Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО В УСЛОВИЯХ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ'

АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО В УСЛОВИЯХ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
61
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКСТРАОРДИНАРНЫЕ УСЛОВИЯ / EXTRAORDINARY CONDITIONS / СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ / JUDICIAL CONTROL / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ДЕЛА / ADMINISTRATIVE CASES / ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД / PROTECTION OF RIGHTS AND FREEDOMS / ОБЖАЛОВАНИЕ / APPEAL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Веретенников Николай Николаевич

Анализируя основные положения материального и процессуального законодательства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, автор приходит к выводу о необходимости реформирования процессуального института при рассмотрении дел в условиях чрезвычайного и военного положения. Его заблаговременная разработка должна найти свое отражение до реального введения в действие экстраординарного положения. Предложено дополнить Кодекс административного судопроизводства РФ частью 6 ст. 1: «При введении чрезвычайного или военного положения, пункты 2, 6 части 2, пункты 1, 2, 4 части 3 статьи 1 КАС РФ временно приостанавливают свою деятельность. Примечание: пункт 2 части 1 статьи 2 приостанавливает свою деятельность при введении ограничений, указанных в пунктах «б, е, ж» статьи 11, пункте «е» статьи 12 и пунктах «г, д» статьи 13 ФКЗ «О чрезвычайном положении» и пунктах 4, 6, 7, 8, 17 части 2 статьи 7 ФКЗ «О военном положении».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Веретенников Николай Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS IN THE CONDITIONS OF SPECIAL LEGAL REGIMES: ISSUES OF THEORY AND PRACTICE

Analyzing the main provisions of substantive and procedural law in cases arising from administrative and other public legal relations, the author comes to the conclusion about the need to reform this institution in a state of emergency and martial law. Its advance development must be reflected before the real implementation of the extraordinary situation. It is proposed to supplement the Code of Administrative Procedure of the Russian Federation (CAP RF) with part 6 of Art. 1: «Upon the introduction of an emergency or martial law, clauses 2, 6 of part 2, clauses 1, 2, 4 of part 3 of Article 1 of the CAP RF temporarily suspend its activities. Note: clauses 2 of part 1 of article 2 suspends its activities at imposing of restrictions as specified in clauses «b, e, g» of Article 11, clause «e» of Article 12 and clauses «h, d» of Article 13 of the Federal Constitutional Law «On the State of Emergency" and clauses 4, 6, 7, 8, 17 of Part 2 of Article 7 of the Federal Constitutional Law «On the war situation».

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО В УСЛОВИЯХ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ»

3. Ефремова Н.Н., Немытина М.В. Местное самоуправление и юстиция в России (1864-1917 гг.) // Государство и право. 1994. № 3. С. 129.

4. Городовое положение от 16 июня 1870 г. // ПСЗ-2. Т. 15. № 48498.

5. Пирумова Н.М. Земское либеральное движение: Социальные корни и эволюция до начала ХХ века. М.: Наука, 1977. С. 44.

6. Положение о губернских и уездных земских учреждений от 12 июля 1890 г. // ПСЗ-3. Т. 10. № 6927.

7. Городовое положение от 11 июня 1892 г. // ПСЗ-3. Т. 12. № 8708.

8. Ясюнас В.А. Основы местного самоуправления. М., 1998. С. 41.

9. Свод губернских учреждений (1892 г.) // Свод законов Российской империи. Т. 2. СПб., 1910.

References and Sources

1. Gorodovoe polozhenie (ZHalovannaya gramota gorodam) ot 21 aprelya 1785 g. // Zakonodatel'stvo Ekateriny 11. V 2 t. T.2. M., 2000. S. 77-177.

2. Polozhenie o gubernskih i uezdnyh zemskih uchrezhdeniyah ot 1 yanvarya 1864 g. // PSZ-2. T. 34. № 40457.

3. Efremova N.N., Nemytina M.V. Mestnoe samoupravlenie i yusticiya v Rossii (1864-1917 gg.) // Gosudarstvo i pravo. 1994. № 3. S. 129.

4. Gorodovoe polozhenie ot 16 iyunya 1870 g. // PSZ-2. T. 15. № 48498.

5. Pirumova N.M. Zemskoe liberal'noe dvizhenie: Social'nye korni i ehvolyuciya do nachala HKH veka. M.: Nauka, 1977. S. 44.

6. Polozhenie o gubernskih i uezdnyh zemskih uchrezhdenij ot 12 iyulya 1890 g. // PSZ-3. T. 10. № 6927.

7. Gorodovoe polozhenie ot 11 iyunya 1892 g. // PSZ-3. T. 12. № 8708.

8. YAsyunas V.A. Osnovy mestnogo samoupravleniya. M., 1998. S. 41.

9. Svod gubernskih uchrezhdenij (1892 g.) // Svod zakonov Rossijskoj imperii. T. 2. SPb., 1910.

УПОРОВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор, кафедра конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России. ЭФРИКЯН РУБЕН АЛЬБЕРТОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент, кафедра конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России.

ЛУКОВ МИХАИЛ ГЕННАДЬЕВИЧ - преподаватель кафедры конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России.

UPOROV, IVAN V. - Doctor of History, Ph.D. in Law, Professor, Department of constitutional and administrative law, Krasnodar University of MIA of Russia, Professor (kiap_krdu@mvd.ru)

EFRIRYAN, RUBEN A. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of constitutional and administrative law, Krasnodar University of MIA of Russia (kiap_krdu@mvd.ru)

LUKOV, MICHAIL G. - lecturer, Department of constitutional and administrative law, Krasnodar University of MIA of Russia Department of constitutional and administrative law, Krasnodar University of MIA of Russia (kiap_krdu@mvd.ru).

УДК 347.992

ВЕРЕТЕННИКОВ Н.Н. АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО В УСЛОВИЯХ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Ключевые слова: экстраординарные условия, судебный контроль, административные дела, защита прав и свобод, обжалование.

Анализируя основные положения материального и процессуального законодательства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, автор приходит к выводу о необходимости реформирования процессуального института при рассмотрении дел в условиях чрезвычайного и военного положения. Его заблаговременная разработка должна найти свое отражение до реального введения в действие экстраординарного положения. Предложено дополнить Кодекс административного судопроизводства РФ частью 6 ст. 1: «При введении чрезвычайного или военного положения, пункты 2, 6 части 2, пункты 1, 2, 4 части 3 статьи 1 КАС РФ временно приостанавливают свою деятельность. Примечание: пункт 2 части 1 статьи 2 приостанавливает свою деятельность при введении ограничений, указанных в пунктах «б, е, ж» статьи 11, пункте «е» статьи 12 и пунктах «г, д» статьи 13 ФКЗ «О чрезвычайном положении» и пунктах 4, 6, 7, 8, 17 части 2 статьи 7 ФКЗ «О военном положении».

VERETENNIKOV, N.N. ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS IN THE CONDITIONS OF SPECIAL LEGAL REGIMES:

ISSUES OF THEORY AND PRACTICE

Keywords: extraordinary conditions, judicial control, administrative cases, protection of rights and freedoms, the appeal.

Analyzing the main provisions of substantive and procedural law in cases arising from administrative and other public legal relations, the author comes to the conclusion about the need to reform this institution in a state of emergency and martial law. Its advance development must be reflected before the real implementation of the extraordinary situation. It is proposed to supplement the Code of Administrative Procedure of the Russian Federation (CAP RF) with part 6 of Art. 1: «Upon the introduction of an emergency or martial law, clauses 2, 6 of part 2, clauses 1, 2, 4 of part 3 of Article 1 of the CAP RF temporarily suspend its activities. Note: clauses 2 of part 1 of article 2 suspends its activities at imposing of restrictions as specified in clauses «b, e, g» of Article 11, clause «e» of Article 12 and clauses «h, d» of Article 13 of the Federal Constitutional Law «On the State of Emergency" and clauses 4, 6, 7, 8, 17 of Part 2 of Article 7 of the Federal Constitutional Law «On the war situation».

С 15 сентября 2015 года федеральным законом от 08.03.2015 № 22-ФЗ (ред. от 23.06.2016) был введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) [1]. Принятие данного кодекса явилось важнейшим событием в правовой жизни России, поскольку позволило выделить в единый и самостоятельный кодифицированный нормативный правовой акт правила, регулирующие порядок рассмотрения судами общей юрисдикции дел об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, а также иных дел, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений. В этой связи профессор С.А. Старостин отмечал, что проблемы баланса публично-правовых и частноправовых интересов успешно решает КАС РФ. Нарушенные органами государственной власти субъективные права гражданина им эффективно защищаются [2]. О значительном вкладе в развитие судебной и правовой системы России расширения границ обеспечения прав, свобод, законных интересов физических лиц и организаций, в связи с принятием КАС РФ, говорил и профессор Ю.Н. Старилов [3]. Вместе с тем, современная концепция абсолютной судебной защиты прав человека и гражданина не является доминирующей, поскольку эти права могут быть ограничены законом. Как справедливо было замечено советским юристом И.Е. Фарбером, свобода человека не абсолютна, а ограничена социальными пределами, причем эти ограничения для отдельного человека выступают как правила поведения, принятые и одобренные обществом [4].

Возможность ограничения прав человека и гражданина прямо вытекает из части 2 статьи 29 Всеобщей декларации прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). Но при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других, общественного порядка и общего благосостояния [5]. Аналогичная норма содержится в ч.3 ст. 17 и ст.55 Конституции РФ - осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц; права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В то же время, по мнению М.В. Баглая, использованная в Конституции указанная формулировка о возможности ограничения прав человека «в той мере, в какой это необходимо, недостаточно конкретизирована, порождает беспокойство в связи с возможностью слишком широкого толкования этого условия» [6].

Развивая идею обоснованного ограничения прав и свобод человека и гражданина, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 08.12.2015 №31-П указал, что публичные интересы могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, если они отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, и не затрагивают само существо конституционного права [7].

О необходимости соразмерности ограничений прав и свобод человека и гражданина писал в начале 90-х гг. Р.А. Мюллерсон: «подобно тому, как нельзя приносить интересы, права и свободы отдельного индивида в жертву интересам общества, нации или государства, нельзя и абсолютизировать примат прав и свобод личности над интересами общества в

целом. Обе крайности одинаково неприемлемы, опасны» [8]. В более позднее время об этом говорил и профессор Б.С. Эбзеев: «ограничения должны быть соразмерны конституционным целям и соответствовать характеру и природе отношений государства и гражданина» [9]. В целом, ограничения прав и свобод человека и гражданина возможно только в определенных экстраординарных условиях и представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из совокупности юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием [10].

Российская правовая наука определяет особые правовые режимы как специальные режимы деятельности органов государственной власти, допускающие ограничения прав физических и юридических лиц, вводимые в качестве временной социально - объективной и правовой меры обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяемой сложившимися конкретными обстоятельствами [11].

Условия, при которых возможно ограничение прав человека и гражданина делятся на внешние (агрессия против России или непосредственная угроза агрессии), когда вводится особый правовой режим в интересах обороны государства или для обеспечения общественного порядка и государственной безопасности [12]; внутренние (стихийное бедствие, социальные конфликты, вооруженный мятеж и т.п.), когда угроза общественным и личным интересам и причинение им ущерба могут возникнуть вследствие стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций [13]. Правовые нормы, заложенные в Федеральные конституционные законы от 30.05.2001 № З-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении» [14] и 30.01.2002 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) «О военном положении» [15] позволяют классифицировать временные ограничения прав и свобод человека, применяемые в условиях чрезвычайного и военного положений:

- личные неимущественные права: запрещение или ограничение проведения собраний, митингов, демонстраций и иных массовых мероприятий; запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций; выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения; отстранение от работы руководителей государственных и негосударственных организаций (пункты «е, ж» статьи 11, пункт «е» статьи 12, пункты «г, д» статьи 13 ФКЗ «О чрезвычайном положении»); введение и обеспечение особого режима въезда, выезда и передвижения по территории, на которой оно введено; запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства; интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства или ограничение выезда граждан за пределы территории России (пункты 4, 8, 16, 17 статьи 7 ФКЗ «О военном положении»);

- имущественные права: мобилизация трудоспособного населения и привлечение транспортных средств граждан для проведения аварийно-спасательных работ (пункт «е» статьи 13 ФКЗ «О чрезвычайном положении»); привлечение граждан к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия; изъятие необходимого для нужд обороны имущества у граждан (пункты 6, 7 части 2 статьи 7 ФКЗ «О военном положении»);

- иные права: ограничение свободы печати и других средств массовой информации, введение цензуры, а также арест печатной продукции, радиопередающих технических средств, множительной техники; установление особого порядка аккредитации журналистов; приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений; запрет на выборы и референдумы; прекращение деятельности иностранных и международных организаций (пункты «б, в» статьи 12, статья 14 ФКЗ «О чрезвычайном положении», пункты 5 и 19 статьи 7 ФКЗ «О военном положении»).

Анализ указанных ограничений позволяет сделать вывод о том, что они по своему содержанию являются адекватными, пропорциональными, соразмерными, отвечают требованиям справедливости и необходимы для защиты конституционно значимых прав и

законных интересов других лиц и общества в целом, обеспечивая при этом разумный баланс конституционно защищаемых ценностей и интересов человека и государства.

Данное заключение основано на том, что ограничения применяются только на основании федеральных конституционных законов, по своему объему носят узконаправленный характер и не распространяются на основные конституционные права человека (жизнь, достоинство, равноправие, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и др.) и являются временно-вынужденной мерой (в соответствии с частью 1 статьи 9 ФКЗ «О чрезвычайном положении» срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории Российской Федерации, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях - 60 суток.

В соответствии с частью 3 статьи 1 ФКЗ «О военном положении», период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента Российской Федерации о введении военного положения и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения).

В системе законодательства России материальный закон не может действовать в отрыве от других законодательных актов, в частности, процессуальных норм. Применительно к исследуемой теме пункты 2, 6 части 2, пункты 1, 2, 4 части 3 статьи 1 КАС РФ позволяет субъектам права обратиться в суд за защитой своих нарушенных прав и свобод вне зависимости от того, какое положение введено на территории России:

- об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

- о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

- о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации;

- о прекращении деятельности средств массовой информации;

- о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации в специальное учреждение.

О том, что граждане и организации вправе обжаловать действия должностных лиц и акты государственной власти свидетельствуют содержание статьи 35 ФКЗ «О чрезвычайном положении» и статьи 16 ФКЗ «О военном положении». В соответствие с ними, на территории, на которой введено чрезвычайное или военное положение, судопроизводство осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и другими федеральными законами.

В данном случае прослеживается явная юридическая неопределенность. С одной стороны, федеральный конституционный закон ограничивает права человека и гражданина в условиях чрезвычайного и военного положения, а с другой - КАС РФ позволяет субъектам права обжаловать эти действия в судебном порядке без каких либо ограничений. Таким образом, материальный закон, имеющий высшую юридическую силу, входит в противоречие со специальными процессуальными нормами, регулирующими вопросы подсудности.

Похожая ситуация была с ч.1 ст.14 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (в редакции от 28.06.1999), согласно которой окружной (флотский) военный суд рассматривал дела о преступлениях, за совершение которых могло быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни [16].

Вместе с тем, ч.3 ст.31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации значительно расширяла полномочия окружных (флотских) военных судов по рассмотрению уголовных дел, которые по подсудности были равнозначны делам, рассматриваемым Верховным судом республики, краевым, областным судам и им равными [17]. Данное

противоречие законодатель разрешил путем внесения соответствующих изменений в материальный закон (ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»), отдав предпочтение специальному (процессуальному) законодательству [18].

Таким образом, с учетом анализа материального и процессуального законодательства следует, что институт административного судопроизводства в условиях чрезвычайного и военного положений нуждается в соответствующем правовом регулировании, заблаговременная разработка которого должна найти свое отражение до реального введения в действие экстраординарного положения.

В своем исследовании Ю.Н. Кучма замечал, что «высший орган власти в военное время должен свести свою правотворческую деятельность до минимума, ограничившись изданием указов о награждении и, в случае необходимости, нормативных актов по вопросам социальной защиты и трудовых правоотношений» [19].

На наш взгляд, следует предложить законодателю внести ряд дополнений в Кодекс административного судопроизводства РФ в условиях военного и чрезвычайного положения, дополнив статью 1 частью 6 следующего содержания: «При введении чрезвычайного или военного положения, пункты 2, 6 части 2, пункты 1, 2, 4 части 3 статьи 1 КАС РФ временно приостанавливают свою деятельность. Примечание: пункт 2 части 1 статьи 2 приостанавливает свою деятельность при введении ограничений, указанных в пунктах «б, е, ж» статьи 11, пункте «е» статьи 12 и пунктах «г, д» статьи 13 ФКЗ «О чрезвычайном положении» и пунктах 4, 6, 7, 8, 17 части 2 статьи 7 ФКЗ «О военном положении».

В заключение следует отметить, что необходимость ограничения определенных прав человека и гражданина в условиях особых правовых режимов показывает история нашего Отечества периода Первой мировой войны.

Так, по заключению генерала А.И. Деникина, «декларация прав солдата» давшая законное право обжаловать нижним чинам распоряжения и приказы воинского начальства даже на театре военных действий окончательно подорвала все устои старой армии. Она внесла безудержное политиканство и элементы социальной борьбы в неуравновешенную и вооруженную массу, уже почувствовавшую свою грубую физическую силу. Наконец, она отняла у начальников дисциплинарную власть, передав ее выборным коллегиальным судебным органам, и лишний раз, в торжественной форме, бросив упрек командному составу, унизила и оскорбила его [20]. Это не могло не отразиться на общем состоянии армии. Неудачи на фронте, массовое дезертирство, отказ в ряде случаев выполнять боевые приказы, привели к поражениям на всех фронтах Первой мировой войны, а затем к глобальному социальному кризису, выход из которого был через гражданскую войну, лагеря и массовые репрессии [21].

Литература и источники

1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ (ред. от 03.07.2016)// Собрание законодательства РФ. 2015. № 10. Ст. 1392.

2. Старостин С.А. Перспективы кодификации норм административно-процессуального права // Российский следователь. 2015. № 1. С. 39-45.

3. Старилов Ю.Н. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации: значение для судебной и административной практики и проблемы организации преподавания учебного курса // Административное право и процесс. 2015. № 7. С. 9-14.

4. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в советском государстве. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1974. С. 22.

5. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)// Российская газета. 1998. 10 декабря.

6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2001. С. 167.

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 8 декабря 2015 г. № 31-П По делу о проверке конституционности пункта «м» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Л. Алборова // Вестник Конституционного Суда РФ. 2016. №2.

8. Мюллерсон P.A. Права человека: идеи, нормы, реальность. М. Юрид. лит., 1991. С. 86.

9. Эбзев Б.С. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) (2-е издание, пересмотренное) (под ред. В.Д. Зорькина). М.: Норма, Инфра-М., 2011.

10. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: вопросы теории и практики // Правоведение. 199б. M 4.-С. 15.

11. Рушайло В.Б. Специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации. Дисс. ... докт. юрид. наук. М.: РАГС, 2004. С. б1.

12. Пчелинцев С.В. Об основаниях объявления военного положения в Российской Федерации (теоретические аспекты) // Журнал российского права. 1998. M 4/5. С.65.

13. Гражданин и аппарат управления в СССР / Отв. ред. Лазарев Б.М. М.: Наука, 1984. С. 9б - 97.

14. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. M З-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства РФ. 2001. M 23. Ст. 2277.

15. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. M 1-ФКЗ (ред. от 12.03.2014) «О военном положении». Собрание законодательства РФ. 2002. M 5. Ст. 375.

16. Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. M 1-ФКЗ (ред. от 03.07.201б) «О военных судах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. M 2б. Ст. 3170.

17. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. M 174-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // Собрание законодательства РФ. 2001. M 52 (ч. I). Ст. 4921.

18. Федеральный конституционный закон от 30 апреля 2010 г. M З-ФКЗ «О внесении изменений в статьи 24 и 2б Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2010. M

18. Ст. 2141.

19. Кучма Ю.Н. Законодательство военного времени - средство управления государством в условиях Великой Отечественной войны: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1995. 24 с.

20. Деникин А.И. Крушение власти и армии. (Февраль - сентябрь 1917 г.). Брюссель, 1921. С.155 - 156.

21. Веретенников H.H. Военные суды Первого мирового кризиса // Правовое государство: теория и практика. 2014. M 3 (37). С. 150-151.

References and Sources

1. Kodeks administrativnogo sudoproizvodstva Rossijskoj Federacii ot 8 marta 2015 g. M 21-FZ (red. ot 03.07.2016)// Sobranie zakonodatel'stva RF. 2015. M 10. St. 1392.

2. Starostin S.A. Perspektivy kodifikacii norm administrativno-processual'nogo prava // Rossijskij sledovatel'. 2015. M 1. S. 39-45.

3. Starilov YU.N. Kodeks administrativnogo sudoproizvodstva Rossijskoj Federacii: znachenie dlya sudebnoj i administrativnoj praktiki i problemy organizacii prepodavaniya uchebnogo kursa // Administrativnoe pravo i process. 2015. M 7. S. 9-14.

4. Farber I.E. Svoboda i prava cheloveka v sovetskom gosudarstve. Saratov: Izd-vo Saratovskogo universiteta, 1974. S. 22.

5. Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka (prinyata General'noj Assambleej OON 10.12.1948)// Rossijskaya gazeta. 1998. 10 dekabrya.

6. Baglaj M.V. Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii. M.: Norma, 2001. S. 167.

7. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda RF ot 8 dekabrya 2015 g. M 31-P Po delu o proverke konstitucionnosti punkta «m» chasti pervoj stat'i 58 Polozheniya o sluzhbe v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii v svyazi s zhaloboj grazhdanina A.L. Alborova // Vestnik Konstitucionnogo Suda RF. 201б. N°2.

8. Myullerson P.A. Prava cheloveka: idei, normy, real'nost'. M. YUrid. lit., 1991. S. 86.

9. EHbzev B.S. Kommentarij k Konstitucii Rossijskoj Federacii (postatejnyj) (2-e izdanie, peresmotrennoe) (pod red. V.D. Zor'kina). M.: Norma, Infra-M., 2011.

10. Matuzov N.I., Mal'ko A.V. Pravovye rezhimy: voprosy teorii i praktiki // Pravovedenie. 199б. M 4.-S. 15

11. Rushajlo V.B. Special'nye administrativno-pravovye rezhimy v Rossijskoj Federacii. Diss. ... dokt. yurid. nauk. M.: RAGS, 2004. S. 61.

12. Pchelincev S.V. Ob osnovaniyah ob"yavleniya voennogo polozheniya v Rossijskoj Federacii (teoreticheskie aspekty) // ZHurnal rossijskogo prava. 1998. M 4/5. S.65.

13. Grazhdanin i apparat upravleniya v SSSR / Otv. red. Lazarev B.M. M.: Nauka, 1984. S. 96 - 97.

14. Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 30 maya 2001 g. M 3-FKZ (red. ot 12.03.2014) «O chrezvychajnom polozhenii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2001. M 23. St. 2277.

15. Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 30 yanvarya 2002 g. M 1-FKZ (red. ot 12.03.2014) «O voennom polozhenii». Sobranie zakonodatel'stva RF. 2002. M 5. St. 375.

16. Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 23 iyunya 1999 g. M 1-FKZ (red. ot 03.07.2016) «O voennyh sudah Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1999. M 2б. St. 3170.

17. Ugolovno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 18 dekabrya 2001 g. M 174-FZ (red. ot 06.07.2016) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2001. M 52 (ch. I). St. 4921.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 30 aprelya 2010 g. M 3-FKZ «O vnesenii izmenenij v stat'i 24 i 26 Federal'nogo konstitucionnogo zakona «Ob arbitrazhnyh sudah v Rossijskoj Federacii» i Federal'nyj konstitucionnyj zakon «O voennyh sudah Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2010. M 18. St. 2141.

19. Kuchma YU.N. Zakonodatel'stvo voennogo vremeni - sredstvo upravleniya gosudarstvom v usloviyah Velikoj Otechestvennoj vojny: Avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 1995. 24 s.

20. Denikin A.I. Krushenie vlasti i armii. (Fevral' - sentyabr' 1917 g.). Bryussel', 1921. S.155 - 156.

21. Veretennikov N.N. Voennye sudy Pervogo mirovogo krizisa// Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. 2014. N°3(37).S.150-151

ВЕРЕТЕННИКОВ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат юридических наук, заместитель председателя Хабаровского краевого суда (veretnn@mail.ru).

VERETENNIKOV, NIKOLAY N. - Ph.D. in Law, Deputy Chairman of the Khabarovsk regional court.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.