Научная статья на тему 'Административные наказания за административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств'

Административные наказания за административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
185
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ОБОРОТ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ / ADMINISTRATIVE PENALTIES / NARCOTIC SUBSTANCES / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / TRAFFICKING OF NARCOTICS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Газизов Д. А.

В статье рассмотрены и проанализированы административные наказания, назначаемые за административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств, и практика их применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Газизов Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative punishments for the administrative offences in drug realization sphere

The administrative penalties imposed for administrative offenses in the sphere of narcotic substances trafficking are reviewed and analyzed. The application of punishment is considered.

Текст научной работы на тему «Административные наказания за административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств»

УДК 342.9

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ ЗА АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

Д. А. Газизов

Барнаульский юридический институт МВД России Поступила в редакцию 21 февраля 2012 г.

Аннотация: в статье рассмотрены и проанализированы административные наказания, назначаемые за административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств, и практика их применения. Ключевые слова: административные наказания, наркотические средства, административная ответственность, оборот наркотических средств.

Abstract: the administrative penalties imposed for administrative offenses in the sphere of narcotic substances trafficking are reviewed and analyzed. The application of punishment is considered.

Key words: administrative penalties, narcotic substances, administrative responsibility, trafficking of narcotics.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Иными словами, содержание целей административных наказаний — соблюдение установленного правопорядка и обеспечение правомерного поведения граждан, должностных и юридических лиц.

С помощью административных наказаний осуществляются цели общего и специального предупреждения правонарушений (общая и частная превенция).

Общее предупреждение заключается в том, что наказание конкретному правонарушителю назначается с целью «воспитать субъекта, которому назначено наказание, в духе уважения к закону и правопорядку, чтобы предупредить совершение новых проступков, как самим правонарушителем, так и другими лицами»1.

Общепредупредительный характер имеет само наличие закона, содержащего меру административной ответственности за возможное нарушение установленных государством правил.

Специальное предупреждение характеризуется тем, что административное наказание, воздействуя на конкретного правонарушителя, побуждает его не совершать новых правонарушений ввиду его нежелания претерпевать в будущем подобные, уже испытанным им лишения и осознания неотвратимости наказания.

1 См.: Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право : учебник. М. : Норма, 2009. С. 630.

© Газизов Д. А., 2012

2012. № 1

312

Как справедливо отметил профессор В. В. Денисенко, частота совершения административных правонарушений не может не сказываться на степени деформации личности, а последняя, в свою очередь, найдет отражение в форме вины. На основании результатов проведенного тестирования он отметил, что для лиц, «часто» нарушающих законодательство об административных правонарушениях, вероятность совершения ими преступления умышленно в 8 раз выше вероятности совершения преступления по неосторожности. Так, 38,9 % лиц от общего количества осужденных за совершение умышленного преступления отметили то обстоятельство, что они «часто» нарушали законодательство об административных правонарушениях, в то время как для лиц, осужденных за совершение преступлений по неосторожности, этот показатель составил 4,8 %2. Таким образом, своевременная и адекватная реакция государства на административные правонарушения является превенцией преступлений.

В зависимости от характера правонарушений в сфере оборота наркотических средств законодатель предусматривает применение следующих санкций: административное приостановление деятельности; административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства; административный арест; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; административный штраф. В соответствии со ст. 3.7—3.10, 3.12 КоАП РФ применение первых пяти видов санкций отнесено к исключительной прерогативе судей, так как они предусматривают существенное ограничение свободы, специальных прав и конфискацию.

Проведенный анализ практики назначения административных наказаний за правонарушения в сфере оборота наркотических средств позволил сделать вывод о том, что основными назначаемыми видами наказаний являются административный арест и административный штраф. Их доля ежегодно в среднем составляет 97—99 % от имеющихся санкций, на остальные же приходится 1—3 %.

Указанному способствует, на наш взгляд, несоответствие в санкциях, предусмотренных за совершенные правонарушения в анализируемой сфере. В частности, Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров»3 внесены изменения в ст. 6.13 КоАП РФ (дополнена ч. 2). Указанная статья

2 См.: Денисенко В. В. Административная ответственность в философско-правовом измерении // Теория и практика административного права и процесса : материалы четвертой Всерос. науч.-практ. конф. (пос. Небуг, 9—11 октября 2009 г.) : в

2 ч. Ч. I. / отв. ред. проф. В. В. Денисенко, доц. А. Г. Эртель. — Краснодар : Кубань-кино, 2009. С. 318.

3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1. Ст. 29.

предусматривает административную ответственность за пропаганду наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Санкция ч. 1 ст. 6.13 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией (выделено нами. - Д. Г.) рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления.

По ч. 2 ст. 6.13 КоАП РФ за деяния, предусмотренные ч. 1, но совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, предусматривается наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации. Возникает вопрос: а рекламная продукция и оборудование, использованное для ее изготовления, конфискации не подлежат?

Законодатель, предусматривая административные наказания за правонарушения в сфере оборота наркотических средств, подразумевает определенные количественные и качественные пределы такого наказания, нарушение которых не допускается ввиду существенного искажения сущности принудительного воздействия, не отвечающего целям общего административно-карательного принуждения4. «Только в рамках наказания как меры административной ответственности, - как правильно замечает Л. А. Калинина, — судья, уполномоченные органы исполнительной власти и должностные лица применяют наказание к конкретному лицу»5. Отсюда исключительно важное значение имеет следование принципу соразмерности наказания за совершенное правонарушение. Как показывает правоприменительная практика, в ряде случаев данный принцип не соблюдается.

Так, имеют место случаи назначения наказания по ст. 6.8 КоАП РФ юридическим лицам. Однако по смыслу санкции ст. 6.8. КоАП РФ субъектом правонарушения может выступать только физическое лицо. В связи с этим вызывает недоумение привлечение к ответственности по указанной статье юридического лица6.

Предупреждение как административное наказание назначалось судь- 313 ями (Владимирская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Вологодская, Волгоградская и Тюменская области, Краснодарский и Хабаровский края, Республика Карелия) за такие правонарушения, как:

— потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача (ст. 6.8 КоАП РФ);

4 См.: Максимов И. В. Административные наказания. — М. : Норма, 2009.

5 См.: Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях / под ред. Ю. М. Козлова. М., 2002. С. 146.

6 См.: Газизов Д. А. Практика назначения административных наказаний за правонарушения в сфере оборота наркотических средств // Вестник Барнаульского юридического института МВД России. 2011. № 14. С. 5.

Д. А. Газизов. Административные наказания за адм. правонарушения...

2012. № 1

314

— незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (ст. 6.8 КоАП РФ);

— нарушение правил оборота веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 6.15 КоАП РФ);

— нарушение правил оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (ст. 6.16 КоАП РФ).

Санкции указанных статей не предусматривают такого вида наказания, как предупреждение. В соответствии с ч. 1 ст. 3.3 КоАП РФ предупреждение устанавливается и применяется только в качестве основного административного наказания.

Предупреждение — это мера административного наказания по правонарушениям, степень общественной опасности которых не очень велика. Это нижняя граница наказания и, как указывает Б. В. Россинский, «самая легкая по карательному воздействию мера административного на-казания»7.

В ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства.

Пунктом 2 Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. № 6908, прямо предусматривается, что современная наркоситуация в Российской Федерации характеризуется расширением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления высококонцентрированных наркотиков, таких как героин, кокаин, стимуляторы амфетаминового ряда, лекарственных препаратов, обладающих психотропным воздействием, а также их влиянием на распространение ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, что представляет серьезную угрозу безопасности государства, экономике страны и здоровью ее населения (выделено нами. — Д. Г.).

На наш взгляд, за совершение административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств нельзя применять такое наказание, как предупреждение. Более того, п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 (ред. от 10 июня 2010 г.) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»9 предусматривает, что при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за административное правонарушение.

7 Россинский Б. В. Административная ответственность : курс лекций. М. : Норма, 2009. С. 78.

8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 24. Ст. 3015.

9 См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. № 6.

Изложенное свидетельствует, на наш взгляд, о том, что система административных наказаний нуждается в совершенствовании как расширения перечня наказаний, так и индивидуализации их применения. Представляется, что разработке законопроектов, направленных на ужесточение санкций за совершение правонарушений, должны предшествовать комплексный анализ правоприменительной практики, а также социологические исследования эффективности административных наказаний за определенные виды правонарушений10, в том числе и в сфере оборота наркотических средств, которые необходимо проводить на постоянной основе.

Следует отметить, что при формировании антинаркотической политики не в полной мере учтен, а следовательно, и не использован весь арсенал уже имеющихся административных санкций, которые могут быть применены за административные правонарушения в сфере оборота наркотических средств, в частности конфискация. На наш взгляд, она необоснованно редко применяется.

В последнее время достигло критической массы общественное мнение о необходимости ужесточения санкций, установленных за управление транспортным средством в состоянии опьянения (наркотического, алкогольного, токсического). В 2011 г. зарегистрировано свыше 199 900 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 27 953 и ранено почти 252 000 человек11. 13 февраля 2012 г. состоялось заседание Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения, где было указано, что в 2011 г. отмечался рост на 3,4 % числа происшествий по вине водителей, находившихся в состоянии опьянения; всего за год было зафиксировано более 12,2 тыс. таких ДТП12.

Частью 3 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения и не имеющим права управления транспортными средствами либо лишенным права управления транспортными средствами, предусмотрен административный арест на срок до пятнадцати суток или наложение административного штрафа на лиц, в отношении которых в соответствии с Кодексом не может применяться административный арест, в размере пяти тысяч рублей.

Частью 4 ст. 12.8 КоАП РФ за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ, 315 предусмотрено лишение права управления транспортными средствами на срок три года.

Однако, несмотря на лишение водителей права управления транспортным средством, они продолжают управлять транспортными средствами, нередко вновь находясь в состоянии опьянения. Так, в Челябинской об-

10 См.: Шергин А. П. Концептуальные основы административно-деликтного права // Научный портал МВД России. — 2008. — № 1. — С. 21.

11 По материалам выступления министра внутренних дел Российской Федерации генерала армии Р. Г. Нургалиева на расширенном заседании Коллегии МВД России. Официальный сайт МВД России. ИКЬ: http://www.mvd.ru/news/show_101853

12 Официальный сайт ГИБДД МВД России. ИКЬ: http://www.gibdd.ru/news/947

Д. А. Газизов. Административные наказания за адм. правонарушения...

ласти лицо, имеющее девятилетний водительский стаж, 49 раз привлекалось к ответственности, из них 11 раз было лишено прав за вождение транспортным средством в состоянии опьянения. Другой водитель за управление транспортным средством в состоянии опьянения лишен в общей сложности водительских прав на 76 лет13.

На наш взгляд, следует проработать вопрос о возможности применения в судебном порядке конфискации транспортного средства. При этом должна учитываться неоднократность привлечения лица к ответственности по ч. 2 ст. 12.7, ч. 3 и ч. 4 ст. 12.8 КоАП РФ. Так, если в отношении лица, управляющего транспортным средством в состоянии опьянения, было принято решение о лишении права управления транспортным средством, оно подвергалось административному аресту или штрафу (это лица, в отношении которых в соответствии с КоАП РФ не может применяться административный арест), т.е. были исчерпаны предусмотренные законом виды наказаний, представляется целесообразным предусмотреть в законе такую санкцию, как конфискация транспортного средства.

Наказуемость, как признак административного правонарушения в сфере оборота наркотических средств, предполагает применение мер административной ответственности — административных наказаний к виновным правонарушителям. Указанные меры должны строиться на рациональном сочетании имущественных и иных мер, преследуя при этом как цели наказания, так и обеспечение выполнения субъектами оборота наркотических средств своих обязанностей и требований контрольно-надзорных органов. Исходя из этого, административная политика в рассматриваемой сфере, реализуемая посредством наказаний, не должна, с одной стороны, исключать ориентацию на установление запретов и ограничений, хотя именно они служат гарантией реализации субъективных прав, юридических обязанностей и характерны для административно-деликтного права, с другой

— не допускать реализацию поведения, причиняющего вред обществу.

13 См.: Газизов Д. А., Мягков А. В. Административно-правовое регулирование конфискации : состояние и пути совершенствования // Институт конфискации имущества в законодательстве государств — членов Совета Европы и российском

-----законодательстве : материалы Международного семинара / отв. ред. С. В. Землю-

316 ков. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2008. С. 155.

Барнаульский юридический институт МВД России

Газизов Д. А., кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел

E-mail: [email protected] Тел.: 255-07-19

Barnaul Juridical Institute of Ministry of Internal Abbairs

Gazizov D. A., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Head of the Administrative Law and Administrative Activity of the Internal Abbairs Bodies Departament

E-mail: [email protected] Теl.: 255-07-19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.