Научная статья на тему 'ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ'

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
484
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ / ОСОБЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ЧРЕЗВЫЧАЙНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ / ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ СВОБОДОЙ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / HUMAN RIGHTS AND FREEDOMS / RESTRICTION OF RIGHTS / SPECIAL LEGAL REGIME / STATE OF EMERGENCY / MARTIAL LAW / COUNTER-TERRORISM OPERATION / ARMED CONFLICT / MEDIA / ABUSE OF MEDIA FREEDOM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Потапов Юрий Алексеевич

В статье рассматриваются теоретико-правовые положения функционирования такого института, как ограничение прав человека и гражданина. Актуальность проведенного исследования заключается, прежде всего, в том, что особые (специальные) правовые режимы в большинстве случаев предполагают ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, изменение прав организаций и общественных объединений, определяют особый порядок деятельности государственных органов. С этой целью предпринят анализ международно-правовых актов и норм национального законодательства. Раскрываются основные термины и порядок введения, продления, отмены ряда правовых режимов, установленных российским законодательством, приводятся их сравнительно-правовые характеристики, делаются обобщения и выводы. Подробно анализируются организационно-правовые аспекты деятельности журналистов и средств массовой информации в период действия чрезвычайного, военного положений, проведения контртеррористических операций и иных особых условий. Рассматривается порядок реализации прав и обязанностей, запретов и ограничений, установленных федеральным законодательством для журналиста в период ведения боевых действий локального и регионального уровней (внутреннего вооруженного конфликта). Автором предлагаются пути решения научной и прикладной проблемы, связанной с адаптацией журналиста к новым, подчас непростым условиям внешней среды с обязательным соблюдением норм законодательства и сохранением социально ориентированной направленности журналистского творчества. Вносятся предложения по совершенствованию федерального законодательства, направленные на урегулирование информационных правоотношений в период действия особых правовых режимов, поскольку процедура введения и реализации чрезвычайного положения регламентирована недостаточно подробно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESTRICTION OF HUMAN RIGHTS DURING THE PERIOD OF THE SPECIAL LEGAL REGIMES

The article deals with the theoretical and legal provisions of the functioning of such an institution as the restriction of human and civil rights. The actu-nity of the study is, first of all, that the special (special) legal regimes in most cases involve the restriction of constitutional rights and freedoms of man and citizen, change the rights of organizations and public associations, determine the special order of activity of state bodies. To this end, an analysis of international legal acts and norms of national legislation has been undertaken. The basic terms and the order of introduction, extension, cancellation of a number of legal regimes established by the Russian legislation are revealed, their comparative legal characteristics are given, generalizations and conclusions are made. The organizational and legal aspects of the activities of journalists and the media during the period of emergency, martial law, counter-terrorism operations and other special conditions are analyzed in detail. The order of realization of the rights and duties, the bans and restrictions established by the Federal legislation for the journalist during conducting military operations of local and regional levels (internal armed conflict) is considered. The author suggests ways to solve the scientific and applied problems associated with the adaptation of the journalist to new, sometimes difficult conditions of the environment with the mandatory observance of the law and the preservation of socially oriented focus of journalistic creativity. Proposals are made to improve Federal legislation aimed at regulating information relations during the period of special legal regimes, since the procedure for the introduction and implementation of the state of emergency is not sufficiently regulated

Текст научной работы на тему «ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ»

УДК342.76 ПОТАПОВ Юрий Алексеевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры общетеоретических правовых дисциплин

Северо-Западного филиала Российского государственного университета правосудия

e-mail: upotapov@mail.ru

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ПЕРИОД ДЕЙСТВИЯ ОСОБЫХ ПРАВОВЫХ РЕЖИМОВ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-011-01233 «Правовой фактор в динамике социальной травмы: российский опыт».

Аннотация.6 статье рассматриваются теоретико-правовые положения функционирования такого института, как ограничение прав человека и гражданина. Актуальность проведенного исследования заключается, прежде всего, в том, что особые (специальные) правовые режимы в большинстве случаев предполагают ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, изменение прав организаций и общественных объединений, определяют особый порядок деятельности государственных органов. С этой целью предпринят анализ международно-правовых актов и норм национального законодательства.

Раскрываются основные термины и порядок введения, продления, отмены ряда правовых режимов, установленных российским законодательством, приводятся их сравнительно-правовые характеристики, делаются обобщения и выводы.

Подробно анализируются организационно-правовые аспекты деятельности журналистов и средств массовой информации в период действия чрезвычайного, военного положений, проведения контртеррористических операций и иных особых условий. Рассматривается порядок реализации прав и обязанностей, запретов и ограничений, установленных федеральным законодательством для журналиста в период ведения боевых действий локального и регионального уровней (внутреннего вооруженного конфликта).

Автором предлагаются пути решения научной и прикладной проблемы, связанной с адаптацией журналиста к новым, подчас непростым условиям внешней среды с обязательным соблюдением норм законодательства и сохранением социально ориентированной направленности журналистского творчества.

бносятся предложения по совершенствованию федерального законодательства, направленные на урегулирование информационных правоотношений в период действия особых правовых режимов, поскольку процедура введения и реализации чрезвычайного положения регламентирована недостаточно подробно.

Ключевые слова:права и свободы человека, ограничение прав, особый правовой режим, чрезвычайное положение, военное положение, контртеррористическая операция, вооруженный конфликт, средства массовой информации, злоупотребление свободой массовой информации.

POTAPOV Yuri Alekseevich

PhD inLaw, associate Professor, associate Professor of General theoretical legal disciplines, North-West branch Russian state University of justice

RESTRICTION OF HUMAN RIGHTS DURING THE PERIOD OF THE SPECIAL LEGAL REGIMES

Annotation. The article deals with the theoretical and legal provisions of the functioning of such an institution as the restriction of human and civil rights. The actu-nity of the study is, first of all, that the special (special) legal regimes in most cases involve the restriction of constitutional rights and

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

freedoms of man and citizen, change the rights of organizations and public associations, determine the special order of activity of state bodies. To this end, an analysis of international legal acts and norms of national legislation has been undertaken.

The basic terms and the order of introduction, extension, cancellation of a number of legal regimes established by the Russian legislation are revealed, their comparative legal characteristics are given, generalizations and conclusions are made.

The organizational and legal aspects of the activities of journalists and the media during the period of emergency, martial law, counter-terrorism operations and other special conditions are analyzed in detail. The order of realization of the rights and duties, the bans and restrictions established by the Federal legislation for the journalist during conducting military operations of local and regional levels (internal armed conflict) is considered.

The author suggests ways to solve the scientific and applied problems associated with the adaptation of the journalist to new, sometimes difficult conditions of the environment with the mandatory observance of the law and the preservation of socially oriented focus of journalistic creativity.

Proposals are made to improve Federal legislation aimed at regulating information relations during the period of special legal regimes, since the procedure for the introduction and implementation of the state of emergency is not sufficiently regulated.

Keywords:human rights and freedoms; restriction of rights; special legal regime; state of emergency; martial law; counter-terrorism operation; armed conflict; media; abuse of media freedom.

Научная проблема, связанная с ограничением прав человека, занимает особое место среди теоретико-правовых исследований российских и зарубежных исследователей. Данная тема напрямую затрагивает основные права, свободы и интересы человека и гражданина, механизм ограничения которых должен быть досконально урегулирован международно-правовыми актами и национальным законодательством. По мнению ряда отечественных ученых, ограничения прав применяются не столько произвольно, сколько с определенной целью и в связи с конкретными обстоятельствами[25; 23].

Однако приведенный в научных публикациях перечень целей, пределов, условий ограничения прав человека и гражданина не является исчерпывающим. Как, например, указывает Д.О. Якубовская, исходя из духа и буквы уголовного, гражданского и других норм федерального законодательства, основаниями ограничения прав граждан также являются противоправные действия человека, грубо попирающие юридические и нравственные устои общества;нарушение прав и свобод человека в результате злоупотреблений со стороны другого лица [34].

Отдельную научную проблему представляют исследования природы и функционирования института ограничения прав лиц, наделенных законодательством рядом полномочий. В частности, журналистов, имеющих в соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон о СМИ) право искать, запрашивать, получать и распространять информацию, а также реализующих иные - специальные - права в период осуществления профессиональной деятельности в

чрезвычайных и иных экстремальных условиях^; 26].

В современных условиях быстро меняющегося мира журналист оказывается перед сложным выбором: как успеть за чередой событий, выбрать главные из них, не опоздать к месту действия, не проиграть в информационной борьбе конкурентам и при этом остаться честным и объективным. Такие принципы работы журналиста, как объективность, достоверность, оперативность и другие сегодня хорошо известны и студентам, и практикам. Проблема заключается в другом - как добиться адаптации журналиста к новым, подчас непростым условиям внешней среды и сохранить социально ориентирующую направленность творчества, как писать остро, полемично, уметь найти достойную фактуру и не нарушить закон, соблюсти этические принципы.

В качестве объекта исследования рассмотрим деятельность журналиста в период ведения боевых действий локального и регионального уровней (внутреннего вооруженного конфликта). Журналист, выполняющий профессиональные обязанности в зоне вооруженного конфликта, выступает в данном случае субъектом социально-правовых отношений.

В российском законодательстве имеются следующие понятия, содержащие элемент экстремальности, предельности, опасности: чрезвычайная ситуация, угроза безопасности, чрезвычайное положение, военное положение, авария, состояние войны, террористическая акция и контртеррористическая операция, диверсия и др. Достаточно часто подобные состояния и действия называют «горячими точками». Иными словами, «горячие точки» - это территории различного мас-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

штаба, характеризующиеся высокой конфликто-генностью, представляющие из себя очаги кризиса, опасности. Следует также заметить, что это распространенное в журналистике и лексиконе граждан определение не имеет законодательного и нормативно-правового закрепления как в российском законодательстве, так и в международном праве.

Федеральным законодательством предусмотрены отдельныеограничения временного характера, применение которых закреплено, в частности, в п. «а» ст. 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» (далее -ФКЗ о ЧП) [22]. Наряду с этим обстоятельствомв п. «б» ст. 12 указанного Закона допускается ограничение свободы печати и других СМИ. Данная правовая норма реализуется посредством введения предварительной цензуры, изъятия или ареста печатной продукции, радиопередающих, и иных технических средств. В период действия ЧП в соответствии с законодательством и ведомственными подзаконными актами устанавливается особый порядок аккредитации журналистов [6].

Выполнение указанных выше задач возложено, в том числе, на специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти - министерства и службы. В частности, на уровне федерального законодательства закреплены статус и полномочия войск национальной гвардии, органов внутренних дел, органов безопасности и других правоохранительных ведомств, а также возлагаемые на них задачи: участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции[11-13; 19; 20-22;29].

В свете рассматриваемой проблемы необходимо сказать о таких важных с юридической точки зрения положениях, как цензура массовой информации и недопустимость злоупотребления свободой массовой информации [21; 32].Определение такого понятия, как «злоупотребление свободой массовой информации» в законодательстве отсутствует. Вместе с тем ст. 4 указанного Закона приводит перечень случаев, когда такие злоупотребления могут иметь место[21;30].

После известных трагических событий, связанных с серией террористических актов в ряде городов Российской Федерации, в 2006 г. была законодательно закреплена норма о том, что порядок сбора информации журналистами на территории (объекте) проведения контртеррористической операции определяется руководителем операции.

Статус лиц, участвующих в проведении контртеррористических операций и иных предусмотренных законодательством случаях, при освещении указанных событий в СМИ, зависит от статуса

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

режима, который вводится с целью наведения конституционного порядка.

Понятие особого правового режима в советской и российской юридической науке рассматривалось в различных аспектах. К числу ученых-юристов, занимавшихся разработкой данной темы, относятся такие исследователи, как В.В. Бородин [2], О.В. Виноградов [3], В.Н. Григорьев [4], А.Н. Домрин [5], М.-С.З. Ильясов [3; 7], С.В. Пчелинцев [24; 25], В.Б. Рушайло [27], А.В. Тарасов [2], В.И. Ушаков [2], В.Ю. Ухов [31], Н.Г. Янгол [35] и др.

Рассмотрим наиболее распространенные и разделяемые другими учеными подходы. Д.Н. Бахрах под правовым режимом понимает особый порядок регулирования общественных отношений. Данный порядок установлен в соответствии с законодательством ипредставляет совокупность правовых, организационных и специальныхмето-дов и средств. Их применение позволяет обеспе-читьдолжное социально-правовое состояние объектов, на которые направлен вводимый режим, и на устойчивоефункционированиеэлементов государственного аппарата, органов местного самоуправления и др. [1].

Ряд ученых (М.-С.З. Ильясов, С.В. Пчелинцев, В.Б. Рушайло, М.А. Рыльская и др.) считают, что правовой режим - это своеобразная форма государственного управления, допускающая ограничение правосубъектности физических и юридических лиц, вводимая при различных условиях в качестве временной меры, направленной на обеспечение целостности и безопасности государства, личности и общества [6; 24; 25; 28].

А.В. Малько и В.Ю. Ухов называют ряд характерных признаков, присущих правовому режиму. В частности, указывается на особые полномочия государствапо установлению (закреплению) данного режима и его обеспечение [10; 31]. Кроме того, в качестве одного из признаков является «наличие цели специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты или объекты права» [10]. Важной характеристикой правового режима является его цель - обеспечить благоприятные условия для удовлетворения интересов всех субъектов.

В начале 2000-х годов в России были приняты законы (специалисты их называли «режимными»), которые устанавливали специальные правовые режимы [9;12; 14; 16; 22].

Принятие этих законов вызвало большую дискуссию среди ученых и практиков, поскольку было необходимо с юридической точки зрения заняться исследованием теоретических вопросов о статусе правовых режимов, так как специальный правовой режим в большинстве случаев предпо-

лагает ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, изменение прав организаций и общественных объединений [8].

В федеральном законодательстве установлено несколько видов правовых режимов. Во-первых, это чрезвычайное положение, порядок введения, продления, отмена которогорегулируется соответствующим федеральным законом[22]. Во-вторых, на законодательном уровне закреплен такой правовой режим, как военное положение [12]. К числу особых правовых режимов также относятсячрезвычайная ситуация [17], военное время [12];контртеррористическая операция [20]. Еще два вида правового режима- особо опасных объектов [17] и закрытых административно-территориальных образований [16] - также установлены законом.

Рассматривая юридическую литературу о правовых режимах, можно сделать вывод, что процедура введения и реализации чрезвычайного положения регламентирована недостаточно подробно. Актуальной проблемой является наличие множества юридических документов, которые уточняют и подробно различают порядок введения, основания осуществления и реализации правовых режимов.

Как отмечает Н.Г. Янгол, в зарубежном и отечественном законодательстве сформирован институт чрезвычайного положения, предписывающий в случае реальной угрозы населению, территориальной целостности или иных угроз (каждое государство устанавливает свои цели введения чрезвычайных мер) объявлять ЧП [35].

В целях реальной угрозы для защиты национальной безопасности Президенту РФ предоставляется конституционное право введения таких видов особых правовых режимов, как военное положение и чрезвычайное положение [7].

Эти две режимные меры стоит отличать, так как они носят разный характер, хотя по своей сущности схожи. Основной отличительный критерий -цели введения военного положения и чрезвычайного положения.

Что касается процедуры осуществления правового режима чрезвычайного положения в современных условиях, то, на наш взгляд, серьезной проблемой, требующей кардинального решения, является бесконтрольное распространение информации, граничащее с нарушением закона. Общество и его институты, в том числе и СМИ, и другие информационные ресурсы, включая электронные, в новый российский период претерпели значительные изменения.

Действующий Федеральный конституционный закон о Чп, а именно - его третья глава «Меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения», нуждается в

дополнениях, касающихся ряда применяемых мер и ограничений, которые позволят должным образом регулировать обстановку на территории введения ЧП.

Проанализировав ситуацию, связанную с активным внедрением в повседневную жизнь граждан России современных информационных технологий, предлагается включить в Закон о ЧП дополнения, касающиеся частичного или полного ограничения доступа к сети Интернет на территории режима ЧП. Данная норма необходима, поскольку информационно-телекоммуникационные сети являются:

а) основным источником информации для граждан и иных лиц, проживающих в стране, а также для иных лиц, в том числе получающих такой доступ к электронным коммуникациям за пределами национальной юрисдикции государства;

б) основным средством обмена информации между большим количеством субъектов;

в) инструментом рекламирования и реализации запрещенных взрывчатых веществ, а также оружия, наркотических и психотропных средств и других запрещенных к обороту средств и материалов.

Не исключается, что в период действия чрезвычайного положения, информационно-телекоммуникационные сети могут использоваться для распространения:

а) ложной информации;

б) призывов к массовым беспорядкам и иным противоправным деяниям;

в) оборота оружия, боеприпасов, ядовитых веществ и иных опасных для жизни предметов и др.

Кроме того, определенную угрозу составляют «черные» информационные технологии, направленные на проведение провокаций, фальсификаций и иных действий разрушающего характера.

Важно понимать, что Интернет как глобальная сеть, его информационные ресурсы являются важными средствами и способами коммуникации граждан, институтов общества и государства. Популярность Интернета в настоящее время значительно возросла. Однако эта деятельность на национальном уровне нуждается в контроле со стороны государства и его органов безопасности и охраны правопорядка.

Вместе с тем, важно понимать, что данная проблема в свете обострения глобальных противоречий, возрастаний террористических угроз носит международный характер и должна найти свое решение на уровне международных организаций (к примеру, таких какОрганизация Объединенных наций и ее Совета Безопасности).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

Список литературы:

[1] Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право Российской Федерации: учеб. - М.: Норма, 2004. - 766 с.

[2] Бородин В.В., Тарасов А.В., Ушаков В.И. Ограничение конституционных прав и свобод человека в Российской Федерации: конституционно-правовой аспект. - СПб.: СПбУ МВД России,

2008. - 155 с.

[3] Виноградов О.В., Ильясов М.-С.З. Правовое регулирование чрезвычайного положения в Российской Федерации. - М.: АЭБ МВД России,

2009. - 226 с.

[4] Григорьев В.Н. Правовой режим чрезвычайного положения // Правоведение. - 1991. - № 2.

- С. 87-91.

[5] Домрин А.Н. Чрезвычайное и военное положение: особенности советского законодательства и опыт применения // Историческое место советского общества: материалы Всеросс. науч. конф. / под общ. ред. А.Б. Ананченко. - М.: МПГУ, Институт истории и политики, 2016. - С. 163-173.

[6] Ильясов М-С.З. Административно-правовое регулирование общественных отношений при введении чрезвычайного положения в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2006.

- 201 с.

[7] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. - 2014. -№ 31, ст. 4398.

[8] Котелевский Д.В. Институт федерального вмешательства в конституционном праве Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. - Омск, 2002. - 171 с.

[9] Кудрявцев Ю.А. Государственные режимы. - СПб.: Юрид. центр-Пресс, 2012. - 350 с.

[10] Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: монография. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2003. - 248 с.

[11] О безопасности: Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) // СЗ РФ. - 2011. - № 1, ст. 2.

[12] О военном положении: Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ (ред. от 01.07.2017) // СЗ РФ. - 2002. - № 5, ст. 375.

[13] О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ (ред. от 11.10.2018) // СЗ РФ.

- 2016. - № 27 (ч. I), ст. 4159.

[14] О Государственной границе Российской Федерации: Закон Российской Федерации от

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 29.07.2018) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 17, ст. 594.

[15] О государственной тайне: Закон Российской Федерации от 21.07.1993 № 5486-1 // СЗ РФ.

- 1997. - № 41. ст. 8220-8235.

[16] О закрытом административно-территориальном образовании: Закон Российской Федерации от 14.07.1992 № 3297-1 (ред. от 29.06.2018) // Росс. газ. - 1992. - № 190.

[17] О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Федеральный закон от 21.121994 № 68-ФЗ (ред. от 23.06.2016) // СЗ РФ. - 1994. - № 35. ст. 3648.

[18] О персональных данных: Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ // СЗ РФ. - 2006. - № 31 (ч. 1), ст. 3451.

[19] О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // СЗ РФ. -2011. - № 7, ст. 900.

[20] О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 18.04.2018) // СЗ РФ. - 2006. - № 11, ст. 1146.

[21] О средствах массовой информации: Закон Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 (с изм. от 17.01.2019) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - № 7, ст. 300.

[22] О чрезвычайном положении: Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ (в ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. - 2001. - № 23, ст. 2277.

[23] Опалева А.А. Цели ограничения прав человека и гражданина в конституциях европейских государств // Вестник МУ МВД России. - 2018.

- № 4. - С. 173-175.

[24] Пчелинцев С.В. Ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов: методология, теория, практика: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2006. - 53 с.

[25] Пчелинцев С.В. Проблемы ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов. - М.: Норма, 2006. - 480 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[26] Рихтер А.Г.Свобода массовой информации в постсоветских государствах: регулирование и саморегулирование журналистики в условиях переходного периода: дис. ... д-ра фил. наук. - М., 2007. - 694 с.

[27] Рушайло В. Б. Административно-правовые режимы. - М.: Щит-М, 2000. - 263 с.

[28] Рушайло В.Б. Специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2004. - 347 с.

[29] Сальников В.П., Борисов О.С., Кондрат Е.Н. Комментарий к Федеральному закону от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (постатейный). -М.: Юстицинформ, 2016. - 312 с.

[30] Сойников С.А. Административно-правовое регулирование оборота массовой информации в органах внутренних дел: дис. ... д-ра юрид. наук. - М., 2011. - 494 с.

[31] Ухов В.Ю. Административно-правовой режим чрезвычайного положения и нормы международного права II Вестник НУ им. Н.И. Лобачевского. - 2016. - № 5. - С. 149-153.

[32] Шарков Ф.И. Интегрированные коммуникации: правовое регулирование в рекламе, связях с общественностью и журналистике: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИТК «Дашков и К», 2011. - 336 с.

[33] Яковец Е.Н. Правовые режимы распространения информации в исключительных ситуациях, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации II Военно-юрид. журнал. -2014. - № 12. - С. 12-16.

[34] Якубовская Д.О. Механизм реализации ограничения конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2012. - 27 с.

[35] Янгол Н.Г. Чрезвычайное законодательство и исключительные правовые режимы: история и современность. - СПб.: СПбГУАП, СПбУ МВД России, 2000. - 406 с.

Spisok literatury:

[1] Bahrah D.N., Rossinskij B.V., Starilov Yu.N. Administrativnoe pravo Rossijskoj Federacii: ucheb. - M.: Norma, 2004. - 766 s.

[2] Borodin V.V., Tarasov A.V., Ushakov V.I. Ogranichenie konstitucionnyh prav i svobod cheloveka v Rossijskoj Federacii: konstitucionno-pravovoj aspekt. - SPb.: SPbU MVD Rossii, 2008. -155 s.

[3] Vinogradov O.V., Il'yasov M.-S.Z. Pravovoe regulirovanie chrezvychajnogo polozheniya v Rossijskoj Federacii. - M.: AEB MVD Rossii, 2009. -226 s.

[4] Grigor'ev V.N. Pravovoj rezhim chrezvychajnogo polozheniya II Pravovedenie. -1991. - № 2. - S. 87-91.

[5] Domrin A.N. Chrezvychajnoe i voennoe polozhenie: osobennosti sovetskogo zakonodatel'stva i opyt primeneniya II Istoricheskoe mesto sovetskogo obshchestva: materialy Vseross. nauch. konf. I pod obshch. red. A.B. Ananchenko. - M.: MPGU, Institut istorii i politiki, 2016. - S. 163-173.

[6] Il'yasov M-S.Z. Administrativno-pravovoe regulirovanie obshchestvennyh otnoshenij pri vvedenii chrezvychajnogo polozheniya v Rossijskoj Federacii: dis. ... kand. yurid. nauk. - SPb., 2006. -201 s.

[7] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom

popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) // SZ RF. - 2014. - № 31, st. 4398.

[8] Kotelevskij D.V. Institut federal'nogo vmeshatel'stva v konstitucionnom prave Rossijskoj Federacii: dis. ... kand. yurid. nauk. - Omsk, 2002. -171 s.

[9] Kudryavcev Yu.A. Gosudarstvennye rezhimy. - SPb.: Yurid. centr-Press, 2012. - 350 s.

[10] Mal'ko A.V. Stimuly i ogranicheniya v prave: monografiya. - 2-e izd., pererab. i dop. - M.: Yurist", 2003. - 248 s.

[11] O bezopasnosti: Federal'nyj zakon ot 28.12.2010 № 390-FZ (red. ot 05.10.2015) // SZ RF. - 2011. - № 1, st. 2.

[12] O voennom polozhenii: Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 30.01.2002 № 1-FKZ (red. ot 01.07.2017) // SZ RF. - 2002. - № 5, st. 375.

[13] O vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 03.07.2016 № 226-FZ (red. ot 11.10.2018) // SZ RF. - 2016. - № 27 (ch. I), st. 4159.

[14] O Gosudarstvennoj granice Rossijskoj Federacii: Zakon Rossijskoj Federacii ot 01.04.1993 № 4730-I (red. ot 29.07.2018) // Vedomosti SND i VS RF. - 1993. - № 17, st. 594.

[15] O gosudarstvennoj tajne: Zakon Rossijskoj Federacii ot 21.07.1993 № 5486-I // SZ RF. - 1997. -№ 41. st. 8220 - 8235.

[16] O zakrytom administrativno-territorial'nom obrazovanii: Zakon Rossijskoj Federacii ot 14.07.1992 № 3297-I (red. ot 29.06.2018) // Ross. gaz. - 1992. -№ 190.

[17] O zashchite naseleniya i territorij ot chrezvychajnyh situacij prirodnogo i tekhnogennogo haraktera: Federal'nyj zakon ot 21.121994 № 68-FZ (red. ot 23.06.2016) // SZ RF. - 1994. - № 35. st. 3648.

[18] O personal'nyh dannyh: Federal'nyj zakon ot 27.07.2006 № 152-FZ // SZ RF. - 2006. - № 31 (ch. 1), st. 3451.

[19] O policii: Federal'nyj zakon ot 07.02.2011 № 3-FZ (red. ot 01.04.2019) // SZ RF. - 2011. - № 7, st. 900.

[20] O protivodejstvii terrorizmu: Federal'nyj zakon ot 06.03.2006 № 35-FZ (red. ot 18.04.2018) // SZ RF. - 2006. - № 11, st. 1146.

[21] O sredstvah massovoj informacii: Zakon Rossijskoj Federacii ot 27.12.1991 № 2124-I (s izm. ot 17.01.2019) // Vedomosti SND i VS RF. - 1992. - № 7, st. 300.

[22] O chrezvychajnom polozhenii: Federal'nyj konstitucionnyj zakon ot 30.05.2001 № 3-FKZ (v red. ot 03.07.2016) // SZ RF. - 2001. - № 23, st. 2277.

[23] Opaleva A.A. Celi ogranicheniya prav cheloveka i grazhdanina v konstituciyah evropejskih

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

gosudarstv // Vestnik Ми MVD Rossii. - 2018. - № 4. - S. 173-175.

[24] Pchelincev S.V. Ogranicheniya prav i svobod grazhdan V usloviyah osobyh pravovyh rezhimov: metodologiya, teoriya, praktika: avtoref. dis. ... d-ra yurid. паик. - М., 2006. - 53 s.

[25] Pchelincev S.V. РгоЫету ogranicheniya prav i svobod grazhdan V usloviyah osobyh pravovyh ^Ыто^ - М.: Norma, 2006. - 480 s.

[26] Rihter А^. Svoboda massovoj informacii V postsovetskih gosudarstvah: regulirovanie i samoregulirovanie zhurnalistiki V usloviyah perekhodnogo perioda: dis. ... d-ra ПЛ. паик. - М., 2007. - 694 s.

[27] Rushajlo V. В. Administrativno-pravovye rezhimy. - М.: Shchit-M, 2000. - 263 s.

[28] Rushajlo V.B. Special'nye administrativno-pravovye ^Ыту V Rossijskoj Federacii: dis. ... d-ra yurid. паик. - М., 2004. - 347 s.

[29] Sal'nikov V.P., Borisov O.S., Kondrat E.N. Kommentarij к Federal'nomu zakonu ot 03.07.2016 № 226-FZ «О vojskah nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii» (postatejnyj). - М.: Yusticinform, 2016. -312 s.

[30] Sojnikov S.A. Administrativno-pravovoe regulirovanie oborota massovoj informacii V organah

vnutrennih del: dis. ... d-ra yurid. паик. - М., 2011. -494 s.

[31] Uhov V.Yu. Administrativno-pravovoj rezhim chrezvychajnogo polozheniya i погту mezhdunarodnogo prava // Vestnik NU im. N.1. Lobachevskogo. - 2016. - № 5. - S. 149 - 153.

[32] Sharkov Н. Integrirovannye kommunikacii: pravovoe regulirovanie V гек1ате, svyazyah s obshchestvennost'yu i zhumalistike: ucheb. posobie. 3-е izd., регегаЬ. i dop. - М.: 1ТК «Dashkov i К», 2011. - 336 s.

[33] Yakovec E.N. Pravovye rezhimy rasprostraneniya informacii V isklyuchitel'nyh situaciyah, predstavlyayushchih ugrozu bezopasnosti Rossijskoj Federacii // Voenno-yurid. zhurnal. - 2014. - № 12. - S. 12-16.

[34] Yakubovskaya D.O. Mekhanizm геа^асп ogranicheniya konstitucionnyh prav i svobod cheloveka i grazhdanina V Rossijskoj Federacii: avtoref. dis. ... kand. yurid. паик. - М., 2012. - 27 s.

[35] Yangol N.G. Chrezvychajnoe zakonodatel'stvo i isklyuchitel'nye pravovye rezhimy: istoriya i sovremennost'. - SPb.: SPbGUAP, SPbU MVD Rossii, 2000. - 406 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.