Научная статья на тему 'Административно-территориальные преобразования на Кубани в контексте истории региона с 1792 по 1860 год'

Административно-территориальные преобразования на Кубани в контексте истории региона с 1792 по 1860 год Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1680
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Масленников А. Г.

Начало административного устройства Кубани относится к 1792 -1794 годам, когда русское правительство в целях укрепления южного пограничья переселило сюда черноморских казаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Административно-территориальные преобразования на Кубани в контексте истории региона с 1792 по 1860 год»

А. Г. МАСЛЕННИКОВ

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НА КУБАНИ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ РЕГИОНА С 1792 ПО 1860 ГОД

Начало административного устройства Кубани относится к 1792-1794 годам, когда русское правительство в целях укрепления южного пограничья переселило сюда черноморских казаков.

С 1783 года, после опубликования Россией Манифеста о присоединении Крыма, правобережной Кубани и Тамани, южной границей Российской империи стала река Кубань. По ее правому берегу начали возводиться новые укрепления.

По окончании войны с турками черноморцы за успехи в ней по «жалованной грамоте» Екатерины II от 30 июня 1792 года получили «в вечное владение» состоящий в области Таврической остров Фанагорию со всей землей, лежащей на правой стороне реки Кубани, и заняли границ}7 по реке Кубань от Усть-Лабинского редута до берегов Черного моря, «против горских закубанских народов, бывших в зависимости от Порты Оттоманской» (1).

Первый этап заселения Кубанского края черноморскими казаками происходил в исключительно сложной политической обстановке. В переезде из-за Буга на Кубань были заинтересованы казачьи верхи, рассчитывавшие получить новые наделы земли, а также различные права и привилегии. Однако казачья беднота противилась таким переменам, предпочитая уйти за Дунай вместо того, чтобы работать на своих старшин на далекой Кубани. Так начинался довольно сложный период военного и административного устройства жителей Черномории, по существу превращенных царским правительством из «вольных людей» в военное сословие, обязанных нести тяжелую военную службу по охране южных границ Российской империи.

Управление Черноморским войском до середины XIX века претерпело значительные изменения. Та, хотя и призрачная, демократичность выбора кошевых, полковых, куренных атаманов, которая была характерной для Запорожской Сечи, к моменту поселения на Кубань совершенно утратила свою силу.

Начиная фактически с С. Белого атаманы стали назначаться правительством, а не избираться казачеством. Первые годы Черноморское казачье войско по военной части подчинялось Херсонскому военному губернатору, перед которым черноморское казачье правительство отчитывалось через каждые две недели. Любое проявление самостоятельности губернатор мог пресечь или отменить. По гражданской части войско подчинялось Таврическому губернатору. Внутреннее управление строилось в соответствии с правительственным «Учреждением об управлении губерниями» (2), а так как дан-

ный документ был очень лаконичен, ответить на частные вопросы должен был местный подзаконный акт (3). 1 января 1794 года кошевой атаман 3. Чепига, войсковой судья А. Головатый и войсковой писарь Т. Котляревский составили документ, который получил название «Порядок общей пользы верного императорского войска Черноморского».

В первом пункте порядка определялась подчиненность войска войсковому правительству, «в котором заседать должны войсковой атаман, судья и войсковой писарь» (4). Они же должны были управлять войском на основании всероссийских законов. Далее по старой запорожской традиции определено было размещать семейных казаков по 40 куреням, а одиноких «бездомовных казаков - в граде Екатеринодаре» (5). Место размещения куренных селений определял жребий.

Административно Черноморское войско делилось на пять округов: Екатеринодарский, Фана-горийский, Бейсугский, Ейский и Григорьевский. Для управления округами, за исключением Ека-теринодарского, в окружные правления определялись по одному полковнику, писарю, есаулу и хорунжему (6), которые во главе с окружным полковником сменялись и назначались войсковым правительством.

Некоторое самоуправление допускалось только для низшей казачьей администрации и выражалось в возможности выбора куренных атаманов, которые наделялись правами полного единоначалия. «Все обретающиеся у войска старшины без должности, какого бы ранга ни были, и казаки, состоящие под управлением своего куреня, да повинуются атаману и товариству». «Куренным атаманам долженствует в куренях безотлучно пребывать», всегда по распоряжению начальства выделять для несения службы казаков, разбирать маловажные споры, случающиеся между куренными людьми, «ссоры и драки разбирать голословно и примирять с доставлением обиженной стороне справедливого удовольствия, а за важное преступление представлять под законное суждение войсковому правительству» (7). Кроме того, они осуществляли мобилизационные и другие военно-административные распоряжения войскового правительства.

Но и эти права находились под непосредственным наблюдением правительственных властей, о чем свидетельствовали одногодичные сроки выборов куренных атаманов, «сменяемых ежегодно

№ 1 (26), 2008

“Культурная жизнь Юга России ”

29 июня, в день Святых апостолов», с привлечением их к присяге на верность должности в тот же день (8).

До конца 1793 года куренные селения подчинялись кордонным начальникам. Занятые охраной кордонной линии по реке Кубани, они не вникали в дела куренных селений. В жалобах казаков говорилось, что кордонные начальники «разными видами их угнетают и тем приводят к разорению». 19 ноября 1793 года специальным ордером кошевого атамана 3. Чепиги полковнику К. Белому было приказано «кордонных старшин от командования селениями освободить» (9). Их обязанности стали исполнять куренные атаманы.

Правительство Павла I внесло ряд изменений в схему организации власти и управления Черномории. Император упразднил войсковое правительство. Вместо него была создана войсковая канцелярия, подразделявшаяся на шесть экспедиций. Канцелярия получила права губернского правления. Членами ее являлись: войсковой атаман, два офицера от войска, прокурор и генерал от правительства, на которого возлагались обязанности первоприсутствующего. Упразднялась и такая военно-административная единица Черномории, как курень.

Функции куренных атаманов были переданы сельским атаманам, которые, впрочем, продолжали носить название «куренных». Казачье селение управлялось точно так же, как селение государственных крестьян. Войско стало делиться на полки.

Указом императора Александра I от 20 марта 1802 года войсковое правление Черномории было реорганизовано по образцу управления войском Донским. Войсковой прокурор Черномории подчинялся таврическому губернскому прокурору. Новый порядок управления в Черномории вводил избрание съездом офицеров, двух непременных членов и четырех асессоров, таким образом, предусматривалось выборное начало. Черномория делилась на четыре земских сыскных начальства: Екатеринодарское, Бейсугское, Ейское,

Таманское (10). Результатом административной реформы 1802 года стало еще большее подчинение Черноморского войска в административном, судебном и военном отношении центральной власти. Войско лишь отдаленно напоминало былую Низовую республику, но казаки после пережитых разгромов и бродячей жизни смирились и с таким положением (11).

Все последующие правительственные мероприятия были направлены на сокращение самоуправления казачества и доведение его до уровня общероссийских законов. Понятно, что специфические условия, в которых находилось черноморское казачество, не позволяли добиться этого в полном объеме.

29 августа 1826 года Николай I одобрил предложение о подчиненности войска Черноморского командующему войсками на Кавказской линии генерал-адъютанту Эммануэлю с задачей «надзирать за действиями войсковой канцелярии и за внутренним управлением войска» (12).

Согласно утвержденному 6 марта 1827 года положению «Учреждения для управления Кавказской области», земли Черноморского войска причислялись к Кавказской области, однако территориально в ее состав не входили и подчинялись командующему отдельного Кавказского корпуса (13).

Положением 1827 года в Черномории было введено новое управление, которое передавалось войсковой канцелярии, состоявшей из председателя - войскового атамана, двух непременных членов, трех асессоров, двух секретарей, семи столоначальников, журналиста, казначея и экзекутора. Войсковая канцелярия делилась на две экспедиции: воинскую и экономическую. В структуре войскового управления наблюдалось сходство с управлением, установленным Николаем I в центре.

Преобразовано было и куренное управление. Вместо сельского и куренного теперь вводился один атаман - куренной. Его избирали 1 января три выборщика, а последних определяли на общем собрании чиновников и казаков. Куренной атаман подлежал утверждению войсковой канцелярией.

Сам войсковой атаман назначался царем, а полицмейстер г. Екатеринодара - командиром отдельного Кавказского корпуса. Выборность должностных лиц отменялась. Исключение составляли асессоры, которые избирались чиновниками через каждые три года.

В 1832 году по указу царя был создан комитет, на который возлагалась задача: выработать новое положение об управлении Черноморией. В результате длительной работы он представил царю «Положение о Черноморском казачьем войске». 1 июля 1842 года новое положение было утверждено Николаем I и явилось наиболее полным и юридически обоснованным актом казачьего законодательства (14).

В основу положения леглиправаЧерноморского казачьего войска на землю: «Войско владеет принадлежащими ему землями по грамотам, в разные времена пожалованным». Правление в каждой станице состояло из атамана и двух судей, которые избирались станичным обществом. Кроме станичного суда имелся третейский.

В военном и гражданском отношении Черномория подчинялась военному министру. Непосредственным начальником Черномории оставался наказной атаман. Он пользовался правами начальника дивизии по военной линии и губернатора по гражданской. Наказной атаман назначался приказом императора и указом правительствующего Сената. Он имел помощника, письмоводителя, переводчика и адъютанта. Ему подчинялось «войсковое дежурство» во главе с начальником штаба, включавшее в себя дежурного штаб-офицера, старшего адъютанта, его помощника, адъютанта, обер-аудитора и журналиста. Также учреждалась комиссия Военного суда в составе председателя и четырех асессоров с помощниками, секретарями и столоначальниками. Куренные (сельские) атаманы по новому положе-

нию подбирались из числа наиболее зажиточных казаков. Казачья беднота отстранялась от управления, что вызывало большое недовольство. Срок выборов сельских атаманов определялся тремя годами. Они занимались регулированием сроков очередности службы, выполнения других повинностей казаками, что создавало условия для многочисленных злоупотреблений, приобретавших характер бедствия.

Положение для казачьих низов было таким тяжелым, что войсковые власти и кавказская администрация вынуждены были периодически вмешиваться в дела куренного самоуправления и бороться в какой-то степени с процветавшим беззаконием. В это же время курени в Черномории были переименованы в станицы. Изменилось и внутреннее деление: вместо четырех округов было образовано три со своим «окружным дежурством» в каждом: Таманский (21 станица с населением 19 334 человека), Екатеринодарский (20 станиц с населением 21 064 человека), Ейский (19 станиц - 19 083 человека). Таким образом, в Черномории было всего 60 станиц с общей численностью населения 59 481 человек.

Положение 1842 года ввело екатеринодарс-кую полицию со штатом полицейского управления 12 человек: полицмейстер, два частных пристава, следственный пристав, пять квартальных надзирателей, секретарь и столоначальник.

Вопросы организации власти и управления Черноморией занимали не только войсковую администрацию, но и правительство. Оно упразднило порядок выбора войском атамана и других должностных лиц. На все главные посты приказом царя назначались преданные трону чиновники. Войсковая канцелярия и другие управленческие учреждения Черномории были наполнены чиновниками, послушно проводившими политику, выражавшую интересы абсолютной монархии.

Самоуправление войска всячески ограничивалось, автономия казачества все больше уступала место центральному управлению. Выборные принципы сохранялись частично в станичных управлениях, вся жизнь казачества жестко регламентировалась, была нацелена на выполнение многих военных повинностей.

Вместе с тем благодаря административным реформам в течение 50 лет на степных просторах закрепилось и начало развиваться Черноморское казачье войско, ставшее надежным щитом российского государства на Северном Кавказе.

Литература и источники

1. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. 249. Оп. 1. Д. 2829. С. 1.

2. Копия Императорских грамот и других письменных актов, принадлежащих Кубанскому казачьему войску // Кубанский сборник. Екатеринодар, 190Г Т. 8. С. 288.

3. Фролов Б. Е. Порядок общей пользы. Опыт исторического комментария // Голос минувшего. 2001. № 1-2. С. 28.

4. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 2830. С. 1.

5. Попка И. Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту. Краснодар, 1998. С. 174.

6. Щербина Ф. А. История Кубанского казачьего войска: в 2 т. Т. 1. История края. Екатеринодар, 1910. Репр. воспроизведение. Краснодар, 1992. С. 550.

7. Щербина Ф. А. Краткий исторический очерк Кубанского казачьего войска. Воронеж, 1888. С. 72.

8. ГАКК. Ф. 249. Оп. 1. Д. 2830. С. 2.

9. Там же. Д. 256. С. 4.

10. Там же. Д. 227. С. 57 об.

11. Губарев Г. В. Казачий словарь-справочник. Т. 3. Сан-Ансельмо, Калифорния, 1970. С. 285.

12. ГАКК. Ф. 250. Оп. 2. Д. 512. С. 7.

13. Там же. Д. 553. С. 3.

14. Полный свод законов (ПСЗ). Собрание 1. Т. 17 (1842). СПб., 1843. Ст. 15809.

Р. Б. СХАТУМ

ВОЕННОЕ ДЕЛО АДЫГОВ В УШ-ХУП ВЕКАХ

В жизни адыгов в УШ-ХУП веках военное дело играло определяющую роль, что объяснялось постоянно угрожающей им опасностью. Высокая военизация населения отражалась на его традициях и быте.

Определенным рубежом в истории адыгов стали события VIII века. В это время на территории Северо-Западного Кавказа (Хазарский каганат, Абхазское царство) происходит образование раннефеодальных государств (1). Появляются новые виды вооружения и снаряжения (сабли, пики, стремена и т. д.), что повлияло на стратегию, тактику, военную организацию адыгов. Во главе общества стояли предводители, которые постепенно оформились в правящий класс князей с наследственной властью. В обществе происходит резкое имущественное расслоение. Дружины в это вре-

мя были конными и вооружались саблями, копьями, луками со стрелами, кинжалами, топорами, кистенями. А из защиты они имели шлемы, кольчуги, панцири, наручи, поножи, щиты.

Следующими значимыми этапами в истории адыгов стали события X века: усиление Алании, ослабление и падение Хазарского каганата, уход с исторической арены Абхазского царства, появление руссов на территории Таманского полуострова (2). Основные элементы военного дела адыгов, заложенные в хазарское время, продолжили свое развитие в Х-ХШ веках. В это время окончатель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.