АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Ш.С. Бурханова, студент
Научный руководитель: И.В. Горбунова, канд. юрид. наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова (Россия, г. Абакан)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-3-29-32
Аннотация. Посягательства на права несовершеннолетних - актуальная проблема современного общества Статья посвящена обзору административных правонарушений данного вида, которые закреплены в различных главах КоАП РФ. Рассматриваются меры, направлены на предотвращение нарушений и на создание условий для привлечения правонарушителей к административной ответственности. Выявлены отдельные недостатки действующего законодательства, сформулированы возможные пути решения существующих проблем.
Ключевые слова: права несовершеннолетних, правонарушения, меры защиты, вовлечение несовершеннолетних, незаконная деятельность, законные представители.
На момент принятия в конце 2001 г. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [1] в нем содержалось всего 6 статей, так или иначе закрепляющих ответственность за нарушение прав несовершеннолетних. Сегодня Российская Федерация, выступая в роли социального государства, построила систему мер организационного, социально-экономического и правового характера, нацеленную на защиту детства, поэтому вопрос защиты прав несовершеннолетних стал особенно актуальным. Административно-правовые средства предоставляют действенные способы обеспечения прав лиц, не достигших совершеннолетия, представляя собой юридические инструменты, созданные государством для охраны законных прав и интересов несовершеннолетних. Эти меры направлены на предотвращение нарушений и на создание условий для привлечения правонарушителей к административной ответственности, а также на воздействие на деятельность органов, ответственных за охрану прав детей.
Проанализируем некоторые меры и дополнения, внесенные в законодательство РФ в последние годы.
Статья 5.11 КоАП РФ ориентирована на охрану политических прав молодежи. Анализ структуры данной статьи позволяет сделать несколько выводов. Во-первых, она устанавливает меры ответственности за привлечение несовершеннолетних к участию в предвыбор-
ной агитации и агитации по вопросам референдума, подразумевая, что речь идет о лицах, которым на момент выборов или референдума еще не исполнится 18 лет. Во-вторых, вводится запрет на вовлечение несовершеннолетних в предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума с использованием «форм и методов, которые не разрешены федеральным законодательством». Данная формулировка вызывает некоторые вопросы по причине ее разночтения.
С одной стороны запрещенные формы и методы могут относиться к процессу агитации, а с другой стороны - к самому процессу привлечения несовершеннолетних. В первом случае получается квалифицирующий состав правонарушения, когда несовершеннолетние лица совершают агитацию (которая им и без того запрещена) с использованием незаконных форм и методов. С другой стороны, когда само привлечение детей и подростков к агитации совершается в незаконной форме - когда не имеет место уголовно наказуемое деяние и сам процесс агитации не составляет объективную сторону преступления. Можно заключить, что законодатели при написании ст. 5.11 КоАП РФ, допустили техническую ошибку, допускающую различное ее толкование.
Гл. 6 была дополнена ст. 6.17 «Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию», которая
стала следствием принятия Закона 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [2], а также ст. 6.19 «Создание юридическим лицом условий для торговли детьми и (или) эксплуатации детей» и ст. 6.20 «Изготовление юридическим лицом материалов или предметов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и оборот таких материалов или предметов».
В 2013 г. в КоАП РФ была внесена ст. 6.21 «Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних», которая установила ответственность за пропаганду среди несовершеннолетних гомосексуализма и лесбиянства. Эта статья является специальной по отношению к ст. 6.17 КоАП РФ «Нарушение законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию».
С.С. Шестало отмечает, что в действующей редакции понятие пропаганды фактически неотличимо от донесения сведений нейтрального характера, что в нынешнее время больших потоков информации ставит под сомнение эффективность рассматриваемой ст. 6.17 КоАП РФ [3, с. 606-612]. Анализ нормы позволяет определить следующие обязательные признаки объективной стороны рассматриваемого состава: активные действия по распространению информации и направленность действий на достижение цели - формированию у несовершеннолетнего нетрадиционной ориентации. Также С.С. Шестало указывает на неопределенность в законодательстве мест, в которых любая информация о нетрадиционных ценностях будет рассматриваться как пропаганда. Думается, что критика нормы вполне обоснована и правоприменительная практика укажет законодателям направления по совершенствованию данной статьи. В первые 6 лет после введения данной статьи количество дел по ст. 6.21 КоАП РФ ограничивалось двумя десятками в год. Такая ситуация объясняется загруженностью правоохранителей, а также большой скрытностью данных правонарушений.
В 2013 году в главу 6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации были внесены новые статьи: 6.23 «Вовлечение несовершеннолетних в потреб-
ление табака» и 6.24 часть 2 «Нарушение установленного федеральным законом запрета на курение табака, использование продукции, содержащей никотин, или кальянов на площадках для детей», а также 14.53 «Несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией, изделиями табаки, продукцией с никотином, кальянами и устройствами для курения никотино-содержащей продукции». Эти статьи установили административную ответственность за игнорирование положений Закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции», который также был принят в 2013 году [4]. В законе указаны способы вовлечения молодежи в употребление табачной продукции, включая покупку изделий или передачу их несовершеннолетним, а также предложение или настоятельные просьбы о курении табака.
В 2020 году область данного правонарушения была расширена, охватив никотинсодер-жащую продукцию, и введена ответственность за вовлечение несовершеннолетних в ее потребление [5]. При этом законодательством было дано определение никотинсодержащей продукции как товаров, содержащих никотин (включая синтетически полученный) или его производные [5]. К этой категории относятся соли никотина, которые предназначены для потребления и доставки никотина через сосание, жевание, нюхание или вдыхание. Сюда же входят изделия с нагреваемым табаком, растворы, жидкости или гели с минимальным содержанием жидкого никотина от 0,1 мг/мл, а также никотинсодержащие жидкости, порошки и смеси для сосания, жевания и нюха-ния, которые не предназначаются для питания (за исключением медицинских товаров и лекарств, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации; продуктов, содержащих никотин в естественной форме; табачных изделий).
Ответственность за продажу несовершеннолетним табачных изделий и продукции предусмотрена для граждан, должностных и юридических лиц в ч. 3 ст. 14.53 КоАП РФ. Продавцы вправе перед продажей табачных изделий молодым людям, совершеннолетие которых вызывает сомнение, проверить воз-
раст покупателя, потребовав последнего продукции (см. ч. 1 и ч. 2 ст. 6.23). Правона-предъявить документ, удостоверяющий лич- рушение повлечет наложение штрафа в разность [6]. мере от 2 тысяч до 5 тысяч рублей (ранее - от
В завершении исследования необходимо 1 тысячи до 2 тысяч рублей). Те же действия, отметить, что, хотя целый ряд норм направлен совершенные родителями или иными законна охрану здоровья несовершеннолетних от ными представителями несовершеннолетнего, табака, никотинсодержащих изделий и алко- повлекут наложение штрафа на граждан в голя, но латентный характер данных правона- размере от 5 тысяч до 7 тысяч рублей (ранее -рушений, отсутствие свидетелей и доказа- от 2 тысяч до 3 тысяч рублей) [1]. Также уве-тельств создает большие трудности для выяв- личены размеры штрафов за продажу несоления нарушений и привлечения к ответ- вершеннолетнему табачной, никотинсодер-ственности виновных. В современное время жащей продукции, устройств для ее потреб-данные правонарушения гораздо легче вы- ления, табачных изделий, кальянов. В связи с явить по следам материального характера появлением новых видов никотиновой про-(видеозаписи камер наблюдения, кассовые и дукции, установлены ряд ограничений на товарные чеки, продажная тара и упаковка), а продажу электронных сигарет; разработан также на основании показаний свидетелей. комплекс мер, направленных на снижение
В 2023 г. в федеральное законодательство рисков распространения инфекционных забо-внесен ряд изменений, в частности, увеличе- леваний при перевозке железнодорожным ны размеры административных штрафов за транспортом организованных групп детей в вовлечение несовершеннолетнего в процесс летнюю оздоровительную кампанию 2024 го-потребления табака или никотинсодержащей да и др.
Библиографический список
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 г.] // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
2. О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию: Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 [Принят Государственной Думой 21 декабря 2010 г. Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 г.] [В ред. Федер. закона от 28.04.2023 №178-ФЗ] // СЗ РФ. 2010. №38. Ст. 99.
3. Шестало С.С. О некоторых особенностях терминологии пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних / С.С. Шестало // Аллея науки. - 2017. - Т. 1. № 14. - С. 606-612.
4. Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции: Федеральный закон от 23.02.2013 №15-ФЗ [Принят Государственной Думой 12 февраля 2013 г. Одобрен Советом Федерации 20 февраля 2013 г.] [в ред. Федер. закона от 24.07.2023 № 380-Ф3]. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_142515/.
5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу охраны здоровья граждан от последствий потребления никотинсодержащей продукции: Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № ЗОЗ-ФЗ [Принят Государственной Думой 22 июля 2020 г. Одобрен Советом Федерации 24 июля 2020 г.] [в ред. Федер. закона от 13.06.2023 № 204-ФЗ] // СЗ РФ. 2020. № 31. Ст. 5062.
6. Об утверждении перечня документов, удостоверяющих личность (в том числе личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющих установить возраст покупателя табачной продукции: приказ Министерства здравоохранения Рос. Федерации от 12 мая 2014 г. № 215н // Рос. газ. 2014. 5 авг.
- WpudunecKue nayHU -
ADMINISTRATIVE OFFENSES INFRINGING ON THE RIGHTS OF MINORS Sh.S. Burkhanova, Student
Supervisor: I.V. Gorbunova, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor N.F. Katanov Khakass State University (Russia, Abakan)
Abstract. Encroachments on the rights of minors - an urgent problem of modern society. The article is devoted to an overview of administrative offenses of this type, which are fixed in various chapters of the Administrative Code of the Russian Federation. Measures aimed at preventing violations and creating conditions for bringing offenders to administrative responsibility are being considered. Some shortcomings of the current legislation have been identified, and possible solutions to existing problems have been formulated.
Keywords: rights of minors, offenses, protective measures, involvement of minors, illegal activities, legal representatives.