Научная статья на тему 'Проблемы, возникающие при осуществлении регистрационного режима средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг'

Проблемы, возникающие при осуществлении регистрационного режима средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1537
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / ОСОБЕННОСТЬ РЕГИСТРАЦИОННОГО РЕЖИМА ТОВАРНОГО ЗНАКА / ПРАВООБЛАДАТЕЛИ ФИРМЕННОГО НАИМЕНОВАНИЯ / ЗАПРЕТ НА РЕГИСТРАЦИЮ ТОВАРНОГО ЗНАКА / LEGAL REGULATION OF THE MEANS OF INDIVIDUALIZATION / A FEATURE OF THE REGIME REGISTRATION OF THE TRADEMARK / TRADE NAME RIGHTS HOLDERS / THE BAN ON REGISTRATION OF A TRADEMARK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Клейменова Марина Олеговна

В статье анализируется регистрационный режим средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг. Рассматриваются субъектный состав регистрационного режима фирменного наименования и товарного знака, а также требования, предъявляемые нормативными правовыми актами к органам, осуществляющим регистрацию таких средств индивидуализации. Делается вывод о том, что российским административным законодательством предусмотрена ответственность только за незаконное использование товарного знака и не предусмотрена таковая за незаконное использование фирменного наименования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE REGISTRATION MEANS OF INDIVIDUALIZATION OF LEGAL ENTITIES OF GOODS WORKS AND SERVICES

The article analyzes the registration regime the means of individualization of legal entities, goods, works and services. We consider the subject composition of the registration regime of brand name and trademark, as well as the requirements of normative legal acts to the authorities conducting the registration of such means of individualization. It is concluded that the Russian legislation provides for administrative responsibility for illegal use of the trademark and does not provide any, for illegal use of a trade name.

Текст научной работы на тему «Проблемы, возникающие при осуществлении регистрационного режима средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг»

 Проблемы, возникающие при осуществлении регистрационного режима средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг

М.О. Клейменова генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «Профессиональная юридическая помощь», доцент кафедры административного и финансового права юридического факультета Московского финансово-промышленного университета «Синергия», доцент, кандидат юридических наук (г. Москва)

Марина Олеговна Клейменова, marina-811@ya.ru

Регистрационный режим является основополагающим началом при создании и дальнейшем использовании любого средства индивидуализации. Государственную регистрацию средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг осуществляют два различных регистрирующих органа, при этом имеются существенные различия в регистрационных режимах рассматриваемых средств индивидуализации.

Фирменное наименование как средство индивидуализации юридического лица регистрируется одновременно с регистрацией юридического лица. При регистрации юридического лица регистрирующим органом вносятся данные о фирменном наименовании в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ). В настоящее время органом, регистрирующим юридические лица в Российской Федерации, является Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России). С 1 июля 2002 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года № 319 «Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей», принятым во исполнение Федерального закона от 8 августа 2001 года

№ 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», на ФНС России возложены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц. Постановление было принято в интересах юридических лиц с целью сокращения административных барьеров и реализации принципов «одного окна».

До 2011 года процедуру регистрации товарного знака и знака обслуживания осуществляла Федеральная служба по интеллектуальной собственности патентам и товарным знакам. 24 мая 2011 года Президентом Российской Федерации был подписан Указ № 673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности патентам и товарным знакам», в соответствии с которым Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам переименована в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, на которую возложены следующие функции:

1) контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и т. д.;

2) оказание государственных услуг в установленной сфере деятельности;

3) нормативное правовое регулирование вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности.

Процедура регистрации товарного знака и знака обслуживания значительно отличается от процедуры регистрации фирменного наименования.

Во-первых, как уже было указано, эту процедуру осуществляет Федеральная служба по интеллектуальной собственности.

Во-вторых, процедура регистрации товарного знака и знака обслуживания более длительная и сложная, так как вновь создаваемые товарный знак и знак обслуживания должны пройти обязательную экспертизу с целью проверки законности их содержания, новизны и сходства до степени смешения с ранее зарегистрированными товарными знаками и знаками обслуживания. Федеральная служба по интеллектуальной собственности осуществляет полномочия по приему, регистрации и экспертизе заявок на выдачу патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, заявок на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на него, а также заявок на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара.

В-третьих, запись о регистрации товарного знака и знака обслуживания вносится в Единый государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания, который ведет Федеральная служба по интеллектуальной собственности.

В-четвертых, факт государственной регистрации подтверждается Свидетельством на товарный знак или Свидетельством на знак обслуживания, которые являются срочными и выдаются сроком на десять лет.

В-пятых, важной отличительной особен-

ностью регистрационного режима товарного знака (знака обслуживания) является запрет на регистрацию тождественных или схожих до степени смешения товарных знаков и знаков обслуживания не только с аналогичными товарными знаками и знаками обслуживания, но и с зарегистрированными ранее фирменными наименования. При проведении экспертизы товарного знака и знака обслуживания регистрирующий орган проверяет их новизну не только в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания, но и в ЕГРЮЛ.

Законодателем достаточно четко определено понятие «сходство до степени смешения» фирменных наименований, товарных знаков и знаков обслуживания.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) не допускается использование фирменного наименования тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если юридическое лицо осуществляет аналогичный вид деятельности. При этом проблемой является отсутствие законодательного регулирования количества видов деятельности, осуществляемых юридическими лицами. Российское законодательство не содержит какие-либо ограничения по количеству видов деятельности, осуществляемых юридическим лицом и включенных в устав юридического лица. Юридическое лицо вправе добавить или изменить виды деятельности в любое время без каких-либо ограничений. При этом в законодательстве отсутствует обязанность юридического лица изменить фирменное наименование в случае изменения или добавления видов деятельности, ранее указанных в уставе, с присвоенными кодами Федеральной службы государственной статистики. Также в законодательстве отсутствует обязанность юридического лица, изменившего виды деятельности, проверять вновь зарегистрированные фирменные наименования с аналогичными видами деятельности и в слу-

чае обнаружения таковых изменить свое фирменное наименование в определенные сроки. При этом неясным является вопрос, кто из правообладателей фирменного наименования обязан вносить изменения или прекращать использовать свое средство индивидуализации - юридическое лицо, чье фирменное наименование было внесено в ЕГРЮЛ ранее, или же юридическое лицо, которое сменило виды деятельности и начало осуществлять иные виды деятельности под ранее зарегистрированным фирменным наименованием, не проверив в ЕГРЮЛ сходство своего фирменного наименованиями с вновь созданными организациями.

Открытым остается вопрос, к компетенции какого органа должны относиться обязанности контроля за законностью использования средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг -к ФНС России или Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России).

Проблемой является и реализация закрепленной в законодательстве обязанности по прекращению использования тождественного или сходного до степени смешения фирменного наименования только по требованию правообладателя.

Также сложности возникают в процессе выявления правообладателем фирменного наименования тождественного или схожего фирменного наименования другого юридического лица, так как ежедневно регистрируется огромное количество фирменных наименований. Кроме того, ежедневно ранее созданные юридические лица изменяют свои виды деятельности или добавляют к ним новые, не внося изменений в свои первоначальные фирменные наименования. Так появляются юридические лица с аналогичными видами деятельности и тождественными или схожими до степени смешения средствами индивидуализации, которые создают незаконную конкуренцию и обманывают потребителей.

В связи с ежегодным возрастанием незаконной конкуренции и, соответственно, случаев незаконного использования средств

индивидуализации назрела необходимость государственного контроля за законностью использования средств индивидуализации. Полномочия по контролю за законностью использования средств индивидуализации целесообразно возложить на ФАС России. Кроме того, ФАС России, равно как и ФНС России, должна обладать правом на предъявление иска к правообладателю фирменного наименования, не соответствующего требованиям российского и международного законодательства.

Во избежание споров о тождественных или схожих до степени смешения фирменных наименований юридических лиц с аналогичными видами деятельности считаем целесообразным исключить из пункта 3 статьи 1474 ГК РФ фразу «...если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность» и изложить его в следующей редакции: «Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица».

Во избежание появления тождественных или сходных до степени смешения средств индивидуализации законодатель предусмотрел запрет на регистрацию товарного знака или знака обслуживания с тождественным или сходным до степени смешения фирменным наименованием, товарным знаком или знаком обслуживания. При этом законодатель оставил без внимания запрет на регистрацию фирменного наименования с тождественным или сходным до степени смешения зарегистрированным ранее товарным знаком или знаком обслуживания.

Порядок использование фирменного наименования, товарного знака и знак обслуживания аналогичен. Законодатель разрешил использовать названные средства индивидуализации на товарах, фирменных

бланках, этикетках, в рекламе, объявлениях, сети «Интернет». При этом пробелом правового регулирования средств индивидуализации остается отсутствие запрета на регистрацию фирменного наименования, тождественного или схожего до степени смешения с ранее зарегистрированным товарным знаком или знаком обслуживания. В связи с этим считаем целесообразным внести изменения в статью 1473 ГК РФ, а именно добавить пункт 6 в следующей редакции: «Не могут быть зарегистрированы в качестве фирменных наименований обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с охраняемым в Российской Федерации товарным знаком, знаком обслуживания или коммерческим обозначением (отдельными элементами таких наименований или обозначений) либо с наименованием селекционного достижения, зарегистрированным в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, права на которые в Российской Федерации возникли у них ранее даты приоритета регистрируемого фирменного наименования».

Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции Федерального закона от 18 июля 2011 года) введен запрет на недобросовестную конкуренцию. Такой запрет является административно-правовым способом защиты исключительного права на фирменное наименование.

Так, в соответствии с нормами этого закона не допускаются:

• «недобросовестная конкуренция» (п. 1);

• «продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг» (подп. 4 ст. 14);

• «недобросовестная конкуренция, связанная с приобретением и использованием исключительного права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг» (п. 2 ст. 14).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях 1 (далее - КоАП РФ) частично предусматривает ответственность за недобросовестную конкуренцию. Так, в статье 14.33 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена только за введение в оборот товара под чужим средством индивидуализации, при этом безнаказанным остается ведение других видов предпринимательской деятельности под незаконно используемыми средствами индивидуализации.

Указанной статьей КоАП РФ предусматривается санкция исключительно за введение в оборот товара с незаконно используемым фирменным наименованием. При этом безнаказанным остается введение любого другого вида предпринимательской деятельности (например оказание услуг или выполнение работ) под незаконно используемым (чужим, зарекомендовавшим себя на рынке) фирменным наименованием, а также использование фирменного наименование в различных видах рекламы.

Одной из основных проблем по-прежнему является отсутствие единого реестра, содержащего сведения обо всех средствах индивидуализации юридических лиц, товаров, работ и услуг. Отсутствие такого реестра создает сложности при регистрации средств индивидуализации как потенциальным правообладателям таких средств индивидуализации, так и регистрирующим органам при проверке средств индивидуализации на сходства до степени смешения фирменного наименования с товарным знаком или знаком обслуживания, и наоборот.

Сложность регистрационного режима фирменного наименования - в ненадежной

1 Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 года) // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31 (ч. 1), ст. 3434.

проверке на сходство до степени смешения с зарегистрированными ранее средствами индивидуализации. Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не предусматривается обязанность проведения регистрирующим органом правовой экспертизы представленных для государственной регистрации документов и проверки сходства вновь создаваемых фирменных наименований с зарегистрированными как фирменными наименованиями, так и с другими средствами индивидуализации (товарными знаками).

Таким образом, в настоящее время сходство до степени смешения или тождественность средств индивидуализации может быть определена:

1) в момент регистрации товарного знака, знака обслуживания и фирменного наименования;

2) в момент изменения или добавления видов деятельности юридического лица, являющегося правообладателем фирменного наименования или товарного знака (знака обслуживания), а также изменения видов деятельности индивидуального предпринимателя, являющегося правообладателем товарного знака (знака обслуживания)

Исключение из норм ГК РФ права на использование тождественного или схожего до степени смешения средства индивидуализации с зарегистрированным ранее средством индивидуализации, но при этом индивидуализирующем юридическое лицо, осуществляющее другие (не аналогичные) виды деятельности, позволит значительно сократить уровень недобросовестной конкуренции и случаи обмана потребителей в Российской Федерации.

Роль государства в регулировании экономических отношений выражается в деятельности органов исполнительной власти, которые осуществляют не только регистрацию и ликвидацию коммерческих организаций и их фирменных наименований, регистрацию товарных знаков, но и

функции по контролю над законностью использования средств индивидуализации юридических лиц, предприятий, товаров, работ и услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств : постановление Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года № 319 // Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 20, ст. 1872.

2. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 1 29-ФЗ : в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 33 (ч. I), ст. 3431.

3. О Федеральной службе по интеллектуальной собственности : Указ Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 года № 673 : в редакции Указа от 27 июня 2012 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3155.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) : Федеральный закон от 18 декабря 2006 года № 230-ФЗ : в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 52 (ч. 1), ст. 5496.

5. О защите конкуренции : Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 1 35-ФЗ : в редакции Федеральных законов от 18 июля 2011 года и от 13 июля 2015 года // Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 31 (ч. 1), ст. 3434.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ.

7. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей : Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.