его осуществления обеспечивается сбор информации, крайне необходимой для успешной реализации целенаправленной профилактической деятельности. Рассмотрение целевого назначения надзора за бывшими осужденными, системы решаемых им задач позволяет сформулировать основные направления его воздействия на процесс исправления. Функциями надзора за бывшими осужденными являются:

1) контроль за этой категорией граждан;

2) психолого-педагогическое (воспитательно-предупредительное) воздействие на этих лиц.

Начиная с 1999 г. система предупреждения преступности претерпела существенные изменения, которые привели к формированию в России в начале 2000-х гг. понятия «надзор». Решению вопроса реализации эффективного надзора за лицами, вернувшимися из мест лишения свободы, посвящено значимое количество научных трудов [3, а 11—12]. Однако сравнительно небольшое количество авторов выступали с конкретными предложениями по модернизации этой системы. Исключение составляют лишь некоторые новые работы по данной теме [4]. Так, одни ученые высказывали мнение о том, что надзор выполняет одну из функций вторичного предупреждения преступности [5, с. 62]. Другие фактически приравнивали надзор к мерам пресечения [6, с. 116—149]. На наш взгляд, наиболее значимым изменением должно стать повышение мер ответственности вплоть до введения уголовной ответственности за нарушение бывшим осужденным установленных для него судом ограничений прав и свобод, а также за невыполнение соответствующих обязанностей.

Кстати, в СССР такая уголовная ответственность была установлена. И в этом вопросе нас поддержало большинство сотрудников практических органов. Для определения круга наиболее действенных мер внешнего надзора и степени их эффективности нами в 2020 г. было проведено интервьюирование сотрудников уголовно-исполни-

Резул ьтати вность

тельной системы и полиции (всего было опрошено 215 человек из различных практических подразделений городов Брянска, Вологды, Рязани, Мурманска, Тулы). Среди всех вариантов с большим отрывом лидировало «привлечение к уголовной ответственности» (84,1 % всех опрошенных) (табл. 1).

Таблица 1

внешнего надзора

Меры внешнего надзора Количество опрошенных % от общего количества

Привлечение к уголовной ответственности (как это было в СССР) 181 84,1

Привлечение к административной ответственности 8 3,8

Привлечение к иным формам ответственности (например, к трудовой — не включать трудовой стаж, если за осужденным установлен надзор) 26 12,1

В период нахождения осужденных в исправительных учреждениях на них оказывается постоянное воспитательное воздействие, которое в большой степени исключает самовольное оставление ими рабочих мест, халатное отношение к труду с их стороны, грубое нарушение правил техники безопасности и пожарного надзора, непроизводительные потери рабочего времени за счет изготовления продукции, не предусмотренной плановым заданием, в том числе и запрещенных к хранению и использованию предметов, случаи умышленной порчи и вывода из строя промышленного оборудования. Похожее воздействие должно сохраняться и далее, в период административного надзора после освобождения бывших заключенных из мест лишения свободы.

Особый интерес представляет исследование механизма непосредственного влияния надзора на решение задач вторичной превенции. Предупреждение совершения новых преступлений (вторичная превенция) со стороны лиц, отбывших наказание, является результатом суммированного воздействия на поведение бывших осужденных всех элементов карательно-воспитательного процесса. Значительная роль в решении задачи превенции принадлежит целенаправленной профилактической работе.

Основная (всеобщая) причина совершения осужденными новых преступлений еще в период пребывания в исправительной колонии — это наличие в их сознании устойчивых антиобщественных воззрений, убеждений и обычаев. Существенное

влияние на состояние, динамику и структуру преступности среди осужденных оказывает качественный состав лиц, отбывающих наказание в исправительной колонии. Преобладание в исправительной колонии осужденных со стойкой антиобщественной направленностью создает наиболее криминогенную среду, со всеми вытекающими результатами. Именно преобладание индивидуальных криминальных личностных особенностей в детерминации преступного поведения осужденных в исправительной колонии требует целенаправленного профилактического воздействия. Поэтому основным содержанием функции предупреждения преступлений с их стороны должна быть специальная, целенаправленная деятельность индивидуально-профилактического характера. В содержание индивидуально-профилактической работы входит:

1) выявление индивидуальных криминогенных наклонностей у осужденных и причин, которые могут повлиять на их реализацию;

2) изучение связей таких осужденных и окружающих условий;

3) создание условий, исключающих реализацию конкретных преступных намерений;

4) устранение источников вредного влияния;

5) воспитательное воздействие на личность осужденного по трансформации его внутреннего противоправного убеждения в правомерное;

6) контроль за поведением осужденных, периодическая проверка результатов, проводимых профилактических мер.

Выявление индивидуальных криминогенных наклонностей у осужденных и причин, которые влияют на их реализацию в условиях исправительной колонии, обеспечивается посредством и в результате различной деятельности по исполнению наказания. В одних случаях это следствие специальных мероприятий, направленных на выявление криминогенных факторов, в других — результат качественно иных мероприятий, имеющих воспитательное назначение. По сравнению с другими источниками информации, направленной на изучение осужденных, их связей и окружающих условий, надзор дает возможность визуально проконтролировать эти связи и условия, лично убедиться в их влиянии на бывшего осужденного. В осуществлении надзора участвуют различные категории сотрудников, что само по себе гарантирует не только значительный объем информации, но и ее многоплановость.

Повышение эффективности надзора в обеспечении правомерного поведения бывшими осужденными, на наш взгляд, требует совершенствования управления, в частности, улучшения согласованности между управляющей и управляемой системами. Такое взаимодействие должно выражаться:

— в регулярном обмене информацией о состоянии, изменениях в оперативно-служебной обстановке, объеме выполняемых задач и их результатах;

— совместной разработке вопросов организации, содержания, форм контроля за поведением бывших осужденных;

— создании необходимых условий по осуществлению надзора;

— повышении качества обучения, воспитания личного состава и контроля за несением службы;

1. Перец В. И. Правовые и организационные проблемы осуществления милицией гласного административного надзора: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1980. 12 с.

2. Векленко В. В., Бекетов О. И. Административный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: аргументы в пользу восстановления // Полицейское право. 2006. № 1. С. 40—43.

3. Гуськов В. И., Иванов А. П. Роль административного надзора в профилактике рецидива преступлений: учеб. пособие. Рязань: Изд-во РВШ МВД СССР, 1982. 72 с.

4. Архипов Д. Н., Гришин Д. А., Поникаров В. А. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, осуществ-

— разработке и осуществлении мероприятий по предупреждению правонарушений, укреплению дисциплины среди бывших осужденных;

— проведении соответствующих действий личным составом полиции (в случае осложнения обстановки или возникновения эксцессов среди бывших осужденных).

Взаимодействие должно быть особенно тесным и четким при внедрении технических средств в систему надзора. Соблюдение бывшими осужденными дисциплины, создание и поддержание установленного правопорядка в решающей степени зависят от системы организации надзора и соответствующего реагирования на каждое нарушение бывшими осужденными правил поведения, их общих и специфических обязанностей. Надзор позволяет обеспечить нормальные условия для проведения целенаправленной работы по их исправлению. Соответственно, сущность надзора аккумулируется в следующих постулатах:

1. Надзор имеет свое юридическое основание.

2. Направлен на вторичное предупреждение преступности.

3. Регламентируется нормативными правовыми актами.

4. Своим существованием он удерживает от совершения преступлений еще задолго до того, как начнут складываться результаты целенаправленного воздействия.

5. Плановая реализация надзорных мероприятий позволяет своевременно выявить те условия, которые, не являясь криминогенными, могут быть использованы для совершения последующего преступления.

1. Peretz V. I. Legal and organizational problems of public administrative supervision by the police. Abstract of dissertation of the candidate of juridical sciences. Moscow; 1980: 12 (in Russian).

2. Veklenko V. V., Beketov O. I. Administrative supervision of the police over persons released from prison: arguments in favor of restoration. Police law, 40—43, 2006 (in Russian).

3. Guskov V. I., Ivanov A. P. The role of administrative supervision in preventing the recurrence of crimes. Tutorial. Ryazan: Publishing House of the RVSH Ministry of Internal Affairs of the USSR; 1982: 72 (in Russian).

4. Arkhipov D. N., Grishin D. A., Ponikarov V. A. Administrative supervision of persons released from prison, carried out by the police and peniten-

ляемый полицией и учреждениями пенитенциарной системы России: монография. Рязань: Рязанский филиал Моск. ун-та МВД России, 2011. 106 с.

5. Серегин А. В. Административная ответственность за нарушение общественного порядка. М., 1968. 108 с.

6. Бахрах Д. Н. Советское законодательство об административной ответственности. Пермь, 1969. 344 с.

© Поникаров В. А., Поникарова Т. В., 2021

tiary institutions of Russia. Monograph. Ryazan: Ryazan branch of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia; 2011: 106 (in Russian).

5. Seregin A. V. Administrative responsibility for violation of public order. Moscow; 1968: 108 (in Russian).

6. Bahrakh D. N. Soviet legislation on administrative responsibility. Perm; 1969: 344 (in Russian).

© Ponikarov V. A., Ponikarova T. V., 2021

Поникаров Владимир Анатольевич,

профессор кафедры административного и финансового права Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, доктор юридических наук, доцент; e-mail: Minrs@yandex.ru

Поникарова Татьяна Владимировна,

старший преподаватель-методист психологического факультета Академии права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России; e-mail: Minrs@yandex.ru

Ponikarov Vladimir Anatolievich,

professor at the department of administrative and financial law

of the Academy of law management of the FPS of Russia, doctor of juridical sciences, docent; e-mail: Minrs@yandex.ru

Ponikarova Tatiana Vladimirovna,

senior lecturer and methodologist of the faculty of psychology of the Academy of law management of the FPS of Russia; e-mail: Minrs@yandex.ru

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.