Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОСГВАРДИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОСГВАРДИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
32
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административно-юрисдикционная деятельность / административное правонарушение / служебная тайна / национальная безопасность / санкции / administrative and jurisdictional activity / administrative offense / official secrecy / national security / sanctions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — О.О. Томилин, С.А. Шипелёв

В настоящей статье автором рассмотрены особенности административно-юрисдикционной деятельности Росгвардии, а также проблемы ее осуществления. В частности, в качестве данной проблемы рассматривается отсутствие правового регулирования служебной тайны в деятельности Росгвардии. На основании выявленных проблем, автором предлагаются их решения путем внесения изменений в действующее законодательство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — О.О. Томилин, С.А. Шипелёв

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE AND JURISDICTIONAL ACTIVITY OF ROSGVARDIYA AND PROBLEMS OF ITS IMPLEMENTATION

In this article, the author examines the features of the administrative and jurisdictional activities of the Rosgvardiya, as well as the problems of its implementation. In particular, the lack of legal regulation of official secrets in the activities of Rosgvardiya is considered as this problem. Based on the identified problems, the author suggests their solutions by making changes to the current legislation.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОСГВАРДИИ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ»

АДМИНИСТРАТИВНО-ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОСГВАРДИИ

И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

О.О. Томилин, канд. юрид. наук, доцент С.А. Шипелёв, магистрант

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева (Россия, г. Саранск)

Б01:10.24412/2500-1000-2023-12-5-116-119

Аннотация. В настоящей статье автором рассмотрены особенности административно-юрисдикционной деятельности Росгвардии, а также проблемы ее осуществления. В частности, в качестве данной проблемы рассматривается отсутствие правового регулирования служебной тайны в деятельности Росгвардии. На основании выявленных проблем, автором предлагаются их решения путем внесения изменений в действующее законодательство.

Ключевые слова: административно-юрисдикционная деятельность,

административное правонарушение, служебная тайна, национальная безопасность, санкции.

В 2016 года в структуре органов исполнительной власти произошли существенные изменения, затронувшие реформирование внутренних войск МВД РФ в войска национальной гвардии РФ, вошедшие в систему Федеральной службы войск национальной гвардии России (Росгвар-дию) [2].

В связи с указанным реформированием, Росгвардии были переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сферах деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, оборота оружия, частной охранной деятельности, вневедомственной охраны.

По мнению Заниной Т.М. «Выделяют две основные - осуществление контроля в области оборота оружия граждан, юридических лиц с уставными задачами и в области регулирования частной охранной деятельности, куда также входит предмет регулирования оборота служебного оружия частными охранными организациями» [4].

В соответствии с ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» от 03.07.2016 г. надзор за исполнением Росгвардией законодательства РФ, как и за всеми органами исполнительной власти, осуществляет прокуратура РФ [1].

В настоящее время в функции Росгвар-дии входит осуществление администра-тивно-юрисдикционной деятельности. Таким образом, осуществление указанного вида деятельности способствует обеспечению национальной безопасности, охране прав граждан, предупреждению и пресечению административных правонарушений.

Одной из основных функций Росгвар-дии в соответствии с пп. 26 п. 9 Указа Президента РФ № 510, является организация и осуществление на основании действующего российского законодательства производства по делам об административных правонарушениях.

Осуществление данных полномочий тем самым представляет собой админи-стративно-юрисдикционную деятельность Росгвардии.

В ч. 1 ст. 23.85 КоАП РФ закреплены виды административных правонарушений, полномочия по производству которых отнесено к ведению Росгвардии.

В связи с этим, наделение Росгвардии административно-юрисдикционными функциями свидетельствует о том, что Росгвардия является одним из субъектов административно-юрисдикционной деятельности.

Следует отметить, что Приказом Росгвардии от 14 ноября 2018 г. № 498 [3]

установлен перечень субъектов, имеющих право на составление протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрено Ко-АП РФ. В то же время в качестве пробела правового регулирования следует указать на то, что механизм осуществления полномочий, должностными лицами Росгвар-дии не конкретизирован.

Кроме этого, следует обозначить еще одну проблему правового регулирования. Так, в п. 103 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ и в Приказ Росгвардии № 498 не включены все составы административных правонарушений, предусмотренные ст. 23.85 Ко-АП РФ, по которым должностные лица войск Национальной гвардии уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях.

Санкции административных правонарушений, подведомственных Росгвардии, предусматривают в качестве наказания следующие виды: предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация, административное приостановление деятельности.

В соответствии с гл. 3 КоАП РФ, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, дисквалификации, административное приостановление деятельности, обязательные работы назначаются судьей.

Таким образом, указанные в ч. 2 ст. 23.85 КоАП РФ, а также в п. 103 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица вправе выносить предупреждение или привлекать к административному штрафу.

Административно-юрисдикционная деятельность Росгвардии заключается в рассмотрении споров о праве, предоставлении государственных услуг в определенных сферах деятельности, выполнении контрольно-надзорных полномочий, а также применении мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

Еще одним правовым пробелом в осуществлении административно-

юрисдикционной деятельности Росгвардии является соблюдение служебной тайны.

Так, в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации издан Приказ «Об упорядочении обращения со служебной информацией ограниченного распространения в войсках национальной гвардии Российской Федерации» от 30 мая 2017 г. № 155.

В Порядке передачи служебной информации ограниченного распространения другим органам и организациям, утвержденном Приказом № 155, есть сноска, в которой раскрывается понятие «документы ДСП».

В Росгвардии к таковым относят подлинники документов или копий документов, других материальных носителей (фото-, кино-, видео- и аудиопленок, машинных носителей информации), содержащих служебную информацию ограниченного распространения.

В некоторых случаях на практике выделяют понятия «документы ДСП» и «документы, содержащие служебную информацию ограниченного распространения» как отдельные категории, однако они являются тождественными [7].

Стоит отметить, что в настоящее время нет в России федерального закона, который бы регулировал обращение и защиту служебной тайны в деятельности государственных органов, в т.ч. Росгвардии.

Отсутствие специального федерального закона, посвященного служебной тайне, порождает отсутствие единообразия правоприменения, а также может способствовать возникновению случаев злоупотребления со стороны субъектов служебной тайны [6].

Меры, осуществляемые по ограничению доступа к информации в сфере деятельности Росгвардии, не отнесенной в установленном порядке к государственной тайне, не позволяют в достаточной степени ограничить ее распространение в открытых источниках.

Наряду с этим установленные отраслевыми федеральными законами различные виды тайн (банковская, налоговая, врачебная, адвокатская, семейная и др.) позволя-

ют ограничить доступ к соответствующим нальной гвардии Российской Федерации», сведениям в определенных областях [5]. включив в него ст. 3.1 «Служебная тайна

В целях разрешения проблем правового в сфере деятельности Росгвардии», где зарегулирования обращения служебной тай- крепить полномочия директора Федеральны в Росгвардии следует закрепить право- ной службы войск национальной гвардии вую охрану ограниченной в распростране- Российской Федерации по отнесению от-нии информацию, образующуюся при реа- дельных сведений в сфере деятельности лизации мероприятий в сфере деятельно- Росгвардии к служебной тайне. сти Росгвардии, не составляющую госу- Указанные изменения будут способ-

дарственную тайну и также не являющую- ствовать обеспечению защиты, образую-ся общедоступной. щейся в деятельности Росгвардии инфор-

С этой целью следует внести изменения мации, не составляющей государственную в Федеральный закон «О войсках нацио- тайну и не являющейся общедоступной.

Библиографический список

1. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 27 (Часть I). Ст. 4159.

2. Указ Президента РФ от 05.04.2016 № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2016. № 15. Ст. 2072.

3. Приказ Росгвардии от 14 ноября 2018 г. № 498 «Об утверждении Перечня должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/prikaz-rosgvardii-ot-14112018-n-498-ob-utverzhdenii-perechnja/.

4. Занина Т.М. Особенности реализации полномочий подразделений лицензионно-разрешительной работы Росгвардии в сфере частной охранной деятельности // Административное право и процесс. - 2022. - № 2. - С. 41-44.

5. Кулакова А.М., Лошкарев А.В., Чуракова Е.Н. Правовой режим служебной тайны // Инновационное развитие. - 2018. - № 4. - С. 151-152.

6. Стоноженко К.А., Фаисханов Р.Р., Кибалин Д.С. Защита служебной тайны в сфере деятельности Росгвардии // Право в Вооруженных Силах. - 2022. - № 3. - С. 33-38.

7. Чибирова А.В. Правовой режим служебной тайны // Студенческая наука -агропромышленному комплексу, Владикавказ, 4-5 апреля 2019 года. - Владикавказ, 2019. - 337 с.

ADMINISTRATIVE AND JURISDICTIONAL ACTIVITY OF ROSGVARDIYA AND

PROBLEMS OF ITS IMPLEMENTATION

O.O. Tomilin, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor S.A. Shepelev, Graduate Student N.P. Ogarev Mordovian State University (Russia, Saransk)

Abstract. In this article, the author examines the features of the administrative and jurisdictional activities of the Rosgvardiya, as well as the problems of its implementation. In particular, the lack of legal regulation of official secrets in the activities of Rosgvardiya is considered as this problem. Based on the identified problems, the author suggests their solutions by making changes to the current legislation.

Keywords: administrative and jurisdictional activity, administrative offense, official secrecy, national security, sanctions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.