Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА'

АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ДЕЛО / СУД / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЗАЩИТА ПРАВ / ЗАКОН / ADMINISTRATIVE LEGAL PROCEEDINGS / ADMINISTRATIVE CASE / COURT / INFORMATION / INFORMATION SOCIETY / PROTECTION OF THE RIGHTS / LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тремполец Лилия Александровна

Административное судопроизводство, наряду с конституционным, гражданским и уголовным судопроизводством, закреплено в Конституции РФ в качестве базового судебного процесса, определяющего содержание судебной власти в России (ч. 2 ст.118 Конституции РФ). Административное судопроизводство носит публично-правовой характер. Основной функцией административного судопроизводства является рассмотрение и разрешение административных дел. Административное судопроизводство, так же как любое другое судопроизводство, имеет единую конституционную цель - защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций. В самом общем виде внедрение информационных технологий в административное судопроизводство имеет целью повышение гарантий надлежащей защиты прав граждан и организаций в публично-правовой сфере за счет достижения нового уровня доступности, прозрачности и своевременности такой защиты. Информационные технологии должны способствовать реализации обозначенной цели как приоритетной, иначе фактическое неравенство в материальных правоотношениях только усилится в ходе судопроизводства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE LEGAL PROCEEDINGS IN THE CONDITIONS OF FORMATION OF INFORMATION SOCIETY

Administrative legal proceedings, along with the constitutional, civil and criminal legal proceedings, are enshrined in the Constitution of the Russian Federation as the basic trial defining the maintenance of judicial authority in Russia (p. 2 of Art. 118 of the Constitution of the Russian Federation). Administrative legal proceedings have public character. The main function of administrative legal proceedings is consideration and permission of administrative cases. Administrative legal proceedings, just as any other legal proceedings, have the uniform constitutional purpose - protection of the rights and freedoms of the person and the citizen, the rights and legitimate interests of the organizations. In the most general view introduction of information technologies in administrative legal proceedings aims at increase in guarantees of appropriate protection of the rights of citizens and the organizations in the public sphere due to achievement of new level of availability, transparency and timeliness of such protection. Information technologies have to promote realization of the designated purpose as priority, otherwise the actual inequality in material legal relationship will only amplify during legal proceedings

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА»

ТРЕМПОЛЕЦ Лилия Александровна,

аспирант кафедры административного и финансового права

Юридического института РУДН, e-mail: liliyatrempolec@mail.ru

Научный руководитель: МЕЛЬНИЧУК Григорий Владимирович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права Юридического института РУДН

12.00.14 — административное право; административный процесс

АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Административное судопроизводство, наряду с конституционным, гражданским и уголовным судопроизводством, закреплено в Конституции РФ в качестве базового судебного процесса, определяющего содержание судебной власти в России (ч. 2 ст.118 Конституции РФ). Административное судопроизводство носит публично-правовой характер. Основной функцией административного судопроизводства является рассмотрение и разрешение административных дел. Административное судопроизводство, так же как любое другое судопроизводство, имеет единую конституционную цель - защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций. В самом общем виде внедрение информационных технологий в административное судопроизводство имеет целью повышение гарантий надлежащей защиты прав граждан и организаций в публично-правовой сфере за счет достижения нового уровня доступности, прозрачности и своевременности такой защиты. Информационные технологии должны способствовать реализации обозначенной цели как приоритетной, иначе фактическое неравенство в материальных правоотношениях только усилится в ходе судопроизводства.

Ключевые слова: административное судопроизводство, административное дело, суд, информация, информационное общество, защита прав, закон.

TREMPOLETS Lilia Aleksandrovna,

graduate student of department of the administrative and financial law of Legal institute of RUDN, e-mail: liliyatrempolec@mail.ru

Research supervisor: MELNICHUK Grigory Vladimirovich,

candidate of law sciences, associate professor of the administrative and financial law of Legal institute of RUDN

ADMINISTRATIVE LEGAL PROCEEDINGS IN THE CONDITIONS OF FORMATION OF INFORMATION SOCIETY

Administrative legal proceedings, along with the constitutional, civil and criminal legal proceedings, are enshrined in the Constitution of the Russian Federation as the basic trial defining the maintenance of judicial authority in Russia (p. 2 of Art. 118 of the Constitution of the Russian Federation). Administrative legal proceedings have public character. The main function of administrative legal proceedings is consideration and permission of administrative cases. Administrative legal proceedings, just as any other legal proceedings, have the uniform constitutional purpose - protection of the rights and freedoms of the person and the citizen, the rights and legitimate interests of the organizations. In the most general view introduction of information technologies in administrative legal proceedings aims at increase in guarantees of appropriate protection of the rights of citizens and the organizations in the public sphere due to achievement of new level of availability, transparency and

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

timeliness of such protection. Information technologies have to promote realization of the designated purpose as priority, otherwise the actual inequality in material legal relationship will only amplify during legal proceedings.

Keywords: administrative legal proceedings, administrative case, court, information, information society, protection of the rights, law.

В соответствии с ч. 2 ст. 118 Конституции РФ судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Поэтому выделение административного судопроизводства среди форм осуществления полномочий судебной власти обусловило его отдельное правовое регулирование - в ГПК, АПК, а теперь и в КАС с сохранением специального правового регулирования в АПК.

С принятием 8 марта 2015 года Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) свое выражение получил подход законодателя к решению обозначенной задачи, заключающийся в формировании отдельного процессуального порядка рассмотрения административных дел, реализация которого сохранена в рамках компетенции судов общей юрисдикции.1

Учитывая предмет регулирования КАС РФ (ст. 1), можно говорить, что на настоящем этапе был избран своего рода усеченный вариант введения нового порядка рассмотрения административных дел, не затронувший ни судоустройство (специализированные административные суды не были созданы), ни компетенцию иных судов судебной системы (подведомственность арбитражных и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, КС РФ осталась неизменной), ни собственно судопроизводство в них (порядок рассмотрения дел, возникающих из публичных правоотношений, в арбитражных и конституционных судах также остался прежним).2

Место нового Кодекса в системе процессуального законодательства, принимая во внима-

1 Шестак В.А. О некоторых современных вопросах практического применения судами положений кодекса административного судопроизводства РФ, определяющих правовое положение представителей, условия доказывания и реализацию ряда процессуальных мер // Российская юстиция. 2018. № 5. С. 43-45.

2 См., напр.: Мамедов С.Н., Иванова Ж.Б., Молчанов Б.А. Цыганский вопрос в Европе: статус и права цыган // Вестник Владимирского юридического института. 2015. № 4 (37). С. 196-201; Мамедов С.Н. Курс лекций по дисциплине «Правоведение». - М.: Изд-во образования и науки РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Владимирский гос. ун-т. Владимир, 2010; Дмитриев Ю.А., Мамедов С.Н. Трудовое право в управлении персоналом. -Владимир, 2009.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

ние работу над проектом единого ГПК РФ, и его содержание имеют все предпосылки стать предметом полемики, однако помимо спорных норм КАС РФ содержит и ряд заслуживающих внимания положений, представляющих собой результат прогрессивного развития процессуальных институтов. К таковым, в частности, относятся положения, регулирующие использование информационных технологий в административном судопроизводстве.3

В самом общем виде внедрение информационных технологий в административное судопроизводство имеет целью повышение гарантий надлежащей защиты прав граждан и организаций в публично-правовой сфере за счет достижения нового уровня доступности, прозрачности и своевременности такой защиты. Информационные технологии должны способствовать реализации обозначенной цели как приоритетной, иначе фактическое неравенство в материальных правоотношениях только усилится в ходе судопроизводства.4

В числе признаков административного судопроизводства можно выделить следующие: это вид судебной деятельности и форма осуществления судебной власти; урегулированный судебным административным процессуальным законодательством; для защиты прав граждан и организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений. Таким образом, административное судопроизводство представляет собой урегулированный судебным административным процессуальным законодательством вид судебной деятельности, направленный на осуществление судебной власти в сфере административных и иных публичных правоотношений с целью защиты прав граждан и организаций и реализацию других задач административного судопроизводства.

При характеристике административного судопроизводства следует обратить внимание на особенность судебной организации в России. По общему правилу в странах системы континентального (гражданского) права деление права на частное и публичное является фундаменталь-

3 Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Проблемы российского законодательства // Актуальные вопросы образования и науки. 2013. № 3-4 (37-38). С. 19-25.

4 Молчанов Б.А., Мамедов С.Н., Задорин М.Ю.

Правовая охрана культурного и религиозного наследия коренных народов США // Вестник Владимирского юридического института. 2015. № 1 (34). С. 214-219.

ным и определяющим, в том числе в организации судебной системы. В России суды общей юрисдикции и арбитражные суды являются одновременно судами и частного, и публичного права. Хотя в ст. 118 Конституции РФ говорится о выделении гражданского и административного судопроизводства, это не проецируется непосредственно на судебную организацию, поскольку отдельной системы административных судов в России не образовано.

Воздействие информационно-коммуникационных технологий на все социальные уровни, в том числе и на образ жизни людей, поистине революционно. Информационные, телекоммуникационные системы и процессы все более глубоко проникают во все сферы государственной деятельности.5

Одновременно использование информационных технологий не должно становится самоцелью, подвергающей сомнению или разрушающей основные гарантии судебной защиты, основы судопроизводства. Законодатель и правоприменители должны стремиться к минимизации негативных проявлений, издержек внедрения новых технологий, устанавливая четкие правила и процедуры использования информационных технологий только в тех сферах, в которых они способны оказать действительно положительный эффект.

Развитие техники имеет определяющее значение для изменения правового регулирования использования информационных технологий в деятельности судов в целом и в гражданском судопроизводстве в частности. Еще не достигнут тот уровень технического прогресса, который обеспечил бы необходимую в судопроизводстве степень достоверности информации, получаемой в электронной форме. Доступ к техническим средствам, навыки их использования имеются далеко не у каждого. Не в полной мере обеспечены соответствующей техникой и специалистами сами судебные органы. Однако результаты применения информационных технологий в деятельности судов убедительно свидетельствуют о необходимости продолжения работы в этом направлении.

Характерно, что именно специфика предмета спора и субъектного состава дел, возникающих из публичных правоотношений, определяющая особенности административного судопроизводства в целом, имеет решающее значение и для восприятия им достижений технического прогресса. Это связано с:

1) высоким уровнем оснащенности государственных органов, органов местного самоуправления компьютерами и иной техникой, необходимой для оперативной связи и передачи информации, а также средствами обеспечения идентификации и безопасности информации в виде широко внедряемых квалифицированных электронных подписей, систем защиты информации;

2) развитием систем электронного взаимодействия государственных органов, органов местного самоуправления. Включенными в эту систему уже в настоящее время оказываются многие государственные органы, органы местного самоуправления, и дальнейшая работа по расширению круга участников процесса не прекращается. Основное взаимодействие в электронной среде пока происходит с учетом особенностей каждого ведомства, в соответствии с порядками, регламентами предоставления и получения информации в электронном виде, разработанными непосредственно для них. Одновременно идет работа по созданию единой системы межведомственного взаимодействия суда с отдельными органами по типу системы межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных услуг;6

3) спецификой доказывания по административным делам, в основе которого лежат преимущественно письменные доказательства. 7 Электронная форма передачи письменных доказательств наиболее развита уже сегодня; соб-

5 См., напр.: Шестак В.А. Порядок рассмотрения судами административных дел об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в современных условиях // Мировой судья. 2018. № 1. С. 37-40; Шестак В.А. О типовых решениях, принимаемых судами по результатам рассмотрения административных дел об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в современных условиях // Мировой судья. 2018. № 2. С. 36-39.

6 В качестве первоочередной задачи Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в рассматриваемой сфере его руководитель А.В. Гусев называет создание всех необходимых условий для обеспечения взаимодействия информационной системы судов с информационными системами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, МВД России, ФССП России, ФСИН России и других заинтересованных структур. См.: Интернет-интервью с А.В. Гусевым, генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации «Развитие и совершенствование информационных технологий в деятельности российских судов». URL: http://www. consultant.ru/law/interview/gusev2/.

7 Молчанов Б.А., Герасимов В.С., Мамедов С.Н.

Правовая охрана лесов России XX и начала XXI вв. / учеб. пособие / Б.А. Молчанов, В.С. Герасимов, С.Н. Мамедов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Владим. гос. ун-т. Владимир, 2005.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

ственно электронный документ рассматривается как новое средство доказывания, доступность которого для государственных органов и органов местного самоуправления обеспечена в высокой степени. Обращает на себя внимание, что КАС РФ устанавливает требования к виду электронной подписи, которой должен быть подписан электронный документ - усиленная электронная подпись, но не уточняет вид самой усиленной электронной подписи. Можно предположить, что может использоваться как квалифицированная, так и неквалифицированная усиленная электронная подпись (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ «Об электронной подписи»), если законодательством для электронных документов определенного вида прямо не установлен вид усиленной подписи.8

Часть 2 ст. 59 КАС РФ относит электронные документы к отдельному виду доказательств наряду с объяснениями лиц, участвующих в деле, показаниями свидетелей, письменными, вещественными доказательствами, аудио- и видеозаписями, заключениями экспертов. В этом отношении новый Кодекс отражает наиболее прогрессивные тенденции развития электронного правосудия, вводя непосредственно в процесс одно из новейших средств доказывания (а не просто средств передачи традиционных доказательств в электронной форме). Гражданское судопроизводство, на наш взгляд, также ждут аналогичные изменения в ближайшем будущем при условии установления требований к порядку изготовления и подписания электронных документов. Более отдаленную перспективу составляет также определение в процессуальном законодательстве правил приема, исследования и оценки судом иной электронной информации как информации, содержащейся в памяти электронных запоминающих устройств, не имеющей привязки к материальному носителю.

Извещение участников процесса с помощью новых средств связи. Новые средства извещения участников административного судопроизводства представлены sms-сообщениями и сообщениями по электронной почте. Лицо, участвующее в деле, с его согласия может извещаться путем отправки ему sms-сообщения или направления извещения или вызова по электронной почте. Согласие лица, участвующего в деле, на извещение посредством sms-сообщения либо по электронной почте должно быть подтверждено распиской, в которой наряду с данными об этом лице и его согласием на уведомле-

ние такими способами указывается номер его мобильного телефона или адрес электронной почты, на которые направляется извещение (ч. 1 ст. 96 КАС РФ). Использование наиболее оперативных средств связи предусмотрено в случае удовлетворения ходатайства административного истца или его представителя о неотложном рассмотрении и разрешении административного дела (ч. 4 ст. 135 КАС РФ).

Важно подчеркнуть, что извещение лиц, участвующих в деле, с помощью новейших средств связи, в том числе, по электронной почте, в отличие от арбитражного процесса, осуществляется только с их согласия (исключение - необходимость неотложного рассмотрения дела), что нужно оценить положительно с точки зрения диспозитивных начал процесса. Для административного судопроизводства такое согласие имеет особое значение, поскольку гарантии надлежащей судебной защиты должны быть сохранены вне зависимости от наличия у лиц доступа к необходимым техническим средствам.9

Наличие обязательного аудиопротокола должно быть вполне рядовым явлением современного процесса, однако в судах общей юрисдикции оно все еще воспринимается как новшество, обязательное внедрение которого по всем делам представляется делом будущего времени.10 Установление КАС РФ этой гарантии открытости, гласности административного судопроизводства, несомненно, имеет принципиальное значение для обеспечения справедливого разбирательства, защиты прав граждан и организаций при рассмотрении споров с публичным элементом.11 Участие в заседании и предоставление доказательств с помощью видеоконференц-связи. КАС РФ

8 Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Субъекты Российской Федерации и конституционная юстиция // Вестник международного Института управления. 2012. № 5-6 (117-118). С. 020-023.

9 См., напр.: Малешин Д.Я., Филатова М.А., Ярков В.В. Тенденции развития современного гражданского процесса (по материалам XIII Всемирного конгресса процессуального права, 2007 г.) // Вестник ВАС РФ. 2008. N 11. С. 97; Прокудина Л.А. Институт помощника судьи (современный статус) // Юридический мир. 2009. N 10. С. 43 - 47. 5. Прокудина Л.А. Специалист суда: современный статус (российский и зарубежный опыт) // Администратор суда. 2009. N 3. С. 6 - 9.

10 Миронов В.О. О возможности построения федерации Беларуси и России // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 1-2. С. 017-021.

11 См., напр.: Миронов В.О. Прокурорские гарантии реализации прав и свобод человека в России // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 3-4. С. 26-29; Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Межгосударственные объединения: понятие, формы и классификация // Государство и право. 2013. № 3. С. 62-71; Миронов В.О. Чехословацкая Федерация: историко-правовые аспекты // Актуальные вопросы образования и науки. 2011. № 1-2. С. 27-31.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

содержит достаточно подробную регламентацию использования систем видеоконференц-связи (ст. ст. 142, 146, 148 и др.). Видеоконфе-ренц-связь (ВКС) с учетом специфики административного судопроизводства создает уникальные условия повышения доступности судебной защиты, прежде всего, для граждан и организаций за счет экономии времени и уменьшения судебных издержек, связанных с оплатой проезда участников процесса, наймом жилого помещения и иными дополнительными расходами. Этот фактор может стать решающим, принимая во внимание масштабы нашей страны, при оспаривании, к примеру, нормативных правовых актов в соответствии с правилами территориальной подсудности.

В правовом регулировании этого института в КАС РФ учтены выявленные на практике проблемы использования систем

видеоконференц-связи в гражданском и арбитражном процессе. Так, КАС РФ, в отличие от АПК РФ, прямо закрепил возможность использования видеоконференц-связи по инициативе суда. Кодекс также определяет, что секретарь судебного заседания суда, обеспечивающего путем использования систем видеоконфе-ренц-связи участие в судебном заседании лиц, по распоряжению председательствующего в судебном заседании проверяет явку лиц, которые должны участвовать в судебном заседании путем использования систем видеоконфе-ренц-связи, и устанавливает их личность, а также выполняет иные распоряжения председательствующего в ходе судебного заседания, в частности, при необходимости берет у свидетеля подписку о разъяснении ему его обязанностей и о предупреждении об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, принимает от участников судебного разбирательства письменные материалы (ч. 4 ст. 142 КАС РФ).12

Системное толкование и иных норм Кодекса дает основания заключить, что председательствующий в судебном заседании судья может поручить совершение отдельных процессуальных действий секретарю судебного заседания суда, обеспечивающего организацию видеоконференц-связи.13 С одной стороны, такие положения могут способствовать повышению эффективности судебной защиты: все возрастающее с каждым днем количество дел в

12 Шестак В.А. О некоторых практических аспектах подготовки и рассмотрения судами административных исковых заявлений в современных условиях // Российский судья. 2018. № 5. С. 49-53.

13 Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Нетипичная форма

государственного устройства: конфедерация России и

Беларуси // Государство и право. 2012. № 7. С. 82-91.

судах требует перераспределения

процессуальных полномочий между судьями и специалистами аппарата суда в целях снижения нагрузки на судей.14 С другой стороны, в ходе судебного заседания могут возникнуть ситуации, требующие активной реакции именно судьи, например, установление порядка в зале судебного заседания.15 Одного судьи, расположенного по другую сторону экрана, для этих случаев будет явно недостаточно.16

Право предсказуемо отстает от стремительного развития информационных технологий, не являясь в силу объективных причин источником технического прогресса как такового. Кроме того, выработка адекватных форм нормативного закрепления и адаптации технических достижений в рамках правоприменения требует времени и специальных познаний, координации усилий как правоведов, так и ученых-представителей технических специальностей.17 При этом право не имеет возможности остаться в стороне от необходимости регулирования использования информационных технологий и в настоящий момент должно сосредоточиться на устранении «разрыва» между развитием базовых явлений и их правовой регламентаций, создания благоприятных возможностей для внедрения новых технических достижений.

Список литературы:

[1] Дмитриев Ю.А., Мамедов С.Н. Трудовое право в управлении персоналом. - Владимир, 2009.

[2] Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Межгосударственные объединения: понятие, формы и классификация // Государство и право. 2013. № 3. С. 62-71; Миронов В.О. Чехословацкая Федерация: историко-правовые аспекты //

14 Решетняк В.И. Видеоконференцсвязь в гражданском и арбитражном процессе // Арбитражный и гражданский процесс. 2012. N 10. С. 11 - 14.

15 Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Проблема сущности права // Вестник международного Института управления. 2012. № 1-2. С. 25-30.

16 Подробнее о деятельности помощника судьи и специалистов суда см.: Доржиев Э.П. Организация работы помощника судьи арбитражного суда в условиях электронного правосудия // Юрист. 2011. N 9. С. 38 - 42; Прокудина Л.А. Институт помощника судьи (современный статус) // Юридический мир. 2009. N 10. С. 43 - 47; Прокудина Л.А. Специалист суда: современный статус (российский и зарубежный опыт) // Администратор суда. 2009. N 3. С. 6-9.

17 См., напр.: Миронов В.О. Государственно-правовые отношения России и Белоруссии в 1917-1922 гг. // Государство и право. 2004. № 12. С. 70-76; Миронов В.О. Оценка результативности предупреждения преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях // Российский криминологический взгляд. 2010. № 2. С. 377-380.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

Актуальные вопросы образования и науки. 2011. № 1-2. С. 27-31.

[3] Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Нетипичная форма государственного устройства: конфедерация России и Беларуси // Государство и право. 2012. № 7. С. 82-91.

[4] Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Проблема сущности права // Вестник международного Института управления. 2012. № 1-2. С. 25-30.

[5] Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Проблемы российского законодательства // Актуальные вопросы образования и науки. 2013. № 3-4 (37-38). С. 19-25.

[6] Дмитриев Ю.А., Миронов В.О. Субъекты Российской Федерации и конституционная юстиция / / Вестник международного Института управления. 2012. № 5-6 (117-118). С. 020-023.

[7] Доржиев Э.П. Организация работы помощника судьи арбитражного суда в условиях электронного правосудия // Юрист. 2011. N 9. С. 38 - 42.

[8] Интернет-интервью с А.В. Гусевым, генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации «Развитие и совершенствование информационных технологий в деятельности российских судов». URL: http://www.consultant.ru/law/ interview/gusev2/.

[9] Малешин Д.Я., Филатова М.А., Ярков

B.В. Тенденции развития современного гражданского процесса (по материалам XIII Всемирного конгресса процессуального права, 2007 г.) // Вестник ВАС РФ. 2008. N 11. С. 97.

[10] Мамедов С.Н. Курс лекций по дисциплине «Правоведение». - М.: Изд-во образования и науки РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Владимирский гос. ун-т. Владимир, 2010.

[11] Мамедов С.Н., Иванова Ж.Б., Молчанов Б.А. Цыганский вопрос в Европе: статус и права цыган // Вестник Владимирского юридического института. 2015. № 4 (37). С. 196-201.

[12] Миронов В.О. Государственно-правовые отношения России и Белоруссии в 19171922 гг. // Государство и право. 2004. № 12. С. 70-76.

[13] Миронов В.О. О возможности построения федерации Беларуси и России // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 1-2.

C. 017-021.

[14] Миронов В.О. Оценка результативности предупреждения преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях // Российский криминологический взгляд. 2010. № 2. С. 377-380.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

[15] Миронов В.О. Прокурорские гарантии реализации прав и свобод человека в России // Актуальные вопросы образования и науки. 2012. № 3-4. С. 26-29.

[16] Молчанов Б.А., Герасимов В.С., Мамедов С.Н. Правовая охрана лесов России XX и начала XXI вв. / учеб. пособие / Б.А. Молчанов,

B.С. Герасимов, С.Н. Мамедов ; Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Владим. гос. ун-т. Владимир, 2005.

[17] Молчанов Б.А., Мамедов С.Н., Задорин М.Ю. Правовая охрана культурного и религиозного наследия коренных народов США // Вестник Владимирского юридического института. 2015. № 1 (34). С. 214-219.

[18] Прокудина Л.А. Институт помощника судьи (современный статус) // Юридический мир. 2009. N 10. С. 43 - 47.

[19] Прокудина Л.А. Институт помощника судьи (современный статус) // Юридический мир. 2009. N 10. С. 43 - 47; Прокудина Л.А. Специалист суда: современный статус (российский и зарубежный опыт) // Администратор суда. 2009. N 3. С. 6-9.

[20] Прокудина Л.А. Специалист суда: современный статус (российский и зарубежный опыт) // Администратор суда. 2009. N 3. С. 6 - 9.

[21] Решетняк В.И. Видеоконференцсвязь в гражданском и арбитражном процессе // Арбитражный и гражданский процесс. 2012. N 10. С. 11 - 14.

[22] Шестак В.А. О некоторых практических аспектах подготовки и рассмотрения судами административных исковых заявлений в современных условиях // Российский судья. 2018. № 5. С. 49-53.

[23] Шестак В.А. О некоторых современных вопросах практического применения судами положений кодекса административного судопроизводства РФ, определяющих правовое положение представителей, условия доказывания и реализацию ряда процессуальных мер // Российская юстиция. 2018. № 5. С. 43-45.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[24] Шестак В.А. О типовых решениях, принимаемых судами по результатам рассмотрения административных дел об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в современных условиях // Мировой судья. 2018. № 2.

C. 36-39.

[25] Шестак В.А. Порядок рассмотрения судами административных дел об установлении административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в современных условиях // Мировой судья. 2018. № 1. С. 37-40.

Spisok literatury:

[1] Dmitriev YU.A., Mamedov S.N. Trudovoe pravo v upravlenii personalom. - Vladimir, 2009.

[2] Dmitriev YU.A., Mironov V.O. Mezhgosudarstvennye ob"edineniya: ponyatie, formy i klassifikaciya // Gosudarstvo i pravo. 2013. № 3. S. 62-71; Mironov V.O. CHekhoslovackaya Federaciya: istoriko-pravovye aspekty // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2011. № 1-2. S. 27-31.

[3] Dmitriev YU.A., Mironov V.O. Netipichnaya forma gosudarstvennogo ustrojstva: konfederaciya Rossii i Belarusi // Gosudarstvo i pravo. 2012. № 7. S. 82-91.

[4] Dmitriev YU.A., Mironov V.O. Problema sushchnosti prava // Vestnik mezhdunarodnogo Instituta upravleniya. 2012. № 1-2. S. 25-30.

[5] Dmitriev YU.A., Mironov V.O. Problemy rossijskogo zakonodatel'stva // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2013. № 3-4 (3738). S. 19-25.

[6] Dmitriev YU.A., Mironov V.O. Sub"ekty Rossijskoj Federacii i konstitucionnaya yusticiya // Vestnik mezhdunarodnogo Instituta upravleniya. 2012. № 5-6 (117-118). S. 020-023.

[7] Dorzhiev EH.P. Organizaciya raboty pomoshchnika sud'i arbitrazhnogo suda v usloviyah ehlektronnogo pravosudiya // YUrist. 2011.N 9. S.38 - 42.

[8] Internet-interv'yu s A.V. Gusevym, general'nym direktorom Sudebnogo departamenta pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii "Razvitie i sovershenstvovanie informacionnyh tekhnologij v deyatel'nosti rossijskih sudov". URL: http:// www.consultant.ru/law/interview/gusev2/.

[9] Maleshin D.YA., Filatova M.A., YArkov V.V. Tendencii razvitiya sovremennogo grazhdanskogo processa (po materialam XIII Vsemirnogo kongressa processual'nogo prava, 2007 g.) // Vestnik VAS RF. 2008. N 11. S. 97.

[10] Mamedov S.N. Kurs lekcij po discipline "Pravovedenie". - M.: Izd-vo obrazovaniya i nauki RF, Gos. obrazovatel'noe uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya Vladimirskij gos. un-t. Vladimir, 2010.

[11] Mamedov S.N., Ivanova ZH.B., Molchanov B.A. Cyganskij vopros v Evrope: status i prava cygan // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. 2015. № 4 (37). S. 196201.

[12] Mironov V.O. Gosudarstvenno-pravovye otnosheniya Rossii i Belorussii v 1917-1922 gg. // Gosudarstvo i pravo. 2004. № 12. S. 70-76.

[13] Mironov V.O. O vozmozhnosti postroeniya federacii Belarusi i Rossii // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2012. № 1-2. S. 017-021.

[14] Mironov V.O. Ocenka rezul'tativnosti preduprezhdeniya prestuplenij, sovershaemyh v

ispravitel'nyh uchrezhdeniyah // Rossijskij kriminologicheskij vzglyad. 2010. № 2. S. 377380.

[15] Mironov V.O. Prokurorskie garantii realizacii prav i svobod cheloveka v Rossii // Aktual'nye voprosy obrazovaniya i nauki. 2012. № 3-4. S. 26-29.

[16] Molchanov B.A., Gerasimov V.S., Mamedov S.N. Pravovaya ohrana lesov Rossii XX i nachala XXI vv. / ucheb. posobie / B.A. Molchanov, V.S. Gerasimov, S.N. Mamedov ; Feder. agentstvo po obrazovaniyu, Gos. obrazovat. uchrezhdenie vyssh. prof. obrazovaniya Vladim. gos. un-t. Vladimir, 2005.

[17] Molchanov B.A., Mamedov S.N., Zadorin M.YU. Pravovaya ohrana kul'turnogo i religioznogo naslediya korennyh narodov SSHA // Vestnik Vladimirskogo yuridicheskogo instituta. 2015. № 1 (34). S. 214-219.

[18] Prokudina L.A. Institut pomoshchnika sud'i (sovremennyj status) // YUridicheskij mir. 2009. N 10. S. 43 - 47.

[19] Prokudina L.A. Institut pomoshchnika sud'i (sovremennyj status) // YUridicheskij mir. 2009. N 10. S. 43 - 47; Prokudina L.A. Specialist suda: sovremennyj status (rossijskij i zarubezhnyj opyt) // Administrator suda. 2009. N 3. S. 6-9.

[20] Prokudina L.A. Specialist suda: sovremennyj status (rossijskij i zarubezhnyj opyt) // Administrator suda. 2009. N 3. S. 6 - 9.

[21] Reshetnyak V.I. Videokonferencsvyaz' v grazhdanskom i arbitrazhnom processe // Arbitrazhnyj i grazhdanskij process. 2012. N 10. S. 11 - 14.

[22] SHestak V.A. O nekotoryh prakticheskih aspektah podgotovki i rassmotreniya sudami administrativnyh iskovyh zayavlenij v sovremennyh usloviyah // Rossijskij sud'ya. 2018. № 5. S. 49-53.

[23] SHestak V.A. O nekotoryh sovremennyh voprosah prakticheskogo primeneniya sudami polozhenij kodeksa administrativnogo sudoproizvodstva RF, opredelyayushchih pravovoe polozhenie predstavitelej, usloviya dokazyvaniya i realizaciyu ryada processual'nyh mer // Rossijskaya yusticiya. 2018. № 5. S. 43-45.

[24] SHestak V.A. O tipovyh resheniyah, prinimaemyh sudami po rezul'tatam rassmotreniya administrativnyh del ob ustanovlenii administrativnogo nadzora za licami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody, v sovremennyh usloviyah // Mirovoj sud'ya. 2018. № 2. S. 36-39.

[25] SHestak V.A. Poryadok rassmotreniya sudami administrativnyh del ob ustanovlenii administrativnogo nadzora za licami, osvobozhdennymi iz mest lisheniya svobody, v sovremennyh usloviyah // Mirovoj sud'ya. 2018. № 1. S. 37-40.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.