Научная статья на тему 'Административно-правовые способы защиты исключительных прав на фирменное наименование'

Административно-правовые способы защиты исключительных прав на фирменное наименование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
672
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клеймёнова Марина Олеговна

Правонарушения в области незаконного использования исключительно права на фирменное наименование, в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к административным правонарушениям. В тоже время, закон не содержит правовых норм, включающих санкции за такие правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие юридического лица, за которое законами установлена административная ответственность. Рассматривая порядок разрешения споров, связанных с незаконным использованием исключительного права на фирменное наименование, целесообразно выделить административный и судебный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Клеймёнова Марина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Is administrative-legal ways of protection of exclusive rights to the company name

Offences in the field of illegal use of the exclusive right to the company name, according to the legislation of the Russian Federation concern administrative offences. In too time, the law does not contain the rules of law including the sanctions for such offences. Administrative offence illegal, guilty action of the legal person for which laws establish administrative responsibility admits. Considering an order of the resolution of disputes, connected with illegal use of the exclusive right to the company name, it is expedient to allocate administrative and judicial.

Текст научной работы на тему «Административно-правовые способы защиты исключительных прав на фирменное наименование»

АДМИНИСТРАТИВНОПРАВОВЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ НА ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ

Клеймёнова Марина Олеговна, преподаватель кафедры Гражданского права и процесса.

Место работы: Московская финансово-промышленная Академия.

Контакты автора: e-mail: [email protected]

Аннотация. Правонарушения в области незаконного использования исключительно права на фирменное наименование, в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к административным правонарушениям. В тоже время, закон не содержит правовых норм, включающих санкции за такие правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие юридического лица, за которое законами установлена административная ответственность. Рассматривая порядок разрешения споров, связанных с незаконным использованием исключительного права на фирменное наименование, целесообразно выделить административный и судебный.

IS ADMINISTRATIVE-LEGAL WAYS OF PROTECTION OF EXCLUSIVE RIGHTS TO THE COMPANY NAME

Kleymenova Marina Olegovna, The teacher of chair of civil law and process.

Place of employment: Moscow academy of finance and trade. Contacts of the author: e-mail: [email protected]

Annotation. Offences in the field of illegal use of the exclusive right to the company name, according to the legislation of the Russian Federation concern administrative offences. In too time, the law does not contain the rules of law including the sanctions for such offences. Administrative offence illegal, guilty action of the legal person for which laws establish administrative responsibility admits. Considering an order of the resolution of disputes, connected with illegal use of the exclusive right to the company name, it is expedient to allocate administrative and judicial.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусматривает административную ответственность юридических лиц за административные правонарушения. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАПом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАПом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не

были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. 1

К административным правонарушениям относятся и нарушения в области исключительного права на фирменное наименование. В настоящее время в законодательстве Российской Федерации (в том числе и в КоАПе) не содержится ни одной правовой нормы, включающей санкцию за нарушения в области незаконного использования исключительного права на фирменное наименование. В то же время в отношении других средств индивидуализации (например, товарного знака), такие санкции предусмотрены.

В науке выделяют два основания административной ответственности юридический (закон, устанавливающий ответственность) и фактическое (правонарушение)2. Наличие данных оснований обязательно для привлечения к ответственности юридических лиц. Фактическое основание административной ответственности можно брать за основания привлечения к административной ответственности юридическое лицо, совершившее правонарушение в области незаконного использования исключительного права на фирменное наименование.

Говоря об административном правонарушении, как правило, говорят о его составе, куда традиционно включаются объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона3. Все четыре указанных элемента входят в состав правонарушения, совершённого как юридическим, так и физическим лицом4.

Для признания юридического лица субъектом правонарушения, необходимо выяснить (провести расследование) о причастности данного юридического лица к определённым проступкам. Расследования по административным правонарушениям проводится путём возбуждения производства по делам об административных правонарушениях.

Производство по делам об административных правонарушениях юридических лиц представляет собой особую разновидность в системе юрисдикционных производств.

В качестве административного правонарушения может выступать и нарушения в области незаконного использования исключительного права на фирменное наименование. Рассматривая правонарушения, связанные с незаконным использованием исключительного права на фирменное наименование и другие средства индивидуализации, необходимо отметить, что в настоящее время КоАП содержит санкции только за незаконное использование товарного знака, в отношении фирменных наименований, коммерческих обозначений таких санкций не предусмотрено. Названные правонарушения, как правило, обусловлены ростом конкуренции, который происходит в последнее десятилетие.

Конкуренция может быть определена как такая ситуация, при которой хозяйствующие субъекты своими действиями эффективно ограничивают возможность каждого из них в одностороннем порядке воздейство-

1 Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Ст.2.1 // СПС «КонсультантПлюс» 2009.

2 Административная ответственность в СССР/ В.М.Манюхин, Ю.С.Адушкин. - Саратов, 1988. С.29.

3 См., например: Лунев А.Е. Административная ответственность за правонарушения. - М., 1962; Бахрах Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности. - Пермь, 1969. С.78-79.

4 Морозов Е.В. Административная ответственность за правона-

рушения в сфере налогового обложения. Дис. к.ю.н. 12.00.14. //

Омск 2009. С.157.

вать на общие условия предоставления товаров и услуг. Таким образом, чем эффективнее хозяйствующие субъекты выполняют эту функцию, тем сильнее конкуренция 5. Субъекты предпринимательской деятельности воздействуют на условия предоставления товаров и услуг не только с помощью качества своих товаров и услуг, но и с помощью известности средств индивидуализации. В данной связи и происходят нарушения в области незаконного использования чужих средств индивидуализации. Многие начинающие предприниматели умышленно пытаются зарегистрировать коммерческую организацию под фирменным наименованием сходным до степени смешения с зарегистрированными ранее и зарекомендовавшими себя на рынке средствами индивидуализации. Таким образом, происходит обман потребителей, так как потребители чаще всего, не различают схожие фирменные наименования. Такая же ситуация может возникнуть и с другими средствами индивидуализации, например, сходство до степени смешения или полная идентичность между товарным знаком и фирменным наименованием, между коммерческим обозначением и фирменным наименованием и т.д.

Несмотря на то, что такие правонарушения на практики встречаются достаточно часто, российское законодательство предусматривает ответственность не за все вышеназванные, а только за незаконное использование товарного знака. Статья 14.10 КоАП: «Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара»6. Анализируя данную правовую норму, необходимо отметить что несмотря на то, что КоАП предусматривает ответственность за незаконное использование чужого товарного знака, санкция за данное правонарушение в виде штрафа достаточно низкая. Поэтому с каждым годом количество таких правонарушений не уменьшается, а только увеличивается. Также за последних два десятилетия, значительно увеличилось и количество правонарушений связанных с незаконным использованием исключительного права на фирменное наименование. С данными правонарушениями, на практике возникает множество проблем:

- во-первых, в законодательстве не определены способы защиты исключительного права на фирменное наименование;

- во-вторых, законодательство не закрепляет порядок разрешения споров по правонарушениям, связан-

5 Толоконников А.Н. Правовая защита конкуренции в ЕС: дис. к.ю.н. 12.00.10. М.2007. С.12

6 Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ. // СПС «КонсультантПлюс» 2009.

ным с незаконным использованием исключительного права на фирменное наименование;

- в-третьих, российское законодательство не содержит санкций за названные правонарушения.

Рассматривая порядок разрешения споров, связанных с незаконным использованием исключительного права на фирменное наименование, целесообразно будет выделить следующие:

- административный порядок, уполномоченным органом по рассмотрению подобных споров является Федеральная антимонопольная служба;

- судебный порядок, споры о нарушениях в области исключительного права на фирменное наименования рассматриваются, как правило, Арбитражными судами Российской Федерации.

Для того чтобы возбудить дело об административном правонарушении за незаконное использование исключительного права на фирменное наименование, необходимо установить вину правонарушителя. Чаще всего в качестве правонарушителей, которые незаконно используют чужое фирменное наименование, товарный знак или коммерческое обозначение и в то же время являются недобросовестными конкурентами, выступают юридические лица или индивидуальные предприниматели. Несмотря на то, что исключительное право на фирменное наименование имеют только юридические лица, обладающие статусом коммерческой организации. Индивидуальные предприниматели, достаточно часто незаконно используют чужое, зарекомендовавшее себя на рынке, фирменное наименование в качестве своего коммерческого обозначения или же регистрируют его в качестве своего товарного знака.

Проводя сравнительный анализ между понятиями вины юридического лица и вины физического лица, даже если речь идёт о правонарушениях в предпринимательской сфере, следует отметить, что вина юридического лица значительно отличается от вины физического лица. Характерно, что вина юридического лица определяется по формальному признаку нарушения административного запрета. По букве закона юридическое лицо не освобождается от административной ответственности даже в том случае, если в конкретной ситуации исключалась возможность наступления вредных последствий от нарушения административного запрета. Единственная возможность отвратить наказание - это ссылаться на малозначительность правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ). Однако такой выход представляется проблематичным, поскольку административная практика отличается формальным подходом к оценке деяний и принимает во внимание в основном сам факт нарушения административного за-прета7.

Следует также проводить разграничения между понятиями вред и материальный ущерб, как последствие деяния. Материальные последствия - это реально наступившие изменения в объективном мире, а вред правонарушением причиняется в любом случае, поскольку вред причиняется общественным отношениям, как объекту. При наличии материального ущерба между причинённым ущербом и деянием обязательно должна быть причинная связь8. В некоторых случаях

7 См. Юхович А.Ю. Административная ответственность юридических лиц по новому КоАП РФ: соблюдение принципа вины при привлечении к ответственности. // Дальневосточный экономикоправовой журнал №5 (46) май 2002 г.

8 Брызгалин Л., Зарипов В. Комментарий основных положений Налогового Кодекса РФ // Хозяйство и право. 1999. №9. С.4-5.

ущерб и причинная связь могут не выделять в качестве необходимых составляющих объективной стороны конкретного правонарушения. То есть обязательным элементом объективной стороны является только деяние, такие элементы, как материальный ущерб и причинная связь являются факультативными9.

Для того чтобы упразднить правонарушения, связанные с незаконным использованием исключительного права на фирменное наименование, необходимо:

1) предпринимателям, принявшим решение о создании коммерческой организации, проверять уникальность и новизну фирменного наименования;

Рождение компании, появление нового проекта каждый раз ставят перед необходимостью выбора имени. После того как предприниматель определился с выбором фирменного наименования, его необходимо проверить на уникальность, это возможно сделать в Федеральной базе данных Единого государственного реестра юридических лиц (ФБД ЕГРЮЛ).

2)Федеральная налоговая служба при регистрации коммерческих организаций, должна проверять их фирменные наименования на сходство до степени смешения с зарегистрированными ранее средствами индивидуализации. Для реализации данного требования, необходимо в КоАПе предусмотреть ответственность ФНС за регистрацию схожих до степени смешения с зарегистрированными ранее средствами индивидуализации.

В подведении итогов и определения административной ответственности за нарушения, в области незаконного использования исключительного права на фирменное наименование в современной России, целесообразно сделать следующие выводы:

1. Правонарушения в области незаконного использования исключительно права на фирменное наименование, в соответствии с законодательством Российской Федерации относятся к административным правонарушениям. В тоже время, КоАП не содержит правовых норм, включающих санкции за нарушения в области незаконного использования исключительного права на фирменное наименование, несмотря на то, что в отношении других средств индивидуализации (например, товарного знака), такие санкции предусмотрены.

2. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоА-Пом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. К названным правонарушениям относятся и правонарушения в области незаконного использования исключительного права на фирменное наименование.

3. В качестве основания административной ответственности за незаконное использование исключительного права на фирменное наименование можно отнести фактическое правонарушение. Так как только при фактическом правонарушении в области исключительного права на фирменное наименования, юридическое лицо (нарушителя) можно привлечь к административной ответственности.

9 См., например: Якуба О.М. Административная ответственность. - М 1972. С. 35-36; Дымченко В.И. Административная ответственность организаций: Автореферат дис. на соиск. уч. степени к.ю.н. - Свердловск, 1983. С.6; Морозов Е.В. Административная ответственность за правонарушения в сфере налогового обложения. Дис. к.ю.н. 12.00.14. // Омск 2009. С. 160.

4. Несмотря на то, что правонарушения в области незаконного использования исключительно права на фирменное наименование относятся к административным правонарушениям, в настоящее время КоАП содержит санкции только за незаконное использование товарного знака, в отношении фирменных наименований, коммерческих обозначений таких санкций не предусмотрено.

5. Считаем необходимым, дополнить ст. 14.10 КоАП, следующим образом: «Незаконное использование чужого фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных юридических лиц, товаров, услуг - влечет наложение административного штрафа...», а также внести изменения в данную статью, по увеличению штрафа:

- «... на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара;

- на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара;

- на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара».

С помощь таких изменений административного законодательства и увеличения административных штрафов за такие правонарушения можно добиться значительного уменьшения правонарушений в области незаконного использования исключительного права на фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименования места происхождения товара.

Список литературы:

1. Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ. Ст.2.1 // СПС «Консультант-Плюс» 2009.

2. Административная ответственность в СССР, под ред. В.М. Манюхина, Ю.С.Адушкина. - Саратов, 1988.

3. Бахрах Д.Н. Советское законодательство об административной ответственности. - Пермь, 1969.

4. Брызгалин Л., Зарипов В. Комментарий основных положений Налогового Кодекса РФ // Хозяйство и право. 1999. №9.

5. Дымченко В.И. Административная ответственность организаций: Автореферат дис. на соиск. уч. степени к.ю.н. -Свердловск, 1983. С.6.

6. Лунев А.Е. Административная ответственность за правонарушения. - М., 1962;

7. Морозов Е.В. Административная ответственность за правонарушения в сфере налогового обложения. Дис. к.ю.н. 12.00.14. // Омск 2009.

8. Толоконников А.Н. Правовая защита конкуренции в ЕС: дис. к.ю.н. 12.00.10. М.2007.

9. Юхович А.Ю. Административная ответственность юридических лиц по новому КоАП РФ: соблюдение принципа вины при привлечении к ответственности. // Дальневосточный экономико-правовой журнал №5 (46) май 2002 г.

10. Якуба О.М. Административная ответственность. - М.: Юридическая литература, 1972.

РЕЦЕНЗИЯ

В статье рассматривается действующий в Российской Федерации механизм административно - правового способа защиты исключительного права на фирменное наименование, дается характеристика административных правонарушений. Обосновываются предложения, направленные на устранения существующих правонарушений.

При анализе показываются проблемы административно-правовых способов защиты исключительных прав на фирменное наименование.

Рецензируемая работа Клеймёновой М.О. «Административно-правовые способы защиты исключительного права на фирменное наименование» рекомендуется к опубликованию.

Заведующий кафедрой административного и финансового права МФПА д.ю.н., профессор Мелёхин А.В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.