Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЛАСТВОВАНИЯ'

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЛАСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
498
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CASUAL REGULATION / NORMATIVE REGULATION / COERCION / VIOLENCE / PERSUASION / MANIFESTATIONS / DEMONSTRATIONS / SPECIAL MEANS / FIREARMS / STATE SECURITY / ROSGVARDIA / POLICE / КАЗУАЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРИНУЖДЕНИЕ / НАСИЛИЕ / УБЕЖДЕНИЕ / МАНИФЕСТАЦИИ / ДЕМОНСТРАЦИИ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ОГНЕСТРЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА / РОСГВАРДИЯ / ПОЛИЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дёмин А.А.

Отмечается, что в последнее время практически во всех странах обострилась уличная борьба населения за свои права. Статья посвящена соотношению убеждения и принуждения как методов государственного управления. Принуждение рассматривается как важнейшая характеристика правового метода регулирования общественных отношений, заключающаяся в издании правовой нормы и применения принуждения к лицам, эту норму не выполняющим. Убеждение рассматривается также как правовая категория. Законодательство обязывает осуществлять меры убеждения, поскольку они также установлены государством. Делается заключение, что применение принуждения и законно, и эффективно только там, где меры убеждения реализуются.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE COERCION IN THE MECHANISM OF STATE RULE

It is noted that recently, in almost all countries, the street struggle of the population for their rights has intensified. The article is devoted to the correlation between persuasion and coercion as methods of government. Coercion is considered as the most important characteristic of the legal method of regulating social relations, which consists in the publication of a legal norm and the application of coercion to persons who do not comply with this norm. Persuasion is also viewed as a legal category. The legislation obliges to carry out measures of persuasion, since they are also established by the state. It is concluded that the use of coercion is both legal and effective only where measures of persuasion are implemented.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЛАСТВОВАНИЯ»

JURISPRUDENCE

ADMINISTRATIVE COERCION IN THE MECHANISM OF STATE RULE

Demin A.

Ph.D., associate Professor of administrative Law Moscow State University M.V. Lomonosov, ORCID 0000-0002-4375-8976

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ В МЕХАНИЗМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ВЛАСТВОВАНИЯ

Дёмин А.А.

доцент кафедры административного права Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, кандидат юридических наук, доцент ORCID 0000-0002-4375-8976

Abstract

It is noted that recently, in almost all countries, the street struggle of the population for their rights has intensified.

The article is devoted to the correlation between persuasion and coercion as methods of government. Coercion is considered as the most important characteristic of the legal method of regulating social relations, which consists in the publication of a legal norm and the application of coercion to persons who do not comply with this norm. Persuasion is also viewed as a legal category. The legislation obliges to carry out measures of persuasion, since they are also established by the state. It is concluded that the use of coercion is both legal and effective only where measures of persuasion are implemented.

Аннотация

Отмечается, что в последнее время практически во всех странах обострилась уличная борьба населения за свои права.

Статья посвящена соотношению убеждения и принуждения как методов государственного управления. Принуждение рассматривается как важнейшая характеристика правового метода регулирования общественных отношений, заключающаяся в издании правовой нормы и применения принуждения к лицам, эту норму не выполняющим. Убеждение рассматривается также как правовая категория. Законодательство обязывает осуществлять меры убеждения, поскольку они также установлены государством. Делается заключение, что применение принуждения и законно, и эффективно только там, где меры убеждения реализуются.

Keywords: casual regulation, normative regulation, coercion, violence, persuasion, manifestations, demonstrations, special means, firearms, state security, Rosgvardia, police

Ключевые слова: казуальное регулирование нормативное регулирование, принуждение, насилие, убеждение, манифестации, демонстрации, специальные средства, огнестрельное оружие, государственная охрана, Росгвардия, полиция

Мудрец сказал: малые государства погибают от внешних врагов, а крупные - от внутреннего несовершенства.

Актуальность проблемы административного принуждения демонстрируется сильным обострением противостояния власти и населения в период революций начала XXI века, перенесение их разрешения насилием на улицы, упадком в технических вопросах организации механизма функционирования государственного аппарата. Причем, уличными столкновениями начала XXI века охватили практически весь мир. Здесь и «желтые жилеты» Франции, меры насилия, применяемые к демонстрантам в Белоруссии, разгон «болотных» или иных демонстраций в Российской Федерации и даже расовые столкновения в США. К тому же - развал Советского Союза, бесконечные «цветные революции», языковые

разногласия на Украине и даже драки на Международной космической станции... И все эти события сопровождаются изрядным применением принуждения и насилия. Похоже, мир сошел с ума. Ан нет, не рука Москвы и не длинный язык доллара тут доминируют - внутреннее несовершенство.

Между тем применение принуждения и правовой способ организации управления населением являются примитивно важной, банальной проблемой организации государственного аппарата. Предметом отрасли административного права является изучение технических вопросов организации государства и методов, приемов государственного управления. Административное право изучает деятельность исполнительной власти.

В управлении населением административно -правовая наука оперирует двумя приемами воздействия на население: убеждением и принуждением. По уровню соотношения принуждения и убеждения можно относительно точно определить уровень «демократизма» власти, правильности и разумности реализуемых правительством мер. Проблема требует постоянного внимания к себе со стороны юристов, излишняя деликатность здесь не служит гармонизации общественных отношений, ибо они всё равно всплывают.

1. Принуждение.

Это главный способ обеспечения функционирования правовой системы. Именно потому, что в отличие от моральных правил поведения правовая норма обеспечивается всеми мерами государственного принуждения, поскольку в правовой норме заключается условие, которое власти считают для себя важным, потому оно и обеспечивается профессиональным специализированным аппаратом (чиновниками, полицией, судами, тюрьмами и т.д.).

Палитра мер принуждения населения к повиновению широка и многообразна.

Понятие принуждения приводит Л.Л.Попов: «Административное принуждение по своему содержанию заключается во внешнем государственно-правовом психическом (угроза, страх наказания) и физическом воздействии на сознание и поведение людей в форме ограничений (лишений) личного, организационного или имущественного характера, т.е. тех или иных неблагоприятных последствий»1 . В отличие от административно-управленческого отношения принуждение - это действие управляемого субъекта административного права, направленное против его воли, даже в случае добровольного исполнения властного предписания. Таким образом, под понятие принуждения подпадают как насильственные действия, так и действия внешне добровольного характера. Например, «добровольное выполнение установленных правил (карантинного режима, правил досмотра) теми субъектами, к которым они обращены, не устраняет их объективно принудительного содержания - серьёзных ограничений их личной свободы, личной и имущественной неприкосновенности», - пишет Л.Л.Попов2.

То есть не только применение мер административной ответственности3, но и выполнение предписаний уполномоченных государством органов и

1 Попов Л.Л. Административное принуждение. - В кн.: Административное право. 2-е издание. /Под ред. Л.Л.Попова. - М.: РГ-Пресс, 2019; Стандзонь Л.В. К вопросу о сущности убеждения и принуждения в трудах Льва Леонидовича Попова. - "Административное право и процесс", 2020, N 7, стр. 51-55.

2 Попов Л.Л. Понятие и основания административного принуждения. - В кн.: Административное право. /Под ред. Л.Л.Попова, М.С.Студеникиной. - М.: Изд-во Норма, 2008, стр. 265.

3 Каплунов А.И. Административная ответственность как

форма административного принуждения. - "Сибирское

юридическое обозрение", 2019, N 4, стр. 518-524.

должностных лиц. Словарь административного права понятия принуждения не содержит, зато раскрывает его в понятии «Предписание»: «Одно из средств (методов) правового регулирования общественных отношений, состоящее в возложении прямой юридической обязанности совершения субъектом определенных действий, предусмотренных нормой права». Или: «Обобщенное или частное название распорядительных актов императивного характера, издаваемых уполномоченных на то государственными органами (должностными лицами) и подлежащих исполнению со стороны субъектов, их получивших»4.

Наиболее крупными категориям при организации государственного управления являются приемы так называемых «казуального» и «нормативного» управления. Казуальное управление предполагает, что оперативная административная власть в государстве руководствуется в своей деятельности соображениями оперативности, срочности, доступности любых средств воздействия, которые покажутся ей оправданными для поддержания угодного ей порядка. В Российской Федерации этот прием воздействия на население в последнее время наиболее ярко проявляется в той разновидности деятельности администрации президента В.В.Путина, которое получило название «ручного» управления населением5. Естественным казуальное регулирование выглядит в действиях, например, армии при военном положении. Научная разумность в таком приеме либо отсутствует, либо присутствует в незначительных масштабах. Власть в этом случае не особо считается с добровольностью выполнения управляемыми её указаний, сознательность солдата исчезает из арсенала методов управления. В какой-то мере казусный подход проявляется и при правоприменении, распространении абстрактной правовой нормы на конкретную личность правонарушителя и применительно к обстоятельствам дела.

Другим приемом является управление с помощью правовых норм. При этом приеме организации государственной власти правовые нормы устанавливаются заранее и осведомленные о них граждане, руководствующиеся ими, знают пределы своих свобод. Соблюдающие становятся законопослушными, а нарушители преследуются принуждением на «законных» основаниях. Я привожу целую таблицу положительных и отрицательных черт в каждом из этих способов организации воздействия властей на население6. Предпочтительным является,

4 Словарь административного права. - М.: Фонд «Правовая культура», 1999, стр. 262-263.

5 Аврутин Ю.Е. Парадоксы контрольно-надзорной деятельности публичной администрации в контексте «ручного управления». - В кн.: Аврутин Ю.Е. Избранные труды. Размышления о государстве и государственной власти, законности и правопорядке, публичном управлении и административном праве. - СПб.: Издательство «Юридический центр», 2017, стр. 689-697.

6 Дёмин А.А. Административное право Российской Федерации. - М.: Зерцало-М, 2002, стр. 169-171.

конечно, правовой прием организации государственной власти. Но в некоторых условиях: войны, чрезвычайных ситуаций, революций, - казуальное регулирование по-прежнему остается востребованным. Уличное решение социальных проблем является самым неразумным и зачастую зверским, нецивилизованным способом их разрешения. Правда, революции - сплошь незаконные действия, и их акторы не наказываются лишь при условии победы толпы над правящим режимом и дальнейшего переписывания законов в свою пользу. Как говаривал С.Маршак, «Мятеж не может кончиться удачей, в противном случае его зовут иначе»7.

Главные принудительные меры в отношении управляемых субъектов административного права в наиболее четком и концентрированном виде приведены в главе 4 «Применение полицией отдельных мер государственного принуждения» Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ «О полиции» в редакции от 6 февраля 2020 г.: Задержание (ст. 14), Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (ст. 15), Оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов (ст. 16), Формирование и ведение банков данных о гражданах (ст. 17) и в специальной главе 5 «Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия». В 5 главе регулируются вопросы применения физической силы (ст. 20), применение специальных средств (статья 21), применение огнестрельного оружия (ст. 23). В распоряжении полиции находится довольно большой арсенал специальных средств (часть 2 ст. 21): специальные палки, специальные газовые средства, средства ограничения подвижности, специальные окрашивающие и маркирующие средства, электрошоковые устройства, светошоковые устройства, служебные животные, световые и акустические специальные средства, средства принудительной остановки транспорта, средства сковывания движения, водометы, бронемашины, средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, средства разрушения преград, специальные технические действия противодействия беспилотным воздушным судам.

Разнообразие специальных средств полиции и их периодическое расширение говорит об ужесто-

чающихся условиях функционирования государственной власти, почему и нужны всё новые средства защиты правящего режима.

Наиболее страшные виды принуждения со стороны государства - это бригады скорой психиатрической помощи, на свой глазок определяющие людей с ненормальной психикой и госпитализирующих их с изоляцией от мира8. Примерно такой изоляции подверглась даже дочь Первого секретаря ЦК КПСС. А в настоящее время, в связи с введением Искусственного интеллекта (ИИ)9 и чипиро-вания населения10, человек принудительно, без его ведома, простой «вакцинацией» может быть помещен под режим полного контроля его поведения. Граждане отмечают введение элементов тотального контроля за населением, когда под предлогом, например, пандемии коронавируса всё население административным путем изолируется почти на три месяца в своих жилищах без права выходить на улицу. Главный парадокс - население дисциплинированно выполнило эти ограничения свободы личности и конституционных прав. Даже без принятия специального о том закона.

В Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране" внесены изменения, которые, в частности гласят: «3. Сотрудники органов государственной охраны не несут ответственность за вред и убытки, причиненные лицам и организациям при применении физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники, если применение физической силы, специальных средств, оружия и боевой техники осуществлялось в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федера-ции»11. В прессе сообщается об эксцессах при применении этого закона, Так, в июне 2020 г. сотрудники Росгвардии застрелили жителя Екатеринбурга Владимира Таушанкова при штурме его собственной квартиры из-за подозрения в краже обоев. Следственный комитет не нашел признаков преступления в действиях силовиков, а против погибшего возбудили сразу два уголовных дела12.

В целом можно сказать, что мер административного принуждения законодательство содержит много, возможно, избыточно. Проблема в том, что большая из них часть применяется выборочно и не последовательно. Так, гражданин, зная, что норма

7 Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 4. - М.: Художественная литература, 1969. С. 92. На самом деле это перевод английского поэта Джона Харингтона.

8 Оганесян А.В. Некоторые вопросы освидетельствования лиц. - Современное право. 2019. N 11. С. 137 - 140.

9 Федеральный закон РФ от 24.04.2020 N 123-ФЗ "О про-

ведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий

для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных". - Собрание законодательства РФ, 27.04.2020, N 17,

ст. 2701

10 Уже с 01.07.2020 москвичи - первые подопытные по внедрению ИИ. -https://zen.yandex.ru/media/svetlanapetropol/uje-s-01072020-moskvichi-pervye-podopytnye-po-vnedreniiu-ii-5ea35cb45653d2127462dacc

11 Федеральный закон от 01.04.2020 N 92-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной охране". - Собрание законодательства РФ, 06.04.2020, N 14 (часть I), ст. 2022

12 https://novayagazeta.ru/articles/2020/07/22/86370-skrutit-za-60-sekund

права обеспечивается принудительной силой государственного аппарата, сталкивается в очень большом числе случаев с невозможностью воспользоваться правом на обеспечение своих прав государственными органами и должностными лицами. Не только в обеспечении жильем или пенсией, но и в многочисленных иных жизненных случаях. И тогда возникает стремление применить принуждение вместо государства, непосредственной самодеятельностью населения.

Характерным примером является положение с обманутыми дольщиками или с лицами, получившими кредит в банке, но не возвращающими его. Банки используют судебный метод защиты, даже прибегают к выселению должников из их жилья. Однако по факту, бедное население выплатить кабальные проценты кредита часто не имеют возможности. И возникла идея у банков «продать долг» частным организациям коллекторов. Коллекторы стали действовать своими приемами, быстро превратившимися в не правовые: напоминания о необходимости заплатить долг по телефону, преследования должника в подъезде дома, дефамация и т.д.13. То есть должностные лица, судебные приставы, уполномоченные государством применять в этом случае принуждение к должникам, эту функцию не выполняют. Считаю, что государство остановилось на полумере, не запретило банкам выдавать кредит заведомо неплатежеспособным лицам, не обеспечило своими средствами возврат кредитов кредиторам через судебных приставов, зато запретило коллекторам действовать, ограничило средство самозащиты законного права банка на банковский процент14. Перенесение функции обеспечения правовых отношений принуждением на самоуправление, перенос функции принуждения с государства на частных лиц - это не возврат к коммунистической идеологии, это хуже, отказ государства от функции монополиста принуждения, функции насилия.

В противовес этой концепции можно привести вторую поправку к Конституции США, в соответствии с которой всеобщее вооружение народа является гарантией американской демократии. То есть концептуально Конституция США переносит в конечном счете на само население охрану правового порядка в стране, как и обеспечение легитимности самой власти.

Считаю совершенно правильной реакцию Президента США Д.Трампа на ситуацию с расовыми беспорядками в штатах, протестами против насилия со стороны полиции, уличными демонстрациями, погромами и терроризмом. В десятках городов США с мая 2020 г. проходят акции протеста против

13 Тарасенкова А.Н. Жизнь взаймы: как взять деньги в долг и не обанкротиться. М.: Редакция "Российской газеты", 2019. Вып. 1. 144 с.

14 Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-Ф3 "О защите

прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной за-

долженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях"

полицейского произвола из-за смерти в Миннеаполисе чернокожего охранника Джорджа Флойда, который умер после грубого ареста. Президент США Дональд Трамп решил подписать административный приказ, целью которого станет реформа полиции. Она будет направлена на то, чтобы мотивировать полицейские департаменты использовать современные стандарты в области применения силы. Трамп заявил: «Единственный способ остановить насилие в городах с высоким уровнем преступности, управляемых демократами, - это сила!»15. Может этот метод и не единственный, но безусловно главный. Государство проводит свою волю через закон, право, под которыми понимаются правила поведения, обеспечиваемые принудительной силой специально созданного для этого государством профессионального аппарата государственного принуждения.

2. Убеждение

Пропаганда режима законности в стране могла бы быть поручена министерству идеологии. Это не вполне то, чем у Орвелла в «1984» занимается Министерство правды. Но отрицать, что оправдание правового порядка в стране - это функция государства, - представляется невозможным. Предположительно, такую функцию могло бы взять на себя Министерство юстиции, но многое роднит эту область государственного интереса и с Министерством просвещения.

Убеждение и принуждение применяются всегда и в обществе любой классовой структуры, формации, любой системе права, но в различных сочетаниях в зависимости от того, чьи интересы выражает данное государство16. В социалистическом государстве, если оно выражает интересы народа, а именно только таким оно и может существовать, главным методом является убеждение. Принуждение здесь играет вспомогательную роль. Общество, основанное на конкуренции и классовом антагонизме преимущественно нуждается в принуждении к соблюдению устанавливаемых в нем правил.

Использование в практике государственного управления этих методов в их определенном сочетании - искусство управляющих. В.И.Ленин, как крупный практик государственного строительства, организатор кровавой революции 1917 года, отмечал секрет победы в общем-то небольшими силами, но при правильной организации: "Мы тогда правильно и успешно применяли принуждение, когда

15 Трамп назвал единственный способ остановить беспорядки в США. -https://lenta.ru/news/2020/08/31/sposob/?utm_source=yxne ws&utm_medium=desktop

16 См., например: Коренев А.П. Убеждение и принуждение в деятельности советской милиции. - В кн.: Труды Высшей школы МООП РСФСР. Выпуск 11. - М., 1965.; Попов Л.Л. Убеждение и принуждение в Советском государстве. - Л., 1968 и др.

умели сначала подвести под него базу убеждения»17.

В практике завоевания власти большевики применяли пропаганду и убеждение очень успешно, так, что крупная империя, Россия, а теперь и СССР, - пали перед горсткой, как теперь считают, профессиональных революционеров. Зато большевики были убеждены: дайте нам организацию профессиональных революционеров и мы перевернем весь мир. То есть техника управления, включающая в себя стадию убеждения, в настоящее время называемая «пиаром18», способствует успеху.

Практически вот как примерно выглядело применение метода убеждения и идеологической обработки населения у большевиков В.И.Ленина. Армия, опора государства, с трудом воюет с Германией. Большевики засылают в ряды армии агитаторов, пропагандистов и проводят работу по разложению армии изнутри: они утверждают, что трудящимся разных стран нечего делить перед лицом классовых эксплуататоров в своих странах, агитируют за братание с врагом, они призывают к поражению "своей" страны, призывают не подчиняться командирам, они зовут уходить из армии домой к родным, подчеркивают классовый антагонизм и нежелание служить якобы чуждым властям... Первое время армия еще живет по старым правилам, затем начинается дедовщина и неподчинение командирам, а заканчивается полным разложением армии, дезертирами и превращением армии в недееспособную организацию. Тут ситуация созревает для перехода власти в руки профессиональных революционеров. Для смены власти. Плод падает в руки профессиональных революционеров.

Такие приемы применяются и сейчас, например, в манифестациях «толпы» в Белоруссии. 12 сентября 2020 г. празднично гуляющие по улицам Минска толпы девушек отличались тем, что стаскивали балаклавы с выставленных в охранение полицейских. Конечно, власть - это такая сила в государстве, которая прятать своё лицо от народа не имеет необходимости, но самоуправство девушек провоцирует на применение принуждения к ним. Примерно так же, мало организованной толпой произошла в своё время сдача власти Абашидзе в

Аджарии19.

В организации действующего государственного аппарата все эти приемы также применяются и их сочетание и проведение в жизнь зависят от грамотности действий управляющего, искусства руководителя, администрации. Недаром издано так много научной и околонаучной литературы

(А.Файоль, Г.Форд, Г.Эмерсон, Ф.Тейлор, Д.Кар-неги и т.д.) по вопросам рационализации управления.

К числу мер убеждения в Российской Федерации относятся:

- публикация правовых актов. Осведомленность управляемых о том, чего от них хотят управляющие - залог добровольного исполнения их предписаний; существует специальное правовое регулирование обязанности публиковать акты управления;

- инструктирование аппарата управления. Руководитель всегда инструктирует свой аппарат об особенностях применения указаний вышестоящих органов. Пятиминутки, планерки, слеты, сработки, повышение квалификации дают не только слаженность управленческого коллектива, но и являются естественной закономерностью функционирования государственного аппарата;

- разъяснительная работа среди населения. Правовая пропаганда через публикацию комментариев к законодательству, демонстрацию судебных заседаний публично, убеждение населения в справедливости установленных правящим классом правил жизни - все призвано убедить граждан, что администрация и сама исполняет свои указания, а все, что делает администрация - это для пользы народа. Таким путем обеспечивается "сознательное" выполнение управляемыми воли управляющих;

- применение мер поощрения. Наиболее последовательное повиновение управляемых поощряется для примера остальным наградами, подарками, фотографированием для всеобщего обозрения, фото на доске почета и другими приемами. Во времена Ельцина почти половина каждого номера Собрания законодательства Российской Федерации, еженедельного довольно объемного издания, содержала указы о награждениях. Мало людей, которые не позарятся на побрякушку от вождя. Известны А.Солженицин и Лев Рохлин, которые отказались принять её от Президента РФ Б.Н.Ельцина.

В истории советской России известен прием убеждения, который условно можно назвать методом устрашения Троцкого20, лидера Октябрьской социалистической революции в России 1917 года. В отличие от В.И.Ленина, салонного революционера, Л.Д.Троцкий командовал вооруженными силами, а поскольку революция была кровавой, то вооруженные силы и были средством реального установления власти большевиков. Миллионы людей погибли во время гражданской войны. Ко времени Троцкого относятся создание концлагерей для местного населения, появление института расстрела заложников, когда целые деревни пленились

17 Ленин В.И. О профессиональных союзах, о текущем моменте и об ошибках т. Троцкого. - ПСС, т. 42, с. 216217.

18 Термин «Пиар» происходит от англоязычного обозна-

чения службы, занятой рекламой товаров фирмы или пропагандой деятельности государственного органа. Полное название по-английски - public relations, то есть

«связи с общественностью».

19 Беседовала Марина Перевозкина. Сенсационные признания руководителя одной из аджарских спецслужб. Исповедь перебежчика. - Московский комсомолец от 15 мая 2004 г., № 104, стр. 3.

20 Дёмин А.А. Административное право Российской Федерации. Курс лекций. - М.: Зерцало-М, 2002, стр. 139140.

и обязывались выдать скрывавшегося где-то в лесах белого офицера, публичные казни, децимации.

Один из приемов подчинения народа, по свидетельству Н.Н.Разумовича, заключался в том, что команда Троцкого, обычно, на бронепоезде, выезжала на места в какой-либо город. Население сгоняли на площадь, окружали и никого не выпускали, пока Троцкий ни провозглашал свою речь. Считалось, что Троцкий был пламенным оратором, говорил долго, красиво и убедительно. Речь его обычно касалась того, что мир созрел для объединения, национальные границы разъединяют пролетариат, которому нечего терять, кроме своих цепей, что пролетариат в ходе перманентной революции экспроприирует экспроприаторов и сделает всемирную революцию глобальной. Нужен только факел, который подожжет мировую революцию, таким факелом станет Россия, и если в борьбе Россия погибнет, то все равно она выполнит свою роль. В этом благородном деле помешать могут только внутренние предатели. С этими словами он смотрел в толпу, указывал на типично русскую физиономию, и охрана волокла его на эшафот. Несчастного раздевали, били, отрезали части тела, а заканчивалась экзекуция обязательным повешением. Населению запрещалось труп снимать. На повешенном не вешали таблички, характерные для германских фашистов, типа «Я партизан». Троцкому не было необходимости объяснять, за что и почему повешен человек, ему важно было продемонстрировать, что власть решительна и жестока, чтобы население боялось. Эти зверства садиста-практика в отличие от герцога Сада-теоретика, являются важной характеристикой Троцкого как лидера революции 1917 года.

Сложно сказать, относится ли метод устрашения Троцкого, публичные казни в Чечне и тому подобные акции к методам убеждения или они являются методами принуждения. Однако можно вспомнить и слова канцлера ФРГ К.Адэнауэра, высказанные им противникам вооружения Германии: "Страх, как и любовь, и ненависть сильнее ра-зума"21. Не менее яркий пример власти, основанной на страхе, дает и практика римского императора Калигуллы, по свидетельству Светония сказавшего: "Пусть ненавидят, лишь бы боялись"22.

Старший преподаватель кафедры теории и истории государства и права Кировского филиала Московского Гуманитарно-Экономического института Е.Л.Баранцева описывает появление концентрационных лагерей для завоеванного большевиками русского населения23.

Словом, юридические наука и практика предлагают богатый или достаточный набор средств убеждения населения повиноваться действующей власти. Важно отметить, что большая часть этих

мер убеждения носит правовой характер, а не только моральный. То есть эти меры введены нормативными правовыми актами государственных органов и обязаны быть исполняемы как и все другие нормативные акты. Они также обязаны быть обеспечены мерами государственного принуждения к лицам, их не выполняющим.

3. Выводы.

Административное право - право управления. А управлять означает обеспечить повиновение. Необходимо также помнить, что узаконенным правом применения принуждения и насилия обладает только государство. Эта его монополия относится к одному из важнейших характеристик государственной формы организации общества.

Соотношение убеждения и принуждения в соответствующем обществе показывает не просто умение или неумение властей пользоваться приемами при организации властвования, это большая социальная проблема: Если в обществе существуют причины конфронтации между слоями общества, как классовые, так и технические (законности режима), то это соотношение и показывает степень совершенства управления, демократизма и разумности данного государства.

Средства и приемы убеждения и принуждения составляют два метода деятельности администрации. Их применение приписывается английской методике кнута и пряника (carrot and stick). Некоторые ученые перестроечного периода считали, что экономическое принуждение лучше внеэкономического. На самом деле все экономические меры проводятся в жизнь в административной форме. Основной заботой административной власти всегда является экономика, отрывать власть от неё значит не понимать сущность власти.

Таблицы Хамурапи гласили, что тот, кто, используя свое мнимое право применять принуждение, например, убьёт раба, обязан поставить за убитого два. Разум Хамурапи в том, что если в обществе каждый человек представляет собой источник богатства, поскольку является производителем прибавочного продукта, то утрата такого источника богатства, даже и раба, из-за неумения ладить, приводит к обязанности не просто компенсировать утрату человека, но и возмещение его потери в двойном размере. Это не талион, а компенсация. Причем не фальшивыми бумажками, а в натуральном выражении.

Конечно, современный мир не тот, что у Дж.Свифта был изображен в виде государства Ла-пута, но ведь нельзя сказать, что он и столь загадочен, чтобы не найти приемлемые способы организации ненасильственного повиновения населения,

21 Ковалев Ан. Азбука дипломатии. Изд 2-е. - М.: Международные отношения, 1968, стр. 201.

22 Светоний, Гай Транквил. О жизни цезарей. О знаменитых людях (фрагменты). /Перевод с латинского, преди-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

словие и примечания М.Л.Гаспарова. - Санкт-Петербург: Изд-во «Алетейя», 1998, стр. 139.

23 Баранцева Е.Л. К вопросу о социальном факторе проведения политических репрессий в 1918-1936 гг. (по материалам Вятской губернии). - В кн.: Научные труды Российской академии юридических наук. Выпуск 3, том 1. /Отв. ред. В.В.Гриб. - М.: РАЮН, 2003, стр. 29.

организации безболезненного царствования правящего режима. Тут надо применить некоторую долю разума, и не пускать развитие убеждения и принуждения на самотек.

Практически во всех приведенных выше случаях применения насилия властей на улицах видно, что профилактическая роль мер убеждения недооценивалась. И даже самые справедливые намерения властей могут рушиться при «бунте толпы».

Перенос решения политических вопросов на улицу, с разума на стихию, говорит о недостатках использования властями, недооценке силы мер убеждения в государственном строительстве. Недостаточном применении мер пропаганды правильности избранного пути. А арсенал средств убеждения есть, видимо, он не достаточно грамотно используется.

На мой взгляд, такой недостаток юридической политики и практики полностью характерен и для Российской Федерации времен президенства В.В.Путина. Один из сторонников политики Путина пытается убедить, что ещё не дошли до всего руки, но всё образуется24. Он пишет: «Друзья, не слушайте провокаторов, что ничего у нас не меняется. У нас всё меняется, улучшается и формируется новое мышление. Мы просто находимся на границе смены поколений. Это всегда трудно. Меняйтесь сами, воспитывайте детей. Верной дорогой идем, товарищи. Мы многое пережили и это пройдем тем более».

А моё мнение, что новое мышление не основано на идее справедливости, не основано на экономическом интересе, а основано на клановом желании удовлетворить свои собственные интересы за счет зазевавшихся. Требуется трезвая оценка качества идеологии новых богачей: они не прогрессисты, не созидатели. Вседозволенность и безнаказанность администрации Путина не рисует перспектив её перерождения в прогрессивную группу патриотов, заботящихся о прогрессе народа. Тут уж и применением мер убеждения ситуацию не исправить.

Принуждение является столь важной характеристикой организации общества и государства, что его невозможно раскрыть в рамках кратких научных статей, оно требует постоянного и тщательного внимания к себе, без излишней деликатности и с прагматичностью практика, обсуждения юристами.

Инструменты для создания гармоничного общества наука и административная практика предоставляют, они есть, надо только правильно ими пользоваться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Административное право Российской Федерации: учебник. 2-е издание, /отв. ред. Л.Л. Попов. - М.: РГ-Пресс, 2019.

24 Макс Чалый. Почему Путин за 20 лет не убрал всех врагов из власти и среди силовиков есть предатели?18+ -https://yandex.ru/efir?push_id=1600012660753000-2841954698991946712&utm_sup_source=push&utm_sup_

2. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая. том 1. /под общ. ред. Л.В. Чистяковой. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2019.

3. Актуальные проблемы гармонизации судебной реформы с реформой государственного контроля и надзора: Сборник научных статей. /отв. за выпуск А.И. Стахов. - М.: РГУП, 2018.

4. Аврутин Ю.Е. Парадоксы контрольно -надзорной деятельности публичной администрации в контексте «ручного управления». - В кн.: Аврутин Ю.Е. Избранные труды. Размышления о государстве и государственной власти, законности и правопорядке, публичном управлении и административном праве. - СПб.: Издательство «Юридический центр», 2017, стр. 689-697.

5. Баранцева Е.Л. К вопросу о социальном факторе проведения политических репрессий в 1918-1936 гг. (по материалам Вятской губернии). -В кн.: Научные труды Российской академии юридических наук. Выпуск 3, том 1. /Отв. ред. В.В.Гриб. - М.: РАЮН, 2003, стр. 29.

6. Дёмин А.А. Административное право Российской Федерации. - М.: Зерцало-М, 2002.

7. Каплунов А.И. Административная ответственность как форма административного принуждения. - Сибирское юридическое обозрение, 2019, N 4, стр. 518-524.

8. Коренев А.П. Убеждение и принуждение в деятельности советской милиции. - В кн.: Труды Высшей школы МООП РСФСР. Выпуск 11. - М., 1965.;

9. Ленин В.И. О профессиональных союзах, о текущем моменте и об ошибках т. Троцкого. - ПСС, т. 42, с. 216-217.

10. Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 4. - М.: Художественная литература, 1969. С. 92.

11. Оганесян А.В. Некоторые вопросы освидетельствования лиц. - Современное право. 2019. N 11. С. 137 - 140.

12. Беседовала Марина Перевозкина. Сенсационные признания руководителя одной из аджарских спецслужб. Исповедь перебежчика. - Московский комсомолец от 15 мая 2004 г., № 104, стр. 3.

13. Саблин М.Т. Взыскание долгов: от профилактики до принуждения. 4-е изд., испр. и доп. М.: Статут, 2017. 496 с.

14. Светоний, Гай Транквил. О жизни цезарей. О знаменитых людях (фрагменты). /Перевод с латинского, предисловие и примечания М.Л.Гаспа-рова. - Санкт-Петербург: Изд-во «Алетейя», 1998, стр. 139.

15. Стандзонь Л.В. К вопросу о сущности убеждения и принуждения в трудах Льва Леонидовича Попова. - Административное право и процесс, 2020, N 7, стр. 51-55.

16. Словарь административного права. - М.: Фонд «Правовая культура», 1999, стр. 262-263.

project=stream&utm_sup_type=tv_online_blogger_new_co ntent_with_img_desktop&stream_id=4b9e6983294194da85 Ше0Ь8ес2еАМ

17. Тарасенкова А.Н. Жизнь взаймы: как взять деньги в долг и не обанкротиться. - М.: Редакция "Российской газеты", 2019. Вып. 1. 144 с.

18. Уманская В.П., Малеванова Ю.В. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография. - Москва: Норма, 2020. 176 с.

19. Макс Чалый. Почему Путин за 20 лет не убрал всех врагов из власти и среди силовиков есть предатели?18+ -

https://yandex.ru/efir?push_id=1600012660753000-2841954698991946712&utm_sup_source=push&utm _sup_project=stream&utm_sup_type=tv_online_blogg er_new_content_with_img_desktop&stream_id=4b9e 6983294194da8518fe0b8ec2ef0d

GENERAL SOCIAL MEASURES FOR PREVENTING THE CRIME OF MIGRANTS IN

KAZAKHSTAN

Mammadov R.

Doctoral student of the Al-Farabi Kazakh National University, 050040, Kazakhstan, Almaty city, 71 al-Farabi Ave.

ОБЩЕСОЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПРЕСТУПНОСТИ МИГРАНТОВ В

КАЗАХСТАНЕ

Маммадов Р.Э.

докторант Казахского национального университета им. аль-Фараби, 050040, Казахстан, г. Алматы, проспект аль-Фараби, 71

Abstract

The problem of prevention of one or another type of crime always remains relevant in criminological science. The article examines the priority of social measures for the prevention of crime of migrants in Kazakhstan over the application of the norms of criminal legislation. The considered complex of measures of general preventions is confirmed by the analysis of the main possible directions of preventive work among visitors for the megapolises of Kazakhstan.

Аннотация

Проблема профилактики того или иного вида преступности всегда остается актуальной в криминологической науке. В статье рассматриваются вопросы приоритета социальных мер профилактики преступности мигрантов в Казахстане перед применением норм уголовного законодательства. Рассматриваемый комплекс мер общей профилактики находит своё подтверждение при анализе основных возможных направлений предупредительной работы среди приезжих для мегаполисов Казахстана.

Keywords: migrants; migrant crime; general social preventing measures; migrant crime preventing.

Ключевые слова: мигранты; преступность мигрантов; общесоциальные меры профилактики; предупреждение преступности мигрантов.

В криминологической литературе проблемам профилактики того или иного вида преступности всегда уделялось большое внимание [1, с. 7-8, 2, с. 481 и др.].

Современные знания по вопросу оказания профилактического воздействия на преступность во многом основываются на научных предположениях знаменитых учёных-философах древности.

Платон говорил о законодательстве, которое должно отвращать людей от совершения преступлений, а Аристотель подчёркивал значение борьбы с испорченными правами, обычаями и привычками, противоречащими требованиям разума [3, с. 29-31].

Более чётко идея предупреждения преступности нашла своё отражения в трудах просветителей XVIII века.

Так, например Монтескье отмечал, что «...хо-

роший законодатель не столько заботится о наказании за преступления, сколько о предупреждении преступлений. Он старается не столько карать, сколько улучшать нравы» [4, с. 93].

Эта идея получила развернутую правовую аргументацию в работе Ч. Беккария «О преступлениях и наказаниях». Комментируя ее, Вольтер сформулировал принципиально важное положение о том, что предупреждение преступлений есть истинная юриспруденция в цивилизованном обществе.

Предупреждение преступности буквально означает предохранение людей, общества, государства от преступлений. Неотъемлемой частью деятельности государственных органов власти также является обеспечение защиты и охраны прав и свобод законопослушных граждан, борьба с преступностью и профилактика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.