Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНОЕ И ВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА АМИРА ТЕМУРА. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ'

АДМИНИСТРАТИВНОЕ И ВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА АМИРА ТЕМУРА. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2402
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Амир Темур / Тамерлан / тюрки / сахибкиран / визирь / восточное государство / центральная Азия / эмир / улус / аппарат управления / министр / деван / «Уложение». / Amir Temur / Tamerlane / Turks / sakhibkiran / vizier / eastern state / central Asia / emir / ulus / administrative apparatus / minister / devan / "Code".

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фирдавс Ф. Атажанов

в статье рассмотрено государственное и военное управление государства тимуридов. Ключевое внимание уделяется преобразованиям и реформам во времена правления Амира Темура. В процессе реформирования своего государственного строя правитель смог создать новый аппарат управления. В статье также рассматривается судебная и законодательная власть, освещение которой имеет представление в труде «Уложения Темура». Важное место в статье уделено рассмотрению военного управления и иерархии в войске Амира Темура. Автор делает акцент на том, что Амира Темура интересовали вопросы централизации власти в армии и для этого он ограничивал власть племенных вождей. Построенное Амиром Темуром государство в первую очередь должно было воплотить в себя самую лучшую форму политической системы. Относительная стабильность централизованной власти в империи Темура позволила развивать не только городское и сельское хозяйство, но и дала большой толчок развитию ремёсел, торговли, товарно-денежных отношений, которые имели исключительное значение для экономической жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND MILITARY STRUCTURE OF THE STATE OF AMIR TEMUR. STATE MANAGEMENT

The article considers the state and military administration of the Timurid state. The key attention is paid to the transformations and reforms during the reign of Amir Temur. In the process of reforming his state system, the ruler was able to create a new administrative apparatus. The article also discusses the judicial and legislative power, the coverage of which is presented in the work "Temur's Code". An important place in the article is given to the consideration of military administration and hierarchy in the army of Amir Temur. The author emphasizes that Amir Temur was interested in the issues of centralization of power in the army and for this he limitedthe power of tribal leaders. The state built by Amir Temur, first of all, had to embody the best form of the political system. The relative stability of centralized power in Temur's empire made it possible to develop not only urban and agriculture, but also gave a great impetus to the development of crafts, trade, commodity-money relations, which were of exceptional importance for economic life.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНОЕ И ВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА АМИРА ТЕМУРА. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ»

Oriental Journal of Social Sciences SJIF for 2022: 5.908

ORIENTAL JOURNAL OF SOCIAL SCIENCES

journal homepage: https://www.suppQrtscience.uz/index.php/oiss

ADMINISTRATIVE AND MILITARY STRUCTURE OF THE STATE OF AMIR

TEMUR. STATE MANAGEMENT

Firdavs F. Atazhanov

Postgraduate student Shaanxi Normal University Xi'an, China

E-mail: _ firdavs_otajonov@,mail.ru

ABOUT ARTICLE

Key words: Amir Temur, Tamerlane, Turks, sakhibkiran, vizier, eastern state, central Asia, emir, ulus, administrative apparatus, minister, devan, "Code".

Received: 10.04.22 Accepted: 12.04.22 Published: 14.04.22

Abstract: The article considers the state and military administration of the Timurid state. The key attention is paid to the transformations and reforms during the reign of Amir Temur. In the process of reforming his state system, the ruler was able to create a new administrative apparatus. The article also discusses the judicial and legislative power, the coverage of which is presented in the work "Temur's Code". An important place in the article is given to the consideration of military administration and hierarchy in the army of Amir Temur. The author emphasizes that Amir Temur was interested in the issues of centralization of power in the army and for this he limited the power of tribal leaders. The state built by Amir Temur, first of all, had to embody the best form of the political system. The relative stability of centralized power in Temur's empire made it possible to develop not only urban and agriculture, but also gave a great impetus to the development of crafts, trade, commodity-money relations, which were of exceptional importance for economic life._

АМИР ТЕМУР ДАВЛАТИНИНГ МАЪМУРИЙ ВА ^АРБИЙ ТУЗИЛИШИ. ДАВЛАТ

БОШЦАРМАСИ

Фирдавс Ф. Атажанов

Аспирант

Шаанхи Оддий университети Сиан, Хитой

E-mail: _firdavs oiaionov@mail.ru

_МА^ОЛА ^А^ИДА_

Калит сузлар: Амир Темур, Темур, Аннотация: Маколада Темурийлар

турклар, Сохибкирон, вазир, шаркий давлат, давлатининг давлат ва харбий бошкаруви куриб Урта Осиё, амир, улус, бошкарув аппарати, чикилади. Амир Темур давридаги узгаришлар ва вазир, дев°н, Кодекс . ислохотларга асосий эътибор каратилмокда.

Хукмдор уз давлат тузумини ислох килиш жараёнида янги бошкарув аппаратини яратишга муваффак булди. Маколада суд ва конун чикарувчи хокимият хакида хам суз юритилиб, унинг ёритилиши "Темур тузуклари" асарида келтирилган. Маколада Амир Темур кушинидаги харбий бошкарув ва иерархия масалаларига мухим урин берилган. Муаллиф Амир Темурнинг кушинда хокимиятни марказлаштириш масалалари билан кизикканлигини ва бунинг учун кабила бошликларининг хокимиятини чеклаб куйганлигини таъкидлайди. Амир Темур барпо этган давлат, энг аввало, сиёсий тузумнинг энг яхши шаклини узида мужассамлаштириши керак эди. Темур салтанатида марказлашган хокимиятнинг нисбатан баркарорлиги нафакат шахар ва дехкончиликни ривожлантириш имконини берди, балки хужалик хаёти учун алохида ахамиятга эга булган хунармандчилик, савдо-сотик, товар-пул муносабатларининг _ривожланишига хам катта туртки берди._

АДМИНИСТРАТИВНОЕ И ВОЕННОЕ УСТРОЙСТВО ГОСУДАРСТВА АМИРА ТЕМУРА. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВОМ

Фирдавс Ф. Атажанов

Аспирант

Шэньсийского педагогического университета Сиань, КНР

E-mail: _firdavs otajonov@mail.rH

_О СТАТЬЕ_

Ключевые слова: Амир Темур, Аннотация: в статье рассмотрено

Тамерлан, тюрки, сахибкиран, визирь, государственное и военное управление восточное государство, центральная Азия, государства тимуридов. Ключевое эмир, улус, аппарат управления, министр, внимание уделяется преобразованиям и деван, «Уложение». реформам во времена правления Амира

Темура. В процессе реформирования своего государственного строя правитель смог создать новый аппарат управления. В статье также рассматривается судебная и законодательная власть, освещение которой имеет представление в труде «Уложения Темура». Важное место в статье уделено рассмотрению военного управления и иерархии в войске Амира Темура. Автор делает акцент на том, что Амира Темура интересовали вопросы централизации власти в армии и для этого он ограничивал власть племенных вождей. Построенное Амиром Темуром государство в первую очередь должно было воплотить в себя самую лучшую форму политической системы. Относительная стабильность централизованной власти в империи Темура позволила развивать не только городское и сельское хозяйство, но и дала большой толчок развитию ремёсел, торговли, товарно-денежных отношений, которые имели исключительное значение для экономической жизни.

ВВЕДЕНИЕ

Амир Темур вошел в историю не только как великий полководец, но и как мудрый, дальновидный государственный деятель. С этой точки зрения, важно изучить богатое наследие правления Амира Темура, чтобы еще больше повысить интерес современной молодежи к искусству управления. Известно, что народы Центральной Азии с их всемирно известной политикой, сформировавшейся тысячелетиями, с традициями духовно гармоничной государственности, оказали огромное влияние на мировую государственность и политическое развитие. Амир Темур объединил тюркские народы на основе справедливости и человечности, боролся за гордость нации и основал великую империю Тимуридов. Опыт тимуридов в сфере государственного управления сегодня служит программой для многих руководителей.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Сахибкиран Амир Темур при создании государства широко использовал исторический опыт, совершенствуя и обновляя государственную систему с учетом требований своего времени. Хотя устройство государства было основано на военно-политическом распорядке, развитие общества заключалось в обеспечении интересов различных социальных слоев.

Структуру своего государства он сохранил таким же, как и во времена Чингисхана. Темур считал, что разделение на тумены наиболее подходит для его типа государства, т. к. такая структура могла обеспечить легкое управление. Каждая такая территория делилась на военные соединения соответственно числу людей, которое она должна была поставить для армии. Туман (тумен) означал округ, который поставлял 10 тысяч воинов. Деление продолжалось на тысячи, сотни и десятки, и во главе каждой группы стоял начальник. Никто не мог уходить из десятка, тысячи или тумена, к которой был причислен, а был обязан иметь строгую привязку к определенной административно-социальной группе. Это решало многие вопросы, в первую очередь, вопрос исполнения повинностей, взносов и налогов. [7]

Кроме самоличного административно-территориального деления он также осуществлял различные реформы. Тамерлан раздавал отдельные части своего государства прежним владетелям, членам своей семьи, сыновьям, внукам, приближенным военачальникам или соплеменникам из рода барлас за их заслуги, усердие и верность. Таким образом, вся империя представляла собой систему феодальных владений, соединенных в единое целое под владычеством эмира Курагана (Сахибкурана). Лишь

Мавераннахр Тамерлан не дробил и никому не передавал во владение, крепко держа в своих руках. Он был самым мощным из всех феодальных владетелей.

Особое значение в изучении жизни и общественно-политической деятельности Амира Темура имеет "Уложение Темура" (другие названия: "Малфузат-и Темури" — "Изречения Темура", "Вакиат-и Темури" — "Воспоминания Темура") — исторический труд, в котором изложена автобиография и взгляды этого выдающегося государственного и военного деятеля на управление государством и войском. Амир Темур как искушенный политик и крупный государственный деятель дает четкую характеристику своего государства, показывает, каким оно должно быть, определяет права и обязанности должностных лиц, работающих как в центральном аппарате, так и на местах. [4]

Именно этот источник дает нам информацию о назначении начальников (эмиров) улусов, кушун и тумыней, правила отношения руководителя к подчиненному и наоборот, правила обращения с друзьями и врагами. Как видно все эти правила представляют собой опыт жизни своей и других скомпилированный в одном произведении. Этими правилами или уложениями Темур руководствовался всю жизнь, и некоторые его потомки использовали эти уложения в своем правлении. [5]

Единый государственный аппарат состоял из семи ведомств: 1) канцелярии (деван) премьер-министра (министерство по государственным и общественным делам); 2) министерство обороны (министерство по дополнительным делам); 3) министерство финансов; 4) министерство дворца; 5) министерство юстиции (аппарат главного судьи); 6) министерство государственной безопасности (канцелярия мушриф); 7) министерством иностранных дел (девони расойил). [1]

Управление государством при Амире Темуре осуществлялось двумя ведомствами — даргах и деван. Даргах возглавлял сам правитель. Исполнительную власть осуществлял деванбеги (главный визирь). В состав девана входили визири по военным вопросам, по налоговым и наследственным делам, — финансовый визирь. Визири составляли отчеты о численности населения, развитии торговли и культуры, состоянии надзора в государстве, информировали правителя о работе администрации, положении дел в провинциях, сборе и распределении налогов, податей и т.д.

При дворе были введены должности еще трех визирей, отвечавших за состояние дел в городах и зависимых владениях — вассальных государствах, которые отчитывались перед деванбеги. [1]

В системе центральной власти служили шейхульислам (глава мусульманской общины), казикалян, дадхох, ясавул, мухассил, таваджи (отвечающий за сбор войска) и другие чиновники. В даргахе служили главный военачальник (хаджиб), хазинадар (казначей), хансолар, слуги, повара (бакаул-баши), секретари, битикчи (письмоводитель), табибы, музыканты и стольники.

В административном отношении государство делилось на улусы, вилайяты и туманы, которыми управляли хакимы, ноибы и туманбаши. Город, область или округ имели свое административно-финансовое управление. Таким образом, Амиром Темуром была создана стройная и эффективная система государственной власти, которая обеспечила стабильность и управляемость крупнейшей империи средневековья.

Важное место в практике управления государством Темура занимают вопросы укрепления законности и правопорядка. Основным стержнем государственного управления была опора на законы. Амир Темур отмечал, что "власть, не опирающаяся на религию и законы, не сохранит на долгое время своё положение и силу".

Верховенство закона и принципы мусульманского права являлись фундаментом, на котором строилось государственное управление. При Темуре были учреждены судейские должности: судья по религиозным вопросам, судья по гражданским делам, судья высшего духовенства, шейхулислам и судья акдас. [3].

Министры могли быть причастны к ответственности, если были бы уличены в воровстве, хищении, использовании служебного положения в личных целях, или предательстве. В своих постановлениях Темур сформулировал основы уголовного и гражданского судопроизводства, преступления и наказания за них.

В «Дневнике путешествия в Самарканд ко двору Темура» (автор испанец Клавихо) рассказывается о том, что при дворе Темура царит закон и порядок, и «никто не имеет право обидеть другого». [9] Клавихо также ведает о том, что Темур всюду возил с собой судей. Соблюдение закона для Темура было важным критерием существования справедливого государства.

Мастерство Амира Темура в военном деле описано во многих специальных исследованиях. Темур создал великую власть, могущественную империю и благодаря военной обученности, закаленности и дисциплинированности своей армии достиг великих свершений. В военной сфере Тимур создал правила производста в эмиры и правители; правила для повышения солдат от самого низшего до самого высокого рангов; приемы

поощрения солдат и военного руководства; правила раздачи литавр и знамен; и правила обмундирования и вооружения.

Армия состояла из тюркоязычных племен, во главе которых стояли преданные Темуру начальники. Положение Темура усиливалось его поддержкой в лице родных и личных соратников. Они были заинтересованы в сохранении власти Темура, т.к. в отличии от племенных вождей не имели внешнего источника власти. Таким образом, со временем вся армейская элита была представлена преимущественно соратниками Темура. Новые отряды, которые Темур создавал в ходе своих военных экспедиций, возглавляли люди из новой знати, тем самым еще больше подрывая мощь племенных вождей. Темур начал выдвигать своих соратников сразу после того, как стал правителем Чагатайского улуса в 1370 г. Темур установил полную централизацию военной власти, усилив политическую и стратегическую мощь государства.

Племенной состав военного управления характерна для типичного восточного государства, пример же с Темуром показывает то, как он умело использовал свою власть, сохраняя формальные племенные структуры. Барласы - племя, из которого происходил сам эмир, занимали почетное место в иерархии империи, однако, их влияние было ограничено. Темуру было важно сохранять централизованную власть в своих руках, ограничивая амбиции племенных правителей. Куттуланы, апарды и ясауры в отличие от других племен сохранили своих правителей, но не могли довольствоваться высоким положением в войсковой иерархии. [1]

Родственные или близкие Темуру военачальники представляли собой правящую группу улуса, а со временем такое положение сделало их автономным классом, который укрепляли брачные связи между представителями знати. Учитывая, что командование в армии передавалось подобно царской власти по наследству, росло число преданных Темуру людей, которым он мог доверять военные должности.

Большая часть войска была разбросана на большой территории, но провинциальные войска сложно было считать эффективными частями армии. Управляемые региональными войсками принцы-темуриды были ограничены в своей власти, и на это у Темура были явные причины. Он назначал в их войско своих соратников для контроля деятельности принцев. Таким образом, Темур исключал возможность регионального усиления и подрыва своего авторитета. [2]

Следует сказать, что Темур старался находить «законные» поводы для завоевательных походов, как-то оправдывать их в глазах подданных (например, «...для

восстановления веры и законов Магомеда») [4]. «Уложения» служат ценным источником и информируют о том, что Темур пытался следовать военной этике и постановил «Правила обращения с туземцами и колонистами каждой области...». Также Темур формулировал правила сбора доходов и контрибуций и общие правила, регламентировавшие порядок поведения на завоеванной территории. [11]

В армии была введена и специальная должность судьи — кази лашкар, по своим функциям соответствовавший военному трибуналу. Судьи, в частности, должны были следить за исполнением закона и солдатами. Например, известно, что ни один солдат не имел права занять постоем дома частного лица или присвоить себе стадо или имущество гражданина.

Обширные земли своего государства Амир Темур распределил в качестве суюргала между сыновьями, внуками и знатными амирами, которые управляли ими как вассальные правители. Кроме Мавераннахра все области и государства перед кончиной Амир Темур распределил так: Азербайджан, Западный Иран, Ирак, Армению, Грузию - Мирзо Умар ибн Мираншаху; Персию - Пирмухаммаду ибн Умар Шейху; Хорасан, Мазендаран, Рей и Сеистан - Шахрух Мирзе; владения Султна Махмуда Газневи от Кабула и Кандагара до Северной Индии вместе с бассейном реки Синд - Пирмухаммаду Джахангиру; Ташкент, Сайрам, Отрар и от Ашпары до границ Китая - Улугбеку; Фергану от Тараза до Хотана, т.е. юго-запад Восточного Туркестана - Ибрахиму Султану. [8]

После смерти Темура созданная им в результате военных походов обширная империя распалась. Наследники Тимура Тимуриды объявили себя независимыми владетелями и начали междоусобную борьбу за верховную власть. В начале 15 в. фактически образовалось два государства: младшего сына Тимура - Шахруха (1409-1447) с центром в Герате (Хорасан) и его сына Улугбека с центром в Самарканде. В 1447 Улугбек унаследовал управление всей страной. После смерти Улугбека вновь разгорелась династическая борьба. К началу 16 в. владения Тимуридов, ослабленные феодальными войнами, пришли в упадок. Но тимуриды не исчезли с исторической арены, а в лице Бабура основали династию Великих Моголов в Индии, существовавшую почти 3 века.

Построенное Амиром Темуром государство в первую очередь должно было воплотить в себя самую лучшую форму политической системы. Потому что в его понимании, не организовав управленческий аппарат и неправильно направив его деятельность, нельзя было управлять обществом, воплотить в его жить ценности ислама, осуществлять текущую службу, крепко и справно держать чиновников. [6]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, исследование данной темы доказывает, что Амир Темур вошел в историю не только как великий полководец, но и как мудрый, дальновидный государственный деятель. Созданное им централизованное государство, принципы управления им заложили основу узбекской государственности. Государственное устройство в державе Амира Темура основывалось на вековых традициях местной государственности, обогащенных опытом сопредельных стран Востока. Он правил государством не с позиции силы, а с позиции воздействия своих решений с позиции справедливости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Тухтамишев У. Государство Амира Темура и аппарат его управления. Архивариус. 2020. №8(53) - с.7.

2. Рахманалиев Р. Империя тюрков. Великая цивилизация. М.: Рипол Классик, 2009. -704 с.

3. Шараф ад-дин Али Йазди, Зафарнома, (Предисловие А., Урунбаев) Ташкент: Издательство «Фан», 1972. с. 99.

4. Боймирзаева, Р. Х. Уложение Темура — великий политико-правовой источник / Р. Х. Боймирзаева, Хуршида Ахмедова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 43 (177). — С. 217-220. — URL: https://moluch.ru/archive/177/46185/ (дата обращения: 24.03.2022).

5. Уложение Темура.Т.: изд. имени Гафур Гуляма. 1991. С. 61.

6. Палванова, Ф. А. Правда о государственной системе Амира Темура / Ф. А. Палванова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 945-947. — URL: https://moluch.ru/archive/113/28858/ (дата обращения: 24.03.2022).

7. Моя родная история / Г. А. Хидоятов. - Ташкент: Укитувчи, 1990. - 303 с.

8. Хужамбердиев Ф. Помилование и правосудие - наследия, переходящие из поколения в поколение. Общество и инновации. 2020. - №01. c. 43.

9. Руи Гонсалес де Клавихо. Самаркандга — Амир Темур саройига саёхат кундалиги (1403-1406). (на узбекском языке). Т.: «Узбекистан». 2010. стр-204.

10. Тойнби А.Дж. Исследование истории /Арнольд Тойбни; пер. с англ. К.Я.Кожурина. - М.: АСТ, 2010.

11. Эркузиев А.А., Мамажанова Н.А. Изучение личности Амира Тимура в Европе (XVI-XVIII века) // Молодой ученый, 2015. № 9. С. 959-961.

12. Мароцци Дж. Тамерлан. Завоеватель мира. — М.: АСТ, АСТ Москва, Полиграфиздат, 2010—464 с.

13. Чигрин Л. Летопись о Тамерлане. Историческая хроника. № 123 - Январь 2020. с.

14.

14. Мухаммедов М.М., Асланова Д.Х. Экономическая политика Амира Тимура и развитие производительных сил Узбекистана в эпоху правления Тимуридов. https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskaya-politika-amira-timura-i-razvitie-proizvoditelnyh-sil-uzbekistana-v-epohu-pravleniya-timuridov (дата обращения: 24.03.2022)

15. Васильев, Л. C. История Востока: учебник для магистров: в 2 т. Т. I / Л. С. Васильев. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2013 — 722 с. — Серия: Магистр.

16. Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока. Москва. 2011. с. 282.

17. Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. - М.: Наука, 2017. - 320 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.