Научная статья на тему 'Административно-процессуальные проблемы оказания принудительной помощи гражданам'

Административно-процессуальные проблемы оказания принудительной помощи гражданам Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
340
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ГРАЖДАНИН / МЕДИЦИНСКОЕ ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ ВЫТРЕЗВИТЕЛЬ / МВД РОССИИ / МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ / POLICE / CITIZEN / MEDICAL EXAMINATION / THE MEDICAL DETOXIFICATION CENTER / THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY / HEALTH MINISTRY OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ковшевацкий В. И.

Статья посвящена анализу административно-процессуальных проблем привлечения лица к административной ответственности по статье 20.21 КоАП России, особенностям медицинского освидетельствования лица на состояние опьянения, проблемам, связанным с передачей медицинских вытрезвителей в подведомственность Министерства здравоохранения и социального развития России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ковшевацкий В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE-PROCEDURAL PROBLEMS OF PROVIDING COMPULSORY ASSISTANCE TO THE CITIZENS

The article is devoted to the analysis of administrative-procedural problems of attraction of the person to administrative responsibility under article 20.21 of KoAP of Russia, the peculiarities of medical examination of a person to a state of drunkenness, the issues related to the transfer of medical detoxification centers in the jurisdiction of the Ministry of health and social development of Russia.

Текст научной работы на тему «Административно-процессуальные проблемы оказания принудительной помощи гражданам»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ ПОМОЩИ ГРАЖДАНАМ

В.И. Ковшевацкий,

адъюнкт ФПН и НПК Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.14 — административное право;

административный процесс E-mail: Kovshevatsky@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу административно-процессуальных проблем привлечения лица к административной ответственности по статье 20.21 КоАП России, особенностям медицинского освидетельствования лица на состояние опьянения, проблемам, связанным с передачей медицинских вытрезвителей в подведомственность Министерства здравоохранения и социального развития России.

Ключевые слова: полиция, гражданин, медицинское освидетельствование, медицинский вытрезвитель, МВД России, Минздравсоцразвития России

ADMINISTRATIVE-PROCEDURAL PROBLEMS OF PROVIDING COMPULSORY ASSISTANCE

TO THE CITIZENS

V.I. Kovshevatsky,

graduated in a military academy of FPN and NPK of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Annotation. The article is devoted to the analysis of administrative-procedural problems of attraction of the person to administrative responsibility under article 20.21 of KoAP of Russia, the peculiarities of medical examination of a person to a state of drunkenness, the issues related to the transfer of medical detoxification centers in the jurisdiction of the Ministry of health and social development of Russia.

Keywords: police, citizen, medical examination, the medical detoxification center, the Russian interior Ministry, health Ministry of Russia

Для исследования вопросов, связанных с процессуальными проблемами оказания принудительной помощи по вытрезвлению граждан, следует отметить, что в настоящий момент на законодательном уровне до сих пор не решен вопрос о передаче функций медицинских вытрезвителей органам здравоохранения. Поэтому в рамках данной статьи исследуем административно-процессуальные проблемы привлечения лица, находящегося в общественном месте в нетрезвом виде по статье 20.21 КоАП России и проблемы нормативного закрепления порядка медицинского освидетельствования лица на состояние опьянения.

Рассмотрим особенности состава административного правонарушения, предусмотренного ст.20.21 КоАП России. Объектом рассматриваемой статьи являются общественный порядок и обще-

ственная безопасность. Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, квалифицируется как правонарушение независимо от того, в результате потребления алкогольной, спиртосодержащей продукции, наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача наступило такое опьянение. Основным признаком деяния является нахождение в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в общественных местах. Квалификация рассматриваемого правонарушения должна осуществляться с учетом результатов медицинского освидетельствования лица1.

Особенность объективной стороны данного

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

правонарушения состоит в том, что лицо появляется в общественном месте не просто в состоянии опьянения, а в оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность. В административном законодательстве отсутствует понятие «общественное место». В статье 20.20 КоАП России, которая говорит о распитии пива в общественных местах, содержится исчерпывающий перечень мест, где нельзя распивать пиво. То есть их можно признать общественными. Запрет касается детских, образовательных и медицинских организаций, всех видов общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, организаций культуры (за исключением расположенных в них организаций или пунктов общественного питания, в том числе без образования юридического лица), физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, улиц, стадионов, скверов, парков2.

Субъектами рассматриваемого правонарушения могут являться лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста.

Правонарушение выражается в форме умысла.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.21 КоАП России, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП России.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения3.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие при рассмотрении дела лица, в отношении которого ведется производство по делу.

По делу об административном правонарушении

выяснению подлежат:

1) наличие события административного правонарушения;

2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП России или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность;

3) виновность лица в совершении административного правонарушения;

4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;

5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении;

7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения4.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела5.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей отражаются в протоколе об административном правонарушении, протоколе о применении меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, протоколе рассмотрения дела об административном правонарушении, а в случае необходимости записываются и приобщаются к делу6.

Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения7.

Дело об административном правонарушении

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из указанных поводов, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения8.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента:

1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 27.1 КоАП России;

2) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении;

3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП России;

4) оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если в соответствии с частью 1 статьи 28.6 КоАП России протокол об административном правонарушении не составляется9.

В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

О совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частью 1 статьи 28.6 КоАП России10.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу об административном правонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, но не более чем на один месяц. О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, выносят мотивированное

определение.

При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение11.

Протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении подписывается председательствующим в заседании коллегиального органа и секретарем заседания коллегиального органа.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление:

1) о назначении административного наказания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае:

1) наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП России;

2) объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 КоАП России12.

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления. Также копия вынесенного судьей постановления по делу об административном правонарушении направляется должностному лицу, составившему протокол об административном правонарушении, в течение трех

" 13

дней со дня вынесения указанного постановления13.

Квалификация рассматриваемого правонарушения должна осуществляться с учетом результатов медицинского освидетельствования лица. Анализ действующего законодательства показал, что весьма интересной складывается ситуация, когда возникает необходимость проведения освидетельствования на состояние опьянения гражданина, не управляющего транспортным средством, даже если он и является водителем транспортного средства, но в конкретной

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

ситуации он выступает как обычный гражданин, то есть в случае совершения им административного правонарушения. Федеральный закон от 07.02.2011 года № З-ФЗ (ред. от 25.06.2012) «О полиции»14 в ст. 13 «Права полиции» предоставляет сотрудникам полиции право проводить в установленном законом порядке освидетельствование лиц, подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения, для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять данных лиц в медицинское учреждение, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения или объективного рассмотрения дела о правонарушении. Однако гражданин, выходя в общество, не берет на себя обязательство проходить по требованию сотрудника полиции освидетельствования на состояние опьянения и не обязан соглашаться на прохождение такого освидетельствования, и законом не установлена санкция за отказ от прохождения освидетельствования15.

В случае направления лица, в отношении которого имеются основания полагать, что оно находится в состоянии алкогольного опьянения, на освидетельствование на состояние алкогольного опьянения права человека не защищены никоим образом. Если порядок направления водителя транспортного средства на медицинское освидетельствование в какой-то мере регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2002 № 930 «Об утверждении правил медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством, и оформления его результатов», то порядок направления на аналогичную процедуру лица, совершившего административное правонарушение, не регулируется вообще.

Необходимость освидетельствования на состояние опьянения возникает при квалификации целого ряда административных правонарушений:

ст. 6.10. Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ;

- ч. 3 ст. 12.29. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), в состоянии опьянения;

ст. 20.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения;

ст. 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и

напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

Таким образом, подводя итог рассмотрению процессуальных проблем оказания принудительной помощи по вытрезвлению граждан, можно сделать следующие выводы и предложения:

1. Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественный порядок и общественная безопасность.

2. Появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, квалифицируется как правонарушение независимо от того, в результате потребления алкогольной, спиртосодержащей продукции, наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача наступило такое опьянение. Основным признаком деяния является нахождение в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, в общественных местах.

3. Применение меры обеспечения по делам об административных правонарушениях в виде освидетельствования на состояние опьянения должно быть четко и подробно регламентировано для всех случаев, когда ее применение необходимо. В противном случае представляется нецелесообразным наличие в КоАП России перечисленных выше статей, предусматривающих административную ответственность за нахождение в состоянии опьянения.

4. Закон «О полиции» сделал значительный шаг на пути деуниверсализации полиции, т.е. сужения ее функций. Закон, в частности, снял с полиции несвойственные ей функции, связанные с содержанием лиц, находящихся в состоянии средней и тяжелой степени алкогольного опьянения, в медицинских вытрезвителях при органах внутренних дел, с последующей передачей соответствующих полномочий органам здравоохранения. К сожалению, до настоящего момента это не выполнено. Медицинские вытрезвители прекратили свою работу, а органы здравоохранения отказываются принимать пьяных граждан. В результате, из-за отсутствия нормативной базы, связанной с деятельностью медицинских учреждений по оказанию принудительной помощи по вытрезвлению граждан, возросло количество смертей среди населения в результате обморожения по причине злоупотребления спиртными напитка-ми16. И действительно, сотрудники полиции нередко вынуждены оказывать принудительную помощь

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы административного права

гражданам. Статические данные показывают, что за 2011 год больше совершено преступлений под воздействием спиртных напитков (237,3 тыс.; +10,7% по сравнению с 2010 годом). Прогнозируется, что в ближайшие 3-5 лет неблагоприятные криминогенные факторы продолжат проявлять себя усилением криминальной опасности для населения страны, криминальной алкоголизацией и наркотизацией на-

17

селения, разрастанием коррупции1'.

В связи с этим предлагаем создать на базе прежних медицинских вытрезвителей лечебные учреждения, специализированные на оказании комплексных услуг по вытрезвлению граждан и профилактике алкоголизма, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

1 Комментарий к КоАП России с практическими разъяснениями официальных органов и с постатейными метериалами. 13-е изд., пер. и доп.. — М.: Юристъ, 2011. — С. 815.

2 http://www.zgtk.ru/smf/index.php?topic=4219.0

3 Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная: Учебник / Под ред. А.П. Коренева. — М.: Московский университет МВД РФ. — 2001. — С. 182.

4 Административное право России. Часть вторая. / Под ред. А.П. Коренева. — М.: МЮИ МВД России. Издательство «Щит-М». 2004. — С. 294.

5 Административно-процессуальное право; Курс лекций .-М.,2009,с.229-230.

6 Административное право России; Учебник/Под ред. П.И. Кононова и др.-М..2009, с.446

7 Статья 28.1 КоАп России. «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

8 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю. М. Козлова. — М.: Юристъ, 2002. — С. 819.

9 Часть 4 статьи 28.1 КоАП России. «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

10 Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю. М. Козлова. — М.: Юристъ, 2002. — С. 823.

11 Серегин А.В. Советский общественный порядок и административно-правовые средства его укрепления. — М., 1975. — С. 125.

12 Часть 2 статьи 29.9 КоАП России. «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.

13 Манохин В. М., Адушкин Ю. С., Багишаев З. А., Российское административное право: Учебник. — М.: Юристъ, 2003. — С. 498.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 «Собрание законодательства РФ», 14.02.2011, №7

15 Статья. «Освидетельствование на состояние опьянения — административно-правовой аспект» (С.М. Зырянов) («Медицинское право и этика», 2003, № 2).

16 По данным МЧС России: за зимний период 2010-2011 г.г было зафиксировано 1500 случаев гибели от сильных морозов, за зимний период 2011-2012 г.г количество таких случаев возросло до 3361, в 90 % случаев к гибели от сильных морозов привело злоупотребление спиртными напитками. Всего за медицинской помощью в результате обморожения за зимний период 2011-2012 г.г обратилось свыше 100 тысяч человек. URL: http:// www.mchs.gov.ru/stats/index.php?SECTION_ID=253

17 http://www.mvd.ru/mvd/documents/expprojects/show_100129

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.