Научная статья на тему 'Административно-правовые проблемы создания нормативных культурно-информационных стандартов'

Административно-правовые проблемы создания нормативных культурно-информационных стандартов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
культурно-информационные стандарты / средства массовой информации / cultural and informational standards / mass media

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Балытников В.В.

статья посвящена проблемам установления и применения нормативных культурно-информационных стандартов в сфере административно-правовых отношений. Данная проблема рассматривается в контексте общемирового опыта определения содержания, методов и форм нормативного закрепления, а также способов и порядка реализации указанных стандартов. В статье показано, что если с точки зрения форм соответствующих нормативных документов, а также юридических методов обеспечения их исполнения наибольший интерес для нашей страны представляет опыт Германии, Италии, Соединенного Королевства, США и Франции, то в плане содержания гораздо более актуальными для России являются поднимаемые в соответствующих информационно-правовых актах Индии, Индонезии и Китая проблемы защиты исторической правды, духовного, душевного и физического здравия общества и его членов, а также противостояния разрушительным для общества идеям поклонения деньгам, гедонизму и крайнему индивидуализму. Что же касается способов и порядка административно-правовой реализации культурно-информационных стандартов, то здесь мы, будучи евразийской державой, должны надлежащим образом рецепировать и использовать все применимые к отечественным условиям наилучшие практики как Востока, так и Запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative-law problems creation of normative cultural and informational standards

the article is devoted to the problems of establishing and applying normative cultural and informational standards in the field of administrative-law relations This problem is considered in the context of global experience in determining the content, methods and forms of statutorization, as well as methods and procedures for implementing the standards specified. The article shows that the experience of Germany, Italy, the United Kingdom, the USA and France is of greatest interest to our country in terms of the forms of relevant statutory documents, as well as of legal methods for ensuring their execution, but the problems of protecting historical truth, spiritual, mental and physical health of the society and its members, as well as of opposing the ideas of money worship, hedonism and extreme individualism that are destructive to society, which are raised in the relevant information and legal instruments of India, Indonesia and China, are much more relevant for Russia in terms of content. As for the methods and procedure for the administrative and legal implementation of cultural and information standards, we, as a Eurasian state, must properly receive and use all the best practices of both East and West applicable to our internal conditions.

Текст научной работы на тему «Административно-правовые проблемы создания нормативных культурно-информационных стандартов»

В. В. Балытников, V. V. Balytnikov,

кандидат юридических наук, LD, Director of the Center for Territorial директор Центра исследований Government and Self-Government

проблем территориального balytnikov@mail.ru д

управления и самоуправления |

DOI: !

И

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ |

СОЗДАНИЯ НОРМАТИВНЫХ О

КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ СТАНДАРТОВ Ы

5

а

Аннотация: статья посвящена проблемам установления и применения норма- О

тивных культурно-информационных стандартов в сфере административно-правовых ^

** (D

отношений. Данная проблема рассматривается в контексте общемирового опыта Ы

определения содержания, методов и форм нормативного закрепления, а также О

способов и порядка реализации указанных стандартов. В статье показано, что если £

с точки зрения форм соответствующих нормативных документов, а также юриди- U

ческих методов обеспечения их исполнения наибольший интерес для нашей страны *

представляет опыт Германии, Италии, Соединенного Королевства, США и Франции, то в плане содержания гораздо более актуальнъми для России являются поднимаемые

в соответствующих информационно-правовыи: актах Индии, Индонезии и Китая §

проблемы защиты исторической правды, духовного, душевного и физического здравия £

общества и его членов, а также противостояния разрушительным для общества уу

идеям поклонения деньгам, гедонизму и крайнему индивидуализму. Что же касается ^

5

I

е Р м

способов и порядка административно-правовой реализации культурно-информационных стандартов, то здесь мы, будучи евразийской державой, должны надлежащим образом рецепировать и использовать все применимые к отечественным условиям наилучшие практики как Востока, так и Запада.

Ключевые слова: культурно-информационные стандарты, средства массовой информации. Он

5

ADMINISTRATIVE-LAW PROBLEMS CREATION !

OF NORMATIVE CULTURAL AND INFORMATIONAL |

STANDARDS 1°

D

Abstract: the article is devoted to the problems of establishing and applying normative jgg

cultural and informational standards in the field of administrative-law relations. This _

problem is considered in the context of global experience in determining the content, ш

methods and forms of statutorization, as well as methods and procedures for implementing P>

the standards specified. The article shows that the experience of Germany, Italy, the United !

Kingdom, the USA and France is of greatest interest to our country in terms of the forms S

of relevant statutory documents, as well as of legal methods for ensuring their execution, |

but the problems ofprotecting historical truth, spiritual, mental and physical health of the | society and its members, as well as of opposing the ideas of money worship, hedonism and extreme individualism that are destructive to society, which are raised in the relevant information and legal instruments of India, Indonesia and China, are much more relevant

for Russia in terms of content. As for the methods and procedure for the administrative and legal implementation of cultural and information .standards, we, as a Eurasian state, must properly receive and use all the best practices of both East and West applicable to our internal conditions.

Keywords: cultural and informational standards, mass media.

В условиях резкого осложнения международной обстановки во взаимоотношениях ряда иностранных государств и Российской Федерации весьма важное значение приобретает последовательное создание и всеохватывающее внедрение в нашей стране собственных культурно-информационных стандартов, основанных на почвеннических идеалах, ценностях и традициях своей собственной культуры.

При этом речь идет о стандартах именно в их собственном, документарно-юридическом смысле этого слова. В том же смысле слова, § в каком в современном мире (и в России) существуют образовательные

стандарты (как учить), медицинские стандарты (как лечить) и т.п. ^ Культурно-информационные стандарты должны говорить о том, § как должно творить и развивать современную культуру. Причем они ® должны распространяться на все ее сферы - не только (не столько) С на музейную (и прочую «статически-культурную» деятельность, 5 то есть и вообще на деятельность учреждений культуры, где нечто 2 подобное уже отчасти есть) - но и на театральную деятельность, кинематографию, традиционные средства массовой информации § (газеты, журналы, радио и телевидение) и уж тем более на совре-§ менные интернет-СМИ (в т.ч. блог-платформы, соцсети и т.д.). Ведь ^ в конечном счете, согласно как статье 1 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», так и элементарному здравому смыслу, под массовой информацией понимаются любые предназна-

^ ченные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы. А значит, практически все, 194 описанное в настоящем абзаце - так или иначе относится к массово-информационной сфере...

Речь идет не о так называемых «профессиональных стандартах» (наборе определенных необходимых навыков и компетенций), но именно о стандартах информационных (содержательных стандартах в сфере теле- и радиовещания; стандартах освещения тех или иных событий в печатных и иных средствах массовой информации; содержательных стандартах, касающихся художественных фильмов и театральных постановок и т.д.).

О

«V

CV

Такого рода стандарты уже давно существуют (и имеют нормативный характер) во всех странах так называемого «цивилизованного

мира» - кстати, полагаю необходимым напомнить, что это термин, ^

порождённый (и неразрывно связанный с) эпохой колониализма. |

Стандарты вещания Би-Би-Си в Великобритании, стандарты обще- |

ственного телевидения в Германии (там статус общественного телеви- Ц

дения распространяется практически на все крупные телекомпании), |

стандарты работы как государственного, так и частного телевидения |

во Франции, стандарты работы организаций, подчиненных амери- Ц

канскому Совету по вещанию, наконец, пресловутые «голливудские 5

стандарты» художественных фильмов - все это четко оформленные а наборы нормативных требований и документов. Я

о подлинных колыбелях мировой цивилизации, то есть о таких стра- |

нах, как Китай, где подобного рода стандартов - великое множество о

во всех сферах культурной жизни (и они постоянно развиваются, ис- Ц

ходя из задач и культурной, и в целом - всей политики государства). |

Отмечу, что применительно к странам континентальной системы права |

едва ли не наиболее проработанными стандартами в области массовой §

информации традиционно считались внутренние нормативные до- |

кументы Ордена журналистов Италии [1]. Впрочем, у нашей страны, |

разумеется, и здесь должен быть свой путь [2]. Путь, определяемый ■§

прежде всего ее реальными политическими нуждами [3], ибо, повто- |

рюсь, именно требования политики определяют право [4]. о

При этом внедрение такого рода внутристрановых стандартов

и требование следования им нигде не считается цензурой. Стандарты |

может издавать государство (как, например, в Италии), а может - обще- .с

национальный союз деятелей культуры или отраслевые организации ||

подобного рода (именно так делаются стандарты кинематографии |

в США). Их могут делать обязательными для всех (как в Китае), 3

а могут просто установить, что при несоответствии стандартам фильм 3

не выйдет в кинопрокат (как в тех же США) или не получит государ- 3 ственных денег или льгот (как в странах Европейского Союза). При

этом в ходе разработки соответствующих стандартов в условиях нашей 195

страны ныне как никогда ранее необходимо «решительное преодоле- ш

ние идеологических догм и стереотипов» [5] (в особенности - тех, и

что исходят с современного Запада). §

Применительно к условиям России отечественные содержатель- |

ные стандарты деятельности в культурно-информационной сфере |

(и в конкретных ее отраслях) могла бы обосновывать и создавать ю специально созданная общественно-государственная организация «мастеров культуры» (условное название - «Всероссийский Союз

творческих деятелей», работа которого должна будет учитывать без малого 20-летний опыт функционирования отечественного Медиасоюза), либо наделенная специальным статусом государственно-общественной организации Российская информационная палата (своего рода гибрид исторически значимой для нашей страны Российской книжной палаты и существовавшей в 90-е гг. ХХ в. Судебной Палаты по информационным спорам). Затем стандарты могли бы (при необходимости - на основе специального соглашения с такой организацией) приниматься государством как обязательные для всех сфер культурной деятельности и всех культурных проектов, осуществляемых при любом участии государства (статус стандарта при этом должен быть приравнен к статусу правового акта, которым государство будет утверждать указанное соглашение). Обязательность может устанавливаться путем подписания соответствующих (типовых) договоров с лицами, осуществляющими такие проекты. В договорах могли бы четко прописываться все механизмы соблюдения, контроля, оценки и ответственности. В качестве одного из механизмов контроля за соблюдением могло бы быть создано специальное общественное (общественно-государственное) движение (под условным названием «Добровольцы культуры»). Это позволило бы привлечь к делу оздо-2 ровления культурно-информационной сферы дельную и деятельную ^ молодежь, которую в настоящее время активно пытаются увлечь силы, — враждебные самому бытию нашей страны!

§ Что до содержания стандартов (то есть тех ценностей, идеалов § и традиций, которые в культурной деятельности нужно активно от-§ стаивать и проповедовать, а противного им - не допускать), то его ^ источником может стать множество действующих актов (от преамбулы Конституции Российской Федерации [6] до Стратегии государственен ной культурной политики [7], разрабатываемых в настоящее время ^ Основ государственной политики по сохранению |и укреплению траС диционных российских духовно-нравственных ценностей [8]). При этом, разумеется, содержательная часть отечественных стандартов 196 будет во многом противоположна содержанию аналогичных западных ^ документов и совпадать с соответствующими документами стран (V Востока (в особенности - Индии, Индонезии и Китая, в которых ® наиболее значительное внимание в последнее время уделяется во-

■а

просам защиты исторической правды, духовного, душевного и физического здравия общества и его членов, а также противостояния «идеям поклонения деньгам, гедонизму и крайнему индивидуализму» [9]). Требуется (как уже было отмечено выше) прежде всего создать систему реального нормативного закрепления и действенной реали-

зации соответствующих нормативных положений. При этом крайне важным здесь представляется, выражаясь словами Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькина, на- ь. хождение и последовательное проведение в жизнь баланса свободы | «от» и свободы «для» [10]. |

■3 —)

Список литературы: I

1. Ordine dei giomalisti. Consiglio nazionale. 2021-2024. - URL: https:// ? www.odg.it 3

2. Права человека: итоги века, тенденции, перспективы / под общ. ред. g Е. А. Лукашовой. - М. : Норма, 2002. |

3. Общая теория прав человека. - М. : Норма, 1996. ö

4. Лучин, В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реали- g зации / В.О. Лучин. - М. : Юнити-Дана, 2002. |

5. Витрук, Н.В. Общая теория правового положения личности / ö Н.В. Витрук. - М. : Норма, 2008. 33

6. Кутафин, О.Е. Российский конституционализм / О.Е. Кутафин. | - М. : НОРМА, 2008. Ö

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р (в ред. от 30 марта 2018 г.). - URL: https://docs. cntd.ru/document/420340006

8. Об утверждении Основ государственной политики по сохранению g |и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей : проект Указа Президента Российской Федерации. - URL: regulation.gov.ru/ projects#npa=123967

9. Балытников, В.В. Культурная контрреволюция? Новая государственная медиаполитика в Китайской Народной Республике / В.В. Балытников // 3 Правовая политика и правовая жизнь. - 2021. - № 3.1 (85).

10. Зорькин, В.Д. Конституционно-правовое развитие России / В.Д. Зорькин. - М. : Норма : Инфра-М, 2011.

197

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.