Научная статья на тему 'Административно-правовые меры пресечения незаконного наркооборота и как их преодолеть?'

Административно-правовые меры пресечения незаконного наркооборота и как их преодолеть? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
389
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ / ADMINISTRATIVE / БОРЬБА / ГОСУДАРСТВО / ЗАКОН / LAW / КОАП РФ / CODE OF ADMINISTRATIVE OFFENCES / НОРМА / RULE / НАРКООБОРОТ / НАРКОМАНИЯ / DRUG ADDICTION / НЕЗАКОННО / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / RESPONSIBILITY / ПРАВО / RIGHT / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / РОССИЯ / RUSSIA / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / СТРАНА / COUNTRY / СТАТЬЯ / ARTICLE / УГРОЗА / THREAT / FIGHTING / DRUG TRAFFICKING / ILLEGAL / WRONG / ART

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васильев Ф. П., Дембицкая И. Л.

Рассмотрены проблемы совершенствования методов пресечения незаконного наркооборота правоохранительными и иными государственными органами; анализируются актуальные вопросы нормотворческой деятельности в указанной сфере. Авторские позиции (практические и научные) весьма обоснованны. и могут быть востребованы не только читателями, аспирантами и учеными, но и законодателями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Васильев Ф. П., Дембицкая И. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and legal measures to suppress illicit drug trafficking and how to overcome them?

It is no secret to improve interdiction of drug-law enforcement and other governmental authorities and in the area of norm-setting activities today to some extent, are highly relevant and topical for Russia. Author’s position (practical and academic) is quite justified. The judgment will be in demand in this article the authors not only readers, graduate students and researchers, but also legislators.

Текст научной работы на тему «Административно-правовые меры пресечения незаконного наркооборота и как их преодолеть?»

5 Там же, С. 16. тельности оперативных подразделений органов внутренних

6 Там же, С. 14. дел: Материалы круглого стола (ВНИИ МВД России, 27 сен-

7 Правовые и организационные проблемы, связанные тября 2007 г.). М.: ВНИИ МВД России, 2008. С. 8. причинением ущерба при осуществлении деятельности опе- 9 Там же, С. 9.

ративных подразделений органов внутренних дел. Материа- 10 Там же, С. 14.

лы круглого стола (ВНИИ МВД России, 27 сентября 2007 г.). 11 Закон Кыргызской Республики «Об оперативно-ро-

М.: ВНИИ МВД России, 2008. С. 3. зыскной деятельности» от 16 октября 1998 г. № 331 // Ин-

8 Яцентюк П.П. О некоторых вопросах, связанных с формационный правовой центр ТОКТОМ. 2013 г. возмещением вреда, причиненного сотрудниками органов 12 Федеральный Закон Российской Федерации «Об опера-внутренних дел при осуществлении оперативно-розыскной тивно-розыскной деятельности» от 12 августа 1195 г. №144-ФЗ деятельности // Правовые и организационные проблемы, / http://base.consultant.ru

связанные с причинением ущерба при осуществлении дея- 13 Там же, С. 15.

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ НЕЗАКОННОГО

НАРКООБОРОТА И КАК ИХ ПРЕОДОЛЕТЬ?

Ф.П. Васильев,

доцент кафедры УДСООП Академии управления МВД России, доктор юридических наук, доцент, полковник полиции, член Российской академии юридических наук (РАЮН);

И.Л. Дембицкая, оперуполномоченный отдела по контролю за легальным оборотом наркотиков (ОКЛОН) Управления ФСКН России по Владимирской области, майор полиции E-mail: vasilev17@mail.ru

Аннотация. Пассмотрены проблемы совершенствования методов пресечения незаконного наркооборота правоохранительными и иными государственными органами; анализируются актуальные вопросы нормотворческой деятельности в указанной сфере. Авторские позиции (практические и научные) весьма обоснованны. и могут быть востребованы не только читателями, аспирантами и учеными, но и законодателями.

Ключевые слова: административный, борьба, государство, закон, КоАП РФ, норма, наркооборот, наркомания, незаконно, ответственность, право, правонарушение, Россия, совершенствование, страна, статья, угроза.

ADMINISTRATIVE AND LEGAL MEASURES TO SUPPRESS ILLICIT DRUG TRAFFICKING AND HOW TO OVERCOME THEM?

F.P. Vasilyev,

the senior lecturer of chair UDSOOP of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the doctor of jurisprudence, the senior lecturer, the colonel of police, a member of the Russian academy ofjurisprudence (RAYUN)

I.L.Dembitskaya,

оперуполномоченный department on control over legal drug trafficking (ОKLON) Managements FSKN of Russia across Vladimir region,

the major of police

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Annotation. It is no secret to improve interdiction of drug-law enforcement and other governmental authorities and in the area of norm-setting activities today to some extent, are highly relevant and topical for Russia. Author's position (practical and academic) is quite justified. The judgment will be in demand in this article the authors not only readers, graduate students and researchers, but also legislators.

Keywords. Administrative, fighting, law, the code of administrative offences, the rule, drug trafficking, drug addiction, illegal, responsibility, right, wrong, Russia, country, art, article, threat.

Распространение этой социальной болезни сегодня зачастую сравнивают с широкомасштабной эпидемией. Особенно гибельно употребление наркотиков в молодежной среде - поражается как настоящее, так и будущее общества. В борьбе с этим злостным антиобщественным явлением необходимо, прежде

Процессы борьбы с незаконным наркооборотом в Российской Федервции в XI в. в целом не удовлетворяют наше российское общество. Сегодня основные задачи в данной области для нашего государства — поиск новых путей пресечения незаконных действия.

Эти и другие проблемы были отмечены еще в начале 2000-ых годов, в частности Н.Ф. Бережковой, по мнению которой угрозой национальной безопасности страны является надвигающаяся на российское общество наркомания, прежде всего, на молодежь1.

Эти же проблемы весьма активно рассматривались 15 февраля 2013 г. на очередном заседании Общественного совета при МУ МВД России «Ба-лаковское» обсуждалась и проблема наркомании в среде несовершеннолетних и были приведены весьма тревожные современные статданные о точ, что, отвечая на вопрос, какие наркотики они знают, дети указали более семидесяти (!) наименований. Причем эти названия учащиеся пишут без орфографических ошибок. Обрабатывая данные опроса, взрослые, даже медики, были потрясены - многие названия им незнакомы. И настораживает, что только 4% опрошенных узнали о наркотиках и опасных последствиях их употребления от родителей. При этом 23% подростков указали, что хотели бы видеть в качестве источников информации своих родителей; что ныне в подростковом возрасте самостоятельно сделать правильные выводы, не каждому дано. 82% участников анкетирования были уверены: употребляя наркотики, реально избавиться от наркотической зависимости. Только после проведенной с ними беседы, тренинга и просмотра тематических фильмов осознали, что это не так. В ходе повторного опроса, уже после разъяснительных мероприятий, ни один несовершеннолетний - ребенок не остался при своем первоначальном мнении. Это дает надежду и должно стать призывом к более активным действиям со стороны взрослых, в первую очередь, родителей. Несомненно, внимание и даже гиперопека родителей - это тоже не гарантия безопасности. Тем не менее, общение и доверительные отношения с ребенком крайне важны, чтобы суметь вовремя почувствовать опасность и успеть помочь и т. др.2.

По существу, проблема наркомании на сегодняшний день признана мировым сообществом социальным бедствием, перерастающим в катастрофу.

всего, знать, что послужило причиной, подтолкнувшей человека к употреблению наркотических средств, обстоятельств развития привыкания к наркотикам, признаков болезни, способов надежной диагностики и лечения.

Основным приоритетом первичной профилактики человека, попавшего в наркозависимость, следует рассматривать создание единой целостной системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее разрушительные последствия, а на защищающий от возникновения подобных проблем потенциал его собственного здоровья - освоение и раскрытие ресурсов личностной психики, поддержку молодого человека и оказание ему необходимой помощи, с целью практической самореализации собственного жизненного предназначения. Очевидная цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными трудностями.

Как свидетельствует история развития наркомании в нашей стране, она существует давно и протекает волнообразно. Последний и наиболее серьезный всплеск наркомании и рост незаконного оборота наркотиков в России относится к началу 90-х годов и продолжается до настоящего времени, постоянно усиливаясь.

Емкий рынок сбыта наркотиков, удобство географического положения страны для их транзита и ряд других причин способствуют лавинообразному увеличению контрабанды наркотических средств и психотропных веществ. В последние годы Россия является объектом экспансии международного наркобизнеса, который стал одним из наиболее прибыльных видов преступной деятельности. В распространение наркотиков вовлечены в качестве курьеров и мелких дилеров тысячи простых граждан, которых к этому подталкивает не только жажда легкой и быстрой наживы, но, зачастую, и тяжелое материальное положение. Снижение духовности

в российском обществе, распространяющаяся в молодежной среде «мода» на наркотики, расширяющаяся экспансия международного наркобизнеса в Россию - все это способствует дальнейшей наркотизации населения страны. Сегодня практически нет ни одного населенного пункта, где бы не были выявлены лица, допускающие немедицинское потребление наркотических средств.

Проведенный анализ правоприменительной практики и результаты научных исследований свидетельствует о том, что наркоситуация в стране сегодня представляет реальную угрозу национальной безопасности и здоровью населения. Однако, надлежащего понимания складывающейся ситуации в обществе до сих пор нет. Несмотря на повышение активности в этом вопросе средств массовой информации, антинаркотическая пропаганда ведется совершенно бессистемно. Более того, в некоторых средствах массовой информации проводится скрытая и явная реклама наркотической субкультуры, описание наркоприключений кумиров молодежи, ведутся дискуссии о необходимости или возможности легализации потребления наркотиков, декриминализации правонарушений в этой сфере, методик «эффективного и быстрого излечения от наркозависимости».

В соответствии с Положением о Федеральной службе Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, утвержденным Указом Президента России от 28 июля 2004 г. № 9763 ФСКН России является федеральным органом исполнительной власти (ФОИВ), осуществляющим функции по выработке госполитики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. ФСКН России специально уполномочена на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту. Данное направление деятельности является неотъемлемой частью противодействия незаконному обороту подконтрольных веществ и профилактики совершения преступлений.

Изучение нормативных правовых актов, направленных на борьбу с незаконным оборотом наркосредств, психотропных веществ и их прекурсоров, свидетельствует о том, что, несмотря на постоянно совершенствующееся законодательство в этой сфере, на сегодняшний день оно требует дальнейшей корректировки, так как многие вопросы по-прежнему нуждаются в нормативно-правовом урегулировании в соответствии с реалиями настоящего времени.

В этой связи представляется необходимым и введение более серьезной административной ответ-

ственности для лиц, являющихся потребителями наркотических средств и психотропных веществ. Это могло бы действенно послужить усилению профилактики подобных правонарушений, и помочь ей стать более весомой мерой в борьбе с подобными злоупотреблениями.

Остановимся на некоторых статьях Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г.4, регулирующих положения по соблюдению контроля за оборотом наркотиков. Так, в ст. 6.8 КоАП РФ говорится, что незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка без цели сбыта растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, - могут повлечь за собой наложение административного штрафа в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток.

Те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, влекут наложение административного штрафа в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы РФ либо административный арест на срок до 15 суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Имеется примечание к данной статье: «Лицо, добровольно сдавшее приобретенные без цели сбыта наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги или растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, либо их части, содержащие наркотические средства или психотропные вещества, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение».

По существу в статье речь идет о физических лицах, но в последнее время незаконная реализация «курительных смесей», фактически являющихся аналогами наркотических средств и психотропных веществ, осуществляется и юридическими лицами, в том числе и посредством сети Интернет. Возможно, целесообразным будет введение ответственности должностным лиц по данной статье. Или же ст. 6.9 КоАП РФ - потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 20.20, ст. 20.22 КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток.

То же действие, совершенное иностранным гражданином или лицом без гражданства, влечет наложение административного штрафа в размере от

4 тыс. до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы РФ, либо административный арест на срок до 15 суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

С учетом опасных явлений предполагается дополнить Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. № 313-ф3 с 25 мая 2014 г. (примечание к ст. 6.9) предложением следующего содержания: «Действие настоящего примечания распространяется на административные правонарушения, предусмотренные ч. 3 ст. 20.20 настоящего Кодекса», т.е. примечание следующего характера: «Лицо, добровольно обратившееся в медицинскую организацию для лечения в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, освобождается от административной ответственности за данное правонарушение. Лицо, в установленном порядке признанное больным наркоманией, может быть с его согласия направлено на медицинскую и (или) социальную реабилитацию и в связи с этим освобождается от административной ответственности за совершение правонарушений, связанных с потреблением наркотических средств или психотропных веществ».

Но, практика позволяет утверждать, что, как правило, наложенные административные штрафы не уплачиваются в связи с отсутствием средств у большинства лиц из данной категории правонарушителей, а административные аресты, чаще всего сроком на 3-5 суток, не являются выходом из сложившейся ситуации с употреблением наркосредств. Параллельно следует проанализировать, насколько часто в наши медицинские учреждения обращаются за лечением от наркозависимости «наши» клиенты добровольно? А ответ на этот счет неутешительный. Известно, что подобные случаи носят единичный характер из «многотысячной армии наркоманов».

Таким образом, напрашивается предложение юридического характера: подобные лица должны в принудительном порядке направляться на медицинскую и социальную реабилитацию в специально созданные государством учреждения, где они будут находиться под постоянным присмотром опытных врачей, где их свобода будет не беспредельна, а ограничена известными рамками. Вполне вероятно, наши ярые защитники свобод личности и соблюдения прав граждан (к сожалению, наркоманов) сочтут наше предложение посягательством на эту самую свободу. Однако, необходимо учитывать, что объектом их защиты является наркоман и нарковещества, а значит, социально опасный человек, от которого можно ожидать любых непредвиденных (даже неописуемых) действий.

Безусловно, некоторые склонны считать, что это будет похоже на жизнь в гетто или лагере, и им

трудно объяснить, что без принудительного лечения подобных больных с некоторым ограничением их свободы никакой пользы не достичь. Особенно с учетом того, что редкий наркозависимый человек способен реально понимать всю глубину своего падения и готов яростно утверждать, что возврат к прежней жизни для него - пара пустяков, стоит только захотеть. Однако, втягиваясь в это пагубное дело, человек теряет всяческую волю, и мечты о возвращении к прежней светлой поре остаются мифом. А потому выход один - лечение. И, прежде всего, принудительное.

Следует обратить внимание и на ст. 6.13 КоАП РФ, предусматривающую административную ответственность за пропаганду либо незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры. За эти действия законодателем усилена ответственность - введены повышенные штрафные санкции. И в данном случае имеется примечание: административным правонарушением не является распространение в специализированных изданиях, рассчитанных на медицинских и фармацевтических работников, сведений о разрешенных к применению в медицинских целях наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах. Если с содержательной частью примечания все ясно, то возникают другие вопросы. Скажем, а как быть с Интернетом? Там также можно найти все, что душе угодно: и какие травки употреблять, и какие препараты следует использовать для изготовления определенного вида наркосредств. Таким образом, проводится открытая пропаганда наркотиков и наркотического образа жизни: ищи, изготавливай и потребляй дурь, которая предлагается соцсетями Интернета.

Отметим, что в соответствии со ст. 6.15 КоАП РФ за нарушение юридическим лицом правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, где также предусмотрены повышенные штрафные санкции. И тут имеется примечательная оговорка -или без таковой, т.е., могут инструменты и оборудование и не конфисковать? А это значит одно из двух: либо юридическое лицо заплатит от 50 до 100 тыс. руб. штрафа, либо его деятельность будет приостановлена на 90 суток. При этом инструменты и оборудование могут остаться при нем, а значит, противоправная деятельность может быть продолжена.

Или же, допустим, можно найти пути борьбы с рекламой, распространяемой в печатных изданиях, но что делать с конфискацией инструментов и оборудования, при помощи которых изготавливалась данная реклама? Одно дело, когда они лишь для этого и предназначались. Их конфискация и уничтожение есть гарантия, что здесь данная проблема будет хотя бы частично разрешена. Фактически, когда эти инструменты и оборудование имели здесь лишь побочное отношение и, в основном, используются в иных, более важных производственных целях. В таком случае изымать их не представляется возможным, а, значит, оставаясь у прежнего владельца, даже после уплаты необходимых штрафов вполне реально, в подпольном варианте, снова негласно они начнут работать для изготовления наркосредств.

Заслуживает также толкования ст. 6.16. КоАП РФ, что нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в России, прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ либо хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, либо непредоставление в государственный орган предусмотренной законом отчетности о деятельности, связанной с их оборотом, несвоевременное представление такой отчетности или представление такой отчетности в неполном объеме или в искаженном виде. Санкции за совершение указанных действий также высокие. Или те же действия, совершенные в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу II списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в России (повышенная ответственность). Те же действия (ч. 2), совершенные в отношении прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, включенных в таблицу III списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в России, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 50 тыс. до 100 тыс. руб. с конфискацией прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ или без таковой. Притом и здесь в санкции присутствует также оговорка «... или без таковой». Судя по всему, под ней следует

понимать, что можно штрафовать, но вот конфискацию наркосредств, психотропных веществ и их прекурсоров, коль заплатил деньги, выходит, можно и не осуществлять? Поскольку они и так финансово потерпели, оплатив штрафы, то пусть пользуются тем, что им оставили, и что потом принесет вред другим. Нам представляется, что в любом случае подлежит безоговорочному изъятию и уничтожению все, что было обнаружено у нарушителей закона, даже после уплаты положенных штрафов. Это было бы правильно с точки зрения заботы о здоровье нашего общества.

По существу КоАП РФ устанавливает не только конкретные виды административных правонарушений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, но и административные наказания за их совершение. Но, как следует из практики, судами зачастую за совершение административного правонарушения по ст. 6.16 выносится предупреждение, - санкция, не предусмотренная законодательством. Фактически судья назначает наказание ниже низшего предела!, установленного соответствующей статьей. Фактически судебная власть игнорирует основной закон (санкции).

Давайте обратим внимание также на ст. 6.16.1 КоАП РФ «Незаконные приобретение, хранение, перевозка, производство, сбыт или пересылка прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка, сбыт или пересылка растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния влекут наложение административного штрафа в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток. Или те же действия, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, влекут наложение административного штрафа в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы РФ либо административный арест на срок до 15 суток с административным выдворением за пределы РФ».

Но законодатель снова прибегает к оговорке, т.е. лицо, совершившее административное правонарушение, предусмотренное названной статьей КоАП, добровольно сдавшее приобретенные прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, растения, содержащие прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их части, содержащие прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, освобождается от административной ответственности за данное административное правонарушение. Полагаем, что не может

признаваться добровольной сдачей прекурсоров наркотических средств или психотропных веществ, растений, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропных веществ, либо их частей, содержащих прекурсоры наркотических средств или психотропный: веществ, их изъятие после возбуждения дела об административном правонарушении. И действие данной статьи распространяется на оборот прекурсоров, включенных в список I и таблицу I списка IV Перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в России. Как показывает практика, ныне при изготовлении таких наркотических средств и психотропных веществ, как амфетамин, метамфе-тамин, дезоморфин наркозависимые лица используют прекурсоры, входящие в таблицу III списка IV (серная кислота, соляная кислота и др.), которые не подпадают под действие вышеуказанной статьи, и соответственно привлечение таких лиц к ответственности исключается. Исходя из этого, целесообразнее данную статью дополнить прекурсорами, входящими в таблицу III списка IV, а также запретить распространение подобных средств с использованием сети Интернет.

В заключение рассмотрим ст. 20.20 КоАП РФ, которой закреплено, что «потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом - влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1500 руб. -т.е. потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, а также в других общественных местах - влечет наложение административного штрафа в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 суток. А действия, указанные в ч. 2 ст. 20.20, совершенные иностранным гражданином или лицом без гражданства, влекут наложение административного штрафа в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы РФ либо административный арест на срок до 15 суток с административным выдворением за пределы РФ».

На наш взгляд, было бы правильным дополнить норму административного закона тем, что, помимо штрафа, налагаемого на нарушителей подобного рода, при необходимости, лицо, неоднократно совершившее указанное правонарушение, уже в принудительном порядке могло бы быть направлено на медицинскую или социальную реабилитацию, а иностранные граждане выдворены без права въезда на территорию страны (такие меры необходимо предусмотреть во всех статьях КоАП РФ за потребление, хранение, перевозку, посредничество).

Иначе мы не сможем говорить о результативной борьбе с наркоугрозой.

Таким образом, проблема, связанная с распространением наркомании, на сегодняшний день является острейшей проблемой нашего общества. Тем более ни для кого не секрет, что наиболее важное значение в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и их немедицинским потреблением приобретает первичную позицию наркопрофилактики, проводимую на местах. Снижение спроса на наркотики позволит оздоровить общество и снизить (контролируемую) криминогенную обстановку на местах. Умение сказать «нет» в ситуации первичного предложения наркотика поможет сохранить здоровье, а зачастую, и жизни подрастающего поколения. Профилактические программы должны начинать действовать еще с детского возраста и сопровождать человека на протяжении всей его жизни. Злоупотребление наркотиками, известное с древнейших времен, сейчас приобрело такие масштабы, которые не могут не вызывать беспокойства всей мировой общественности.

Даже при сужении границ распространения наркомании до юридически приемлемых, во многих странах она признана социальным бедствием, в связи с чем применяется высшая мера наказания - смертная казнь (авторы также являются сторонниками этих мер, может, тогда сократится поставка данного «яда» обществу). И в целях сохранения государственной целостности и собственной безопасности каждое государство предпринимает свои меры. Тем более нормы Устава ООН это разрешают. Для этого требуется еще более широкое и более мощное противодействие распространению этой опасной продукции объединенными усилиями всех стран. Такая работа проводится, но пока видимого положительного эффекта общество еще не видит. Для этого нужны более четкие организационные и координационные меры борьбы с распространением и употреблением наркосредств, психотропных веществ и их прекурсоров на международном уровне в Международном совете по контролю за наркотиками при ООН, который возглавляет эту крайне важную и необходимую работу во имя спасения человечества.

В Указе Президента России от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» в ст. 78 указывается, что решение задач национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации в среднесрочной и долгосрочной перспективе достигается путем:

• формирования национальных программ (проектов) по лечению социально значимых заболеваний (онкологические, сердечно-сосудистые, диабетологические, фтизиатрические заболевания, наркомания, алкоголизм) с разработкой единых

общероссийских подходов к диагностике, лечению и реабилитации пациентов;

• развития системы управления качеством и доступностью медицинской помощи, подготовкой специалистов здравоохранения;

• обеспечения качественного изменения структуры заболеваний и ликвидации предпосылок эпидемий, в том числе вызванных особо опасными инфекционными патогенами, за счет разработки и реализации перспективных технологий и национальных программ государственной поддержки профилактики заболеваний.

Фактически в требованиях Главы государства мы должны также видеть и принудительные лечения в целях спасения и сохранения генофонда России.

1 Бережкова Н.Ф., Васильев Ф.П. Наркомания среди молодежи - угроза национальной безопасности России / Комплексная подготовка лидеров среди детей и молодежи в области профилактики наркозависимости: Материалы первой Всероссийской конференции в рамках IV Международной открытой сессии «Modus Academicus» Ульяновского государственного университета (Ульяновск, 19-21 марта 2001 г.). / Под ред. В.К. Курочки. - Ульяновск: УлГУ, 2001. С. 79-81.

2 См. Информацию ГУ МВД России по Саратовской области http://64.mvd.ru/news/item/845945

3 СЗ РФ 2 августа 2004 г., № 31, ст. 3234 (с изменениями и дополнениями на 21 декабря 2013 г.).

4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 3 февраля 2014 г.) http://www.consultant.ru/popular/koap/#info © КонсультантПлюс, 1992-2014.

НЕКОТОРЫЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН РОССИИ НА УЧАСТИЕ В ПУБЛИЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЯХ

Д.В. Гаглоев,

ассистент кафедры конституционного и муниципального права Российского университета дружбы народов Научная специальность 12.00.02 - конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право. Научный руководитель: доктор юридических наук, профессор Еремян В.В.

E-mail: david.vebber@yandex.ru

Аннотация. Рассматривается вопрос региональной специфики реализации конституционного права граждан России на участие в публичных мероприятиях.

Ключевые слова: институт публичных мероприятий, региональная специфика, субъективное право.

SOME REGIONAL FEATURES OF STANDARD REGULATION OF A CONSTITUTIONAL LAW OF CITIZENS OF RUSSIA ON PARTICIPATION

IN PUBLIC ACTIONS

D.V.Gagloev,

the assistant to chair of the constitutional and municipal right of the Russian university offriendship of the people Annotation. In article the question of regional specificity of realisation of a constitutional law of citizens of Russia on participation in public actions is mentioned.

Keywords: institute of public actions, regional specificity, the subjective right.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.