Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ'

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
668
93
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / РЕГИСТРАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ДОЛЖНИК / СУДЕБНЫЙ ПРИСТАВ-ИСПОЛНИТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бакурова Н. Н.

В статье исследуется административное принуждение в исполнительном производстве как правовое явление. Автор рассматривает его, во-первых, как один из видов государственного принуждения, во-вторых, как разновидность административного принуждения, приходит к выводу о том, что исполнительное производство неотделимо от административного принуждения по своей природе. Оба элемента, составляющих общее исследуемое понятие, порождены государством, необходимы для осуществления государственной власти, достижения публично значимой цели. Эта цель обусловлена собственно исполнительным производством как необходимым специфическим видом деятельности, направленной на завершение цикла юрисдикционного производства: по делам об административных правонарушениях, гражданского, арбитражного, административного судопроизводства и иным, на решение его задач. В исполнительном производстве только сочетание его с административным принуждением позволяет достичь цели публичной власти, достичь реального исполнения акта юрисдикционного органа, должностного лица. Кроме того, административное принуждение представляет собой метод государственного управления, действенный инструментарий, с помощью которого осуществляется исполнительное производство. Также в статье приводится авторская классификация видов административного принуждения в исполнительном производстве, поставлена проблема совершенствования законодательства о нем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE COERCION IN ENFORCEMENT PROCEEDINGS

The article examines administrative coercion in enforcement proceedings as a legal phenomenon. The author considers it, firstly, as one of the types of state coercion, and secondly, as a kind of administrative coercion, and comes to the conclusion that enforcement proceedings are inseparable from administrative coercion by their nature. Both elements that make up the general concept under study are generated by the state, are necessary for the exercise of state power, the achievement of a publicly significant goal. This goal is determined by the actual enforcement proceedings as a necessary specific type of activity aimed at completing the cycle of jurisdictional proceedings: in cases of administrative offenses, civil, arbitration, administrative proceedings, and others, to solve its tasks. In enforcement proceedings, only its combination with administrative coercion can achieve the goal of public authority, to achieve the real execution of the act of a jurisdictional body, an official. In addition, administrative coercion is a method of public administration, an effective tool with which enforcement proceedings are carried out. The article also presents the author’s classification of types of administrative coercion in enforcement proceedings, and raises the problem of improving the legislation on it.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ»

УНИВЕРСИТЕТА

O.E. Кугафина (МПОА)

Наталья Николаевна БАКУРОВА,

доцент Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук, доцент natalyabakurova@ yandex.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

Аннотация. В статье исследуется административное принуждение в исполнительном производстве как правовое явление. Автор рассматривает его, во-первых, как один из видов государственного принуждения, во-вторых, как разновидность административного принуждения, приходит к выводу о том, что исполнительное производство неотделимо от административного принуждения по своей природе. Оба элемента, составляющих общее исследуемое понятие, порождены государством, необходимы для осуществления государственной власти, достижения публично значимой цели. Эта цель обусловлена собственно исполнительным производством как необходимым специфическим видом деятельности, направленной на завершение цикла юрисдикционного производства: по делам об административных правонарушениях, гражданского, арбитражного, административного судопроизводства и иным, на решение его задач. В исполнительном производстве только сочетание его с административным принуждением позволяет достичь цели публичной власти, достичь реального исполнения акта юрисдикционного органа, должностного лица. Кроме того, административное принуждение представляет собой метод государственного управления, действенный инструментарий, с помощью которого осуществляется исполнительное производство. Также в статье приводится авторская классификация видов административного принуждения в исполнительном производстве, поставлена проблема совершенствования законодательства о нем. Ключевые слова: административное принуждение, исполнительное производство, права человека, регистрационное производство, должник, судебный пристав-исполнитель.

DOI: 10.17803/2311-5998.2021.82.6.056-062

© Н. Н. Бакурова , 2021

N. N. BAKUROVA, Associate Professor, Department of Administrative Law and Process of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Cand. Sci. (Law), Associate Professor natalyabakurova@yandex.ru 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 ADMINISTRATIVE COERCION IN ENFORCEMENT PROCEEDINGS Abstract. The article examines administrative coercion in enforcement proceedings as a legal phenomenon. The author considers it, firstly, as one of the types of state coercion, and secondly, as a kind of administrative coercion,

тз

L-—^ i,

УНИВЕРСИТЕТА Административное принуждение Q/

имени O.E. Кутафина(МГЮА) в исполнительном производстве

and comes to the conclusion that enforcement proceedings are inseparable from administrative coercion by their nature. Both elements that make up the general concept under study are generated by the state, are necessary for the exercise of state power, the achievement of a publicly significant goal. This goal is determined by the actual enforcement proceedings as a necessary specific type of activity aimed at completing the cycle of jurisdictional proceedings: in cases of administrative offenses, civil, arbitration, administrative proceedings, and others, to solve its tasks. In enforcement proceedings, only its combination with administrative coercion can achieve the goal of public authority, to achieve the real execution of the act of a jurisdictional body, an official. In addition, administrative coercion is a method of public administration, an effective tool with which enforcement proceedings are carried out. The article also presents the author's classification of types of administrative coercion in enforcement proceedings, and raises the problem of improving the legislation on it. Keywords: administrative coercion, enforcement proceedings, human rights, registration proceedings, debtor, bailiff.

В Российской Федерации исполнительное производство как вид деятельности государства в лице его компетентного органа — это принудительное исполнение актов органов публичной власти и должностных лиц.

С развитием цифровых технологий, новыми санитарно-эпидемиологическими условиями исполнительное производство, его организация требуют глубокого научного исследования вопросов, относящихся к этому сложному правовому явлению, что обусловливает актуальность его изучения.

Эта деятельность обусловлена публично значимой целью защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, для достижения которой решается задача: правильного и своевременного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Исполнительное производство может рассматриваться в качестве формы государственно-властной деятельности, в процессе которой используются соот- У

ветствующие средства воздействия на поведение должника. Должник — гражданин или организация, приобретающие такой статус в случае неисполнения ими Е добровольно акта судебного органа, органа исполнительной власти или его долж- I

ностного лица, иных органов и должностных лиц. Когда исполнительный документ Е

вышеназванного субъекта публичной власти поступает в орган принудительного ш

исполнения, в установленном законом порядке судебным приставом-исполните- >

лем начинается процесс такого исполнения. В процессе исполнительного произ- м

водства в отношении должника применяется административное принуждение. И

Административное принуждение и исполнительное производство неотделимы И

друг от друга по своей природе. Оба правовых явления порождены государством, Т

необходимы для осуществления государственной власти, достижения публично р

значимой цели. Эта цель обусловлена собственно исполнительным производ- Т

ством как необходимым специфическим видом деятельности, направленной на В

завершение цикла юрисдикционного производства: по делам об административ- I

ных правонарушениях, гражданского, арбитражного, административного судо- М

производства, иных, на решение его задач. праве

>

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

В исполнительном производстве только сочетание его с административным принуждением позволяет достичь цели публичной власти, достичь реального исполнения акта юрисдикционного органа, должностного лица. Как формы и методы неотделимы друг от друга, так и административное принуждение неотделимо от исполнительного производства. При этом административное принуждение — действенный инструментарий, с помощью которого осуществляется последнее, которое, по своей сути, в этом ряду является одной из форм государственного управления. Сегодня с его помощью обеспечиваются государственно-властные решения, имеющие вид исполнительного документа.

Таким образом, и административное принуждение, и исполнительное производство — это деятельность, имеющая одно целеполагание. В рассматриваемом контексте административное принуждение обусловлено сущностью исполнительного производства как разновидности государственно-властной деятельности в сфере реализации исполнительной власти, направленной на принудительное исполнение актов публичных органов и должностных лиц, представляет собой важную, значимую практическую составляющую по реализации публичной власти в системе государственного механизма.

Рассматривая оба явления в их единстве в качестве правового явления, можно представить их в виде совокупности двух взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, которым присущи прямые и обратные связи. Административному принуждению в исполнительном производстве присущ дуализм. При этом, если мы в качестве причины такого симбиоза называем исполнительное производство, то с точки зрения его качественной составляющей, а также практической составляющей, административное принуждение является следствием, оно вторично по отношению к исполнительному производству.

Следует отметить, что иногда факт возбуждения исполнительного производства порождает для должника мотивы необходимого исполнения без применения административного принуждения как такового. Однако чаще именно административное принуждение является наполнением, неотъемлемой частью процесса исполнения акта, и тогда к должнику применяются специфические меры административного принуждения: исполнительский сбор, арест имущества, временный запрет выезда за пределы России и др.

Административное принуждение рассматривается в качестве вида государственного принуждения наравне с уголовным, налоговым, банковским и др. В исполнительном производстве оно характеризуется прежде всего общими чертами, присущими административно-правовой и административно-процессуальной материи: возникает в публичной сфере, обеспечивается нормами административного права и процесса, осуществляется специальным органом, обладающим специальным административно-правовым статусом, ему посвящен отдельный Федеральный закон.1 Это государственно-властная деятельность юрисдикционного характера вплоть до применения механизма административной ответственности.

1 Федеральный закон от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации // СЗ РФ. 2019. № 40. Ст. 5488.

73

L-—^ Ii

УНИВЕРСИТЕТА Административное принуждение

имени O.E. Кутафина(МГЮА) В исполнительном производстве

В то же время административное принуждение в исполнительном производстве также характеризуется и особенными чертами, оно имеет свою специфичку, собственные признаки, отличающие это явление от иных видов государственного (обозначенного выше) и административного принуждения (например, от административного принуждения на первой стадии производства об административных правонарушениях за нарушение правил дорожного движения, таможенных правил).

Это происходит потому, что в силу особенностей сферы исполнительного производства (круга общественных отношений, возникающих в связи с необходимостью принудительного исполнения властного решения) административное принуждение воздействует, во-первых, на определенном этапе существования такого решения, во-вторых, на специального субъекта — так называемого должника, заставляет (понуждает) его действовать в соответствии с нормами морали, принципами права, взятыми на себя договорными обязательствами, в конечном счете в соответствии с установленными законом правилами. Кроме того, оно проявляет себя специфическим образом в виде обязываний и запретов в отношении такого специального субъекта.2

Однако исполнительному производству как системе общественных отношений и административному принуждению как методу государственного управления — каждому из названных элементов отдельно — присущи собственные черты, соединенные в одно целое в качестве социального явления, они наделяют общее правовое явление — административное принуждение в исполнительном производстве — своими сущностными признаками, основанными на тех признаках, которыми обладают его части.

Таким образом, административное принуждение в исполнительном производстве представляет собой сложное, многоаспектное правовое явление.

Так, исполнительное производство по своей природе представляет собой деятельность компетентного должностного лица органа принудительного исполнения в отношении должника с применением к нему ограничений и запретов. Последние предстают в качестве разновидности административного принуждения как в сфе- Р

ре государственного управления в целом, так и в исполнительном производстве. И

Такая деятельность носит принудительный характер, поскольку осуществля- У

ется помимо воли должника, выражена в ограничении его основных прав и свобод

Е гп I И

мерах административного принуждения в исполнительном производстве, как, гп

например, временное ограничение права на выезд за пределы Российской Фе- А

дерации (направлено на ограничение права должника свободно передвигаться); Д

ограничение права должника управлять транспортным средством (направлено И

на ограничение возможности по своему усмотрению владеть имуществом)3 и др. I

П

См.: Фиалковская И. Д. Значение административного принуждения как метода государ- р

ственного управления // Административное право и процесс. 2018. № 4. С. 47—52 ; Она П

же. Сущность метода принуждения в теории административного права // Вестник Ниже- В

городского университета имени Н. И. Лобачевского. 2014. № 2—1. С. 290—294. I

Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Ст. 67, М

67.1 // СЗ РФ. 2007. № 41. Ст. 4849. ПРАВЕ

как следствие ретроспективного неправомерного поведения последнего, не исполняющего судебный или иной юрисдикционный акт добровольно. Речь идет о таких

2

>

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

Административное принуждение в исполнительном производстве может принимать вид ограничений, которые направлены на имущество или на имущественный статус должника. Это проявляется в обращении взыскания на имущество должника посредством процедуры ареста имущества4, который можно рассматривать в качестве особого вида административного принуждения в исполнительном производстве. Тем самым должник лишается права владения, пользования, распоряжения, например, земельным участком, автомобилем, компьютером. Кроме того, объектом ограничений могут быть ценные бумаги, периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений, имущественные права должника, результаты интеллектуальной деятельности и иные.5

Такого рода деятельность, являясь в исполнительном производстве административным принуждением по своей сути, в законодательстве носит название мер принудительного исполнения (ст. 64 Закона «Об исполнительном производстве»), и ее можно рассматривать в качестве разновидности административного принуждения в целом, части единого механизма государственного принуждения в публичной сфере.

Законодатель использует понятия «исполнительные действия» и «меры принудительного исполнения». При этом из нормы Закона следует, что исполнительные действия — условия для применения мер принудительного исполнения. Они являются основаниями применения административного принуждения. Меры принудительного исполнения, по сути, устанавливают полномочия судебного пристава-исполнителя, которые применяются в соответствии с Федеральным законом об исполнительном производстве, создают условия для применения мер административного принуждения, понуждающих должника исполнить акт публичного органа.

Виды административного принуждения в исполнительном производстве можно классифицировать по их направленности, назвать те из них, которые направлены на понуждение должника: а) к полному; б) к правильному; в) своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

Также это может быть классификация по объекту, тогда надо выделить те, что направлены на: а) имущественные права; б) неимущественные права.

Среди видов административного принуждения в исполнительном производстве также можно назвать те, которые порождают самостоятельный вид государственно-властной деятельности, что, безусловно, подчеркивает особенный характер явления. Речь идет об обусловленных административным принуждением в исполнительном производстве административных процедурах.

Теперь о регистрационном производстве в отношении имущества должника. Оно может быть направлено на имущество, и тогда можно выделить такие меры административного принуждения в исполнительном производстве, как: а) регистрационное производство недвижимого имущества (земельный участок, квартира);

4 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2018 № 01АП-6510/2018 по делу № А43-35938/2017.

5 В каких случаях может быть наложен запрет на совершение регистрационных действий с автомобилем? // Азбука права. СПС «КонсультантПлюс».

73

L-—^ ь

УНИВЕРСИТЕТА Административное принуждение Q|

имени O.E. Кутафина(МГЮА) в исполнительном производстве

б) регистрационное производство транспортных средств (автомобиль; авто-мототранспортное средство и прицеп к нему; трактор; самоходная, дорожно-строительная или иная машина; маломерное судно и проч.). Это также может быть принудительное регистрационное производство, направленное на реализацию права должника заниматься предпринимательской деятельностью и, соответственно, регистрация юридического лица или регистрация должника в качестве индивидуального предпринимателя, выдача патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, реализация права на товарный знак, знак обслуживания и проч. Такого рода деятельность можно назвать административно-принудительным регистрационным производством, она имеет свои особенности.

Также административное принуждение для органа принудительного исполнения можно рассматривать в зависимости от вида органа исполнительной власти, с которым он взаимодействует и который в пределах своей компетенции с помощью присущих ему средств помогает осуществлять административное принуждение во взаимодействии:

а) с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии;

б) Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ;

в) Государственной автомобильной инспекцией МВД России и др.

Именно меры административного принуждения как средство воздействия в полной мере мотивируют должника исполнить юрисдикционный акт. В этой связи выделяем административно-принудительные регистрационные меры в качестве разновидности административного принуждения в исполнительном производстве.

Имущественные меры административного принуждения в исполнительном производстве — это те, которые непосредственно направлены на имущество должника и применяемые к нему с целью исполнить исполнительный документ за счет имущества последнего. По направленности они могут быть: а) прямые; Р

б) косвенные. И

Прямые меры административного принуждения в исполнительном производ- У

стве непосредственно направлены на имущество должника, косвенные — на то, что с ними связано. Е

Однако открытый перечень полномочий органа принудительного исполнения И

(ст. 64 Закона «Об исполнительном производстве») влечет наделение его дискре- гп

ционными полномочиями, возможностью широкого толкования правил примене- А

ния административного принуждения, что представляется неверным, поскольку Д

такой путь юридической техники, по сути, не ограничивает в применении полно- И

мочий, направленных на ограничение прав и свобод человека и гражданина. I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Административное принуждение в исполнительном производстве осущест- С

вляется судебным приставом-исполнителем Федеральной службы судебных р

приставов, который является государственным служащим органа принудитель- П

ного исполнения. Административное принуждение в исполнительном производ- И

стве осуществляется на основе норм административного процесса, обусловлено 1

необходимостью претворения в жизнь судебного акта или акта иного публичного М

органа, состоит в возложении на обязанное лицо — должника дополнительных праве

>

) УНИВЕРСИТЕТА

L-—имени О. Е. Кугафи на (МПОА)

обязанностей, запретов, обусловлено смыслом восстановления справедливости, обеспечением охраны и защиты прав взыскателя.

В этой связи административное принуждение является сутью исполнительного производства. Однако, как показало проведенное исследование, требуется совершенствование норм о применении мер административного принуждения в исполнительном производстве.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Административное право : учебник / под ред. Л. Л. Попова, М. С. Студени-киной. — 3-е изд. перераб. и доп. — М. : Норма ; Инфра- М, 2020. — 736 с.

2. Бакурова Н. Н. Административно-правовое регулирование деятельности судебных приставов : автореферат дис. ... канд. юрид. наук. —М., 2010.

3. Бахрах Д. Н. Административное принуждение в СССР, его виды и основные тенденции развития : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1972.

4. Зубарев С. М. О современном этапе реформы надзорной деятельности в Российской Федерации // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2018. — № 1 (41). — С. 13—23.

5. Еропкин М. И. О классификации мер административного принуждения // Вопросы административного права на современном этапе : сборник статей. — М. : Юриздат, 1963.

6. Каплунов А. И. Административная ответственность как форма административного принуждения // Сибирское юридическое обозрение. — 2019. — № 4. — С. 518—524.

7. Кононов П. И. Проблемы административного права и процесса : монография. — Киров : Аверс, 2013. — 391 с.

8. Коркин А. В. Институт административно-правового принуждения: меры, применяемые сотрудниками милиции : дис. ... канд. юрид. наук. —Челябинск, 2004. — 182 с.

9. Попов Л. Л. Проблемы административных реформ в России // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2018. — № 1 (41). — С. 24—20.

10. Фиалковская И. Д. Значение административного принуждения как метода государственного управления // Административное право и процесс. — 2018. — № 4. — С. 47—52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.