АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
УДК 351.761.158-052-053.6(470)(091)
А. А. БЕЖЕНЦЕВ, начальник кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент (г. Санкт-Петербург)
A. A. BEZHENT SE V, Head of the Chair of administrative activity agencies in Internal Affairs of Saint-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Candidate of Law, associate professor (St. Petersburg)
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ЗАПРЕТЫ НА ПРОДАЖУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ: ОТ ИСТОРИИ К СОВРЕМЕННОСТИ
ADMINISTRATIVE AND LEGAL BANKS ON SALE OF MINORS ALCOHOLIC PRODUCTS: FROM HISTORY TO MODERNITY
Аннотация. В настоящее время среди актуальных проблем современного общества выделяется злоупотребление алкоголем, в том числе и в среде не достигших восемнадцатилетия лиц. В статье в хронологической последовательности проанализированы генезис и эволюция государственно-правовых механизмов регулирования оборота алкогольной продукции на территории нашей страны, изучено отношение законодателя к фактам совершения противоправного деяния в состоянии алкогольного опьянения, исследованы административно-правовые нормы о запрете и ограничениях реализации алкогольной продукции несовершеннолетним. Сделаны выводы о целесообразности использования прошлого положительного опыта реализации административно-правовых запретов на розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним в современный период; о необходимости осуществления правоприменительной практики по рассматриваемому вопросу не только правоохранительными органами, но и общественными организациями.
Ключевые слова и словосочетания: Оборот алкогольной продукции, ограничение продажи спиртных напитков, ограничение потребления алкоголя, продажа несовершеннолетним алкоголя, потребление алкоголя несовершеннолетними, состояние алкогольного опьянения, защита прав несовершеннолетних, правонарушения несовершеннолетних, профилактика правонарушений несовершеннолетних.
Annotation. At present, alcohol abuse is highlighted among the urgent problems of modern society, including among people under the age of eighteen. The article analyzes the genesis and evolution of state legal mechanisms for regulating the turnover of alcoholic beverages in the territory of our country in chronological order, examines the legislator's attitude to the facts of committing a wrongful act while intoxicated, examines administrative and legal norms on the prohibition and restrictions on the sale of alcoholic beverages to minors. Conclusions are made about the expediency of using the past positive experience in the implementation of administrative and legal bans on retail sale of alcoholic beverages to minors in the modern period; on the need to implement law enforcement practice on the issue under consideration not only by law enforcement agencies, but also by public organizations.
Key words and phrases: Turnover of alcoholic beverages, restrictions on the sale of alcoholic beverages, restriction of alcohol consumption, sale of alcohol to minors, alcohol consumption by minors, alcohol intoxication, protection of the rights of minors, juvenile delinquency, prevention ofjuvenile delinquency.
Протекция прав, свобод и благополучия несовершеннолетних - это исторически зарекомендовавшее себя направление со вполне объяснимыми тенденциями своего появления, становления и развития. Более того, полагаем, что, исходя из наличия такого направления, можно судить об уровне эволюции (во всех отношениях) государства в тот или иной временной период. Это связано с повышенной, первостепенной значимостью вопроса обеспечения сохранности и защиты интересов несовершеннолетних. В случае нереализации в данном направлении эффективных административно-правовых и правоприменительных действий говорить о правовом характере государства, его высоком уровне развития не приходится ни под каким углом и точкой зрения. Также отметим, что защита прав и законных интересов несовершеннолетних как в историческом отображении, так и на современном этапе - это сложный процесс, императивно требующий своей реализации на многих уровнях и по многим направлениям. И в случае неэффективности хотя бы одного из таких направлений в целом можно говорить о неэффективности всей административной деятельности. Анализ исторических источников показывает, что на протяжении всего развития деятельности по протекции прав, свобод и благополучия не достигших совершеннолетия лиц одним из направлений работы правоохранителей являлось формирование административно-правового запрета на допуск несовершеннолетних к алкогольной продукции.
При исследовании ретроспективы поставленного вопроса необходимо в обязательном порядке отметить немаловажный, как нам представляется, факт: создание и обеспечение административно-правового запрета на продажу алкогольной продукции несовершеннолетним находится в прямой и тесной связи с государственной политикой в сегменте регулирования оборота алкогольной продукции. В данном случае необходимо говорить о целом и частном, где общая политика выступает целым, а ее ответвление в виде регулирования в отношении кон-
кретных категорий лиц, в том числе и несовершеннолетних, частным. В этой связи при установлении истории формирования административно-правового запрета на розничную продажу несовершеннолетнему алкогольной продукции необходимо делать существенную отсылку к положениям общей государственной политики по регулированию на территории нашей страны рынка алкогольной продукции.
При первом же рассмотрении исторической подоплеки появления государственно-правовых механизмов регулирования оборота алкогольной продукции назревает существенная дискуссия. На сегодняшний день нет четкого обоснованного мнения относительно того, в какой период времени появился исследуемый институт. Часть ученых считает, что данный период датируется серединой XV века. При этом авторы подчеркивают отсутствие до указанного периода даже упоминаний о вопросах государственного регулирования правоотношений, связанных с оборотом алкогольной продукции и ее употреблением. В частности, некоторые авторы отмечают, что «анализ памятников правовой истории нашего государства показывает, что на первоначальных этапах его развития вопросами регулирования в указанной сфере государство не было озабочено». В первых наиболее значимых и обширных источниках российского права, таких как Русская правда (Краткая и Пространная Правды, а также I, II и III редакция Устава князя Владимира), Псковская судная грамота, Новгородская судная грамота, вопросы потребления алкоголя мирянами не регулировались [1, с. 78]. Подчеркнем, что узловые памятники права эпохи феодальной раздробленности на Руси, в том числе Галицко-Волынской Руси, Смоленска, Новгорода и Пскова, также не имели предписаний, регламентирующих этот животрепещущий вопрос. В данном контексте не имелось никаких запретов применительно отпуска алкогольной продукции лицам, не достигшим совершеннолетнего возраста. Анализируя возможную причину подобной ситуации, следует говорить об общем развитии алкогольного рынка на тот период и, в
частности, потребностях населения в функционировании данного рынка. До первой трети XV века на Руси употребляли в основном слабоалкогольные напитки. Соответственно, проблема широкого употребления алкогольных напитков среди населения не стояла остро, и в связи с этим государство не имело экономической выгоды от распространения алкоголя.
Как видим, мнение Н. Е. Горюшкиной относительно первого подхода к определению начального периода реализации государственной политики по урегулированию оборота алкогольной продукции базируется на достаточно нетривиальном факте, а именно: факте невостребованности у населения алкогольной продукции. Соответственно, из-за отсутствия сферы отсутствовали и соответствующие механизмы ее регулирования. С первого взгляда подобная позиция кажется вполне логичной. Однако принять ее в качестве исключительно верной не представляется возможным. И прежде всего в данном контексте интерес вызывает вопрос регулирования уголовно-правовых отношений, а именно обстоятельств, которые признавались законодателем в качестве отягчающих. Вслед за выделением критериев дифференциации уголовной ответственности древнерусский законодатель задался вопросом определения аналогичных критериев и для уголовного наказания. Особое место в данном случае следует отводить такому правовому акту, как Русская Правда (во всех возможных редакциях), явившая собой фактически первый фундаментальный сборник правовых норм межотраслевого характера. Существенное место в данном правовом акте отводилось именно критериям разграничения и дифференциации уголовного наказания, причем как в сторону смягчения, так и в сторону утяжеления последнего. При этом общих начал назначения наказания Русская Правда не содержала. Правовая мысль законодателя того периода реализовывалась посредством казуистического изложения, а именно: при описании конкретных случаев совершения деяния и конкретизирован-
ных видов и размеров назначаемых за их совершение наказаний. К отягчающим обстоятельствам относили корыстный умысел правонарушителя, кражу особо охраняемых вещей, хищение в ночное время суток, конокрадство, рецидив, а также социальное положение потерпевшего. Утверждалось, что чем выше было сословие потерпевшего, тем строже было наказание совершившего преступное деяние [2, с. 45]. Однако, помимо прочего, древнерусский законодатель также предусмотрел такое отягчающее наказание обстоятельство, как совершение преступления в состоянии опьянения, в том числе и алкогольного. Анализ положений Русской Правды позволяет сделать вывод, что законодатель, в целом, крайне негативно относился к факту совершения противозаконного деяния в состоянии опьянения. За подобного рода действия назначались одни из самых суровых видов наказаний. Факт опьянения увеличивал общественную опасность совершенного противоправного деяния во много раз, что, соответственно, вело к ужесточению реакции государства на совершение подобного преступления.
Еще большее огосударствление оборота алкогольной продукции произошло в XV веке. Это было связано с появлением и введением в оборот крепких алкогольных напитков. Как отмечается в юридической литературе, данное появление датируется примерно 1428 годом [3, с. 98], так как в этот период происходит сразу несколько как общегосударственных, так и локальных событий, которые оказали существенное влияние на общественное устройство в России.
Во-первых, продолжало существовать установленное еще в прошлом веке монголо-татарское иго, российское государство было вынуждено платить дань и, соответственно, в постоянном усилении нуждался институт налогообложения населения. Во-вторых, наличествовали отдельные, частные столкновения с монголо-татарами. В частности, именно в 1428 году произошел набег ордынского войска на костромские земли - Галич Мерьский; разорение и
грабеж Костромы, Плеса и Луха [4, с. 87]. В-третьих, несмотря на наличие внешней угрозы, продолжали возникать междоусобные войны и столкновения. В-четвертых, постепенно начинает формироваться новая внешняя угроза, источником которой выступила Литва, на территории которой развернулась борьба российских и литовских (про-польских)сил.
В подобных негативных условиях уровень потребления населением алкоголя значительно возрос: в ходе постоянных военных конфликтов и столкновений, отсутствия стабильности внутри страны, а также ряда других обстоятельств население активно вовлекалось в употребление алкогольной продукции. Реализация крепких алкогольных напитков, распространение фактов их употребления привели к началу государственного участия в регулировании оборота алкогольной продукции, однако в отношении несовершеннолетних оно на указанном этапе не реализовывалось.
Двумя объектами административно-правового регулирования, связанными с ограничениями оборота алкогольной продукции, было государство и церковь. В первом случае речь идет о чисто налоговых нормах, которые были направлены на урегулирование вопросов взимания торговых пошлин с субъектов, которые занимались реализацией алкогольной продукции. Во втором же случае речь идет о появлении первых административно-правовых запретов на розничную продажу и употребление алкогольной продукции определенными категориями лиц, в частности, священнослужителями. Так, например, «согласно церковным правилам священнослужитель, проведший в пьянстве всю ночь до шести часов утра, не допускался к заутрене и рисковал быть низложенным из сана» [5, с. 99].
Несмотря на то, что в рассматриваемый период фактические нормы о запрете и ограничениях реализации алкогольной продукции в отношении лиц, не достигших совершеннолетнего возраста, отсутствовали, говорить о полном игнорировании данного вопроса, нельзя. Первоначальной сфе-
рой, из которой в дальнейшем зародились основы административно-правового регулирования и формулирования запретов на продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, выступила сфера обеспечения воспитания детей родителями, а также иными субъектами.
Относительно дальнейшего развития государственной деятельности по ограничению реализации алкогольной продукции несовершеннолетним ученые расходятся в своих мнениях. С одной стороны, некоторыми указывается на отсутствие общей, так называемой «генеральной линии» относительно разрешения указанных вопросов. В. Ю. Сытников пишет о том, что «принимались отдельные меры по регулированию алкогольного рынка (как например, введение акциза на продажу алкогольной продукции), осуществлялись действия, направленные на защиту от противоправного посягательства на несовершеннолетних, в том числе связанные с вовлечением их во «всяческие непотребства», однако точно отметить определенные события, явления или действия, которые напрямую касались исследуемого нами вопроса, в период XVII - первой половины XIX веков, не представляется возможным» [6, с. 204]. Однако, на наш взгляд, согласиться с подобным мнением довольно сложно в силу ряда факторов.
Прежде всего это специфика рассматриваемого исторического периода. Данный этап характеризовался активным наращиванием административно-правовой базы урегулирования практического большинства из имевшихся институтов, отраслей и сфер. В частности, регулированию подвергались соответствующая административно-правовая сфера, общественные отношения, институты государственной власти, армия, флот и так далее. В таком историческом контексте реализация сферы регулирования оборота алкогольной продукции также не могла остаться в стороне. Более того, важно отметить и тот факт, что при Петре I были значительно наращены темпы алкоголизации населения во многом в виду «ввода в эксплуатацию» режимов существования западного
общества, которое потребляло алкогольную продукцию в значительных количествах, но в условиях наличествовавшей так называемой культуры пития.
В 1903 г. был сделан существенный шаг в формировании административно-правового запрета на продажу алкогольной продукции несовершеннолетним. Впервые в истории нашего государства нарушение данного запрета могло повлечь уголовную ответственность, то есть, розничная продажа алкогольной продукции стала считаться, при наличии определенных обстоятельств, уголовно-наказуемым деянием, запрещенным законом под угрозой наказания. Так, статья 315 Уголовного уложения предусматривала уголовную ответственность для виновного «в держании в частном заведении для торговли крепкими напитками или в заведении трактирного промысла с продажею крепких напитков в качестве прислуги лица, не достигшего установленного законом возраста, или в допущении к распитию крепких напитков в сих заведениях малолетнего моложе четырнадцати лет». Такие деяния наказывались денежной пеней в размере не более 100 рублей. Таким образом, юридическая ответственность устанавливалась не только за допущение к распитию крепких напитков малолетними, но и к работе в торговых и питейных заведениях лиц молодого возраста.
Советский период развития законодательства в сегменте установления административно-правовых запретов на продажу алкогольной продукции не достигшим совершеннолетнего возраста лицам заслуживает отдельного внимания. Прежде всего это связано с тем, каким образом советские власти относились к вопросу употребления алкогольной продукции и сопряженным с данным процессом иным общественным отношениям в целом. Хорошо известной является существенная и планомерная борьба советского государства с алкоголизмом населения. Она производилась на идеологическом («Пьянству бой») и правовом уровне (так называемый «сухой закон»). Естественным образом в подобных условиях существенное внимание уделялось и вопросам формирования и обеспечения администра-
тивно-правового запрета на розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним.
Впервые норма о запрете продажи алкогольной продукции малолетним появляется в 1927 г., в марте которого Совет Народных Комиссаров РСФСР принимает постановление «О мерах ограничений продажи спиртных напитков» [7], предусматривающее запрещение их продажи малолетним лицам и лицам, находящимся в состоянии опьянения, а также в буфетах и культурно-просветительных учреждениях. Постановление распространялось на все виды спиртных напитков, кроме натурального (неспирто-ванного) вина и пива. В борьбе с пьянством в этот период активизируется деятельность общественных организаций - в этом же году на местном уровне были организованы специальные комиссии по вопросам алкоголизма, а ранее, сразу после Октябрьской революции - и комиссии по делам несовершеннолетних [8, с. 25-26].
В случае нарушения установленных правил продажи, закрепленных в вышеуказанном постановлении устанавливалась административная ответственность. Административное взыскание налагалось местными исполнительными комитетами и городскими советами в соответствии с Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 28 июня 1926 г. «Об утверждении положения об издании местными исполнительными комитетами и городскими советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке» [9].
В дальнейшем нормы об ответственности за розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним предусматривались в различных кодифицированных нормативных правовых актах советского государства, в основном административно-правовой направленности.
Крайне положительным моментом следует отметить, что вопросами реализации административно-правового запрета на розничную продажу алкогольной продукции не
достигшим совершеннолетия лицам занимались не только законодательные и правоохранительные органы, но также и различные общественные организации.
После распада СССР были нивелированы многие нормы, ограничивавшие оборот алкогольной продукции, отменены монополии в данной сфере. Помимо этого был ослаблен правоохранительный контроль в указанной сфере, равно как и социальный, и идеологический. Все это привело к значительному ухудшению обстановки в сфере употребления несовершеннолетними алкогольной продукции. Лишь 22 ноября 1995 г. был принят федеральный закон № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», который устанавливал запрет оптовой и розничной реализации алкогольной продукции лицам, не достигшим возраста восемнадцати лет. Данный закон, хотя и с многочисленными изменениями, действует и в настоящее время. На основании и во исполнение положений и требований указанного нормативного правового акта были реализованы межотраслевые нормы, которые сформировали соответствующий административно-правовой запрет на продажу алкогольной продукции несовершеннолетним, обосновав при этом уголовную и административную ответственность в случае нарушения данного запрета физическими, должностными и юридическими лицами.
Таким образом, можем сделать следующие выводы:
1. Реализация правового запрета на продажу алкогольной продукции несовершеннолетним осуществлялась на неравномерной и несистемной основе, это было связано со многими факторами. Прежде всего необходимо говорить о связи рассматриваемой сферы с государственной политикой в области оборота алкогольной продукции в целом, наличии идеологических и семей-но-нравственных оттенков и некоторых иных факторов. В этой связи полноценно административно-правовой запрет на розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним был сформирован только к концу XIX века.
2. В наибольшей степени рассматриваемые правоотношения развились в советский период, в рамках которого все многочисленные межотраслевые идеи реализации правового запрета на розничную продажу алкогольной продукции несовершеннолетним были соединены воедино.
3. В силу ряда объективных обстоятельств в первые годы постсоветского периода данные идеи были утеряны.
Учет исторического опыта как с точки зрения отрицательных, так и с точки зрения положительных моментов - это одна из основ современного урегулирования правоприменительной и административно-правовой практики в сфере реализации запрета на продажу алкогольной продукции несовершеннолетним.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горюшкина Н. Е. История государственного регулирования свободного оборота алкоголя в пореформенной России (по материалам Курской губернии) : монография. Курск : Курский государственный технический университет, 2009. 260 с.
2. Лоба В. Е., Малахова А. С. Русская правда : обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказания // Вестник Волгоградского государственного университета. 2015. № 4. С. 43-48.
3. Сытников В. Ю. Уголовная ответственность за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции : монография / под общ. ред. Р. М. Кашапова. М. : «Юрлитинформ», 2016. 208 с.
4. История России до 1917 года : учебник / под ред. Г. Б. Поляка., А. Ю. Дворниченко. Люберцы : Юрайт, 2016. 423 с.
5. Берндт А. А. Уголовно-правовая характеристика розничной продажи алкогольной продукции несовершеннолетним : дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург / Уральская государственная юридическая академия, 2017. 211с.
6. Сытников В. О. Становление h развитие ответственности за продажу несовершеннолетним алкогольной продукции в России // Проблемы обеспечения законности и правопорядка в Дальневосточном регионе : сборник материалов Международной научно-практической конференции. Хабаровск, 2017. С.204-208.
7. О мерах ограничения продажи спиртных напитков : Постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 4 марта 1927 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского Правительства. 1927. № 24. Ст. 158.
8. Глушаченко С. Б., Жулев С. К., Сальников М. В. Организация и деятельность комиссий по делам несовершеннолетних в РСФСР (1918-1920 гг.) // История государства и права. 2004. № 3. 25-26 с.
9. Об утверждении Положения об издании местными исполнительными комитетами и городскими советами обязательных постановлений и о наложении за их нарушение взысканий в административном порядке : Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РСФСР от 28 июня 1926 г. // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского Правительства. 1926. № 39. Ст. 304.
© Беженцев А. А.
УДК 342.924.03:351.761.3(470)
А. Б. БУДНИКОВА, старший преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)
А. В. BUDNIKOVA, Senior Lecturer Department of Administrative Law and Administrative Activity of the Department of Internal Affairs, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Krasnoyarsk)
О ПОНЯТИИ И СОДЕРЖАНИИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПОТРЕБЛЕНИЕ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ БЕЗ НАЗНАЧЕНИЯ ВРАЧА
ON THE CONCEPT AND CONTENT OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY
FOR THE CONSUMPTION OF NARCOTIC DRUGS AND PSYCHOTROPIC SUBSTANCES WITHOUT A DOCTOR'S PRESCRIPTION
Аннотация. В статье анализируются подходы к определению понятия «административная ответственность за потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача», рассматривается содержание административной ответственности за данное административное правонарушение, систематизируются дополнительные неблагоприятные последствия, входящие в содержание административной ответственности и предлагается авторское определение исследуемого понятия.
Ключевые слова и словосочетания: потребление наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, административная ответственность, дополнительные неблагоприятные последствия, социально-правовой режим жизнедеятельности.
Annotation. The article analyzes the approaches to the definition of the concept of "administrative responsibility for the consumption of narcotic drugs and psychotropic substances without a doctor's appoint-