Научная статья на тему 'Административно-правовой статус военной полиции в зарубежных странах. Перспективы становления и развития военной полиции в России'

Административно-правовой статус военной полиции в зарубежных странах. Перспективы становления и развития военной полиции в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
196
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ / ВОЕННАЯ ПОЛИЦИЯ / ВОЕННО-ПРАВОВАЯ СФЕРА / ВОИНСКАЯ ДИСЦИПЛИНА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ВОЕННОЙ СФЕРЕ / "ДЕДОВЩИНА" / ДОЗНАНИЕ / ПРАВОПОРЯДОК / ПРАВОНАРУШЕНИЯ / ADMINISTRATIVE DETENTION / MILITARY POLICE / MILITARY-LEGAL SPHERE / MILITARY DISCIPLINE / THE GOVERNMENT IN MILITARY SPHERE / HAZING / INQUIRY / THE LAW AND ORDER / OFFENCES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Каверин К. В.

Аннотация: статья посвящена актуальным проблемам и перспективам формирования в России новой структуры, предназначенной для укрепления законности и правопорядка в армии, - военной полиции. Анализируется и обобщается история создания, структура, задачи, функции и полномочия органов военной полиции по опыту ведущих зарубежных стран, а также исследуется опыт российского партнера по СНГ - республики Казахстан. Обосновывается необходимость и условия создания и эффективного функционирования органов военной полиции в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abstract: article is devoted to actual problems and formation prospects in Russia of the new structure intended for strengthening of legality and the law and order in army - a military police. In article the creation history, structure, problems, functions and powers of bodies of a military police by experience of leading foreign countries is analyzed and generalised, and also experience of the Russian partner in the CIS - republics Kazakhstans is investigated. The author proves necessity and conditions of creation and effective functioning of bodies of a military police in Russia.

Текст научной работы на тему «Административно-правовой статус военной полиции в зарубежных странах. Перспективы становления и развития военной полиции в России»

2010. № 1

396

УДК 342.951

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ. ПЕРСПЕКТИВЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВОЕННОЙ ПОЛИЦИИ В РОССИИ

К. В. Каверин

Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж) Поступила в редакцию 15 марта 2010 г.

Аннотация: статья посвящена актуальным проблемам и перспективам формирования в России новой структуры, предназначенной для укрепления законности и правопорядка в армии, — военной полиции. Анализируется и обобщается история создания, структура, задачи, функции и полномочия органов военной полиции по опыту ведущих зарубежных стран, а также исследуется опыт российского партнера по СНГ — республики Казахстан. Обосновывается необходимость и условия создания и эффективного функционирования органов военной полиции в России.

Ключевые слова: административное задержание, военная полиция, военно-правовая сфера, воинская дисциплина, государственное управление в военной сфере, «дедовщина», дознание, правопорядок, правонарушения.

Abstract: article is devoted to actual problems and formation prospects in Russia of the new structure intended for strengthening of legality and the law and order in army — a military police. In article the creation history, structure, problems, functions and powers of bodies of a military police by experience of leading foreign countries is analyzed and generalised, and also experience of the Russian partner in the CIS — republics Kazakhstans is investigated. The author proves necessity and conditions of creation and effective functioning of bodies of a military police in Russia.

Key words: administrative detention, military police, military-legal sphere, military discipline, the government in military sphere, hazing, inquiry, the law and order, offences.

Конфликты между людьми или какими-либо структурами — это неизбежная часть жизни. Особенно ярко это проявляется в армии, где служат молодые люди, которых тренируют воплощать их интеллект, силу и агрессию в методы ведения современной войны. В любой цивилизованной стране есть определенный свод законов, который достаточно полно описывает всевозможные правонарушения, преступления, возникающие в процессе общественных и межличностных отношений, и определяет наказание за них. Но полагаться только на него недостаточно, поэтому для поддержания и охраны этих законов, реализации прав граждан и исполнения ими определенных обязанностей создается специальный орган

— полиция. Учитывая специфику режима, отношения в армии строятся иначе, чем в гражданской жизни. Как же разрешались и разрешаются конфликты подобного рода, и что сегодня имеют для этого современные армии мира?

© Каверин К. В., 2010

Никто не будет отрицать, что армии нужна структура, способная поддержать порядок. В зарубежных армиях эту функцию выполняет военная полиция (ВП). Учитывая, что ВП как самостоятельный орган в системе военной юстиции различных стран мира является специфическим органом, который образовывался в различных исторических условиях и временных границах, ее деятельность представляет большой практический и теоретический интерес. По этой причине целесообразно рассмотреть правовой статус ВП, структуру и систему ее органов управления на примере некоторых зарубежных государств.

ВП сегодня действует более чем в 40 странах мира, в том числе США, Германии, Франции, Великобритании, Китае. На постсоветском пространстве институт военной полиции существует в вооруженных силах Украины, Казахстана, Армении, Азербайджана, Грузии, а также в армиях прибалтийских государств1.

В США военная полиция начала создаваться более 200 лет назад. Военная полиция — это очень крупная структура, со своим кадровым составом, уставом, сводом законов. Отличительным признаком униформы, помимо нарукавной повязки с буквами «МР», стали фуражки с ярко-красным верхом, за что полицейских прозвали «Redcaps». Сегодня численность личного состава военной полиции (ВП) ВС США, включая резервные компоненты, превышает 30 тыс. человек. Основой ее кадрового состава являются выпускники военных академий и курсов вневойсковой подготовки офицеров резерва при высших учебных заведениях. Значительную часть личного состава ВП составляют женщины. Непосредственное руководство деятельностью ВП осуществляет начальник военной полиции

— заместитель генерального инспектора сухопутных войск2.

Французская армия уже давно имеет институт ВП, в ее качестве действует жандармерия и называется La Prevote. История этого ведомства Франции насчитывает почти 800 лет. Численность французской ВП около 100 тыс. человек, и формально она является частью вооруженных сил. Но в оперативном порядке ей приходится действовать при МВД Франции.

Численность личного состава ВП Бундесвера составляет около 4,5 тыс. человек3. В Германии она тоже имеет довольно давнюю историю, отсчет которой ведется с момента объединения разрозненных немецких государств. Не был исключением и Вермахт времен второй Мировой вой- ^

ны. Более того, там было два типа ВП — Feldpolizei и Feldgendarmerie.________

Первая занималась обеспечением безопасности и порядка на оккупированных территориях, а полевые жандармы больше занимались охраной правопорядка в армии, они носили специальные овальные металлические пластины на груди, подвешенные на цепочке, за что их в армии называли Kettenhunde (цепные псы).

1 См.: Иванов В. В. Военная полиция 20 лет искала казармы // Независимое военное обозрение. 2009. 11 нояб.

2 См.: Невдачинов А. М. Особый род войск с широкими полномочиями // Независимое военное обозрение. 2004. 17 сент.

3 См.: WeiBbuch. Zur Sicherheitspolitik Deutschlands und zur Zukunft der Bundes-wehr. Bonn, 2006.

К. В. Каверин. Административно-правовой статус военной полиции...

2010. № 1

398

В Великобритании собственная ВП есть у Королевских ВВС и на военном флоте. История британской ВП уходит своими корнями в XIII в., первые военные полисмены на берегах туманного Альбиона появились еще в XVI в., но только в 1877 г. был создан ее регулярный корпус.

Отдельного внимания заслуживает опыт создания ВП наших ближайших соседей и партнеров по СНГ. Так, в Республике Казахстан (РК) данная структура является самостоятельным, активно действующим правоохранительным органом. Она была образована Указом Президента РК № 3465 от 22 апреля 1997 г. «О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохранительных органов Республики Казахстан»4. В феврале 2005 г. был принят Закон РК от 21 февраля 2005 г. № 32-III ЗРК «Об органах военной полиции»5. В соответствии с ним военная полиция — это правоохранительный орган, специально предназначенный для обеспечения режима законности и правопорядка в ВС РК, входящий в состав ВС РК и непосредственно подчиняющийся министру обороны РК. Настоящий Закон устанавливает правовые основы, принципы, задачи и систему органов военной полиции Вооруженных Сил. Деятельность органов военной полиции строится на принципах законности, единоначалия, гласности, равенства всех перед законом, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина6.

Теперь несколько слов о задачах, функциях и полномочиях ВП в зарубежных армиях. Во всех армиях мира, где есть армейские полицейские, чаще всего они лишь регистрируют и описывают правонарушения, т.е. совершают такие действия, которые в российских условиях являются прерогативой военных прокуроров. Кроме того, они выполняют и некоторые функции комендантских подразделений.

В Соединенных Штатах главными задачами военной полиции являются предотвращение преступности среди военнослужащих, расследование совершенных ими преступлений. Кстати, наиболее точным определением отношений, именуемых в российском просторечии «дедовщиной» и не укладывающихся в рамки основного закона в жизни каждого военнослужащего — воинского устава, в американской армии было бы — hazing (от английского to haze — издеваться, подшучивать над новичками).

В военное время ВП ВС США выполняет функции охраны и обороны основных и передовых командных пунктов дивизий и корпусов, ведения разведки и охраны тыловых районов, регулирования движения на дорогах и водных путях, контроля за перемещением беженцев, выявления и задержания дезертиров, интернирования гражданских лиц и некоторые другие функции. В некоторых случаях армейская полиция может непосредственно решать боевые задачи тактического характера. Поэтому ряд военных экспертов указывают на значительно возросшую роль ВП в выполнении миротворческих задач.

4 О мерах по дальнейшему реформированию системы правоохранительных органов Республики Казахстан : Указ Президента Республики Казахстан от 22 апреля 1997 г. № 3465. Доступ из СПС «Юрист-WWW».

5 Об органах военной полиции : Закон Республики Казахстан от 21 февраля 2005 г. № 32-III ЗРК // Казахстанская правда. 2005. 2 марта.

6 См.: Толеуханов А. А. Военная юстиция // Юрист. 2003. № 12 (30).

Одной из важнейших функций ВП в ходе военных конфликтов является содержание военнопленных и обеспечение их безопасности. В рамках этой задачи военная полиция США осуществляет сбор военнопленных, их эвакуацию и охрану в лагерях, как в районах военных действий, так и на континентальной части США. В условиях мирного времени она осуществляет поддержание дисциплины в гарнизонах, на военных базах и охрану объектов, ведет расследование воинских преступлений, обеспечивает регулирование дорожного движения, а также участвует в проведении антитеррористических мероприятий. Кроме того, в задачи военной полиции входит ликвидация или оказание содействия в ликвидации волнений среди гражданского населения, в том числе и в тех странах, где дислоцируются части и подразделения ВС США. В функции военной полиции также входит охрана высших должностных лиц вооруженных сил США. Также ВП играет важную роль и в реализации программы Пентагона по борьбе с распространением наркотиков7.

В Германии ВП является самостоятельным родом войск в сухопутных силах и обеспечивает безопасность воинских контингентов и соблюдение законности. В мирное время ВП Германии решает задачи охраны военных объектов, органов управления, обеспечения транспортных перевозок, поддержания или восстановления порядка и дисциплины в частях и подразделениях, предотвращения преступных акций в отношении военнослужащих и военных объектов бундесвера и союзных войск.

На 32 группы немецких фельдъегерей, действующих во всех родах войск и на всей территории страны, возложена обязанность по наведению уставного порядка, обеспечению военно-транспортной службы, наблюдению за выполнением задач по безопасности. Они охраняют руководство Бундесвера и министерства обороны страны. Однако разбирательство по случаям неуставного поведения солдат и офицеров проводит гражданская прокуратура, не зависимая от министерства обороны. Она также осуществляет первичный контроль на пунктах сбора военнослужащих, отставших от воинских частей, организует охрану и транспортировку военнопленных, регулирует движение и охраняет войска на маршрутах выдвижения. Совместно с федеральной полицией она регулирует потоки беженцев.

Основное предназначение и полномочия современной Национальной 399 жандармерии (НЖ) Франции были закреплены в ст. 1 Декрета «Об организации и службе жандармерии», подписанного президентом Французской Республики Эмилем Лубе более ста лет назад: «Жандармерия представляет собой силу, предназначенную для обеспечения общественной безопасности, поддержания правопорядка и исполнения законов...

Ее деятельность распространяется на всю территорию страны, равно как и на вооруженные силы»8.

7 См.: Мухин В. Г. Возвращение на гауптвахту // Независимая газета. 2005.

6 июля.

8 Цит. по: Там же.

К. В. Каверин. Административно-правовой статус военной полиции...

2010. № 1

400

Жандармерия является составной частью вооруженных сил страны и административно подчиняется министру обороны. Она решает задачи в интересах ВС, а также выполняет полицейские и административные функции в национальном масштабе. Проведение оперативных мероприятий осуществляется в координации с министерствами внутренних дел и юстиции. В силу этого деятельность НЖ в целом носит межминистерский характер.

В составе вооруженных сил Великобритании действуют подразделения ВП как прямого подчинения министерству обороны, так и полиция видов вооруженных сил. ВП подчиняется управлению военной полиции, входящему в состав аппарата постоянного заместителя министра обороны. Численность военно-полицейских подразделений превышает 5 тыс. человек.

Полиция оборонного ведомства Великобритании обеспечивает безопасность военнослужащих, вооружения, военной техники и имущества ВС как на военных объектах страны, так и за рубежом. Она осуществляет охрану общественного порядка в отношении военнослужащих и гражданского персонала ВС, обеспечивает защиту военных объектов, проводит следственные и розыскные мероприятия на их территории, а также задерживает и берет показания у подозрительных лиц. Кроме того, ВП занимается инспектированием военного автотранспорта и решает ряд других задач. В состав ВП Великобритании входит ряд специальных подразделений, обеспечивающих охрану высшего военного руководства страны и безопасность важных военных делегаций9.

А как решаются задачи обеспечения законности и правопорядка в армиях ближайших соседей России?

Обеспечение правопорядка в войсках, предупреждение, выявление и пресечение воинских правонарушений и преступлений также входит в круг основных задач военной полиции Республики Казахстан (РК). ВП здесь действует как штатный орган военного дознания, который имеет вертикальную структуру и единое руководство этим направлением деятельности.

Законом РК «Об органах военной полиции» определена соответствующая система и структура органов военной полиции10:

1. Органы военной полиции создаются в Вооруженных Силах, органах национальной безопасности и во внутренних войсках Министерства внутренних дел РК.

2. Создание, реорганизацию и упразднение подразделений органов военной полиции осуществляют Министр обороны, Министр внутренних дел, Председатель Комитета национальной безопасности РК в порядке, установленном законодательством РК.

3. Руководство деятельностью, структуру и штатную численность ор-

9 См.: Мухин В. Г. Указ. соч.

10 См.: Об органах военной полиции : Закон Республики Казахстан от 21 февраля 2005 г. № 32-Ш ЗРК.

ганов военной полиции осуществляют и определяют соответствующие должностные лица.

Задачами органов военной полиции являются:

1) обеспечение правопорядка в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РК;

2) профилактика, предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие преступлений и правонарушений в пределах компетенции, установленной законами РК;

3) выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступлений и правонарушений;

4) производство дознания в пределах компетенции, установленной законами РК;

5) розыск военнослужащих, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также самовольно оставивших месторасположение воинских частей;

6) обеспечение безопасности дорожного движения военных транспортных средств;

7) исполнение в предусмотренных законодательством случаях задер -жания военнослужащих с содержанием на гауптвахте.

Органы военной полиции для выполнения возложенных на них задач в пределах полномочий и порядке, установленном законом, вправе:

1) требовать от военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими воинских сборов, а также лиц гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей соблюдения общественного порядка, правил ношения военной формы одежды, прекращения противоправных действий и действий, препятствующих осуществлению задач и функций органов военной полиции;

2) при совершении правонарушений военнослужащими и гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов, а на территории воинских частей (военных объектов) и гарнизонов иными лицами проверять документы, удостоверяющие их личность, принимать меры, обеспечивающие прекращение правонарушения;

3) по имеющимся в производстве материалам и уголовным делам вызывать военнослужащих и иных граждан в органы военной полиции, 401 получать от них объяснения, документы или их копии, производить допросы и иные следственные действия, а также в установленном законом порядке подвергать приводу лиц, уклоняющихся от явки без уважительной причины;

4) в установленном законодательством порядке задерживать военнослужащих, подозреваемых в совершении преступления, а также обвиняемых или подсудимых, скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия или суда;

5) проводить личный досмотр задержанных лиц, досмотр их вещей, документов, транспортных средств, изымать в установленном законодательством порядке предметы, находящиеся в незаконном обороте;

26. Заказ 6353

К. В. Каверин. Административно-правовой статус военной полиции...

2010. № 1

402

6) задерживать и доставлять в учреждения органов военной полиции или по месту службы военнослужащих, грубо нарушающих воинскую дисциплину или общественный порядок;

7) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в отношении военнослужащих и граждан, пребывающих в запасе, во время прохождения ими воинских сборов, в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;

8) передавать материалы о дисциплинарных проступках, совершенных военнослужащими, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов на рассмотрение соответствующих командиров (начальников) воинских частей;

9) производить дознание в пределах полномочий, установленных законодательством;

10) при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, угрожающих безопасности граждан, входить беспрепятственно в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения государственных органов и организаций независимо от форм собственности (кроме представительств иностранных государств и международных организаций, обладающих дипломатическим иммунитетом) и осматривать их либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается преступление, с последующим уведомлением об этом прокурора в течение двадцати четырех часов;

11) беспрепятственно и безвозмездно получать по возбужденным уголовным делам информацию и материалы от государственных органов и организаций независимо от форм собственности с соблюдением требований, установленных законодательством;

12) вносить в пределах своей компетенции военному командованию и иным должностным лицам представления по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений и правонарушений;

13) в безотлагательных случаях в служебных целях пользоваться средствами связи независимо от их местонахождения и принадлежности;

14) при проведении мероприятий по розыску и задержанию военнослужащих, самовольно оставивших месторасположение воинской части с оружием, по согласованию с правоохранительными органами самостоятельно устанавливать контрольно-пропускные пункты;

15) задерживать транспортные средства Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, отстранять от управления военными транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения, и направлять их на медицинское обследование в порядке и случаях, установленных законодательством;

16) при проведении мер по задержанию лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также при обстоятельствах, угрожающих жизни и здоровью людей, по согласованию с органами дорожной полиции ограничивать или запрещать движение транспорта и пешеходов на отдельных участках улиц, автомобильных дорог и других территориях;

17) в координации с органами дорожной полиции регулировать дорожное движение на автомобильных дорогах и улицах во время прохождения колонн военных транспортных средств, организовывать и обеспечивать сопровождение этих колонн и транспортных средств специального назначения;

18) проверять в воинских частях и военных учреждениях исполнение контрольных и профилактических мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения;

19) при отсутствии иных возможностей использовать воинский транспорт для проезда к месту происшествия, доставления в лечебные учреждения военнослужащих и граждан, нуждающихся в экстренной медицинской помощи;

20) иметь специальное помещение — гауптвахту для содержания военнослужащих, задержанных органами военной полиции либо находящихся под следствием и судом, а также для исполнения командованием гарнизонов уголовного наказания в виде ареста либо для применения дисциплинарного взыскания в виде ареста с содержанием на гауптвахте11.

Итак, на фоне такого богатого зарубежного опыта чем может в историческом плане ответить Россия? Первые военно-полицейские структуры были упомянуты в 1621 г. в Уставе ратных, пушечных и других дел, ка-саемых военной науки. В 1711 г. Петр I ввел в армии должности гене-рал-гевальдигеров, отвечавших за полицейские, судебные, пенитенциарные функции, порядок в тылу, контроль за маркитантами и эвакуацию раненых, и генерал-профосов, отвечавших за полицейские, судебные функции и казни. Во время войны 1812 г. учреждена должность военного генерал-полицмейстера для организации охраны порядка в тылах.

В 1815 г. сформировали первую полевую жандармерию12.

Развитию военно-полицейского дела препятствовали три фактора: во-первых, строевые офицеры привыкли сами ловить и наказывать нарушителей дисциплины; во-вторых, жандармский корпус довольно быстро превратился в политическую полицию и внутренние войска (полевая жандармерия даже не входила в его состав); в-третьих, численность полевой жандармерии (около 2 тыс. человек) была явно недостаточна для 800-тысячной регулярной армии. Офицеры постоянно прибегали к физическому воздействию для поддержания дисциплины, что заставило, на- 403 пример, командующего Киевским военным округом генерал-адъютанта Михаила Драгомирова 27 октября 1889 г. издать Приказ № 319 с симптоматичным названием: «В некоторых частях дерутся...»13.

Закон «Об армейской жандармерии» (1876) и положение «О состоящих при войсках жандармских эскадронах» (1887) определяли разнообразные

11 См.: Об органах военной полиции : Закон Республики Казахстан от 21 февраля 2005 г. № 32-Ш ЗРК.

12 См.: Вознесенский М. Б. В России возможна военная полиция. URL: http://www.km.ru/magazin/view_print.asp?id={6F2BA388-B477-4AD0-B885-AFFCF99E1C0C}&data= (дата обращения: 31.01.2006)

13 Цит. по: Вознесенский М. Б. Указ. соч.

К. В. Каверин. Административно-правовой статус военной полиции...

2010. № 1

404

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

задачи этих частей (что также не способствовало борьбе с неуставными отношениями): наблюдение за порядком и поддержание дисциплины, несение караульной службы, охрана штабов и военачальников, защита местного населения, поимка шпионов, охрана пленных, задержание дезертиров и мародеров, эвакуация раненых. В первой половине 1917 года, при Временном правительстве Жандармские части лишились этого названия и окончательно исчезли после Октябрьской революции14.

В Советской армии часть функций военной полиции выполняли военные комендатуры, комендантские роты и комендантские патрули. За порядком в армии следили и особые отделы, командиры частей и подразделений. Так что же принципиально нового принесет военная полиция в российские казармы, и нужна ли она вообще?

По данным Главной военной прокуратуры, в Вооруженных Силах РФ ежегодно совершается более 20 тыс. преступлений. Особую категорию среди всех преступлений занимают преступления, которые носят межличностный характер, так называемая «дедовщина»15. С момента создания Российской армии в 1992 г. она потеряла погибшими свыше 20 тыс. военнослужащих. Две полнокровные дивизии! И не на поле боя они полегли — вдали от горячих точек. В основном — в казармах, на полигонах, стрельбищах, танкодромах, в результате конфликтов на почве «дедовщины», отсутствия грамотного обучения и воспитания. А ведь очень многие трагические случаи можно было предотвратить, если бы у России, как в армиях других стран, имелась военная полиция, у которой есть полномочия, есть власть, есть структура.

Идея по своей сути не нова. Несколько лет назад она уже выдвигалась. До этого с 1995 по 2001 г. через Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации прошли три законопроекта по этому поводу. В 1998 г. была даже робкая попытка эксперимента с «милитари-жандармами» в двух военных округах и на Северном флоте. Согласно разработанному тогда законопроекту, в Российской армии должна была появиться независимая федеральная военная полиция, которая могла пресекать правонарушения, вести оперативно-розыскную работу. Одним словом, заниматься расследованием преступлений — убийств, умышленного причинения телесных повреждений. Сегодня обычной, так сказать, уголовной рутиной в тех же войсках ведают военные прокуроры и следователи вместе с внештатными военными дознавателями.

Почему же ВП не появилась? Во-первых, в бюджете на эти цели денег не оказалось. Споры развернулись и вокруг того, какими функциями следует наделить новую структуру. Отсюда следующий вопрос — кому она будет подчинена? Министерство обороны РФ, где проходят службу подавляющее большинство военнослужащих, вполне справедливо полагало, что подчиняться полиция должна Генштабу. Свои претензии на обладание новой силовой структурой заявила и Главная военная про-

14 См.: Вознесенский М. Б. Указ. соч.

15 См.: URL: http://genproc.gov.ru/news/genproc/

куратура, причем у нее были достаточно сильные позиции: в ее недрах зрело предложение наделить военную полицию полномочиями органа дознания и следствия. Тут же в игру вступило МВД на том основании, что подчиненные ему внутренние войска тоже нуждаются в таком институте. Словом, в прениях идея и растворилась16. Последним аргументом против принятия закона в 2001 г. стали цифры: для реализации этого законопроекта требовалось тогда 80 млрд долларов.

Новация упомянутого этапа создания ВП состояла в требовании ее «не-подчиненности» армейскому командованию и финансирования по отдельной статье бюджета. То есть, должен был быть учрежден некий военный орган, неподвластный Минобороны, вроде военных судов и военных прокуроров. Все это — исключительно российское «ноу-хау» в области военного строительства17.

Этот оптимизм, однако, разделяют далеко не все. Ведь если разобраться, функции, которые прочат военной полиции, сегодня уже между кем-то поделены. В армии есть органы дознания, работает агентурная сеть ФСБ, непосредственно на жалобы военнослужащих реагируют военная прокуратура и военные суды. Есть еще и военные комендатуры, которые в том числе должны заниматься пресечением преступлений среди солдат. Для нормальной службы таких мощных структур вполне достаточно. Есть и соответствующие законы, в огромном количестве. Но никто не пытается использовать даже малую часть тех средств, которые уже имеются, для борьбы с правонарушениями. Например, в соответствии со ст. 22 Федерального Закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»18 каждый солдат имеет право обратиться к адвокату за по-

16 См.: Выжутович В. В. Следуйте в полицию // Рос. газ. 2005. 27 июня.

17 См.: Соловьев В. А. Наводить порядок или надзирать и карать // Независимое военное обозрение. 2005. 8 июля.

18 См.: О статусе военнослужащих : федер. закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ (в ред. федер. законов от 31 декабря 1999 г. № 229-ФЗ, от 19 июня 2000 г.

№ 82-ФЗ, от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ, от 26 июля 2001 г. № 105-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ, от 7 мая 2002 г. № 49-ФЗ, от 21 мая 2002 г. № 56-ФЗ, от 28 июня 2002 г. № 75-ФЗ, от 27 ноября 2002 г. № 155-ФЗ, от 11 ноября 2003 г.

№ 141-ФЗ, от 26 апреля 2004 г. № 29-ФЗ, от 20 июля 2004 г. № 71-ФЗ, от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ, от 22 апреля 2005 г. № 37-ФЗ, от 27 декабря 2005 г. № 190-ФЗ, 405

№ 191-ФЗ, от 2 февраля 2006 г. № 20-ФЗ, от 4 мая 2006 г. № 61-ФЗ, от 8 мая 2006 г.-

№ 66-ФЗ, от 6 июля 2006 г. № 104-ФЗ, от 27 июля 2006 г. № 153-ФЗ, от 17 октября 2006 г. № 163-ФЗ, от 4 декабря 2006 г. № 203-ФЗ, от 30 декабря 2006 г. № 278-ФЗ,

от 6 января 2007 г. № 1-ФЗ, от 2 марта 2007 г. № 24-ФЗ, от 16 марта 2007 г.

№ 36-ФЗ, от 22 июня 2007 г. № 113-ФЗ, от 22 июня 2007 г. № 114-ФЗ, от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ, от 4 ноября 2007 г. № 254-ФЗ, от 1 декабря 2007 г. № 311-ФЗ, от 4 декабря 2007 г. № 324-ФЗ, от 11 июня 2008 г. № 86-ФЗ, от 14 июля 2008 г.

№ 111-ФЗ, от 23 июля 2008 г. № 160-ФЗ, от 27 октября 2008 г. № 177-ФЗ, от

8 ноября 2008 г. № 203-ФЗ, от 1 декабря 2008 г. № 225-ФЗ, от 25 декабря 2008 г.

№ 280-ФЗ, от 14 марта 2009 г. № 34-ФЗ, от 25 декабря 2009 г. № 339-ФЗ, с изм., внесенными федеральными законами от 27 декабря 2000 г. № 150-ФЗ, от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ (ред. 10 ноября 2004 г.), от 24 декабря 2002 г. № 176-ФЗ (ред. 10 ноября 2004 г.), от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ (ред. 10 ноября 2004 г.),

К. В. Каверин. Административно-правовой статус военной полиции...

2010. № 1

406

мощью. Эта «услуга» для него бесплатна. Кто-нибудь из солдат знает об этом? Видел ли он на территории своей части хоть одного адвоката?

Таким образом, даже беглый взгляд на место военно-полицейских структур в армиях США, Великобритании, Германии, Франции и других стран позволяет понять, что армейские, флотские и авиационные полицейские крепко пристегнуты к министерствам обороны. Везде полицейские в униформе — это те же армейские чины, но с особыми правами и задачами. Это уже не командиры и воспитатели — это правоохранители.

Вместе с тем военная полиция не может отменить необходимость гражданского контроля над Вооруженными Силами. Поэтому подчинение полиции кому-то из верхнего эшелона силовых структур в принципе возможно. Если же, например, в российских условиях таким куратором станет Министр обороны, то доклады напрямую исключат всякую возможность утаивания информации, а максимальные права и полномочия по установлению законного порядка в войсках позволят немедленно реагировать на каждое происшествие, даже в самой отдаленной воинской части.

При наличии четко продуманной схемы планируемой реорганизации идею создания военной полиции можно попытаться реализовать в России малыми средствами, используя уже имеющиеся ресурсы. Как отмечает Ю. А. Гаврилов, все документы, касающиеся введения в Вооруженных силах РФ этого института, отработаны, и уже в 2010 г. могут вступить в действие19. Военно-полицейские подразделения еще только предстоит сформировать в бригадах, округах и на флотах. Их штатную структуру, задачи, подчиненность уже сформировали в официально созданном специальном отделе управления кадров Министерства обороны РФ. Предполагается, что численность военных «копов» будет около 5 тыс. человек. Новой структуре будут переадресованы многие функции, которые сейчас возлагаются на гарнизонные комендатуры, и частично — обязанности командиров и начальников. Например, проведение дознания в батальонах и ротах, где произошло происшествие. Логика реформаторов еще и такова: образование военной полиции позволит освободить подразделения Вооруженных сил от выполнения целого ряда функций20. Офицеры и рядовой состав освобождаются от патрулирования в воинских частях, гарнизонах и в городах. Военная полиция также снимет с них функции по несению службы в караулах по охране и обороне различных объектов воинских частей. Автоинспекция будет передана в ведение полиции. Ей же планируется передать гауптвахты и военные комендатуры. По мнению идеологов введения новых преобразований, военная полиция будет

Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 апреля 2007 г. № 5-П) // СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331; 2002. № 21. Ст. 1919; 2003. № 46. Ст. 4437; 2004. № 18. Ст. 1687; № 35. Ст. 3607; 2005. № 17. Ст. 1483; 2007. № 2. Ст. 360; № 26. Ст. 3087; 2008. № 44. Ст. 4983; 2009. № 11. Ст. 1263; № 52 (ч. 1). Ст. 6415.

19 См.: Гаврилов Ю. А. Коп и 300 сержантов // Рос. газ. 2009. 2 дек.

20 См.: Иванов В. В. Военная полиция 20 лет искала казармы // Независимое военное обозрение. 2009. 11 нояб.

призвана осуществлять контроль за исполнением нормативных требований общевоинских уставов, распоряжений командования. Тем самым, от выполнения этих функций высвобождается значительный отряд военных, что позволит им сосредоточиться непосредственно на своих прямых обязанностях.

Как видно из сказанного, военная полиция — это орган с достаточно серьезными полномочиями, объем которых может быть скорректирован с учетом складывающейся обстановки внутри каждого конкретного государства. Создание подобного органа в России, возможно, придаст новый импульс реформам в армии, но способствовать их позитивному направлению это будет лишь в том случае, если не произойдет подмены уже действующих сегодня органов контроля за правопорядком в армии. В противном случае ситуация может еще больше осложниться, так как дублирующие друг друга структуры в результате несогласованности могут вовсе отстраниться от выполнения требуемых задач.

Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж)

Каверин К. В., кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных и социальноэкономических дисциплин E-mail: kaverin_mail@mail.ru Тел.: 8(904) 213-60-93

Military Aviation Engineering University (Voronezh)

Kaverin K. V., Сandidate of Legal Science, Senior Teacher of the Humanitarian and Social and Economic Disciplines Department E-mail: kaverin_mail@mail.ru Теl.: 8(904) 213-60-93

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.