Злобина Ирина Владимировна
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса Краснодарского университета МВД России (тел.: +79180807070)
Проблемы правового регулирования и правоприменения практики лишения родительских прав
В статье раскрыто понятие лишения родительских прав как меры защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Проведен анализ судебной правоприменительной практики, рассмотрены дискуссионные в отечественной доктрине вопросы о понятии и формах семейно-правовой ответственности.
Ключевые слова: ребенок, несовершеннолетний, ограничение родительских прав, семейно-правовая ответственность, охранительные меры, защита прав несовершеннолетних, орган опеки и попечительства.
I.V. Zlobina, Master of Law, Assistant Professor, Assistant Professor of a Chair of Civil Law and Civil Procedure of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; tel.: +79180807070.
Problems of legal regulation and law-enforcement practice of deprivation of parental rights
In the article the notion of deprivation of parental rights as a measure to protect the rights and legitimate interests of minors is shown. Judicial enforcement practice is analyzed, controversial in domestic doctrine questions about the concept and forms of family-legal responsibility are considered.
Key words: child, juvenile, restriction of parental rights, family and legal responsibility, conservation measures, protection of minors, guardianship authority.
В п. 1 ст. 9 Конвенции ООН о правах ребенка сказано, что государство обеспечивает право ребенка не разлучаться со своими родителями вопреки их желанию, за исключением случаев, когда компетентные органы согласно судебному решению определяют, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка [1].
Одной из мер защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, предусмотренных отечественным законодательством, является лишение родительских прав. Данная мера является крайней (исключительной), поскольку применяется лишь в случаях, когда иные профилактические меры воздействия, такие как постановка родителя на учет в орган опеки и попечительства, в комиссию по делам несовершеннолетних, профилактические беседы, не дали положительных результатов [2].
По данным статистики, количество дел данной категории на протяжении последних лет сокращается. Так, в 2008 г. судами Российской Федерации было окончено производством 74 111 дел, в 2009 г. - 73 996 дел, в 2010 г. - 67 400 дел (по 92% дел, оконченных производством, были вынесены решения, из них удовлетворе-
ны требования о лишении родительских прав по 56 117 делам, что составляет 91,5%). В 2011 г. по материалам, подготовленным с участием органов внутренних дел, лишены родительских прав 21,8 тыс. родителей (2010 г. - 25,8 тыс., 2009 г. - 29,7 тыс.).
Лишение родительских прав представляет собой меру ответственности за семейное правонарушение, под которым понимается виновное противоправное действие (бездействие), нарушающее нормы семейного законодательства.
По состоянию на 1 января 2012 г. на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состоит свыше 146 тыс. родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих обязанностей по воспитанию и содержанию детей (2010 г. - 165,7 тыс., 2009 г. - 170,7 тыс.). К административной ответственности привлечены почти 596,51 тыс. лиц данной категории, в том числе 432,9 тыс. - за неисполнение обязанностей по воспитанию детей (ст. 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП)) и 2,6 тыс. - за вовлечение их в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ (ч. 3 ст. 6.10 КоАП).
21
Одним из оснований лишения родительских прав является жестокое обращение с детьми, включая физическое или психическое насилие над ними, покушение на их половую неприкосновенность. Заметим, что понятие «жестокое обращение» не раскрывается законодателем. Возникает вопрос: какие действия родителей, помимо причинения телесных повреждений и применения психического насилия, можно отнести к жестокому обращению? Подобный пробел в нормах СК РФ восполняется судами исходя из опыта правоприменительной практики [3, с. 42].
Привлечение к ответственности родителей и иных законных представителей за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, связанное с жестоким обращением с детьми, занимает важное место в деятельности органов внутренних дел (в 2011 г. в отношении данной категории возбуждено 3,6 тыс. дел, в 2010 г. - 4,8 тыс., в 2009 г. - 5,8 тыс.).
Вопрос о лишении родительских прав рассматривается только в судебном порядке (в порядке искового производства). Обратиться с заявлением может один из родителей либо лица, их заменяющие. Правом на обращение в суд наделены прокурор, органы опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних, организации для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и другие организации, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (п. 1 ст. 70 СК РФ). Например, с исковыми требованиями о лишении В.В. родительских прав в отношении несовершеннолетних В.И. и В.Д. в Кораблинский районный суд Рязанской области обратилась комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Иск удовлетворен.
В судебной практике имели место случаи, когда судами принимались к рассмотрению заявления, поданные органами или лицами, которые таким правом не обладали. Например, судами принимались заявления о лишении родительских прав от начальников органов внутренних дел (Селивановский районный суд Владимирской области). В свою очередь, в ряде случаев суды отказывали в принятии исковых заявлений, если они подавались несовершеннолетними детьми, со ссылкой на то, что они не относятся к кругу лиц, указанных в п. 1 ст. 70 СК РФ. Отказ суда в принятии искового заявления несовершеннолетнего является неправомерным. Пункт 2 ст. 56 СК РФ регламентирует, что ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей либо лиц, их заменяющих. Ребенок вправе при нарушении его прав и законных интересов самостоятельно обращаться
в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет - в суд.
При рассмотрении дел о лишении родительских прав обязательным является выяснение мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста 10 лет, по вопросу о необходимости лишения его родителей (одного из родителей) родительских прав. Это возможно путем опроса его в судебном заседании в присутствии педагога либо специалистами органа опеки и попечительства, детского учреждения, в котором находится несовершеннолетний. Тем не менее, в отдельных случаях суды (Калиниградской и Владимирской областей, Республики Бурятия) нарушали требования ст. 57 СК РФ.
Так, Камешковским районным судом Владимирской области было удовлетворено заявление прокурора о лишении М. родительских прав. При этом несовершеннолетняя в возрасте 12 лет не опрашивалась ни судом, ни органом опеки и попечительства, ее мнение по заявленным требованиям не выяснялось.
Подобная категория дел рассматривается с участием прокурора и органа опеки и попечительства. Участвуя в деле, связанном с лишением родительских прав, орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни ребенка, представить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора. В заключении отражаются обстоятельства, касающиеся условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, характер отношений между родителями и ребенком, может быть указано мнение ребенка по существу спора [4, с. 24].
В соответствии с п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 в решении суда о лишении родительских прав должно быть указано, кому передается ребенок на воспитание: другому родителю, органу опеки и попечительства или опекуну (попечителю), если он уже назначен в установленном порядке. При невозможности передать ребенка другому родителю или в случае лишения родительских прав обоих родителей, когда опекун (попечитель) еще не назначен, суд передает несовершеннолетнего на попечение органа опеки и попечительства. В дальнейшем орган опеки и попечительства обязан принять меры для защиты прав и интересов ребенка, а также выбрать наиболее приемлемый способ его устройства (п. 2 ст. 68 СК РФ).
Как показывает обобщение судебной практики по спорам о лишении родительских прав, указанные нормы материального права и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ судами
соблюдаются не всегда. Так, согласно справке по материалам обобщения судебной практики Оренбургского областного суда по значительному числу дел в решениях не определено, кому должны быть переданы дети на воспитание.
Закон предусматривает обязанность суда в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения о лишении родительских прав направить выписку из этого решения в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка (п. 5 ст. 70 СК РФ). Своевременное осуществление названных действий суда важно для определения правового статуса ребенка и защиты его прав и законных интересов [5, с. 21-22].
Права родителей, лишенных родительских прав, основанные на факте родства с ребенком, утрачиваются. Они не вправе требовать содержания от ребенка в случаях, когда он достигнет совершеннолетия, наследовать после смерти ребенка, получать государственные пособия и льготы, которые предоставляются гражданам, имеющим несовершеннолетних детей (п. 1 ст. 71 СК РФ). Пленум Верховного Суда РФ в п. 15 постановления от 27 мая 1998 г. № 10 разъяснил, что суду после вступления в законную силу решения о лишении родительских прав необходимо направить его копию органу, производящему указанные выплаты, либо в суд по месту вынесения решения о выплатах для обсуждения вопроса о перечислении платежей на счет детского учреждения или лицу, которому ребенок передан на воспитание.
В свою очередь, родители, лишенные родительских прав, обязаны содержать своего ребенка. При рассмотрении дела суд решает и вопрос о взыскании алиментов (п. 3 ст. 70 СК РФ). В п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. № 10 даны разъяснения судам по указанному вопросу. В нем обращено внимание на то, что решение вопроса о взыскании алиментов должно осуществляться независимо от того, предъявлен ли такой иск [6].
В случае удовлетворения иска о лишении родительских прав алименты на содержание ребенка взыскиваются в пользу другого родителя, опекуна или попечителя ребенка, а также зачисляются на счета воспитательных учреждений, в которых находятся несовершеннолетние. При передаче ребенка органу опеки и попечительства суды взыскивают алименты с перечислением их на личный счет ребенка в отделении Сбербанка России.
В судебной практике встречались случаи, когда родитель, которому при вынесении решения о лишении родительских прав передавался на
воспитание ребенок, заявлял суду о том, что не желает по тем или иным причинам взыскивать алименты на содержание ребенка с родителя, лишенного родительских прав.
Так, по делу по иску опекуна К. к матери ребенка о лишении родительских прав, рассмотренному Заводским районным судом г. Саратова, при обсуждении вопроса о взыскании алиментов К. заявила о нежелании взыскивать алименты с матери ребенка по тем основаниям, что последняя также находится на ее иждивении (ведет аморальный образ жизни, не имеет постоянной работы, стабильного заработка). В нарушение требований ч. 3 ст. 70 СК РФ алименты судом не были взысканы.
В данной ситуации суды неправильно толкуют положения норм материального права (п. 3 ст. 70 СК РФ).
Родители, лишенные родительских прав, могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности за вред, причиненный ребенком. Привлечь их к имущественной ответственности возможно в течение трех лет после лишения прав при условии, что поведение ребенка стало последствием ненадлежащего выполнения родителями своих обязанностей (ст. 1075 ГК РФ).
Ребенок, в отношении которого родители (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение либо право пользования им. Он наделен другими имущественными правами, основанными на факте родства с родителями (другими родственниками), включая право на получение наследства (п. 4 ст. 71 СК РФ).
Изучение судебной практики показывает, что иски о восстановлении в родительских правах поступают в суды редко, что дает основание сделать выводы: во-первых, о законности и обоснованности постановленных судебных решений о лишении родительских прав; во-вторых, о том, что большинство родителей, лишенных родительских прав, на путь исправления не становятся [7].
Подводя итог, подчеркнем, что к лишению родительских прав более целесообразно применять термины «охранительная мера» и «мера защиты прав и законных интересов несовершеннолетних». Она является крайней (исключительной) и применяется лишь в случаях, когда иные профилактические меры воздействия, такие как постановка родителя на учет в орган опеки и попечительства, в комиссию по делам несовершеннолетних, профилактические беседы, и контроль названных органов не дали положительных результатов.
23
1. Конвенция о правах ребенка: принята 20 нояб. 1989 г. // Сборник международных договоров СССР 1993. Вып. XLVI.
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 1995 г. № 223-Ф3 (в ред. от 02.07.2013 № 185-ФЗ) // Собр. законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 16; 2013. № 27. Ст. 3477.
3. Богатырев Н. Основания для отобрания детей у родителей без лишения родительских прав // Российская юстиция. 1994. № 10.
4. Карпов М.В. О некоторых вопросах применения мер ответственности в семейно-правовых отношениях // Семейное и жилищное право. 2013. № 2.
5. Соседова М.В. Меры семейно-правовой ответственности в виде лишения, ограничения в родительских правах. Возможность применения иных мер ответственности // Вопросы ювенальной юстиции. 2011. № 3.
6. Обзор практики разрешения споров, связанных с воспитанием детей: утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 20 июля 2011 г. // Бюл. Верховного Суда РФ. 2012. № 7.
7. Судебная практика по гражданским делам. Брачно-семейные споры: практ. пособие / С.В. Асташов, И.С. Богданова, Н.В. Бугаенко, И.В. Войта, М.В. Кратенко, А.Н. Щурова. М., 2011 // СПС «КонсультантПлюс».
1. Convention on the rights of the child: adopted on Nov. 20, 1989// Collection of International treaties of the USSR. 1993. Iss. XLVI.
2. Family code of the Russian Federation of Dec. 29, 1995 № 223-FL (as amended of 02.07.2013 № 185-FL) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 1996. № 1. Art. 16; 2013. № 27. Art. 3477.
3. Bogatyrev N. Grounds for confiscation children from their parents without deprivation of parental rights // Russian justice. 1994. № 10.
4. Karpov M.V. On some issues of application of liability measures in family legal relations // Family and housing law. 2013. № 2.
5. Sosedova M.V. Measures of family-legal responsibility of deprivation, restriction of parental rights. The possibility of applying other sanctions // Questions of juvenile justice. 2011. № 3.
6. Overview of dispute resolution, child-rearing: approved by the Presidium of the Supreme Court of the Russian Federation of July 20, 2011 // Bull. of the Supreme Court of the Russian Federation. 2012. № 7.
7. Litigation in civil cases. Matrimonial disputes: practical guide / S.V. Astashov, I.S. Bogdanova, N.V. Bugaenko, I.V. Vojta, MV Kratenko, A.N. Shchurova. M, 2011 //HLS «ConsultantPlus».
24