Научная статья на тему 'ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ФУНКЦИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОСГВАРДИИ) КАК СУБЪЕКТА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ФУНКЦИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОСГВАРДИИ) КАК СУБЪЕКТА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
138
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ / ПРОВЕДЕНИЕ РАССЛЕДОВАНИЙ / ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / АВИАЦИОННЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ДОЗНАВАТЕЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гарник Л.Ю.

В данной работе автор рассматривает практические вопросы деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации как органа исполнительной власти, которая обусловлена ее целями и задачами, закрепленными в нормативных правовых актах, где важное значение имеет осуществление сотрудниками ведомства внутренних функций, выражающихся в осуществлении организационно-управленческой функции и процессуальной (процедурной) функции, основанных на строгом соблюдении закона. Исследуя внутренние функции Росгвардии, автор особое внимание уделяет неурегулированным правовым вопросам отмеченных направлений деятельности, обращает внимание на общие правовые пробелы в законодательстве, связанные с организацией выполнения руководителями (начальниками) подразделений Росгвардии процессуальной (процедурной) функции. В статье исследователь проводит анализ правовых актов, регламентирующих деятельность должных лиц ведомства, связанную с осуществлением производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях. В процессе исследования внутренних функций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации автор уделяет внимание правовым проблемам осуществления организации проведения расследований авиационных происшествий и приходит к выводу о том, что правовое регулирование внутренних функций подразделений Росгвардии, включающее в себя организационно-управленческую и процессуальную (процедурную) функцию, направлено на выполнение поставленных перед службой задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гарник Л.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL REGULATION OF THE INTERNAL FUNCTION OF THE UNITS OF THE FEDERAL SERVICE OF THE NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION (ROSGUARD) AS A SUBJECT OF LAW ENFORCEMENT

In this paper, the author examines the practical issues of the activities of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation as an executive body, which is due to its goals and objectives enshrined in regulatory legal acts, where it is important that the employees of the department under study carry out internal functions, expressed in the implementation organizational and managerial functions and procedural (procedural) functions based on strict observance of the law. Exploring the internal functions of the National Guard, the author pays special attention to the unresolved legal issues of the noted areas of activity and to the general legal gaps in the legislation related to the organization of the performance of the procedural (procedural) function by the heads (heads) of the National Guard units, analyzes the legal acts regulating the activities of officials of the department, related to «the implementation of proceedings in cases of administrative offenses in accordance with the legislation of the Russian Federation on administrative offenses.» In the process of studying the internal functions of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation, the author pays attention to the legal problems of organizing the organization of investigations into aviation accidents and comes to the conclusion that the legal regulation of the internal functions of the units of the Russian Guard, including the organizational and managerial and procedural (procedural) functions aimed at fulfilling the tasks assigned to the service.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ФУНКЦИИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОСГВАРДИИ) КАК СУБЪЕКТА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНУТРЕННЕЙ ФУНКЦИИ

ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РОСГВАРДИИ) КАК СУБЪЕКТА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

LEGAL REGULATION OF THE INTERNAL FUNCTION OF THE UNITS OF THE FEDERAL SERVICE OF THE NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION (ROSGUARD) AS A SUBJECT OF LAW

ENFORCEMENT

Аннотация: в данной работе автор рассматривает практические вопросы деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации как органа исполнительной власти, которая обусловлена ее целями и задачами, закрепленными в нормативных правовых актах, где важное значение имеет осуществление сотрудниками ведомства внутренних функций, выражающихся в осуществлении организационно-управленческой функции и процессуальной (процедурной) функции, основанных на строгом соблюдении закона. Исследуя внутренние функции Росгвардии, автор особое внимание уделяет неурегулированным правовым вопросам отмеченных направлений деятельности, обращает внимание на общие правовые пробелы в законодательстве, связанные с организацией выполнения руководителями (начальниками) подразделений Росгвардии процессуальной (процедурной) функции. В статье исследователь проводит анализ правовых актов, регламентирующих деятельность должных лиц ведомства, связанную с осуществлением производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В процессе исследования внутренних функций Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации автор уделяет внимание правовым проблемам осуществления организации проведения расследований авиационных происшествий и приходит к выводу о том, что правовое регулирование внутренних функций подразделений Росгвардии, включающее в себя организационно-управленческую и процессуальную (процедурную) функцию, направлено на выполнение поставленных перед службой задач.

Ключевые слова: правовые проблемы, процессуальные аспекты, проведение расследований, производство по делам об административных правонарушениях, авиационные происшествия, дознаватель.

Для цитирования: Гарник Л.Ю. Правовое регулирование внутренней функции подразделений Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардии) как субъекта правоохранительной деятельности // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2023. - № 2. - С. 24-30.

Abstract: in this paper, the author examines the practical issues of the activities of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation as an executive body, which is due to its goals and objectives enshrined in regulatory legal acts, where it is important that the employees of the department under study carry out internal functions, expressed in the implementation organizational and managerial functions and procedural (procedural) functions based on strict observance of the law. Exploring the internal functions of the National Guard, the author pays special attention to the unresolved legal issues of the noted areas of activity and to the general legal gaps in the legislation related to the organization of the performance of the procedural (procedural) function by the heads (heads) of the National Guard units, analyzes the legal acts regulating the activities of officials of the department, related to «the implementation of proceedings in cases of administrative offenses in accordance with the legislation of the Russian Federation on administrative offenses.»

In the process of studying the internal functions of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation, the author pays attention to the legal problems of organizing the organization of investigations into aviation accidents and comes to the conclusion that the legal regulation of the internal functions of the units of the Russian Guard, including the organizational and managerial and procedural (procedural) functions aimed at fulfilling the tasks assigned to the service.

УДК 340

Л.Ю. ГАРНИК

(Дзержинский филиал ННГУ, Россия, Дзержинск) garnikludmila@yandex.ru

LUDMILA YU. GARNIK

(Dzerzhinsk branch of the UNN, Dzerzhinsk, Russia)

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ

(ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

2023'2

Keywords: legal problems, procedural aspects, investigations, proceedings on cases of administrative offenses, aviation accidents, investigator.

For citation: Garnik L.Yu. Legal regulation of the internal function of the units of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation (Rosguard) as a subject of law enforcement // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2023. - № 2. - P. 24-30.

Деятельность Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации как органа исполнительной власти обусловлена ее целями и задачами, закрепленными в нормативных правовых актах, где важное значение имеет осуществление сотрудниками ведомства внутренних функций, которые выражаются в осуществлении организационно-управленческой функции и процессуальной (процедурной) функции, основанных на строгом соблюдении закона.

Проводя исследование в указанном направлении, обратим внимание на имеющиеся в науке точки зрения по отмеченному нами вопросу.

Так, о некоторых нерешенных проблемах, являющихся актуальными до настоящего времени в интересующей нас сфере, пишут такие авторы, как А.И. Воробьев [3, с. 3], Е.В. Горин [6, с. 10], Д.В. Ве-черникова [2, с. 14], Е.В. Кинчус [7, с. 220]. В своих исследованиях мы также неоднократно обращались к теме основных направлений деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, однако делали это только в том объеме, который был необходим для исследования конкретных вопросов [4, с.147; 5, с. 113].

В своих работах С.А. Богданов, О.А. Козлов, С.А. Воронов, рассматривая управленческую деятельность офицера Росгвардии, утверждают, что «в правовом аспекте формы управленческой деятельности ориентированы на нормативно-правовые документы государственного и ведомственного уровней, с опорой на которые оформляются организационные документы в форме приказов, распоряжений и иных правовых актов. Организационная составляющая форм управленческой деятельности характеризуется коллегиальностью обсуждения проблемы и поиском оптимальных вариантов решения (совещания, заседания, конференции, сборы, коллегии и т.п.). Очевидно, что правовые и организационные формы управленческой деятельности могут быть использованы комплексно или дифференцированно в зависимости от условий управленческой деятельности и направленности управленческой проблемы и ситуации. Методы управленческой деятельности, представляя значимый инструментальный ресурс, характеризуются с точки зрения способов и приемов, позволяющих использовать правовые и (или) организационные формы, анализировать и оценивать управленческие ситуации в интересах достижения целей управления» [1, с. 84].

По мнению Ю.Н. Коровина «в силовых ведомствах России (в том числе, в Росгвардии) сложилась устойчивая система военного управления, построенная с учетом спектра стратегических, оперативных и тактических задач, решаемых органами управления на различных иерархических ступенях. Очевидно, что эффективность функционирования системы военного управления в целом зависит от качества управления на каждом ее уровне» [8, с. 30]. Поддерживая приведенные суждения авторов, отметим, что организационно-управленческая функция подразделений Росгвар-дии выполняется в соответствии с нормами федеральных и внутриведомственных правовых актов и включает отмеченное нами ранее нор-мотворческое и обеспечительное направление. С учетом сказанного в данной работе проведем комплексный анализ правовых положений указанных направлений и рассмотрим общие неурегулированные законодателем вопросы, акцентируя внимание на правовых проблемах организации и выполнения процессуальной (процедурной) функции с целью выработки концептуальных предложений по совершенствованию нормативных правовых актов в установленных сферах деятельности подразделений Росгвардии.

Стоит отметить, что организационно-управленческая деятельность Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации подробно регламентирована в Указе Президента Российской Федерации от 30.09.2016 № 510 «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации» (далее - Положение о Росгвардии), предусматривающем определенные правовые формы указанного нами направления, выражающиеся:

- в издании приказов, директив, распоряжений и иных актов, в том числе совместно с руководителями других федеральных государственных органов;

- в заключении международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Росгвардии;

- в разработке проектов законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленным сферам деятельности;

- в утверждении документов планирования применения войск национальной гвардии и их слу-жебно-боевой (служебной) деятельности, уставов войск национальной гвардии;

- в создании структурных подразделений центрального аппарата Росгвардии; территориальных органов; воинских частей войск национальной гвардии; подразделений (органов) войск национальной гвардии; организаций войск национальной гвардии, непосредственно осуществляющих функции в исследуемом направлении;

- в образовании постоянно действующего совещательного органа - коллегии Росгвардии, цель создания которой - рассмотрение наиболее важных вопросов в установленных сферах деятельности и выработка управленческих решений для реализации поставленных перед службой задач (п. 1, п. 14 Положения о Росгвардии).

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что организационно-управленческая деятельность исследуемого органа исполнительной власти осуществляется непосредственно на основе норм права в установленных сферах деятельности, выражающихся в: 1) правотворческой форме; 2) правоприменительной форме; 3) организационно-обеспечительной форме.

Исходя из вышесказанного, можно заключить, что правовое регулирование организационно-управленческой функции подразделений Росгвар-дии представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регламентирующих руководство и исполнение организации деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, выражающихся в полномочиях должностных лиц по организации выполнения поставленных перед службой задач.

Продолжая анализ правового регулирования внутренних функций, обратим внимание на общие правовые пробелы в законодательстве, связанные с организацией выполнения руководителями (начальниками) подразделений Росгвардии процессуальной (процедурной) функции. Поскольку организационно-управленческая функция включает в себя нормотвор-ческое направление и охватывает все сферы деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, считаем необходимым провести анализ правовых положений указанного направления.

В пункте 5 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (далее - ФЗ «О войсках Росгвардии») определены полномочия сотрудников исследуемого нами органа исполнительной власти, связанные с «осуществлением производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях».

Статья 28.3 КоАП РФ предусматривает составление «протоколов об административных правонару-

шениях должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушения в установленных сферах деятельности», к которым законодатель относит:

- «должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации об административных правонарушениях в части соблюдения требований законодательства об оружии, частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности; в части нарушения правил продажи оружия и патронов к нему; в отношении объектов, охраняемых войсками национальной гвардии Российской Федерации;

- в иных случаях в пределах своих полномочий» (п. 103 ст. 28.3 КоАП РФ).

Стоит отметить, что указанным нормативным актом установлены правила, определяющие, что «дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях» (п. 3 ст. 28.1 КоАП РФ).

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации вправе:

- руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, и его заместители;

- руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, и их заместители;

- руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, и их заместители;

- руководители вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, и их заместители;

- должностные лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, и его территориальных органов, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора)» (п. 2 ст. 23.85 КоАП РФ).

На основании отмеченных правил в ведомственном нормативном акте Росгвардии указан перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в который, среди многих должностных лиц, включены «командиры (начальники) соединений воинских частей (подразделений (органов), начальник караула, гарнизона, комендант и их заместите-

ли, дежурный по войсковым нарядам, начальник войскового наряда»1.

Таким образом, законодатель наделяет указанных должностных лиц правом на осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которое предусматривает последовательное исполнение процессуальных действий. На наш взгляд, отмеченные нормы не соответствуют компетенции сотрудников подразделений Росгвардии, поскольку установленные внутриведомственные правила к квалификации для лиц, проходящих службу в войсках исследуемого ведомства, не предусматривают наличие юридического образования2.

В подтверждение нашего суждения приведем позицию Верховного Суда Российской Федерации, который пришел к выводу о том, что «вопрос о проведении административного расследования решается при возбуждении дела об административном правонарушении лицами, указанными в КоАП РФ. Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных лиц, направленных на выявление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление»3.

Несоблюдение указанных правил приводит к нарушению установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Проиллюстрируем их примерами из судебной практики.

1 Приказ Росгвардии от 14.11.2018 № 498 (ред. от 10.02.2020) «Об утверждении Перечня должностных лиц войск национальной гвардии Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях», пп. 1.5, 1.10, 1.12 п. 1 // Зарегистрировано в Минюсте России 04.12.2018 № 52864.

2 Приказ Росгвардии от 11.10.2017 № 431 «Об утверждении квалификационных требований к стажу службы войск национальной гвардии Российской Федерации или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам для лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, замещающих должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава войск национальной гвардии Российской Федерации, и квалификационных требований к уровню физической подготовки для должностей рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава, замещаемых лицами, проходящими службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции» // Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2017 № 48756.

3 Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых

вопросах, возникающих у судов при применении кодекса Рос-

сийской Федерации об административных правонарушениях», ч. 3 пп. «а», п. 1 // Российская газета. № 80. 19.04.2005.

Северодвинским городским судом Архангельской области были рассмотрены «материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении гражданина П., который ранее к административной ответственности не привлекался. Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд установил, что гражданин П. был задержан сотрудником Росгвардии и доставлен в помещение ОМВД России по городу Северодвинску по подозрению в совершении административного правонарушения, которое требовало принятия мер к установлению его личности либо задержания и доставления в дежурную часть полиции. Однако протоколы об административном правонарушении в отношении П., кроме рассматриваемого судом по части 1 статьи 19.3 КоАП РФ, не составлялись, и в материалах дела отсутствуют... Не содержат указания на совершение П. административного правонарушения бортовой журнал ... , в котором указано, что по прибытии к охраняемому объекту отдел (адрес) в результате осмотра факт проникновения на объект не установлен. Доказательств того, что П. находился в розыске, также не представлено.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что у сотрудника войск Росгвардии Ф.И.О. не имелось предусмотренных законом оснований для реализации в отношении П. полномочий, предусмотренных пунктами 4 и 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», а также для применения предусмотренной главой 27 КоАП РФ мер обеспечения по делу об административном правонарушении, в том числе для его задержания и доставления в помещение ОМВД России по городу Северодвинску, в связи с чем в действиях П. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьей 19.3 КоАП РФ.

В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в случае отсутствия состава административного правонарушения, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению»4.

В суде Ленинского района г. Иваново, было установлено, что при вынесении постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении были допущены нарушения норм процессуального права, что привело к отмене административного наказания. «Рассмотрев дело по жалобе об административном правонарушении,

4 Постановление Северодвинского городского суда Архангельской области № 5-352/2016 от 22 октября 2016 г. по делу № 5-352/2016 [Электронный ресурс]. - URL:http://sudact. ru/ (дата обращения: 21.06.2022).

суд установил, что должностное лицо Росгвардии необоснованно рассмотрело дело об административном правонарушении в отсутствии Ф.И.О. Извещения о месте и времени рассмотрения дела не поступали, согласие на СМС-информирование заявитель не давал. Протокол об административном правонарушении составлен более месяца после выявленного правонарушения, что является нарушением ст. 28.5 КоАП РФ.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом процессуального порядка привлечения лица к административной ответственности.

Допущенные должностными лицами нарушения процессуальных требований являются существенными, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем вынесенное ДД.ММ.ГГГГ постановление по делу об административном правонарушении является незаконным и подлежит отмене»5.

Таким образом, судебная практика подтверждает наличие проблем в указанной сфере.

Для улучшения качества осуществления исследуемых полномочий, необходимо, на наш взгляд, ввести штатную должность дознавателя в подразделениях Росгвардии, поскольку специалисты, имеющие юридическое образование, способны своевременно, оперативно и профессионально оформить необходимые процессуальные документы по административному правонарушению для привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Рассматривая правовое регулирование внутренней функции подразделений Росгвардии, уделим внимание правовым проблемам осуществления организации проведения расследований авиационных происшествий.

Так, в ФЗ «О войсках Росгвардии» не нашли своего логического развития нормы, предусматривающие полномочия сотрудников исследуемого федерального органа государственной власти, закрепленные в Положении о Росгвардии, согласно которым ведомство «проводит расследование, классификацию и учет авиационных происшествий и инцидентов в авиации войск национальной гвардии» (пп. 53 п. 9 «Положения о Росгвардии»).

В этой связи стоит отметить, что на сегодняшний день в законодательстве страны не определены

5 Решение Ивановского суда, Ленинского района № 12 -18/2018 от 15 февраля 2018 г. [Электронный ресурс]. - URL: Ь|йр://диа^По.опНпе/ (дата обращения: 21.06.2022).

категории уголовных дел, которые обуславливают расследуются сотрудниками Росгвардии.

В УПК РФ такие преступления, как «Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов» (ст. 222 УК РФ), «Незаконное изготовление оружия» (ст. 223 УК РФ), отнесены к подследственности Министерства внутренних дел Российской Федерации. Однако, учитывая нормативно закрепленные правила, установленные в Положении о Росгвардии, эта сфера деятельности причислена к Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.

На наш взгляд, необходимо внести изменения в п. 1 ст. 9 ФЗ «О войсках Росгвардии» и дополнить ее п. 35 следующего содержания: «проводить расследование, классификацию и учет авиационных происшествий и инцидентов в авиации войск национальной гвардии».

В статью 151 УПК РФ внести изменения и дополнить п. 3, подпунктом 10, изложив его в следующей редакции: «дознавателями Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 222 частью первой, четвертой; 223 частью первой, четвертой Уголовного кодекса Российской Федерации».

Продолжая исследовать проблемы в указанном направлении, отметим, что расследование происшествий и инцидентов в авиации войск национальной гвардии производится согласно Правилам, установленным в Постановлении Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1999 № 1329 «Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации»6, где «организация и проведение расследования осуществляется федеральными органами исполнительной власти или организациями (по принадлежности воздушного судна)»7. На основании указанного нормативного правового акта Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации совместно с иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации определен «Порядок взаимодействия органов безопасности полетов государственной авиации в Рос-

6 Постановление Правительства Российской Федерации от 2 декабря 1999 № 1329 (ред. от 10.09.2016) «Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и авиационных инцидентов с государственными воздушными судами в Российской Федерации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 50. - Ст. 6218.

7 Там же.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ

(ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

2023'2

сийской Федерации»8, которым установлена организация взаимодействия органов безопасности полетов Росгвардии с иными федеральными органами исполнительной власти России, «в целях упорядочения деятельности органов безопасности полетов по: оперативному оповещению об авиационных происшествиях и авиационных инцидентах; организации и проведении расследований (участию в расследованиях) авиационных происшествиях и авиационных инцидентах; проверке полноты учета, объективности расследований и правильности классификации авиационных событий; обмену опытом расследований авиационных происшествий и авиационных инцидентов, реализации мероприятий и программ предотвращения авиационных происшествий»9 и т.д.

Однако Росгвардия не может обмениваться опытом расследований в исследуемой сфере деятельности, поскольку в структуре Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федера-

8 Приказ Министра обороны Российской Федерации № 787, МЧС России № 578, ФСБ России № 726, Росгвардии № 530, ФТС России № 2003, ФСО России № 744, Госкорпорации «Рос-комсмос» № 436, Общероссийской общественно-государственной организации «ДОСААФ» № 172 от 18.12.2017 «Об утверждении Порядка взаимодействия органов безопасности полетов государственной авиации в Российской Федерации» // Зарегистрирован в Минюсте России 24.01.2018 № 49748.

9 Там же.

Литература

1. Богданов С.А., Козлов О.А., Воронов С.А. Управленческая деятельность офицера Росгвардии (сущность и содержание) // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2019. - № 4 (36). - С. 81-87.

2. Вечерникова Д.В. Административная деятельность вневедомственной охраны полиции по инспектированию подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами: дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2015. - 301 с.

3. Воробьев А.И. Организация и правовые основы деятельности вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации по обеспечению охраны имущества физических лиц: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Псков, 2011. - 27 с.

4. ГарникЛ.Ю. Правовое регулирование правоохранительной функции Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации как одной из основных элементов системы деятельности созданного органа исполнительной власти // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2021. - № 2 (54). - С. 147-150.

5. Гарник Л.Ю. Функции Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2020. - № 3 (51). - С.111-115.

6. Горин Е.В. Организация деятельности вневедомственной охраны в регионе: на материалах Московской области: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2011. - 24 с.

7. Кинчус Е.В. О проблемах в сфере правового регулирования частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации // Бизнес в законе. - 2088. - № 1. - С. 219-220.

8. Коровин Ю.Н. Теоретические подходы к организации управленческой деятельности офицера войск национальной гвардии Российской Федерации в системе военного управления // Экономика и управление народным хозяйством. - 2018. - № 5. - С. 29-33.

References

1. Bogdanov S.A., Kozlov O.A., Voronov S.A. Upravlencheskaya deyatel'nost' oficera Rosgvardii (sushchnost' i soderzhanie) // Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. - 2019. - № 4 (36). - S. 81-87.

2. Vechernikova D.V. Administrativnaya deyatel'nost' vnevedomstvennoj ohrany policii po inspektirovaniyu podrazdelenij ohrany yuridicheskih lic s osobymi ustavnymi zadachami: dis. ... kand. yurid. nauk. - Moskva, 2015. - 301 s.

3. Vorob'evA.I. Organizaciya i pravovye osnovy deyatel'nosti vnevedomstvennoj ohrany pri organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii po obespecheniyu ohrany imushchestva fizicheskih lic: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. - Pskov, 2011. - 27 s.

ции нет подразделений, наделенных специальными полномочиями по расследованию авиационных происшествий и авиационных инцидентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В этой связи предлагаем в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации создать отдельное подразделение с включенными в штатную численность Росгвардии специалистами по расследованию авиационных и иных происшествий и авиационных инцидентов, деятельность которого будет направлена на снижение уровня авиационных и иных происшествий и реализацию мероприятий по предотвращению таких происшествий.

Создание указанных специальных подразделений позволит оптимизировать работу в указанной сфере деятельности Росгвардии и достигнуть поставленной перед федеральным органом исполнительной власти цели в обеспечении государственной и общественной безопасности.

Изложенное позволяет заключить, что правовое регулирование внутренних функций подразделений Росгвардии, включающее в себя организационно-управленческую и процессуальную (процедурную) функцию, направлено на выполнение поставленных перед службой задач. Однако эффективность указанного процесса напрямую зависит от устранения пробелов и коллизий в законодательстве, а также согласованной работы между ведомствами.

2023'2

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ

(ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ

4. Garnik L.Yu. Ргауоуое гедиНгоуате ргауооЬ|гап^е!^ ШпксП Federal'noj sluzhby vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii как odnoj iz osnovnyh elementov sistemy deyatel'nosti sozdannogo огдапа ispolnitel'noj vlasti // Yuridicheskaya пайка i ргакйка: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. - 2021. - № 2 (54). - S.147-150.

5. Garnik L.Yu. Funkcii Federal'noj sluzhby vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii // Yuridicheskaya пайка i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. - 2020. - № 3 (51). - S.111-115.

6. GorinЕМ Organizaciya deyatel'nosti vnevedomstvennoj ohrany v regione: па materialah Moskovskoj оЫаг№ avtoref. dis. ... kand. yurid. паик. - Moskva, 2011. - 24 s.

7. Kinchus ЕМ О ргоЫетаЬ| v sfere pravovogo regulirovaniya chastnoj detektivnoj i ohrannoj deyatel'nosti v Rossijskoj Federacii // Biznes v zakone. - 2088. - № 1. - S. 219-220.

8. Korovin Yu.N. ТеогейсЬ^йе podhody к organizacii upravlencheskoj deyatel'nosti оАсега vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii v sisteme voennogo upravleniya // Ekonomika i upravlenie narodnym hozyajstvom. - 2018. - № 5. - S. 29-33.

(статья сдана в редакцию 29.07.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.