Научная статья на тему 'Административные процедуры в исполнительном производстве как части административного процесса: смыслы, виды'

Административные процедуры в исполнительном производстве как части административного процесса: смыслы, виды Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
45
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
административный процесс / административные процедуры / исполнительное производство / регистрация / правовые акты управления / согласительные и разрешительные процедуры / контрольные процедуры / administrative process / administrative procedures / enforcement proceedings / registration / legal acts of management / conciliation and permitting procedures / control procedures

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наталья Николаевна Бакурова

Введение. Научная статья продолжает и углубляет авторское исследование вопросов исполнительного производства в административном процессе. Обращая внимание не только на традиционную административно-юрисдикционную, но и административно-процедурную составляющую, автор делает акцент на смыслах и видах такой деятельности, отчасти использует опубликованные в 2017 году материалы исследования «Регистрация в исполнительном производстве» [1]. Цель исследования заключается в анализе административных процедур в исполнительном производстве с помощью их видовой классификации по различным основаниям, выявлении смыслов каждой из них, характеристике средств и способов осуществления процедур регистрации, подготовки и принятия правовых актов управления, согласительных, разрешительных, контрольных административных процедур в исполнительном производстве, обосновании идеи о том, что исполнительное производство представляет собой часть административного процесса с применением административных процедур различной направленности. Методологической основой исследования послужили, прежде всего, формально-юридический метод, а также метод системного анализа. Выводы: по итогам исследования автор приходит к выводу о том, что исполнительное производство, являясь разновидностью административно-юрисдикционной деятельности как части административного процесса, включает в себя административные процедуры разной направленности, обусловленные целью и задачами собственно исполнительного производства и которые можно классифицировать по различным основаниям, которые носят распространенный и необходимый, обусловливающий полноту принудительного исполнения характер, приобретают новые формы в связи с внедрением в работу органа принудительного исполнения цифровых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative procedures in enforcement proceedings as part of the administrative process: meanings, types

Introduction. The scientific article continues and deepens the author's research on issues of enforcement proceedings in the administrative process, paying attention not only to the traditional administrative-jurisdictional, but also administrative-procedural component, the author focuses on the meanings and types of such activities, partly uses the materials of the study «Registration in enforcement proceedings». The purpose of the study is to analyze administrative procedures in enforcement proceedings by means of their specific classification on various grounds, to identify the meanings of each of them, the characteristics of the means and methods of registration procedures, preparation and adoption of legal acts of management, conciliation, permitting, control administrative procedures in enforcement proceedings, substantiating the idea that enforcement proceedings represent It is a part of the administrative process with the use of administrative procedures of various directions. The methodological basis of the study was, first of all, the formal legal method, as well as the method of system analysis. Conclusions: based on the results of the study, the author comes to the conclusion that enforcement proceedings, being a kind of administrative and jurisdictional activity as part of the administrative process, includes administrative procedures of different directions, conditioned by the purpose and objectives of the actual enforcement proceedings, and which can be classified on various grounds, are common and necessary, causing the completeness of the enforcement execution character, they acquire new forms in connection with the introduction of digital technologies into the work of the enforcement body.

Текст научной работы на тему «Административные процедуры в исполнительном производстве как части административного процесса: смыслы, виды»

Административный процесс

Научная статья УДК 342.95

Административные процедуры в исполнительном производстве как части административного процесса: смыслы, виды

Наталья Николаевна Бакурова

Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина, Москва, Россия,

natalyabakurova@yandex.ru, nnbaku@gmail.com

АННОТАЦИЯ. Введение. Научная статья продолжает и углубляет авторское исследование вопросов исполнительного производства в административном процессе. Обращая внимание не только на традиционную административно-юрисдикционную, но и административно-процедурную составляющую, автор делает акцент на смыслах и видах такой деятельности, отчасти использует опубликованные в 2017 году материалы исследования «Регистрация в исполнительном производстве» [1].

Цель исследования заключается в анализе административных процедур в исполнительном производстве с помощью их видовой классификации по различным основаниям, выявлении смыслов каждой из них, характеристике средств и способов осуществления процедур регистрации, подготовки и принятия правовых актов управления, согласительных, разрешительных, контрольных административных процедур в исполнительном производстве, обосновании идеи о том, что исполнительное производство представляет собой часть административного процесса с применением административных процедур различной направленности.

Методологической основой исследования послужили, прежде всего, формально-юридический метод, а также метод системного анализа.

Выводы: по итогам исследования автор приходит к выводу о том, что исполнительное производство, являясь разновидностью административно-юрисдикционной деятельности как части административного процесса, включает в себя административные процедуры разной направленности, обусловленные целью и задачами собственно исполнительного производства и которые можно классифицировать по различным основаниям, которые носят распространенный и необходимый, обусловливающий полноту принудительного исполнения характер, приобретают новые формы в связи с внедрением в работу органа принудительного исполнения цифровых технологий.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: административный процесс, административные процедуры, исполнительное производство, регистрация, правовые акты управления, согласительные и разрешительные процедуры, контрольные процедуры

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Бакурова Н. Н. Административные процедуры в исполнительном производстве как части административного процесса: смыслы, виды // Научный портал МВД России. 2022. № 4 (60). С. 56-62.

Administrative process

Original article

Administrative procedures in enforcement proceedings as part of the administrative process: meanings, types

Natalia N. Bakurova

Moscow State Law University named after О. E. Kutafin, Moscow, Russia,

natalyabakurova@yandex.ru, nnbaku@gmail.com

ABSTRACT. Introduction. The scientific article continues and deepens the author's research on issues of enforcement proceedings in the administrative process, paying attention not only to the traditional administrative-jurisdictional, but also administrative-procedural component, the author focuses on the meanings and types of such activities, partly uses the materials of the study «Registration in enforcement proceedings».

The purpose of the study is to analyze administrative procedures in enforcement proceedings by means of their specific classification on various grounds, to identify the meanings of each of them, the characteristics of the means and methods of registration procedures, preparation and adoption of legal acts of management, conciliation, permitting,

© Бакурова Н. Н., 2022

control administrative procedures in enforcement proceedings, substantiating the idea that enforcement proceedings represent It is a part of the administrative process with the use of administrative procedures of various directions.

The methodological basis of the study was, first of all, the formal legal method, as well as the method of system analysis.

Conclusions: based on the results of the study, the author comes to the conclusion that enforcement proceedings, being a kind of administrative and jurisdictional activity as part of the administrative process, includes administrative procedures of different directions, conditioned by the purpose and objectives of the actual enforcement proceedings, and which can be classified on various grounds, are common and necessary, causing the completeness of the enforcement execution character, they acquire new forms in connection with the introduction of digital technologies into the work of the enforcement body.

KEYWORDS: administrative process, administrative procedures, enforcement proceedings, registration, legal acts of management, conciliation and permitting procedures, control procedures

FOR CITATION: Bakurova N. N. Administrative procedures in enforcement proceedings as part of the administrative process: meanings, types // Scientific portal of the Russian Ministry of internal Affairs. 2022. № 4 (60). P. 56-62 (In Russ.).

В процессе исполнительного производства как основного вида деятельности Федеральной службы судебных приставов по принудительному исполнению судебных актов и актов иных органов и должностных лиц осуществляется регистрация, подготовка и принятие правовых актов управления, согласительные, разрешительные, контрольные процедуры, о которых с уверенностью можно сказать, что все они опосредованы целью и задачами самого исполнительного производства, производны от него. В связи с этим исполнительное производство можно назвать основным видом деятельности органа, названные административные процедуры - факультативными видами деятельности [2].

Итак, в чем особенности регистрации в процессе исполнительного производства?

По содержанию это производство можно подразделить на регистрацию документов и прав должника. В зависимости от вида документов соответственно это может быть регистрация исполнительных документов или иных, например запросов, заявлений и прочих. Что касается прав должника, - в зависимости от вида такого права, вида имущества: движимое, недвижимое имущество (квартира, земельный участок, автомобиль, маломерное судно и т. д.) (более подробно см. [1]).

Регистрационные действия могут быть направлены на реализацию права должника заниматься предпринимательством, и тогда речь может идти о регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя, патента на изобретение, полезной модели, иных авторских прав.

В зависимости от субъекта, непосредственно осуществляющего регистрацию, регистрационное производство можно подразделить: а) на осуществляемое Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии; б) Государственной инспекцией безопасности

дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации; в) Государственной автомобильной инспекцией МВД России; г) Федеральной таможенной службой; д) Федеральной налоговой службой; е) Федеральной службой по интеллектуальной собственности; ж) иными органами.

В зависимости от времени регистрационного производства по отношению к исполнительному производству его можно подразделить: а) на осуществляемое (или начатое) до начала исполнительного производства (например, речь может идти о регистрации должника в качестве индивидуального предпринимателя; о регистрации транспортного средства и др.); б) осуществляемое в процессе исполнительного производства; в) осуществляемое после окончания исполнительного производства (регистрационное производство).

В зависимости от инициирующего субъекта его можно рассматривать как: а) инициируемое должником или его законным представителем (воля должника - физического или юридического лица); б) инициируемое судебным приставом-исполнителем (иным должностным лицом органа власти).

Самым распространенным видом рассматриваемого производства является то, что осуществляется в отношении исполнительных и иных документов, поступающих в Федеральную службу судебных приставов. Перечень исполнительных документов содержится в ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве»1.

Иные требующие регистрации документы -это правовые акты управления органа, исходящие документы самого судебного пристава-исполнителя, обращения граждан и организаций по поводу исполнения исполнительных документов,

1 См.: Об исполнительном производстве : Федер. закон от

2 окт. 2007 г. № 229-ФЗ // Рос. газ. 2007. 6 окт. (№ 223) ; СПС КонсультантПлюс.

которые регистрируются на основании Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов с применением системы электронного документооборота2.

Например, ч. 8 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве», посвященная возбуждению исполнительного производства, также в определенной части регламентирует рассматриваемые вопросы3.

Ведение реестров должников требует регистрации последних, поэтому является разновидностью такого регистрационного производства в процессе принудительного исполнения. Практика за рубежом показывает, что российское исполнительное производство в своем развитии идет по общему пути. Так, например, в Португалии или в государствах - членах Евразийского экономического сообщества [3; 4].

Указанная деятельность в Федеральной

2 См.: Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов : приказ ФССП России от 10 дек. 2010 г. № 682, п. 1.10 (первоначальный текст документа опубликован не был) // СПС Консуль-тантПлюс; Об утверждении Регламента Федеральной службы судебных приставов : приказ ФССП России от 30 апр. 2021 г. № 190 // СПС КонсультантПлюс.

3 Поступившие в подразделение судебных приставов

Федеральной службы судебных приставов исполнительный документ и заявление взыскателя в трехдневный срок передаются судебному приставу-исполнителю. При этом следует отметить, что исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения. По общему правилу судебный пристав-исполнитель возбуждает

исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя. Исключения составляют случаи, когда судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство без заявления взыскателя в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» - вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, а также когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю. Поступление указанных и необходимых для возбуждения исполнительного производства документов обусловливает их регистрацию, которая собственно состоит из такого действия, как присвоение им входящего регистрационного номера ответственным государственным служащим, занимающимся вопросами делопроизводства. После этого документы передаются судебному приставу-исполнителю под роспись. С этого момента у судебного пристава-исполнителя возникает юридическая обязанность возбудить исполнительное производство в трехдневный срок и вынести постановление о возбуждении исполнительного производства либо отказать в возбуждении исполнительного производства и вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства. (См.: Об исполнительном производстве : Федер. закон от 2 окт. 2007 г. № 229-ФЗ, ст. 30, ч. 8 // Рос. газ. 2007.

6 окт. (№ 223) ; СПС КонсультантПлюс).

службе судебных приставов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» посредством ведения банка данных (в том числе в электронном виде), содержащего сведения, необходимые для осуществления задач по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц4. Этот вид регистрационного производства обеспечивает реализацию права гражданина (организации) на информацию [5; 6; 7, с. 4; 8; 9; 10; 11].

В территориальных органах ФССП России проходят государственную службу 73 869 человек, в том числе сотрудников органов принудительного исполнения в количестве 61 630 человек, федеральных государственных гражданских служащих - 12 239 человек, все они - активные участники административных процедур в процессе своей деятельности5.

Согласительные и разрешительные процедуры - еще одна разновидность административных процедур в ходе принудительного исполнения. Они заключаются в одобрении по существу решения подчиненного судебного пристава в процессе исполнительного производства.

Так, судебный пристав-исполнитель с разрешения старшего судебного пристава или его заместителя, данного в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного старшим судебным приставом или его заместителем усиленной квалифицированной электрон-

4 В банке данных фиксируются (регистрируются) следующие сведения: дата принятия судебного акта, акта другого органа или должностного лица; вид исполнительного документа, его номер, наименование органа, выдавшего исполнительный документ; дата возбуждения исполнительного производства; номер исполнительного производства; наименование должника (для граждан - фамилия, имя, отчество (при его наличии), дата рождения, место рождения; для организаций - наименование и юридический адрес); требование, содержащееся в исполнительном документе, за исключением требования, содержащегося в исполнительном документе, выданном на основании судебного акта, текст которого в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит размещению в сети Интернет, и данных о взыскателе; сумма непогашенной задолженности по исполнительному документу; наименование и адрес подразделения судебных приставов, в котором возбуждено (ведется) исполнительное производство; данные об объявлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка (для ребенка - фамилия, имя, отчество (при его наличии) и год рождения); сведения о возвращении исполнительного документа взыскателю по соответствующим, установленным Федеральным законом «Об исполнительном производстве», основаниям.

5 См.: Об установлении предельной штатной численности работников органов принудительного исполнения Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 18 нояб. 2019 г. № 555 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2019. № 47, ст. 6648 ; СПС КонсультантПлюс.

ной подписью, запрашивает необходимые сведения о наличии у должника имущества у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности6.

Согласование, разрешение - это особого рода содержательная деятельность, представляющая собой административную процедуру, в ходе которой действия судебного пристава до или после их совершения одобряются вышестоящим должностным лицом либо доводятся до сведения вышестоящего должностного лица для принятия дальнейших решений.

Производство согласования, разрешения регламентируется правовыми актами, регулирующими деятельность судебных приставов, и выступают в виде разрешения, утверждения, однако и в том и в другом случае, по сути, представляют собой одобрение вышестоящего начальника.

Так, для совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения в нерабочие дни, а также в рабочие дни с 22 ч до 6 утра и в других случаях, установленных ч. 3 ст. 35 Федерального закона «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель должен получить в письменной форме разрешение старшего судебного пристава [12; 13; 14; 15]. Такое же согласование, как отмечалось выше, должны пройти запросы о наличии у должника имущества в порядке ч. 8 ст. 69 указанного Закона.

Отдельные управленческие документы судебного пристава-исполнителя, имеющие юридическое значение, должны быть утверждены старшим судебным приставом, например акт судебного пристава-исполнителя о наличии обстоятельств, в соответствии с которыми исполнительный документ возвращается взыскателю (ч. 2 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»); постановление судебного пристава-исполнителя о розыске должника, его имуществе или розыске ребенка (ч. 1 ст. 65 Закона), а также постановление о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации (ч. 3 ст. 67 Закона); постановления о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа (ч. 1 ст. 115 Закона), постановления о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, о возмещении расходов лицу, которое их понесло (ч. 3 ст. 117 Закона).

Таким образом, согласительное и разрешительное производство в ходе принудительного исполнения судебных и иных актов представляет собой административную процедуру, заключающуюся в одобрении управленческого решения, принятого подчиненным судебным приставом, вышестоящим судебным приставом (как правило, решения судебного пристава-исполнителя -старшим судебным приставом).

Еще одной разновидностью обязательных административных процедур является подготовка и принятие правовых актов управления, когда в связи с исполнительным производством правовые акты издают такие субъекты права, как Минюст России, ФССП России и его территориальные органы, старший судебный пристав [16].

Особенностями производства по подготовке и принятию правовых актов управления, связанного с исполнительным производством, являются: 1) содержание таких актов и 2) особый административно-правовой статус субъектов права, издающих правовые акты.

Содержание рассматриваемых актов - исполнительное производство, порядок его осуществления, отдельные вопросы, связанные с ним. Так, Минюстом России издан ряд приказов нормативного характера по вопросам исполнительного производства. Кроме того, приказы Минюста России по вопросам исполнительного производства могут издаваться совместно с иными органами, имеющими непосредственное отношение к исполнительному производству. Отдельные из правовых актов управления по вопросам исполнительного производства можно отнести к разряду административных договоров. Например, Соглашение ФССП России от 4 апреля 2014 г. № 0001/7, ФНС России от 14 апреля 2014 г. № ММВ-23-8/3@ «О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов»7. Указанный акт направлен на регламентацию проведения совместных мероприятий, информационную поддержку при решении совместных задач и организацию надлежащего взаимодействия должностных лиц ФНС России и ФССП России, их территориальных органов и структурных подразделений в ходе исполнения исполнительных

6 См.: Об исполнительном производстве : Федер. закон от 2 окт. 2007 г. № 229-ФЗ, ст. 69, ч. 8 // Рос. газ. 2007.

6 окт. (№ 223) ; СПС КонсультантПлюс.

7 См.: О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов : соглашение ФССП России от 4 апр. 2014 г. № 0001/7, ФНС России от 14 апр. 2014 г. № ММВ-23-8/3@ (документ опубликован не был) // СПС КонсультантПлюс.

документов, обмен информацией между ФНС России и ФССП России, их территориальными органами и структурными подразделениями, который осуществляется в электронном виде по защищенным каналам связи без дублирования на бумажном носителе (за исключением судебных актов) [17].

ФССП России издает большое число правовых актов по вопросам исполнения судебных решений и иных документов8. Все они направлены на регламентацию порядка осуществления исполнительного производства, правильное, своевременное, полное исполнение исполнительных документов.

Большую часть правовых актов управления, безусловно, составляют индивидуальные правовые акты судебного пристава-исполнителя, поскольку свое решение судебный пристав-исполнитель оформляет такого рода актом - постановлением. Постановление судебного пристава-исполнителя - индивидуальный правовой акт, акт правоприменения [18]. Закон предъявляет соответствующие требования к подобного рода актам. Следует отметить, что нередко постановления судебного пристава-исполнителя обжалуются (в административном и в судебном порядке) и признаются незаконными [19; 20]9.

Контрольная процедура - еще один вид административной процедуры в ходе исполнительного производства как любой внутренней деятельности органа публичной власти. Она направлена на обеспечение законности, целесообразности и эффективности деятельности судебного пристава. Характеристика контрольной процедуры зависит от предмета, объекта, субъекта контроля, направленности, времени относительно результата по исполнительному производству, формы контроля и прочее [21].

8 См.: Об организации работы по исполнению исполнительных документов по корпоративным спорам : приказ ФССП России от 27 февр. 2008 г. № 101 // Бюллетень Федеральной службы судебных приставов. 2008. № 2 ; СПС Кон-сультантПлюс; Об утверждении методических рекомендаций по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации : приказ ФССП России от 15 мая 2009 г. № 195 (документ опубликован не был) // СПС КонсультантПлюс; Об утверждении Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Департамента финансов города Москвы по вопросам организации исполнения исполнительных документов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетных и автономных учреждений города Москвы : приказ ФССП России и Департамента финансов г. Москвы от 5 мая 2014 г. № 210/70 (документ опубликован не был) // СПС КонсультантПлюс.

9 См.: Щербинина М. Новые полномочия судебного пристава // ЭЖ-Юрист. 2015. № 49. С. 3; Клинова К. Будни судеб-

ного пристава // ЭЖ-Юрист. 2015. № 38. С. 8.

Так, самым распространенным видом контрольной процедуры во всем разнообразии последних является внутренний контроль начальника за действиями судебного пристава-исполнителя в процессе основной деятельности. Именно он обеспечивает основные принципы самого исполнительного производства и в конечном счете - конституционные права человека.

По сути, деятельность по исполнению каждого исполнительного документа можно рассматривать в качестве набора административных и юрисдикционных процедур (производств), среди которых теми из них, которые не обладают характеристиками конфликта как производные от основной юрисдикционной процедуры, являются регистрационная, согласительная, разрешительная, по подготовке и принятию правовых актов управления,контрольная.

Следует также отметить, что в современный период большую роль в осуществлении каждой из рассмотренных административных процедур играют информационные (цифровые) технологии. Все действия по каждому исполнительному производству аккумулируются в индивидуальное дело, составляется опись, приобщаемые документы фиксируются. Таким образом, исполнительное производство приобретает свойство «прозрачности». Постановления судебного пристава могут быть вынесены в форме электронного документа [22], подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица органа. Кроме того, постановление может быть направлено адресату в форме электронного документа, в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг с учетом Правил оказания услуг почтовой связи. Регистрация электронного постановления судебного пристава является составной частью электронного документооборота. Требования к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица ФССП России, вынесенного в форме электронного документа, устанавливаются Федеральной службой судебных приставов10.

Например, такие исполнительные документы, как удостоверения, выдаваемые уполномоченны-

10 См.: Об установлении требований к формату постановления судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов, постановления Федеральной службы судебных приставов, вынесенных в форме электронного документа : приказ ФССП России от 31 мая 2022 г. № 350. Ш_ : http://pravo.gov.ru (дата обращения : 08.06.2022).

ми по правам потребителей финансовых услуг в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг», направляются для принудительного исполнения исключительно в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Таким образом, исполнительное производство, являясь разновидностью администра-

тивно-юрисдикционной деятельности как части административного процесса, включает в себя административные процедуры разной направленности, обусловленные целью и задачами собственно исполнительного производства, которые можно классифицировать по различным основаниям, носят распространенный и необходимый, обусловливающий полноту, правильность, своевременность принудительного исполнения характер, приобретают новые формы в связи с внедрением в работу органа принудительного исполнения цифровых технологий.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Бакурова Н. Н. Регистрация в исполнительном производстве // Актуальные проблемы российского права. -М. : МГЮА, 2017. № 1 (74). С. 84-91.

2. Бакурова Н. Н. Понятие исполнительного производства в административном процессе // Административное право и процесс. 2019. № 5. С. 39-44.

3. Шевчук П. П. Актуализация принципов исполнительного производства // Административное и муниципальное право. 2013. № 10 ; СПС КонсультантПлюс.

4. Голубева А. Р., Могилева И. Ю. Правовое регулирование исполнительного производства в государствах - членах Евразийского экономического сообщества: сравнительный анализ // Практика исполнительного производства. 2011. № 3 ; СПС КонсультантПлюс.

5. Талапина Э. В. Государственное управление в информационном обществе (правовой аспект) : монография. - М. : Юриспруденция, 2015. - 192 с.

6. Бачило И. Л., Талапина Э. В., Семилетов С. И. Обоснование проекта Федерального закона «Об общих принципах организации предоставления государственных услуг» // Условия реализации прав граждан и организаций на основе информационных технологий : сб. статей. - М. : Институт государства и права РАН, 2010. - 248 с.

7. Афиногенов Д. А., Полякова Т. А. Роль мониторинга состояния национальной безопасности Российской Федерации в повышении эффективности государственного управления // Административное право и процесс. 2014. № 4. С. 19-23.

8. Полякова Т. А. Создание системы правового мониторинга как важная составляющая обеспечения права на информацию // Условия реализации прав граждан и организаций на основе информационных технологий : сб. статей. - М. : Институт государства и права РАН, 2010. - 248 с.

9. Галузина К. А. Правовые принципы в исполнительном производстве: современное состояние и необходимость дальнейшего развития // Арбитражный и гражданский процесс. 2020. № 1. С. 44-48.

10. Бакурова Н. Н. Новые модели обеспечения прав человека в исполнительном производстве: административно-процессуальный аспект // Административное право и процесс. 2022. № 3. С. 70-73.

11. Бакурова Н. Н. Принципы исполнительного производства: публично-правовой аспект // Административное право и процесс. 2022. № 10. С. 31-38.

12. Семенова А. А. О некоторых особенностях исполнения решений суда по делам, связанным с реализацией прав на жилое помещение // Исполнительное право. 2015. № 1. С. 14-22.

13. Кудрявцева В. П. Исполнение требований неимущественного характера. - M. : Статут, 2015. - 272 с.

14. Гуреев В. А. Mеры административно-исполнительной деятельности ФССП России: формирование системного подхода // Административное право и процесс.

2014. W 6. С. 19-25.

15. Гуреев В. А. Проблемы идентификации концептуальной модели развития Федеральной службы судебных приставов в Российской Федерации : монография. - M. : Статут, 2013. - 40В с.

16. Студеникина M. С. Нормативные правовые акты управления как форма реализации исполнительной власти // Административное право и процесс. 2014. W 2. С. 6-11.

17. Кабышев С. В. Mинистерство юстиции Канады: позитивный опыт для России // Юридический мир. 2014. W 5. С. 54-57.

1В. Mельников В. А. Проблемы формы реализации правоприменительного уровня административно-правового механизма ограничения прав граждан // Административное право и процесс. 2012. W 4. С. 14-19.

19. Гуреев В. А., Аксенов И. А. Взыскатель в исполнительном производстве: защита прав и интересов. - M. : Библиотечка «Российской газеты», 2014. Вып. 6. -144 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Скуратовская M. M. Обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. W 5. С. 59-63.

21. Бакурова H. Н. Роль и виды публичного контроля в исполнительном производстве // Кутафинские чтения. Роль права в обеспечении благополучия человека. Москва, 23-26 ноября 2021 г.) : сб. докладов XI Mосковской юридической недели: XX Mеждународная науч.-практ. конференция и XXII Mеждународная науч.-практ. конференция юридического факультета Mосковского университета имени M. В. Ломоносова : в 5 ч. - M., 2022. Ч. 5. С. 35-40.

22. Кирилловых А. А. Законодательство об электронных документах и их архивах: проблемы становления и перспективы развития // Законодательство и экономика.

2015. W 11. С. 23-36.

REFERENCES

1. Bakurova N. N. Aktual'nye problemy rossijskogo prava (Actual problems of Russian law), Moscow : MGYuA, 2017, No. 1 (74), pp. В4-91.

2. Bakurova N. N. Administrativnoe pravo i protsess (Administrative law and process), 2019, No. 5, pp. 39-44.

3. Shevchuk P. P. Administrativnoe i munitsipal'noe pravo (Administrative and municipal law), 2013, No. 10; SPS Con-sultantPlus.

4. Golubeva A. R., Mogileva I.Yu. Praktika ispolnitel'nogo proizvodstva (Enforcement practice), 2011, No. 3; SPS Con-sultantPlus.

5. Talapina Eh. V. Gosudarstvennoe upravlenie v in-formatsionnom obshhestve (pravovoj aspekt) : monografiya (Public administration in the information society (legal aspect): monograph), Moscow: Jurisprudence, 2015, 192 p.

6. Bachilo I. L., Talapina Eh. V., Semiletov S. I. Usloviya realizatsii prav grazhdan i organizatsij na osnove informat-sionnykh tekhnologij (Conditions for the implementation of the rights of citizens and organizations based on information technology), Moscow: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, 2010, 248 p.

7. Afinogenov D. A., Polyakova T. A. Administrativnoe pravo iprotsess (Administrative law and process), 2014, No. 4, pp. 19-23.

8. Polyakova T. A. Usloviya realizatsii prav grazhdan i organizatsij na osnove informatsionnykh tekhnologij (Condi-tions for the implementation of the rights of citizens and organizations based on information technology), Moscow: Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences, 2010, 248 p.

9. Galuzina K. A. Arbitrazhnyj i grazhdanskij protsess (Arbitration and civil process), 2020, No. 1, pp. 44-48.

10. Bakurova N. N. Administrativnoe pravo i protsess (Administrative law and process), 2022, No. 3, pp. 70-73.

11. Bakurova N. N. Administrativnoe pravo i protsess (Administrative law and process), 2022, No. 10, pp. 31-38.

12. Semenova A. A. Ispolnitel'noe pravo (Executive law), 2015, No. 1, pp. 14-22.

13. Kudryavtseva V. P. Ispolnenie trebovanij neimush-hestvennogo kharaktera (Fulfillment of non-property requirements), Moscow: Statute, 2015, 272 p.

14. Gureev V. A. Administrativnoe pravo i protsess (Administrative law and process), 2014, No. 6, pp. 19-25.

15. Gureev V. A. Problemy identifikatsii kontseptual'noj modeli razvitiya Federal'noj sluzhby sudebnykh pristavov v Rossijskoj Federatsii : monografiya (Problems of Identification of the Conceptual Development Model of the Federal Bailiff Service in the Russian Federation: monograph), Moscow: Statute, 2013, 408 p.

16. Studenikina M. S. Administrativnoe pravo i protsess (Administrative law and process), 2014, No. 2, pp. 6-11.

17. Kabyshev S. V. Yuridicheskij mir (Legal world), 2014, No. 5, pp. 54-57.

18. Mel'nikov V. A. Administrativnoe pravo iprotsess (Administrative law and process), 2012, No. 4, pp. 14-19.

19. Gureev V. A., Aksenov I. A. Vzyskatel' v ispolnitel'nom proizvodstve: zashhita prav i interesov (Creditor in enforcement proceedings: protection of rights and interests), Moscov: Library of the Rossiyskaya Gazeta, 2014, Issue 6, 144 p.

20. Skuratovskaya M. M. Zakony Rossii: opyt, analiz, praktika (Laws of Russia: experience, analysis, practice), 2013, No. 5, pp. 59-63.

21. Bakurova N. N. Kutafinskie chteniya. Rol' prava v obespechenii blagopoluchiya cheloveka. (Moskva, 23-26 noyabrya 2021 g.): sb. dokladov XI Moskovskoj yuridicheskoj nedeli: XX Mezhdunarodnaya nauch.-prakt. konferentsiya i XXII Mezhdunarodnaya nauch.-prakt. konferentsiya Yuridich-eskogo fakul'teta Moskovskogo universiteta imeni M. V. Lo-monosova (Kutafin Readings. The role of law in ensuring human well-being. (Moscow, November 23-26, 2021): collection of reports of the XI Moscow Legal Week: XX International Scientific and Practical Conference and XXII International Scientific and Practical Conference of the Faculty of Law of Lomon-osov Moscow University), in 5 parts, Part 5, Moscow, 2022, pp. 35-40.

22. Kirillovykh A. A. Zakonodatel'stvo iehkonomika (Legislation and economics), 2015, No. 11, pp. 23-36.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Н. Н. Бакурова - кандидат юридических наук, доцент, юрист 2-го класса, доцент кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О. Е. Кутафина (Российская Федерация, 125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9).

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

N. N. Bakurova - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Lawyer of the 2nd class, Associate Professor of the Department of Administrative Law and Procedure of the Moscow State Law University named after О. E. Kutafin (Moscow State Law Academy) (Sadovaya-Kudrinskaya str., 9, Moscow, 125993, Russian Federation).

Рукопись поступила в редакцию 03.11.2022; одобрена после рецензирования 16.12.2022; принята к публикации 19.12.2022.

The article was submitted 03.11.2022; approved after reviewing 16.12.2022; accepted for publication 19.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.