Научная статья на тему 'Административно-правовой статус несовершеннолетнего как объект (предмет) административно-правового регулирования'

Административно-правовой статус несовершеннолетнего как объект (предмет) административно-правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4425
519
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА / RIGHTS / ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / LEGITIMATE INTERESTS / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / JUVENILE / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО / ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF THE JUVENILE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смагина Тамара Алексеевна

В статье рассматриваются права и законные интересы, составляющие административно-правовой статус несовершеннолетнего. Проводится их классификация в соответствии с субъективными или объективными жизненными факторами, а также в зависимости от сферы реализации несовершеннолетним своих прав и законных интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative and Legal Status of the Juvenile as the Object of Administrative And Legal Regulation

Works of Manokhin V.M., prof. were placed in the body of scientific knowledge. The article covers the rights and legitimate interests forming administrative and legal status of the juvenile. They are being classified according to subjective or objective vital factors and depending on the scope of implementation of juveniles' rights and legal interests.

Текст научной работы на тему «Административно-правовой статус несовершеннолетнего как объект (предмет) административно-правового регулирования»

и свобод ст. 2.9 и ч. 6 ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях». Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

4 См.: Попов П. Малозначительная угроза // Эж-ЮРИСТ. 2008. № 35 (540).

5 См.: Российская газета. 2005. 19 апр..

6 Следует отметить, что Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 5 во многом повторяет определение, приведённое в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 4 марта 1929 г. № 23. В данном документе (в ред. от 14 марта 1963 г.) длящееся преступление определялось как «действие или бездействие, сопряженное с невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой уголовного наказания», которое также связывается с «непрерывным осуществлением состава определенного преступного деяния». С нашей точки зрения, заслуживает внимания (пп. 1, 2 письма Государственного таможенного комитета (далее — ГТК) России от 27 мая 2002 г. № 01-06/20585 «Об отнесении административных правонарушений к длящимся», отменённое Письмом ФТС РФ от 12 июля 2005 г. № 01-06/23399 «Об отнесении административных правонарушений к длящимся» во исполнение Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5. В отменённом письме ГТК под длящимся признавалось такое правонарушение, при котором «противоправное деяние совершается непрерывно в течение более или менее продолжительного периода времени», при этом оно «продолжается в течение всего времени с начала правонарушения и до его прекращения».

Т.А. Смагина

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО КАК ОБЪЕКТ (ПРЕДМЕТ) АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

В статье рассматриваются права и законные интересы, составляющие административно-правовой статус несовершеннолетнего. Проводится их классификация в соответствии с субъективными или объективными жизненными факторами, а также в зависимости от сферы реализации несовершеннолетним своих прав и законных интересов.

Ключевые слова: права, законные интересы, несовершеннолетние, административно-правовой статус несовершеннолетнего.

T.A. Smagina

ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF THE JUVENILE AS THE OBJECT OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION

Works of Manokhin V.M., prof. were placed in the body of scientific knowledge. The article covers the rights and legitimate interests forming administrative and legal status of the juvenile. They are being classified according to subjective or objective vital factors and depending on the scope of implementation of juveniles' rights and legal interests.

Keywords: rights, legitimate interests, juvenile, administrative and legal status of the juvenile

Исследование проблем правового регулирования общественных отношений, складывающихся и развивающихся в Российской Федерации, лежит в основе научной деятельности российских ученых-административистов1.

Исходя из позиций, представленных В.М. Манохиным в качестве предмета правового регулирования, выступает большая часть общественных отношений однородного порядка, где в качестве дополнительного критерия используется метод регулирования2.

На наш взгляд, на основании анализа научных исследований объектом (предметом) правового регулирования в целом и административно-правового регулирования в частности выступает социальная сфера, которую составляют такие компоненты, как: люди (без них не было бы общественных отношений);

©Смагина Тамара Алексеевна, 2013

Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административного и муниципального права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: [email protected] 61

общественные отношения (социальные связи, зависимости и разграничения); поведение людей.

Изучая полномочия и особенности административно-правового регулирования административно-правового статуса субъектов административного права, в частности несовершеннолетних граждан, а также органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних3, можно отметить, что несовершеннолетний в Российской Федерации имеет свой правовой статус, а отношения, в которых он участвует, регулируются нормами различных отраслей права, в т.ч. административного. Однако анализ действующего законодательства в части, касающейся закрепления прав и обязанностей несовершеннолетних граждан, позволяет сделать вывод о том, что, к сожалению, на сегодняшний день нет четкого определения правового положения этой категории граждан.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»4 определяет лишь общие гарантии прав ребенка, не закрепляя правового статуса несовершеннолетних граждан в целом. В различных отраслях права — административном, гражданском, семейном, уголовном — содержатся нормы, лишь частично регулирующие правовое положение несовершеннолетних как участников тех или иных регулируемых правом общественных отношений.

Указанное предопределяет целесообразность проведения анализа норм действующего российского законодательства, устанавливающих правовой статус несовершеннолетних. Исходя из общетеоретических позиций, основные конституционные права и обязанности составляют основу его правового статуса. Права и законные интересы несовершеннолетнего, выступая элементами его правового статуса, в то же время являются объектом административно-правового регулирования.

Первичность при исследовании административно-правового статуса несовершеннолетнего принадлежит его правам. Однако нельзя умалять значимости такой правовой категории, как «законный интерес несовершеннолетнего». Законные интересы несовершеннолетнего, так же как и его права, выступают объектами административно-правового регулирования. Под законными интересами, на наш взгляд, следует понимать простую правовую дозволенность, не обеспеченную конкретной юридической обязанностью. Законный интерес носит неопределенный характер и гарантирован в меньшей степени; подчас выступает не основным, а важным способом удовлетворения интересов и потребностей участников правоотношений.

Законный интерес несовершеннолетнего следовало бы рассматривать как объективно обусловленный, юридически установленный предел для родителей и заменяющих их лиц (законных представителей) с целью достижения наилучшего результата в обеспечении разнообразных потребностей несовершеннолетнего, охраняемый и защищенный на основании закона уполномоченными субъектами5.

В качестве объекта (предмета) административно-правового регулирования рассмотрим общественные отношения, возникающие по поводу реализации несовершеннолетним своего административно-правового статуса. Административно-правовой статус несовершеннолетних — сложный механизм, включающий ряд взаимосвязанных элементов. Административно-правовой статус, являясь элементом правового статуса личности, имеет свои особенности, которые полу-

чают нормативно-правовое закрепление в правовых актах, регламентирующих различные сферы жизни общества.

Административно-правовой статус несовершеннолетнего имеет определенную специфику, отличающую его от административно-правового статуса других субъектов административного права. Для упорядочения прав, обязанностей и законных интересов несовершеннолетнего проведем их классификацию по двум основаниям.

Так, в первую очередь необходимо отметить факторы, оказывающие влияние на расширение (ограничение) прав несовершеннолетних:

1. Физические характеристики несовершеннолетнего: инвалидность; состояние опьянения; отставание в психическом развитии. Так, инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты6. Дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, т.е. необходимых лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания; при наличии медицинских показаний — путевки на санаторно-курортное лечение; бесплатного проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно7.

Несовершеннолетний подозреваемый, страдающий психическим расстройством или отстающий в психическом развитии, имеет право на то, чтобы его допрашивали с обязательным участием педагога или психолога (ч. 3 ст. 425 ш

упк рф)8. и

2. Наличие у несовершеннолетнего родителей, имеющих особый статус или С

а

отсутствие у несовершеннолетнего родителей по тем или иным причинам. Та- т

о

кой особый статус имеют несовершеннолетние, являющиеся членами семей во- к

о

еннослужащих; беженцами; оставшиеся без попечения родителей или сироты. о' Несовершеннолетние члены семей военнослужащих, погибших (умерших) | в период прохождения военной службы, имеют право на компенсационные вы- |

платы по оплате: общей площади занимаемых ими жилых помещений (в ком- н

о

мунальных помещениях — жилой площади), а также найма, содержания и Ю ремонта жилых помещений; коммунальных услуг независимо от вида жилищ- и

ного фонда; установки квартирных телефонов по действующим тарифам, услуг с

к

местной телефонной связи и др.9 а

Несовершеннолетний, имеющий статус беженца, в соответствии с Конвен- д

е

цией о правах ребенка10 имеет право на помощь и поиск родителей или других и членов семьи, на получение информации, необходимой для его воссоединения №

с семьей. 69

)

В соответствии с положениями федерального законодательства определен • особый правовой статус несовершеннолетних-сирот — это лица в возрасте до к 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, а также статус несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, — это лица в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных 6к

учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном порядке соответствующим федеральным законом11.

Несовершеннолетние-сироты, а также несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, действующим законодательством наделены расширенным объемом прав. Так, они имеют право на обеспечение вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм; на бесплатное медицинское обслуживание; на бесплатный проезд в городском и пригородном транспорте и др.

3. Совершение несовершеннолетним противоправного деяния (преступления, административного правонарушения). Нормы уголовного, уголовно-процессуального и административного законодательства закрепляют особый статус несовершеннолетнего участника уголовного или административного производства. Например, гл. 50 УПК РФ закрепляет особый порядок производства в отношении несовершеннолетних, наделяя их такими правами, как право на уведомление своих законных представителей о задержании или заключении под стражу; право на проведение допроса не более четырех часов в день и др. В соответствии с нормами КоАП РФ возраст несовершеннолетнего учитывается как а смягчающее обстоятельство при назначении меры административного наказа? ния. Кроме того, несовершеннолетний также имеет право, чтобы его интересы а. отстаивал законный представитель.

| 4. Нахождение несовершеннолетнего в обстановке, создающей угрозу его

I правам и законным интересам. Например, несовершеннолетние, находящиеся

1 в трудной жизненной ситуации12, имеют право на защиту со стороны феде-

го

| ральных органов государственной власти и органов государственной власти

§ субъектов РФ.

| В представленном основании для классификации административно-правовой

2 статуса несовершеннолетнего рассмотрены субъективные и объективные факто-° ры, определяющие поведение несовершеннолетнего и возможность получения и ж использования им конкретных прав и обязанностей.

| Второй аспект касается конкретной сферы, в которой несовершеннолетний

I реализует свои права и законные интересы. По словам В.М. Манохина, это

1 «духовная сфера, в которой граждане приобретают знания, развивают науку,

0

° приобщаются к культурному наследству, стремятся удовлетворить свои раз-

го

¿5 носторонние интересы и потребности интеллектуального характера. Эта сфера

1 удовлетворения духовных потребностей человека - социальная сфера»13, т.е об-I разование, здравоохранение, культура.

В соответствии с положениями Семейного кодекса РФ несовершеннолетний имеет право на получение основного общего образования и на создание ему условий для получения среднего (полного) общего образования. Необходимо обратить внимание на то, что для возможности реализации несовершеннолетним данного права законом установлена минимальная возрастная граница. Так, обучение

64

детей в образовательных учреждениях, реализующих программы начального

общего образования, начинается с достижения ими возраста шести лет шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет14. Можно выделить следующие права несовершеннолетнего как участника образовательного процесса: право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями; право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек; право на получение дополнительных (в т.ч. платных) образовательных услуг; право на участие в управлении образовательным учреждением; право на уважение своего человеческого достоинства и др.

Для обеспечения естественных прав человека необходима конституционно закрепленная обязанность государства заботиться о физическом и психическом здоровье каждого гражданина15. Содержание данного права для несовершеннолетнего нашло свое отражение и в административно-правовых нормах16. С одной стороны, само право на охрану здоровья носит естественный характер, а следовательно, принадлежит несовершеннолетнему от рождения. В то же время возможность реализации права на охрану здоровья в целом появляется у несовершеннолетнего по достижении определенного возраста. Так, несовершеннолетние, больные наркоманией, в возрасте старше 16 лет и иные несовершеннолетние в возрасте старше 15 лет имеют право на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него.

Можно выделить такие права несовершеннолетнего в сфере охраны здоровья, как право на прохождение медицинских осмотров; право на оказание медицинской помощи в период оздоровления и организованного отдыха в порядке, ш установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; н право на санитарно-гигиеническое просвещение, обучение и труд в условиях, С

а

соответствующих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и т

о

исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов; право на по- к

о

лучение информации о состоянии здоровья в доступной для них форме и др. о'

Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учрежде- а ниями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44 Конституции РФ). |

Несовершеннолетний также наделен определенными правами в данной сфере. н

о

Федеральное законодательство17 является правовой базой сохранения и развития Ю библиотечного дела в Российской Федерации и гарантирует права человека на и

свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой с

к

культуры, а также на культурную деятельность. При этом каждый гражданин а независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального по- д

е

ложения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на би- | блиотечное обслуживание на территории Российской Федерации. №

Следуя изложенному, сложно предположить, как сможет воспользоваться 69 этим правом новорожденный или иной несовершеннолетний, не обладающий • навыками чтения и разговорной речи? Полагаем, будет целесообразным изме- к нить нормативные положения: «возраст» на «пользователь библиотеки». Под пользователем библиотеки предлагается понимать физическое лицо, достигшее возраста 6 лет, либо юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки. Возраст 6 лет обусловлен соотношением таких взаимосвязанных по целям прав, как право несовершеннолетнего на образование и на культурное развитие. До шестилетнего возраста пользователями библиотек, на наш взгляд, в интересах 65

несовершеннолетнего могут быть его родители или иные законные представители. Из этого следует, что реализация в полном объеме прав несовершеннолетнего в рассмотренных областях возможна только по достижении им определенного возраста, закрепляемого законодательством.

Таким образом, можно классифицировать административно-правовой статус несовершеннолетнего по двум основаниям: в зависимости от субъективных и объективных факторов, определяющих поведение несовершеннолетнего и возможности получения и использования им конкретных прав и обязанностей, и в зависимости от определенных прав и законных интересов в социальной сфере, которые несовершеннолетний может реализовывать.

По мнению В.М. Манохина, «четкое разделение правового статуса имеет большое значение как в правотворческой, так и в правоприменительной деятельности государства, его органов и должностных лиц»18, а обоснованно представленная классификация позволит внести соответствующие коррективы в действующее российское законодательство.

1 См., например: Конин Н.М., Журик В.В., Петров М.П. Административное право Российской Федерации: учебно-методический комплекс / под ред. Н.М. Конина. М., 2005 (серия учебно-методических комплексов); Лысенко А.В. Особенности правового регулирования в информационной сфере (теоретический анализ): автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004; Общее административное право: учебник / под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2007 и др.

2 См.: Манохин В.М.Административное право России: учебник. Саратов, 2009. С. 10.

3 См.: Смагина Т.А. Административно-правовое регулирование прав и законных интересов несовершеннолетних: дис. ... канд.юрид.наук. Саратов, 2012.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3802; 2013. № 27, ст. 3477.

5 См.:Покачалова Е.В., Смагина Т.А. Законные интересы несовершеннолетних как объект админи-д стративно-правового регулирования // Вестник Саратовской государственной юридической академии ° (дополнительный выпуск). 2012. № 85. С .98-102.

1л 6 См.: Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской

~ Федерации»// Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 48, ст. 4563; Российская газета. 2013. 5 июля.

g 7 См. п. 9 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной по-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мощи»// Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 29, ст. 3699; 2013. № 19, ст. 2326. § 8 См.: Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 177-ФЗ // Собр.

g законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52, ч. 1, ст. 4921; 2013. № 26, ст. 3207.

£ 9 См. ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. от

1 16 ноября 2011 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 22, ст. 2331; 2012. № 31, ст. 4326.

S 10 См. ст. 22 Конвенции о правах ребенка. Резолюция 56/98 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября

1989 г.; ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г. № 1559-I // Сборник международных договоров СССР. 1993. Вып. XLVI.

2 11 См. ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по со° циальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Собр. законодательства | Рос. Федерации. 1996. № 52, ст. 5880; 2013. № 27, ст. 3477.

S 12 К детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, относятся в т.ч.: дети — жертвы вооруженных

™ и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети

и из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети

— жертвы насилия; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся § обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

" (см. ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Рос-

S. сийской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3802; 2013. № 27, ст. 3477.

и 13 Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: учебник. 2-е изд., испр. и доп.

1 Саратов, 2003. С 288.

£ 14 См.: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»//

m Собр. законодательства Рос.Федерации. 2012. № 53, ч. I, ст. 7598; 2013. № 27. ст. 3477.

15 См. ст. 41 Конституции РФ; п. 1 ст. 150 Гражданского кодекса РФ(часть первая); Курбанов М.А. Право на психическое здоровье как естественное право человека // Независимый психиатрический журнал. 2006. № 2. С. 36-37.

16 См.: Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»//Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 48, ст. 6724; 2013. № 27, ст. 3477.

17 См.: Закон РФ от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О библиотечном деле» //Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 1, ст. 2; 2013. № 27, ст. 3477.

66 18 Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Указ. соч. С. 49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.