Научная статья на тему 'Проблемы правового регулирования и юридической ответственности за нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду'

Проблемы правового регулирования и юридической ответственности за нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
117
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / CONSTITUTIONAL RIGHT ON FAVORABLE ENVIRONMENT / ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ / ENVIRONMENTAL PROTECTION / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECOLOGICAL SAFETY / ПРАВОВОЙ МЕТОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / A LEGAL METHOD OF ENSURING ECOLOGICAL SAFETY / КОДИФИКАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / CODIFICATION OF THE ECOLOGICAL LEGISLATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Копенкина Лидия Андреевна

В статье на базе действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, теоретических источников и судебной практики рассмотрены проблемные вопросы правового регулирования и юридической ответственности за нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Автор приходит к выводу, что современная Россия нуждается в научно обоснованном и развитом экологическом законодательстве, в скоординированных правовых мерах органов власти и управления в центре и на местах, в активном общественном движении за оздоровление природы и нравственно-правовом экологическом воспитании населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION AND LEGAL RESPONSIBILITY FOR THE VIOLATION OF CONSTITUTIONAL RIGHTS OF CITIZENS TO A HEALTHY ENVIRONMENT

The article on the basis of modern legislation in the sphere of environment protection, theoretical sources and judicial practice discussed the problematic issues of legal regulation and legal liability for violation of constitutional rights of citizens to favorable environment. The author pays attention that modern Russia needs a scientifically sound and well-developed environmental laws, coordinated legal actions of state authorities and management in the center and in the field, active in the social movement for the improvement of nature and of moral and ecological education of the population.

Текст научной работы на тему «Проблемы правового регулирования и юридической ответственности за нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду»

УДК 343

ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Копенкина Лидия Андреевна

Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова (Санкт-Петербург), доцент кафедры уголовного права, к.ю.н., доцент, e-mail: kopenckina.lidi@yandex.ru

В статье на базе действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, теоретических источников и судебной практики рассмотрены проблемные вопросы правового регулирования и юридической ответственности за нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Автор приходит к выводу, что современная Россия нуждается в научно обоснованном и развитом экологическом законодательстве, в скоординированных правовых мерах органов власти и управления в центре и на местах, в активном общественном движении за оздоровление природы и нравственно-правовом экологическом воспитании населения

Ключевые слова: конституционное право на благоприятную окружающую среду; охрана окружающей среды; экологическая безопасность; правовой метод обеспечения экологической безопасности; кодификация экологического законодательства

PROBLEMS OF LEGAL REGULATION AND LEGAL RESPONSIBILITY FOR THE

VIOLATION OF CONSTITUTIONAL RIGHTS OF CITIZENS TO A HEALTHY ENVIRONMENT

Kopenkina Lidia A.

State university of sea and river fleet named after admiral S.O. Makarov (St. Petersburg), Department of criminal law, Аssociate Professor, PhD, e-mail: kopenckina.lidi@yandex.ru

The article on the basis of modern legislation in the sphere of environment protection, theoretical sources and judicial practice discussed the problematic issues of legal regulation and legal liability for violation of constitutional rights of citizens to a favorable environment. The author pays attention that modern Russia needs a scientifically sound and well-developed environmental laws, coordinated legal actions of state authorities and management in the center and in the field, active in the social movement for the improvement of nature and of moral and ecological education of the population

Keywords: constitutional right on favorable environment; environmental protection; ecological safety; a legal method of ensuring ecological safety; codification of the ecological legislation

Для цитирования: Копенкина Л.А. Проблемы правового регулирования и юридической ответственности за нарушение конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2016. № 1 (57). С. 67-72.

В статье 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением [1]. Конституция, как закон, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие, регулирует общественные отношения и оказывает непосредственное воздействие на систему органов государственной власти в целом, в том числе и при регулировании общественных отношений в сфере охраны окружающей среды.

Под экологическими правами следует понимать общепризнанные права, закрепленные в национальном и международном законодательстве

и обеспечивающие удовлетворение разнообразных потребностей индивида в процессе его взаимодействия с природной средой.

Одним из принципов Декларации, принятой на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в г. Рио-де-Жанейро провозглашено, что «экологические вопросы рассматриваются наиболее эффективно при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. На национальном уровне каждый человек имеет доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая находится в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах и возможность участвовать в процессе принятия решений» [2].

В настоящее время данные права находят свою конкретизацию и развитие в Государственной экологической политике РФ как одной из форм обеспечения экологической безопасности населения, охраны природной среды и рационального использования ее ресурсов и в российском законодательстве. В Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30.04.2012 и распоряжением Правительства РФ от 18.12.2012 № 2423-р) указано, что «Глобальные экологические проблемы, связанные с изменением климата, потерей биологического разнообразия, опустыниванием и другими негативными для окружающей среды процессами, возрастанием экологического ущерба от стихийных бедствий и техногенных катастроф, загрязнением атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, а также морской среды, затрагивают интересы Российской Федерации и её граждан» [3].

Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года были разработаны в связи с необходимостью обеспечения экологической безопасности при модернизации экономики и в процессе инновационного развития. Стратегической целью политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности [3].

Данные задачи, на наш взгляд, должны быть реализованы в ходе применения комплекса организационно-управленческих, экономических, технических, методических и правовых мер. При этом особенно важно учитывать правовые методы обеспечения экологической безопасности и, в первую очередь, путем совершенствования нормативно-правового регулирования охраны окружающей среды и экологической безопасности, правильного и эффективного применения законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Анализ действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, позволил сделать следующие выводы. Очевидно, что вопрос о разработке и принятии Экологического кодекса Российской Федерации в настоящее время актуален. Однако задача систематизации и инкорпорации экологического законодательства является весьма сложной, так как предстоит объединить большой объем федеральных законов и подзаконных нормативных актов1. При этом новый Экологический кодекс должен быть простым в пользовании, максимально устранить существующие недостатки и противоречия, дополнить новые положения в соответствии с современной тенденцией развития экологического законодательства и имеющимся опытом зарубежных стран и стран СНГ, где такие кодексы уже действуют [4], и с учетом особенностей экологической ситуации в РФ.

Объективные предпосылки кодификации законодательства в области охраны окружающей среды следующие:

- в Российской Федерации действует большое количество федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов, которые не всегда соотносятся по названию и содержанию общих понятий;

- некоторые нормы, содержащиеся в указанных нормативно-правовых актах, устарели, противоречат или дублируют друг друга;

- возникает необходимость в упорядочении основных терминов и понятий, использованных в данных нормативно-правовых актах;

- не в полной мере использована преемственность положений, содержащихся в старых источниках и имеющих важное и положительное значение для принятия последующего законодательства в этой сфере.

Решением данной проблемы является создание единого источника в сфере охраны окружающей среды и природопользования - Экологического кодекса РФ, который позволит более эффективно регулировать правоотношения в сфере окружающей среды.

Процедура разработки проекта Экологического кодекса РФ и его принятия, на наш взгляд, должна проходить поэтапно.

На первом этапе необходимо:

1 В настоящее время насчитывается более 550 нормативных актов, регулирующих сферу окружающей среды и природопользования.

- проанализировать действующие нормативно-правовые акты в сфере охраны окружающей среды и природопользования с целью их качественной предварительной подготовки и выявления устаревших, противоречащих или дублирующих друг друга правовых норм;

- определить общий понятийный аппарат, принципы действия, относящиеся к природо-ресурсным объектам;

- определить единый подход к применению действующего законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования;

- максимально использовать имеющийся опыт зарубежных стран (Франции, Швеции и других) и стран СНГ (Казахстана, Киргизии), республик в составе РФ (Татарстана, Башкортостана) по созданию, использованию и применению соответствующих экологических кодексов;

- в ходе решения указанных вопросов о кодификации следует привлечь соответствующих специалистов, ученых, практических работников, представителей общественности, хозяйствующих субъектов (разумно привлечь специалистов, участвовавших в создании подобных кодексов в республиках РФ);

- оценить структурно разработанный проект экологического кодекса, который должен традиционно состоять из Общей и Особенной частей, содержащих как общие положения, так и специфику отдельных положений, касающихся данной сферы.

На следующем этапе необходимо максимально произвести инкорпорацию законов в едином источнике, не включая природоресурсные кодексы (Лесной, Водный, Земельный и другие).

В процессе решения задачи по совершенствованию нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности должны быть использованы соответствующие механизмы, в том числе:

- принятие законодательных и иных нормативных правовых актов в целях реализации государственной политики в области экологического развития;

- усиление ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды и обеспечение неотвратимости наказания за экологические преступления и правонарушения.

До тех пор, пока Экологический кодекс РФ не разработан и не принят, одной

из первоочередных задач является совершенствование действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Считаем, что необходимо внести изменения и дополнить ст. 1 «Основные понятия» ФЗ «Об охране окружающей среды» 2002 года. В законе дано понятие «вред окружающей среде», под которым понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов [5].

Однако вред наносится не только окружающей среде, но и жизни, здоровью человека, а также имуществу физических и юридических лиц. В связи с чем предлагаем дополнить это понятие и сформулировать его следующим образом: «Вред окружающей среде, жизни, здоровью, имуществу физических и юридических лиц -любое негативное воздействие на окружающую среду и её загрязнение в результате хозяйственной и (или) иной деятельности хозяйствующих субъектов, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов, причинение вреда жизни и здоровью человека, уничтожение или повреждение имущества физических или юридических лиц».

В ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды» дано понятие «экологическая безопасность», под которой понимают «состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий» [5]. На наш взгляд, под состоянием защищенности следует понимать не только жизненно важные интересы человека, но и жизненно важные интересы личности, общества и государства. Предлагаем следующее определение этого понятия: «Экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов личности, общества и государства от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий».

При создании новых законов, в том числе в сфере экологии, должна сохраняться преемственность наиболее важных и значимых положений, которые были в ранее принятых

законах. Кроме того, законы читают не только юристы, но и другие специалисты. С учетом этого факта в действующий экологический закон следует внести некоторые понятия. Так, ст. 1 закона целесообразно дополнить понятием «экологическое правонарушение», определив его как «общественно-опасное, противоправное, наказуемое деяние, причиняющее вред или создающее угрозу причинения вреда окружающей природной среде, природопользованию, естественной среде обитания человека, нарушающее правопорядок в области охраны окружающей среды и экологической безопасности». В ст. 2 «Основные принципы охраны окружающей среды» ФЗ «Об охране окружающей среды» логично было бы указать принцип приоритета названного закона по отношению к другим нормативно-правовым актам.

За допущенные правонарушения в сфере охраны окружающей среды и природопользования виновные лица несут дисциплинарную, административную либо уголовную, гражданско-правовую, материальную, а предприятия, учреждения, организации - административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ. При решении задачи совершенствования нормативно-правового обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности должен быть использован и такой важный механизм, как усиление ответственности за нарушение законодательства РФ об охране окружающей среды и обеспечение неотвратимости наказания за экологические правонарушения. Нельзя не заметить, что в главе 26 «Экологические преступления» Уголовного кодекса Российской Федерации существует 17 составов преступлений, между которыми отсутствует логическая связь, касающаяся структуры уголовно-правовых норм, полноты изложения диспозиций, вида и мер наказаний.

Ввиду этого, по нашему мнению, главу 26 следует дополнить понятием «экологические преступления», например, как это предусмотрено в главе 33 (Воинские преступления), а после принятия нового УК РФ (в настоящее время эта задача ставится) разместить ее в начале главы и изложить в следующей редакции: «Экологические преступления - это предусмотренные главой 26 Особенной части УК РФ общественно-опасные, противоправные, виновно-наказуемые деяния, выражающиеся в действии или

бездействии и причиняющие вред или создающие угрозу причинения вреда окружающей природной среде, природопользованию, естественной среде обитания человека и нарушающие правопорядок в области охраны окружающей среды и экологической безопасности».

В ходе анализа ст. 250 «Загрязнение вод», ст. 251 «Загрязнение атмосферы», ст. 252 «Загрязнение морской среды», ст. 254 «Порча земли» УК РФ нами сделан вывод о том, что структура указанных уголовно-правовых норм несовершенна, санкции данных статей не соответствуют характеру и степени общественной опасности совершенных деяний. Принимая во внимание положения Основ государственной политики и подход законодателя при конструировании ряда статей [6], считаем, что указанные нормы должны эффективнее охранять общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Остановимся на ст. 250 УК РФ («Загрязнение вод»): «1. Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, -наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 № 162-ФЗ, от 06.05.2010 № 81-ФЗ, от 07.12.2011 № 420-ФЗ).

2. Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, - наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо

принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ).

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ)».

Предлагаем статью 250 («Загрязнение вод») УК РФ изложить в следующей редакции:

1. Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств в результате нарушения правил водопользования (например, при эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями и устройствами и другого), иных правил в области охраны окружающей среды и природопользования (в частности, при транспортировке, хранении, использовании минеральных удобрений и препаратов), если эти деяния повлекли причинение вреда в значительном размере животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству.

2. Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

3. Деяния, предусмотренные частями первой, второй настоящей статьи, если они совершены:

а) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной преступной группой;

б) лицом с использованием своего служебного положения;

в) в крупном размере;

г) общеопасным способом.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй и третьей настоящей статьи, если они совершены в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору, организованной преступной группой.

5. Деяния, предусмотренные частями первой, второй, третьей, четвертой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть

человека, наказываются штрафом до четырех миллионов рублей либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом от двухсот до пятисот тысяч рублей.

6. Деяния, предусмотренные частями первой, второй, третьей, четвертой настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть двух и более лиц.

Примечание: Значительным размером в настоящей статье и статьях 251, 252, 254 признается стоимость загрязнения, засорения, истощения поверхностных или подземных вод, источников питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, исчисленная по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методикам (в настоящее время утв. Приказом Минприроды от 13.04.2009 № 87).

При этом меры наказания должны быть ужесточены. В частности, наказание в виде штрафа следует предусмотреть в размере от двухсот до пятисот тысяч рублей по ч. 1 данной статьи и до 5 млн рублей по ч. 6, лишение свободы - соответственно от 2 лет по ч. 1 и до 12 лет соответственно по ч. 6 УК РФ. Предложенная редакция статьи, на наш взгляд, отвечает современным тенденциям в борьбе с правонарушениями в сфере экологии и в большей степени обеспечивает охрану конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и природопользование.

С целью соблюдения единого подхода при проведении оценки причиненного экологического ущерба, подобным образом должны быть сконструированы и другие уголовно-правовые нормы, входящие в главу 26 УК РФ.

Кроме того, по аналогии со статьями 260, 261 УК РФ в статьях 250, 251, 252, 253, 254 и в других статьях данной главы УК РФ должны быть сделаны примечания, в которых важно разъяснить, что следует понимать под значительным, крупным и особо крупными размерами.

Полагаем, что комплекс указанных правовых мер будет более эффективно способствовать усилению охраны окружающей природной среды, природопользования и значительно повысит экологическую безопасность в Российской Федерации на современном этапе.

Библиографический список:

1. Конституция РФ: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с последними изм. и доп. на 2016 год). М.: Изд-во «Эксмо», 2016. 29 с.

2. Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию (Принята в г. Рио-де-Жанейро 14.06.1992). Принцип 1 // Действующее международное право. Т. 3. М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 687-692.

3. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года (утв. Президентом РФ от 30.04.2012 и распоряжением Правительства РФ от 18.12.2012 № 2423-р). URL:

http://www.kremlin.ru/news/15177 (дата обращения: 02.12.2015).

4. Экологический кодекс Республики Казахстан (с изм. и доп. по сост. на 15.06.2015). URL: http://www.kodeksy-kz. com/ka/ekologicheskij_kodeks.htm.

5. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 24.11.2014, с изм. от 29.12.2014, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 2, Ст. 133.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации (с учетом внесенных изменений ФЗ от 21.07.2014 № 277-ФЗ). Ст. 260, 261. М.: Проспект, 2016. 239 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.