Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ'

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
617
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
экология / природопользование / законодательство / нормативно-правовые акты / природа / охрана окружающей среды.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Черногоров Олег Евгеньевич

: в данной научной работе рассматриваются аспекты, которые связаны с нормативным регулированием охраны природы, поскольку в настоящее время увеличивается количество правонарушений, связанных с нерациональным использованием природных ресурсов. Также с развитием научно-технического прогресса воздействие человека на природу возрастает, большую значимость приобретают проблемы загрязнения мирового океана, недр, лесов и истощения сельскохозяйственных угодий, которые предоставляет природа. В этой связи необходимо преодолевать экологический кризис, увеличивать расходы на экологию и редактировать нормы законодательства. Таким образом, в статье формируются все необходимые рекомендации, которые могут быть применены для улучшения законодательства в сфере охраны окружающей среды и обеспечения безопасности, также предлагается введение новых законов как на федеральном, так и на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Черногоров О.Е.

Черногоров Олег Евгеньевич - студент, кафедра «Конституционное и административное право», Тольяттинский государственный университет, Институт права

г. Тольятти

Аннотация: в данной научной работе рассматриваются аспекты, которые связаны с нормативным регулированием охраны природы, поскольку в настоящее время увеличивается количество правонарушений, связанных с нерациональным использованием природных ресурсов. Также с развитием научно-технического прогресса воздействие человека на природу возрастает, большую значимость приобретают проблемы загрязнения мирового океана, недр, лесов и истощения сельскохозяйственных угодий, которые предоставляет природа. В этой связи необходимо преодолевать экологический кризис, увеличивать расходы на экологию и редактировать нормы законодательства. Таким образом, в статье формируются все необходимые рекомендации, которые могут быть применены для улучшения законодательства в сфере охраны окружающей среды и обеспечения безопасности, также предлагается введение новых законов как на федеральном, так и на региональном уровне.

Ключевые слова: экология, природопользование, законодательство, нормативно-правовые акты, природа, охрана окружающей среды.

В настоящее время довольно мало внимания уделяется вопросам, касающихся нормативно-правового и административного регулирования охраны окружающей среды. На это могут влиять как объективные, так и субъективные причины, которые необходимо проанализировать. Стоит отметить, что административно -правовая охрана природы с точки зрения экономики процесс достаточно финансово затратный, а в настоящее время в связи с экономией данное направление может остаться с минимальным финансированием от правительства. Это связано с тем, что большую часть денежных средств сейчас направляется на проведение специальной военной операции на территории Украины, до этого же, правительство активно поддерживало здравоохранение во время пандемии новой коронавирусной инфекции. В результате этого возникает проблема, связанная с неблагоприятным качеством окружающей среды, и для ее решения необходима слаженная работы государственных органов власти и модифицированная нормативно-правовая составляющая.

Еще одной проблемной сферой в административно-правовом регулировании охраны природы является низкий уровень культуры населения, люди самостоятельно должны заботиться о окружающей среде и ее богатствах, без каких-либо мер принуждения или дополнительной мотивации. Многие не осведомлены о своих правах и обязанностях в сфере экологии, прописанных в Конституции, но также и органы местного самоуправления, не желают, через средства массовой информации доносить их до граждан [1].

В этой связи экология может ухудшаться не только на территории России, но и на землях, находившихся неподалеку стран. На сегодняшний день главными проблемами к сфере экологии являются следующие, представленные на рисунке 1.

с-\

загрязнение водных объектов (Поволжье, Урал, Северный Кавказ); ч_/

загрязнение атмосферного воздуха в результате выбросов промышленных предприятий (г. Норильск, г. Нижний Тагил, г. Магнитогорск, г. Новокузнецк, г. Череповец и др.);

С-N

постоянно увеличивающееся количество отходов производства и потребления, в том числе токсичных (Московская, Кемеровская, Тюменская области);

загрязнение почв, опустынивание и деградация растительного покрова в ряде регионов, сокращение видового состава флоры и фауны (р.Волга).

Рис. 1. Экологические проблемы России [3].

Также стоит отметить, что почти в половине субъектов Российской Федерации граждане повергаются высокому загрязнению воздуха, в основном это касается населения, проживающего в крупных городах и поселках. Помимо этого остается высоким уровень загрязнения водоемов и водохранилищ. Во многих населённых пунктах имеется тенденция к загрязнению почвы, что может повлечь за собой снижение производства сельскохозяйственной продукции, некоторые угодья могут выйти из оборота.

Еще одной проблемой, которая относится к южным регионам, является опустынивание, более чем 100 млн. га почвы не может быть приспособлено под земледелие. Также в России слабо развита переработка отходов, небольшое количество компаний организует вторичное использование мусора в своей продукции, его количество на полигонах с каждым годом растет все больше. При этом даже при отсутствии вторичного использования, в большинстве случаев захоронение отходов не соответствует всем требованиям безопасности.

В данной ситуации целесообразна будет разработка и принятие такого законопроекта как Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. Документ будет способствовать регулированию экологической обстановки в стране, при этом также произойдёт модернизация финансовой сферы данного вопроса. Деятельность правительства при этом должна осуществляться на основе данного документа и по определённому плану работы, в котором будут как краткосрочные, так и долгосрочные задачи, а также механизм их выполнения [2].

Рассматривая нормативно-правовую базу в сфере охраны окружающего мира в России, следует предположить, что необходимо введение стратегических задач, которые будут направлены на решение социальных и экологических проблем. При этом их главная цель должна заключаться в том, чтобы обеспечить рациональное использование природных ресурсов и утвердить рост экономики с помощью их реализации на мировом и внутреннем рынке. Исходя из стратегии были определены задачи в административно-правовом регулировании охраны природы (рисунок 2).

а) формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, предусматривающей взаимодействие и координацию деятельности ^ органов государственной власти;_

б) совершенствование нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности;

в) научное и информационно-аналитическое обеспечение охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Рис. 2. Задачи регулирования охраны окружающей среды [3].

Данные задачи являются наиболее актуальными в настоящее время и их решение поспособствует улучшению нормативно-правовой базы в сфере охраны природы и экологической безопасности. Также следует отметить, что при реализации задач необходимо использовать ряд механизмов, которые помогут их более быстрой реализации (рисунок 3).

С-ч

а) принятие законодательных и иных нормативных правовых актов в

целях реализации государственной политики в области экологического развития;

б) создание структурно-целостной, комплексной и непротиворечивой системы законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования;

в) создание нормативно-правовой базы внедрения и применения стратегической экологической оценки при принятии планов и программ, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду;

С-\

г) усиление ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечение неотвратимости наказания за экологические преступления и иные правонарушения.

Рис. 3. Механизмы решения задач [3].

Также следует отметить, что совершенствование законодательства должно предотвращать преступления, связанные с посягательством на окружающую среду. При этом учитывается, что в большинстве случаев правонарушения совершаются под влиянием негативных социально-экономических обстоятельств, но также нельзя не брать во внимание и несовершенства в нормативно-правовом регулировании преступлений и охраны природы.

В настоящее время законодательные акты в Российской Федерации посвященные охране окружающей среды объемны и их содержание противоречиво. Природоохранное законодательство имеет множество отсылочных норм и вследствие этого наблюдаются противоречия между нормативно-правовыми актами. Это происходит из-за того, что законодательное регулирование прописано как на федеральном уровне, так и отдельно на уровне каждого из субъектов Российской Федерации. В регионах принимаются сотни новых законов и актов в данной сфере, так как все они связаны со спецификой окружающей среды. Конкретно в

сфере охраны природы законодательная база регионов община и многогранна. Однако большое количество нормативно-правовых актов имеет как отрицательные, так и положительные стороны [3].

Говоря об опыте в республике Якутия, можно отметить, что принятие Закона об административных правонарушениях в области охраны окружающей природной среды очень важно, так как данный регион богат природными ископаемыми. Принятие в регионах собственных нормативных актов, касающихся охраны окружающей среды, целесообразно для сохранения природных ресурсов, такая ситуация понятна, поскольку на территории субъектов могут быть различные природные, климатические условия, разный животный и растительный мир. Например, в Карелии большая часть республики занята лесами, в этой связи регион преуспел в издании законов относительно лесных массивов, также наказание за порчу растительного мира может быть несколько иное, чем в других регионах.

Таким образом законы, издаваемые на уровне субъектов Российской Федерации, должны не противоречить федеральным. Это правило следует из статьи 76 Конституции РФ, данный вопрос все еще актуален, поскольку существует тенденция к увеличению локальных нормативно-правовых актов в регионах, не соответствующих федеральным указам. Однако данная проблема не единственная, ее возможно решить более тщательной проверкой документации и повышением уровня квалификации работников правительства, а проблему, связанную с недостатками в деятельности государства в сфере взаимодействия общества и природы в контексте Конституции РФ, разрешить намного сложнее [1].

Это связано с тем, что законодательство формирует меры пресечения наказаний и нормы в общем виде, а не конкретно для определённых ситуаций, а также они не являются прямо действующими. Именно отсюда вытекает множество норм, которые имеют отсылочный характер. Также правительство не контролирует исполнение статьи 18 Конституции РФ, в которой говорится, что каждый гражданин страны имеет права и обязанности, которые определяют смысл и содержание законов, деятельность всех ветвей власти и меры правосудия. Особенно часто нарушаются обязанности законодателя в отношении обеспечения каждого гражданина благоприятной окружающей средой. Также государство может не рационально использовать природные богатства, то есть игнорируются интересы будущих поколений в сфере экологии. Экологические права населения, указанные в статье 42 Конституции РФ, не всегда соблюдаются, а также они не подкреплены другими нормативно-правовыми актами и практикой судопроизводства [1].

Административно-правовое регулирование в России в сфере охраны природы и рационального использования ресурсов разветвленное, законом регулируются наиболее важные сферы использования

природных богатств (рисунок 4).

'-■

- земля (Земельный кодекс РФ 2001 г.),

у- ч недра (Закон РФ «О недрах» 2005 г.),

вода (Водный кодекс РФ 1995 г.),

леса (Лесной кодекс РФ 1997 г.),

животный мир (Федеральный закон «О животном мире» 1995 г.),

атмосферный воздух (Федеральный закон «Об охране атмосферного

воздуха» 1999 г.).

Рис. 4. Регулирование природных ресурсов [3].

Исходя из этого, можно сказать, что законодательство в настоящее время охватывает важные отрасли, а также ведется работа над изданием следующих законов: «Об экологической информации», «Об охране растительного мира», «Об опасных химических веществах», «Об охоте», «Об охране водных биоресурсов» и других.

Стоит также отметить, что качество исполнения принятых нормативно-правовых актов в сфере охраны природы за последние годы различно. Необходимо улучшать профильные законы, проводить контроль за эффективной их реализацией, а также обновлять концепции, пересматривать факторы влияния на содержание правотворческих документов и их структуру. Также необходимо уделить внимание и росту числа административных правонарушений в данной области, что связано с пассивным отношением многих

членов общества к охране окружающей среды; стоит пересмотреть систему наказаний за порчу природных богатств [2].

В заключение работы стоит сказать, что административно-правовая деятельность в области охраны природы осуществляется органами местного самоуправления и органами государственной власти. Так как исключительно они могут исполнять нормотворческую функцию и применять меры государственного принуждения. Также государственные органы должны не только решать экологические вопросы, но заниматься деятельностью, относящейся к сфере общественного производства и рационального природопользования.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 года: принята всенародным голосованием, 12 декабря 1993 года. - Текст: электронный // КонсультантПлюс: официальный сайт компании «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 02.11.2022).

2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (последняя редакция) - Текст: электронный // КонсультантПлюс: официальный сайт компании «КонсультантПлюс». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultantru/document/cons_doc_LAW_34823/?ysdid=l9zlod7ek1685556421 дата обращения: 02.11.2022).

3. Крассов О.И. Экологическое право: учебник / О. И. Крассов. — 4-е изд., пересмотр. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2021. — 528 с. - ISBN 978-5-91768-632-5. - Текст: электронный. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://znanium.com/catalog/product/1222948 (дата обращения: 02.11.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.